Н.М. Солнцева Н.М. Зернов родился 9 октября 1898 г. в семье московского врача. В 1917 г. он окончил Поливановскую гимназию, а затем поступил на медицинский факультет Московского университета. В 1921 г. Зернов покинул родину. На Западе он стал известным мыслителем, исследователем интеллектуальной и духовной жизни России. Слишком мало книг было издано им в эмиграции на русском языке. Среди них – труд о культуре Серебряного века «Русское религиозное возрождение» (1974) и историко-философские размышления «Вселенская Церковь и Русское Православие» (1952). Западному читателю известны труды Зернова «Moscow the Third Rome» (1937), “St. Sergius, Builder of Russia” (1939), “The Church of the Eastern Christians” (1942), “Three Russian Prophets Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev” (1944, 1974), “The Russians and Their Church” (1945), “The Reintegration of the Church” (1952), “Ruslands Kirke of Nordens Kirker” (1954), “The Christian East” (1956), “Eastern Christendom” (1961), “Orthodox Encounter” (1961) и др. «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» одновременно филологический и богословский труд, который стоит в ряду таких гуманитарных исследований русских эмигрантов, как «О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелев» И. Ильина , «О Достоевском» Н. Арсеньева, «Миросозерцание Достоевского», « Константин Леонтьев », «Хомяков» Н. Бердяева , «Русская стихия и Достоевский» Б. Вышеславцева , «Н. В. Гоголь» протоиерея Василия (Зеньковского), «Духовный путь Гоголя», «Владимир Соловьев», «Федор Достоевский» К. Мочульского, «Достоевский», «Достоевский и Толстой» Ф. Степуна, «Достоевский и Европа» протоиерея Георгия (Флоровского) и др. И историю, и литературу Зернов не отделял от религиозной мысли. Героями его книг были и пророки, и русские писатели. Задаваясь вопросом, в чем святыня и задача России, он высказывал глубокое убеждение в том, что в ХХ в. судьба человечества более чем когда-либо связана с судьбой России, а судьба России связана с русской интеллигенцией. Однако он полагал, что христианская цивилизация пребывает в опасности и ее будущее зависит от того, насколько общество и власть принимают Церковь . В своих работах он писал о кризисе самосознания русской интеллигенции в предреволюционные годы: даже религиозное возрождение России в начале ХХ в. не смягчило мировоззренческий конфликт между творческой элитой и Церковью . Он упрекнул русскую интеллигенцию начала века в приверженности атеизму, материализму и социализму. Он прямо говорил, что она уничтожила государственный строй. Лишь увидев дело своих рук, она обратилась к опыту русских пророков, среди которых – А. Хомяков, Ф. Достоевский, В. Соловьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Однако темой этой главы является не соединение Церквей, а природа Православной Церкви. Разделяя притязания Православия на прямую преемственную связь с Древней Церковью, Зернов находит, что существенные характеристики Древней Церкви были сохранены Церковью Православной: «Восточная Православная Церковь сохранила в исконном виде множество ценных черт жизни Древней Церкви. Корпоративная концепция Церкви до сих пор является живой реальностью для многих ее членов. И хотя Православная Церковь внешне была в течение многих веков парализована, бесконечные притеснения оказались все же гораздо менее разрушительными и привели к гораздо меньшим потерям, чем потери западного христианства. Православная Церковь была вынуждена жить под гнетом внешнего ига, но она никогда не шла на внутренние компромиссы, признавая силу закона и принуждения за гражданскими властями». 548 Это утверждение носит дискуссионный характер. И, прежде чем вступать в споры, нужно четко уяснить, что именно имеет в виду Зернов. Взаимоотношения Церкви с гражданской властью оказывали на Церковь влияние, и влияние это было такого свойства, что наносило ущерб чистоте христианского свидетельства. Православная Церковь оказалась, однако, затронута этим влиянием менее, нежели Церкви Запада, поскольку она никогда не присваивала себе прав гражданской власти, как это имело место на Западе. Но вопрос здесь даже не в том, насколько выгодно цезаропапизм отличался от ситуации в Риме или Женеве. Нас интересует лишь, как понимается природа Церкви в Православии. И в этом плане Зернов обозначает важную веху, фиксируя внимание на понимании природы Церкви как «братства людей, находящихся в союзе со Святым Духом». 