Филарет (Денисенко; 28 окт. 1990 - 27 мая 1992), Владимир (Сабодан; с 27 мая 1992). Монастыри Действующие Киево-Печерская лавра в честь Успения Пресв. Богородицы (муж., в Киеве, основана ок. сер. XI в., закрыта в 1930, возрождена в 1941, закрыта в 1961, возрождена в 1988); Межигорский в честь Преображения Господня монастырь (муж., в с. Нов. Петровцы Вышгородского р-на, известен к нач. XVI в., существовал близ совр. с. Нов. Петровцы, упразднен в 1786, возрожден в 1884-1886 как муж., в 1894 преобразован в жен., закрыт в 1929 и в 30-х гг. XX в. разрушен, с июня 2011 восстанавливается как муж. скит); Вознесенский Флоровский (жен., в Киеве, основан до 1566, закрыт в 1930, возрожден в 1941); Голосеевский Покровский (муж., в Киеве, основан в 1631 как скит Киево-Печерского мон-ря, в 1793 обращен в хозяйственный хутор, в 1831 возобновлен как скит лавры, после 1918 обращен в трудовую артель, к-рая в 1926 была упразднена, в 1996 возобновлен); переяслав-хмельницкий во имя арх. Михаила (муж., в Переяславе-Хмельницком, основан до 1646, упразднен в 20-х гг. XX в., возрожден в 2011); Китаевская Свято-Троицкая пуст. (мон-рь) (муж., в Киеве, основана в XVIII в. как пустынь Киево-Печерского монастыря, пустынь закрыта в 1933, возрождена в 1993 г. как скит Киево-Печерской лавры, с 2002 самостоятельный мон-рь); киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы (муж., в Киеве, основан в 1833 как подворье киевского Братского монастыря, с 1919 самостоятельный мон-рь, в 1920 обращен в трудовую артель, закрытую в 1928, с 2010 мон-рь); Ионинский Свято-Троицкий (муж., в Киеве, основан в 1866, в 1928 обращен в трудовую артель, закрытую в 30-х гг. XX в., возрожден в 1995 как самостоятельный мон-рь); Покровский (жен., в Киеве, основан в 1889, к 1919 обращен в трудовую артель, упраздненную ок. 1923, возрожден в 1941); Введенский на Печерске (муж., в Киеве, основан в 1878 как жен. община, с 1901 жен. мон-рь, упразднен в 1935, действовал в 1941-1960, возрожден в 1996 как муж.); киевский Зверинецкий Михаило-Архангельский (муж., в Киеве, основан в 1913 как Рождество-Богородицкий скит Киево-Печерской лавры, закрыт, вероятно, в 1934, в 1997 возрожден как скит Ионинского Троицкого мон-ря, с 2009 самостоятельный мон-рь); Пантелеимоновский в Феофании (жен., в Киеве, основан в 1901 как скит киевского Златоверхого Михайловского муж.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

