3:3), как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев. «Аще узриши разумна, утреннюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя» (Сир. 6:36), чтобы научиться у него сеннописаниям Закона и дарам благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью. Мф.11:29. Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Мф.11:30. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть.    Воспользовавшись этим, Божественный Апостол назвал грех обременительным «и удобь обстоятельным» (Евр. 12:1). Ибо что тягостнее и вреднее греха? А равно и с противной стороны, что легче и полезнее добродетели? Грех, как сказано в Притчах, «многих уязвивши, низверже своею тяжестью» (Притч. 7:26). Пленицами же своих грехов кийждо затязается (Притч. 5:22). А добродетель держащихся ея оживляет и возносит на высоту, по слову Приточника: «древо живота есть... держащимся ея» (Притч. 3:18), и по слову Псалмопевца: «Приемляй кроткие Господь» (Псал. 146:6). Посему-то грех символически представляется в виде «таланта оловяна вземлющегося» (Зах. 5:7); потому что держащихся греха погружает в ад. И у кого есть плотские бремена и плотские похоти, кого обдержит грех, тем не свободно возводить око к небу. Посему и «иго» Спасителево «благо», и «бремя легко». Но скажут: почему же легко, когда говорит: «аще... не возненавидит ... отца... и матерь» (Лук. 14:26), «и иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин» (Матф. 10:38), «и иже не отречется всего своего имения, не может быти мой ученик» (Лук. 14:33), когда повелевает отдать и самую душу? — Да научит тебя Павел, который говорит: «Еже бо ныне легкое печали по преумножению в преспеяние тяготу вечные славы соделовает» (2 Кор. 4:17); и еще: «не достойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8:18). Мф.12:31. Сего ради глаголю вам: всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слова же: «расхищали серебро, расхищали золото, и не было конца богатству ее; она была отягощена всеми вожделенными сосудами своими» относятся к водам Ниневии и к убегающим, которые бежали и не останавливались, и никто не оглядывался; но они не ограничивалась темь, что бежали и не оглядывались, но также расхищали серебро, то есть все, что в мире считалось красноречивым, и расхищали золото, то есть все лучшие мысли в мирском учении, чтобы украсить Ниневию, чтобы придать своему учению блеск мыслей и выражений. Поэтому Ниневия была отягощена всеми вожделенными сосудами своими; ибо чем более она имела у себя золота, серебра и разного рода утвари, которая была тяжелою, тем более отягощалась та, которая любила то, что было тяжелым. Поэтому и нечестие сидит, как говорит Захария (Зах. 5), на таланте свинца, и египтяне, отягченные грехами, погрузились в море, как свинец (Исх. 14), и в псалме от лица грешника говорится: «яко бремя тяжкое отяготеша на мне» (Псал. 37:5). Также Петр сначала легко ступал по волнам, но когда был отягчен неверием, то был бы пожран волнами, если бы рука Господа не поддержала его (Матф. 14). Наум.2:10. Она опустошена, разорена и истерзана; сердце изнывает; в коленах расслабление, во всех чреслах изнеможение, и лица всех почернели подобно горшку.     LXX: Отрясение, новое потрясение и сыпь, сокрушение сердца, расслабление колен, боли во всех чреслах, и лица всех подобны обожженному горшку.    Опустошенная, разоренная и истерзанная Ниневия описывается под образом (sub metaphora) пленной женщины: ее сердце изнывает, колена расслаблены, чресла сокрушены и лица всех обитателей ее, истомленные и обезображенные, вследствие ужаса и сильного страха пред врагами, бледнотою, кажутся подобными обожженным горшкам. Что касается перевода LXX, то должно искать более возвышенного смысла в том, что означает отрясение и новое потрясение. Кто принадлежит к народу Божию и, как человек, грешил некогда, но снова возвращается в прежнее состояние, тому говорится, как Иерусалиму: «истряси прах от ног твоих и востани,...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