549 Эта корпоративная концепция Церкви является наиболее ценным вкладом, который Православие может внести в современную экклесиологическую дискуссию. Переходя к рассмотрению вклада других богословов в определение понятия Церкви, необходимо остановиться на их понимании слова «соборность». Дело здесь не только в желании раскрыть в полноте учение о Церкви, но и в том, что понимание этого слова определяет некоторым образом миссионерское мышление. В статье протоиерея Иоанна Мейендорфа значение слова «соборность» обсуждается в связи с Евхаристией. Поскольку в «Евхаристии Христос и Церковь составляют воистину одно Тело... то именно в ней Церковь и является истинно Единой, Святой, Соборной Церковью Христа». 550 Центральное значение Евхаристии в миссионерском деле уже отмечалось нами. Теперь мы видим, что литургический акт также находится в центре при определении Церкви. Однако это само по себе не содержит ничего нового в контексте прозрения о Церкви как о братстве верующих, пребывающих в союзе друг с другом и Богом людей.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

мч. Албания и прп. Сергия Радонежского//Путь. – Париж, 1928. – 10. – С. 112–114. 2 . Винне Дж. Содружество св. Албания и прп. Сергия в последние годы//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 37–40. 3 .  Иларион (Алфеев) , иеромон. Православное богословие на рубеже столетий: Статьи, доклады. – М.: Крутицкое подворье, 1999. 4 . Казнина О. А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой половине XX в. – М.: Наследие, 1997. 5 . Н. К. Съезд в St. Albans, 11–15 января 1927 г.//Путь. – 1927. – 7. – С. 107–112. 6 . Филоненко А. С. Православие на Западе: английский опыт//Православное богословие и Запад в XX веке: История встречи: Материалы междунар. конф. Синодальной богословской комиссии РПЦ и итал. Фонда «Христианская Россия» (Италия, 2004). – М., 2006. 7 . Южаков Р. М. Русское православие в Англии: Николай Зернов и Антоний Сурожский //Русский мир. – 2000. – 2. – С. 219–228. 8 . Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. – Париж, 1991. 9 . Зернов Н. М. Русский религиозный опыт и его влияние на Англию//Русская религиозно-философская мысль XX века/Под ред. Н. П. Полторацкого. – Питсбург, 1975. 10 . Зернов Н. М., Зернова М. В. Содружество св. мученика Албания и прп. Сергия: (Ист. очерк)//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 10–37. 11 . Zernov N. The Reintegration of the Church.– L.: SCM Press, 1952. 12 . 3а рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: (Хроника семьи Зерновых) (1921–1972)/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. – Париж, 1973. – 561 с. 13 .  Каллист (Уэр) , еп. Диоклийский. Николай Зернов (1898–1980)//Соборность: Сб. избр. ст. из журнала Содружества «Sobornost». – М.: ББИ, 1998. – С. 41–62. 14 . Ульянкина Т. И. Н. М. Зернов//Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции: Первая треть XX в.: Энцикл. биограф, словарь. – М.: РОССПЭН, 1997. – С. 254–255. Митрополит Антоний (Блум) 15 . Антоний (Блум), митр. Сурожский. «…Быть православным в Англии»: О Сурожской епархии/Публ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большая русская делегация приняла участие в двух конференциях в 1937 году: «Дело и жизнь» в Оксфорде и «Вера и строй» в Эдинбурге. На заседаниях присутствовали митрополит Евлогий, Бердяев, о. Булгаков, Федотов, Флоровский, Алексеев, Карташев, Зеньковский, Вышеславцев, Городецкая, Зандер, Зернов и другие. Там было также около пятидесяти представителей Византийской и Восточных не халкедонских Церквей. Отец С. Булгаков настоял, чтобы вопрос о значении Девы Марии в жизни и учении Церкви обсуждался особо. Специальная подсекция занялась изучением почитания святых и Богородицы, и пришла к заключению, содержавшему большинство предложений отца С. Булгакова . 410 Во время Оксфордской и Эдинбургской конференций по инициативе автора книги часть делегатов подписала письмо к руководителям экуменического движения, в котором выражалось убеждение, что Евхаристия должна занять подобающее ей место на вселенских собраниях. 