Резолюцию Его Высокопреосвященства – исправление благочиннической должности поручено Зеленецкому Архимандриту Иннокентию, впредь до выздоровления о. Архимандрита Игнатия. 315 Таким образом, и в этот раз Епархиальное Начальство выразило стремление удержать Архимандрита Игнатия при всем объеме порученных ему служебных обязанностей. В третий раз Архимандрит Игнатий пользовался отпуском по болезни летом 1856 года с 16 мая по 1 июля, надлежаще обеспечив своими предварительными распоряжениями на время своего отсутствия правильное течение монастырской жизни. 316 Эти постоянные болезни не мешали, однако, Архимандриту Игнатию вести такой же строгий образ жизни, как и прежде. Внимательно следя за поведением вверенного ему духовного стада, делясь с каждым желающим сокровищами своего личного опыта в иноческой жизни, никому не отказывая в совете, наставлении, помощи и поддержке в своей личной жизни, настоятель оставался таким же строгим аскетом, каким был и тогда, когда физические силы его были крепче. Стол его был неприхотлив: он употреблял более растительную пишу, и какие-либо кашицы, и то весьма умеренно. Келейная одежда его тоже была незатейлива: мухарчовый подрясник, не застегнутый на груди, на ногах катанки. В свободное от монастырских дел время, бывало, быстро ходит он по келье и потирает затылок или лоб (в таких формах, обыкновенно, выражал он свою радость и свои скорби), или лежит в углу и читает книгу, или пишет у стола: 317 строгий инок и здесь, несмотря на всё обременявшие его труды; не оставлял своих келейных занятий и, черпая из сокровищниц Святых Отцов неоцененные богатства, выливал их во вдохновенных словах. «Он имел особенный дар смотреть на все духовно; малейшие случаи, ничтожные, по-видимому обстоятельства, часто получали у него глубокий духовный смысл и всегда находили отголосок в нравственном учении, которым он руководился; они доставляли обильную пищу его уму и сердцу и нередко в дивной мелодии слова раздавались с его духовно-поэтической лиры. Таковы его произведения: «Блажен муж», «Песнь под сенью креста», «Молитва преследуемого человека», «Плачь инока» и многие другие. Из таких особенностей духовного призвания и настроения явствует, что высказываться письменно было духовной потребностью Архимандрита Игнатия». 318

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Экстракт о доходах Новгородского архиерея ДОХОД В каком оные от Новагорода расстоянии За Новгородским архиереем деревень и в них душ мужеска полу Сколько где душ В Паозерской волости » деревне Пальцовой горе » Демянской » Опоцкой вотчине » деревне Подборовье » Пидебской волости » Креченской » Полянской » Тесовско » Зверинской » деревне Видогощи » Холынской » Семёновской » Невской » Подлютовской » Боровенской » Теребуновской » Заборовской » деревне Починку » деревне Шабаноть » Каменской » Черницкой » Заболоцкой » Высоцкой » Танбальской и Загубской » Папороцкой » Горнецкой » Еглинской » Шугозерской » Озерской » деревне Бели с деревнями » Полижской волости » Николаевской Гостиноского монастыря » Васильевской Ивановского монастыря Зеленецкого монастыря В Прусынской » деревне Бурге » Сермажской » Владыческой » Каномской и Яндебской волостях » Надпорожской и Вонозерской » Хмелезерской » Косинской » Звацкой » Немчиновской » Хлавицкой » Маринченской » деревне Рышкове и Дубровке » Кулибацкой волости » Плеской » Спасо-Клинской » Никицкой Троицкого монастыря Николаевского пустынного монастыря В Пятницкой, что на плоту » Московском уезде » селе Ильинском 15 767 Сверх того показано мужеска полу душ, которые в вышеписанных вотчинах не числятся: Домовых градских бобылей Градских Чудиновцы и Легощи улицы крестьян В подмонастырских слободках приписных монастырей: Видогожского Верендовского Шилова Ковалёва Китецкого Колмова В деревнях: В Городенском погосте » выставке Вычелобке » деревне Любеховичах » сельце Пустоши » Любынском погосте » Ширском погосте » Сабельском погосте » Шегринского погоста в деревне Талцах » Буховском погосте » Коломенском погосте в деревне Борискове » Олонецкого уезда Важенского погоста в деревнях Пертозере и других Того ж уезда в Пиркинском погосте в деревнях Трошенице и Даншиной Горы 16 648 Со оных вотчин показано доходов, которые и Синод рассуждает за настоящие, – в 1735 году собрано: Оброчных За дрова Вместо выдела пятинного хлеба за сенокосцев » сеновозцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Навеки вся твоя Женушка. Ц. ставка. 16 сентября 1916 г. Моя ненаглядная, Сердечно благодарю за дорогое письмо. Я рад, что посещение японцев и завтрак с ними прошли удачно, но мне жаль, что ты утомилась. Береги себя и не переутомляй свое бедное, дорогое сердце! Сегодня утром я написал дорогой мама с Сандро. Оказывается, этот идиот Родзянко написал ему очень дерзкое официальное письмо, на которое Сандро намерен отвечать очень резко. Он читал мне вслух выдержки из обоих писем – Родзянки и своего – его ответ составлен очень хорошо. Со “Штандартом”, сколько я могу судить со слов Кирилла, произошло некоторое недоразумение. Я никогда ничего не приказывал Григоровичу, а только спрашивал его относительно этого места для Зеленецкого в будущем и высказал ему свое желание, чтоб Н.П. получил нашу яхту после З. Я говорил также об этом с адмиралом, он принял это совершенно спокойно, только спросил, будет ли это сделано к окончанию войны, когда будут поставлены котлы и закончена починка яхты. Кроме того, 3., действительно, в экипаже все делает за Кирилла, который часто отсутствует. И, наконец, я желаю иметь Н.П. при себе во время войны, а он не мог бы отлучаться со службы, если б был сейчас капитаном. Поняла – да? Теперь пора кончать, любимая моя девчурка. Храни Господь тебя и дорогих девочек! Крепко целую. Навеки твой старый Ники. Ц.С. 17 сентября 1916 г. Мой ненаглядный! Представь себе, только 1 градус тепла, а вечером было 2 градуса мороза, солнца нет. Прилагаю записку от нашего Друга к тебе, так как я просила Его особенно подумать о тебе и благословить твои новые планы. Милый, вели, пожалуйста, кому-нибудь отправиться посмотреть 4 тяжелые батареи, которые уже довольно давно стоят совершенно готовыми здесь в Ц.С. (так мне сказали), и никто и не помышляет об их отправке. У них есть снаряды (если не в достаточном количестве, то их всегда можно будет достать). – Если старый Иванов все еще в Петрогр., прикажи ему отправиться осмотреть все до мельчайших подробностей. (Сообщили об этом Боткину офицеры, так как они осматривали их.) Хорошо было бы отправить их отсюда, потому что солдаты не совсем надежны: несколько недель назад там происходили истории, пришлось послать стрелков, чтоб поймать их в лесу, где они занимались чтением прокламаций.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-nikolaja-...

