Воронежская епархия объявила о намерении получить мощи архиепископа Петра (Зверева) Воронеж, 27 марта 2009 г. На мартовском заседании епархиального совета Воронежской епархии был рассмотрен вопрос о подготовке епархии к отмечаемым в 2009 г. 80-летию кончины воронежского архиерея свт. Петра (Зверева) и 10-летию обретения мощей священномученика. Решением Воронежского епархиального совета сформирована епархиальная рабочая группа, которая совершит паломничество в Соловецкий монастырь, сообщает Благовест-инфо . Данная группа также наделена полномочиями подготовить проект ходатайства к Патриарху Московскому и всея Руси о передаче Воронежской епархии мощей или их части - десницы свт. Петра. Епископ Пётр (1878-1929) был назначен местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) викарным епископом в Воронеж в июне 1925 года. После кончины в начале 1926 года престарелого воронежского митрополита Владимира (Шимкевича) верующие избрали викарного епископа Петра на вдовствующую воронежскую кафедру. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский; будущий Патриарх) признал выбор церковного народа, произведя назначение еп. Петра (Зверева) на воронежскую кафедру. Митрополит Сергий возвёл нового главу Воронежской епархии в архиепископский сан. Во время служения архиепископа Петра на воронежской кафедре (с января по ноябрь 1926 г.) началось возвращение в лоно канонической Церкви тех священнослужителей и приходов, которые при участии ГПУ и светской власти ранее ушли в обновленческий раскол. Известно, например, что архиепископ Пётр в Воронеже сначала служил в Троицкой церкви на Терновой поляне и в Преображенской церкви Покровского женского монастыря, поскольку большинство городских храмов принадлежало обновленцам. Преображенская церковь Покровского монастыря, расположенная в историческом центре Воронежа, сохранилась до наших дней, хотя и используется в качестве жилого многоквартирного дома. Два десятилетия назад городские власти обещали расселить его жильцов, однако проблема не решена и по сей день. Кроме храма из строений б.монастыря сохранились кельи, в которых также продолжают жить люди.

http://pravoslavie.ru/29802.html

Отдельные случаи арестов также имели место. Примером такого ареста является дело священника храмов Лавры Петра Ивановича Шибакина. Он после службы в царской армии окончил в марте 1920 г. Петроградское Богословско-пастырское училище и был рукоположен митрополитом Вениамином в Лавре 17 мая 1920 г. во диакона, а в ноябре того же года – во священника. Дело отца Петра интересно тем, что позволило установить неизвестный ранее факт биографии одного из самых почитаемых верующими священномученика – архиепископа Воронежского Петра (в миру Василия Константиновича Зверева, 1878–1929). Владыка с весны 1927 г. находился в заключении в страшном Соловецком лагере, одно время был там старшим архиереем и скончался на Соловках. В августе 2000 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил его в лике святых. Хорошо известно, что архиепископ Петр управлял Московской и Воронежской епархиями, но оказалось, что он непосредственным образом причастен и к Петербургской. В 1919–1921 гг. владыка служил епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, и являлся настоятелем Феодоровского Городецкого монастыря. В конце октября – начале ноября 1920 г. он на 5 дней приезжал в Петроград для освящения придела собора Феодоровской иконы Божией Матери на Полтавской ул., при котором существовало подворье Городецкого монастыря. 29 октября епископ Петр служил вместе с Петроградским митрополитом Вениамином в Иоанновском монастыре, а 31 октября освятил придел в соборе. В этот день в проповеди владыка рассказал верующим о чуде, произошедшем 12 июля 1920 г. в г. Арзамасе, когда над местным храмом в небе во время службы было видение белого креста из облаков, а на нем распятого Иисуса Христа в терновом венце. Видение продолжалось 15-20 минут, причем очевидцы наблюдали даже капли крови на ранах Спасителя. На проповеди епископа и присутствовал священник Петр Шибакин (в дальнейшем принявший монашеский постриг с именем Иона и расстрелянный в 1937 г. в сане архимандрита). В конце декабря 1920 г. он поехал в Вязьму, где остановился у своего хорошего знакомого – послушника Предтеченского монастыря Федора Семенова. 7-8 января о. Петр служил в Екатерининской церкви Вязьмы, рассказал в проповеди об Арзамасском чуде и 12 января был арестован по доносу ЧК вместе с Семеновым. Последнего вскоре отпустили, а о. Петра 5 февраля перевезли в Смоленскую тюрьму, 22 апреля его дело переслали в Петроград. Местные чекисты, установив, что сведения о чуде стали известны в городе от епископа Петра (Зверева), потребовали от Нижегородского ЧК его ареста и доставки в Петроград. Владыка был схвачен 23 мая 1921 г. на подворье Феодоровского монастыря в Нижнем Новгороде по обвинению в «распространении непроверенных слухов религиозного характера». Его сразу же отправили в Москву и заключили в Бутырскую тюрьму.

