Закрыть itemscope itemtype="" > «Свет Балтийского Православия» Собор святых Эстонской земли 02.12.2020 5745 Время на чтение 4 минуты Источник: Царьград Церковный календарь на 1 декабря Фото: www.pravoslavie.ru, www.globallookpress.com 1 декабря (18 ноября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Вторник 26-й седмицы по Пятидесятнице (26-й недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Рождественский пост. Тем, кто следует церковному Уставу, на трапезе благословляется постная пища с рыбой. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование Собору святых Эстонской земли и память шести известных нам поимённо святых. Собор святых Эстонской земли. Русская Церковь никогда не была узкоэтнической. Издревле она объединяла православных христиан разного происхождения: народы славянские и романские, тюркские и финно-угорские. Не является она и узкогосударственной: окормляемый ей Русский мир много шире современных границ России. Входят в него и эстонские земли, собор святых которых празднуется Церковью 1 декабря. Собор был установлен в 2002 году указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, уроженца Эстонии, около четверти века возглавлявшего Таллинскую епархию. Согласно указу была написана и икона " Собор святых земли Эстонской " , которая находится в Александро-Невском кафедральном соборе города Таллина. Среди святых земли Эстонской – благоверный князь Александр Невский, в честь которого освящён главный православный собор Таллина, и преподобный Иона Псково-Печерский, в XV веке окормлявший православное население в окрестностях нынешнего Тарту. Праведный Иоанн Кронштадтский, много сделавший для развития общин православных эстонцев, и целый ряд новомучеников и исповедников XX столетия. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: История Православия в Эстонии насчитывает многие столетия. Многие семена православной веры были посеяны здесь русскими миссионерами, в первую очередь из новгородских и псковских земель. Создавались очаги православной духовности. Строились усилиями нашего народа храмы, многие из которых до сих пор стоят, будучи замечательными памятниками культуры и истории, но в первую очередь – памятниками силе веры. Ведь храмы созидаются лишь тогда, когда они нужны верующим людям. И это видимое материальное предание нашей Церкви является надёжным подтверждением глубинных связей, которые существуют внутри нашей Церкви между людьми разных национальностей. И в Эстонии это чувствуется особенно ясно...

http://ruskline.ru/opp/2020/12/02/svet_b...

