созвал совещание представителей России, Болгарии и Сербии для изучения вопроса об объединении исследовательской работы. Сербия была представлена профессорами Васичем и Стефановичем, Болгария – Касаровым и Шкорпилом. На совещании было решено создать при Русском археологическом институте в Константинополе специальную секцию для изучения балканских стран; был выработан детальный план первых исследований, и даже были распределены работы среди участников. Таким образом, как исследовательская, так и большая организационная работа Ф. И. Успенского имеет большое значение для развития междубалканских исследований. Как указывал Мошин, Ф. И. „с предельной чёткостью определил и формулировал весь ансамбль исторических проблем, относящихся к связям Византии и славян. Археологический институт в Константинополе, который по своему влиянию на развитие византиноведения ни в чём не уступал семинару Крумбахера, был первым центром систематических исследований о межбалканских отношениях. „Известия» Института представляют неистощимую сокровищницу наблюдений и открытий в области средневековой археологии Балкан и внутренней истории балканских народов» 192 . Большие заслуги имеет Институт по изучению истории византийского искусства. В этой области первое место занимает исследование фресок, сохранившихся в мечети Кахрие-Джами, которыми, по поручению и под руководством Ф. И. Успенского, много лет подряд занимался Ф. И. Шмит. Мечеть Кахрие-Джами в своё время представляла собою церковь при монастыре Хора. Это – единственная мечеть в Константинополе, где византийская мозаика осталась доступной для изучения, так как во всех других мечетях она была покрыта слоем штукатурки. Много редких сюжетов, изображённых в виде мозаики во внутреннем нартеке, высоко художественная работа этих мозаик сделали мечеть Кахрие-Джами первоклассным памятником византийского искусства и привлекли к ней пристальное внимание учёного мира. Глубокое изучение этих мозаик тем более трудно, что они принадлежат к эпохе Палеологов, искусство которой наименее изучено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчеркну, что эпоха раннего XIV в., чаще всего связываемая в истории византийского искусства с палеологовским ренессансом и классицизмом, была временем расцвета исихазма. Неудивительно, что некоторые художники раннего XIV в. создавали образы, адекватные современным поискам духовной жизни. Такие образы, как мы видели, разбросаны в классицистических ансамблях первой трети XIV в. Кроме уже названных они есть в церкви Апостолов в Фессалониках, в Грачанице, в Банье Прибойской. В целом их немало. Среди них много градаций. Самый глубокий из них, наиболее полно воплотивший идею духовного подвига, безмолвия и созерцания, – это столпник Давид Солунский в Парекклесионе Кахрие Джами. По своему содержанию он близок образам подвижников, пустынников ранневизантийского времени, в том числе и прп. Исаака Сирина . Образам, запечатленным не в искусстве, а в словах этих реальных людей. Такой образ жил в искусстве на протяжении всего XIV в., хотя был запечатлен в нем отнюдь не часто. Следующий известный нам пример – миниатюра с изображением св. Иоанна Богослова перед «Апокалипсисом» в греческом Новом Завете с Псалтирью (ГИМ. Син. гр. 407) 30-х гг. XIV в., созданном в Константинополе или в Фессалониках 18 (илл. 7, 8). Св. Иоанн Богослов на ней – это уже хорошо известный нам облик и образ, похожий на прп. Давида во фреске Парекклесиона Кахрие Джами. Старое, высохшее лицо; высоченный мудрый лоб, изборожденный морщинами; узкие, как щели, запавшие глаза, как будто спрятанные под густыми зарослями бровей; острый, даже пронзительный взгляд; бескровное лицо песочного цвета. Никакой физической красоты или особой физической выразительности. Напротив, незаметность лица, его черт и примет, как бы «спрятанность» индивидуального облика-портрета. Молчание, вглядывание в невидимые миру образы и неслышимые миру голоса. Созерцатель, отшельник, пустынник, преодолевший мир и все его эмоции, ушедший от его суеты и его внешне привлекательной красоты. Это столь же редкостное по удаче художественное воплощение образа православного мистика, духовидца, как и изображение прп. Давида Солунского в Кахрие Джами.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

