В Житии святого повествуется о том, что его родителей звали Косма и Стефанида. В возрасте 8 лет он осиротел и обрел себе наставника - свящ. Бориса, принявшего после смерти жены постриг с именем Боголеп и ставшего строителем Троице-Сергиева мон-ря в Вел. Луках. В автобиографии М. сообщает, что был пострижен в этой обители иером. Боголепом, пробыл в мон-ре 7 лет, выполняя послушания келаря, казначея и пономаря, имел ученика Авраамия. Возымев настойчивое намерение жить отшельником, М. тайно ушел из мон-ря, взяв себе в спутники монастырского повара-мирянина. На расстоянии 60 верст от Вел. Лук они поселились в безлюдном месте, выкопав землянку. Первый опыт пустынножительства оказался трудным, и повар вскоре покинул М., сообщив о его местопребывании некоему местному жителю, к-рый стал приносить отшельнику пищу. Через нек-рое время М. отправил послание к иером. Боголепу, прося у него благословение жить в пустыни. Но Боголеп благословения не дал и приказал вернуться в общежительный мон-рь. Тогда М. покинул пустынь и пошел в Смоленск на поклонение иконе Божией Матери «Одигитрия». В Смоленске ему во сне явились преподобные Авраамий Смоленский и Ефрем с повелением жить в пустыни, где укажет Бог. Изыскивая место для пустынножительства, М. направился в новый Тихвинский Успенский мон-рь (основан в 1560), намереваясь далее идти в Поморье. В Тихвинской обители М. встретил своего ученика Авраамия, к-рый рассказал о находящемся среди болот Зеленецком о-ве. Над этим местом Авраамий видел сиявший на небе крест. М. поселился на острове, вскоре собралась братия и образовался Троицкий Зеленецкий мон-рь. В Житии есть некоторые подробности прихода М. на Зеленецкий о-в: получив благословение тихвинского игумена, он взял с собой 2 иконы - Св. Троицы и Тихвинский образ Божией Матери «Одигитрия». Проводником ему служил крестьянин Иосиф из с. Буборины, находившегося в 4 поприщах от Зеленецкого о-ва. В своей «памятце» М. упоминает о том, что принял сан игумена в Новгороде, и рассказывает о своих мистических видениях. После одного из видений государев дьяк Ф. Д. Сырков пожертвовал средства на строительство в мон-ре деревянной трапезной ц. в честь Благовещения.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРНИЛИЙ (в миру Косма; † 26.02/5.03.1698, Троицкий Зеленецкий мон-рь), митр. Новгородский и Великолуцкий (1674-1695). Принял постриг в Зеленецком во имя Св. Троицы муж. мон-ре Новгородской епархии, через нек-рое время рукоположен во священника. В 1665 г. поставлен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 734-735; Строев. Списки иерархов. С. 63). 31 янв. 1667 г. был избран в качестве кандидата на Патриарший престол наряду с архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасафом (см. Иоасаф II , патриарх Московский) и келарем Чудова мон-ря Саввой. В качестве архимандрита Тихвинского монастыря в короткий срок (с 23 янв. по 1 февр. 1667) организовал «записку» швед. пленников, принявших и не принявших крещение, надзирал за тем, чтобы им «налог и обид и… убытков… не имать» (ДАИ. Т. 5. С. 155-157). В 1668 г. «желанием же побеждаеми многим и прошением нашим», как сообщает К. в духовной грамоте (АЮБДР. Т. 2. 238. Стб. 735), был переведен строителем Троицкого Зеленецкого мон-ря. 16 марта 1673 г., по выражению К., «аще и выше нашея меры и не хотящим нам, но нужею» был поставлен патриархом Питиримом во митрополиты Казанские и Свияжские (Там же; Строев. Списки иерархов. С. 273, 288). Однако в свою епархию К. так и не прибыл: «Как поставлен в Казань в митрополиты, от того времени все на Москве жили до поставления патриаршеского и до своего переведения на Новгородскую митрополию» (ДАИ. Т. 5. С. 149-150). 26 июля 1674 г. К. принимал участие в избрании, а 26 июля - в поставлении в патриархи Новгородского митр. Иоакима (Савёлова) (Там же. С. 146-147). 6 авг. того же года К. был переведен на вакантную Новгородскую кафедру, к-рую возглавлял в течение последующих 20 лет и 7 месяцев (1674-1695). После поставления К. нек-рое время оставался в Москве. 6 сент. он участвовал в поставлении во митрополита Казанского своего преемника Иоасафа (Дворцовые разряды. 1852. Т. 3. Стб. 970, 974, 976, 978, 982 и др.), 1 окт.- в чине крещения царевны Феодоры Алексеевны, 4 окт. получил из царских рук 300 золотых и 8 окт. присутствовал «на крестинном столе» (Там же. Стб. 1061, 1068, 1070). 15 окт. К. был на заседании церковного Собора, где обсуждался вопрос о границах рус. епархий (ААЭ. Т. 4. 204. С. 263). Лишь 26 дек. 1674 г. царь и патриарх отпустили К. из Москвы в епархию (Дворцовые разряды. Т. 3. Стб. 1156).