5. Напитаеши нас хлебом слезным и напоиши нас слезами в меру. И здесь подразумевается общее наречие: доколе; доколе, говорит, будешь давать нам в пищу хлеб со слезами, и вино в питие также со слезами? Сими словами иудеи показывают, что ж пищу и питие свое они употребляли со слезами. Или это можно разуметь и иначе, что вместо пищи и питая Ты дашь нам есть и пить слезы. А выражение: в меру, значит: по мере грехов наших. Так, по словам Феодорита, Ты дашь нам слезы, Акила и Симмах перевели: напитал и напоил А если и во время пищи плакали, то когда же имели покой? Это можно понимать я о труде и рыдании при добродетели, как питательном. И кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение. Слова Феодорита: Это сделал, когда воздал наказание соразмерно грехам. Так говорит и Господь: какою мерою мерите, будет возмерено и вам. Эту меру видел и пророк Захария, предсказывая о погибели Вавилона. Ибо он сказал, что видел двух жен, имевших крылья удода и несших меру, которую повелено было им отнесть в Вавилон (Зах. 5, 9,); а чрез них мы познаем праведность суда Божия. Феодора: Выражение: в меру, значит полноту. Так, говорить, наполняем питие слезами, как дающие что нибудь мерою и наполняющие ее совершенно для полноты меры. 6. Положил еси нас в пререкание соседом нашим и врази наши подражниша ны . Пререканием Давид называет поношение и уничижение, которое иудеи терпели от вавилонян. То же самое говорит и в предыдущем псалме так: Мы были в поношение соседам нашим, нас передразнивают в поругание живущие окрест нас (Псал. 78, Слова Кирилла: Положены сыны Израилевы в пререкание соседам и в передразнивание врагам; каким образом? Изнемогая и будучи попираемы и падши под ноги врагов своих. 7. Господи Боже сил! обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся . Те, же самые слова сказал и выше, а повторил их дважды, показывая сим напряженность и усиление своей молитвы и прошения к Богу. Того же: В высшем значении желая увидать пришествие Христово, они взывают так к Богу всех: Наконец мы все помилованы явлением Христовым, подавшим нам вечное спасение. Феодорита: Явлением называет пришествие с плотию. Ибо Ты силен, Господь сил, невидимо вызывая их тогда из плена и спасая своим домостроительством язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Бросать к низложению того, что; высится против нашей жизни; а собирать, чтобы лоно души всегда было полно таковых заготовлений, и иметь нам под руками, что; бросить во врага, если когда против нас иначе измыслит кознь. Посему откуда же соберем камни, чтобы заметать ими врага? Слышал я пророчество, которое говорить: камение свято валяется на земли (Зах. 9:16). А это — словеса, сходящия к нам от богодухновенного Писания; их надлежит собирать в лоно души, чтобы вовремя воспользоваться ими против огорчающих нас; метание их так прекрасно, что и врага они убивают, и не отдаляются от руки мещущего. Ибо кто камнем целомудрия мещет в невоздержный помысл, в удовольствиях собирающий дрова в пищу огню, тот и помысл поборает сим метанием, и оружие всегда носить в руке. Так и правда делается камнем для неправды, и ее убивает, и хранится в лоне поразившего. Таким же образом все разумеемое лучшим бывает убийственно для понимаемого, как худшее, и не отдаляется от преуспевающего в добродетели. Так по нашему рассуждению, надлежит во время бросать камни и во время собирать камни, чтобы совершались всегда добрые метания к истреблению худшего, и никогда не оскудевало у нас обилие таковых оружий. Далее же за сим в связи речи предлагаемая мысль определяет время и неблаговременность какого–то обымания, и буквально читается так: Время обымати, и время удалятися от обымания (Еккл. 3:5) . Но сии понятия не иначе сделаются для нас ясными, как по предварительном уразумении сего чтения из Писания же, когда явно нам будет, о чем богодухновенное слово обыкновенно употребляет это рачение. А сие великий Давид дает видеть в псалмах, где взывает, говоря: обыдите Сион, и обымите его (Псал. 47:13). Да и сам этот Соломон, когда с любовию расположенного к премудрости вводит в искренний с нею союз, как говорит и нечто иное, чем производится в нас сближение с добродетелию, так присовокупляет и следующее: почти ю, да тя объимет (Прит. 4:8). Посему, если Давид повелевает вам объять Сион, а Соломон сказал, что почтившие премудрость объемлются ею: то не погрешим против надлежащего разумения, дознав то самое, обымание чего благовременно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

