В 17-й день. В субботу первую св. поста мучение св. великомученика Феодора Тирона, л. 472–487. Нач. «Максимилиан и Диоклетиан беззаконная царя». Сказание Нектария Архиепископа Константина-града исповедание чудеси, чесо ради в первую субботу св. поста память творим св. великомученика Феодора Тирона, л. 482 – 493 об. Нач. «Яко многое множество благостыни Твоея, Господи.» Житие св. Архиепископа Авксивия, л. 494–511 об. Нач. «Хошу вам сказати чудную и нетленную жизнь». В тот же день и Июля в 30-й повесть о блаженном старце Германе – спостнице Преп. отцем Зосиме и Савватию, како поживе с ними на острове Соловецком и о преставлении, и о пренесении мощей его, л. 512–522 об. Нач. «Сей блаженный старец Герман житие иноческое проходя». О преставлении Преп. Германа, л, 516. Похвальное слово Преп. Герману, л. 518. Тропарь Преп. Герману, л. 520. Семь чудес Преп. Германа вкратце, л. 520–522. об. Повесть вкратце о блажен. Германе, л. 522 об. – 523. Нач. «Сей Преподобный отец наш Герман житие имея близ моря Октана». В 18-й день. Житие Преп. Власия и Евфросима, л. 524–560 об. Нач. «Иже во святых отец наш Власий земли беяше восточныя. В 19-й день. Житие и хождение Преп. Александра, л. 562–601. Нач. «Святый блаженный Александр от Асиафеския страны сый». В той же день и Октября в 20-й и Декабря в 20-й день мучение свв. мученик Евгения и Макария, л. 602–613 об. Нач. «Пришедшу убо мучителю нечестивому царю Улиану во Антиохию град». В 20-й день. Мучение св. священномученика Садока Епископа и иже с ним скончавшихся, числом 128 мученик, л. 614–618 об. Нач. «По скончании мучения святого священномученика и Епископа Симеона». В 21-й день Житие Преп. Помлия, л. 622–627 об. Нач. «Бысть некто во время оно Помплии и видом достозрачен. В 22-й день. Житие Преп. Петра, л. 628–635. Нач. «Галааты слышим, иже в Европии в заходных странах». В 23-й день. Преподоб. Поликарпа Епископа Смирнского, л. 636–647 об. Нач. «Церкви Божией, яже есть в Смирне». В 24-й день. Обретение честной главы св. и славного Пророка, и Предтечи п Крестителя Христова Иоанна, л. 648–657 об. Нач. «Явися пребогатый вселенский Апостол и присный друг Христов».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

л. 419 об. Без надписи. Нач. Глаголааше некый от старець, яко молимся, братие, Богу, глаголюще: не введи нас в напасть, не глаголем убо се, яко да постраждемь от некоея напасти. л. 420. Афанасия Великаго о умирающих юных детех. Нач. Отрочата верныих христиань множицею убо ко целомудрию родителиих смерть посылаеть Бог на них. л. 420 об. Видение некоего старца, како душа праведнаго исходить. Нач. Некый от святых, именемь Иоаннь, желание имяше видети, како душа праведнаго исходить и моляшеся Богу всегда о семь явити ему. л. 421. Без надписи. Нач. Поведаше некый старець глаголя, яко брат некый хотяше отрещися мира и вбраняше ему мати его. л. 421 об. То же. Нач. Поведааше намь авва Анастасие затворникь, глаголя, яко сущу ми некогда канонарху в митрополии палестиньстей, в Скыфополии граде, вставшу ми нощью клепати в церкви. л. 422. То же. Нач. Тжде Анастасие пакы поведааше намь о томже старци велицемь, глаголааше, яко единою по днех тех стоя у процорцех его, и абие начат старець плакати. л. 422 об. То же. Нач. И сию повесть поведааше намь тже авва Анастасие, глаголя, яко сущу ми некогда в св. Храме св. Воскресениа Христова в Иерусалиме и прииде князь палестиньскый, именемь Лимерие Дука, поклонитися воскресению. 705 л. 363. Без надписи. Нач. Поведааше нам некый от отець глаголя: два брата некая по плоти отрекшася мира и идоша в гору Нитрийскую). л. 423. То же. Нач. И другый брат некый прииде к старцу некоему, живущу в Синайстей горе и рече ему: молю тя, отче святый, научи мя, како подобаеть молитися Богу о гресех своих. л. 423 об. То же. Нач. Поведаху старци о отци Макарии Велицем, яко некогда ходящу ему по пустыни, обрете на земли лежащу главу человечю. л. 424. То же. Нач. Впросиша отца Макариа неции, глаголюще: научи нас, отче, како подобаеть молитися? л. 424. То же. Нач. Брат вспроси старца, глаголя: что створю, авва, яко егда виждю некоего согрешивша и ненавижду его? л. 424 об. То же. Нач. Глаголааше св. Феодора, яко ни пост, ни бдение, ниже всяк труд спасаеть человека, но точию истинное смереномудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Определение ее личности несколько затруднено. Это могла