По заключении такого договора, Хмельницкий послал к Ракочи на помощь двенадцать тысяч войска, под начальством Ждановича, Зеленецкого и сотника Попенка 411 . Напрасно канцлер Любомирский убеждал Ракочи не начинать неприязненных действий и доказывал, что нет никакого повода к разрыву между ним и Польшею. Леопольд, король венгерский и богемский, принявший власть по смерти Фердинанда III-ro, чрез архиепископа. Нитры, Юрия Шелепчена, делал ему убеждения. Ракочи ссылался на то, что поляки предлагали ому корону и твердил, что считает обязанностью защищать свою честь 412 . В декабре Ракочи издал к полякам манифест в таких выражениях: Коронные чины видя, что Речь Посполитая клонится к падению и не ожидая ни основательных мер, ни помощи от ее настоящего правительства, как прежде, так и в недавнее время, чрез посредство своих великих послов, предлагали нам с известными условиями польскую корону. По давней и, можно сказать, наследственной любви нашей к благородному польскому народу и по христианскому благочестию и состраданию, мы при Божией помощи, предприняли намерение успокоить нашею особою и нашими войсками смуты в славном польском королевстве; по этому считаем нужным предупредить и предостеречь всех вообще, чтобы всякий, если ему дороги жена его, дети, пожитки и имущества, по пропитании настоящего универсала, как только мы приблизимся с нашим войском к польским пределам, заблаговременно приставал к нам и таким либо другим образом засвидетельствовал нам свое благорасположение. Если же кто не захочет так поступить и пренебрежет нашим благожелательством, тот пусть припишет себе самому, а не нам, всякую неприятность, какую он может испытать в военное и беспокойное время. Всех же тех, которые пожелают искать нашего покровительства, мы обещаем принимать милостиво, охранять от настоящих бед и военных разорений и, сколько нам возможно возвратить их нарушенные вольности. В особенности же обещаем искренно сохранить в целости свободу совести и стараться о том, чтобы, при Божией помощи, в польском славном королевстве расцвел вожделенный мир, и мы могли бы даровать ему снова общественную и частную безопасность 413 . В январе, 1657 года. Ракочи двинулся в Польшу. Кроме двенадцати, тысяч казаков, у него в войске было своих около двадцати тысяч 414 . Это был пестрый сброд всех наций и состояний: здесь, кроме венгров подданных Ракочи, были венгерские гайдуки, волохи, поляки и больше всего, украинцы – поднестровские левенцы, привыкшие жить войною 415 . Два беглые поляка, диссиденты, взялись преклонять на сторону победителя подданных Яна Казимира: первый был известный нам Грондский 416 другой, также знакомый амм, Немирич, который был в казацком войске, перешел к шведам и теперь действовал с Ракочи для разорение своего шляхетского отечества 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

С 1843 г. причт, по штату 1-го класса, получает 800 р. с., но сохранились также Петровшина и Осеньшина. – Руга уничтожена в 1850 году, когда крестьяне обязались вместо 198 десятин, отмежеванных причту, платить ругу. Так как они этого обязательства, не исполнили, то причт стал на них жаловаться в палату государственных имуществ. Но жалобы, по положению о руге в 1816 году, запрещались; поэтому палата отказала причту и таким образом причт лишился и руги, и земли. Ныне церковной земли считается: пахатной 11 дес. и сенокосной – 37. Вся земля около церкви, кроме сенокосного участка «Кривули» – в двух верстах от церкви. Церковного дохода получается до 900 р. сер. От 23 деревянных лавок получается, в пользу церкви, около 35 р. сер. в год. Причт живет в собственных домах. Приход граничит, с севера, с мызою Любочево, Рождественского Сясьского погоста, с юга – Прусынским приходом, а потом – лесом и