Моисею» (Исх 3. 2), «Видение Лествицы Иакову» (Быт 28.12), «Толкование снов царя Навуходоносора прор. Даниилом» (Дан 2. 31-45), «Ложе царя Соломона» (Песн 3. 7), «Пир Премудрости» (Притч 9. 1-11). Выбор библейских сюжетов обусловлен чтениями паремий на Богородичные праздники. На связь этих сюжетов с Богородицей прямо указывают небольшие круглые клейма с образом Девы Марии, помещенные в композициях на всех изображениях, символизирующих чудесное воплощение Спасителя: на купине, горе, храме, ложе. На своде нартекса изображена теофаническая композиция «Ангел Великого совета Иисус Христос с пророками Иезекиилем и Аввакумом», иконография к-рой восходит к миниатюрам гомилий свт. Григория Богослова (Слово на Св. Пасху; напр., в ркп. Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1155 гг.). Мастерами Михаилом и Евтихием были расписаны также церкви Богородицы Левишки, св. Никиты под Скопье (до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), где художники оставили свои подписи, и, по мнению В. Джурича, маленькая ц. святых Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Выдающимся памятником являются мозаики мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами), созданные в 1316-1321 гг. по заказу Феодора Метохита - блестяще образованного вельможи, философа, математика, историка и поэта, воплотившего в росписи эстетические и богословские идеалы эпохи. Характеру росписи более всего отвечает название соч. Феодора Метохита «О математическом виде философии и особенно о виде ее, связанном с гармонией», поскольку гармония является основной категорией живописного убранства этого памятника. От мозаичной росписи сохранилось неск. фрагментов в наосе, в т. ч. композиция «Успение» на зап. стене, и достаточно полный ансамбль внешнего и внутреннего нартексов. В больших зонтичных куполах представлены образы Христа Пантократора в окружении праотцев и Богоматери с Младенцем в окружении пророков.

http://pravenc.ru/text/387113.html

547 В старом городе, населенном татарами, улицы грязные, немощеные, узкие и кривые; вдоль их тянутся каменные с калитками стены, а за стенами прячутся низенькие домики; 548 там же несколько мечетей, из которых более древними считаются три: Джума-джами с медресе (училище), Базар-джами и Тохаль-джами, лавки, площади и пр. В этой части города был некогда дворец Калги-султана. Так назывался родственник хана, управлявший Крымом в отсутствие хана или по смерти хана до назначения нового. Это был первый сановник после хана. Дворец его, окруженный садами с фонтанами, был на левом берегу Салгира. Здесь же было и татарское кладбище для знатных лиц. 549 До 1862 года и в старом городе было много домов, садов, мечетей и лавок с восточными товарами, но после выселения татар в Турцию он стал все больше и больше беднеть и пустеть. Начало городу, по мнению некоторых, положено было еще до Рождества Христова. Предводитель тавроскифов Скилур (127–66 г. до Р. X.) построил одну из крепостей около Симферополя, именно на возвышенности, близ нынешнего подгородного села Петровского, и назвал ее Неаполис. Татары и доселе это место называют Керменчик (небольшая крепость), и по дороге на южный берег около Петровского доселе видны какие-то древние развалины, 550 где в 1827 г. найдены были барельефы и камни с греческими надписями, а на одном из них изображен всадник на коне. Из надписи видно, что это было изображение Скилура. Но неизвестно, долго ли существовала эта крепость и какая была ее судьба. По словам же Сумарокова, который в 1803 г. был назначен судьей в Симферополь, город этот основан в самом начале XVI века на земле Ибрагим-бея, получившего ее от хана в подарок за удачные его набеги на Русские владения. В начале XIX века в нем было не более 200 домов и около 1000 душ жителей, кроме квартировавших войск. В татарское владычество он считался вторым городом в Крыму, как резиденция Калги-султана и местопребывание беев и мурз. 551 Сперва он назывался Ак-мечеть (белая мечеть) – по белой в нем мечети: так он назывался иногда даже после 1798 г., а иногда назывался – Султан-сарай, может быть, по названию дворца калги, но с 1784 г. получил греческое название, по совету архиепископа Евгения Булгариса. 