Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Влахернский мон-рь близ Арты [греч. Βλαχρνα], памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция). Впервые упоминается в соборном послании Навпактского митр. Иоанна Апокавка, из к-рого известно, что первоначально мон-рь был муж., но между 1224 и 1230 гг. преобразован в жен., где принимали иноческий постриг визант. аристократки. Во франц. редакции «Морейской хроники» говорится, что в 1304 г., во время осады Арты войсками Карла II Анжуйского, деспот Фома укрылся во В. м. Здесь были похоронены мн. члены династии Ангелов-Комнинов-Дук, правителей Эпира. Храм был освящен в честь Успения Пресв. Богородицы, а с 1814 г. как престольный праздник отмечается Ризоположение (2 июля). Монастырский комплекс состоит из кафоликона (соборного храма) и неск. келлий с юж. и юго-зап. сторон, построенных в XIX в. В наст. время приходский храм. Согласно господствующему мнению, храм построен в 1224-1230 гг. на месте более древнего сооружения кон. IX - нач. X в., от к-рого сохранились вост. часть юж. стены и юж. апсида. Первоначально храм представлял собой купольную 3-нефную базилику. Совр. внешний вид - результат различных перестроек. Напр., над каждым из нефов в сер. XIII в. были возведены купола, в кон. XIII в. был пристроен нартекс. Кладка комбинирует серо-зеленый камень и плинфу. В XVII в. новый деревянный иконостас заменил мраморный, фрагменты к-рого хранятся в наст. время в Археологическом собрании мон-ря Паригоритиссы (Арта). Храм украшен мозаичным полом из разноцветного мрамора. «Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в. «Суд Пилата». Роспись собора Влахернского мон-ря. Сер. XIII в. Фрески в наосе были открыты в 1975-1977 гг., высокое качество живописи свидетельствует о связи исполнителей с К-полем или с Фессалоникой. Сохранившиеся частично, они были выполнены ок. сер. XIII в. Их иконографическая программа включает ряд редких сюжетов: на сев. стене жертвенника сохранились 2 сцены из протоевангельского цикла - «Благословение Марии иереями» и «Встреча Марии и Елисаветы». В конхе диаконника представлен св. Иоанн Предтеча. В зап. части наоса, где располагались гробницы, были изображены сцены Страстного цикла и «Явления Христа после Воскресения».

http://pravenc.ru/text/155031.html

как кафедра Хинойской епархии, возобновлен в 2002); Схалта, Рождества Пресв. Богородицы (с. Схалта, Хулойский р-н, Аджария, муж., основан в X-XII вв., возобновлен 19 апр. 1990); Чехедана, св. Георгия (с. Легва, Кобулетский р-н, Аджария, муж., основан в 1-й четв. XVII в. кн. Мамией II Гуриели, возобновлен в 1999); Периа, св. Георгия, при кладбище (г. Батуми, жен., основан в 1995); Тхилвана, св. Георгия (с. Тхилвана, Шуахевский р-н, Аджария, муж., основан в 2006). Бодбийская, архиеп. Давид (Тикарадзе). Мон-ри: Бодбе, св. Нины (ставропигиальный) (в 2 км от г. Сигнахи, жен., основан (дата неизв.) при ц. св. Георгия в 30-х гг. IV в., закрыт в 1924, возобновлен в 1991; хранятся мощи св. Нины, чудотворная Иверская икона Божией Матери); Хирса, св. Стефана первомученика (с. Тибаани, Сигнахский р-н, муж., основан в VI в. прп. Стефаном Хирсским, возобновлен в 90-х гг. XX в.; находится могила прп. Стефана Хирсского, хранятся частицы мощей св. Георгия и часть Животворящего Столпа); Квемо-Мачхаани, Св. Троицы (с. Квемо-Мачхаани, Сигнахский р-н, жен., основан в 2004 при ц. Св. Троицы). Болнисская, еп. Иегудиил (Табатадзе). Мон-рь: Цугругашени, св. Георгия (в 9 км от г. Болниси, муж., основан (дата неизв.) при церкви, построенной груз. царем Георгием Лашей (1213-1222), возобновлен в 2002). Боржомско-Бакурианская, архиеп. Серафим (Джоджуа). Мон-ри: Читахеви («Зеленый мон-рь»), св. Георгия (близ с. Читахеви в 15 км от г. Боржоми, муж., основан в IX-X вв., возобновлен в 2003); Тимотесубани, Успения Пресв. Богородицы (с. Тимотесубани, Боржомский р-н, муж., основан в XII-XIII вв., возобновлен в 1998); Садгери, св. Георгия (с. Садгери, Боржомский р-н, жен., основан в XV в., возобновлен в 2002); Боржомский, Рождества Пресв. Богородицы, при кладбище (г. Боржоми, жен., основан в 2003). Ванско-Багдатская, архиеп. Антоний (Булухия). Мон-ри: Обча (Хопи), св. Георгия (с. Обча, Багдатский р-н, муж., основан в XVI в., возобновлен в 2003); Багдатский, св. царицы Тамары (г. Багдати, жен., основан в 1997); Ванский, Всех грузинских святых (г.