411 В результате Евхаристия была включена в программу первой экуменической конференции молодежи в Амстердаме в 1939 г. Она была отслужена, согласно традициям Православной, Англиканской, Лютеранской и Кальвинистской Церквей. Русская делегация под руководством епископа Кассиана (Безобразова) играла значительную роль на этой конференции. Включение Евхаристии в работу конференции оспаривалось некоторыми протестантами, но большинство делегатов приветствовало ее, и она стала частью программы, принятой на съездах в Амстердаме в 1948 г. и в Лунде в 1952 г. На торжественном открытии конференции Всемирного Совета Церквей в Амстердаме в 1948 г. снова присутствовали русские: епископ Кассиан (Безобразов) , отец Флоровский, Зандер, Зернов, Шмеман. Их было меньше, чем на предыдущих собраниях, из-за отрицательного отношения Московской патриархии в то время к экуменическому движению и смерти нескольких лидеров. 412 Эти большие международные собрания представляли вершину вселенского движения. За их внушительным фасадом стояла значительная подготовительная работа комитетов и комиссий, в которых русские принимали активное участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Об этом исцелении крестьянина Павла Кудашкина я считаю своим священным долгом довести до сведения вашего высокопреподобия. Села Алова священник Матфей Зернов. Июля 15 дня 1904 года. При сем считаю необходимым заявить вашему высокопреподобию, что свидетелями чудесного исцеления крестьянина Кудашкина, кроме меня, были все его соседи. Села Алова священник Матфей Зернов. XXII. Спасение от пожара церкви, в которой почивает угодник Божий схимонах Вассиан, в Свято-Троицком монастыре в городе Алатыре В Алатырском Свято-Троицком монастыре, за молитвы угодника Божия схимонаха Вассиана, спасен от сильного пожара, бывшего 4 Июля 1906 года, пещерный храм, в котором находится гробница угодника. Это было так: в час пополудни в гор. Алатыре возник пожар в далеком расстоянии от монастыря. При бушующем сильном ветре в сторону монастыря огонь скоро дошел до монастырских зданий, и монастырь быстро загорелся в разных местах. Загорелись сначала зимняя церковь Преподобного Сергия и надворное строение, потом настоятельский и братские корпуса и Казанский придел при зимней церкви. Затем загорелись летний собор и колокольня, одним словом, загорелся весь монастырь. При таком быстром воспламенении и при сильном ветре, несшем тучу искр с дымом, отстаивать что-либо не было возможности; но милостью Божиею, за молитвы угодника Божия схимонаха Вассиана, церковь , находящаяся тут же при зимнем храме, в нижнем этаже, под приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, осталась цела. Море огня бушевало над этой церковью и около; ведущая в нее лестница сгорела, входная дверь выгорела вместе с рамою, вделанною в каменную стену, сверху на деревянный пол сыпались горячие уголья в два отверстия, сделанные для тяги воздуха; пол на месте падения углей загорался, и дерево там обуглилось; дым наполнял весь храм, и взойти туда от дыма и жара не было возможности. Монастырский эконом с помощью других лил из машинного рукава воду в окна церкви, дабы не перекосило железные балки, на которых устроен кирпичный свод; но что значила бы эта тонкая струя воды в море пламени, если бы не рука Господня, пощадившая храм, как веруют все очевидцы, ради почившего здесь блаженной памяти схимонаха Вассиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нехитрая повесть любви была у моей матери и сколько раз она мне ее ни рассказывала со счастливейшей улыбкой на лице, я никогда не уставала ее слушать. И эта ее очаровательная улыбка с каким-то сиянием в глазах так часто освещала ее доброе лицо. 1 Прим. Некрологи о протоиерее Зернове были помещены в следующих газетах и журналах: в Московских Ведомостях 1886 г. 288–291, в Московских Листках 283, 290 и 292, в Московских Церковных Ведомостях 43, 45, 47, в Православном Обозрении, октябрь 1886, 33, в Историческом Вестнике 1889 г. 12. 