http://pravenc.ru/text/2458701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Багрянский Василий; сер. XVIII в., Москва - 8.06.1814, Иркутск), еп. Иркутский и Нерчинский. Из семьи священника. Обучался в московской Славяно-греко-латинской академии , где показал блестящие успехи в учебе. В 1766 г. из философского класса отправлен для продолжения образования в Лейденский ун-т. По возвращении в Россию был экзаменован особой комиссией, удостоен степени магистра и определен учителем философии в Новгородскую ДС. В 1776 г. принял монашеский постриг, был назначен префектом семинарии. С июля 1782 г. ректор Александро-Невской ДС и настоятель Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря в сане архимандрита. В кон. 1783 г. переведен настоятелем в новгородский Антония Римлянина мон-рь и в 1784 г. назначен ректором Новгородской ДС (по др. данным, оба назначения состоялись в 1787). В 1788 г. перемещен в свияжский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) Вениамин (Багрянский), еп. Иркутский. Портрет. Нач. XIX в. (РГИА) 9 дек. 1789 г. в церкви Зимнего дворца хиротонисан во епископа Иркутского. Особое внимание уделял миссионерской деятельности в епархии. В 1794 г. ходатайствовал о возведении настоятеля иркутского Вознесенского мон-ря в сан архимандрита для усиления торжественности служб в глазах новообращаемых. В 1796 г. к территории Иркутской епархии добавились Аляска и Алеутские о-ва. 10 апр. 1799 г. по полномочию от Синода В. единолично хиротонисал Иоасафа (Болотова) во епископа Кадьякского, вик. Иркутской епархии. Под рук. В. была преобразована Иркутская ДС, существовавшая с 1780 г. в непосредственном заведовании местного архиерея и только в 1800 г. получившая особого ректора. В семинарии архиерей поддерживал строгие порядки и режим, выше успехов в учебе ценил благочинное поведение и дисциплину. В. был инициатором прославления Иркутского еп. св. Иннокентия (Кульчицкого) , представил в Синод данные о совершаемых по молитвам к святителю чудесах. 29 янв. и 3 марта 1801 г. вместе с присланным от Синода Свияжским еп. Иустином (Вишневским) В. свидетельствовал почивавшие в Вознесенском мон-ре останки еп. Иннокентия, обретенные нетленными. «Объявления» разных лиц о чудотворениях святителя были признаны «неложными». По указу Синода В. в 1803 г. вторично свидетельствовал мощи свт. Иннокентия и 9 окт. подтвердил свое заключение. 28 окт. 1804 г. имп. Александр I утвердил доклад Синода о канонизации еп. Иннокентия. 9 февр. следующего года В. торжественно перенес мощи новопрославленного святителя из склепа Тихвинской ц. в соборную церковь мон-ря. По отзывам современников, В. отличался «просвещенным умом, величавостью и важностью в приемах». Похоронен в иркутском Богоявленском кафедральном соборе, для к-рого по благословению В. были ранее отлиты 2 колокола (761 и 220 пудов).

