правление обращало иногда на это внимание консистории. Так в 1814–16 гг. венчиковой суммы высылалось до 3 тыс. р. в год, а в 1817 г. поступило только 1817 руб. 80 к. На вопрос правления о причине уменьшения венчиковой суммы, консистория отозвалась неведением, но указала на то, что венчики и листы разрешительный молитвы, неизвестно где печатанные, продают гробовщики, а священники не обращают на это должного внимания. Семинарское правление представило о том митрополиту. Впоследствии видим увеличение означенной суммы: во второй половине 1826 г. ее получено 3132 р. 96 к., в 1830 г. выслано 3557 р. 90 к., в 1831 г. (холера) 6054 р. 20 к. В 1833 г. снова обращено внимание на уменьшение венчиковой суммы, так как ее было уже менее 4 тыс, и поставлен вопрос консистории о способах к ее увеличению. 3) До 1821 г. от разных монастырей в епархии делались ежегодные взносы, или пособия на содержание бедных учеников от 50 р. до 100 и выше, именно от Сергиевой пустыни (до 300 руб.), Введенского Островского (до 200 р.), Зеленецкого Троицкого, в новоладожском уезде, Валаамского Спасопреображенского, Череменецкого Богословского (50 р.), Александроневского (1000 р.), но с 1814 г. последний освобожден от взноса этих денег, так как он выдавал на содержание учившихся в семинарии и ал. невском училище певчих митрополичьего хора до 2 000 руб. и более, напр. в 1820 г. 2608 руб. Временно, на известный год, и другие монастыри, вследствие заявления о затруднительности взноса положенной суммы, освобождались от него, напр. Введенский в 1814 т., Череменецкий в 1818 г., Сергиева пустынь в 1819 г. Но в 1821 г. этот источник доходов семин. экономии совсем пресекся, да и вообще он был незначителен: от 750 р. (1815 г.) и ниже даже до 100 р. (1820 г.) в год. Всех же доходов из означенных трех источников за десятилетие с 1814 по 1824-й год было 36822 р. 76 к., в том числе: бурсачной суммы по консистории поступило 34272 руб. 76 к., от утвержденных за учениками мест и от монастырей (за 6 лет) – 2550 руб. 4) На основании указа св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-е Св. преподобномученицы Евдокии Всё Писание – Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности; да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:16–17 ). С поразительной верностью осуществились эти слова Боговдохновенного Апостола в жизни воспоминаемой сегодня Церковью блаженной Евдокии. Как ураган, налетевший внезапно на бездны морские, с непреодолимой силой крутит, потрясает волны, приводит их в сильнейшее движение и волнение и, проникая до самой глубины морской, могуче исторгает на поверхность предметы, сокрытые в недоступных глубинах, – так и свет, и мощь св. Писания внезапно проникли тёмную душу великой грешницы и исторгнули сокрытые в глубине её сокровища, присущие душе человеческой, но бездействующие, мёртвые, невидимые, пока мгла грехов тяготеет над ними... Чудным путём Господь, «не хотящий смерти грешника, но обращения его от зла на путь добра и разума истинной жизни», извлёк далёкую от Него душу из самого безысходного, мрачного царства, греха – в светлое пристанище спасительного раскаяния. Путём этим было сокрушительное для греха действие Божественного слова Его. Однажды, в то время, когда язычество ещё преобладало повсюду, и нравы языческие допускали ещё ничем не сдерживаемую распущенность, жила в городе Филиппийском Илиополе (нынешнем Бальбеке) одна богатая женщина, замечательная необыкновенной красотой, привлекавшей к ней многих поклонников, с которыми вместе она предавалась разгульной, беспечной жизни среди безумной роскоши и совершенной праздности. Казалось, что кроме нечистых удовольствий ничто не занимало её; это была язычница в полном смысле слова; в душу её не проникал ещё ни один луч света Христова. Но этот свет уже сиял в мире... и число пленяемых им распространялось повсеместно, – и эти-то избранные служили в свою очередь блаженным орудием для привлечения к нему новых счастливцев... Пришёл наконец час возрождения и погибающей Евдокии... Однажды, когда она предавалась ночному покою в роскошной комнате своего дома, внезапно среди ночи она проснулась. Господу угодно было определить эту минуту и на пробуждение её спящей души...