Белков Евгений Христофорович; (13 сентября 1882 – 1 декабря 1930) – сын Х. А. Белкова. Окончил Ярославскую ДС (1904), поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле, в 1906 перевелся на юридический факультет С.-Петербургского университета. В 1906–1907 вместе с отцом редактировал лит. церковно-общественный ж. «Звонарь». Осенью 1907 был отчислен из университета за невнесение платы за обучение, впоследствии предпринимал неоднократные попытки продолжить обучение: учился на юридическом факультете с осени 1909 по декабрь 1911, в 1915/16 учебном году – на историко-филологическом факультете, затем был призван в армию, осенью 1918 восстановлен, в 1919 г. вновь был призван на военную службу, в марте 1921 подавал прошение о зачислении на факультет общественных наук. Духовный писатель. В конце 1917 женился, был рукоположен во священника к ц. святых Захария и Елисаветы на Фурштадтской ул. в Петрограде. В 1922 стал одним из руководителей обновленчества. 28 июня обновленческим ВЦУ Б. был возведен в сан протоиерея с возложением палицы, 25 июля награжден митрой. В июне – августе 1922 являлся членом ЦК группы «Живая церковь », редактором одноименного журнала, в августе 1922 был исключен из ВЦУ и вошел в обновленческое Петроградское епархиальное управление (ПЕУ), в сентябре – октябре 1922 состоял членом президиума группы «Союз церковного возрождения». Не удовлетворенный существующими обновленческими организациями в декабре 1922 создал и возглавил «Союз религиозно-трудовых общин», который ставил целью «воспитание в своих чадах жажды и любви к соборной (коммунальной) жизни и ко всякого рода трудам», которые почитались общинниками равноценными молитве. С 16 февраля 1923 служил в Казанском соборе, с 20 апреля 1923 – настоятель Троицкой ц. на Стремянной ул. Не признав обновленческого «Поместного собора» 1923 года, окончательно порвал с обновленческим руководством, вышел из ПЕУ и был уволен из Троицкой ц. (15 мая). Осенью 1923 г. Б. был хиротонисан «случайными архиереями» (имена неизвестны) во «епископа Петроградского», служил в Спасо-Преображенском соборе, который был передан ему 7 июля 1923. В марте 1925 вышел из «Союза религиозно-трудовых общин», который вскоре распался. Впоследствии жил в Ленинграде, не служил, но сана с себя не снимал.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь сгорел. После освобождения Москвы от французов преосвященный Августин предложил свящ. Синоду упразднить женские монастыри: Никитский, Ивановский и Георгиевский, как наиболее сильно пострадавшие, для восстановления которых потребуется значительная сумма денег, в то же время женских монастырей немалое число. На их месте предполагалось разместить семьи священно-церковно-служителей кремлевских соборов, лишившиеся своих домов. Синод разрешил упразднить только два женских монастыря: Ивановский и Георгиевский. Никитский монастырь, по его древности и особому значению, предложил оставить и восстановить. В упраздненных монастырях устроены квартиры для семейств духовных лиц Успенского собора - в бывшем Крестовоздвиженском монастыре, для Архангельского и Благовещенского соборов - в бывш. Георгиевском монастыре и для служителей Синодальной типографии - в Ивановском монастыре. В Никитском монастыре в храмах среди частиц мощей разных угодников хранится и часть перста великомученика Никиты. К 1907 г. монастырь имел: " на хуторе близ дер. Катюшки по Савеловской жел. дор. - храм во имя преп. Серафима Саровского (устроен в 1904 г.) и церковную школу на 50 детей обоего пола. При монастыре имеется также женская церк.-прих. школа Никито-Романовская. Монастырю принадлежат 33 дес. земли огородной и луговой и водяная мельница. Игумения, монахинь 23, послушниц 29. При монастыре одноклассная церковно-приходская школа. Тут же и богадельня, содержащаяся на монастырские средства. В 1978 г. местная старожилка вспоминала также, что монастырь славился искусными монахинями-вышивальщицами (П. П.). В нач. 1920-х гг. на колокольне уже упраздненного монастыря часто звонил звонарь-виртуоз К.К. Сараджев, считавший, что она обладает замечательным подбором колоколов разных характеров звука с приятными тембрами. В июне 1924 г. в монастыре еще жили 110 монахинь. После закрытия в монастыре расположились службы Московского университета. Последний храм закрыт в декабре 1929 г. На участке 7 с начала XVI в.

