Обременительно для души было попить сегодня чаю поутру и поесть просфирки: у обедни было мне тяжело и молиться трудно. Только Божественная благодать, эта животворящая сила Божия, препобедила мертвящую силу, свирепевшую во мне. (А и всего только полпросфиры съел.) За обедом покушал жаркого с жирном подливкой и салатом, а потом лапши, и тоже было тяжело мне после обеда: салат зеленый, вероятно, был тяжел для желудка – бессилие в ходьбе. Всякая злоба человеческая от природы: зло, причиненное нам людьми, может быть, по нашей же вине, мы долго помним и при случае готовы мстить за него, злорадствовать, когда с ними приключается напасть; а добро, которое ими сделано нам, равно как и доброе расположение их к нам, скоро забываем, тогда как если сами причиняем кому зло, забываем его и желаем, чтобы и другие, кому оно причинено нами, также забыли, а добро, хотя малое, сделанное нами ближним, хотим увековечить в себе и других и при случае напоминаем оное, выставляем оное на вид. Таково наше самолюбие и наша злоба! Отчего же мы не поступаем с ближними так, как желали бы, чтобы поступали с нами другие люди! Будем справедливы и не станем помнить зла, сделанного нам ближними, а будем помнить добро, которое они нам сделали многократно, да если и не сделали, не станем его требовать, считая себя недостойными получать оное от них, и будем делать им всякое добро, да будем сынами Бога, сияющего солнце Свое на злых и добрых, посылающего дождь праведным и неправедным [ Мф. 5. 45 ]; будем любить врагов как нравственно больных, как и себя любим, исполненных всякими грехами, да получим за любовь прощение грехов. Ибо любовь покрывает множество грехов [ 1Пет. 4, 8 ]. Грехи и злые расположения сердца заедают нас и не дают нам взирать на заповеди Господни и исполнять их. Не будем, как язычники, любить только любящих нас и приветствовать только благоприятствующих нам, ибо иначе не внидем в Царствие Божие. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его [ Прем. 4, 13 – 15 ]. Текст Священного Писания, пришедший на память при мысли о кончине любезного моего свояка, отца Григория Ивановича Цветкова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Одновременно – и праведный гнев и милосердие. Давайте сегодня обратим внимание на Послание к Римлянам, 9 глава, 16-й стих: «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего». Человек может хотеть подвизаться и подвизаться в деле спасения, но это ничего не решает, все зависит от Бога милующего. Итак, мы видим цвета этих камней – зеленый, желтый, красный, и далее сказано: «и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» ( Откр.4:3 ). Радуга над престолом свидетельствует о том, что милосердие доминирует. Вот если камень яспис и сардис представляют некие противоположности в Боге: гнев и милосердие, справедливость и прощение, то радуга показывает, что над всем доминирует любовь, она преобладает. Как появилась первая радуга? Когда окончился Потоп и люди вышли из ковчега, они боялись далеко отходить от него. Они боялись, что, если опять поднимется вода, они не успеют спрятаться в ковчеге. Они были так напуганы этим Вселенским потопом, что не могли спокойно жить. И тогда Господь сказал: «Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти» ( Быт.9:13–15 ). То есть радуга – это удивительное явление небесное – есть свидетельство мира Божия, который заключается с миром человеческим. И она доминирует, она над троном, над троном Божиим. И вот это напоминание Богу – есть такая своеобразная метафора. В Библии очень много метафор, вот это надо понять. Например, сказано: «одесную Бога», «очи Бога»; сказано: «Бог сошел посмотреть». Бог не имеет правой и левой стороны, он не человек с двумя руками. Ему не надо, чтобы что-то увидеть, сойти и посмотреть. Это метафоры употребляются в Священном Писании для того, чтобы сделать повествование более доступным для нас. Поэтому нельзя буквально воспринимать то, что мы читаем, особенно о Божестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Откр.4:3 И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису. Вид неописуем, и Иоанн уподобляет Его виду драгоценных камней, пытается найти какие-то земные подобия. Сардис – камень красного цвета, как цвет огня. Этим обозначен гнев Божий, готовый излиться на грешный