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не мало удивился священник, когда посланный от Евдокии пришёл приглашать его к ней, так как она известна была во всём городе, как легкомысленная женщина, преданная пустой, праздной, греховной жизни. Не замедлил он однако же пойти к ней. Увидев его, она припала к ногам его и молила его сделать её христианкой... Заметив, как мало ещё была подготовлена эта женщина к восприятию истины Христовой, как опутано было мышление её всякой мирской суетой и пока ещё только бессознательным страхом, священник не нашёл удобным совершить над ней немедленно св. крещение, а посоветовал ей провести хотя одну неделю в уединении и молитве. Между тем, он подготовлял её, раскрывая и объясняя ей главные истины христианской веры и ободряя её беспредельным милосердием Божиим ко всем и в особенности к кающимся грешникам. – Постарайся забыть о мире, – также говорил он ей, – не позволяй уму твоему рассеиваться; отгони страх и сомнение, чтобы они не отвратили тебя от доброго начинания. Направь к Богу все мысли и чувства твои, и ты убедишься в неизреченной милости Господней, так как в смиренной молитве душа примиряется с Богом, и свет Божественный открывается перед ней... Сложи с себя драгоценные украшения, надень не богатую одежду; вспоминай о грехах своих, моли Бога, чтобы Он помог тебе раскаяться и начать новую жизнь, и твёрдо надейся на Его помощь. Он благ и милостив; Он Сам идёт навстречу к тому, кто искренно желает приобрести Его; Он радуется более всего покаянию грешника. Когда священник ушёл, то Евдокия долго ещё беседовала с иноком Германом, расспрашивая его об образе жизни христиан, об иночестве. Простившись же с ним, Евдокия призвала слуг своих и приказала им никого не допускать к ней, сама же уединилась в своей комнате и семь дней провела в посте и молитве. По прошествии этого времени инок Герман, по обещанию своему, посетил Евдокию. Он нашёл её изменившейся, утомлённой; лице её похудело, но светилось какой-то чудной радостью, как бы отражавшей свет преобразившегося сердца её, полного теперь любви и упования.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Много потрудился Архиепископ и для улучшения других духовно-учебных заведений. Хозяйственная и учебно-воспитательная стороны в Казанской Семинарии были улучшены, увеличена была сумма на содержания казеннокоштных воспитанников, открыты новые должности воспитателей, увеличено содержание некоторым преподавателям. Но наиболее важными для Семинарии были его настойчивые хлопоты об устройстве новых зданий Семинарии. В последние минуты прощания с Высокопреосвященным Арсением Семинария в лице ректора протоиерея А. Зеленецкого выразила ему чувства глубочайшей благодарности и любви за его заботы о ней в таких словах: «За кратковременное Святительское управление Ваше Казанской паствой Казанская Духовная Семинария постоянно видела Ваше чисто отеческое любвеобильное отношения к ней и попечения об её как внутреннем, так и внешнем благоустройстве. В виду крайней тесноты и разных неудобств настоящих семинарских помещений, Вы, Высокопреосвященнейший Владыка, не раз ходатайствовали пред Высшей Властью о необходимости построить новые здания для нашей семинарии на другом более удобном месте. Под Вашим руководством были составлены план и смета для постройки новой семинарии, и дело это, благодаря Вашей энергии и предстательству, значительно подвинулось вперед 1 . Во всех нуждах наших не только преподаватели, но и бедные воспитанники нашей семинарии всегда находили в Вас истинно отеческое участие и удовлетворение. Ваши торжественные служения в семинарском храме и Архипастырские наставления останутся навсегда памятниками в сердцах наших»... Благодаря его же заботам епархиальными съездами были увеличены суммы на содержание духовных школ в епархии и в особенности духовных мужских и женских училищ. Чистопольское и Чебоксарское духовные училища были переведены в новые построенные для них здания, а здания двух епархиальных женских училищ значительно расширены и улучшены. Благодаря его же попечениям преступлено было к переустройству здания мужского духовного училища в г. Казани. В тоже время Архиепископ старался быть в постоянном личном общении с сими заведениями. Весьма часто совершал в них богослужения, посещал их училищные праздники, бывал и во время классных занятий и экзаменов и всегда пользовался этими случаями для бесед с учащими и учащимися, при чем от души преподавал им свои отеческие наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Когда среди молодежи, увлекавшейся философией (см. в следующей главе о «философских кружках»), стало ярко проявляться поклонение Шеллингу, Давыдов стал отдавать «предпочтение» Шеллингу, давал читать воспитанникам