http://sobory.ru/article/?object=34536

Белков Евгений Христофорович (1882–1929) – священник, обновленческий епископ Евгений (СЦВ). Родился в г. Петрозаводске Олонецкой губернии в семье протоиерея Христофора Белкова. Окончил Демидовский юридический лицей в г. Ярославле. До Февральской революции беллетрист, писал рассказы из быта духовенства под псевдонимом «X. Толшемский». В 1906– 1907 гг. редактировал вместе с отцом в Петербурге литературный и церковно-общественный журнал «Звонарь». В 1916 г. в Петрограде вышел его сборник «В мире рясы». В сане священника с 1917 г. До января 1923 г. служил в церкви свв. Захария и Елизаветы на Фурштадской ул. В конце 1917 г. один из организаторов кооперативного издательства «Соборный разум», член одноименного общества. В июне 1918 г. при посещении св. Патриархом Тихоном Петрограда вручил ему адрес в составе делегации этого общества. 29 марта 1922 г. подписал декларацию о помощи голодающим «Петроградской группы прогрессивного духовенства». Один из руководителей обновленческого раскола. 12, 16, 18 мая 1922 г. в составе делегации посещал находившегося под домашним арестом на Троицком подворье св. Патриарха Тихона. С 18 мая по август 1922 г. – член и управляющий делами Высшего Церковного Управления. 15/28 мая в числе других руководителей раскола был отлучён от Церкви свмч. митрополитом Вениамином (Казанским), но в июне временно управляющий епархией епископ Алексий (Симанский) восстановил общение отлученных от Церкви. В июне–августе 1922 г. член ЦК группы «Живая Церковь », редактор журнала «Живая Церковь». В августе 1922 г. вошёл в состав обновленческого Петроградского епархиального управления, в сентябре–октябре член президиума «Союза церковного возрождения». В декабре 1922 г. создал и возглавил самостоятельную обновленческую группу «Союз религиозно-трудовых общин», около года издавал журнал «Соборный разум». С февраля 1923 г. служил в Казанском соборе. С 20 апреля но 15.05.1923 г. – настоятель церкви Пресвятой Троицы на Стремянной ул. Не признал обновленческого собора 1923 г. Осенью 1923 г. хиротонисан епископом Антонином (Грановским) в сан епископа, порвал с синодальной церковью. Призывал к радикальным церковным реформам: обязательности соединения религиозной жизни членом общины с общественно-полезным трудом, развитию общежития на основе равенства и общности имущества, введению русского языка при богослужении, устройству вместо богословских институтов и академий общинного самообразования и опытного изучения первоисточников христианства и т. д. В июле 1923 – сентябре 1924 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора. В марте 1925 г. ушёл из «Союза религиознотрудовых общин», который вскоре распался. В дальнейшем проживал в Ленинграде, не служил. Скончался 1 декабря 1930 г. в Ленинградской больнице, похоронен на Серафимовском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Очевидно, как и в случае с литьем в 1904 году колокола «Полиелейного», он выступил дарителем этих колоколов . Самый крупный из них, хотя и стал третьим по величине в Даниловском ансамбле, однако не мог конкурировать с чуть меньшим по весу и близким ему по основному тону 115-пудовым «Будничным» можжухинским колоколом 1795 года. Он был назван «Постовым» и использовался вне ансамбля – только для благовеста в период Великого поста. Декоративный фриз из сложносочлененных сводчатых кокошников опоясывал верхнюю часть колокола. Под ним проходила узкая и плоская кайма со вставкой жемчужника и ниже – отлитый в металле текст архангельского гласа, набранный заглавными церковнославянскими буквами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». В оформлении доминировал широкий пояс растительного узора в виде виноградной лозы со вставками из стилизованных крестов; в разрыв орнамента были помещены обрамленные причудливо переплетенными лентами картуши с высокохудожественно, почти горельефно выполненными ликами Спасителя, Божией Матери, святителя Николая и Иоанна Предтечи. Над нижним валиком колокола шла вкладная надпись: «В царствование государя императора Николая II Александровича самодержца всея России вылит сей колокол в Москве в заводе П.Н. Финляндскаго, весу 137 пуд 31 фунт». Помещением на ярус звона «Постового» колокола и подвеской более мелких колоколов, добавленных к уже существующему набору для полноты звучания, завершилось формирование Даниловского колокольного ансамбля общим весом в 1450 пудов (около 24 тонн). Первый раз на обновленной монастырской надвратной звоннице – технически превосходно организованном сооружении – звонили на Святую Пасху 22 апреля 1907 года. По русской православной традиции, и все последующие дни Святой седмицы, с конца литургии и до пасхальной вечерни, по крутым и узким каменным ступеням на продуваемую весенними ветрами колокольню взбирались любители поучаствовать в «целодневном» праздничном, «красном» звоне. А таковых было немало. Очередной звонарь-энтузиаст отделялся от заполнявших почти до отказа звонильную площадку прихожан Данилова, истово осенял себя крестом, прикладывался губами, как к иконе, к краю все еще звучащего колокола, подходил под него, на ходу подхватывая веревки, и, раскачав в мощном и широком размахе удивительно податливый гигантский язык, делал несколько гулких и раскатистых ударов… Разумеется, многие, особенно ребятишки, трезвонили в колокола почем зря, но их неумелость в такой праздник никого не раздражала и не сердила: даже беспорядочный звон на новой колокольне умилял, трогая сердца и души.