Псалом 23 Пс.23:1 . Псалом Давиду, единыя от суббот. Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте нет сих слов: единыя от суббот, но приложены от семидесяти толковников, может быть, потому, что в начале псалма упоминается о сотворении земли, которая создана в едину от суббот, как мнят церковные учители, – или потому, что древние псалом сей обыкновенно певали в день субботний. СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме описывает Пророк пространство царства Христова, творение всех вещей и управление, наипаче церкви, собранныя из всего мира. Притом показывает, кто суть истинные члены святыя церкви. Наконец пророчествует о преславном Христа Спасителя нашего на небеса вознесении, по свидетельству святых отцов: Киприана в слове на вознесение, Иеронима в послании 142 к Дамасу, Руффина в толковании Символа, Григория Нисскаго , Иоанна Златоустаг о, Льва Папы Римскаго, и иных. Пророк, имея намерение показать, что Иудеи несправедливо думают, аки бы Господь над одною токмо Палестиною владычествует и об одних токмо их печется, нарицаяся Богом их одних 3 , – как то думали после и еретики Маркиониты и Манихеи, утверждая, что они суть единственное создание Божие, а прочие люди к Богу не принадлежат, но от некоего инаго начала созданы, напереди полагает два стиха, которыми научает, что Бог есть Творец и Господь всея вселенныя и всех вещей, сущих на ней. Господня земля и исполнение ея: то есть, и вся елика суть на ней, и елика наполняют ю. И то же самое изъясняя, во второй части присовокупляет: вселенная и вси живущии на ней. Ибо сказав: Господня земля, объясняет себя, что сие разумел наипаче о населяемой нами земли, или о круге земном обитаемом. И паки сказав: исполнение ея, показывает, что он разумел сие наипаче о людях, живущих на земли, а не о других вещах, сущих на ней. Пс.23:2 . Той на морях основал ю есть и на реках уготовал ю есть. Доказывает, что Бог есть Господь всея земли и всех живущих на ней, яко Той основал ю есть на водах, да будет удобна ко обитанию. Ибо ежели бы или воды совсем не имела, или бы отвсюду водами покрыта была, то не могла бы обитаема быть. Той, глаголет, на морях основал ю есть, сиречь, на водах, аки на некоем основании, повесил землю, и потому из ничего сотворил, и притом так сотворил, чтоб поверхность земли была выше поверхности моря: ибо предлог: на – положен здесь вместо выше. За сим то же самое повторяя, присовокупляет: на реках уготовал ю есть. Сиречь, так устроил круг земный, чтоб он удобен был к обитанию людей, и для того соделал его выше рек. Иначе бо и море и реки потопили бы землю, ежели бы были выше ея. А из сего, что Бог соделал землю обитаемою, следует, чтоб был Он и Господь всех человеков как потому, что люди из земли сотворены, и в землю возвращаются, так и потому, что землю населяют не яко владыки, но яко поселяне, поставленные от Бога возделывать землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VI. Вопрос о земельных владениях монастырей в полемических сочинениях и в законодательстве XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 4. Правительственные меры XVI века, направленные на ограничение монастырского землевладения Между тем церковные владения в Московском царстве продолжали расти. Монастыри, основанные как пустынные скиты для аскетических подвигов, со временем, благодаря приобретению земли покупкой, через дарственные и другими способами, превратились в настоящие хозяйственные колонии. У монастырей были свои крестьяне, которые либо работали в монастыре, либо платили оброк, либо отбывали барщину на монастырской земле. Хозяйственному процветанию и обогащению монастырей способствовали многочисленные привилегии, дарованные государственной властью. Адам Климент, который побывал в Москве в 1553 г., писал, что в Московском царстве «plurima ibi exstruuntur Basilianorum coenopia; his magni sunt agrorum reditus, nam tertiam fundorum partem totius imperii tenent monachi» [там много василианских киновий, и у них много земли, третья часть земли всего царства принадлежит монахам] . Но превращение Московского княжества в великое Московское царство поставило правительство перед необходимостью вооруженной защиты его границ. Забота о содержании войска, а оно в основном состояло из служилых людей, получавших в качестве платы за ратные труды поместья, было задачей, которую правительству никогда не удавалось решить вполне удовлетворительно. Как установлено исторической наукой, земля была единственным капиталом государства. Пригодной для возделывания земли, находившейся в распоряжении правительства и выдававшейся как поместья, не хватало; это объясняется, как уже было сказано, и тем, что значительная часть земли находилась во владении Церкви и монастырей и все новые земельные наделы продолжали уходить из рук правительства .

http://sedmitza.ru/lib/text/436492/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Кахетинскому царю Теймуразу I о принятии Иверской земли под покровительство России. 1641 г. мая 31. Документы о вхождении Грузии в состав России Бога единого безначальнаго и безконечнаго... в Троицы славимого, милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович всеа Русии самодержец [п. т.], пожаловали есмя Иверские земли началника Теймураза царя и сына ево царевича Давыда, велели им дати сю нашу царскую жаловальную грамоту вперед для утверженья, по ево, Теймуразову цареву, челобитью и прошенью, потому что изначала Грузинские земли цари и князи нашие православные крестьянские веры, а в послушанье были за много лет у прародителей наших у великих государей царей и великих князей российских. А принял дед наш блаженные памяти великий государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии самодержец под свою царскую высокую руку грузинского Леонтья царя, царева Александрова отца, во оборону для православные христианские веры. А после Леонтья царя сын ево Александр царь з детьми по тому ж были послушны дяде нашему блаженные памяти великому государю царю великому князю Федору Ивановичу всеа Русии самодержцу и по нем бывшим великим государем царем российским и крест им великим государем целовали, и грамоты докончальные грузинских царей в нашей царской казне есть многие. И в прежних годех присылали к нам великому государю бити челом он, Теймураз царь, да башачюжской Юрьи царь, да Гурелской Мануйло царь, что кизылбашской Абас шах Грузинскую землю повоевал, и церкви разорил, и ево, Теймураза царя, из ево земли изогнал. А в прошлом во 127-м присылал к нам великому государю он же, Теймураз царь, з грамотою в послех Курмигинские пречистые Богородицы монастыря игумена Харитона бити челом о помочи на кизылбашского Абаса шаха, что землю Грузинскую разорил и церкви Божьи обругал .