И в то же время простое «Господи, помилуй», и мытарева молитва, и Отче наш – это не просто порыв души, это часть правила, молитвенного ритма верующего. И здесь нужен навык благоговейного, внимательного отношения к молитвословию. – Как начать правильно духовную жизнь? – Есть несколько важных моментов. Молитва, Таинства Церкви, храм, где сообщество верующих во Христа могут собираться и славить Бога. Как апостолы в своё время были собраны в горнице для Тайной Вечери или в день Пятидесятницы, так и мы призваны собираться в храме. Храм – это не столько молитвенный дом, главное – это Таинство, а молитва уже углубляет и существенно дополняет наше общение с Богом, нашу веру, раскрывает смыслы и символы, наполняет нас. Да, мы не можем ежедневно причащаться, в силу множества причин. Но поучаствовать в молитве, душой «подышать» этим свежим, благодатным воздухом мы призваны, поэтому вопрос “Быть или не быть на Литургии, если я не собираюсь причащаться?” снимается однозначно. Центральный вход в храм. Фото С. Рыжкова      – Долгое время ничего не было известно о существовании Зверинецких пещер. Может быть, Господь показал нам их, когда преемственность была утеряна? Может, Он их нам явил, чтобы утешить? – Особенности подвигов в пещерах – в самих условиях подвига. Это был колоссальный аскетизм, когда ради молитвы во всей полноте человек приходил сюда, в Зверинецкие пещеры. Жить в пещерах — крайне тяжело. Высокая влажность, суставы быстро разрушаются. Необратимые процессы происходят в лёгких, зрение постепенно слабеет— из-за постоянного пребывания в полумраке. Такие вот внешние условия. Возникает вопрос: как же они здесь подвизались? Что-то было внутри них такое, что наполняло затворников преизобильно, что им “компенсировало” физические неудобства, скорби, болезни. Наверняка, не все оставались в пещерах, наверняка, кто-то не выдерживал испытания, переходил в наземный монастырь... В пещерах остаются затворники — люди, для которых это действительно необходимая практика. Сурово, строго, никаких красок, полутьма, полная тишина, полное молчание. Никакого не нужного общения, никаких трудов, которые могли бы отвлечь тебя от главного.

http://pravoslavie.ru/92511.html

В 30-х гг. XX в. Троицкий мон-рь был закрыт, в 1966 г. склеп с мощами И. вскрыт и разграблен, украдена часть мощей (голова). 21 окт. 1966 г. нетленные мощи И. и останки еп. Калужского и Боровского Виталия (Иосифова), находившиеся в отдельном склепе под полом церкви, были перенесены на Зверинецкое кладбище и захоронены в одной могиле. В 1993 г. на территории Троицкой обители был организован скит, в 1996 г.- Ионинский Троицкий монастырь УПЦ Московского Патриархата, которому в 1997 г. переданы Зверинецкие пещеры. 5 окт. 1993 г. мощи И. были перенесены с кладбища в монастырский храм, 14 окт. установлены в склепе. В 1999 г. совершен чин прославления И. в лике святых. Наследие И. составляют рукописи 1888 и 1891 гг., воспоминания, поучения, письма, завещание. В монастырской церкви под стеклом сохраняется кипарисовый гроб, в котором он был похоронен, облачение, кресты - постригальный, вырезанный И. в Белобережской пуст. и параманный, а также палица преподобного. Арх.: ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 836. Д. 330; Оп. 874. Д. 55; Оп. 876. Д. 437; Оп. 1. Д. 511; Ф. 422. Оп. 661. Д. 273; Ф. 922. Оп. 1. Д. 19, 24, 32. Лит.: Киев, его святыни и памятники/Сост.: Н. И. Петров. СПб., 1896; Житие прп. Ионы, Киевского чудотворца. К., 2002; Св.-Троицкий Ионинский мон-рь. К., 2008. Л. П. Рылкова Иконография Большинство изображений И. находится в Ионинском Троицком мон-ре Киева или происходит из него. Известно 3 фотографии И. кон. XIX - нач. XX в. и тоновая литография 1902 г. (мастерская Е. И. Фесенко в Одессе), выполненная, очевидно, с утраченного снимка (все хранятся в Ионинском мон-ре). И., проживший около 100 лет, запечатлен на фотографиях в очень преклонном возрасте. Поскольку он не любил фотографироваться, все снимки сделаны, по-видимому, при случайных обстоятельствах, имена фотографов остались неизвестными (подписи и штампы мастеров на фотокарточках отсутствуют). Прп. Иона Киевский. Икона. Кон. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Прп. Иона Киевский. Икона. Кон. ХХ в. (Ионинский Троицкий мон-рь в Киеве) Характерной особенностью всех фотоснимков и сделанных по ним портретов является то, что И. представлен смотрящим вниз, с полуприкрытыми глазами. На одной из фотографий он стоит возле кельи, одежда соответствует описанию знавших И. монахов: «...старец как летом, так и зимой носил одни и те же сапоги, легкий потертый подрясник и убогую рясу» (Житие прп. Ионы. 2002. С. 73). На нем круглая высокая скуфья, голова опущена и слегка повернута влево, лицо почти полностью скрыто широкой недлинной седой бородой. На поясной фотографии кон. XIX в. И. в подряснике, подпоясанном «вервием», и в высокой скуфье (в мон-ре хранятся 2 экземпляра фотокарточки разного формата).