мир. Яспис – цветом зеленый, означает, что Божество вечно цветущее, живоносное и пищеподательное. О ясписе еще говорят, что для диких зверей и привидений он страшен, а для нуждающихся в духовном врачевстве – полезен. Камень этот целителен также при опухолях и ранах, происшедших от меча. Так Сидящий на престоле подобен Вечно Цветущему, Живоносному, Пищеподательному, Целительному. И радуга вокруг престола. Радуга была дана некогда людям, положена Богом в облаке, как знамение Его вечного завета с землей, людьми и животными, населяющими ее. Видом своим она Самому Богу напоминала этот завет, «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». «Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» ( Быт. 9:11–15; 8:22 ). Заканчивается дождь, и люди видят радугу, знаменующую его окончание. И каждый раз она вновь дает упование, что нет, Бог не уничтожит снова землю водами, ибо благодать и милость Его снова над людьми. И вот Иоанн видит радугу, это знамение завета, видит там, на небесах, вокруг престола . Это говорит о том, что и небесные видят это знамение своего завета с земными. Радуга на земле – всегда полукруг. Здесь же она «вокруг престола», то есть полный круг. И Иезекииль – пророк, видя небесный престол, видел, что «сияние было вокруг него. В таком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние» ( Иез. 1:27–28 ). Это свидетельство того, что наш видимый мир – это только половина существующего, полукруг, а есть и мир иной, невидимый, откуда мы уже видим все – полный круг. Полный круг вокруг престола, не имеющий ни начала, ни конца, – это и символ вечности. Эта радуга указывает и на различные ангельские чины, которые, подобно ей, окружают небесный престол. Еще одно отличие этой радуги от земной в том, что она не семицветная, а видом подобная смарагду (=изумруду), одноцветная, зеленая. Цвет изумрудной зелени указывает опять, как цвет ясписа, на жизнодательную силу, что Господь – Животворящий, указывает на вечное цветение и жизнь. Поэтому и верующие «насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи» ( Пс. 91:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подобным образом те, которые к израильтянам приметались, некогда возымели страстное желание, сидели и плакали вместе с сынами Израиля и говорили: Кто накормит нас мясом? Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы, и дыни, и лук [зеленый], и лук репчатый, и чеснок; и теперь мы исхудали. Ничего не видим, кроме манны (Числ. 11:4—6). Потом говорится несколько далее: И услышал Моисей, что народ плачет в семействах своих, каждый у дверей шатра своего (Числ. 11:10). И опять несколько далее Господь говорит Моисею: И ты должен сказать народу: освятите себя, [очиститесь] наутро и будете есть мясо. Так как вы плакали пред Господом и говорили: Кто накормит нас мясом; хорошо нам было в Египте: то и даст вам Господь мясо и будете есть мясо. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней и не двадцать дней, целый месяц будете есть, пока оно не пойдет у вас из носа и не сделается для вас отвратительным за то, что вы презрели Господа, Который посреди вас, и не доверяли Ему, и плакали пред Ним, и говорили: зачем это мы вышли из Египта (Числ. 11:18—20)? Теперь мы посмотрим, целесообразно ли привели мы этот рассказ для разрешения трудности, заключающейся в месте: Не введи нас в искушение — и в словах апостола (Рим. 1:23–28). В своем страстном желании чужеземцы плакали в среде Израиля и сыны Израиля с ними (Числ. 11:4). Ясно, что доколе желанного они не имели, то никакого отвращения к тому не получали и не могли заглущить в себе своей страсти; а когда любвеобильный и милосердный Бог желанное дал им, то восхотел Он им дать в такой мере, чтобы пожелания более не осталось. Потому говорит Он, что должны они не в течение только одного дня мясо есть (Числ. 11:19); страсть в душе разгоряченной и воспламененной оставалась бы, если бы она получила мясо лишь на короткое время. Но и не на два лишь дня Бог дает им желанное; Он хочет поселить в них отвращение к нему; и потому в словах, которыми, казалось бы, выражается к ним благоволение, для способного судить как бы не содержится никакого обещания, а угроза, а именно когда Он говорит: «И не только в течение пяти дней будете вы мясо есть или в течение двойного количества