быть незаконная дочь Михаила VIII, вышедшая замуж за монгольского хана, после смерти которого она основала в Константинополе монастырь и вскоре постриглась в нем. Мемориальный, посвятительный характер «Деисуса» показателен для эпохи XIV века с ее повышенным чувством историзма. Мозаики Кахрие-Джами характеризуются целым рядом стилистических черт, типичных для времени их создания. Необычным для предшествующего периода можно считать стремление отказаться от фронтальной постановки персонажей, которая в тех же темах созданных в более раннее время, была обусловлена иконографическим каноном. Христос в сцене «Деисуса» оказывается слегка обращенным к Исааку Комнину, так как левая часть его тела больше, чем правая. Фигура кажется повернутой и к зрителю, подходящему к Христу слева, попадая в нартекс, на восточной стене которого помещен «Деисус». Поворот тела Христа подчеркивается и всем асимметричным характером композиции, в которой фигура Богоматери, обратившейся к Иисусу Христу, не уравновешена, как обычно, с другой стороны фигурой Иоанна Предтечи. Асимметричное построение композиций вообще свойственно мозаикам Кахрие-Джами. Оно особенно сильно проявляется в ктиторской сцене. Фигура Феодора Метохита, подносящего модель храма Христу, в правой части композиции ничем не уравновешена. Большое пустое пространство золотого фона облегчает эту часть мозаики. Изображение приобретает за счет своей асимметрии неустойчивость, зыбкость, некую тревожность настроения, которые усиливаются и самой позой Метохита, еще не упавшего до конца на колени. Стремление придать изображению подчеркнутую эмоциональность можно усмотреть в трактовке движения, в наклонах голов многих персонажей Кахрие-Джами. В сцене «Семь первых шагов Марии» маленькая трогательная девочка протягивает руки к матери. Полна удивления фигура собравшейся зачерпнуть воду из колодца Марии, которой внезапно является архангел («Благовещение у колодца»). Сколько глубокой любви в трогательных движениях престарелых родителей Марии Иоакима и Анны, ласкающих свою дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Пейзаж часто служит отделению друг от друга разновременных эпизодов, включенных в одну композицию. Обычно в многофигурных сценах Кахрие-Джами («Перепись населения», «Раздача пурпура» и другие) персонажи разбиваются на две противопоставленные друг другу группы, в каждой из которых выделены основные действующие лица. Их особое значение выявлено тем, что они помещены на фоне павильонов – прием, характерный для палеологовского искусства. Художники, работавшие в Кахрие-Джами, стремились к реальной передаче деталей. Некоторые из мучеников в медальонах во внешнем нартексе изображены в платьях богатой палеологовской знати. Склоненный перед Христом на ктиторской мозаике Феодор Метохит показан в костюме высокопоставленного византийского сановника XIV века. В шелковом головном уборе сложной формы представлен в сцене «Переписи населения» губернатор Сирии, перед которым стоит Богоматерь. Модель храма Хора в руках Феодора Метохита точно воспроизводит реальную архитектуру церкви. Мы видим ее западный фасад с глухой аркадой и двумя куполами по углам, меньшими по размеру, чем центральный. Только изображение южного пареклезия, который придавал архитектуре храма асимметричный характер, в мозаике отсутствует. Во многие сцены введены жанровые, интимные эпизоды, совершенно не предусмотренные иконографическим каноном. Скажем, в мозаику «Умножение хлебов» включено изображение детей, ползающих по земле и подбирающих кусочки хлеба, падающие из рук Христа. Мозаичисты испытывали влияние фресковой живописи, о чем можно судить по пробелам, положенным в виде двух-трех параллельных «запятых». Объем фигур передается освещением. Иногда одна половина фигуры показана в более светлых тонах, чем другая. В большинстве же случаев свет падает на фигуры прямо, так что середина тела изображается светлее, чем края. Благодаря этим средствам фигуры становятся округлыми, но вместе с тем подчеркнуто легкими, нематериальными. В 1951–1958 годах Американским археологическим институтом, ведущим реставрационные работы в Кахрие-Джами, были открыты фрески пареклезия, о которых долго ничего не было известно. Сюжеты росписей раскрыли истинное назначение пареклезия, ранее считавшегося трапезной. В связи с тем, что здесь были размещены композиции Ветхого