Дж. У. Кроуфута, совместно с Британской школой археологии в Иерусалиме, с 80-х гг. XX в. продолжена совместно с Департаментом древностей Иордании). Обилие надписей позволило восстановить историю превращения города из языческого в христ., затем в мусульм. в IV-VIII вв. Первые церкви появились здесь в 50-х гг. IV в.: большой собор (длина ок. 50 м) и еще не менее 15 храмов (последний поставили за 3 года до персид. нашествия в 613); христианизация коснулась даже синагоги, к-рую перестроили в церковь, сменив ветхозаветные сюжеты мозаик на новозаветные. С началом исламизации Герасы были уничтожены изображения живых существ на мозаиках и разрушены церкви; город погиб при землетрясении 749 г. Алахан-манастыр. Остатки Восточной базилики. V в. Алахан-манастыр. Остатки Восточной базилики. V в. В 1-й пол. ХХ в. упрочилось положение представителей амер. ун-тов среди ученых, занимавшихся визант. археологией. Этот процесс в большой степени обеспечили ученые-эмигранты из России (А. А. Васильев , М. И. Ростовцев ) и Германии (К. Вайцман , Х. Бухталь, Э. Китцингер ). С 1914 г. в Принстоне началась работа над иконографическим Индексом христианского искусства . Работы на Ближ. Востоке не прекратились и в период второй мировой войны: специально созданные службы охраны памятников обследовали ранее открытые руины (напр., паломнический центр Абу-Мина под Александрией, позже раскопанный почти целиком. Но целенаправленные исследования вплоть до 50-х гг. XX в. оставались единичными. Новые открытия начались только во 2-й пол. ХХ в., когда резко вырос уровень фиксации объектов, были уточнены хронология и история строительной техники, топография, особенности погребального обряда. Для К-поля классическими стали обследования Андервудом мон-ря Хора (Кахрие-джами) в 1947-1968 гг.; А. Миго мон-рей Пантократора (Зейрек-джами, нач. 60-х гг. XX в.) и Липса (Фенари-Иса-джами), с его знаменитыми погребальными капеллами, сложными субструкциями, эпиграфикой, многочисленными находками мраморной резьбы и расписного витражного стекла XII в.; в 60-х гг.