http://pravenc.ru/text/639853.html

На иконах «Собор Киево-Печерских святых» сохраняются общие принципы этой композиции, принятые на эстампах. Наиболее ранней и соответствующей традиц. схеме с размещением М. (голова не покрыта) в центре пятерицы святых, обращенным от центра, является икона 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117). На иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) М. изображен в соответствии с начальным изводом, но в коричневой мантии и красном подряснике, с непокрытой головой. При сохранении традиц. схемы композиции не только достоверно, но и изобретательно показаны диаконские одежды М. и прп. Ахилы на иконе 1-й трети XIX в. (КБМЗ): на М. красный орнаментированный стихарь со светло-зелеными вставками (также с орнаментом) на груди и рукавах и золотисто-желтым орарем на левом плече, у прп. Ахилы - зеленый стихарь с сиреневой вставкой на груди и розовый орарь; на голове М.- камилавка. На иконе сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове) помимо изображения одежд диаконов (на М. красный стихарь, из-под к-рого виден темный подрясник, на левом плече охристый орарь, голова не покрыта, на прп. Ахиле - золотистый стихарь и серый крест-накрест повязанный орарь) иконописец представил их в духовной беседе, подчеркнув общение диаконов через передачу взглядов, а также жеста руки прп. Ахилы. На миниатюрных эмалевых иконах, к-рые изготавливались по заказу Киево-Печерской лавры в Ростове в качестве паломнических образков, М. узнается благодаря сохранению его фигуры в традиц. группе святых и по диаконскому облачению; напр., на иконе 2-й пол. XIX в., ЦМиАР (см.: Алёхина. 2006. С. 48) святой представлен в зеленоватом стихаре, крестообразно опоясанном орарем, без камилаки, обращен к центру; развернутым вовне, в голубом стихаре он представлен на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия).

http://pravenc.ru/text/2562458.html

Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. Прп. Иоанн Лампадист. Роспись ц. прп. Иоанна Лампадиста мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. XVI в. На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой - предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых - Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария - образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика - Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели. С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия ( Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке - крест, в правой - развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада - образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам. В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.

http://pravenc.ru/text/471341.html

В визант. и древнерус. искусстве А. изображалась обычно на иконах Сретения Господня стоящей за спиной Богородицы или прав. Симеона, нередко в профиль, указывая перстом на Христа, или с пророческим жестом. Цвета ее одеяний различны: светлый хитон и пурпурный мафорий (мозаика в юго-зап. тромпе кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.); светло-серые одежды (фреска кон. 80-х гг. XIV в. ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде); красный хитон и зеленый мафорий (икона нач. XV в. из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК)); темно-синие одеяния (двусторонняя икона-таблетка 2-й четв. XV в. (СПГИАХМЗ)); красный мафорий и белый плат (икона 1-й пол. XVI в. из иконостаса ц. Архангелов во Пскове (ПИАМ)). Нередко А. представлена старицей с изможденным лицом, седыми волосами: в греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 98 об.), на иконе кон. XV - нач. XVI в. критского мастера (ГЭ), на иконе 1546 г. из иконостаса мон-ря Ставроникита на Афоне. В руке у А. свернутый свиток, напр., в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 365, 976-1025 гг.), на иконе 2-й четв. XV в. из тверского («кашинского») чина (ГРМ) или развернутый свиток, напр., на тетраптихе с сюжетами 12 праздников XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), в росписи 40-х гг. XII в. Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря на иконе «Походная церковь» ок. 1589 г. (ГТГ). Надпись на свитке обычно восходит к тексту Лк (2. 38): «Се есть всемъ ч[у]дно uзбabлehie в г[оро]д[е] Iepoycaл[u]мe» - на новгородской четырехчастной иконе 1-й пол. XV в. (ГРМ); «Се приближися uзбabлehie всемъ живущи(м)» - на иконе «Спас Вседержитель на престоле, с 28 клеймами», ок. 1682 г., письма Семена Спиридонова Холмогорца (ГРМ); на ярославской иконе нач. XVII в. (ЯХМ) с редкой иконографической программой. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 1. 6), в описании Сретения отмечено, что А. стоит рядом со св. Иосифом: «Подле него Анна пророчица указывает на Христа и держит хартию со словами: «Сей младенец сотворил небо и землю»». Этот вариант текста, также часто встречающийся на иконах, имеется, напр., на свитке А., представленной в ряду пророков на полях Киккской иконы Божией Матери, кон. XI - 1-й трети XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/115542.html