завета и Страшного суда, а надписи на стенах воспроизводили заупокойные молитвы, стало ясно, что это была погребальная часовня. Она была расписана уже после завершения мозаик основной части храма, очевидно, теми же самыми мастерами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Помимо сюжетных композиций на вост. стене нартекса находится ростовой Деисус. Композиция представлена в сокращенном изводе - в молитвенном предстоянии Христу изображены Богоматерь и коленопреклоненные севастократор Исаак Комнин (брат имп. Иоанна II Комнина) и принявшая постриг с именем Мелания дочь Михаила VIII Палеолога Мария. Изображение Христа сопровождается эпитетом «Халкитис» и повторяет знаменитый образ, находившийся над медными вратами Большого имп. дворца в К-поле. Расположение такой деисусной композиции указывает на находившиеся в этой части нартекса погребения Исаака Комнина и Марии Палеологины. С целью создания семейной усыпальницы с юж. стороны кафоликона Феодором Метохитом был пристроен параклис, фрески к-рого выполнены одновременно с мозаиками нартекса. Тематика росписи отвечает заупокойному назначению этой небольшой погребальной капеллы. В конхе апсиды изображено «Сошествие во ад», в виме - «Воскрешение сына вдовицы» и «Воскрешение дочери Иаира», на своде и стенах - «Страшный Суд», в куполе - «Богоматерь с Младенцем в окружении ангелов», в парусах - гимнографы прп. Иоанн Дамаскин, свт. Косма Маюмский, прп. Иосиф Песнописец и Феофан, под куполом на арках и стенах - прообразовательные богородичные сюжеты из ВЗ. Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Христос и Богоматерь. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Фрагмент Деисуса Чрезвычайно близки росписи мон-ря Хора, но исполнены большей лиричности фрагменты мозаик др. погребальной капеллы - параклиса ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами), расписанного ок. 1315 г. Он был пристроен мон. Марфой, вдовой сановника Михаила Тарханиота, перестроившего церковь в кон. XIII в. В куполе изображен Христос Пантократор в окружении пророков. В алтаре находится Деисус - Спаситель на престоле в конхе апсиды, фигуры Богоматери и св. Иоанна Предтечи в нишах вимы; образ Спасителя сопровождается эпитетом «Υπεργαθος» (Преблагой).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Мозаики эти отлично сохранились и по красоте своей давно уже вызывали варварские попытки разных любителей-французов и англичан купить их для Лувра или Британского музея. Монастырь «Хора», т.е. «загородный», построен был ещё в VII столетии, но мозаичная роспись его относится частью к XI–XII вв., а окончательная его отделка – к началу XIV века, при Феодоре Метохите, известном учёном, астрономе и государственном деятеле. Весьма оригинальное и характерное обстоятельство спасло часть мозаик от штукатурки. Средний неф, крытый куполом, отделён глухой стеной от обоих нартексов или продольных папертей, как и от бокового южного предела, и связан с ними только двумя дверьми. Мусульмане поэтому нашли, что, закрыв штукатуркою две мозаики среднего нефа, сбив в нём лики на скульптурах и проделав узкую лазейку в мечеть сбоку, они сделали всё, что нужно, и на этот раз пожалели штукатурки. Таким образом уцелели почти все мозаики (все они изданы в фототипическом атласе Русским Археологическим Институтом в Константинополе в 1906 г., при XI томе Известий) обоих нартексов и фрески в приделе. Прямо против входа, над дверью, большая фигура Спаса с Евангелием представляет нам византийский подлинник киевских и сицилийских изображений: белокурые волосы золотистого тона или цвета льна струятся по сторонам головы, округлая борода и величавый, строгий тип лика – всё отличает древность этого изображения. Мечеть Кахрие-Джами. Мозаики наружного притвора Бегство в Египет. Мечеть Кахрие-Джами. Мозаики наружного притвора Рис. 15. Мечеть Кахрие-Джами. Мозаики наружного притвора По сторонам, в купольных сводах и люнетах, на арках и под ними – серия мозаических изображений из Протоевангелия. Легендарное направление духовной литературы христианского Востока в VII–X веках повело к оригинальной обработке благочестивых, хотя часто апокрифических сказаний и преданий. Век Македонской династии и Комнинов, в лице замечательных женщин этой эпохи, принёс с собою особенно оживлённое почитание Богородицы, обставив окончательно обрядовую и легендарную его стороны и передав их Западу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