2 Прим. Известный духовный писатель Е. Поселянин отмечает дар протоиерея Зернова находить особый подход к детям. Он пишет: «Очень важно детям иметь с раннего возраста общение с выдающимися духовными людьми или находиться под руководством хорошего, заботливого и ревностного духовника. В Москве был почтенный и заслуженный протоиерей, настоятель известного великолепного храма святителя Николы Явленного на Арбате, о. Стефан Зернов, обращавший близкое внимание на детей своих прихожан. Весьма благолепный старец, он служил с таким чувством, что иногда из-за душивших его слез еле мог произнести возглас. По московскому обычаю, обходя «с крестом» дома прихожан во дни больших праздников, он разговаривал с детьми и, между прочим, требовал, чтобы они знали наизусть тропари и кондаки тех праздников и тех святых, которым были посвящены все пять алтарей его храма». (Е. Поселянин. Идеалы христианской жизни, стр. 48). 4 Прим. Михаил Степанович Зернов в своей автобиографии так пишет о матери : «Моя мать, дочь военного врача, получила домашнее образование. Она отличалась душевной красотой, доброжелательностью и скромностью». 5 Прим. Прилагаемый отрывок из письма моего отца к его сестре Ольге, написанный, наверное, в 1881 году, отражает мысли моего деда а так же характеризует общее состояние церкви в России. «Папаша, как тебе, наверное, известно, получил орден Владимира 3-й степени. Недавно он виделся с Победоносцевым, который был в Москве в Братском приюте и остался им очень доволен. Хотя Победоносцев в обращении с палашей был прост и любезен, однако взгляды, высказанные им по некоторым вопросам, произвели впечатление не совсем в его пользу... Так, например, он думает, что людям, получившим образование, не место быть священниками, так как они окажутся чужими для крестьян; что хорошие пастыри те, кто не брезгуют пьянствовать с крестьянами, что высшее духовенство виновато в том, что дозволяет своим сыновьям выбирать другие профессии, и так далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Положение, однако, осложнялось тем, что в данное время русская церковь возглавлялась Патриархией, официально признанной советским правительством, и епископатом, им же апробированным. Характерный момент: еще весной 1960 года архиепископ Пимен (тогда еще управляющий делами Патриархии в сане архиепископа Тульского) дал проект подготавливавшегося Положения на отзыв одному известному московскому протоиерею. Батюшка, прочтя Положение, дал следующий устный отзыв: «Так, теперь для меня ясно, кто я такой! Я не только не глава общины, но даже и не член общины. Я всего лишь служащий по найму. Но для меня неясно, кто вы такой? В Положении говорится о том, что я назначаюсь общиной, но при чем же здесь вы? Община же может с таким же правом вместо меня назначить дворника или обменять нас местами. При чем здесь Патриархия и епископы?» Это замечание было учтено. В текст постановления было введено несколько слов о Патриархии и о иерархии, которая должна санкционировать назначение священников. Так или иначе, июльский собор 1961 года сделал свое дело. Противозаконное и антиканоничное Положение было принято без возражений (если не считать «особого мнения» двух епископов — Луки и Павла, которые на собор приглашены не были). Отныне во главе приходов стояли так называемые «тройки», состоящие из председателя, секретаря и казначея, состоящие из людей, никем не избранных, никем не уполномоченных, назначенных Райсоветом, которые были хозяевами храма. Обычно это были весьма «лояльные» граждане, близкие к властям, нечистые на руку, которые иногда даже не считали нужным притворяться верующими. После того как растерянные, утомленные епископы вернулись домой, началась энергичная подготовка к проведению нового «Положения» в жизнь. Управляющим делами Патриархии стал прот. Михаил Зернов — бывший актер, о котором подробно рассказывалось во втором томе настоящих воспоминаний. В августе состоялось экстренное пострижение его в монашество (он считался священником, рукоположенным целибатом, и официально женат не был) с именем Киприан. В сентябре он был рукоположен во епископа Дмитровского. Отныне на смену прежней руководящей «троицы» — Патриарх Алексий, Митрополит Николай, протопресвитер Колчицкий — пришла к кормилу церковного правления новая «троица»: Патриарх (вместо которого фактически всем управлял его секретарь Даниил Андреевич Остапов), архиепископ Никодим (заведующий Отделом внешних сношений Патриархии) и епископ (вскоре он также был возведен в сан архиепископа) Киприан Зернов.