552 Симферополь, т.е. выгодный, приносящий пользу, приличный город, и был сначала городом областным, а с октября 1802 г. стал губернским. 553 Храмы и приходы в Симферополе До присоединения Крымского полуострова к России (8 апреля 1783 г.), в Симферополе была только одна церковь , и то полковая. Полковник Борис Алексеевич Тищев купил в татарской улице домик (за 7 ½ рублей на наши деньги) и устроил в нем временную церковь , которая и освящена была во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены: она могла помещать в себе не более 150 человек. Первый настоятель ее был протопоп Никита Петровский. 554 В настоящее время в Симферополе 16 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Евфимии 180 , далее женский монастырь св. Феодосии (н. Гюль – Джами), церковь пророка Исаии, Лаврентия (на Ю. 3. от Феодосии, против ворот Джубали – Капу) и «оттоле горе идучи святой Антоней отец лежит» – против древней верфи или Зевгмы Антония (б. м., на месте нынешней Валиде – джами). Поэтому показание паломника, что «от него (Антония) святой Павел белец (Фиваидский) на Лугареве» мы должны принять в том же порядке хождения, а именно, что это Лугарево должно видеть в низменности, открывающейся по берегу от Балык – Базара на юг, где и святой Иоанн Кущник лежит у врат двора своего. Дальнейший путь – четвертый ведет паломника внутрь города, посредине треугольника: начинается это хождение церковью Святого Воскресения Господня или Анастасии, находившейся на Черном великом уболе или портике, за Ипподромом (см. ниже), и церковью святых Маккавеев, и следует затем разными портиками, ведшими к форумам Константина и Тавра на северо – запад в ту местность, где идет водопровод Валента, к Пантократору. Ясно, что портики эти часто следовали один за другим или образовывали параллельные и иные сплетения, как и аркады современного Безештана, по справедливой догадке Византия, занявшего их места. «А оттоле на уболе святого Георгия святой Леонтей поп Русин лежит в теле, велик человек: той бо Леонтей трижды в Иеросалим пешь ходил». Стран же того церковь св. Платона (находилась близ форума Константина, по словам Прокопия), Иоанна Милостивого, дом Павла исповедника. «Конец же Русского убола церковь 40 мучеников» (близ Тетрапила, б. м. Лалели – джами) и оттоле церковь Прокопия. Далее следует монастырь Пантократор (хотя хождение делает здесь известный перерыв) и мученицы Анастасии поблизости от него и великомученицы Варвары церковь – та, что за хлебным рынком. Находились ли церковь Благовещения (или Иоанна Дамаскина женский монастырь) и монастырь Василия по близости от вышеупомянутых, или их надо искать далее, уже в 10 – м регионе, где помещалась одна из церквей первомученика Стефана и положен был лоб Стефанов, «избит камением», мы затрудняемся решить, хотя предпочитаем держаться пути паломника.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Император Балдуин недолго помышлял о сопротивлении. Выйдя из Влахернского дворца, а по другим известиям – из Пантократорского монастыря (ныне Зейрек-джами), бросив свои регалии – корону и меч, он поспешил сесть на венецианский корабль; последний немедленно отплыл на остров Евбею, бывший в латинских руках. Примеру Балдуина последовали латиняне, вернувшиеся из Дафнусия поспешно, но слишком поздно: на стенах Константинополя стояли греки. Мало того, они увидели в огне венецианский квартал по Золотому Рогу и бросились спасать свои семейства, свои сокровища, чтобы покинуть греческую столицу, бывшую в их руках 57 лет. Сам царь Палеолог, находившийся в Лидии, лишь через несколько дней узнал об изгнании латинян из Константинополя. Влиятельная сестра его Евлогия первая получила