[Евлогий. С. 325, 326.] [ПСТБИ] СЕРГИЙ (Ларин [Сергей Иванович]) Епископ Астраханский и Сталинградский Родился 11/III-1908 года в Санкт-Петербурге. С 1915 г. обучался в 5-й Петрогрдской гимназии, каковую окончил как 37-ю советскую школу II-й ступени в 1925 г. Уклонился в обновленческий раскол в 1922–1923 гг. В 1930 г. окончил Ленинградский высший Богословский институт. Прослушал курс лекций в Историческом лектории при историко-филологическом факультете Ленинградского университета. С 1925 г. – иподиакон и псаломщик Казанского кафедрального собора в Ленинграде. В 1926 г. рукоположен в сан диакона. В 1930 г. рукоположен в сан иерея, священствовал в Скорбященской (что на Стеклянном) и других церквах г. Ленинграда. В 1933 г. разведясь с женой, постригся в монашество и был назначен в Тихвинский большой монастырь Ленинградской области. Член и секретарь Тихвинского викариального управления. В 1934 г. – настоятель Петропавловской церкви на Волховстрое Ленинградской области единоверческой (обновленческой юрисдикции). В 1935 г. – исполняющий обязанности настоятеля Пантелеимоновской церкви г. Ленинграда. В 1937 г. переведён в Москву, в церковь св. Пимена. В конце 1938 г. возведён в сан архимандрита и назначен настоятелем собора г. Москвы и благочинным обновленческих церквей г. Москвы. 11/Х-1941 г. хиротонисан во еп. Звенигородского, 2-го викария Московского. Чин хиротонии совершали: Первоиерарх митр. Александр (Введенский) и митр. Виталий (Введенский). С 08/V-1942 г. – исполняющий обязанности председателя Московского Епархиального Управления, а затем управляющий Московской Патриархией. С 05/V-1943 г. – сп. Ташкентский и Самаркандский. 27/XII-1943 г. после пребывания в течение 18 лет в обновленческом расколе принёс покаяние. Принят в звании монаха. Тогда же был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В марте 1944 г. – третий священник Ильинской церкви г. Загорска Московской области. 15/VIII-1944 г. хиротонисан во еп. Кировоградского, викария Одесского. Епископская хиротония совершена была в Киеве митр. Киевским Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Чин хиротонии совершали: архиеп. Звенигородский Андрей (Расторгуев) и еп. Ташкентский и Самаркандский Сергий (Ларин). В 1945 г. принят в общение с Московской Патриархией как мирянин и рукоположен во священника. Состоит настоятелем Преображенского собора в г. Ленинграде, в сане протоиерея. Состоит личным секретарем митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 185. Кат-АМ 311. Кат-ЯВ 251. С. 127. Кат-ЕС 1. С. 10, п/п 51. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 992.] [Левитин. С. 629, 638, 640, 651.] Родился 30/VI-1903 г. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета, в 1926 г.–Ленинградский Богословский обновленческий институт. С 1925 г. – священник различных храмов Ленишрада. В апреле 1934 г. арестован но так называемому «Делу Захарие-Елизаветинского братства». Приговорён к 3 годам ИТЛ. Освобождён за ударный труд 03/V-1936 г. С конца 1930-х гг. – заштатный протоиерей. В 1939–1942 гг. – староста церкви пр. Иова, 15/VII–24/XII-1942 г. – Никольского и с января по февраль 1943 г. Князь-Владимирского соборов Ленинграда. С апреля 1943 г. – обновленческий протопресвитер. С 18/IV-1943 г. – еп. Ладожский, управлял Ленинградский епархией. 24/VII-1944 г. принёс покаяние и принят мирянином. С сентября 1944 г. – священник, настоятель Троицкой церкви в Лесном. 10/XII-1945 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора с возведением в сан протоиерея. 07/IV-1953–11/VI-1964 г. – секретарь Ленинградского митрополита. 04/III-1973 г. вышел за штат. Скончался в Ленинграде 18/VIII-1977 г. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 51, 52, 55, 57, 58, 82–84, 88, 92, 97.] СЕРГИЙ (Сердобов) Архиепископ Пензенский Родился в 1872 году. В 1892 году окончил Самарскую духовную семинарию. С 1894 г. – священник Всехсвятской церкви г. Самары. Благочинный Самарской епархии. Овдовел. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 26/XII-1923 г. хиротонисан во еп. Бузулукского, вик. Самарской епархии. С января 1924 г. – еп. Рыбинский. С апреля 1924 г. – еп. Мслскесский, вик.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