B XIV в. в Константинополе, в Кахрие Джами и Фетие Джами появляются две композиции, где на фоне «заключенных врат» изображена Богородица – Врата Логоса. Дкя нас особенно интересно второе решение – из Фетие Джами 570 . Очевидно близкое сходство рисунка врат на фреске и в миниатюре: кессонированные створки сходятся под небольшим углом, полукруглое навершие аналогично украшено орнаментальным мотивом. По-видимому, использованная на миниатюре «цитата» могла быть понята столичным жителем, заказчиком рукописи, и без дополнительного изображения Богородицы в кодексе, который полностью посвящен Ей и в тексте которого сказано: «Радуйся, честнаго таинства двери» 571 . Последнее выражение – θνρα το μνοτηρον – будет использовано патриархом Филофеем в одном из трактатов 572 также в качестве цитаты и без указания контекста. Итак, первый из возможных вариантов истолкования мотива «заключенных врат» напрямую, через слова пророчества, связан с образом Богородицы. 2. В традиционной иконографии существует сюжет, где на фоне затворенных дверей принято изображать не Богородицу, но Христа, – эта композиция «Уверение Фомы». В Евангелии от Иоанна дважды повторяется свидетельство о том, что Христос прошел в дом, где собрались ученики, когда двери дома «были заключены» ( Ин. 10:9–20 ). Выражение «дверьми заключенными» – τ θυρ κεκλεισμνων – при замене слова θρα (двери) на πλη (врата) определенно соотносится с текстом пророчества Иезекииля. В соответствии с Евангелием, эта сцена часто изображается как происходящая в интерьере – в доме, двери которого закрыты «страха ради иудейскаго», и ученики в таких случаях обычно представлены на фоне стен, как бы внутри замкнутого пространства. В другом случае стены дома, его интерьер, το есть реалии бытового плана исчезают, и акцент с конкретного момента евангельской истории переносится в область богословской экзегезы. Т κεκλεισμνων – «дверьми заключенными», надписано в сцене «Уверение Фомы» из Осиос Лукас в Фокиде над дверью, которая как «позлащенный кивот» вмещает в себя фигуру Христа, а его рука указывает на эти слова и следы страстей одновременно 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Одной из характерных особенностей мусульманской эсхатологии является тот факт, что она не описывается в одном пророческом видении, как в новозаветной книге “Апокалипсис”. Стихи, описывающие ход исторического процесса встречаются в различных местах Корана. Смысл их не совсем ясен без специального комментария из Сунны – книги, содержащей высказывания Мухаммеда. Сунна основывается на шести общепризнанных (канонических) сборниках мусульманских преданий, составленных во второй половине IX – начале X вв. Эти сборники, охватывающие практически все стороны жизни мусульманина, разбиты на разделы по определенным темам и главы. Весь материал передается в виде из хадисов – “рассказов” об изречениях и поступках пророка Мухаммеда, состоящих из двух частей: информационной – матна (“текста”), и иснада (“опоры”) – перечисления людей разных поколений, передавших друг другу текст матна. Хадисы считаются в исламе вторым после Корана источником права. Подводя итог сравнительному анализу мусульманской и христианской эсхатологии, следует отметить некоторые сходные моменты: В Коране В Библии Решающая битва мусульман с войском Даджала накануне пришествия Исы (Ибн Мадже Сунан. Сахих уль-Джами ас-Сагир 6 ⁄ 276 . Хадис 7752) Падение великого города (Абу Дауд Мушкатул масабих 3 ⁄ 17 , хадис 5425) Появление лжемессии Даджала (Муслим, Сахих. Книга Фитна 4/2248. Хадис 2933). Даджал будет воевать с праведниками (Ибн Мадже Сунан. Сахих уль- Джами ас-Сагир 6 ⁄ 276 . Хадис 7752) Даджал пребудет на земле 40 дней (Муслим Сахих, Абу Дауд Сунан). Пришествие Исы и убийство им Даджала (Идн Мадже Сунан. Сахих уль-Джами ас-Сагир 6 ⁄ 275 . Хадис 7752). Установление Исой царства справедливости на земле (Муслим Сахих 4 ⁄ 559 . Хадис 1926). Нашествие Яджуджа и Маджуджа, и их уничтожение (Коран 21:96; Муслим Сахих. Книга Фитна 4 ⁄ 254 ). Затмение солнца (Муслим Сахих, книга Фитна 4/2225, хадис 2901.) Выход на землю тумана (духан) (Коран 44:9–14) 2 трубных гласа возвещающих о наступлении воскресения и судного дня (Коран 39:68) Уничтожение Богом вселенной после последнего трубного гласа (Коран 69:13–18).