http://azbyka.ru/fiction/v-poiskax-novog...

Вот это – «взор во взор», когда не обманешь, когда действует не слово, когда довольно сказать: «Иди вперед и Бог тебе поможет», чтобы слышащий всем сердцем принял власть сказанного и не устрашился выйти в дорогу. Как пошел на Куликово поле Димитрий «под восьмиконечным крестом» против полумесяца уже принятого татарами мусульманства, и прямого креста Ягеллы. И не шел ли Сергий на смерть вместе с каждым из ста тысяч погибших в своей молитве на первой страшной Литии, когда он называл их имена в час, когда они падали там, на поле и возносились к Небесному Отцу? Он слышал это сыновство и держал поле и победу. Он не хотел этой войны, но понимал, как верно пишет Зернов, что «измена истине, отказ защитить слабого чаще становятся причиной духовной смерти, чем участие в вооруженном конфликте». К этому слышанию надо было приготовить внутренний слух, и автор потому и всматривается не в одни высшие эпизоды жития Преподобного, а смотрит всю полноту жизни, что хочет вернее увидеть тайну этого великого возрастания. Мы легко поймем (хотя бы умом поймем) первых христианских подвижников Византии, которые бежали, скажем, из столичной Антиохии с ее духовным разложением, со всеми пороками развращенной цивилизации, роскоши и скуки, чтобы спасти в себе человека и, может быть, вымолить у Бога и этот слепой в наслаждении мир или испепелить его пророчеством. А ведь Сергий-то уходил из бедного села, из разоренного дома, уклоняясь даже от налаженной монастырской жизни, потому что даже и здесь слышал трещину разделения. И как радуется он, что старший брат угадывает желанное ему имя построенной ими церквицы – Троицкая, хотя, как пишет в скобках Зернов, это был тогда едва ли не первый в России храм во имя Святой Троицы. Не первый, конечно, сиял уже Троицкий собор в Пскове, но имя правда было еще редко среди Софийных, Успенских, Богоявленских, Богородичных храмов, потому что хоть тринитарные споры первых веков как будто стихли, но невместимость единства Троицы для «здорового» реалистического, полуязыческого ума еще была очень распространена. Так что и через столетие после кончины Сергия еще будет шатать Россию ересь жидовствующих, не приемлющих как раз троичности Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Недостаток времени не позволяет показать, что как раз этот эсхатологический опыт Церкви сформировал и определил все развитие христианского богослужения – и не только богослужения Таинств, но и богослужебных циклов времени: годового, седмичного и дневного. Византийский Типикон, прошедший крайне сложное многовековое развитие, останется совершенно непонятным, если мы не опознаем в нем, как ключ к его сложным правилам, предписаниям и рубрикам, эсхатологический опыт ранней Церкви – опыт дня воскресного, Недели, как Восьмого Дня, что находится вне семи дней творения (и потому вне падшего мира), как дня нового творения, коему мы становимся причастны в евхаристическом вознесении; переживание Пасхи (распространившееся впоследствии и на другие праздники) как перехода, вхождения в радость Царства Божия; переживание практически всего богослужения, как – излюбленная византийская формула! – «неба на земле». Но – и это главное, что я хотел сказать, – именно этот эсхатологический символизм остается, при всех богословских, мистических, иллюстративных интерпретациях и объяснениях, основным символизмом византийской литургии. Возвращаясь, по прочтении всех бесчисленных толкований, от «богатого символизма», который они находят в византийском богослужении, к литургии как таковой, к свидетельству ее молитв и обрядов, ее чина и ритма, мы переживаем своего рода духовное освобождение. Ибо то, что открывается нам тогда, есть подлинное литургическое богословие, то есть богословие, для которого