http://pravenc.ru/text/578266.html

засвидетельствовано лишь настенными граффити на сев. и зап. стенах собора XI в., к-рые лучше всего сохранились (см.: Там же. С. 49-52). Еще в XVIII в. обитель доказывала во всех земельных судебных процессах, что князья Всеволод, Владимир Мономах и Рюрик подарили мон-рю основные земельные владения: Зверинец (весь), оз. Затон, Наводничи (Неводничи) с пристанью и паромной переправой через Днепр, Перепеличью долину и Лыбедское имение. Монастырский архив сохранил документы на земельные владения с нач. XVI в.: Зверинецкие, Лыбедские, Багриновские, Осокорские, Гнилецкие, Свиноедские, Рожновские, Трипольские, а также перевоз через Днепр, из которых известны имена выдубицких игуменов. До 1515 г. К. В. м. возглавлял игум. Евстафий, в 1531-1536 гг.- игум. Иоаким (Сапега), принадлежность к-рого к шляхетскому роду указывает на высокий статус монастыря. С 1531 г. по благословению игум. Иоакима была отстроена деревянная трапезная с храмом, что указывает на материальные возможности обители. Известны имена игуменов Ефрема (Кошеля; 1536-1541), Евфимия (1541 - нач. 50-х гг. XVI в.), Алексия (50-е гг. XVI в.), Дионисия (упом. в 1560), Феофила (1564), Антония (1564-1566), Никона (1567), Григория (Шваба; 1568 - нач. 70-х гг. XVI в.), Сергия (до 1576). В 1576 г. К. В. м. «был впусте», в нем проживал лишь свящ. Сергий Иголниченко (НБУВ ИР. Ф. 194. Ед. 114. Л. 7), причиной чему, очевидно, было татар. опустошение Киевщины 1575 г. С 1577 г. К. В. м. находился в подчинении Киевскому митрополиту и управлялся назначаемыми светскими администраторами (напр., в 1587 - Захарием Философовичем). В 1588 г. в К. В. м. упоминается игум. Серапион, однако, поскольку он «не сидел» в обители, ею управляли митрополичьи урядники. 13 марта 1593 г., при игум. Каллисте, было составлено подробное описание всех владений и имущества (включая отобранные различными лицами). После провозглашения Брестской унии в окт. 1596 г. К. В. м. стал единственным из киевских и окрестных обителей, переведенных в унию. Но в тексте определений антиуниатского православного Собора в Бресте стоит подпись выдубицкого старца Никона (АрхЮЗР.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко) , построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря. 22 октября того же года в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давидовичем Жеваховым , поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Это стало новой страницей в жизни князя, будущего священномученика, который приложил огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению митрополита Киевского Флавиана проведены археологические раскопки с расчисткой части пещер. В Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода. Обнаружен был алтарный синодик с именами игуменов (надпись " игоумени звериньнсьци " – единственное документальное свидетельство о древней обители), а также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Зверинецких святых стали почитать как месточтимых киевских святых. Над новооткрытыми пещерами была построена церковь-скит, куда 23 апреля 1914 года торжественным крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, был перенесён из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные государем императором Николаем II . В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского , подаренная преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной . В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных .

http://drevo-info.ru/articles/15595.html

17 янв. 1886 г. указом Синода игум. Иона был возведен в сан архимандрита и назначен одновременно настоятелем возрождавшегося Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря . К. И. м. был приписан к Межигорской обители, которая в 1894 г. была преобразована в женскую (с отделением от нее К. И. м. со всеми угодьями и капиталами), и передан в ведение киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря ; по настоянию архим. Ионы К. И. м. стал самостоятельным. Но в дек. 1899 г. в связи с преклонным возрастом преподобный был освобожден от управления обителью и поселился в деревянном домике (построен в 1884; снесен в 50-х гг. XX в.). 15 дек. 1901 г. он соборовался и до самой кончины ничего не ел, ежедневно причащался и пил св. воду. Сразу после кончины преподобного настоятель Выдубицкого мон-ря архим. Евлогий отслужил панихиду по старцу. 1 янв. гроб с телом почившего был перенесен в храм Св. Троицы. 12 янв. 1902 г. пребывавший на покое еп. Сильвестр (Малеванский) и ок. 60 клириков в присутствии ок. 30 тыс. паломников совершили отпевание основателя мон-ря. Затем гроб с телом старца трижды обнесли вокруг храма. Он был погребен в склепе под Свято-Троицким собором. В 1899-1902 гг. К. И. м. возглавлял игум. Евгений, в 1902-1911 гг.- архим. Мелхиседек (Стеценко), при к-ром в 1902-1909 гг. производился капитальный ремонт Троицкого храма. В 1911 г. новым настоятелем был назначен иером. (впосл. архимандрит) Иувеналий (Онокало). В 1869 г. в К. И. м. проживало 27 насельников, в т. ч. иеросхимонах и 4 иеромонаха, в 1901 г.- 470 насельников, в 1905 г.- 523 (обитель среди киевских мон-рей занимала 2-е место по числу братии после Киево-Печерской лавры), в 1908 г.- 602, в 1913 г.- 559 насельников, в т. ч. 54 иеромонаха, 27 иеродиаконов, 124 монаха и 354 послушника. К. И. м. являлся единственной муж. общежительной обителью в Киеве. Прп. Иона не позволял принимать братию из др. мон-рей, в К. И. м. поступали только миряне. Ок. 10 пострижеников К. И. м. стали настоятелями др. обителей. Так, настоятелем оренбургского Макариевского Успенского мон-ря был о. Вениамин (Курач), Жаботинского Чубовского во имя прп. Онуфрия Великого мон-ря - о. Евгений (Загородний), строителем Пречистенского скита в мест. Церковщина - о. Мануил (Ковш; в схиме Серафим). Организатором скита на Зверинецких пещерах стал игум. Валентин (Коротенко). Насельники К. И. м. назначались настоятелями оршанского в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря и Неклюдовского Борисоглебского скита Могилёвской губ.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

В 1864 г., вероятно по благословению митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) , кнг. Васильчикова обратилась в Синод с прошением учредить К. И. м. и разрешить ей передать обители дом, находившийся на территории одной из приобретенных усадеб, а также 10 тыс. р. серебром и др. вклады. 19 янв. 1865 г. Синод благословил устроить домовую ц. во имя Св. Троицы и определил «наблюдение за церковью и отправление в ней богослужения поручить духовному отцу… иеромонаху Ионе с представлением для большего ему надзора за церковью… перейти на жительство в дом княгини, а для чтения и пения пригласить по своему усмотрению послушников из Выдубицкого монастыря». В 1865 г. в К. И. м. был выстроен деревянный 2-этажный дом с небольшой домовой ц. во имя Св. Троицы (освящена выдубицким архим. Вениамином (Базилевичем) с 4 иеромонахами и иеродиаконами 4 мая 1865). Иконостас, престол и жертвенник были выполнены в С.-Петербурге из красного кипариса, иконы - в Туле худож. В. В. Чумаковым. Трапезная. Нач. XX в. Фотография. 2013 г. Трапезная. Нач. XX в. Фотография. 2013 г. Указом имп. Александра II от 5-6 апр. 1866 г. К. И. м. был официально учрежден, а 18 апр. того же года иером. Иона определен строителем К. И. м., а также странноприимного дома, больницы и школы-приюта для мальчиков-сирот; в авг. 1872 г. он был возведен в сан игумена. В уставе К. И. м., составленном под рук. игум. Ионы, было прописано участие братии в содержании странноприимного дома, больницы, а также «приюта для сирот и полусирот» (ЦГИАК. Ф. 127. Оп. 761. Д. 181). Поэтому сначала были построены здания приюта, школы и больницы, а затем - кельи для братии. Зверинецкий холм находился на территории Киевской крепости, созданной еще в 1812 г., и все вопросы строительства согласовывались с военным ведомством, а нек-рые строительные проекты требовали разрешения императора. Трудности при основании обители были связаны также с судебным процессом, к-рый в 1867-1868 гг. К. И. м. вел с Выдубицкой обителью за спорный земельный участок чиновницы Андреевой (Там же. Ф. 130. Оп. 1. Д. 1055).