этих дней или двойного количества этих усвоенного, но дотоле вы будете то мясо есть, — потому что вы в течение целого месяца будете то мясо есть, — доколе мнимое удовольствие и предосудительное постыдное желание мяса не пойдет у вас ноздрями назад в виде рвоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Потом река разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обрекает всю землю Хавала, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя третьей реки – Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею. Четвертая река – Евфрат». По мнению св. Ефрема – Фисон – это Дунай, по мнению же св. Иоанна Дамаскина – это Ганг. Второе вероятнее, ибо в Индии действительно много золота и драгоценных камней, и река эта издавна считается священной. «Бдолах» – это или карбункул (как думали 70 толковников), или жемчуг (по мнению иудеев). На этот камень была похожа манна ( Числ.11,7 ), поэтому он и упоминается при описании рая, в котором и находятся источники «пищи ангельской» – манны. Другой драгоценный камень, упоминаемый в связи с описанием рая – оникс. «И положи два камня сии на нарамники ефода: [это] камни на память сынам Израилевым» ( Исх. 28,12 ). Таким образом, эти два камня означали священность Едема и то, что это место всегда озаряли очи Господа, которые «в десять тысяч раз светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» ( Сир.23,27–28 ). «Бдолах» своим видом, напоминающим раскаленный уголь, показывает пронизанность Рая Божественными энергиями, которые, однако, не разрушают его, а укрепляют в состоянии нетления. А оникс, камень зеленый, указывает на те источники жизни, которые изливаются из Едема в наш падший мир и спасают его от окончательного уничтожения. «Золото хорошее» показывает, что этот сад служил царским чертогом для первозданного. Поэтому и ныне на иконах нимбы, окружающие головы святых, достигших райской жизни, делаются из чистого золота. Другой рекой, истекающей из райского потока, по единогласному мнению святых Отцов, является Нил-Гихон (Геон), обтекающей всю землю Куш-Ефиопию ( Иез. 29, 10 ; Пс. 68, 32 ). Отождествление остальных двух рек не вызывает вопроса ни у каких толкователей. Они и доныне под теми же именами несут свои священные воды в Персидский залив. Заметим, что даже язычники считали воды этих рек священными, видимо, сохраняя искаженные воспоминания об их истоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Почему, например, нельзя смешивать в одной ткани шерсть и лён? Древние люди жили в ином мире, нежели наш мир, не только в том смысле, что у них не было современной техники или общественных организаций. Вместо нынешней научной картины мира у них была своя, не менее сложная, но организованная по-иному. В этом мире действовало множество своих правил, лишь отчасти объяснимых рационально. И сегодня, когда христианские проповедники приходят к племенам, живущих первобытным строем, один из первых вопросов, которые им задают, звучит так: мы приняли вашу религию, так что нам теперь можно есть, что носить, когда спать с женами, и вообще какие ограничения необходимо соблюдать? Мир – это сложная система, и чтобы выжить в нем, нужно знать все предписания запреты. Нам их дают наука (мойте руки), культура (пишите И после Ж и Ш), право (переходите на зеленый свет) или этикет (говорите «спасибо»); человек древности искал их в основном у своей религии. Точно так же мы, впервые садясь за руль автомобиля, первым делом должны удостовериться, что рядом сидит инструктор, у которого есть своя педаль тормоза. Кто водит машину, помнит это трепетное чувство, когда впервые едешь по городу сам и опасаешься буквально всего – привычка и автоматизм приходят позже. А пока приходится напоминать себе самому о каждом мелком правиле, и как жаль, что на соседнем сиденье уже нет инструктора с его занудными замечаниями! Что за этим стоит? Но в чем же смысл этих правил? Просто в том, чтобы успокоить первобытного дикаря: если не будешь есть свинину и носить одежду, сотканную из шерсти и льна, и вовремя принесешь все положенные жертвы, то всё у тебя будет в порядке? Ветхозаветные пророки, кстати, нередко обличали такое магическое отношение к ритуалу: «благочестие ваше, как утренний туман и как роса, скоро исчезающая… Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» ( Ос 6:4–6 ). Конечно же, во всех предписаниях Закона есть определенный смысл. Самые главные из них определяют отношения людей с Богом и друг с другом. К первой группе относятся все эти бесчисленные ритуальные правила, например: «Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех , которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания; и возложат старейшины общества руки свои на голову тельца пред Господом и заколют тельца пред Господом…» ( Лев 4:13–15 , далее следуют детальные указания, как поступить с кровью и с тушей тельца).