http://pravenc.ru/text/372678.html

379 Паспати стр. 310 говорит об «искусственном холме», но возможно, что холм этот насыпной лишь в одной своей западной части, и видимые с Ю. субструкции имели целью укрепить эту насыпь; на В. холм спускается полого к морю. 380 Мы не могли себе разъяснить, почему, однако, нынешнюю мечеть также называют Зейрек, и так упоминается она у Паспати, стр. 309, который, однако, из Хадиката сообщает сведение, что она называется также Килисса – джами. Не знаем, какое имя употребительнее, но проводники и муллы уверяли нас, что Зейрекджами есть мечеть налево от улицы (см. выше), а Килисса – есть Пантократор. 381 Брун 1. с. прим. вполне основательно предполагает, что Клавихо, видевший в Пантократоре женский монастырь, не ошибается, т. е. что там было две обители. 382 Разумеются ли здесь исключительно живописные иконы, почти без исключения исчезнувшие, или же и мозаики? Если бы так, то легко можно было бы объяснить ту резкую разницу, которая существует между стенными мозаиками св. Марка, сделанными на месте, и отдельными плитами в Ю. и С. нефах. 383 В К – поле уверяют, хотя без всякого основания, что в этой цистерне есть пустая зала, наполненная саркофагами и мраморами. Возможно, однако, что где – нибудь под деревянными домами скрыто много древних памятников. 384 Проведена ли сюда вода из ветви Валентова водопровода, или особо, мы не могли этого узнать. Но эта цистерна одна из обширнейших и обильнейших водою. 388 Близ монастыря Пантократора Паспати указывает (стр. 352, рис.) небольшую мечеть Шейх – Сулейман, восьмистороннее здание и определяет его как «библиотеку Пантократора». Ученого, видимо руководили в этом случае воспоминания о древнем Октагоне. Ни об этом определении, ни о самой церкви ничего более сказать не можем, так как напрасно пытались отыскать ее. 389 Lenoir, Albert. L " Architecture monastique. 1852, I p. 269. – вид фасада; p. 310 – план, 324 – разрез. 392 Рисунки у Пюльгера, таб. VIII, 1 – 7 этих канцелл, с ромбоидальными и волютообразными плетениями, в которых вписаны кресты в кругах или восьмилучевые звезды (вместо монограммы), достаточно ясно указывают на X – – е столетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Натурные исследования, традиционно ограниченные отдельными памятниками, резко меняют представления о давно известных сооружениях. Так, ц. Христа Акаталепта, ранее относимая к IX в. (Краутхаймер, Кольвиц) и связывавшаяся с храмами типа Св. Софии в Фессалонике, св. Климента в Анкаре и ц. Успения в Никее, после натурного обследования (Страйкер, Кубан, с 1966) была передатирована (по монетам) первыми годами XIII в. Важные открытия связаны и с исследованиями Св. Софии К-польской, а в последние годы - с работами Оустерхаута и М. Анунбей в мон-ре Пантократор, где изучение сводов неожиданно дало примеры археологической стратиграфии: закрытые комплексы находок (серия амфор XII в.), вторично использованные кирпичи VI в. и т. п. В архитектурную археологию введен широкий круг естественно-научных дисциплин, составив т. н. длинную цепь годовых колец (от 362 до средневизант. периода), дендрохронология заложила основу независимой датировки памятников. Мн. даты были уточнены (как оказалось, ц. Св. Ирины после землетрясения 740 перестроили не сразу, а не ранее 753; балки баптистерия Св. Софии указали на неизвестный ремонт после 814; комната с мозаикой над ее вестибюлем оказалась датированной после 854, а помещение в сев.-вост. контрфорсе - после 892). К IX в. удалось также отнести ряд зданий, считавшихся более древними: Фатих-джами в Трилье датирована после 799 г. (до этого считалась самым ранним храмом типа вписанного креста), а храм Св. Софии в Визе - после 833 г. (даты П. Я. Кунихолма, Корнелльский ун-т). Достижения визант. археологии позволили отказаться от «типологической схемы» истории визант. архитектуры, господствовавшей до сер. XX в. (Ван Миллинген, Эберсольт, отчасти Краутхаймер), и от идеи происхождения крестово-купольного храма от базилик с куполом над средокрестием, ранее относимых к эпохе имп. Василия I: Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), Гюль-джами, ц. Христа Акаталепта, ц. святых Петра и Марка (Атик-Мустафа-паша-джами). Эти храмы оказались принадлежащими к XII - нач. XIII в. (до 1204) (обзор дискуссии см.: Ousterhout R. The Byzantine Church at Enez: Proc. in 12th Cent. Architecture//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 262-280). И напротив, более ранние датировки, нач. Х в., получили 2 храма со вполне развитым планом типа вписанного креста и куполом на 4 колоннах. Удалось доказать, что купола, действительно, вводились в VIII-X вв. во мн. небольших древних базиликах под К-полем, в Сельчиклере (Фригия, раскопки Н. Фиратли), в Амории, в Кидне, в Бююкада под Амасрой; ц. св. Иоанна в Пелекете, в Фатих-джами в Трилье, ц. Н в Сиде, возможно ц. святых Петра и Марка. Археология В. и. доказала, что в нач. средневизант. периода господствовало типологическое разнообразие; что новый тип развился путем переработки раннехрист. зданий церковных построек, что перестройка в VIII в. ц. Св. Ирины отразилась в таких храмах IX в., как ц. в Визе (Фракия) и в Дереагзы (Ликия).