http://pravenc.ru/text/1684567.html

Однако об этом говорит «Хроника из летописцев стародавных» 1672–1673 гг. игумена Михайловского Золотоверхого монастыря Феодосия Софоновича. В ней он фиксирует более древнее народное предание и его богословскую основу. Об источниках рассказа игум. Феодосия и степени его достоверности см. Изложенная им история имеет непосредственное отношение к событию Крещения Руси. Когда князь Владимир повелел сбросить Перуна в Днепр, язычники бежали вслед за идолом и кричали: «Выдыбай, наш господарю боже, выдыбай». Идол прибился к берегу на месте, которое потом было названо Выдубичи. Там христиане пробили идола, привязали к нему камень и утопили. В связи с этим игумен Феодосий пишет: «А в Выдубичах церковь Чуда святого Михаила збудовано также при Владимере, для того, иж як в Хонех святый Михаил чудо учинил, реки неверных погруживши, так тут выдибалого албо выплыненого в болване чорта помогл в водах потопити» . Несмотря на то что в «Хронике» есть явные фактические погрешности, важным является указание на символичность места и роль Архистратига Михаила в борьбе за новопросвещенных киевлян. Примечательно, что Чудо-Михайловский храм на Выдубичах был построен князем Всеволодом не на пустом месте. С другой стороны этого холма уже на рубеже X–XI вв. существовал пещерный монастырь, известный сегодня как Зверинецкий. Он был также посвящен Архистратигу Михаилу. Об этом свидетельствовало граффити в подземной церкви, приведенное А. Д. Эртелем в докладе в 1920 г. Надпись гласила: «Святая обитель чудо-Михайловская благословенная» . Это свидетельствует о том, что уже непосредственно после Крещения во времена князя Владимира данная местность имела особое значение для жителей Киева и связывалась с фигурой Архистратига. Михайловский Златоверхий собор в центре Киева был возведен в 1108–1113 гг. князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом), где он вскоре был похоронен . В посвящении этого собора Архангелу Михаилу, без сомнения, прослеживается личный патронат Архистратига над князем, а также его дружинно-воинское значение.

