Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Глава пятая. Состав царских библиотек в ΧVΙΙ веке. Что было в библиотеке царя Ивана IV? Судьба царских библиотек Разобранными сейчас свидетельствами и ограничивается все то, что обыкновенно приводится, когда речь заходит о царской библиотеке XVI в. и ее составе, в доказательство нахождения в ней громадного количества иноязычных рукописей. Выше уже было показано, что так называемое «свидетельство» Максима грека ему не принадлежит и что оно появилось только в XVII в.; приведены были также соображения, заставляющие не доверять свидетельствам иностранцев: хронике Ниенштедта и списку проф. Дабелова и разъяснены были показания Паисия Лигарида, записи в минеи, отмеченной Строевым, и Степенной книги. В виду такого качества настоящих доказательств существующее доселе в нашей литературе мнение о великом множестве в царской библиотеке XVI в. иноязычных рукописей, которое, если бы было открыто, «возобновило бы времена Петрарки, Медичи и пр.», нельзя не признать ничем не доказанным. Отвергая достоверность всех этих показаний в пользу существования в XVI в. особой царской библиотеки, состоявшей из громадного количества иноязычных рукописей, – я в то же время не отрицаю ни самого факта существования в XVI веке у московских государей книжного собрания в том или другом размере, ни возможности нахождения в нем нескольких, немногочисленных, иноязычных рукописей и книг. До нас дошли положительныя известия о существовании особых библиотек у Московских царей XVII века, дошли даже перечни бывших как у них, так и у их детей книг 483 . У первого царя из дома Романовых – Михаила Федоровича документы указывают очень немного книг. Так в числе царской казны, находившейся в 1634 году на Казенном дворе, были только две минеи четий за январь и февраль, 5 книг «осьмочастных знаменных в лицах» и книга, содержавшая чин православия в 1-ую неделю Вел. Поста 484 . В царской казне, бывшей в это же время (в 7142 г.) в Мастерской палате, встречаем еще несколько книг печатных и рукописных. Печатные были: потребник (апостол), апокалипсис, устав и «книга исповеданию» или по другой записи «избрание епискупье»; из рукописей были: книга об избрании на царство Михаила Федоровича, измарагд, «празнество пречистыя Богородицы чудотворному образу Казанскому», об осаде Троице-Сергиевой лавры, «празнество муч. Ирине», святцы и «книга Аристотелева в полдесть» (печатная?). Через восемь лет в 1642 (7150) году здесь же кроме перечисленных книг и рукописей встречаем еще несколько: рукописи: евангелие напрестольное, псалтырь, правила (в 1649г. царем Алексеем Михаиловичем пожертвованы были в Саввин Звенигородский монастырь), «мелких 6 книжек да в полдесть 7 книг, да дестовых 4 книги» 485 . Точно также мало встречаем книг и в казнах детей царя Михаила Феодоровича: у царевича Ивана Михаиловича, по описи 7150 г. принадлежавшей ему казны, были только стоглав и «азбука велика на столбцах»; у царевны Ирины Михаиловны около того же года в казне были только 5 псалтырей и 2 часовника 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Дух и ум против плоти Слово в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, в день памяти преподобного Саввы Сторожевского Иеромонах Ириней (Пиковский) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшний воскресный день мы совершаем память преподобного Саввы Сторожевского, прославившегося среди людей как усердный монах и рассудительный духовник. Где был рожден святой Савва и кто были его родители – неизвестно. Все дошедшие до нас сведения повествуют только о его монашеском житии. Известно, что б о льшую часть жизни святой Савва прожил под водительством Сергия Радонежского в Свято-Троицком монастыре. Со временем он был избран духовником братии, включая самого Сергия, а после кончины преподобного Сергия († 1392) некоторое время возглавлял его обитель, пока избранный в игумены Никон пребывал в затворе. Будучи монахом, святой Савва любил уединение и избегал праздных бесед. Он много трудился. И хотя для окружающих казался человеком простоватым, на деле разумом духовным превосходил многих, считающих себя мудрецами. Как повествует житие, «всякое о Христе благое изволение от святого этого старца исходило. Прежде всех входил в церковь и последним уходил, со страхом Божиим стоял, выполняя правило пения, и такое умиление было у него, что он не мог удерживаться от великого плача и рыдания во время божественной службы» . Святой Савва был духовным отцом вдовы князя Дмитрия Донского – Евдокии (в монашестве Евфросинии, основательницы московского Сретенского монастыря) и их третьего сына – Юрия Дмитриевича. Юрий и уговорил Савву перейти на жительство в Дмитровские земли и поселиться на месте, называемом Сторожи, что близ Звенигорода. По летописям, около 1395 года преподобный Савва благословил князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, который завершился полной победой и взятием 14 городов, включая Великий Булгар, Джуке-Тау и Казань. Сразу после похода появились средства на грандиозное строительство, которое было произведено в Звенигороде с 1396 по 1405 годы. Из камня были возведены храмы: Успения на Городке в Звенигородском Кремле, затем Троицкий собор в монастыре преподобного Сергия и наконец храм Рождества Богородицы в монастыре Саввино-Сторожевском. В росписях этих древнейших каменных храмов Московского региона участвовал преподобный Андрей Рублёв. По благословению святого Саввы он написал иконы для иконостаса, которые известны сейчас как «Звенигородский чин», поражающий своей строгостью и светлостью образов. Иконы Рублева «Святая Троица», «Спас в силах», «Апостол Павел» отрывают внимание человека от земного и возводят «гор е » – к небесному.