http://pravenc.ru/text/372678.html

После 1453 г. П. м. был захвачен тур. кожевниками, а свинец с его крыш султан Мехмед II забрал для своего дворца. В 70-х гг. XV в. Зейрек Мехмед Эфенди превратил П. м. в медресе и мечеть, получившую название Молла Зейрек Джами. Комплекс П. м. неоднократно ремонтировался, особенно после большого пожара сер. XVIII в. и землетрясения 1766 г.: в частности, были заложены мн. окна и добавлен минарет. Первые научные исследования мон-ря относятся к нач. ХХ в. (А. Тьер и Ж. Эберсольт). В 1953-1963 гг. П. м. исследовался и реставрировался Американским византийским ин-том под рук. А. Миго: были изменены форма купола и высота кровли (до 1,4 м). Исследования и реставрация велись в 1997-1998 гг. под рук. Р. Оустерхаута и З. и М. Ахунбай. В 2008-2018 гг. П. м. подвергся грубой «османизирующей» реставрации. План церквей мон-ря Пантократора Строительство П. м. началось с кафоликона - Южной ц. (1118 - до 1134). Это крупнейший в К-поле (основной объем - 23×15,5 м) крестово-купольный храм на 4 порфирных колоннах сложного извода (заменены в османское время каннелированными столпами; одна выставлена около храма). Перед 3 апсидами (центральная выше боковых) расположены суженные вимы с полуциркульными сводами: в центральной в боковых стенах по комниновской «моде» устроены апсидиолы, в наружных стенах боковых - более низкие полукруглые ниши. В наосе 3 мраморных карниза; малые подпружные арки и конхи апсидиолей повышены относительно уровня 1-го карниза, что придает интерьеру вертикализм. Пониженные угловые ячейки перекрыты крестовыми сводами. В центральной апсиде окно тройное, в боковых - одинарные (верхние окна пробиты позже); в торцах рукавов креста в 2 яруса размещены трибелоны на мраморных столбиках (на западе нижний служит проемом хор), в стенах угловых ячеек большие одинарные окна. Купол реберчатый, барабан имеет 16 окон и 16 граней снаружи, с пилястрами на углах. Одновременно с боковым объемом были построены 2-ярусный нартекс, соединявшийся с наосом 3 дверями и перекрытый на обоих ярусах 5 крестовыми сводами, с тройным проходом с запада, и боковые галереи (южная перестроена, северная уничтожена при строительстве храма арх. Михаила) с апсидами. Верхний ярус нартекса со всех сторон прорезан трибелонами на мраморных колонках или столбиках; центральная ячейка была позднее (?) увенчана 12-гранным куполом аналогичной основному формы.