http://sedmitza.ru/lib/text/439145/

Доходы и расходы Земельные участки приписных церквей, кроме Николо-Ваганьковского, доставляли доход чрез отдачу в арендное содержание имевшихся на них лавок и подвалов. В приходо-расходных книгах за 1815 и 1816 гг. значится арендной платы «с церковной лавки» за первый год 5 руб., а за второй – 10 руб. За те же годы значатся в приходе за первый 60 р. и за второй – 80 руб., получавшиеся церковью за отдававшийся в наем подвал, находившийся под Благовещенской церковью. Подвалы, и более обширные, имелись и при Николо-Сапожковской церкви, которые также отдавались в аренду (под склад хрустальной и стеклянной посуды) за более высокую плату. За время по 1819 год арендная плата, распределявшаяся по равной части между церковью и причтом, была по 250 руб. в год; с 1820 г. по 1827 г. – 400 р., а с 1828 по 1836 – по 300 рублей в год 167 . Получала церковь еще арендную плату за 13 ½ кв. саж. земли упраздненной Димитрие-Селунской церкви (бывшей на Воздвиженке), отдававшихся купцу Петру Михайловичу Гусятникову. Плата взималась в размере 200 руб. в год, из которых 100 руб. поступало в пользу церкви, а 100 руб. – причту. Еще в 1787 году января 8 дня Гусятников снял часть земли после упраздненной Димитрие-Селунской церкви, требовавшуюся ему «для проезду на свой двор, в одном конце 3, а в другом 4 ½ сажени», за 100 руб. годовой платы, сроком на 20 лет, и за все время внес тогда же сполна следуемую сумму в Крестовоздвиженский монастырь, в который земля означенной церкви была отдана по резолюции митрополита Платона в 1786 году 168 . С управлением монастыря, Крестовоздвиженская церковь считала себя собственницей арендуемой Гусятниковым земли, и 1 сент. 1815 года заключила с ним новый контракт на 12 лет, с платой по 200 руб. в год 169 , и притом взяла с него арендную плату и за предшествовавшие годы, в количестве 1000 руб. Условие заключено согласно определению Москов. Дух. Консистории, и в нем значилось земли 13 ½ кв. саж. 170 . При этом оказалось, что кроме арендуемой еще должна быть земля «в одном конце 12, а в другом 11 ½ саж.», той же церкви, но у кого этот участок во владении, – не видно. Вследствие этого Консистория предписала благочинному произвести осмотр на месте. Благочинный полагал, что искомая земля находится во владении Гусятникова; но так как это предположение не подтверждалось никакими документальными данными, то Крестовоздвиженскому причту предписано «отыскивать оную землю» 171 . В 1829 году, авг. 14 дня, состоялся указ Моск. Кон. на отдачу в наем 13 ½ кв. с. той же земли, при 200 руб. ассигн. годовой платы, коллежскому ассесору Михаилу Петровичу Гусятникову, сроком на 4 года; а остальную землю снова подтверждено притчу отыскивать 172 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Ромашево (Ромашевский погост). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская Ромашевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Возобновлённый Введенский храм освящён 20 ноября 1868 г. Клировая ведомость Ромашевской Введенской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда IV Благочинного округа за 1917 год. Ведомость о церкви. 1) Церковь построена в 1767 году, церковь теплая тщанием и усердием прихожан; другая же церковь холодная, построена в 1812 году тщанием тоже прихожан. 2) Зданием теплая церковь деревянная, двухэтажная на каменном фундаменте; холодная же каменная с таковою же теплою и в одной связи колокольнею. Обе церкви прочны, крепки и крыты железом. 3) Престолов в обеих церквях пять: Во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы; 2. Макария Желтоводскаго; 3. Св. Первоверховных Ап. Петра и Павла; 4. Казанской Иконы Божией Матери; 5. Св. Архистратига Михаила и прочих Божиих Сил. 4) Утварью достаточна. 5) По штату при ней положены: два священника, диакон и два псаломщика. 6) Жалования положено: священникам по 294 рубля, диакону 147 рублей и псаломщикам по 98 руб. от казны. 7) Кружечных доходов за: 1917 год получено 380 рублей. 8) Другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: кроме жалования и кружечных доходов на причт получается по вечным вкладам: % 10 руб. 60 коп. и добровольного сбора зерновым хлебом и за славы по домам прихожан печеного хлеба на 190 рублей. 9) Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 2 десятины, пахотной 9 десятин, сенокосной 8 десятин. Эта земля находится вблизи церкви; 11 десятин неудобной земли, которая причтом не обрабатывается не сдается в аренду, находится в расстоянии 2-х верст от церкви, всего 30 десятин; кроме сей земли есть еще неудобной и под дорогами 3 десятин, а всего земли 33 десятины. 10) Качество церковной земли: средняя. 11) Средний доход ею приносимый: обрабатывается своими руками и частью наймом и после всех расходов употребляемых на обработку оной, дохода на весь причт получается 250 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=21684