12 апр. 1876 г. монахи-кармелиты по распоряжению гражданских властей были удалены из мон-ря, а здания переданы правосл. духовенству. Через год сюда был переведен из Мстиславля Николаевский муж. мон-рь. Б. и. осталась в храме, привлекая в год до 10 тыс. паломников (очевидно, в это время возникла версия о происхождении иконы из одного из оршанских правосл. мон-рей). После закрытия церкви в 30-е гг. XX в. икона, по нек-рым сведениям, была передана в Могилёвский областной музей, однако дальнейшая ее судьба неизвестна (считается пропавшей в 1941 вместе с др. ценностями музея). Из копий Б. и., распространенных в храмах на востоке Беларуси в кон. XIX - нач. ХХ в., после 1917 г. сохранились только 2. Иконография образа принадлежит к типу Одигитрии: Богоматерь представлена по пояс, фронтально, голова слегка повернута к Младенцу, левой рукой Она поддерживает сидящего Младенца, в правой - удлиненный декоративный скипетр. Голова Младенца в узорчатой королевской короне чуть откинута, правая рука в благословляющем жесте, в левой - держава. Такую же корону (больших размеров) над головой Богоматери с обеих сторон поддерживают парящие ангелы. Цвета одежд протографа неизвестны, мафорий, вероятно, был сине-зеленый. Комиссии Виленского епископа в 1755 г. было предъявлено 9 изображений чудес Б. и.: 1) написание ее ангелом, 2) осада ляховичской крепости, 3-9) изображения исцелений в 1671, 1706, 1720, 1737, 1722 гг. Известно 8 гравюр с иконы, старейшая из к-рых, сер. XVIII в., принадлежит И. Лабингеру (Львов). Наиболее ранним списком является предположительно Тарейковская местночтимая икона Божией Матери (Музей древнебелорус. культуры АН Беларуси), к-рая могла быть написана в сер. XVII в., во время пребывания Б. и. в Ляховичах. Лит.: Informacja krótka, de origine Obrazu M. N. Biaynickiej wielkimi Cudami syncego, którego ze wyszla juz Bulla z Dekretem Najwyzszej Stolicy Apostolskiej, w krótkim czasie ma nastpic Koronacja. B. m., Waclaw X. O cudownym obrazie M. B. w Biayniczach. Krakyw, 1899; Wolyniak (Gizycki J. M. ) Z przeszosci karmelitów na Litwie v Rusi. Kraków, 1918. Cz. 2. S. 79; Белыничская чудотворная икона Божией Матери//ЦВед. 1889. С. 689; Василий (Жудро), иером. Белыничская чудотворная икона Богоматери. Могилев, 1905; Сказание о земной жизни Богоматери, 1904. С. 265; Поселянин. Богоматерь. С. 238-239.