публикация//Фома. - – май 2014. – С.66-71. – (раздел « Культура »). Дмитрий Володихин . Крещение Руси: как это было . Иллюстрированный рассказ. Рисунки Екатерины Гавриловой//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.76-81. – (раздел « О чем рассказать детям: история »). Первая публикация//Фома. - – июль 2013. – С.22-27. – (рубрика « Тема номера. Два крещения Руси »).  О ЧЕМ РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ:               ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА (раздел). – С.82-105. (на заставке/С.82-83/в коллаже использовано фото Владимира Алексеева) Искусство: Наталья Иртенина . Преподобный Андрей Рублев: монах, иконописец, святой . Рисунки Елены Поповской. Ил.: Репродукция картины художника Г. Лисснера «Тохтамыш штурмует стены Кремля». РИА Новости; Шествие праведных в рай. Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески. Успенский собор во Владимире. 1408; Страшный суд. Андрей Рублев, Даниил Черный. Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408; Звенигородский чин Андрея Рублева: Архангел Михаил, Спас, апостол Павел; Троица. Андрей Рублев. 1425//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.84-91. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Искусство »). К 700-летию преподобного Сергия Радонежского Анна Федорец . Михаил Нестеров : Как изобразить чудо ? Образ преподобного Сергия Радонежского на полотнах художника. Ил.: Картины М. Нестерова: Видение отроку Варфоломею. 1889-1890; Пустынник. 1889; Юность Сергия. 1897; Христос, благословляющий отрока Варфоломея. 1926; Преподобный Сергий. 1898; Труды преподобного Сергия. Триптих. 1897; Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским. 1898-1899. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.92-97. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Искусство »). Литература: Православие в русской поэзии. Подборка стихов о православных праздниках (из антологии «Круг лета Господня». - М.: «Сретение», 2009). Ил.: Буря, дождь. Исаак Левитан. 1899; Русская зима. Лигачево. Константин Юон. 1947; Весна в деревне. Мануил Аладжалов (1862-1934); Степь (Нива). Архип Куинджи. 1875. Редакция благодарит издательство «Белый город» за предоставленные репродукции//Фома. – Спецвыпуск. 2014/ОПК. – С.98-105. – (раздел « О чем рассказать детям: искусство и литература », рубрика « Литература »). Имеется информационная справка, посвященная поэтической антологии « Круг лета Господня » (С.104). Содержание подборки:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-spetsv...