мхами, вплоть до Тихвина, с востока – Никольским Сясьским приходом и владениями Зеленецкого монастыря, с запада – Гостинопольским, Петропавловским и Ильинскими приходами. Приход составляют деревни: Усадище и Бор – у церкви; Елошня и Польская – в версте от церкви, Сорокино – в 2-х верстах, Охромовщина, Борок, Подвязье, Ручей, Мыслино, Дуброво, Конец. Колодец, Кукли, Пол, Безово, Леоновщино и Селище – в 3-х, Карпино – в 4-х, Славково, Лынно, Веретье, Раменье и Устье – в 5, Кроватыни и Ясновицы – в 6, Зеленец и Теребонижье – в 7, Вячково и Заднево – в 10. С учреждением в 1875 г. Верховинского прихода, туда перечислены деревни: Верховины и Елешково. Православных прихожан мужского пола 2,091, женск. 2,338. Раскольников мужского пола 427, женск. 504. В приходе три речки: Лынна, Полона и Елошня. Прихожане занимаются земледелием, коновальством, истреблением в С.-Петербурге клопов, тараканов и крыс, выпаиванием телят, выделкою кож, обработкою клея и пр. Прихожане большею частью неграмотные. Училище открыто было при волостном правлении и с 1860 года разделено на мужское и женское. В училище учили священники, получая от палаты по 50 р. в год и учительница, дочь умершего здешнего священника, с платою по 75 р. в год. Ныне в приходе две земских школы: в Заболотье, в доме попечительства и в дер. Кукли, в наемном доме. В Заболотской школе учится до 110 челов. обоего пола, в кукольской до 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

29 ноября. Вчера сдал резолюции о замещении многих вакантных мест. Сегодня написал к смете объяснительную записку с ходатайством 1.800.000.руб. от Патриархии на Академию и Семинарию на 1951 г. 2 декабря. На днях послал письмо Патриарху[…]. Сметы по епархии и по Академии посланы. Испрашиваю на Академию повышенную сумму расходов 1 млн. 800 тыс. Наверное, будут противиться в Москве. А между тем, мы обслуживаем слушателей из 33 областей (половина Союза ССР)... 6 декабря. Престольный праздник в Крестовой церкви митрополичьего дома. Всенощное бдение служил о. Иером. Серафим с иеродиак. Максимом (студенты). Литургию я служил сам с диаконом (пресвитерским чином). Было несколько человек. 9 декабря. Вечером был С.А. Купрессов, рассказавший о двух заочниках-священниках, представивших прекрасные семестровые сочинения. Говорил и об о. Осипове, который и с ним беседовал о выходе на гражд[анскую] службу, и об о. Феогносте, который недоволен (о чем написал Купрессову – прим. Л.А.), что ему никто официально не предлагает вернуться к учебной работе; упоминал (интересно!..) и о месте Зав. Заочн[ым] Сектором, и о Ректуре в Академии с совместительством Епископства Псковского с Ректурой Академии... (!!)... Надо написать ему. Иметь в виду можно, в случае ухода о. Осипова на кафедру Ветхого Завета и Евр[ейского] языка. 12 декабря. Вчера все утро, до 2-х часов, был в Академии. Посетил уроки – Зеленецкого по Нов[ому] Завету на IV курсе; Купрессова по Западн[ым] исповед[аниям] на III курсе; Осипова по Ветх[ому] Завету на II курсе; Сборовского по Осн[овному] бог[ословию] в 4 классе; и Вознесенского по Катехизису в I классе. Лучшее преподавание – у о. Осипова; Купрессов спросил старое, и излагал критику (логическую) догмата о непогрешимости Папы, - хорошо, но не все слышно из за его способа оттенить одно, затушевать другое (не сознательно, а привычно говоря). Сборовский отлично излагает предмет. Зеленецкий читает по запискам (своим и чужим) внятно (иногда не разбирая написанного). Вознесенский очень плохо говорит сам; ученики у него – это совсем «неподнятая целина», и возни с ними еще будет много: и речь крайне не развита, и знания церковного – очень мало… Написал большое письмо Дерюгину. Изложил ему все его «промахи» (непослушание, своеволие и проч.) и жду ответа.