http://pravenc.ru/text/2578892.html

in ipsa via; вероятно, имеется в виду Меса). На основе всех имеющихся данных Жанен сделал вывод, что церковь располагалась на склоне крутого холма над портом Юлиана, недалеко от Форума и Месы; вероятно, постройка просуществовала до XIII в. Фенари-Иса-джами (22) - см. ст. Липса монастырь , в Константинополе. Церковь св. Феодора в Сфоракионе (98) (ν τος Σφωρακου) ( Janin. 1969. P. 152-153), самая древняя из церквей К., посвященных вмч. Феодору Тирону, имела небольшие размеры и существовала уже в 1-й пол. V в.: краеведы относят ее появление ко времени правления имп. Аркадия (395-408) и его сына Феодосия II (408-450) (PG. 157. Col. 557). Церковь построил патрикий Сфоракий (консул в 452), о чем свидетельствуют 2 сохранившиеся эпиграммы (Anthologie palatine/Ed. F. Dübner. P., 1864. Vol. 1. P. 1-2. N 6, 7), новеллы имп. Юстиниана и энкомий Хрисиппа, пресв. Иерусалимского (ок. 460 г.; ActaSS. Nov. T. 4. P. 70-71). В храме прислуживал клир из собора Св. Софии и собора Св. Ирины, что говорит о его большом значении в К. Согласно Феофану Исповеднику, в 513 г. здесь впервые в К. по распоряжению имп. Анастасия было сделано теопасхитское добавление к «Трисвятому» ( Theoph. Chron. P. 159). Церковь, за исключением скевофилакиона, пострадала при пожаре во время восстания «Ника» в 532 г. и почти сразу была восстановлена. Она снова частично сгорела при имп. Маврикии (582-602), к-рый восстановил здание в его первозданном великолепии. В XII в. при храме существовала школа. Ок. 1350 г. эту церковь видел рус. паломник Стефан Новгородец. Память вмч. Феодора Тирона совершалась здесь 1 дек. и в субботу 1-й недели Великого поста; 5 нояб. отмечался день освящения храма (SynCP. Col. 197, 272, 469). Церковь располагалась на Месе или в непосредственной близости от нее. Церковь св. Феодора (Килисе-джами?) (99) - см. ст. Феодора святого храм в Константинополе (Килисе-джами). Монастырь св. Феодосии в Дексиократианах (100) - см. Феодосии святой монастырь , в Константинополе (Гюль-джами). Фетхие-джами (24) - см. Паммакаристос монастырь , в Константинополе. Церковь св. Филиппа в квартале Мельтиада (101) (ν τος Μελτιδου) ( Janin. 1969. P. 493-494; Иванов. 2011. С. 411), освящена во имя ап. Филиппа , синаксис к-рому здесь совершался 14 нояб. Основана, согласно Псевдо-Кодину, имп. Анастасием I; упоминается в связи с волнениями в К. в нач. VI в. Храм был отреставрирован при имп. Василии I Македонянине. Последнее упоминание относится к 944 г. Церковь отождествляется с одноименным храмом близ цистерны Мокия.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Монастырь Харсианита (104) (το Χαρσιαντου) ( Janin. 1969. P. 501-502), основан в сер. XIV в. и имел храм, освященный в честь Пресв. Богородицы Перивлепты. В «Завещании» Матфея I, патриарха К-польского, бывшего игуменом этой обители, рассказывается, что Иоанн Харсианит (происходивший, возможно, из фемы Харсиан в Каппадокии и в монашестве получивший имя Иов) имел большое состояние и пользовался уважением при имп. дворе, однако он решил оставить мир и устроить мон-рь. Иоанн приобрел у некоего человека по имени Ампар земельный участок вместе с церковью и др. строениями, бывшими в плачевном состоянии. Иоанн отремонтировал храм, построил кельи и попросил Марка, игум. мон-ря святых Космы и Дамиана, стать первым настоятелем обители. Имп. Иоанн VI Кантакузин издал хрисовул, подтверждающий права новой обители, и некоторое время жил в ней ( Hunger H. Das Testament des Patriarchen Matthaios I (1397-1410)//BZ. 1958. Bd. 51. S. 288-309). После кончины Марка игуменом мон-ря был назначен Нил, избранный К-польским патриархом в кон. 1379 г. и похороненный в этой обители в 1388 г., а затем патриарх Матфей I. Хырами-Ахмет-паша-месджиди - см. Монастырь святого Иоанна Предтечи в Трулле (60). Монастырь Хора (Кахрие-джами) (32) - см. Хора , монастырь в Константинополе. Церковь Христа Антифонита (105), монастырь Христа Евергета, монастырь Христа Филантропа (106) - см. Христа монастыри , в Константинополе. Монастырь Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) (107) - см. Пантепопта монастырь , в Константинополе. Монастырь Христа Пантократора (Зейрек-килисе-джами) (108) - см. Пантократора монастырь , в Константинополе. Э. П. Г. Лит.: Procop. De aedif.; Ducange Ch. Constantinopolis christiana. P., 1688; Gilles P. Antiquites de Constantinople. P., 1729; Базили К. Босфор и новые очерки Константинополя. СПб., 1836. Т. 1-2; Paulus Silentiarius. Descriptio ecclesiae sanctae Sophiae et ambonis/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1837; Codinus Georgius. Excerpta de antiquitatibus Constantinopolitanis/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1843; Σκαρλτος Βυζντιος Δ.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

л. 4. О злобе. Нач. Премудрости Иисуса сына Сирахова (гл. 33 ст. 28). Мнозей злобе научила праздность. л. 5. О нерадении. Нач. Григория Синаита (в особых семи главизнах 3 гл.). Никтоже может о себе удержати ум. л. 5. О праздности. Нач. Василия Великого (в 1 книге на шестоднев л. 55 на обор. Праздность всех пороков есть начало). л. 6. О парении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мысленная суть страсть парения. л. 8. О забвении. Нач. Исаака Сирина (от 56 слова). Егда вместо истины. л. 10. О помрачении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть убо суть мысленная, помрачение. л. 13. O пленении. Нач. Григория Синаита (л. 79). Страсть суть мысленная пленение. л. 15. О прилозех Нач. Григория Синаита (л. 79). Мысленная страсть суть прилози. л. I7. сочетании. Нач. Григории (в других пяти главизнах). Подвижет прилог, сочетание. л. 18. сосложении. Нач. Григорий Синаита (гл. 79). Страсть мысленнная суть, сосложнения. л 19. О ослеплении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Ослепление убо суть страсть мысленная. л. 20. О уклонении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть уклонения. л. 21. превращении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть превращение. л. 22. О вожделении. Нач. Григория Синаита (гл. 62). Разленение рождает похоти вожделение. л. 24. O препарении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Страсть мысленная суть препарения. л. 25. О гордости. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Гордыня первое и последнее всех злых. л. 29. О мнении, высокоумии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Мнение убо суть страсть умная. л. 31. О высокомудрии. Нач. Святого Максима (2 сотницы, гл. 67). Пяти ради вин глаголют попущатися. л. 32. O кичении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Кичение убо страсть яростныя части. л. 34. О величании. Нач. Златоуста (на послание к Тимофею л. 1553). От сребролюбия величание рождается. л. 35. О возношении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Возношение убо страсть умная. л. 36 об. О велехвалении. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Велехваление, убо суть страсть умная.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