По-прежнему, видя бегство неприятеля, ратники бросались обдирать мертвых, иногда преждевременно, как, например на Суздальском бою; на юге и на севере видим старый обычай браниться с неприятелем. В южной летописи упоминается о русском бое как отличавшемся своими особенностями. Северный летописец по случаю битвы Василия Васильевича Темного с Василием Косым говорит, что литовский выходец, князь Иван Баба Друцкой, изрядил свой полк с копьями по-литовски, и этот литовский обычай противополагает русскому. Выражение: с копьями – не может нам дать понятия об особенностях литовского боя, ибо и русские одинаково употребляли это оружие; так, например, при описании Куликовской битвы говорится, что задний ряд закладывал копья на плеча передним, причем у передних копья были короче, а у задних длиннее. Венгерский полководец отзывался о южнорусских ратниках, что они охочи до бою, стремительны на первый удар, но долго не выдерживают; южнорусские полки любили биться в чистом поле, на открытых местах; Даниил галицкий во время похода на ятвягов говорит своему войску: «Разве не знаете, что христианам пространство есть крепость, а поганым теснота». В северном летописце находим известие, что когда великий князь Василий Васильевич послал полки свои против татар к Оке под начальством князя звенигородского, то этот воевода испугался и возвратился назад; иначе поступили другие воеводы, князь Иван Васильевич Оболенский-Стрига и Федор Басенок, в войне новгородской: встретившись в числе двухсот человек с неприятелем, у которого было 5000 человек, они сказали: «Если не вступим в бой, то погибнем от своего государя великого князя», сразились и одержали победу. На юге сохранялся обычай, по которому князь должен был ехать впереди войска, потому что он был искуснее всех в ратном деле и его более всех слушались; так, князья русские и польские говорили Даниилу Романовичу: «Ты король, голова всем полкам; если пошлешь кого-нибудь из нас наперед, то войско не будет слушаться, ты знаешь воинский чин, ратное дело тебе за обычай, и всякий тебя постыдится и побоится; ступай сам напереди».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Киевский Онуфрий возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Аницоя) во епископа Ладыжинского 24.03.2018 24 марта 2018 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста — праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) возглавил Божественную литургию в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской лавры. Его Блаженству сослужили наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан, митрополит Могилев-Подольский и Шаргородский Агапит, архиепископы Бучанский Пантелеимон, Уманский и Звенигородский Пантелеимон, Роменский и Бурынский Иосиф, Северодонецкий и Старобельский Никодим, епископы Бородянский Варсонофий, Фастовский Дамиан, Александрийский и Светловодский Боголеп, Гостомельский Тихон, Барышевский Виктор, Белогородский Сильвестр и духовенство Киево-Печерской обители. За Литургией была совершена хиротония секретаря Тульчинской епархии архимандрита Сергия (Аницоя) во епископа Ладыжинского , викария Тульчинской епархии . За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. По окончании Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился со напутственным словом к новопоставленному епископу и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Решение об избрании архимандрита Сергия (Аницоя) епископом Ладыжинским было принято 14 марта Священным Синодом Украинской Православной Церкви (журнал 5). Чин наречения 23 марта в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы КДАиС возглавил Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 25.03.2018 17:23:50

http://drevo-info.ru/news/23448.html

Патриарший наместник Московской епархии освятил Казанский храм в подмосковном селе Бушарино 25 ноября 2019 г. 13:35 24 ноября 2019 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин великого освящения храма Казанской иконы Божией Матери села Бушарино (Одинцовский городской округ, Московская область) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, благочинный Звенигородского округа протоиерей Николай Курдов, благочинный Одинцовского округа священник Игорь Нагайцев, благочинный Красногорского округа иеромонах Николай (Летуновский), настоятель Казанского храма священник Михаил Федоров, заведующий канцелярией Московского епархиального управления иеромонах Сергий (Александров), клирики Одинцовского благочиния. В храме присутствовали первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О. Ставицкий с супругой Л.Ю. Ставицкой, заместитель генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» И.Н. Харченко, председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, заместитель председателя Правительства Московской области И.Б. Тресков, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства П.П. Бирюков, заместитель главы города Краснодара В.Л. Ставицкий, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, президент Ассоциации финансово-промышленных групп РФ О.Н. Сосковец, президент группы компаний «Crocus Group» А.И. Агаларов, почетный президент Олимпийского комитета России Л.В. Тягачев, Герой России генерал-полковник В.А. Шаманов, А.В. Горностаев. Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Георгиевского собора г. Одинцово. По окончании Литургии Л.О. Ставицкий поздравил верующих с освящением храма и преподнес в дар архиерею картину XIX века с изображением Новодевичьего монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/5537133.ht...