Скачать epub pdf 2.01 Служба святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал 130). Месяца декабря в 20-й день святителя Антония, архиепископа Воронежскаго и Задонскаго На велицей вечерни Б лажен муж: 1-й антифон. На Г осподи, воззвах: стихиры на 8: предпразднства Рождества Христова 3 и святителя 5, глас 2. Подобен: К иими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем святителя Антония,/от юности всею душею Бога взыскавшаго/и паче всего службу церковную возлюбившаго,/тихостию нрава и смирением украшеннаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже избра Христос Бог наш,/имеяй велию милость. (Дважды) Киими достойными песньми/прославим святителя Антония,/мира тленнаго отрекшагося,/постника, не токмо телом, но и душею,/узким путем заповедей Господних шествовавшаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/емуже благодать дарова Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими церковными хвалами/воспоим святителя Антония,/словом Божиим ум питавшаго/и подвиги святых отец волю свою укрепльшаго,/молитвою сердечною чувства освятившаго,/града Воронежа похвалу/и Руссския земли светильника,/ егоже просвети Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными гласы/воспоим святителя Антония,/пастыря монашествующих изряднаго,/во игуменстве своем/всем всяко послужившаго,/града Воронежа похвалу/и Русския земли светильника,/ егоже умудри Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Слава, глас 8: Что тя наречем, святителю Антоние;/монахов ли украшение,/яко целомудрием, нищетою и послушанием себе украсил еси;/архиереев ли похвалу,/яко свет твой пред человеки просиял еси;/святителей Митрофана и Тихона достойнаго преемника,/яко светильник земли Воронежския явился еси./Сего ради со дерзновением молися Христу Богу/о спасении душ наших. И ныне, предпразднства, глас тойже: В осприими, Вифлееме: Вход. Прокимен дне. И чтения три святительская.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2.4. Книга пророка Софонии Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Время служения пророка Софонии более позднее, чем время служения Иоиля. Он дает свою родословную из четырех колен, которая восходит к некому Езекии, под которым толкователи нередко видят иудейского царя. Таким образом, он, по-видимому, был царского рода, а временем его служения следует считать вторую половину VII века. Это время реформ царя Иосии, то есть, он был современником пророка Иеремии. День Господень. Во время правления царя Иосии окончательное осуждение Иудейского царства уже был произнесено. И книга пророка Софонии начинается резкими словами. «Все истреблю с лица земли, говорит Господь». Коротко и ясно. «Истреблю людей и скот, птиц небесных, рыб морских, соблазны вместе с нечестивыми, истреблю людей с лица земли» (Соф. 1:2-3). Снова мы видим, что за грехи людей страдают не только люди, а страдает целиком весь мир. «Умолкни пред лицом Господа Бога! ибо близ день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание и назначил кого позвать» (Соф. 1:7), и дальше пророк приводит список тех, кто будет вызван. «Близок великий день Господа, близок и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня, горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов, высоких башен» (Соф. 1:14-16). В описании дня Господня пророки сходятся между собой, в некоторых местах – дословно. «Ни серебро их и ни золото их не может спасти их в день гнева Господня, и огнем ревности Его будет пожрана вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное совершит Он над всеми жителями земли» (Соф. 1:18). Но даже описанное у пророка Софонии внезапное и неотвратимое истребление не исключает возможности подготовки. Господь обещает обойти Иерусалим со светильником (Соф. 1:12) и обозреть, кто чем в нем занят, чтобы воздать им всем по делам их. Вот что нужно делать, чтобы подготовиться к неминуемой встрече: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней. Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» (Соф. 2:1-3). Таким образом, спасается от гибели тот, кто смирился и взыскал Господа. Тождество учения с другими пророками несомненно.