университетского пансиона произведения Шеллинга. Работая рядом с упомянутым выше Павловым, горячим и искренним шеллингианцем, Давыдов, эклектик по существу, уделял много внимания Шеллингу, и в этом смысле ему принадлежит немалая заслуга в развитии шеллингианства в Москве — достаточно, например, вспомнить, с каким увлечением отдавался шеллингианству будущий историк М. Погодин, с которым нам еще придется встретиться позже. Но Милюков прав в своем резком суждении о Давыдове, когда пишет: «в философии Давыдов оказался таким же оппортунистом, каким был он в житейских отношениях, — и уже из одного того, что Давыдов счел нужным приспособлять свои взгляды к философии Шеллинга, мы можем заключить, что шеллингианство входило в моду. Когда в правительственных русских кругах стал утверждаться официальный национализм, Давыдов написал статью, в которой решительно высказался против того, чтобы русская философия примыкала к немецкому идеализму… Давыдову нельзя отказать в знании истории философии, ни в известной философской проницательности, но все это не дало никаких ценных плодов в смысле творчества. Заслуги Давыдова исчерпываются его влиянием на молодежь — и этим определяется и его место в истории русской философии.» 9. Для общей оценки русского шеллингианства недостаточно материала, до сих пор разобранного, — лишь после того, как мы ознакомимся с московскими и петербургскими философскими кружками, с творчеством кн. В. Ф. Одоевского и других мыслителей мы можем дать общую оценку русского шеллингианства. Сейчас же, заканчивая настоящую главу, коснемся лишь тех представителей раннего русского шеллингианства, которые принадлежали первым десятилетиям XIX–ro века. Прежде всего надо помянуть К. ЗЕЛЕНЕЦКОГО (1802–1858), преподававшего в лицее в Одессе, который издал «Опыт исследования некоторых теоретических вопросов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

См. этюд Тарасевича о развитии естествознания в России. (Ист. России. Изд. Граната, т. VI). 245 П. Д. Лодий был автором «Логических Наставлений». См. о нем у Шпета. Ibid. Стр. 137–8. 246 См., наприм., Замотина, «Романтизм двадцатых годов». Т. I–II (1911), О Галиче, см. у Замотина, т. I. Стр. 105–117. 247 См. беглые замечания о ней у Шпета. Ibid. Стр. 133–5. Также у Б. Г. Ананьева, (Очерки истории русской психологии XVIII и XIX b.), Москва. 1947. Стр. 74–79. 248 Еще раньше Павлов поместил в журнале кн. Одоевского «Мнемозина» статью «О способах исследования природы». О Павлове, см. у Боброва «Философия в России». Вып. I и II, Шпета Ibid. Стр. 286–299, Koyre. Ор. cit. р. 126–136, Герцен, «Былое и Думы». Т. I, Сакулин, Кн. Одоевский. Т. I Стр. 115–127. 249 Шпет считает Павлова шеллингианцем лишь «приблизительным» (Ibid. Стр. 127). Сакулин (Ор. cit. стр. 127), пишет: «мы можем считать Павлова шеллингианцем или точнее — окенианцем лишь с весьма существенными оговорками». 250 Впервые это мнение высказал М. М. Филиппов («Судьбы рус. философии» в журнале «Русское Богатство», 1894 г., За Филипповым то же мнение высказал П. Н. Милюков («Главные течения». Стр. 296). Впрочем Милюков причисляет его больше к «оппортунистам». Филиппову следует и Сакулин. Шпет справедливо подчеркивает недостаточность оснований для такого суждения о Давыдове. 251 Милюков. Ор. cit. Стр. 296. 252 См. подробный разбор взглядов Давыдова у Шпета и Koyre. 253 О Зеленецком, см. подробности у Шпета. Ibid. Стр. 104–110. 254 См. о них у Чижевского. Ор. cit. Стр. 101 (пр. 44). 255 См. о нем у Шпета. Ibid. Стр. 325. 256 Эти очень хорошо показано в работе М. Wieser (Der senitmentale Mensch). (1924). 257 О влиянии Шефтсбери на немецкую мысль (в указанном в тексте смысле), см. особенно в интересной книге Obernauer. Die Problematik d. asthetischen Menschen und deutsch. Literatur, 1923, также у Unger. Hamann und die Aufklarung (1te Aufl. 1911, S. 63, passim). См. также превосходную книгу В. А. Кожевникова «Философия чувства и веры в XVIII b.». К сожалению вышел только I том. 258