В большей части М. были мастерские, больницы, сады, цистерны, мельницы. Т. о., М. строились так, чтобы монахи могли иметь в них все необходимое для жизни и не выходить из М. Ограда М. была такова, чтобы через нее нельзя было перелезть, с одной дверью, которая доверялась почтенным монахам, никому не позволявшим выйти и войти ни днем, ни ночью без разрешения настоятеля. Вне ограды, возле М., находились школы, управляемые монахами, в них обучали детей грамоте и упражняли их в добродетелях. В каждом М. было кладбище для монахов и для лиц, заслуживших благодарность М. Возле М. строились благотворительные дома. В богадельнях, странноприимных домах служили по большей части монахи; при каждом М. был монах-гостинник, обязанный принимать странников, указывать им место, для них приготовленное, мыть им ноги и служить им с предупредительностью, а также доставлять им все необходимое. Это гостеприимство предлагалось всем. Еще имп. Елена велела построить госпиталь для стариков. Длинный ряд М. был построен на европ. берегу Босфора (в т. ч. монастырь св. Михаила, монастырь св. Феодора Тирона), на азиат. берегу был большой монастырь Акимитов (ок. 439). В X-XI вв. в К-поле были основаны или полностью перестроены мон-ри Липса Константина (Фенари-Иса-джами), Богородицы Евергетиссы, св. Георгия в Манганах, Пантократора (Зейрек-килисе-джами) (см. также ст. Константинополь , разд. «Каталог храмов и монастырей»). Крупнейший мон-рь Хора , построенный в кон. VI в., неоднократно претерпевал разрушения от землетрясений и вражеских завоеваний. В 1302-1321 гг. в М. были проведены масштабные реставрационные работы, и сооружения того времени в целом сохранились до наших дней. Особенно знамениты великолепные мозаики, украшающие интерьер храмов, в т. ч. изображение Христа в куполе. В 1316-1321 гг. стены монастырских храмов были украшены фресками. При взятии К-поля турками в 1453 г. мон-рь Хора был разграблен, а позже превращен в мечеть Кахрие-джами. При этом фрески и мозаики были замазаны и заштукатурены.

http://pravenc.ru/text/2564106.html

После 1261 г. П. Х. м. вернулся к греческим монахам. В 1268 г. они были ярыми противниками патриарха Иосифа ( Georg. Pachym. Hist. 314-315). Монахом этой обители был патриарх Афанасий I (1289-1293, 1303-1309), как следует из его Жития. В 1293-1294 гг. имп. Андроник II Палеолог своим хрисовулом присоединил к П. Х. м. старые мон-ри - Каллистратов и Волакский ( Kidonopoulos. 1994. S. 29); для 1-го это обернулось переносом в П. Х. м. большой части его убранства и даже мраморной декорации ( Maximi monachi Planudis Epistulae/Ed. P. A. M. Leone. Amst., 1991. S. 115). Феодора Палеологина передала монастырю Константина Липса 6 новых мельниц около П. Х. м. ( Talbot. 2000). В поздневизант. период в П. Х. м. была богатая б-ка: там находилось Толкование свт. Иоанна Златоуста на псалмы ( Costantino Acropolita. Epistole/A cura R. Romano. Napoli, 1991. Nr. 173); по упоминанию в 1348 г., хранился Номоканон (Das Register des Patriarchats von Konstantinopel. W., 1995. Bd. 2: Edition und Übersetzung aus dan Jahren 1337-1350. Nr. 138); Виссарион Никейский видел 2 рукописи творений свт. Василия Великого - «очень древнюю» и XIII в. (PG. 161. Col. 325-328); кодекс XIV в. Vat. gr. 604 частично (Толкование на Евангелие от Матфея и гомилия свт. Иоанна Златоуста) скопирован с рукописи из П. Х. м. Локализация и здания На рисунке К-поля К. Буондельмонти (1420-1422) храм под названием «pandopafti» изображен между Текфур-сараем и дворцом Луки Нотары. В списке 7 чудес К-поля (кон. XV в.) упоминается цистерна Пантепопта (см.: Mango. 1999), возможно идентичная цистерне Аспара ( Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008. S. 16). С сер. XIX в. П. Х. м. единодушно отождествлялся с комплексом Эски-Имарет-джами на сев.-вост. склоне 4-го холма, неподалеку от мон-ря Пантократора (Κωνσταντινις παλαι κα νεωτρα τοι περιγραφ Κωνσταντινουπλεως. Κωνσταντινουπλεως, 1844. Σ. 106-107; M ü ller-Wiener. 1977. S. 120-122). Эту идентификацию поставил под сомнение К. Манго, к-рый предложил искать П. Х. м. на месте совр. Явуз-Султан-Селим-джами, около цистерны Аспара, т. к. только оттуда имп. Алексею V Дуке Мурзуфлу был бы виден весь Золотой Рог ( Mango. 1999). Н. Асутай-Эффенбергер и А. Эффенбергер высказали предположение о том, что Эски-Имарет-джами был связан с дворцом Вона храмом св. Константина (св. Феофано; Всех святых) 896 г., где один придел был посвящен св. Елене, а в другом - стоял крест св. Константина под серебряным киворием ( Asutay-Effenberger, Effenberger. 2008). С. Коцабасси предложила видеть в Эски-Имарет-джами кафоликон Акаталиптского мон-ря ( Kotzabassi S. Zur Lokalisierung des Akataleptos-Klosters in Konstantinopel//REB. 2005. T. 63. Р. 234-235). Ошибочное отождествление П. Х. м. с комплексом Эски-Имарет-джами продолжает бытовать и в наст. время (напр.: Marinis. 2014. P. 138-142).