http://pravenc.ru/text/77972.html

Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) Коневская икона Божией Матери со сценами «Благовещение», «Распятие», с апостолами Петром и Павлом. Шитая пелена. 2-я четв. XVI в. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия) В кон. XV - 1-й трети XVI в. почитание К. и. в мон-ре возросло. О начале распространения ее списков на корельских землях может свидетельствовать текст жалованной грамоты 1499 г., в которой упоминается о раздаче во время следования «лодьи с монастырским запасом… образов Пречистые» (Мат-лы по истории Карелии. 1941. С. 170-171), в соответствии с монастырской традицией это могли быть уменьшенные списки К. и. К этому времени относится первое известное повторение К. и.- «Коневская икона Божией Матери, с избранными святыми» (Музей русской иконы, Москва), сохраняющая в авторском слое живописи редкую особенность древнейшего памятника - сине-зеленый цвет мафория Богоматери. С деятельностью мастеров Новгородского архиеп. Макария (1526-1542) связано появление в монастыре шитой пелены с изображением К. и. (Музей Православной Церкви в г. Куопио, Финляндия). Сложная композиция, дополненная сценами «Благовещение» и «Распятие», а также крупными полуфигурами апостолов Петра и Павла по замыслу близка к изображению на иконе из Музея русской иконы в Москве. Шитую пелену окаймляет текст покаянного Богородичного тропаря 4-го гласа: «К Богородици... притецемъ грешни...» Исторических сведений о вкладе пелены в мон-рь не сохранилось, но сложная композиция и особенности шитья говорят о том, что она задумывалась как вкладное произведение, предназначенное для Коневской обители. Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Коневская икона Божией Матери. Шитая пелена. 90-е гг. XVI в. (СПГИАХМЗ) Активному почитанию К. и. в сер. XVI в. способствовал процесс подготовки к официальному прославлению прп. Арсения. Местное почитание К. и. установилось во время Ливонской войны, между 1573 г. (неудачная попытка шведов занять остров) и 1577 г. (вторичная швед. экспансия, закончившаяся изгнанием монахов и переселением братии в Деревяницкий Воскресенский мон-рь). Первое известие о заступничестве Богоматери в 1573 г. было запечатлено в надписи на ризе старинной иконы Спаса Нерукотворного (или оплечного?), к-рую принес в мон-рь чудесно спасшийся из швед. плена житель Корельской земли Афанасий Беляй: «Лета 1573 раззоряху Свеяне Российскую землю и тщахуся на Коневском острове раззорити монастырь, но молитвами Пресвятой Богородицы возвеяша ветры, поломаша лед на озере окрест монастыря и тако врази бездельни бывше, обратишася на Корельскую землю…» (Описание Осташковского Знаменского жен. мон-ря. 1890. С. 59-60; местонахождение иконы неизв., в нач. XX в. пребывала в надвратной церкви Знаменского мон-ря в г. Осташкове, ныне Тверской обл.).

http://pravenc.ru/text/1841920.html

Имеются единичные примеры, когда архитектура зданий Ниловой пуст. на иконах не соответствует их реальному облику: на иконе кон. XVIII в. (ТГОМ) иконописец обобщенно, без проработки деталей, изобразил мон-рь. На уникальной аналойной иконе кон. XIX - нач. XX в. (из собрания А. И. Буркина, музей «Наследие прп. Нила») Н. представлен дважды: стоящим со свитком в руке, указывая на мон-рь, и в коленопреклоненном молении, в руке - игуменский посох; мон-рь показан символически как образ Небесного Иерусалима. На иконе кон. XIX в. работы И. С. Чирикова, выполненной для серии аналойных икон-святцев домовой Введенской ц. великокняжеского Мраморного дворца в С.-Петербурге (ГРМ), Н. предстает на фоне романтического пейзажа с вымышленными храмами, палатами, лесом. В XIX в. получили распространение литографии и хромолитографии с видом мон-ря и молящимся на облаках Н. Особой популярностью пользовались печатные листы, выполненные по оригиналам осташковского худож. Я. М. Колокольникова-Воронина (ГИМ, Осташковский КМ, музей «Наследие прп. Нила» и др.), а с нач. ХХ в.- хромолитография по рисунку худож. Лужкова «Вид Ниловой пустыни с процессией крестного хода, совершаемого ежегодно 27 мая из города Осташкова в обитель» (1906, музей «Наследие прп. Нила», частные собрания). Известна хромолитография «Прп. Нил Столобенский», отпечатанная в 1907 г. в типографии рус. Ильинского скита на Афоне (музей «Наследие прп. Нила»). На ней изображены Н., стоящий в юго-вост. части о-ва Столбного, комплекс обители и в небе ангелы с иконой Божией Матери. Вторую значительную группу икон составляют житийные образы Н. В «Книге переписной 1647 года» сообщается, что в сенях перед трапезной палатой в Богоявленском соборе находилась «икона чудотворца Нила, вверху семи пядей, а поперек шести пядей. В среднике писан Горний Иерусалим. Здесь же, в среднике, писан остров Столобное, монастырь, и церкви, и Преподобный Нил-чудотворец, в рост. А около той иконы написаны чудеса в лицах, 64 изображения… у чудотворца Нила венец и цаты резные, позолоченные… И всех крестов у иконы чудотворца Нила 14… И у той же иконы пелена - в среднике атлас, на золотом фоне, а крест нашитый, червчатый, а вокруг атлас зеленый, кисти шелковые, а лампада на железном подсвечнике, налита воском, поставлена у гробницы чудотворца Нила» (РГБ. Ф. 200. 104. Л. 57). Несомненно, это была чудотворная почитаемая икона Н.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