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Закрыть itemscope itemtype="" > Чудом спасся Обнародованы факты о чудесном спасении покойного Патриарха Алексия II при аварийной посадке самолета 21 августа 1963 года в Ленинграде 10.01.2013 2461 Время на чтение 3 минуты Мало кто помнит об этом чудесном случае. 21 августа 1963 года прямо посреди Ленинг рада, на Неву приводнился Ту-124, на борту которого находились 44 пассажира, летевших из Таллина в Москву , сообщает сегодня Интерфакс-Религия со ссылкой на сайт Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря . Во время взлёта носовая стойка шасси не до конца ушла в свою нишу под кабиной. Попытки выпустить шасси и убрать его вновь ни к чему не привели, т.к. стойку основательно заклинило. Как и положено, по инструкции, командир экипажа - 27 летний Владимир Мостовой - доложил о случившемся диспетчеру. Было принято решение произвести аварийную посадку в Пулково вместо продолжения полёта до Москвы, либо возвращения в Таллин. Экипаж сменил курс и продолжал попытки справиться с поломкой, но безуспешно. Потом экспертиза выявит неисправность узла, который связывает стойку шасси с механизмом подъёма. Но уже в тот момент стало ясно, что при посадке с наполовину убранным шасси самолёт может повести себя непредсказуемо. Тем временем в Пулково готовились принять аварийный борт на грунтовую полосу. По тревоге были подняты пожарные расчёты, к месту посадки стягивались аварийки и скорые, пока борт нарезал круги, сжигая лишнее топливо. На восьмом кругу выключился один из двух двигателей, хотя по приборам горючего в баках ещё оставалось достаточно. Очевидно, именно поэтому диспетчерская служба дала экипажу разрешение на экстренный проход прямо над городом, чтобы как можно скорей выйти на Пулково. Самолёт находился над самым центром Ленинграда, когда на высоте 450 метров остановился и второй двигатель. Так обнаружилась вторая неисправность - ошибочные показания топливомеров. На часах было около 12-30 по полудни, когда экипаж Мостового видел проплывающие внизу купол Исаакия, шпиль Адмиралтейства и Эрмитаж.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/10/ch...

Таинств мы оживем, восстанем, ободримся, укрепимся и будем снова работать и трудиться во славу Божию, на благо ближним и во спасение душ наших» 805 . Духовное попечение и поддержка, действительно, были крайне необходимы петроградцам, если учесть, что архипастырство митрополита Вениамина пришлось на период, когда город, кроме всех прочих бед, переживал социальную катастрофу, сравнимую только с потерями в блокадные дни. За три с половиной года после февральской революции его население упало в три с половиной раза – с 2 ,5 миллионов до 706.841 человека 806 . Массовое обезлюдение и обнищание Петрограда приобрело обвальный характер после прихода к власти большевиков. К лету 1918 года сам «питерский пролетариат» – квалифицированные рабочие городских предприятий – осознал необходимость борьбы с большевистской диктатурой 807 . И если всю «буржуазию» режим готов был расстрелять, то здесь он прибег к локаутам. Свидетельство об этом можно найти даже в материалах Епархиального Совета: «...положение Путиловского причта оскудело более других вследствие того, что главный контингент прихожан – рабочие Путиловского завода ввиду произведенных массовых сокращений значительно сократился» (журнал от 26/13 сентября 1918 года) 808 . По предложению митрополита Вениамина на собраниях разного уровня не раз обсуждались меры по оживлению пастырско-приходской деятельности в Петрограде, требующие более широкого сплочения духовенства. Одно из подобных собраний в конце 1918 года постановило: «1) Для поднятия религиозного настроения верующих и объединения их в молитве устраивать вечерние торжественные богослужения с произношением кратких поучений с присутствием всего духовенства благочиния. О.о. благочинные имеют выработать череду храмов и порядок самого богослужения; 2) за праздничным всенощным бдением прочитывать на русском языке положенные по уставу прологи и святоотеческие творения; 3) по возможности за всеми богослужениями поучать верующих изустным словом... » 809 . На рубеже 1918/1919 года святитель Вениамин вменил в обязанность духовенству торжественными богослужениями отмечать память преподобных, подвизавшихся на территории Петроградской епархии – Мартирия Зеленецкого, Илариона Гдовского, Феофила и Иакова Лужских, Киприана Стороженского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если одобрите представление, то я немедленно же и представлю к Вам, но не лишите и заключений своих. Вскоре будет отправление покупок из часовни, то весьма бы одолжительно было возвращение черняков и Ваше извещение получить с этой оказией. Простите, Батюшко, начинаю изнемогать и унывать от настоящего многосуетного поручения, трудов много, а надежд на будущность не возвещается, всмотревшись более в состояние и бывшие распоряжения Иг Варсонофия, с горестью смотришь на