богослужение – не «предмет», но сам источник. Открывается нам, говоря другими словами, забытая истина древнего речения: lex orandi est lex credendi. Богослужение и эсхатология 172 Первое выступление на чтениях памяти Николая Зернова 25 мая 1982 г. Открывать настоящие мемориальные чтения – большая честь и радость для меня. Николай Зернов 173 , в память которого они установлены, сыграл громадную роль в жизни моей и многих моих сверстников, русских православных мальчиков, взрослевших в изгнании, – роль ободряющую и вдохновляющую в силу не только требовательного ожидания от нас, но и личного примера верного и непрестанного служения Православной Церкви. В 20-е–30-е годы русским изгнанникам слишком легко было забыть свое прошлое и благополучно обосноваться «на реках Вавилонских». А такие люди, как Николай Зернов, ободряли и вдохновляли нас хранить преданность тому, чему сами служили всю жизнь, – Церкви и России, христианской России. Вот почему я с искренней благодарностью принял приглашение выступить здесь. Последние два дня я бродил по Оксфорду и все время вспоминал свою встречу с Николаем Зерновым. Мне было тогда 16, и произошло это на конференции братства св. Альбана и преп. Сергия. Я не говорил по-английски и не понимал, о чем шла речь, да вдобавок и пропускал многие заседания, куда больше интересуясь теннисом. Но именно там – не в Париже, а на конференции в Великобритании – стало ясно, что жизнь моя получила направление, и этим я навеки обязан Николаю Зернову. Постхристианская эра?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

38 Об отпуске Хомутову 2000 руб. на священнические и диаконские облачения... 1760 года на 8 листах. 39 Фермуар прислан при следующей записке: от Татьяны Николаевой Нарышкиной урожденной княжны Долгоруковой, пожертвован в церковь св. Николая, что называется морской, фермуар, украшенный бриллиантами, для украшения образа св. Николая Чудотворца, перед мощами. Апреля 29 дня 1854 года. Татьяна Николаева Нарышкина. 42 См. Арх. Морск. Министер. Дело 1806 года о церквах находящихся в ведении Морского Министер. 522, шкаф 32. папка 130. Предложение Чичагова Коллегии от 18 января 1806 года. 96. 44 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от 27 февр. 412 20 июня 1776 г. 45 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Тимофею Васильеву, от З1 июля 4346, и от 8 авг. 1781 г. 285. 46 Ук. Интендантской Экспедиции, к протоиерею Василию Алексееву, от 21 февр. 831 и от 2 мая того же года 2160. 48 В след. ук. Интендантской Экспедиции, от 2 июля 1770 г. 3893, к протоиерею Василию Алексееву, так изложены обязанности его к певчим: минувшего мая 13 дня Адм. Коллегии определила: находящимся при Морском Богоявленском Соборе певчим жалованье по каждой трети производить благонадежным по одобрению вашему, а кои из них не благонадёжны состоянием, тем, чтобы они, вновь сделанных им парадных мундиров, за не неимением своих, в непорядочную носку не могли употребить, в руки того жалованья не отдавать, а отдать оное на рассмотрение ваше, из коего вами и довольствованы быть могут, смотря по их нуждам. 50 Советники эти были в следующем порядке: 1) капитан Барзов с 1764 по бригадир Ильин с 1771 по 1777 г.; 3) бригадир Нижегородцев с 1777 по 1786 г.; 4) капитан Глотов с 1786 по 1789 год 5) подполковник Павел Зернов с 1789 по 1790 г.; 6) флота капитан кн. Голицин с 1790 г.; 7) Павел Зернов (вторично) с 1791 по 1794 г.; 8) капитан-лейтенант Данеберг с 1794 по 1804 г.; 9) Клавер 1805 г.; 10) капитан-лейтенант Ендоров 1806 г. 11) полковник Стрельников с 1807 по 1809 г. 53 Из церковных денег Никольского Собора в уплату за сей дом, по мнению коллегии, поступило 17843 руб., а остальные 7172 руб. она уплатила, по её словам, из собственных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010