http://bogoslov.ru/article/4888315

Моск. Акад. Сборник т. 16-й 21069) для занятий студента IV курса Академии А. Зеленецкого, сроком на 2 месяца“. Справк а: Книга диакона Михайлова: „Наука о душе“, М. 1796 препровождена в Совет Казанской Духовной Академии при отношении от 31 октября за 1128, причём, согласно справке г. библиотекаря Академии, сообщено Совету, что сборник т. 16 21069 не высылается, так как в нём помещена лишь статья: „О смерти и о состоянии душ по разлучении от тел“, М. 1850, принадлежащая Ив. Ник. Аничкову-Платонову и напечатанная в IX ч. Прибавлений к Творениям Св. Отцов (за 1850 г.); студенту же Зеленецкому требуется, судя по означенному в отношении заглавию, речь профессора Московского Университета Дм. Серг. Аничкова († в 1788 г.), произнесённая на акте 22 апреля 1777 г. и вышедшая в том же году в двух изданиях, одно под названием: „Речь“ (32 стр.), другое под названием: „Слово“ (26 стр.). – Ни того, ни другого издания в библиотеке Московской Духовной Академии не имеется. д) Отношение Правления Тверской Духовной Семинарии от 8 ноября за 1402: „Согласно отношению, от 27 минувшего октября за 1123, Правление семинарии поставляет своим долгом препроводить при сём в Совет Московской духовной Академии на трёхмесячный срок рукописный перевод (на ста десяти листах) огласительных наставлений св. Кирилла Иерусалимского , значащийся в каталоге семинарской фундаментальной библиотеки под 2“. Справк а: Означенная в отношении рукопись передана и. д. доцента Академии Илье Громогласову , под наблюдением которого имеет пользоваться ею при составлении кандидатского сочинения студент IV курса Академии Георгий Зверев. Определил и: Принять к сведению. XII. Отношения: а) Восточного Института от 4 сентября за 220, б) Канцелярии Совета Императорского Человеколюбивого Общества от 13 октября за 4468, в) Императорского Русского Археологического Общества от 15 ок- —338— тября за 105 и г) Общества Истории, Филологии и Права при Императорском Варшавском Университете от 28 октября, при коих препровождены в дар Академии различные книги и брошюры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разоблачение многовекового обмана при помощи мощей для местных служителей культа, видимо, прошло без всякого следа. Петроградские церковники настолько наивны, что грезят о каких-то новых канонизациях. Опубликованным в петро­градского „Церковного вестника“ распоряжением митрополита духовенству вменяется в обязанность устраивать торжественные богослужения, посвященные новым „чудотворцам“ Мартирию Зеленецкому, Илариону Гдовскому, Феофилу и Иакову Лужским и Киприану Сторожевскому. „Об этих наших местных праведни­ках, – пишет митрополит, – особенно благовременно вспомнить ныне, в год сильной разрухи в нашей жизни, страданий, плача и религиозного возбуждения“. „Они... помогут нам в государственной и общественной жизни возродиться к былому, славному и доброму“». Пытаясь воспрепятствовать проведению местными властями кощунственных мероприятий, митрополит Вениамин обратился с письмом к председателю Петроградского исполкома Зиновьеву. «В первых числах текущего сентября на лекции „О коммунизме и религии“, – писал он, – была поставлена на голосование резолюция, предлагающая все мощи изъять из церквей и скон­центрировать в особом музее, в частности так поступить и с находящимися в Петрограде мощами св[ятого] Александра Невского. Слухи об этом весьма взволновали православное население Петрограда. Гробница Александра Невского одна из главных свя­тынь нашего города, сотни лет она стоит совершенно закрытой, и богомольцы прикладываются к сделанному на ней изображе­нию св[ятого] князя. Декретом об отделении Церкви от государства возвещена сво­бода совести, и каждому гражданину предоставлено право веро­вать или не веровать. Поэтому кажется удивительным и непонят­ным, почему хотят тревожить великую святыню Петрограда . Встревоженные слухами верующие постоянно тревожно спра­шивают меня: правда ли, что назначено вскрытие и изъятие св[ятых] мощей, и просят принять меры для предотвращения ве­ликого огорчения религиозного чувства. Желая успокоить верующих и выяснить положение вопро­са о вскрытии раки благоверного князя, обращаюсь к Вам, граж­данин Зиновьев, как [к] стоящему во главе петроградского пра­вительства, с просьбой от лица многих тысяч верующих, в числе которых немало рабочих и крестьян, приведенной в начале ре­золюции не придавать значения и не приводить ее в исполнение и этим дать мне возможность успокоить многие тысячи взволно­ванных людей.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