http://bogoslov.ru/article/6194504

Приходим мы с отцом Герасимом к будущему владыке: «Отец наместник, возьмите его в монастырь, он хороший мастер, все умеет шить!» А я работал тогда в мастерской. Наместник говорит: «Отец Герасим, я знаю, что вы плохого не посоветуете. Ну, Бог благословит!» А у отца Нестора через неделю-две была уже назначена архиерейская хиротония, и надо было готовить облачение. Вот я его и пошил: саккос, омофор, все, что надо. Простенькое такое, не то что в парче, – в нем его и рукоположили. Царствия Небесного владыке! Уже почти полвека, как он упокоился. Нет лучшего жития, чем монашеское Отец Мелетий, казначей, дал денег на дорогу. У меня запаса не было, хватило только в одну сторону приехать. Вернулся я на работу и сказал там, что поеду к себе домой на Волынь. У меня мама тогда болела. Рассчитался, приехал в лавру, и меня здесь очень милостиво приняли. Так я и остался в монастыре. Милость Господня покрывала нас, лаврскую братию, везде. И до сегодня радоваться и не нарадоваться тем, что Господь хранит нас. Нет лучшего жития, чем монашеское. Моего друга Николая Господь вскоре тоже в лавру привел. И мы были здесь вместе до закрытия в 1961-ом. Игумен Никон (Николай Илларионович Гаркушенко, 1915–1986 гг.) стал моим духовником после отца Герасима. Он потом и маму свою сюда забрал. После закрытия монастыря они жили под Киевом, в Ирпене, в хате, которую он мне завещал. Но она мне была не нужна, и я это наследство отдал тому, кто в нем нуждался. Отец Никон похоронен на Зверинецком кладбище на Печерске. Такой была братия лавры в конце 1950-х годов. Отец Авраамий – третий слева В начале 1950-х братии в монастыре было около ста человек. Сюда после открытия обители, в военные годы, пришли монахи из Ионинского и других окрестных монастырей. Все сошлись в лавру, потому что другие монастыри советская власть не позволила открыть. В послевоенные годы здесь были сильные старцы, к которым тянулись люди. Я еще застал ныне прославленного отца Кукшу (Величко), большого угодника Божиего, известного духовника. Его позже перевели в Почаев. Но старец приезжал сюда, в лавру, к преподобным, проведывал. А последние годы он жил в Одессе, в Успенском монастыре, где и был похоронен.

http://pravoslavie.ru/113684.html

Интерьер храма Рождества Богородицы. Фотография. 2013 г. В 1988 г. Киевский горисполком принял решение о передаче Зверинецких пещер Музею истории Киева с целью их расчистки, исследования и музеефикации. С 1990 г. (в течение 3 сезонов) сотрудники отдела «Киев подземный» Музея истории Киева проводили археологические раскопки одновременно с ремонтно-реставрационными работами. По свидетельству Е. А. Воронцовой, в начале раскопок «70% ходов были завалены грунтом. Пришлось, по сути, открывать их для науки заново». Исследователи зафиксировали в пещерах 58 погребальных ниш, 7 крипт и церковь. Среди находок, обнаруженных при раскопках,- фрагменты керамической посуды (венчики, стенки, донышки) и кожаных изделий, серебряная монета 1893 г., медные монеты кон. XIX - нач. ХХ в., остатки дерева, изделия из металла (материалы датируются древнерус. и позднесредневек. периодами - XII-XV, XVII, а также XIX-XX вв.). Особое внимание уделялось настенным граффити (надписям, рисункам) как материалу, содержащему информацию, важную для определения времени существования пещерного комплекса. Было выявлено 7 надписей (3 из них ранее неизвестные), 6 изображений крестов, сложное (геральдическое) изображение и следы практически стертых надписей. Все они сконцентрированы на т. н. Алтарной улице, в районе пещерной церкви. Надписи с именем игум. Климента, опубликованные Каманиным, скорее всего датируются XII-XIV вв. ( Воронцова. 2010. С. 37-38). Разнообразный археологический материал, полученный во время раскопок, был тщательно изучен, что позволило назвать пещерный комплекс на Зверинце монастырским кладбищем XII-XVII вв., принадлежащим Зверинецкой обители. О ее существовании свидетельствуют надписи на стенах пещер, среди которых и синодик зверинецких игуменов. В состав исследовательской группы вошли студенты Национального медицинского ун-та им. А. А. Богомольца Р. Л. Новакович, С. В. Дудник, В. В. Столяров, которые работали под рук. профессора кафедры рентгенорадиологии НМУ Т. В. Топчий. Объектом исследований стали 1721 целая кость и ок. 5 тыс. плохо сохранившихся костных фрагментов. Согласно подсчетам, в пещерах было похоронено ок. 200 чел. Из них 145 взрослых (в т. ч. 5 женщин) и 53 ребенка в возрасте до 15 лет. Средний возраст похороненных 45-55 лет. Средний рост мужчин 166,3 см.

http://pravenc.ru/text/1684563.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010