На переднем плане иконы кон. XVIII - нач. XIX в. из усадьбы Юршино Рыбинского у. (РГИАХМЗ) апостолы представлены идущими к царевичу с благословением и с белыми мешочками в руках, П.- отрок в царском облачении (шуба накинута на плечи). Явление ему апостолов происходит на берегу Ростовского оз., большую часть иконы занимает холмистый пейзаж с белыми храмами - строениями Петровской обители. Вверху справа - вид Ростова с его многочисленными церквами и мон-рями. На иконе 2-й пол. XVIII в. (московский музей-усадьба Останкино; см.: Госкаталог РФ. 9763264) П. касается рукой «мешца» ап. Петра, вид мон-ря за спиной царевича имеет условный характер. Подобное изображение известно на иконе 2-й пол. XVIII в. в резном картуше (ГМЗРК). На иконе нач. XIX в. (собрание В. М. Федотова) П., слегка присев, вкладывает свою руку в руку ап. Петра; слева за спиной царевича - 5-главая церковь, справа - гора с озером. Небольшие «раздаточные» образки с этим сюжетом писали, по-видимому, по заказу обители (нач. XIX в., ЗИАХМ, Петровский мон-рь в Ростове). В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. (Ф. 775). 43. Л. 279 об.) на одной из миниатюр П. изображен отроком в шубе с горностаевым подбоем; приложив руку к груди, он принимает у апостолов Петра и Павла красный и зеленый мешочки с монетами. Вверху слева - отрок П. стоит с молитвенно сложенными на груди руками перед ансамблем Петровского мон-ря; над изображением - образ Спаса Нерукотворного. На гравюре кон. XVIII в. (один из экземпляров - ЦАК МДА; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 664. 1616; «новейшее издание 1830 г.») П. изображен трижды: на переднем плане в центре - традиц. «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (правой рукой П. берет мешочек с деньгами у ап. Павла); справа поодаль - апостолы перед спящим отроком; на заднем плане П. стоит на стене мон-ря в молении к благословляющему с небес Спасителю. Под изображением и по сторонам от него напечатаны тропарь, кондак и молитва П. Возможно, тиражи этой гравюры закупались мон-рем для раздачи богомольцам.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

XX в. Святитель изображается в возрасте ок. 35-40 лет, в архиерейском облачении, с длинными, слегка вьющимися русыми волосами, правильными чертами лица и мягкой окладистой бородой. Сохранился рисунок с профильным изображением И. в сане архимандрита во время Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. (автор В. Богданович). Первая икона, написанная к прославлению И. в 1999 г., хранится в трапезной Сретенского мон-ря в Москве и выносится в храм в дни памяти святого. Это поясной фронтальный образ И. на темном серо-зеленом фоне, в богослужебном облачении - красном саккосе с золотым орнаментом, светлом омофоре и золоченой узорчатой митре, на груди - панагия с Владимирским образом Божией Матери, в правой руке - крест-распятие, в левой - закрытое Евангелие с красным обрезом. На иконе, выполненной в том же году (находится над мощами святителя в соборе Сретенского мон-ря), И. представлен в рост, вполоборота вправо, стоящим на орлеце. Он облачен в зеленый саккос, красный омофор и палицу, на голове митра, в правой, прижатой к груди руке держит крест, в левой - архиерейский жезл, фон золотой. Поясные изображения И. в визант. и древнерус. стилистике созданы иконописцами школы МДА, напр. для Пюхтицкого Успенского мон-ря в Эстонии (2000, А. Александров) - И. с благословляющей десницей, с Евангелием; для храма в г. Верее Московской обл. (ок. 2000, Н. В. Масюкова) - с крестом и Евангелием. Почитаемая икона И. с частицей его мощей в соборе мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи в Москве представляет собой список 1-й иконы, но на золотом фоне изображен 5-главый храм, между куполами к-рого написан стих канона святому: «Днесь радуется обитель Сретенская таковаго имущи помощника Илариона чюднаго». В верхней части иконы свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России, и И. (после 2001, ц. во имя преподобномучеников Вениамина и Никифора Соловецких, Северодвинск) представлен не только собор, но и весь Сретенский мон-рь с точной передачей архитектурных особенностей ансамбля. Обитель осеняет Владимирская икона Божией Матери, внизу между святыми изображен храм Христа Спасителя, в к-ром И.

http://pravenc.ru/text/Иларион ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010