http://pravoslavie.ru/58171.html

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андрей – монашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Сергий (Ларин Сергей Иванович), архп. Ярославский и Ростовский PoдuлcяII марта 1908 года в С.-Петербурге. С 1915 года обучался в 5-й Петроградской гимназии, которую окончил как 37-ю Советскую школу II-й ступени в 1925 году. В 1925 году уклонился в обновленческий раскол. С 1925 года – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального собора в Ленинграде. В 1926 году рукоположен в сан диакона. В 1930 году рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В 1930 году окончил Ленинградский Высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. В 1933 году, разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский монастырь Ленинградской области. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. В 1934 году – настоятель Петропавловской церкви на Волковстрое, Ленинградской обл. единоверческой (обновленч. юрисдикции). В 1935 году исполнял обязанности настоятеля Пантелеймоновской церкви г. Ленинграда. В 1937 году перемещен в Москву, в церковь св. Пимена. В конце 1938 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. II октября 1941 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Звенигородского, второго викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх-митрополит Александр (Введенский), митр. Виталий (Введенский) и др. С 8 мая 1942 года исполнял обязанности председателя Москов. Епарх. Управления, а затем управляющий Московской епархией. С 5 мая 1943 года – епископ Ташкентский и Самаркандский. 27 декабря 1943 года, после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе, принес покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. С марта 1944 года – третий священник Ильинской церкви г. Загорска, Московской области. 15 августа 1944 года хиротонисан во епископа Кировоградского вик. Одесской епархии. Хиротония совершена в Киеве митрополитом Киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Исследователи сомневаются, что автор икон Звенигородского чина – Андрей Рублев 26 июня, 2017. Новостная служба Авторы трех икон Звенигородского чина и знаменитой «Троицы» – разные 26 июня. ПРАВМИР. Научные исследования приблизились к доказательству, что авторы трех икон Звенигородского чина и знаменитой «Троицы», которую, вероятнее всего, написал Андрей Рублев – разные. Об этом сегодня сообщили в Государственной Третьяковской галерее журналистам. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова пояснила, что работы велись с помощью всех возможных современных способов исследования древнерусской живописи. По ее словам, в связи с новыми открытиями в галерее намерены переиздать каталог древнерусской живописи из собрания музея 1995 года, поскольку с тех пор наука ушла далеко вперед. Трегулова пообещала, что исследования будут продолжаться. Представленные сегодня результаты – это лишь этап в сложной многоступенчатой работе, которую проводит музей, добавила директор. Исследования, о которых идет речь, проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации. Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Пантократора, архангела Михаила и апостола Павла был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Как сообщается во многих источниках, иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков. Но это тоже недоказанная легенда. Был ли дровяной сарай или не было – документально не подтверждено. Точно известно только, что иконы нашли в 1918 году в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которая собирала (спасала) иконы по всей стране. И то, что эти иконы не использовались в богослужебных целях. Иконы – часть сохранившегося Деисуса, так что изначально их было семь или девять. После реставрации икон художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских заявил: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»

http://pravmir.ru/restavratoryi-ustanovi...