Специалисты считают, что под влиянием этих икон Андрей Рублев создал для собора в Звенигороде свой знаменитый «звенигородский чин», украшающий сейчас коллекцию Третьяковской галереи. Этот особый иконографический вариант отличается от византийского. Оба варианта – и византийский, и рублевский – получили чрезвычайное распространение на Руси в XV-XVI веках в многочисленных повторениях. Однако с течением времени в новых иконах стирались черты близости к прототипам. Ценность кирилловского и белозерского деисусов еще и в том, что они гораздо определеннее, чем другие ансамбли, сохранили связь: первый – с иконографией византийского деисуса, второй – с его русским вариантом – «звенигородским чином» Рублева. До начала реставрационных работ из внутреннего убранства церкви внимание специалистов привлекали только богато украшенные замысловатой резьбой позолоченные царские врата со створками, сплошь покрытыми ветками крупных спиральных побегов и характерными пальметтами с желобчатыми листьями. На центральном валике и в обрамлении филенок много других измельченных и дробных орнаментальных сеток не слишком удачно согласованных по размеру. При своей пышности и замысловатости эти врата все-таки уступают близким по мотиву резьбы вратам из церкви Сергия, которые отличаются изысканным лаконизмом орнаментальной композиции. Восстановление убранства еще не закончено, но уже и сейчас церковь Иоанна Лествичника дает представление о настоящей красоте интерьера русского храма, не тронутого поздним мишурным украшательством. Одновременно с церковью Иоанна Лествичника или несколько раньше взамен прежней Казенной кельи выстроили новое здание Казенной палаты, гораздо больших размеров, чем прежнее. Это здание, примкнувшее к западной стене древней палаты, представляло в плане вытянутый прямоугольник. По его продольной оси проходила аркада, опиравшаяся на два столба и на торцовые стены. С боковых стен к аркаде были переброшены коробовые своды. По стенам здания, чередуясь с окнами располагалось в два яруса множество ниш, служивших для размещения хранившегося в казне имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При И. мон-рь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель ( Зимин. 1977. С. 172-173). В церковном отношении Иосифов мон-рь принадлежал к Новгородской архиепископии. Свт. Геннадий (Гонзов) , архиеп. Новгородский, оказывал покровительство мон-рю и пожаловал ему в виде вкладов более 200 р., колокол за 100 р. и с. Мечевское (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 182, 210; Синодик Иосифо-Волоколамского мон-ря. 2004. С. 160; Титов. 1906. 14). В дальнейшем архиеп. Геннадий предоставил И. право получать все церковные доходы в Волоцком княжестве в пользу монастыря ( Белокуров. 1903. С. 32). На первом этапе братию обители составили монахи, пришедшие из Пафнутиева мон-ря, и постриженики из числа небогатых волоцких вотчинников. И. постригал также людей низкого социального происхождения («от простой чади») (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 468, 497-498; Белокуров. 1903. С. 24, 29) и даже беглых холопов. В Посланиях князю о постригшемся «человеке» он отстаивал право каждого выбирать свою судьбу. По мысли И., монашеский постриг освобождает от грехов, подобно 2-му крещению. Напротив, человек, «святый образ иночествующий отложивый, не имат части с веръными, но во отвергшихся веры причитается чин и муку» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 146). Согласно правилам Иосифова монастыря, монаху, оставившему монастырь, но покаявшемуся, полагалась епитимия в течение 6 или 10 лет (РГБ. Вол. 542. Л. 110). И. охотно принимал пострижеников из др. мон-рей, о чем позднее с негодованием писал Новгородский архиеп. Серапион (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 332). При жизни И. в его мон-ре проживали бывш. игумены Саввина Сторожевского монастыря Иоасаф и Каллист (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 489; АФЗХ. 1956. Вып. 2. 10, 72; Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 240). К нач. XVI в. в монастыре появились постриженики из числа приближенных волоцкого князя: дети боярские кн. Андрей Голенин, кн. Даниил (Лупа) Звенигородский, Нил (Полев), Андрей Невежа Квашнин, Павел Голова, Петр Тютчев, Иона Голова Пушечников и др.