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Разница во времени их создания совсем небольшая, всего 15–20 лет (Кахрие Джами – 1316–1321 гг.; рукопись ГИМ. Син. гр. 407 – 30-е гг. XIV в.). Сходство очень велико, не только типологическое и даже буквальное физиогномическое, но главное – близость внутреннего содержания. В обоих портретах основное – аскетический и мистический акцент образа, сосредоточенность только на духовном, и при этом напряженность, едва ли не нагнетенность духовного состояния. Как и в афонском портрете прп. Исаака Сирина 1389 г., никакой светлой и просветленной окрашенности. Как будто нет здесь той заслуженной аскетическими подвигами и все же дарованной как чудо божественной благодати, которая, по словам мистиков-духовидцев, в том числе прп. Исаака, дарует несказанные радость и счастье. Как будто и тут, в этих образах, художники останавливались на какой-то ступени духовного познания, очень высокой, однако предпоследней, не доходя до высшей. Но при всем сходстве заметны и даже существенны отличия этих двух образов. Прп. Давид углублен, напряжен и при этом внутренне сдержан. Св. Иоанн Богослов углублен, напряжен и при этом внутренне экзальтирован. Потрясенность его велика и придает образу большую тревожность. Озаренность его столь сильна, что он пребывает в состоянии экстаза. Эту явную разницу двух образов, кажется, можно объяснить особенностями атмосферы жизни тех периодов, когда они были созданы. Прп. Давид из Кахрие Джами – образ раннего XIV в., как и образы из Фетие Джами, как и отцы Церкви и гимнографы в Парекклесионе монастыря Хора. Все они современники прп. Григория Синаита , строжайшего отшельника, для которого даже литургия представлялась «слишком внешним средством». Не являются ли напряженная сосредоточенность, напряженная замкнутость этих образов художественным отзвуком такого умонастроения? Св. Иоанн Богослов в греческой рукописи (ГИМ. Син. гр. 407) – современник церковных споров 30-х гг. XIV в., времени в истории Византийской Церкви тревожного, конфликтного, времени, которое можно назвать смутным. Не говоря уже о том, что это был период всевозможных государственных неустройств. Не являются ли возбужденность, порывистость, даже аффектированность этого образа художественным откликом на многочисленные нестроения церковной и гражданской жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ob...

П. Эндервуд в своей монографии о константинопольском монастыре Хора отметил, что древнее название этой обители в XIV столетии воспринималось не непосредственно как топоним, а в мистическом смысле, о чем свидетельствуют названия образов Христа и Богоматери: « χρα τν ζντνων» («Страна Живых», Пс.114:8 ) и « χρα του χωρτου» (Вместилище Невместимого), которыми надписываются сразу несколько различных изображений. 75 Появление подобных надписей не столько характеризует игру слов, связанную с названием монастыря, сколько открывает нам новое отношение к созданию главных храмовых икон, возникающее с введением в круг фигуративного искусства поэтической сюжетной основы. Безусловно, что при выборе из богатейшего круга гимнографических эпитетов именно строки Акафиста «χαιρε Θεου χωρτου χρα» определяющую роль сыграла историческая традиция данного места, но это не говорит об уникальности подобного обращения к гимнографическим клише; к сожалению, эпиграфический материал такого рода публикуется редко и менее всего известны в этом отношении памятники поздневизантийского искусства в Константинополе, однако даже при скудости источников открытые вслед за Кахрие Джами мозаики константинопольского храма Фетие Джами дают нам еще один пример подобного рода: мозаическое изображение благословляющего Христа в конхе алтарной апсиды парекклесиона (ок. 1315 г.) сопровождается надписью « περαγαθς» (преблагой) – эпитетом, известным прежде всего по канонам Триоди и сочинениям Иоанна Дамаскина . 76 Такая характеристика образа параллельна по смыслу посвящению храма Богоматери « παμμαριστος» (преблагословенной). При этом важно подчеркнуть, что парекклесион пристроен к более раннему храму, и его иконографическая программа лишь дополняет существовавшую, но так же, как и в Кахрие Джами, пара гимнографических эпитетов – « περαγαθς» и « παμμαριστος» – акцентирует в весьма изысканной словесной форме догматическую основу образов Богоматери и Христа: Христос «преблагой», то есть имеющий в себе благодать, божественную силу, исходящую в мир; Богоматерь «преблагословенная», то есть в высшей степени наделенная божественной благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010