http://sedmitza.ru/lib/text/431399/

8.14. Великая битва 8.15. Видение Нового Иерусалима Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 8.14. Великая битва В подтверждение грядущей славы Господней, и защиты Им Своего народа, описывается великая битва народов. Некий царь, называемый Гогом из земли Магог, придет с великими полчищами, но Господь поразит их так, что долгие дни будут погребать павших и в течение семи лет не будут иметь нужды в дровах, сжигая древки оружия врагов. В связи с этим пророчеством святитель Иоанн Златоуст говорит: «Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви и о диаволе, и о гонениях, которые в разное время воздвигаемы были нечестивыми царями» т. 6, кн. 2, c. 688]. Однако все гонения есть лишь прелюдия гонения последнего. О Гоге сказано: «не ты ли тот самый, о котором Я говорил в древние дни чрез рабов Моих, пророков Израилевых, которые пророчествовали в те времена, что Я приведу тебя на них? И будет в тот день, когда Гог придет на землю Израилеву, говорит Господь Бог, гнев Мой воспылает в ярости Моей. И вострепещут от лица Моего рыбы морские и птицы небесные, и звери полевые и все пресмыкающееся, ползающее по земле, и все люди, которые на лице земли, и обрушатся горы, и упадут утесы, и все стены падут на землю. И явлю святое имя Мое среди народа Моего, Израиля, и узнают народы, что Я Господь, Святый в Израиле. И пошлю огонь на землю Магог и на жителей островов, живущих беспечно, и узнают, что Я Господь. Вот, это придет и сбудется, говорит Господь Бог, – это тот день, о котором Я сказал» (Иез. 38:17-18, 20; 39:6-8). Изображаемая здесь картина может быть отнесена к последним временам. Образ этой последней битвы присутствует и в Апокалипсисе: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное» (Откр. 20:7-10).

http://sedmitza.ru/lib/text/431552/

I. СЛОВО БОЖИЕ Места Св. Писания, свидетельствующие о принадлежности судебной власти епископу. В Новом Завете два места, из которых яснее видно о принадлежности судебной власти в Церкви Апостолам и приемникам их епископам. Это в Евангелии Матфея 18 гл. ст. 15 – 19, и в 1 послании Ап. Павла к Тимофею гл. 5 ст. 19–20. Спаситель Апостолам Своим, между прочим, преподает следующую заповедь и облекает их следующим правом: аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи ею между тобою и тем единем. Аще тебе послушает, приобрел ecu брата твоего. Аще ли тебе не послушает, пойми с собою еще единого или два: да при успех двою, или триех свидетелей станет всяк глагол: аще же не послушает их, повеждъ Церкви, аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь. Аминь бо глаголю вам: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех ( Мф. 18:15–19 ). Толкования: Апостольские постановления: Епископ, потщись быть чист делами; знай образ свой и достоинство свое, ибо имеешь образ Бога между людьми для начальствования над всеми людьми. И таким образом седи в Церкви, когда говоришь слово, ибо имеешь власть судить согрешивших; ибо вам епископам сказано: елика аще свяжете на земли, будут связана на небесех, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех. Итак, суди епископ со властью, как судит Бог . Суди так, как бы судил пред Богом; яко суд Господень, говорит Он (Второз. 1:17). По сему сначала осуждай виновного по власти, потом привлекай его к себе милостью (II, 11, 12, 13). Св. Златоуст: если и сих преслушает, повеждь Церкви, т. е. предстоятельствующим (τõις προεδρυσιν Matth Hom. 61). Преосвящен. Макарий, архиепископ Литовский: последние слова: аминь глаголю вам, елика... прямо свидетельствуют, что под Церковью Спаситель разумел именно лица облеченные Им властью вязать и решить – точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении, или наказании кого-либо, Церковью назывался собственно верховный совет, или синедрион. По сему то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь Церкви, прибавляет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете... принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на Ев. Матф. в русск. перев. III. 32. Согласно со св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и другие („Православно-Догмат. Богословие”. Т. III, 281, 282 изд. 1851).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010