http://pravoslavie.ru/4462.html

Даниловские колокола вернулись в родную обитель Москва, 11 сентября 2008 г. Ансамбль даниловских колоколов, возвращающийся из США на Родину, торжественно встречали 10 сентября в Москве. «Сегодня совершается великое событие – даниловские колокола вернулись в свой родной дом», - так сказал журналистам наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Наместник возглавил крестный ход, который вышел от стен обители на площадь Серпуховской заставы, куда прибыл огромный тягач, тянущий за собой платформу с колоколами, сообщает Благовест-инфо . Встретив долгожданную реликвию, крестный ход, к которому присоединились верующие, направился к воротам Данилова монастыря. Здесь их встретили колокольным звоном: звонарь на колокольне звонил в те колокола, которые скоро уступят место своим исконным собратьям. Не обошлось без неожиданностей: платформа с колоколами оказалась столь тяжелой (самый большой из 17 колоколов весит 12 т), что брусчатка на въезде в обитель не выдержала, образовался небольшой провал, который тут же завалили каменными плитами, после чего трейлер проехал и занял место на монастырской площади. Сегодня, 11 сентября, колокола переместят на специально сооруженный помост у храма Семи Вселенских Соборов, и 12 сентября, в день памяти св. князя Даниила Московского, состоится торжественный чин освящения колокольного ансамбля, который возглавит Святейший Патриарх Алексий II. В день престольного праздника колокола будут официально переданы Данилову монастырю фондом «Связь времен», возглавляемым В. Вексельбергом. Как рассказал прессе представитель фонда Роман Такер, переговоры о возвращении колоколов из Гарварда велись в течение пяти лет. За это время были изготовлены точные копии даниловских колоколов, которые заняли свое место на звоннице университета. Кроме того, фонд оплатил трудоемкую доставку колоколов, самый старший из которых датируется 1682 г., а младший – 1907 г. По словам Р. Такера, все эти работы обошлись фонду в сумму порядка 10 млн. долл. Далее понадобится еще около 3 месяцев, чтобы подготовить Даниловскую колокольню и поднять колокола. Эту работу профинансирует Московское правительство.

http://pravoslavie.ru/27590.html

Афонского, архим. Анатолия и др. В 1855 г. по благословению архиеп. Рижского и Митавского Платона (Городецкого) на средства псковского купца С. Побойнина над мощами прп. Саввы была поставлена серебряная чеканная рака. По описанию 1921 г., она была украшена изображением святого в схиме на верхней крышке и изображениями его чудес по сторонам. Древняя икона ап. Иоанна Богослова, по преданию принесенная прп. Саввой, находилась в соборном иконостасе, а древний образ св. Саввы Крыпецкого - в иконостасе теплого храма, справа от царских врат. В 1874 г. в К. м. проживали 12 монашествующих, в нач. XX в.- игумен, 8 монашествующих и 11 послушников; монастырские угодья составляли 3602 дес. земли. В 1875 г. к К. м. был приписан храм свт. Василия Великого на Горке в Пскове, отремонтированный силами крыпецкой братии в 1876 г. С 29 авг. по 7 сент. крестным ходом из обители в Васильевскую ц. приносили чтимые иконы. Насельники К. м. ежедневно совершали богослужения в псковском храме, но в 1879 г. указом духовной консистории из-за малочисленности братии этот порядок был отменен. В 1913 г., при игум. Иоанникии, на ст. Торошино близ К. м., на земле, пожертвованной обители дворянкой А. Р. Стольгане, была построена бревенчатая часовня свт. Николая Чудотворца, в 1921 г. освященная как храм Псковским еп. Геннадием (Туберозовым) . 10 нояб. 1907 г. в К. м. ворвалась банда грабителей, были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. Бандиты были задержаны. С 15 июля 1848 по 12 марта 1858 г. К. м. возглавлял ректор Псковской ДС игум. Поликарп (Гонорский; † 1891), в 1856 г. возведенный в сан архимандрита, а в 1868 г. хиротонисанный во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1875 г. в К. м. подвизался прп. Корнилий (Поляков ; † 1903), предсказавший иером. Феодосию его служение последним казначеем К. м., революционные события в России, закрытие и разорение обители.