http://bogoslov.ru/article/3119298

священника Леонтия Клименко (1887-1920) и с ним 5-и мучеников священника Николая Амасийского (1889-1938) священника Николая Беневольского (1877-1941) священника Николая Ковалева (1884-1937) священника Николая Фигурова (1886-1937) священника Павла Гайдая (1896-1937) священника Парфения Красивского (1859-1919) священника Петра Кондарова (1870-1937) священника Петра Кравца (1885-1937) священника Петра Новосельского (1883-1937) священника Петра Покровского (1872-1937) священника Романа Марченко († 1929) священника Симеона Афонькина (1870-1937) священника Симеона Кривошеева (1878-1937) священника Стефана Костогрыза (1887-1937) священника Стефана Крейдича (1874-1937) священника Стефана Ярошевича (1883-1937) священника Феодота Шатохина (1888-1937) иеромонаха Мелетия († 1918) иеромонаха Пахомия (Ионова; 1883-1937) протодиакона Матфея Казарина (1886-1942) протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937) диакона Григория Долинина (1875-1937) диакона Константина Зверева (1881-1920) диакона Михаила Исаева (1875-1937) диакона Петра Сорокина (1885-1953) диакона Стефана Пономарева (1880-1933) монахини Агафии (Крапивниковой; 1890-1937) монахини Евдокии (Андриановой; 1886-1942) монахини Ксении (Черлиной-Браиловской; 1881-1937) монахини Маргариты (Закачуриной; 1883-1937) монахини Марии (Портновой; 1888-1937) монахини Пелагии (Жидко; 1897-1944) монахини Тамары (Проворкиной; 1879-1937) монахини Февронии (Ишиной; † 1937) Агриппины Киселевой (1903-1942) Акилины Дубовской (1892-1942) Александра Лебедева (1874-1937) Александры Смоляковой (1880-1942) Анатолия Рождественского (1891-1921) Анны Боровской (1907-1942) Анны Водолановой(1890-1942) Анны Поповой(1898-1942) Валентина Корниенко (1873-1937) Варвары Деревягиной (1912-1942) Василия Кондратьева (1887-1937) Владимира Правдолюбова (1888-1937) Георгия Юренева (1887-1937) Димитрия Морозова (1875-1937) Домны Васильковой (1887-1942) Евдокии Гусевой (1912-1942) Евдокии Назиной (1902-1942) Евфросинии Денисовой (1906-1942) Евфросинии Джуринской (1888-1920)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Один из священников пошел к начальнику 6-го отделения просить разрешения устроить торжественные похороны почившему и поставить на могиле крест. До этого из кремля прислали мантию и малый омофор. В мастерской хозяйственной части заказали сделать гроб и крест. Разрешение на участие в похоронах получили три священника и двое мирян… Отпевание владыки было совершено в канцелярии хозяйственной части, а затем гроб и крест отвезли на Голгофу. Четыре человека копали в это время отдельную могилу напротив алтаря Воскресенского храма. На отпевание собралось около двадцати человек. После отпевания останки священномученика опустили в могилу, поставили на ней крест и сделали надпись. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света и в нем явился владыка и благословил их. 9 июня 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей священномученика Петра. После продолжавшихся в течение трех дней работ 17 июня 1999 года мощи священномученика Петра были обретены и ныне находятся в Спасо-Преображенском Соловецком. Ставропигиальном мужском монастыре. Освященный Архиерейский Собор 13–20 августа 2000 года канонизировал священномученика Петра (Зверева) в лике святых Русской Православной Церкви. Память священномученика архиепископа Петра (Зверева) совершается в день его кончины 25 января/7 февраля, в день обретения мощей 4/17 июня, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских. (по книге игумена Дамаскина (Орловского) «Житие священномученника Петра (Зверева), архиепископа Воронежского (1878–1929 гг.)») Молитва О досточудне Петре, священномучениче славный, умоли Творца всяческих даровати нам силу и крепость, не устрашившеся страха лукаваго, исповедати твердо Христа, да Его милосердием части злых избавимся в день страшный воздаяния и в радость вечную вселимся, славя о всем Вседержителя Бога и твое благодатное предстательство во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монахиня Арсения спросила: – Почему вы расписываетесь? На молитве ведь не расписываются? Они ответили: – Если время переменится, будут обретены мощи владыки, будет известно, кто его хоронил. Около могилы собралось около двадцати человек. После панихиды, кто хотел, произнес слово, затем опустили тело священномученика в могилу, поставили на ней крест и сделали надпись. Один из хоронивших архиепископа священников рассказывал впоследствии, что, когда зарыли могилу, над ней стал виден столп света и в нем явился владыка и всех благословил. Весной 1929 года по распоряжению лагерного начальства все кресты на Соловецких кладбищах были сняты и обращены в дрова. Мощи священномученика Петра были обретены 17 июня 1999 года и находятся ныне в храме священномученика Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Источники Православный собеседник. Казань. 1900. Январь-апрель. Часть 1 Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1901–1902 уч. г. Казань, 1902. С. 22, 53, 143 Новгородские епархиальные ведомости. 1908. 7. С. 196 Церковные ведомости. СПб., 1909. 28. С. 284; 1916. 45. С. 401 Тульские епархиальные ведомости. 1910. 32. С. 378, 570; 42. С. 753–756; 43–44. С. 775–776; 45. С. 836–837. 1913. 15–16. С. 308–310; 22. С. 416417. 1915. 8–9. С. 130. Газ. «Воронежская коммуна». 1926. Протопресвитер М. Польский . Новые мученики Российские. Т. 2. Джорданвилл, 1957. С. 56–66 Троицкое слово. ТСЛ, 1990. 6. С. 13, 20–22 Архимандрит Феодосий (Алмазов). Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М., 1997 Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Книга 4. Тверь, 2000. С. 28–80 Священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский. Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям. Тверь, 2004 РГИА. Ф. 796, оп. 439, д. 726. Ф. 797, оп. 77, д. 46 ГАНО. Ф. 1016, оп. 1, д. 59 УФСБ России по Тверской обл. Д. 7564-С УФСБ России по Воронежской обл. Д. П-19568 Читать далее Источник: Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям/Смч. Петр (Зверев; 1878-1929), архиеп. Воронежский. - Тверь : Булат, 2004. - с. : ил., портр. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви)./Житие Смч. Петра (Зверева). 6-106 с. ISBN 5-902112-25-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/sv...

