Из всех произведений, несомненно написанных Иоанном Вишенским, до нас дошло 17: " Книжка " ( " Термин о лжи " ), " Сборник о десяти г " лавах с вступлением и двумя предисловиями " ; Послания львовскому братству, Домникии, Иову Княгинскому, Михаилу Вишневецкому, знаменитая " Зачапка мудрого латынника с глупым русином " - полемика со Скаргой, вышеупомянутый " Краткословный ответ Петру Скарге " , " Позорище мысленное " . " Книжка " была составлена Иоанном Вишенским в 1599-1600 гг. Специально для " Книжки " были написаны И. Вишенским главы: первая - " обличение дьявола миродержца " , седьмая - " о еретиках, написанная в дополнение к главе шестой - " Извещению краткому о латинской прелести " , восьмая и десятая - " Загадка философам латинским " и " Спор краткий " , глава десятая - повесть " о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридского града " . Крайне интересны глава вторая - " послание благочестивому государю Василию, княжати Острожскому, первым православным христианам Малой России (1598-1599 гг.), и пятая - " Писание к утекшим от православной веры епископам " . Отступникам Рагозе, Поцею и Терлецкому Иоанн Вишенский писал: " Спросил бы я вас - что такое труда очищения? Но вам и не снилось об этом: не только вы этого не знаете, но и ваши папы - Иисуса ругатели - так называемые иезуиты о том не пекутся и ответ дать не могут... Постучись в лысую голову, бискуп Луцкий! Сколько ты во время своего священства человеческих душ к Богу послал? Его милость Коштелян Поцей, хотя и Коштеляном был, но только по четыре слуги за собою волочил, а теперь, когда бискуп стал, то больше десяти сочтешь; так же и его Милость Митрополит, когда простого рогозиною был, то не знаю, мог ли держать двух слуг, а теперь больше десяти держит " . В послании к князю Острожскому Иоанн Вишенский пишет: " Латинская злоковарная душа, ослепленная и напыщенная поганским тщеславием и гордыми догматами, Божьи премудрости, разума духовного, смирения, простоты и беззлобия вместить никак не может. Охраняйте, православные, детей своих от этой отравы: теперь вы явно пострадали, когда не латинскую и мирскую мудрость разлакались, вы не в папу крестились и не в королевскую власть, чтобы вам король давал волков и злодеев, ибо лучше сам без владык и попов, от дьявола поставленных, владыками и попами, не от Бога званными, в церкви быть, ей ругаться и Православие попирать " (Церковь, Русь и Рим. Н.Воейков, Джорданвилль, 1983.).

http://pravoslavie.ru/archiv/ruskarpaty....

В противовес латинскому католичеству братские школы на первом плане поставляли изучение греческого православия, но без латинского языка и без латинской науки не могли обойтись и православные школы, потому что они были в католическом государстве и готовили граждан католического государства. Latina необходимы были в Польше ad forum, для дел и жизни гражданских. Сильвестр Коссов, напр., рассуждает в своем " Exegesis " так: " Латинские науки нашему народу нужно изучать прежде всего для того, чтобы нашей Руси бедной не звали Русью глупой. Совет учиться только по-гречески, а не по-латыни, хорош в Греции, но не в Польше, где латинский язык особенно распространен. Поедет бедняга русин на трибунал, на сейм, на сеймик, до города, до земства, — без латыни платить вины; только, как коршун вытаращивши очи, присматривается он там то к тому, то к другому " . Латинский и польский языки, а вместе с ними и католический дух скоро проникли и в самые православные школы. " Каждая школа прошла две стадии своего развития: сначала она существовала, как школа греко-славянская, потом постепенно сближалась с латино-польской, причем это сближение заходило порой очень далеко " . Отдельные ревнители восставали против латинского учения в православных школах. Таков, напр., был афонский инок Иоанн Вышенский, который говорил, что " плоды школы латинской гнилы и погибелью вечною смердящи " , что эта " проклятая школа ни одного ученика на спасет, до Царства Небесного годным быти не породит и не научит, аще всех студентов своих в погибель вечную посылает, потому что учителя в ней — поганцы, аристотели, волхвы, еретики, оригены и другие тому подобные " . Читайте об этом его сочинение " Зачапка мудраго латынника с глупым русином в диспутацию " . Против латинского направления школ возмущался иногда самый народ. Так, напр., когда архимандрит Петр Могила завел в Киево-Печерской Лавре коллегию на иезуитский манер, то " от неученых попов и казаков велие было негодование: на што латинское и польское училище заводите, чего у нас дотуду не бывало и спасались.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Выполнив главную задачу своего визита в Украину по оказанию помощи в проведении монастырской реформы и утверждении афонского устава в монастырях, старец Иоанн Вишенский около 1607 г. вновь возвратился на Святую Гору. При этом он завещал прп. Иову Княгиницкому не покидать облюбованную ими в молитвенно-аскетических подвигах Манявскую пустынь, предсказав ей важную роль в будущем (именно эта обитель не только стала центром монашества в крае, но и дольше всех продержалась в православной вере, оставаясь единственным в Галиции оплотом православия вплоть до насильственной ликвидации скита католическими австро-венгрескими властями в 1785 году). В Украине старец Иоанн пробыл около трех лет. По возвращении на Святую Гору он пишет новые свои произведения: «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» (1608 – 1609), «Послание Иову Княгиницкому» (1610), «Послание Львовскому братству» (1610) и «Позорище мысленное» (1615 – 1616). Логичнее всего, что по возвращении на Афон он должен был прийти в ту же обитель, из которой и уходил. Как уже отмечалось ранее, скорее всего это был древнерусский скит Ксилургу. Известно, что выходцы из Украины его населяли вплоть до 1810 г., после чего в нем поселились болгарские иноки. Однако на этот раз на одном месте задержаться ему, судя по всему, не удалось. Уже в «Зачапке мудраго латынника» (1608 – 1609) он о себе пишет: «инок русин, во святй Афонстй гор странствуяй». Факт нового странствования по Святой Горе он подтверждает и в послании к прп. Иову Княгиницкому (1610), информируя, что ему пришлось «от клия до келия и от монастыря до монастыря скитати». Из этого послания к прп. Иову, как и из послания к Львовскому братству за тот же 1610 г., мы впервые узнаем, что старец Иоанн с этого времени стал подвизаться при болгарском монастыре Зограф. Необходимо заметить, что первая половина XVII века характеризуется новым экономическим упадком и запустением большинства афонских обителей, в том числе и Русика. Уход старца Иоанна Вишенского из Русика и Ксилургу (ок. 1610 г.) мог быть вынужденным, поскольку именно в это время многих насельников русской святогорской обители «от великого долга» турки подвергли тюремному заключению, а «церковь их, и келлии и монастырские стены разорены». Оставшиеся же на свободе иноки-русины не имели даже продуктов для приготовления пищи.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

   001    002    003   004