http://pravenc.ru/text/150283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНАСТАСИЙ (Братановский-Романенко Андрей Семенович; 16.10. 1761, с. Барышевка Переяславского полка - 7.12.1806, Астрахань), архиеп. Астраханский и Кавказский. Сын протоиерея Переяславской епархии, племянник еп. Иринея (Братановича) . В 1782 г. А. Братановский-Романенко окончил Переяславскую ДС, в к-рой помимо предметов семинарского курса основательно изучил евр. и франц. языки (впосл. составил грамматику евр. языка). В 1782-1783 гг. преподавал в Переяславской, Севской, Новгородской семинариях. При содействии еп. Вологодского Иринея (Братановича) в 1784 г. переведен в Вологодскую ДС учителем поэтики, риторики, истории, стал известен как красноречивый проповедник. 1 янв. 1790 г. митр. С.-Петербургским Гавриилом (Петровым) А. был назначен учителем риторики в Александро-Невской ДС. 26 июня 1790 г. пострижен в монашество. 28 янв. 1792 г. переведен законоучителем в сухопутный шляхетский кадетский корпус. 8 сент. 1792 г. возведен в сан архимандрита Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии. Проповеди А. имели огромный успех в С.-Петербурге, в 1793 г. императрица Екатерина II , высоко ценившая талант А., назначила его придворным проповедником. В 1794 г. А. был избран членом Российской академии. 16 марта 1795 г. переведен настоятелем в с.-петербургскую Троице-Сергиеву пуст. , а 19 мая 1796 г.- в Новоспасский московский мон-рь . С 1796 г.- член Святейшего Синода. Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) Анастасий (Братановский-Романенко), архиеп. Астраханский. Портрет. Неизв. художник. 1-я треть XIX в. (ГИМ) 24 окт. (по др. данным, 20 дек.) 1797 г. А. был хиротонисан во епископа Могилёвского и Витебского, при хиротонии имп. Павел собственноручно возложил на А. знаки св. Анны ордена 1-й степени. 15 сент. 1801 г. А. был возведен в сан архиепископа. Много сил отдал урегулированию конфликтов православных с униатами и католиками. Особое внимание уделял Могилёвской ДС, оказывал семинаристам материальную поддержку. Учредил больницу, построил неск. домов для духовенства. В свободное время занимался лит. трудами, переводами. В 1805 г. был вызван в С.-Петербург и назначен присутствующим в Святейшем Синоде. Составил план преобразования духовных уч-щ в России, за к-рый был награжден бриллиантовой панагией. Болел туберкулезом, из-за болезни подал прошение о переводе на Астраханскую кафедру, 20 дек. 1805 г. прошение было удовлетворено. 7 февр. 1806 г. прибыл на кафедру. При А. в Астрахани в 1806 г. была открыта гимназия.