http://pravenc.ru/text/2462089.html

Открываем журнал «Звонарь», 1907 год. Читаем: «Язычество было еще сильно, оно не отжило еще своего времени у нас на Руси. Оно сопротивлялось введению христианства, поэтому правительство принимает насильственные меры в деле распространения христианства, прибегает к огню и мечу с целью внедрения евангельского учения в сердца язычников. И служители Христа не вооружаются против таких средств. Напротив, они их оправдывают, на трупах воздвигают крест Христов» 4 . Переносимся в город Переславль. «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе из Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть» 5 . XVIII век, все тот же Переславль. 1788 год, в Переславле стали возводить Свято-Духовскую церковь . «А чтобы прекратить языческие вакханалии (а это уже, ребята, XVIII век!) – камень, приобретший к тому времени большую популярность, решили положить в фундамент, запечатать крестом» – это «Владимировские губернские ведомости», XIX век. XIX век начинается собственно с небывалого интереса к язычеству восточных славян. Этнографы, религиоведы, историки систематизировали данные о славянском язычестве. Могу привести несколько фамилий: это Глинка, Кайсаров, Касторский, Сахаров, Костомаров, Каринский, Афанасьев и даже Даль. В своих трудах они привели обширные историко-этнографические данные, на основе которых воссоздается с привлечением этимологических и искусственных знаний картина восточной мифологии. Век двадцатый, собственно начало двадцатого века, хотелось бы тоже об этом поговорить. С христианской Церковью происходит ровно такая же история, как и с язычеством во времена крещения Руси. Рушатся храмы, преследуются церковнослужители, приверженцы культа. Но разве христианство умерло? Нет, оно воскресло. Почему же мы думаем, что язычество могло умереть? Не думаю. Так, ХХ век, технологический прогресс дает нам уже фото и видео доказательства живой традиции. Материалов на самом деле достаточно много, но приведу я один, наиболее, на мой взгляд, показательный. Это документальный фильм ученого с мировым именем Зинаиды Можейко «Рух зямли». Надеюсь, кому интересно, наверное, смотрел этот фильм. Собственно, там полностью раскрывается передача устного заговора богу Перуну – и это двадцатый век, ребята, двадцатый век! Как мы можем говорить, что язычество могло умереть? Да не можем такого говорить! А если мы намеренно это говорим, значит, мы искажаем историю, значит, мы уничижаем наше достоинство. Немножко на эмоциях сказал, но вроде как всё. Первый доклад со стороны православных

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/publichn...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КОРНИЛИЙ КРЫПЕЦКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Корнилий Крыпецкий. Фотография конца XIX века (архив Крыпецкого монастыря) Прп. Корнилий Крыпецкий. Икона (автор Л. А. Гадалова, иконописная школа, г. Сергиев Посад; ок. 2005 г.) По свидетельству крыпецкого иером. Иулиана, однажды по молитвам преподобного деревянные постройки монастыря были спасены от пожара, вызванного ударом молнии. Корнилий предсказал пожары в Крыпецкой обители, уничтожившие монастырские погреба, и в родной дер. Великое Село. Однажды, несмотря на насмешки братии, он стал утверждать, что монастырская колокольня " обольется кровью " . Действительно, 10 ноября 1907 года, перед всенощной, банда грабителей, состоявшая из сосланных в Псков членов латыш. националистической партии, ворвалась в обитель. Во время нападения были убиты иером. Иаков, мон. Павел, послушники Феодор, Георгий и Прокопий, поднявшиеся на колокольню, чтобы спастись. Семью выстрелами был убит и звонарь Алексий, бивший в набатный колокол. В 1903 году Корнилий предсказал иером. Феодосию его служение последним казначеем Крыпецкого монастыря, закрытие и разорение обители, а мужу крестьянки А. Фёдоровой - уничтожение Крыпецкого кладбища, часовни, О. Никулиной (из дер. Сабижи Псковского уезда) - изгнание из обители монахов и осквернение мощей прп. Саввы Крыпецкого. Подвижник особо чтил  пророка Илию , приходивших к нему побуждал молиться этому ветхозаветному праведнику, " а то плохо будет " , призывал священноначалие к тому, чтобы " имя Илии пророка во всех церквах поминали на отпусте священники... и тогда будет мир и благодать Божия разольется по всей земли " . По преданию, Корнилий пророчествовал и о трагических событиях в истории России XX века: " Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина " , " такое тяжелое время будет, какого еще не было никогда на Руси " , предвидел русско-японскую войну.

http://drevo-info.ru/articles/13680167.h...