об этом донесение. Ночью она разбудила Михаила, повторяя: «Царь, ты взял Константинополь! Христос даровал его тебе!» Михаил не сразу понял, в чем дело. Не сразу поверил и двор, но через день было получено и официальное донесение. Царь держал речь перед сановниками, радуясь предстоящему изгнанию всех латинян из греческих земель. Вскоре царь с супругою Феодорою и с 2-летним сыном Андроником собрался в древнюю возвращенную столицу; на Успение был назначен торжественный въезд по особому церемониалу. Перед Золотыми воротами шествие остановилось; митрополит Кизикский, за отсутствием патриарха, прочел с высоты городских стен составленный Акрополитом акафист из 13 молитв; после каждой молитвы царь со всем двором падал ниц и возглашал сто раз «Господи, помилуй». Въезд был подобен крестному ходу; перед царем несли чудотворную икону Одигитрии; служили перед Студиевым монастырем, молились в Софии, и затем Михаил Палеолог въехал в Большой дворец. Немедля он послал за Арсением Авторианом и убедил его вернуться на патриарший престол, обещав обогатить новыми вкладами св. Софию, ограбленную латинянами, и, вероятно, возобновил обещания, данные до вступления на престол, о соблюдении прав патриарха и Церкви. Вслед за тем патриарх Арсений вторично помазал Михаила на царство при торжественной обстановке в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В X-XIV вв. в зодчестве на территории Армении и Грузии, уходящем корнями к раннехрист. традиции Востока, стали более явными отличия от архитектурной традиции визант столицы (в принципах планировки мон-рей, типологии построек, средств художественной выразительности, в особенностях мемориального зодчества, восприятия внешних, гл. обр. мусульм., влияний). Внутри Закавказского региона с XI в. четко определились особенности архитектуры Армении и Грузии, каждая составила самостоятельную ветвь восточнохрист. зодчества. В Закавказье еще существовали области, где активно воспринимали и синтезировали разные (арм., груз. и к-польскую) традиции, напр. в Тайке (Тао) в IX-X вв. Возникали новые типы крестово-купольного храма (триконх с длинной зап. ветвью креста и центральным ядром в виде вписанного креста - Ошки, 963-973) и аркатурное убранство фасадов, к-рые послужили основой формирования архитектуры соборов в Зап. и Вост. Грузии 1-й пол. XI в. Проникновением визант. традиции можно объяснить появление круглых (многогранных) подкупольных столпов. Спецификой груз. развития 4-столпной структуры является соединение арками 2 высоких вост. столпов, часто слитых с краями апсиды, и 2 низких, свободно стоящих на западе. Новый этап в развитии зодчества К-поля пришелся на XII в. 2 храма комплекса мон-ря Пантократора (1118-1136, совр. Зейрек-джами), ц. Христа Пантократора (между 1118 и 1124), построенная имп. Ириной Комниной, и сев. ц. Богородицы (ок. 1124), демонстрируют традиционализм заказчиков и мастеров, их приверженность к ранним образцам. Композиционные изменения минимальны и относятся гл. обр. к деталям. Снаружи весь комплекс храмов (в т. ч. средний, во имя арх. Михаила, служивший имп. мавзолеем с 1136) имеет общие зап. и вост. фасады. Объемы зданий асимметричны: вост. части понижены по отношению к зап., где устроены хоры; хотя уровень хоров понизился, они занимают 2-й ярус наоса, а не уровень его сводов. Декором насыщен внешний облик зданий (3- и 5-гранные апсиды оформлены рядами плоских и круглых ниш, средняя апсида сев. церкви имеет лопатки и карниз) и внутренний. Наряду с мраморной облицовкой стен и резными деталями в юж. церкви Пантократора сохранился инкрустированный пол, деления к-рого отражают структуру сводов, его квадратные и круглые ячейки соединены переплетениями, между ними помещены изображения животных и растительные орнаменты. Подобные полы XI в. известны в базиликах Студийского мон-ря и Св. Софии в Никее (в XIII в.- в ц. Св. Софии в Трапезунде). Принципиальным новшеством явилось украшение окон ц. Пантократора витражами с образами святых, заменившими здесь и в нек-рых др. храмах XII в. традиц. цветное остекление.