http://pravenc.ru/text/114838.html

Ист.: Мартирий Зеленецкий и основанный им Троицкий мон-рь/Подгот.: Е. В. Крушельницкая. СПб., 1998; Автобиографическая повесть Мартирия Зеленецкого/Подгот. текста, перевод и коммент.: Е. В. Крушельницкая//БЛДР. 2005. Т. 13. С. 678-691, 836-839. Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 155-182; Неволин К. А. О пятинах и погостах Новгородских в XVI в. СПб., 1853. С. 142 (Зап. РГО; 8); Буслаев Ф. И. Ист. очерки рус. народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 391-394; История и древности 3-классного Троицкого Зеленецкого мон-ря С.-Петербургской епархии с прил. записи достопамятных событий, по преставлении прп. Мартирия в нем случившихся. СПб., 1866; Ключевский. Древнерусские жития. С. 346; Строев. Списки иерархов. Стб. 273; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 357; Тихомиров Е. А. Вечный календарь. М., 1882. Т. 1. Март. С. 3-4; Филарет (Гумилевский). РСв. 1882. Т. 1. С. 279-283; он же. Обзор. 1884. С. 254; Описание Зеленецкого Троицкого мон-ря. СПб., 1883; Зверинский. Т. 1. 194. С. 145-146; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 219. С. 52-53; Токмаков И. Ф. Краткий ист.-стат. очерк Троицкого Зеленецкого муж. мон-ря. М., 1904; Троицкий Зеленецкий мон-рь и его основатель прп. Мартирий. СПб., 1912; Zenkovsky S. A. Der Mönch Epifanij und die Enstehung der altrussischen Aumobiographie//Die Welt der Slaven. Wiesbaden, 1956. Jg. 1. H. 3. S. 286-289; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI в.: (По «житиям святых»). М., 1966. С. 334-336; Демкова Н. С. Житие протопопа Аввакума: Творческая история произведения. Л., 1974. С. 133, 161-163; Понырко Н. В. Житие протопопа Аввакума как духовное завещание//ТОДРЛ. 1985. Т. 39. С. 385-387; Крушельницкая Е. В. Мартирий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 106-108; она же. Повесть Мартирия Зеленецкого и автобиографическое повествование в памятниках рус. лит-ры XIV-XVI вв.//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 21-35; она же. Автобиография и житие в древнерус. лит-ре. СПб., 1996; она же. К вопросу об автобиографизме в древнерус. лит-ре//Рус. агиография: Исслед., публикации, полемика. СПб., 2005. С. 102-121.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Е. В. Крушельницкая Иконография Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Рака над погребением прп. Мартирия Зеленецкого. 2012 г. Копия раки 1857 г. Первые изображения М., очевидно, появились вскоре после его кончины, однако ни древних икон преподобного, ни сведений о них не сохранилось. В иконописном подлиннике внешность святого описывается скупо: «Надсед, брадою аки Савва Звенигородский, в схиме, риза преподобническая» (РНБ. Погод. 1931. Л. 54 (25 окт.)); он назван «иже на Тихвине реце Тверской чудотворец» (см: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165). Текст на свитке по др. подлиннику: «Се убо братия моя, по благодати Божии отходя света сего, предаю вас в руце Господни. Имейте во всем упование на Его и на Пресвятую Богородицу. Аз бо убо молитвами ея, еже желах от Господа да и восприях. Еще ныне телом хотя и отхожду от вас, но духом присно с вами. Кто из вас, живущих во обители сей, сего света отидет, аз имам Господа молитвами о упокоении души его [пропуск текста] предаде святую душу свою в руцех всех Бога. В лето от сотворения мира 7111, от Рождества Христова 1603 месяца марта в 1 день» (БАН. Плюшк. 11. Л. 9 (в особом разделе вне основного состава подлинника) (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 165-166). Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Прп. Мартирий Зеленецкий. Икона. Нач. XXI в. Иконописец Г. В. Гашев (Мартириев Зеленецкий мон-рь) Фигура преподобного, по сведениям источников XIX в., была помещена на лопатке малого проема св. ворот тихвинского Успенского мон-ря, расписанных иконописцем Родионом Сергиевым «с товарищи» (1662). Вероятно, изображение М. имелось в росписях Троицкого собора Зеленецкого мон-ря, исполненных новгородскими и тихвинскими иконниками (ок. 1684). Имп. Елизавета Петровна, посетив Зеленецкий мон-рь в 1747 г., приложилась к образу у гробницы чудотворца. Возможно, имеется в виду образ М. (хотя у гроба преподобного стояли 2 чтимых образа, называемые его келейными: икона Св.