http://pravenc.ru/text/2578886.html

л. 105. О роптании. Нач. Апостол. Иудионо послание (гл. 1 ст. 16). Ропотницы, укорители, часть порочна. л. 107. О унынии. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Уныние убо суть страсть плотская. л. 109. О неблагодарении. Нач. Вас. Великого (беседа 8, во второй книге, л. 57 об.). Отчаяние неблагодарность рождает. л. 111. О нечувствии. Нач. Гр. Синаита (от особых пятинадесяти глав 2). Держите и отдыхание легкого. л. 112. О непоболении. Нач. Златоуста (на Матфея Евангелиста нравоучение 14). Ниже яко не болиши согрешая, пренебрегай. л. 113. О жестокосердии, окаменении. Нач. Григория Синаита (гл. 87). По превосхождению и оскуднению близ припоследует. л. 114 об. О нечистоте. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Нечистота убо страсть плотская. л. 116. О лихоимстве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Лихоимство убо страсть похоти. л. 118. О невоздержании. Нач. Григ. Синаита (гл. 79). Необуздание убо суть страсть. л. 119. О сытости. Нач. Гр. Синаита (от седми глав обезмолвицех, 6). Сытость же, еже отягчатися мало. л. 120. О несытостве. Нач. Гр. Синаита (гл. 79). Несытство убо суть страсть похоти. л. 121. О гортанобесии. Нач. Аввы Дорофея (л. 90 наоб.). Два бо различия суть чревообъядения. л. 122 об. О чревобесии. Нач. Григория Синаита (гл. 79). Чревобесие убо суть страсть плотская. л. 126. О чревонеистовстве. Нач. Вас. Великого (беседа 1, лист. во 2 книге, 6 наоб., слово 16 лист. в 4 кн. 81). Сытость началом есть неистовства. л. 127. О тайноядении. Нач. Вас. Великого (в слове о отвержении мира во 2 книге л. 167). Видех бо многих стастьми. л. 128. О пространнопитании. Нач. Апостол, 1 к Тимофею (гл. 5 ст. 6). Питающаяся же пространно, жива умерла. л. 129. О скверноядении. Нач. Книга 3 Моисеовы Левит (гл. 11 ст. 10:11). И всем им же несть. л. 129 об. О пиянстве. Нач. 3латоуст (на 1 Солуняном, беседа 9, л. 1112). Пьянство зде глаголет, не еже от вина. л. 131. О многопитии. Нач. Кассиана Римлянина . Не точию пиянство, вина мысль. Л 132. О печали порочной. Нач. Симеона Нового Богослова (от 5 слова). Кто тщеславием одержим и мнение имеяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010