И кающийся ест и пьет слезы мерою, а не всегда; ибо за оными следует приятное успокоение. Слова Феодорита: Это сделал, когда воздал наказание соразмерно грехам. Так говорит и Господь: какою мерою мерите, будет возмерено и вам. Эту меру видел и пророк Захария, предсказывая о погибели Вавилона. Ибо он сказал, что видел двух жен, имевших крылья удода и несших меру, которую повелено было им отнесть в Вавилон ( Зах. 5:9–11 ,); а чрез них мы познаем праведность суда Божия. Феодора: Выражение: в меру, значит полноту. Так, говорит, наполняем питие слезами, как дающие что-нибудь мерою и наполняющие ее совершенно для полноты меры. Пс.79:7 .  Положил еси нас в пререкание соседом нашим и врази наши подражниша ны Пререканием Давид называет поношение и уничижение, которое иудеи терпели от вавилонян. То же самое говорит и в предыдущем псалме так: Мы были в поношение соседам нашим, нас передразнивают в поругание живущие окрест нас ( Псал. 78:4 .)(1). (1) Слова Кирилла: Положены сыны Израилевы в пререкание соседам и в передразнивание врагам; каким образом? Изнемогая и будучи попираемы и падши под ноги врагов своих. Пс.79:8 .  Господи Боже сил! обрати ны и просвети лице Твое, и спасемся Те, же самые слова сказал и выше, а повторил их дважды, показывая сим напряженность и усиление своей молитвы и прошения к Богу. (1). (1) Того же: В высшем значении желая увидать пришествие Христово, они взывают так к Богу всех: Наконец мы все помилованы явлением Христовым, подавшим нам вечное спасение. Феодорита: Явлением называет пришествие с плотию. Ибо Ты силен, Господь сил, невидимо вызывая их тогда из плена и спасая своим домостроительством язычников. Пс.79:9 .  Виноград из Египта принесл еси Здесь Давид вычисляет прежние благодеяния, которые Бог оказал иудеям; он повествует, как Он перенес род иудейский из Египта в Палестину и какие произвел для него чудеса, чтобы сим повествованием убедить Бога не презирать и теперь иудеев, для которых в древности произвел такие чудеса. Притом сим псалмом пророк дает нам пример как должно умилостивлять Бога и какие должно употреблять слова для умилостивления его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Указав им на прежния Свои свидетельства о Себе и на чудеса, Иисус Христос говорит об их неверии и объясняет это неверие тем, что они не принадлежат к стаду Его, к числу тех, которые даны Ему Его Отцем, и которых никто не похитит у Него, как не похитит и у Его Отца, потому что Он и Отец одно. Иудеи думали видеть в этом богохульство, и подняли камни, чтобы убить Его. Но Иисус, указав на то, что и в Священном Писании часто люди называются богами, упрекает их за обвинение Его в богохульстве. Когда же Иудеи хотят схватить Его, Он удаляется за Иордан — на место, где крестил Иоанн. Впрочем, беседа Иисуса не осталась без действия; некоторые из слушавших Его уверовали в Него.     1. В притче о пастыре Иисус Христос изображает Себя, согласно пророчествам Ветхого Завета (Псал. 22; Ис. 40:11; Иер. 23; Иез. 34; Зах. 9), такими чертами, какия были свойственны истинным Палестинским пастухам. Пастухи в Палестине и вообще на Востоке сами водят свои стада, а на ночь загоняют во двор овчий (место, ограждённое низким плетнём), имеющий одну дверь или врата, сквозь которые впускаются и выпускаются овцы и у которых стоит приставник, хорошо знающий своих овец. Вход в овчарню для посторонняго закрыт; вор входит, только перелезая через забор, но овцы не слушают его. Напротив, своего пастуха оне охотно слушают и идут за ним. На Востоке пастухи идут впереди стада и дают своим овцам имена (клички), которыя известны и самим животным.     2. Когда Иисуса Христа спрашивали, действительно ли он Мессия, Он, по-видимому, не прямо отвечает на этот вопрос и как бы даёт повод думать, что Он Сам не считал Себя Мессией, а Его сделали таковым Его ученики. Но Иисус Христос не говорит Иудеям, что они ошибаются, считая Его Мессией, не обличает их в напрасной попытке их признать Его высокочтимым каждым Иудеем Мессией, напротив, Он прямо ссылается на Свои прежния беседы о Своём Лице, на Свои чудеса, говорит наконец о Своём единосущии со Отцем (конечно, с Богом); вследствии чего Иудеи и сочли Его богохульником и хотели побить Его камнями. Если же Иисус Христос не прямо отвечает Иудеям на вопрос о том: Христос ли Он? — то или по неискренности вопроса, за которым скрывалось желание обвинить Его в богохульстве, самозванстве и тому подобном, или потому, что их мнение о Мессии слишком резко расходилось с действительным положением дела, так что открытое объявление им Себя Мессией с одной стороны могло слишком возбудить патриотический жар Иудеев и сделаться поводом к политической манифестации со стороны Иудеев против Римлян, или привести Иудеев к слишком горькому разочарованию в мессианских надеждах. То и другое было крайне опасно для Иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