все, а буде состоится возвращение, как он мтит и выдает о себе, то руки не действуют и сердце обмирает о будущности. Господа ради, пощадите Обитель от такого нашествия; кажется, можно ручаться, что последнее будет еще горше первого, этого ждут и братия. Если Вы расположились расстаться со своим Наместником, то казалось бы можно ему вручить эту Обитель; в благонамеренности, кажется, нельзя сомневаться, а за неопытностию можно следить, теперь изучено многое по Зеленецкому, а из действий видно будет и успех и опрометчивость. Я бы в одном особенно предостерег, кого бы не сделали тут Настоятелем, чтоб не дозволял в начале по произволу располагать деньгами, а пусть-ко каждый начнет сам изыскивать средства и, узнавши им цену, будет рассчитывать благоразумнее. Обмеривал сам дрова, отчасти ознакомился и с этой частию, осмотрел в проезде и лес; но говорить об этом надо удосужившись и не на бумаге. В Благовещение служил в Зеленецком, в этот день и на другой было большое стечение народа окрестного, сказывают старожилы, что и не запомнят подобного собрания; я весьма доволен, что остался тут, а некоторые отклоняли меня, отзываясь, что собрание незначительное. Братии большое спасибо, не только пьяных, но и заметного не было ни в ком оба дня. Это заметили и тамошние. За два дни высыпали из кружек 155 рублей серебром, небывалое и неожиданное по отзыву братии. Небывалое давно и то, что теперь находится в казнохранилище 550 р сер . Старцы и рады и благодарны. Решились было окапироваться к Пасхе, и отобрали от всех, кому что нужно, намереваясь кстати с Логиновым отправить послушника Безсонова, весьма благонадежного, в Петербург за материалом, но полученное письмо келейником Игумна все расстроило. Досифей пишет о скором возвращении своем, а может, и с батюшкой. Услыхав это, старые и малые истинно уныли; вот как мил и благонадежен Настоятель. Прости меня, Господи!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Находя весьма справедливым Ваше приказание, чтоб была часть суммы в наличности, я и ранее поступал так, сделавши запас провизии не годичный, но, впрочем, с надеждою, что его достанет до другого благовременного заготовления и обещают еще дешевлее настоящего. Суда идут Сясью, с которых и обещали и предположено сделать запас в июле или в августе. Выгоды от своевременного заготовления всего, преимущественно по Зеленецкому Монастырю, не прибыльней; сказывали, что, покупая посное масло пудами, кое-где по деревенским лавкам платили по 14 и 16 р асс за пуд, тогда как нынче куплен по 9 р 80 к асс пуд; но надо заметить, что в летнее время и человек и лошадь чего стоят; да есть подробное и в книге сего года, например: куплено пуд коровьего масла в Ладоге за 6–50 сереб да за доставку рубль серебром итого 7–50 серебром; а в книге Никольской в это же время покупка и в той же Ладоге 5–70 серебром пуд того же масла; и подобных нелепостей пренаполнены и статьи и разговоры; дехтя потребно в лето до 30 пуд, они, покупая пудами, платили, говорят, по 6 асс. за пуд, а ныне куплено его 25 пуд по 1–80 ассигн . Вот образцы распоряжения, и поверьте, все так. А о благонамеренности и говорить нечего: недоносов и переносов не наслушаешься — от крайности в крайность. Паки прости Господи! С Корольковым я списался о рассрочке уплаты ему долга, сказывают, что он с удовольствием на это согласится; а подождать ему должно, сказывают, что отпускает товар весьма дурен и недешево. Бывши в Тихвине, я с ним не виделся, но мне и не советовали купить у него. Если не отклонились Вы от участия в Зеленецком Монастыре, то потрудитесь дать мне наставление к продолжению действий; братия настойчиво просят белья, а холста не было и нет ни аршина, просят и платье и обуви, а в этом мне не хотелось бы распорядиться в настоящем положении, по моему соображению делалось прежде не совсем хорошо, выдавалось вместо белья холстом или деньгами, которые не для всякого были в пользу, по нашитию были камлотовые рясы и креповые клобуки и Корнилиям и Гавриилам и подобным неслужакам, что ни по летам, ни по дарованиям, ни по месту, ни по способам не соответствуют. В этом случае я попросил бы от Вас совета формального бумагою, посоветую так поступить и настоятелю; тут составится значительный расчет в расходе, да нелишние и по нравственности; для человека не понимающего ни о чем внутреннем, кажется, необходимо смирение от вне. Впрочем, я слишком, кажется, распространился, умолчу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010