http://pravenc.ru/text/578410.html

Исследователи сомневаются, что автор икон Звенигородского чина – Андрей Рублев 26 июня, 2017. Новостная служба Авторы трех икон Звенигородского чина и знаменитой «Троицы» – разные 26 июня. ПРАВМИР. Научные исследования приблизились к доказательству, что авторы трех икон Звенигородского чина и знаменитой «Троицы», которую, вероятнее всего, написал Андрей Рублев – разные. Об этом сегодня сообщили в Государственной Третьяковской галерее журналистам. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова пояснила, что работы велись с помощью всех возможных современных способов исследования древнерусской живописи. По ее словам, в связи с новыми открытиями в галерее намерены переиздать каталог древнерусской живописи из собрания музея 1995 года, поскольку с тех пор наука ушла далеко вперед. Трегулова пообещала, что исследования будут продолжаться. Представленные сегодня результаты – это лишь этап в сложной многоступенчатой работе, которую проводит музей, добавила директор. Исследования, о которых идет речь, проводились в 2015-2016 годах совместной рабочей группой сотрудников Государственной Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательский института реставрации. Знаменитый Звенигородский чин, в который входят поясные иконы Христа Пантократора, архангела Михаила и апостола Павла был найден в 1918 году близ Успенского собора на Городке в Звенигороде. Как сообщается во многих источниках, иконы среди дров в сарае обнаружил реставратор Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи Григорий Чириков. Но это тоже недоказанная легенда. Был ли дровяной сарай или не было – документально не подтверждено. Точно известно только, что иконы нашли в 1918 году в рамках работы Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи, которая собирала (спасала) иконы по всей стране. И то, что эти иконы не использовались в богослужебных целях. Иконы – часть сохранившегося Деисуса, так что изначально их было семь или девять. После реставрации икон художник и реставратор Игорь Грабарь, руководитель Центральных реставрационных мастерских заявил: «Их создателем мог быть только Рублев, только он овладел искусством подчинять единой гармонизующей воле все эти холодные, розово-сиренево-голубые цвета, только он дерзал решать колористических задачи, бывшие под силу лишь венецианцам, да и то сто с лишним лет спустя…»

http://pravmir.ru/restavratoryi-ustanovi...

Вчера исполнилось 10 лет со времени управления М. епар- —627— 1878 г. хией Высокопреосвящ. Иннокентия 2371 Сегодня в 1-м часу дня старшее духовенство предполагает собраться на Троицком подворье с приветствием. Приготовлена икона Владимирской Б. Матери в серебряной ризе. Протоиерей Зернов 2372 готовит речь. Праздник домашний. Всей службы в священном сане Владыки 60 2373 . От роду ему 81-й год. Энергия и бодрость прежняя, хотя силы телесные слабее прежнего. Жалко будет мне с ним расставаться. Владыка едет в Питер вечером 8-го января до Лазаревой субботы.“ В тот же день получено было мною известие о кончине великого благодетеля многих монастырей и церквей, Московского фабриканта, Деств. Ст. Сов. Павла Григорьевича Цурикова 2374 , Он скончался 5-го числа, на 67 г. от рождения. – Предки его вышли в Россию, как писали в газетах, из Цюриха. Через пять дней (от 8-го ч.) я получил другое письмо от Пр-го Игнатия; от 9-го числа он писал мне: „Прошу извинить, что долго не доставлял сведения по вопросу о письме к Преосв. Гавриилу Херсонскому 2375 . Ныне только о. Григорий 2376 , знаток сего дела, сказал мне нечто подобное, – не знаю то ли самое, что для Вашего Преосвященства нужно. Сегодня Арх-м. Григорий во время всенощной был восприемником – кого бы Вы думали? Александра Феод. Лаврова 2377 . Господь привёл мне ныне постричь его в ангельский чин с наименованием Алексием, на Саввинском подворье. Имя избрано Владыкой Митрополитом 2378 , в той —628— 1878 г. мысли, что св. Александр Невский, покровитель новопостриженного, в иночестве восприял имя Алексия. Завтра рукоположение новопостриженного в иеродиакона в Чудове монастыре, где соберутся дворяне по случаю выборов, а 12-го – в иеромонаха в университетской церкви. Помолитесь, Владыко, чтобы инок новый принёс пользу Православной церкви. Пострижение принял он со смирением и благоговением. Вчера в 5-м часу утра я получил от Владыки поручение немедленно ехать в Звенигородский уезд на погребение Цурикова. Обещал сам Владыка, по не мог по приключившемуся временно нездоровью. В половине 7-го утра, отслушав дома раннюю литургию, я отправился и в начале 11-го, нигде не останавливаясь, по милости Божией, приехал благополучно (45 вёрст), совершил литию перед выносом, отпевание и погребение в той же самой церкви, им благолепно устроенной. Через полчаса, не дожидаясь обеда, отправился я в обратный путь в том же возке зимнем, и в 6-м часу вечера был дома. Через час – на Троицкое подворье; немало беседовал с отъезжающим Святителем и в 8½ часов простился с ним в вагоне Николаевской-Петербургской железной дороги. Владыка был отечески внимателен и сказал, что может быть мы более не увидимся. – Обычный молебен в Чудове о путешествии Владыки совершён уже ныне в 6 часов“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010