   Так, во исполнение пророчества, не сокрушилась кость принесённого за грехи мира Агнца Божия, и распинатели Мессии и свидетели Его смерти увидели Его прободённым, висящим перед ними (Исх. 12:46; Зах. 12:10).     1) Чтобы понять всю тяжесть Голгофских страданий Иисуса Христа, нужно обратить внимание на то состояние духа и тела, в котором находился Он с предшествовавшого вечера.    Предведение близкой разлуки с учениками, ночь в Гефсимании — проведённая в душевном томлении, нравственныя и физическия пытки на судах, бичевание по приказанию Пилата, удары, оплевания и заушения со стороны воинов и, наконец, самое распятие — всё это такой крест, который при самых благоприятных условиях мог раздавить своею тяжестию самого крепкого человека. Крестныя страдания принадлежат к наиболее мучительным. Недаром и назначались они за самыя тяжкия преступления тем лицам, на коих хотели излить мучители или судьи всю ярость своего гнева или всю тяжесть суда. Мучительность страдания на кресте, по мнению врачей, состоит в том, что пригвождённые члены, находясь в напряжённом состоянии, окоченевают, омертвевают — при чём мускулы, поддерживающие тяжесть висящого тела, растягиваются и мало по малу разрываются; кровеносные сосуды наполняются кровью, оцепенение и умерщвление членов тела идёт медленно и мучительно. У распятого появляется сильнейшая жажда, которую очень часто исполнители казни, из жалости, удовлетворяют вином с примесью желчи или смирны — от чего вино действует одуряющим образом на страдающого на кресте и лишает его сознания. Иисус Христос, отведав этого напитка, не захотел пить его, дабы испить чашу горести в полном сознании.     2) Во всех обстоятельствах страдания Иисуса Христа и Его смерти Евангелисты видят — что и действительно открылось — исполнение многих пророчеств Ветхого Завета. Так осуждение на смерть и распятие на Кресте с разбойниками произошло во исполнение предсказания, что Он со беззаконными вменится (Ис. 53:12).    Разделение одежд Его, бросание жребия о нешвенном хитоне, пригвождение рук и ног ко Кресту, утоление жажды уксусом с желчью, насмешки проходящих (Псал. 21:7-9; 17—19; 68:22) — все эти обстоятельства с поразительною верностью представлены у Псалмопевца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Егда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие в бессмертие, тогда будет слово написанное и проч. (Рим. 15:53-54). О священнических одеждах подробно написано в книге Исход (гл. 28) и мы некогда издали книгу, к объяснению в которой следует отослать ревностного читателя. Ибо мы не можем обширный предмет объят краткою речью. Такого рода одежды, тканные сверху, мы приготовляем собственным трудом; и Господь имел такой хитон, который нельзя было раздирать (Иоан. гл. 19). Мы облекаемся в них, когда познаем сокровенные тайны Господни и имеем дух, исследующий высоту и глубину Божии, которые не должно открывать толпе и предлагать народу, не посвященному и не приготовленному к освящению, чтобы, слыша то, что выше его [разумения], они не были не в состоянии перенести высоту разума и чтобы, так сказать, не подавились твердою пищею те, коих должно кормить еще молоком, свойственным детскому возрасту. А что бывают, наоборот, и весьма худые одежды, об этом сообщается в божественном Писании, как напр. в том, что в Псалмах поется об Иуде предателе: облечеся в клятву, яко в ризу, и немного спустя: да будет ему яко риза, в ню же облачится, и яко пояс, имже выну опоясуется (Псал. 108:18-19). Посему и о Господе, болевшем за нас и понесшем грехи наши (Исаии гл. 53), Захария говорит, что Он имел нечистые одежды, о которых написано: Иисус бе оболчен в ризы гнусны (Зах. 3:3), которые впоследствии Он снял, какь говорит Писание: отъимите ризы гнусные от Него и облецыте его в подир и проч. (там же ст. 4). Следующее же затем: увясла или кидары льняные будут на головах их означает, как я полагаю, венец благодати, о котором написано: „ибо венец благодати будет возложен на главу твою“ (Притч. гл. 4). Не должно в нас возбуждать сомнения и то, что говорит апостол относительно покрытой и открытой головы: должна есть жена покрывало имети на главе ангел ради. Аще бо не покрывается жена, да стрижется; аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрывается. Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый: жена же слава мужу есть (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Видя свыше нас, мучимых смертью, связанных узами тления, направляющихся по одному неизбежному и бесповоротному пути, пришедши и приняв первоначальный по совету отеческому образ, Слово не ангелам, не архангелам поручило служение за нас, но само приняло борьбу за нас, повинуясь отеческим заповедям. Так как чистый божественный Дух для всех был недоступен и не все могли чувствовать непосредственное влияние Его, Он сам, добровольно собравшись, пришел таким, каким пожелал, не сделавшись сам по себе ни меньше, ни хуже и не утратив славы, и вследствие избытка отеческого могущества не лишившись того, что имел, но прибавив еще и то, чего не имел. Пришел Он таким, каким могли Его принять. А так как нужно было какое-либо вместилище для божественного Духа, чтобы первые стали участниками человеческой природы и существа, то, очистив и сопричислив, отделив и отбросив то, что было грязно и ненужно, чистое же, ясное и светлое озарив, осветив блеском, окружив сиянием, воспламенив, сделав небольшим храмом, воспитав в целомудрии и, так сказать, возведя до степени ангела, Он телесно принял на себя человеческий образ, происхождение имея духовное (восток), вид же получив человеческий. Вот почему Св. Писание весьма таинственно и обрисовало Его, говоря так: «вот Муж, – имя Ему ОТРАСЛЬ» ( Зах. 6:12 ), отрасль именно как бы по духу, а муж по телу, потому что «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Так как происхождение Его было необычайно и божественно, то естественно и Дух удивился, говоря: «род Его кто изъяснит» ( Ис. 53:8 )? Четыре существуют отличительные наименования божественности, которые более других уместны, когда речь идет о Духе: это – господство, божественность, сыновство и царство вечное; смотри же, не удостоился ли Он получить эти добродетели и славу. Сначала смотри – Он Господь. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» ( Псал.109:1 ). Видишь ли, что Он Господь от Господа? Смотри – Он и Сын Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евр. 11 гл.), как напр. Авраамом, Моисеем и друг. подоб. Св. И. Златоуст, объясняя великое преобразовательное ветхозаветное событие принесения Авраамом Исаака в жертву о крестной жертве Христовой, говорит: «посему и Христос говорит иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде (εδεν) и возрадовася ( Иоан. 8:56 ). Как это видел человек, живший за столько лет прежде? – В прообразе, в тени (δι το τπ, δι τς σκις) 96 ». Равным образом в Мф. 13:17: мнози пророцы и праведницы вожделеша (πεθμησαν) видете, яже видити, и не видеша и слышати, яже слышите, и не слышаша «слово вожделеша показывает, что желание ветхозаветных видеть Мессию было пламенное и утверждалось в них, без сомнения, созерцанием Иисуса Христа в сени и гаданиях, так что неясный образ Христа, преднаписанный в Ветхом Завете, переносил их мысли и желания ко времени явления Самого Первообраза 97 . Не без значения, в этом отношении, также и место Зах. 3:8 : послушай убо Иисусе, иерею великий (– слова ангела от Лица Иеговы), ты и искреннии твои седящии пред лицем твоим, зане мужи дивозрители (торнетн) суть: зане се Аз ввожду раба Моего Востока, где выражение торнетн, по самому существу дела, соответствует выражению τπος τν μελλντων» 98 . Итак, символ и тип – не одно и тоже. И в Новом Завете они не смешиваются. Так ягненок (агнец) или овца, по всеобщим законам символики, является символом кротости 99 . И вот в этом значении, имя агнца прилагается ко Христу, Который был кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29 сн. 1Пет. 2:23 ) в Деян. 8:32  при цитации из Исаии 53:7, хотя это символическое значение нисколько не препятствует тому, чтобы агнец, как ветхозаветная жертва и особенно агнец пасхальный, был и прообразом новозаветного Агнца, вземлющаго грехи мира (Сн. Ин. 1:29,36; 19:36 ; 1Пет. 1:19  и дал.; Апок. 5:6  и др. с Ис. 53:7–8 ; Деян. 8:32–33 ; 1Пет. 2:24  и др.). Еще: жезл есть символ власти 100 и, между прочим, – Христовой ( Евр. 1:8  сн. Псал. 44:7 ), но жезл Ааронов, чудесно прозябший ( Евр. 9:4  сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010