Петр (Зверев ; 18 февраля 1876 г. – 25 января 1929 г.), сщмч., архиепископ. В 1899 г. после окончания 2 курсов на историко-филологическом факультете Московского университета поступил в Казанскую Духовную академию, во время обучения в которой в 1900 г. он принял монашеский постриг, в том же году был рукоположен во диакона, затем во иерея. 3 июня 1909 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Белеве Тульской губернии, в следующем году возведен в сан архимандрита. Монастырь находился недалеко от Оптиной пустыни, со старцами которой о. Петр поддерживал духовную связь, почитал дивеевскую блаженную Прасковью Ивановну (Пашу Саровскую; † 1915 г.), любившую будущего архиерея-священномученика. В 1917 г. архимандрит Петр был переведен настоятелем в тверской Троице-Желтиков монастырь, в 1918 г. арестован как заложник, вскоре освобожден. 15 февраля 1919 г. в Москве он был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, переехал в Нижний Новгород, жил в Печерском Вознесенском монастыре. В мае 1921 г. он был арестован, помещен в московскую Бутырскую, затем в Таганскую тюрьму, затем переведен в Петроград, в апреле 1922 г. освобожден и назначен епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Активно противодействовал распространению в Тверской епархии обнов­ленчества, что стало причиной ареста архиерея в ноябре 1922 г., в 1923 г. приговорен к ссылке, которую отбывал в поселке Перовск (ныне г. Кзыл-Орда, Казахстан), освобожден в конце 1924 г. После возвращения в Россию епископ Петр в 1924 г. был назначен временно управляющим Московской епархией, в середине 1925 г. направлен в Воронеж, в январе 1926 г. назначен правящим Воронежским архиереем с возведением в сан архиепископа. В ноябре 1926 г. архиерей был вновь арестован, находился в заключении в московских тюрьмах, в 1927 г. отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, в октябре следующего года переведен в отделение лагеря на Анзерском острове, где скончался от тифа. 9 июня 1999 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил провести работы по определению места захоронения и обретению мощей сщмч. Петра. После продолжавшихся в течение трех дней работ 17 июня 1999 г. мощи были обретены и ныне находятся в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре. Архиерейский Собор Русской Церкви 13–20 августа 2000 г. причислил архиепископа Петра к лику святых (см. подробное жизнеописание архиепископа Петра: Дамаскин (Орловский), игум. Житие священномученика Петра (Зверева ; 1878–1929), архиепископа Воронежского. Тверь, 2001).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Zverev/vo...

На них, в частности, изображены полнофигурная сцена Благовещения в верхнем регистре, а в нижнем - сгруппированные попарно живописные фигуры святых евангелистов. Низкие своды нижнего храма позволили разместить под ними лишь двухъярусный иконостас, однако и он выглядит весьма нарядно и красочно, в особенности, когда омывается лучами дневного солнца. Зал нижнего этажа довольно просторен, цветовая гамма его интерьеров решена в светлых и нежных пастельных тонах, стеновые фрески присутствуют только на потолке. Регулярные богослужения в нижнем храме начались в апреле 2004 года, на престольный праздник церкви, после совершения Божественной литургии. А на исходе 2009-го из Покровского собора Воронежа в Благовещенский кафедральный собор были торжественно перенесены мощи святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Для них уральские мастера изготовили богатую раку из малахита, куда и поместили святыни. Наряду с ними в соборе ныне пребывают частицы мощей святителя Тихона Задонского, а также мощи священномученика Петра (Зверева)(1878-1929), архиепископа Воронежского, отбывавшего заключение на суровых Соловецких островах. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2020 Комментарии и обсуждение Повешен архиепископ Тихон на царских вратах или нет - это еще бабушка надвое сказала. Протопресвитер М. Польской записал предание об этом Бог весть от кого и за тысячи верст от Воронежа, тогда как Сергий (Петров; 1924 - 1990), будущий митрополит Одесский, собирал сведения о кончине архиепископа на месте его служения и даже разыскал его келейника. В своей машинописной монографии " История Воронежской епархии " владыка Сергий со слов келейника архиепископа Тихона пишет, что тот спокойно почил о Господе, заболев тифом ( ). Ошибка протопресвитера Польского представляется гораздо более вероятной, чем сознательное лжесвидетельство бывшего келейника архиепископа Тихона, ставшего в середине ХХ века протоиереем Московской патриархии.  19 мая 2013. Завершаются работы по возрождению главного собора Воронежской епархии. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и губернатор Воронежской области Алексей Васильевич Гордеев осмотрели эскизы настенной росписи для Благовещенского кафедрального собора и выслушали рассказ иконописцев, уже готовых приступить к работе. (Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at37156 ) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Петра, архиепископа Воронежскаго (Зверева, 18781929) Тихона, архиепископа Воронежскаго (Никанорова, 1855 †1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова, 1865 †1932) архимандрита Иннокентия (Беда, 1881 †1928) архимандрита Тихона (Кречкова, 1862 †1930) протоиерея Александра (Архангельского, 1874 † 1930) священника Георгия (Никитина, †1930) священника Иоанна (Стеблин-Каменского, 1887 † 1930) священника Сергия (Гортинского, 1889 †1930) священника Феодора (Яковлева, 1897 †1930) иеромонаха Георгия (Пожарова, †1930) иеромонаха Космы (Вязникова, †1930) Ефима (Гребенщикова, †1930) Петра (Вязникова, †1930) И святых новомучеников и исповедников: Виктора, епископа Глазовскаго (Островидова, 1875 † 1934), Вятскаго иеросхимонаха Иоанна (Кевролетина; 1875 †1961), Екатеринбургскаго И святых новомучеников и исповедников Ивановских: Августина, архиепископа Калужскаго (Беляева, 1886 † 1937) Василия, епископа Кинешемскаго (Преображенского, 1876 †1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева, 1873 †1937) архимандрита Леонтия (Стасевича, 1884 †1972) протоиерея Иоанна (Доброхотова, 1870 †1938) протоиерея Иоанна (Сперанского, 1864 †1937) протоиерея Николая (Бухарина, 1871 †1938) протоиерея Павла (Светозарова, 1866 †1922) протоиерея Феодора (Лебедева, 1875 †1937) священника Григория (Аверина, 1889 †1937) священника Евфимия (Тихонравова, 1881 †1938) священника Иакова (Зяблицкого, 1878 †1938) священника Иоанна (Румянцева, 1889 ††) священника Иоанна (Коржавина, 1866 †1938) священника Иоанна (Рождественского, 1872 † 1922) священника Иоанна (Розанова, 1873 †1938) священника Иоанна (Успенского, 1870 †1938) священника Константина (Разумова, 1869 ††) священника Леонида (Виноградова, 1897 †1941) священника Петра (Зяблицкого, 1873 †1938) священника Стефана (Преображенского, 1860 † 1938) иеромонаха Нифонта (Выблова, 1882 †1931) игумении Арсении (Добронравовой, 1879 †1939) диакона Бориса (Семенова, 1900 ††) Елисаветы (Румянцевой) Максима (Румянцева, †1928) Михаила (Арефьева, 1865 †1937) Николая (Малкова, †1922) Николая (Смирнова, 1886 ††)

http://pravoslavie.ru/2368.html

блаженной Матроны Анемнясевской (Беляковой, 1864-1936, память 16/29 июля, исповедница) в Тверской епархии: архимандрита Сергия (Сребрянского, 1870 – 1948, память 23 марта/5 апреля, преподобноисповедник) протоиерея Феодора Колерова (1882-1929, память 16/29 ноября, священномученик) и иже с ним убиенных Ананию Бойкова и Михаила Болдакова (мученики) протоиерея Владимира Мощанского (1866-1938, память 25 августа/7 сентября, священномученик) протоиерея Илии Громогласова (1869-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Алексия Бенеманского (1881-1937, память 22 ноября/5 декабря, священномученик) протоиерея Дмитрия Беневоленского (1883-1937, память 14/27 ноября, священномученик) протоиерея Григория Раевского (1888-1937, память 16/29 сентября, священномученик) протоиерея Николая Дмитрова (1878-1938, память 23 февраля/8 марта, священномученик) в Уфимской епархии: епископа Уфимского Симона (Шлеева, 1873-1921, память 5/18 августа, священномученик) протоиерея Евграфа Еварестова (1857-1919, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Аверкия Северовостокова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского († 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, † 1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви митрополита Одесского Анатолия (Грисюка, 1880-1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка, 1885-1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851-1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872-1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877-1937, память 10/23 ноября, священномученик)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI Содержание Предисловие От издателей Конец 1877 г. 1878 весь и начало 1879-го года Июль 1877 года Август 1877 года Сентябрь 1877 года Октябрь 1877 года Ноябрь 1877 года Декабрь 1877 года Январь 1878 года Февраль 1878 года Март 1878 года Апрель 1878 года Май 1878 года Июнь 1878 года Июль 1878 года Август 1878 года Сентябрь 1878 года Октябрь 1878 года Ноябрь 1878 года Декабрь 1878 года Январь 1879 года     Предисловие Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829–1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1894–1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни правеедника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью. Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010