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Будучи благочинным монастырей С.-Петербургской епархии, И. за короткое время добился устранения 3 настоятелей Зеленецкого во имя Св. Троицы мон-ря , но отстоял перед митрополитом игуменью староладожского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . Много лет И. был попечителем с.-петербургского Воскресенского Новодевичьего мон-ря, постриг в монахини большинство сестер обители. По инициативе и при участии И. была устроена дочерняя по отношению к Новодевичьему мон-рю обитель во имя св. равноап. Марии Магдалины близ мызы Вохоново Царскосельского у. В связи с трудностью исполнения послушания благочинного в ведении И. С.-Петербургский митрополит Исидор оставил только Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь . Почти не покидал Троицкую пуст., только в сент.-окт. 1881 г. совершил поездку в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, на свою родину и в Николо-Бабаевский мон-рь, где был похоронен свт. Игнатий (Брянчанинов). В том же году в С.-Петербурге было опубликовано «Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова», основной вклад в подготовку к-рого внес И. При И. Троицкая пуст. стала одним из центров связи РПЦ с юж. славянами. Здесь принимали изгнанников-сербов, в т. ч. архим. Савву (Косановича; впосл. митрополит Дабро-Босанский), митр. Сербского Михаила, архим. Дутича. И. пожертвовал в храм г. Босна-Сарай (ныне Сараево, Босния и Герцеговина, 1876) иконостас, написанный проживавшим при мон-ре худож. Колчиным, 73 иконы, образ прп. Сергия Радонежского, запрестольный крест и хоругви. И. получил от кн. черногорского Николы I орден св. Даниила I. В письме серб. митрополиту И. отмечал: «Не много мы ждем к облегчению участи наших братьев от пресловутой европейской цивилизации, так велегласно проповедующей о гуманности и равнодушно допускающей в недрах своих открытое разбойничество мусульманских фанатиков и душегубство христиан» («Ты мой Бог». 2000. С. 88). В 1885 г. И. отслужил соборную панихиду по павшим в братоубийственной войне болгарам и сербам. В июне 1884 г. И. принял в обители делегацию японцев, в беседе с которыми объяснял отличие Православия от католичества. Состоял в переписке с абиссинцами и принимал их в мон-ре. Иногда И. упрекали в излишней строгости. Так, он отказался посетить праздник в честь дня рождения в семье духовных чад, когда узнал, что они в Великий пост пригласили в дом фокусника. В 1859 г. не допустил в церковь имама Шамиля. Известен отзыв И. о лютеранах: «Лютер плохой садовник. Очищая дерева, обрезывая ветви, не приносящие плодов, подрезал и корни дерева. Если он соблазнился на католическую церковь, то следовало ему поискать Церковь, установленную Самим Спасителем нашим». И., не вынимая за протестантов частиц на проскомидии, однако, служил заупокойные богослужения по инославным, хоронил в обители представителей нек-рых лютеран. семей (герцогов Ольденбургских, Штакеншнейдеров, гр. Баранова). Был известен выступлениями против учения Л. Н. Толстого и пашковцев, против спиритизма как «бесовского наваждения».

http://pravenc.ru/text/293461.html

Мартирий провел в безмолвии у могилы, ископанной собственными руками. 1 марта 1603 г. он был погребен близ монастырской Богородицкой ц. Сведения по дальнейшей истории обители содержатся в рукописи 1-й пол. XIX в. из б-ки тихвинского Успенского мон-ря «Летописец Зеленецкого монастыря. По преставлении преподобнаго Мартириа какия нещасныя случаи постигали обитель святую, и како оная паки сугубо за молитвами преподобнаго исправлялась» (РГИА. Ф. 834. Д. 3996. Л. 34-62; текст изд.: История и древности 3-кл. Троицкого Зеленецкого мон-ря. 1866. С. 27-62; Крушельницкая. 1998. С. 110-177). В Смутное время, в 1612-1613 гг., все деревянные строения З. м. были сожжены «варягами». Узнав о приближении захватчиков, насельники ушли из З. м. и спрятали в лесу церковную утварь. Значительная часть имущества все же была разграблена, но каменная Одигитриевская ц. с приделом свт. Иоанна Златоуста сохранилась. Долгое время З. м. оставался разоренным, в писцовой книге Обонежской пятины за 1620 г. содержатся сведения об «убогой новой пустыни Зеленой, на острову» в Михайловском погосте на Волхове (совр. ц. во имя арх. Михаила в г. Волхове) с деревянной Троицкой и каменной Одигитриевской церквами (последняя «стоит без пения, разорена от немецких и от литовских людей»), а «место церковное Благовещения Пресвятыя Богородицы сожгли немецкие люди» (СПбФИРИ РАН. Ф. 172. 198). В это время в мон-ре было лишь 5 насельников: свящ. Иустин, келарь Порфирий, старцы Пафнутий и Илия, а также казначей Сильвестр, очевидно управлявший монастырем, т. к. именно он просил царя Михаила Феодоровича подтвердить права монастырского землевладения по грамоте 1595 г. Царской жалованной грамотой 1624 г. за З. м. закреплялись не только земли, но и крестьяне, освобождавшиеся от податей, от суда воевод и дьяков (Там же. 80). После 1624 г. игуменом в З. м. стал Закхей, к-рый также ходатайствовал перед царем как о подтверждении прав на прежние земельные владения, так и о пожаловании новых: в 1628 г. «из дворцовых земель» игум. Закхею было «дано...