http://pravenc.ru/text/383977.html

75 Баркер (Manuel II Palaeologus (1391–1425). A study in late byzantine statesmanship. New Brunswick, N. J. 1969, p. 379) отмечает, что рассказ Сфрандзи о радости молодой императрицы вызывает сомнение, поскольку известно о холодных отношениях между нею и Иоанном VIII – это и конечном итоге привело к ее бегству из Константинополя (М. х., XIV, 2). 77 Монастырь Пантократора (ныне Зейрек-Джами) был построен в 1124 г. (см. примечание Греку в М. х., с. 19, 2) 82 Деспот Мистры с 1407 г. Феодор II Палеолог, третий сын Мануила II (Медведев И. П. Мистра, с. 34, 47–48, 103). 85 Один из франкских правителей Пелопоннеса. Владел значительными территориями в Эпире, на Ионических  островах, почти всей Элидой (Zakythinos D. Le despotat grec de Moree, I Histoire politique. Paris, 1932, p. 198–201). 86 Наиболее значительной в этой кампании была победа греческого флота у островов Эхинады (Ibidem, р. 201). 92 По данным источников, Феодор II, помирившись со своей женой Клеопой Малатеста, отказался от намерения постричься в монахи (см.: Setton К.М. The Papacy and the Levant..., р. 32). 101 Новейшие работы о нем: Поляковская М. А. Политические идеалы византийской интеллигенции середины XIV в. ( Николай Кавасила ) – АДСВ, 12, 1975, с. 104–116; Tsirpanlis C.N. The Career and Writings of Nicolas Cabasilas. – Byzantion. 1979, 49, p. 414–427. 102 Речь идет о взятии Фессалоники турками в 1387 г. (см.: Джагацпанян Е.Д. Еще раз о турецком завоевании Фессалоники в конце XIV в. – ВВ, 42, 1981, с. 158–160). 103 Мать Георгия Сфрандзи (ср. М. х., XVIII, 7: две из трех упоминаемых дочерей деда историка стали монахинями). 105 Храм монастыря св. Георгия – одного из самых знаменитых монастырей, расположенного в западном районе Константинополя Манганах (Janin R. Ор. cit., р. 75–81). 106 Существует предположение, что Сфрандзи назван Фиалитом в одной из кратких хроник именно из-за слова фиала, употребленного им здесь. (Zakythinos D. SfrantzhV o FialithV – EEBS, 1953. 22. s. 662). 111 О том, кто именовался «братьями» византийских императоров, см.: Dolger F. Die Familie der Konige im Mittelalter.– In: Byzanz und die europaische Staatenwelt, Buch-Kunst-Verlag, Ettal, 1953, s. 34–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монастырь Неа-Мони (Новый монастырь) – на острове Хиос был заложен, как гласит легенда, тремя праведниками в 1042 г. в соответствии с обетом, данным Константином IX Мономахом, основать монастырь, как только он взойдет на престол. По заказу императора была сооружена монастырская церковь , не имевшая аналогов в тогдашней византийской архитектуре. Ее строительство было завершено в 1054 г., декоративное убранство выполнялось вплоть до 1066 г. Это одноглавая небольшого размера церковь с тремя апсидами (на востоке, севере, юге) и двумя нартексами на западе. Ее широкий купол опирается на восемь устоев, включенных в стены храма. Внутри они имеют форму ниш, украшенных мозаичными сценами на евангельские сюжеты (Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение, Распятие, Положение во гроб, Преображение, Сошествие во ад и др.), снаружи – двухступенчатых лопаток, глубоко расчленяющих фасады. Пол и нижние части стен облицованы мрамором, карнизы украшены резьбой. Церковь искусно вписана в горный ландшафт острова. Стиль мозаичных композиций (в куполе изображение Христа Пантократора, не сохранилось; в центральной апсиде – Богоматери Оранты, в северной и южной апсидах архангелов Михаила и Гавриила. В нартексе – сцены Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Омовение ног, Моление о чаше, Вознесение и Сошествие св. Духа. В нижнем поясе изображения отдельно стоящих святых, преимущественно воинов) отличается экспрессивностью в передаче складок одежд, резких движений персонажей, обращенных друг к другу. В мозаиках, в которых используются 12 оттенков различных тонов сверкающей смальты, ощущается ярко выраженная индивидуальность византийских живописцев. Храм сильно пострадал во время землетрясения 1881 г. Монастырь Пантократора («Вседержителя», турецкое название – Зейрек-Джами) в Константинополе был основан в честь Иисуса Христа – Владыки мира, во всем равного и «единосущного» Отцу-Творцу. В нем находилось две пятинефные крестовокупольные церкви, которые были соединены однонефной купольной часовней усыпальницей Мануила Комнина (11431180), построенной при его жизни. Северная церковь была воздвигнута между 1118 и 1143, южная не позднее 1180 г. Оба храма отличались большими размерами, их купола опирались на четыре свободно стоящих столба, боковые апсиды отделялись от центрального нефа. Северная церковь , окруженная с трех сторон хорами, а с боков – открытыми галереями, отличалась утонченными формами и ярко выраженной центричностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ΠΑΡ8ΣΑ ΒΙΒΛΟΣ ΤΗ ΜΟΝΗ ΤΗΣ ΠΑΝΤΑΝΣΣΑΣ ‘ΑΓΑΣ ΘΕОТКОΥ (ν) ΤΗ ΝΣ ΤΗΣ ΓΙΑΣ ΓΛΥΚΕΡΑΣ ΠΑΡ Τ8 ΚΑΘΗΓ8ΜΕΝ8 ΤΗΣ ΒAΣΙΛΙΚΣ ΜΟΝΣ Τ8 ΠΑΝΤΟΚΡΤΟΡΟΣ Τ8 ΜΟΝΑΧ8 ΚΥΡ8 ΙΣΦ Τ8 ΑΓΙΟΓAYΚΕΡΤ8. Из этого посвящения книги (в буквальном смысле) мы узнаем, что она изготовлена была но заказу кафигумена «царского» монастыря Пантократора Иосифа для монастыря Всевладычицы Богородицы на острове Св. Гликерии. Под именем царского монастыря Пантократора 66 , очевидно, разумеется, μον το Παντοκρτορας Χριστο в Константинополе, мужской монастырь, основанный Ириной, супругой Иоанна Комнена († 1124), и в актах носящий название σεβασμα βασιλικ μον, πεκεκλημνη του Παντοκρτορος, весьма известная в византийской истории обитель, ныне превращенная в мечеть Зейрек-Джами. В обители были погребены императоры Иоанн и Мануил Комнены, число монахов доходило тогда до 700; при Латинянах монастырь был превращен в католический, а кельи сделались дворцом Венецианцев. Затем из истории этого монастыря знаем также, что «во времена» Имп. Мануила Комнена (1143–1181), при игумене монастыря Пантократора Иосифе, была привезена в обитель с большой помпой из Фессалоники честная икона Св. Димитрия Солунского 67 , но был ли этот Иосиф тот же самый, что и вкладчик нашей записи, решить, понятно, не можем. Имя монастыря, наконец, встречается впервые, сколько нам известно, на рукописи и прибавляет, поэтому, новый факт к истории византийской письменности. Далее: Иосиф делает вклад рукописи в монастырь Богородицы, находящийся на острове Св. Гликерии и сам называет себя агиогликеритом 68 т. е. он был родом с этого острова. По различным данным можем догадываться, что островом Св. Гликерии назван о. Лемнос. А именно в Актах, изд. Болландистами, находим, что мощи Св. Гликерии, мученицы II века в Гераклее Фракийской, были когда .то перенесены (после имп. Маврикия, при котором они находились в Гераклее) на остров, близ Проконнеса и Пропонтиды, и в городе этого острова после того был храм во имя мученицы. Житие Св. Евфимии передает, затем, о чудесном перенесении мощей этой Святой на о. Лемнос (πρс τν αδελφν κα συμμρτυρα Γλυκεραν), где они были положены рядом со Св. Гликерией 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010