Палладий (Добронравов Николай), еп. Сарапульский и Елабужский Родился 18 ноября 1865 года в семье коллежского советника Могилевской губернии. В 1887 году по окончании Московской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1888 году пострижен в монашество и 25 декабря рукоположен во иеродиакона. 15 апреля 1890 года рукоположен во иеромонаха. В 1891году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Коломенского духовного училища, а 2 октября того же года – смотрителем Звенигородского духовного училища. С 1892 года – преподаватель Вологодской духовной семинарии. С 1894 года – преподаватель Могилевской духовной семинарии. С 1896 года – преподаватель Тульской духовной семинарии. В 1897 году возведен в сан архимандрита и назначен наблюдателем миссионерских курсов при Казанской духовной академии. В 1899 году удостоен степени магистра богословия и определен ректором Литовской духовной семинарии. С 1901г. – синодальный ризничий. 6 декабря 1903 года хиротонисан во епископа Вольского. Хиротония состоялась в Саратове в Крестовой Церкви. Чин хиротонии совершали: епископ Саратовский Гермоген, епископ Тамбовский Иннокентий и другие. С 28 ноября 1908 года – епископ Пермский и Соликамский. В 1910 году участник в Предсъездной Комиссии Казанского Миссионерского съезда. С 30 июля 1914 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 1918 года – епископ Сарапульский и Елабужский. В 1919 году уволен на покой, согласно прошению. Жил в Москве и состоял настоятелем Новоспасского монастыря. Скончался в 1922 году. Духовный писатель. Труды: «Св. Пахомий Великий и первое иноческое общежитие”. (Магистерская диссертация). «Поучение на всенощном бдении на день Бесплотных сил Небесных”. «Рус.Инок» 1911, вып.5, стр.37–40. «Проповеди Преосв.Палладия, епископа Пермского и Соликамского». Вып.1 и II-й, Пермь, 1912. «Отзыв о проповедях см. «Приб. к «ЦВ» 1912, 41, стр.1670. «Речь к учащемуся духовному юношеству». «Приб. к «ЦВ» 1914, 23, стр.1019. «Отзыв о введении казенной продажи питей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Патриарший наместник Московской епархии освятил Казанский храм в подмосковном селе Бушарино 25 ноября 2019 г. 13:35 24 ноября 2019 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери села Бушарино (Одинцовский городской округ, Московская область) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный Звенигородского округа протоиерей Николай Курдов, благочинный Одинцовского округа священник Игорь Нагайцев, благочинный Красногорского округа иеромонах Николай (Летуновский), настоятель Казанского храма священник Михаил Федоров, заведующий канцелярией Московского епархиального управления иеромонах Сергий (Александров), клирики Одинцовского благочиния. В храме присутствовали первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О. Ставицкий с супругой Л.Ю. Ставицкой, заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» И.Н. Харченко, председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, заместитель председателя Правительства Московской области И.Б. Тресков, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюков, заместитель главы города Краснодара В.Л. Ставицкий, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, президент Ассоциации финансово-промышленных групп РФ О.Н. Сосковец, президент группы компаний «Crocus Group» А.И. Агаларов, почетный президент Олимпийского комитета России Л.В. Тягачев, Герой России генерал-полковник В.А. Шаманов, А.В. Горностаев. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Георгиевского собора г. Одинцово. По окончании Литургии Л.О. Ставицкий поздравил верующих с освящением храма и преподнес в дар архиерею картину XIX века с изображением Новодевичьего монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5537133.ht...

служение Святейшего Патриарха Кирилла ЦВ 8 (453) апрель 2011 /  3 мая 2011 г. 13:55 Служение Патриарха Кирилла с 7 апреля по 17 апреля 7 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен перед мощами святителя Тихона в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы. В храме присутствовали представители казачьих войск. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал наместник монастыря, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, епископ Ставропольский и Невиномысский Кирилл, рассказавший о ходе реставрационных работ, в том числе о состоявшемся недавно открытии иконостаса Большого собора. Святейший Патриарх в сопровождении наместника обители осмотрел Малый собор Донского монастыря, открытый накануне начала Великого поста после масштабной реставрации. 8 апреля, накануне праздника Похвалы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове. По окончании утрени Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 10 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. На малом входе Предстоятель возвел игумена Николая (Чашина), избранного епископом Звенигородским, в сан архимандрита. За усердное служение Церкви Божией и пастырское попечительство Святейший Патриарх Кирилл удостоил к празднику Святой Пасхи ряд клириков города Москвы права ношения палицы. Предстоятель Русской Церкви также поздравил архиепископа Клинского Лонгина с 65-летием и архиепископа Хабаровского и Приамурского Игнатия с 55-летием со дня рождения, вручил юбилярам панагии и патриаршие поздравительные адреса. 14 апреля в Красном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое заседание Высшего церковного совета Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

«Меня не убедили исследования Третьяковской галереи» Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу «Звенигородского чина» 30 июня, 2017 Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу «Звенигородского чина» Результаты исследований ученых Третьяковской галереи относительно авторства икон «Звенигородского чина» комментируют историк искусства и священники-иконописцы. Нужно признать авторитетность исследований Третьяковской галереи Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: — Я  вполне доверяю ученым, которые проводили исследования. Тем более, это не первая экспертиза. Так, несколько лет назад с помощью современных технологий была изучена икона «Троица» Андрея Рублева. Искусствоведческие исследования —  визуальные: мы видим глазами только верхний слой. А многое на древних памятниках подвергалось утратам или записям в течении веков. И вот такие тонкие технологические методы, которые сейчас существуют, чрезвычайно важны для изучения средневекового искусства и в частности именно искусства Руси, где памятников осталось мало и они были не подписаны. Когда мы говорим о творчестве Андрея Рублева, то мы опираемся на краткие летописные сведения, на свидетельство Иосифа Волоцкого и Стоглавый собор 1551 года,  где  упоминается «Троица» Андрея Рублева.  И мы считаем, что икона «Троицы», которая тогда почиталась, именно та, которую мы с вами имеем сегодня в виду. Что касается Звенигородского чина, то нигде в древних источниках он не упоминался, тем более с такой же достоверностью. Искусствоведы до сих пор приписывали чин Рублеву на основе чисто визуальных наблюдений. Новые исследования показывают, что иконы Звенигородского чина, которых к сожалению осталось только три, написал какой-то иной не менее великий мастер, или даже мастера. Потому, что икона Христа Вседержителя написана несколько иначе, чем икона апостола Павла и архангела Михаила. И все они написаны иначе, чем «Троица» Андрея Рублева.

http://pravmir.ru/menya-ne-ubedili-issle...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010