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Предлагается и еще один замечательный пример терпения: «Вы слышали о терпении Иова...» Апостол уверен, что ты, как церковный человек, читал библейскую книгу «Иов», и теперь самое время ее вспомнить. Сам Бог ставил Иова в пример благочестивой жизни, и говорил, что «нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов. 1:23 ). Казалось бы, теперь ему – зеленый свет на каждом перекрестке. Но Сам же Бог попустил, что Иова вскоре постигло то, что редко постигает даже величайших грешников: утрата всех детей, всего имущества, и, наконец, жестокая болезнь. Он был поражен«проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов. 2:7–8 ). То, что с ним произошло, вот уж действительно было, по человеческим понятиям, несправедливо и незаслуженно. Но христианин должен знать, что в Божьем мире далеко не все укладывается в наши любимые схемы: «не грешу? – вот у меня все и ладится. Согрешил? – ну так вот тебе, получи!» Вот и евангелист Иоанн Богослов рассказывает об одном слепорожденном, о котором спросили Господа Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9:2–3 ). Так что ко всему надо быть готовым. Иов не отступил от Бога, не обиделся; он всеми силами пробивался к Нему, чтобы получить ответ. Тяжко было его испытание, но мы, действительно, видели счастливый «конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Пришедшие друзья только раздражали Иова своими человеческими словами и соображениями, которые, как потом выяснилось, и Богу не были угодны. Ну а тебя обступили пресвитеры церкви. И они принесли Божественное слово, которое ты должен выслушать со вниманием и благоговением, и принять, как, может быть, горькое, но необходимое лекарство. И вот далее ты слышишь: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Притч. 10 :20. Серебро очищенное — язык праведного, сердце же нечестивого исчезнет. Притч. 10 :21. Уста праведных познают высокое, а неразумные умирают в скудости. Притч. 10 :22. Блогословение Господне на главе праведного; оно обогащает, и не присоединится к нему печаль в сердце. Притч. 10 :23. Со смехом неразумный совершает дурное, мудрость же раждает мужу разум. Притч. 10 :24. Нечестивый всего лишается и гибнет, желание же праведного исполняется. Притч. 10 :25. Когда проносится буря, нечестивый исчезает, праведный же, уклонившись, спасается на веки. Притч. 10 :26. Как зеленый виноград вреден для зубов и дым для глаз, так и беззаконие для делающих его. Притч. 10 :27. Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся. Притч. 10 :28. С праведными пребывает веселие, а надежда нечестивых погибает. Притч. 10 :29. Страх Господень — твердыня праведника, а для злодеев — погибель. Притч. 10 :30. Праведный во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле. Притч. 10 :31. Уста праведного источают мудрость, язык же неправедного погибнет. Притч. 10 :32. Уста мужей праведных источают блогодать, уста же нечестивых развращают. Примечание: Глава 11 1—8. Обманы и гордость свойственны грешным людям и погубят их, а правда и добродетели праведных спасут от несчастий на земле и за гробом; 9—14 — вред для сограждан и города от дурных людей и добро от праведников; 15—23 — добрые пожелания и дела праведных и награды им, и злоумышленность и погибель нечестивых; 24—31 — щедрость к бедным и награды на земле праведным; надежда на богатство, скупость и несчастия грешников. Притч. 11 :1. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес приятен Ему. Притч. 11 :2. Если куда придет гордость, там и безчестие, уста же смиренных поучаются мудрости. Притч. 11 :3. Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. Притч. 11 :4. Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесет пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Псалом 36 Псалом Давида. Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие. Ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак 433 , скоро отпадут. Уповай на Господа, и делай добро, и населяй землю, и воспользуешься 434 богатством ее. Утешайся Господом 435 , и Он для Тебя исполнит прошения сердца твоего. Открой 436 Господу путь свой и уповай на Него, и Он совершит: И выведет, как свет, правду твою и судьбу твою, как полдень 437 . Покорись Господу и моли Его; не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. Прекрати гнев и оставь ярость, не ревнуй в лукавстве. Ибо лукавые истребятся, уповающие же на Господа – они наследуют землю. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь места его, и не найдешь. А кроткие наследуют землю 438 и насладятся преизбытком мира. Наблюдает 439 грешник за праведником и скрежещет на него зубами своими. Господь же посмеется над ним, ибо провидит, что придет день его. Меч извлекли грешники, натянули лук свой, чтобы низложить убогого и нищего, умертвить правых сердцем. Меч их да войдет в сердца 440 их, и луки их да сокрушатся. Лучше малое (достояние) у праведника, чем великое богатство грешников. Ибо мышцы грешников сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Знает Господь пути 441 непорочных, и наследие их в век пребудет. Не постыдятся 442 они в бедственное время и во дни голода будут насыщены, напротив, грешники погибнут. Враги же Господни, во время прославления и превозношения их, исчезли, как дым исчезли 443 . Занимает грешник и не возвращает, а праведный щедро дает. И благословляющие его наследуют землю, проклинающие же его истребятся. Господом стопы человека 444 направляются, и Он весьма благоволит к пути его: Когда он падет, не разобьется, ибо Господь подкрепляет руку его. Юнейшим я был, и вот состарился, но не видел праведника покинутым и потомства его просящим хлеба. Всякий день жалеет и в заем дает праведный, и потомство его благословенно будет. Уклоняйся от зла и делай добро, и поживешь в век века.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Самая поразительная весть Ветхого Завета о Боге — это весть о личностном и вступающем в близкие отношения с людьми Господе. А самая поразительная весть о нас, людях, заключается в том, что Бог придает нам особое значение. Богу важно, что мы говорим, как мы поступаем, что мы думаем и что чувствуем. Эти «мелочи» имеют вселенские последствия. Людям, живущим в эпоху полетов в космос и воспринимающим землю как крошечный голубовато–зеленый комок, подвешенный в непостижимом пространстве мироздания, трудно поверить, что мы и впрямь имеем какое–то значение. Забавно, но как раз наши величайшие технические достижения, в частности изобретение телескопа, обнаружили нашу ничтожность в масштабах космоса. Эрнст Беккер сказал, что мы носим в груди «тоску по вселенской значимости». С какой стати нам быть главной ценностью мира? Баскетболист Деннис Родман прекрасно сформулировал общее настроение современников: «Если и есть верховное существо, у него или у нее до хрена дел поважнее, чем мои дурацкие проблемы». Большая часть Ветхого Завета направлена именно на то, чтобы рассеять подобные заблуждения, господствовавшие и среди древних евреев.   «Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, На луну и звезды, которые Ты поставил, То что есть человек, что Ты помнишь его, И сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Псалом 8:4–5)   В легенде о сотворении мира, которая бытовала в Месопотамии, появление человека выглядит случайностью. Единственное назначение этого низшего существа — служить игрушкой богов и удовлетворять их капризы. Книга Бытия, напротив, называет создание мужчины и женщины кульминацией творения. Люди свободны и способны придавать форму остальному бытию. Согласно Цицерону, «боги заняты великими делами, малым они пренебрегают». Ветхий Завет яростно возражает: Господь «радуется народу Своему». Псалом 8, начинающийся словами удивления тем, как Господь печется о людях, продолжается так:   «Не много Ты умалил его пред ангелами; Славою и честию увенчал его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих; Все положил под ноги его» (Псалом 8:6–7)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010