Записки по словесности, выдаваемые наставниками воспитанникам, составлялись при пособии лекций профессоров Давыдова, Шевырева, так же академических записок, между прочим и руководств, – после Кошанского и Греча, – в роде Глаголева, Готеса, Данского, Плаксина, Зеленецкого, Милюкова, Минина, наконец, Галахова, который и рассматривать критически нередко поручалось начальством профессорам петербургской семинарии. (См. ниже). Философия, весьма широко преподававшаяся до преобразования (стр. 65), ограничена только логикой и психологией, «в том предположении, – как сказано в правилах 1840 г.» (§ 3), – что систематическое представление главных понятий о Боге, о мире, о духовности и бессмертии души человеческой с удобностию может быть изложено (вместо метафизики) при преподавании богословия догматического и нравственного» 271 . Но и логику с психологией в 1845 году предписано преподавать только в течение 1-го года в среднем отделении (см. выше стр. 361). Конспект Мишина (1845 г.) представляет следующие основные пункты. Логика, Предварительные сведения; Элементарная логика: законы мышления; формы мышления. Прикладная логика: способы познавания; систематическое знание. Психология. Предварительные сведения. Общая психология; различие между бытием духовным и телесным, субстанциональность души, соединение ее с телом, ее местопребывание; способности душевные вообще. 272 Частная психология. Физическая жизнь: чувство самосохранения, ощущение, инстинкт, внешние чувства, память. Духовная природа человека. Низшие способности: сознание; рассудок; воспоминание; воображение; воля и характер; чувство (о страстях и темпераментах). Высшие способности: разум. свобода, фантазия. Записки Мишина по логике и психологии оставались в употреблении долго и после него, как видно и из конспектов. Бывшие воспитанники вспоминают о нем, как о хорошем профессоре, который говорил ясно и вразумительно, сравнения и примеры часто брал из быта воспитанников. По словам даже Благовещенского, отрицательно относящегося вообще к семинарии и в частности к Мишину, «лекции Мишина по логике и психологии заинтересовали Помяловского... дали особенный толчок мыслям его, и разработка вопросов о законах мышления и свойствах души заняла его с этих пор надолго»; философские вопросы разрешал Помяловский и в статьях, помещавшихся в тогдашнем семинарском журнале, под заглавием: «семинарский листок» 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. в то время, когда в Анзерском ските подвизался и скончался его основатель. Своеобразие автобиографического повествования Елеазара в «хартии» выявляется при сравнении близких по содержанию фрагментов (встречи с бесами и небожителями) и описаний видений, образов небожителей и бесов, состояний и эмоций из автобиографической записки инока Епифания (1666 г.) и автобиографической Повести Мартирия Зеленецкого (80-е гг. XVI в.). Автобиографизм Елеазара глубоко традиционен: при описании собственных видений автор пользуется принципами, выработанными житийной литературой, поэтому его рассказ почти лишён личностных деталей и индивидуальных черт. Как правило, Елеазар описывает свои видения со ссылкой на иконопись. В видениях Елеазар выступает как зритель, сторонний наблюдатель, являясь лишь объектом воздействия небесных сил. Особый тип автобиографического повествования Елеазара объясняется тем, что предметом его описаний был приобретённый на Анзере духовный опыт, который он стремился передать ученикам. Дидактическая направленность произведений Елеазара сближает его с памятниками монашеской учительной литературы. По наблюдениям Е. В. Крушельницкои, Елеазар знал Книгу поучений аввы Дорофея , но его ориентация на древние учительные образцы носила творческий характер: если автобиографические рассказы Дорофея играют лишь роль примеров в поучениях, то Елеазару удалось осуществить дидактическую задачу непосредственно через рассказ о собственном духовном опыте.Особенность автобиографического повествования Елеазара – психологическая окрашенность его видений. А. Н. Робинсон назвал Елеазара предшественником Епифания Соловецкого в описаниях состояний души и сердца (Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии//ТОДРЛ. Т. XV. М.; Л., 1959. С. 205:221). Своим психологизмом произведение Елеазара предвосхищает не только рассказы Епифания, но и другие образцы старообрядческой литературы с ее пристальным вниманием к внутреннему миру человека. «Своеручная хартия» Елеазара Анзерского публикуется по списку ГИКМЗ «МК», рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010