И это пишет православный иерей, которому посты должны быть приятными, воспитывающими в нем воздержание. О силе и значении постов говорил Сам Господь Иисус Христос . Четыредесятницу блюдет Церковь от времен апостольских, а видите ли, Кремлевскому захотелось её нарушить, да не как-нибудь, а в форме узаконения. Как видно, Кремлевский заблуждался в собственных формулировках, но заблуждение это не было доблестным, как это случается с людьми, глубоко верующими в какую-либо великую идею. Ещё дальше Кремлевского пошёл в своих суждениях протоиерей Христофор Белков – священник Охтинской церкви в Петербурге – издававший журнал под бравурным названием «Звонарь», откровенно протестантского направления и махрового живоцерковничества. О направлении журнала легко судить по статье Терпигорева, напечатанной в номере седьмом «Звонаря» за 1907 год, под заголовком «Свобода церкви или крепостное право». Ради исторического интереса приводим эту статью: «У нас перед глазами нашумевший не так давно факт запрещения священнослужения редактору журнала “Звонарь” протоиерею X. А. Белкову. Как оценило общество и печать этот инцидент и его действующих лиц, видно из следующих строк, напечатанных на страницах петербургского органа: “Репрессии против пастырей-публицистов немало не испугали возрождающееся духовенство, и среди священнослужителей все чаще и чаще начинают появляться лица, смело бичующие надменную кучку наших архиереев”. Среди этих пастырей одно из видных мест, по справедливости, следует предоставить почтенному протоиерею церкви Убежища кн. Волконских в Петербурге о. Белкову, принявшему на себя не легкий, но почётный труд редактирования ежемесячного журнала “Звонарь”, одной из задач которого является обличение “надменности”, грубости, фарисейства, лживости, взяточничества, слепой спеси во всех священнослужителях (а в том числе, конечно, и в архиереях). Верный своим целям протоиерей Белков поместил в февральской книжке “Звонаря” за текущий год корреспонденцию из Харьковской епархии, под заглавием “Преемник Апостола”, в которой яркими красками изображено возмутительное обращение с духовенством архиепископа Харьковского Арсения (Брянцева) и порядки, царящие в его епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Скачать epub pdf «Ешь её, она дерётся» У московского священника протоиерея Константина Зверева и его супруги Анны в 1880-х годах было четверо детей: три сына и дочь. Характеры сыновей с самого детства определились весьма различными. Арсений любил писать разные бумаги – сделался чиновником. Кассиан играл в войну – и стал офицером. Он был убит на фронте в 1914 м году. Василий любил ходить в церковь  и дома играл в церковную службу. Когда отец Константин служил еще под Москвой, в Вишняках, он всегда брал с собой Василия. Звонарь, видя идущего священника, ударял три раза в колокол. Мальчик считал, что два раза звонят отцу, а третий раз – ему. Маленький Вася был «пончиком». «В детстве я был очень толстый и пухлый, и взрослые любили меня тискать, а я этого очень не любил, – вспоминал он впоследствии. – И вот вижу сон. Сидит за столом Спаситель в синей и красной одежде и держит меня на руках. А под столом – страшная собака. Спаситель берет мою руку и протягивает под стол собаке со словами: „Ешь её, она дерётся“. Я проснулся и с тех пор уже никогда не дрался, а во всем старался себя сдерживать, не сердиться и не делать ничего дурного». Василий, в отличие от большинства поповичей, решивших пойти по стопам отца, в семинарию пошел не сразу. До поступления в духовные школы он получил основательное светское образование – закончил гимназию, затем историко-филологический факультет Московского университета. Превосходная гуманитарная подготовка помогла ему в дальнейшем – проповеди священномученика Петра были всегда интеллектуально-насыщенными. Святой Патриарх Тихон обращался к нему как к консультанту по историко-богословским вопросам. Он закончил Казанскую Духовную академию, стал кандидатом богословия. Еще на втором курсе в 1900 году легендарным «аввой» – архиепископом Антонием (Храповицким) – был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен в сан иеромонаха. По окончании академического курса остался работать в системе российского духовного образования. Преподавал в Орловской семинарии, позже в Новгородской. На посту инспектора последней, в 1907–1909 годах, задолго до революции, отцу Петру стали впервые досаждать недоброжелатели из числа революционеров. «Доставим ему счастье проехаться на Соловки»

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010