http://pravenc.ru/text/199709.html

МАРТИНИАН (Михаил Стомонахов; ок. 1400 - 1483), игумен, книгописец, прп. (пам. 12 янв., 7 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Белозерский МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛАНИЯ РИМЛЯНЫНЯ (Младшая, Новая)(383 или, по мнению Э. А. Кларк, 385/6, - 438/9), прп. Вифлеемская (Палестинская) (пам. 31 дек.), внучка Мелании Старшей одна из самых значительных фигур жен. монашества МЕРКУРИЙ И ПАИСИЙ преподобные (пам. 4, 24 нояб. (М.), 19 июля (П.), 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерские, в Дальних пещерах почивающие МИХАИЛ МАЛЕИН (894-961), прп. (пам. 12 июля), визант. подвижник, основатель лавры на горе Кимин, наставник св., Афанасия Афонского МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

При митр. Макарии III (1652-1663) в Новгородской епархии почти не получила распространения проводившаяся в те годы в Русской Церкви богослужебная реформа (см. Никон , патриарх Московский и всея Руси). Ситуация коренным образом изменилась при Новгородском митр. Питириме (1664-1672; впосл. патриарх Московский), когда после Большого Московского Собора 1666-1667 гг. начались сыски последователей «старой веры» и гонения на них. Несмотря на меры властей, К. С. долгое время удавалось сохранять старые порядки в своей обители, ставшей центром старообрядчества. По свидетельству Ивана Филиппова , в Виданской пуст. бывали выходцы из разгромленного правительственными войсками в 1676 г. Соловецкого мон-ря, в 80-х гг. XVII в. (при К. С. и позднее) пустынь посещал и жил там монах-старообрядец Виталий . После доноса в 1683 г. из Новгорода на Виданский о-в была послана экспедиция, перед приходом к-рой, весной 1684 г., К. С. покинул мон-рь и ушел в Обонежье. Сначала жил около Повенецкого Рядка (ныне пос. Повенец Медвежьегорского р-на, Карелия), затем перешел в Выговскую «пустынь» (Выговский суземок), куда за ним последовали дочь и внук. К. С. жил в Сергиевском скиту на р. Выг, позже - близ скита Огорелыши, где скончался и был погребен. В Сунарецкий мон-рь из Новгорода был прислан новый игумен - Ефрем, вскоре Сунарецкая пуст. была приписана к Зеленецкому во имя Св. Троицы муж. мон-рю , позднее - к Муромскому Успенскому мон-рю (или к Александро-Свирскому мон-рю), упразднена в 1764 г. К. С. почитался среди старообрядцев как вдохновитель создания Выголексинского общежительства (умер примерно за 4 года до его создания). На месте погребения К. С. уставщик Выговского общежительства Петр Прокопьев поставил часовню, в к-рой ежегодно служили панихиду, после смерти Петра Прокопьева († 1719) часовню перестроил Семен Денисов (см. Денисовы ). В 30-х гг. XVIII в. выговские книжники под рук. Ивана Филиппова написали пространное Житие К. С. Ист.: Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб., 1862. С. 46, 60, 85, 101, 118-120, 124, 128, 276, 307; Житие и подвизи блаженнаго инока Кирила, перваго выгорецкаго пустынножителя, создавшаго прежде обители при реце Суне на острову Виданском во Олонецких пределех//starajavera.narod.ru/kiril_suna.html.

http://pravenc.ru/text/1840447.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010