Один говорит: возшел еси на высоту, пленил еси плен, и приял еси даяния в человецех (Псал. LXVII, 19; Ефес. IV, 8). Господь крепок и силен во брани (Псал. XXII, 8). Другой же говорит: крепких раздел и т кор ы сти (Ис. LIII, 12). Для того Он и пришел, чтобы пленным проповедовать свободу и слепым прозрение. Иной, воспевая победу над смертью, говорил: смерть, где твоя победа (1 Кор. XV, 55)? Ад где твое жало (Ос. XIII, 12)? Иной, опять, благовествуя глубочайший мир, говорил: сокрушат мечи своя на ор а ла и к о пия своя на серп ы (Ис. II, 4; Иоил. III, 10). А иной взывает к Иерусалиму: радуйся зело дщи Сионя, яко се Царь твой грядет тебе ... кроток, всед на подъяремника и жребца юна (Зах. IX, 9). Иной и второе пришествие Его проповедует, говоря: приидет ... Господь, Егоже вы ищете, ... и кто стерпит день пришествия Его (Малах. III, 1, 5)? Играйте аки телцы от уз разреш е ни (Малах. IV, 2). А другой в изумлении опять говорит: сей Бог наш, и не вменится ин к Нему (Варух. III, 36). При этих и других весьма многих вещаниях нам надлежало бы трепетать и быть как бы не на земле; а мы, как на торжище, производим шум и смятение и проводим все время священного собрания в разговорах о совершенно бесполезных для нас вещах. Итак, когда мы так небрежны, и в малом и великом, и в слушании и в деле, и вне церкви и в церкви, и сверх того еще молимся об отмщении врагам, то как мы можем надеяться получить спасение, мы, которые к бесчисленным грехам нашим прилагаем еще новое равное всем им преступление, то есть, эту беззаконную молитву? Итак, нужно ли после того удивляться, когда случится с нами какое-либо неожиданное несчастие? Не должно ли, напротив, удивляться, если ничего подобного не случается с нами? Первое является естественным следствием наших дел, а последнее будет непонятным и неожиданным случаем. Подлинно, нельзя понять, как враги и оскорбители Божии наслаждаются и сиянием солнца, и дождями, и всеми другими благодеяниями Божиими. Наслаждаются те люди, которые после духовной трапезы, после великих благодеяний, после бесчисленных наставлений, своею жестокостью превосходят зверей, восстают друг на друга, и окровавляют язык свой, угрызая ближних.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

Кому передаст праведный Иаков свое драгоценнейшее наследие? Старшему – Рувиму? Или добродетельному и знаменитому Иосифу? Нет, Бог указывает праведнику на четвертого сына его – Иуду, – и умирающий Иаков говорит, что от Иуды произойдет Примиритель, Надежда народов. Колено Иудино с течением времени разделилось на множество родов и семейств; но св. Давиду окончательно обещано Богом, что именно из дому и отечества его произойдет Царь вечный, Избавитель мира. Так как все эти прообразования сами по себе были для многих невразумительны, то Бог послал св. пророков, которые в писаниях своих ясно и точно предсказали почти всю жизнь, все свойства и дела Мессии. Они предсказали, что Мессия придет на землю, когда кончится независимость Иудеев ( Быт. 49:10 ) и когда исполнится предназначенное число лет (Дан, 9, 4); что Он родится от Пречистой Девы ( Ис. 7:14 ), в земле Иудейской, в городе Вифлееме ( Мих. 5:2 ). Пророки предвозвестили поклонение Иисусу Христу царей восточных ( Пс. 71:10 ), избиение младенцев (Иерем. 31:15), пребывание Сына Божия в Египте и возвращение Его в Иудею ( Ос. 11:1 ), проповедь Предтечи в пустыне ( Ис. 40:1 ), помазание Иисуса Христа Духом Святым ( Ис. 11:1 ), Его проповедь в Галилеи, в пределах Нефеалима и Завулона ( Ис. 9:1 и 2). Пророки предсказали, что Мессия будет тих и кроток ( Ис. 42:1 ), что Он сотворит великие чудеса, будет давать зрение слепым, слух глухим, жизнь мертвым, здравие болящим ( Ис. 35, 3 – С), что Он много будет говорить в притчах ( Пс. 77:2 ). Пророки предвидели и то, что Иудеи не узнают, не примут Мессию ( Ис. 6, 9 ), что он будет гоним, ненавидим ими, что собственный ученик Его продаст Его за тридцать серебренников ( Пс. 40:10 ; Зах. 11:12 ), что Он будет мучен, поруган, осужден с беззаконными ( Пс. 51, 12 ), напоен желчью и оцтом ( Пс. 68:22 ), прободен ( Зах. 12:10 ), предан смерти как агнец незлобивый ( Ис. 53 ); но что Он пострадает так за беззакония целого Мира, что язвами Его мы исцелимся; что душа Его не останется во аде, а тело не увидит тления ( Пс. 15, 10 ), что Он воскреснет ( Пс. 70:20 ) и именно в третей день ( Ос. 6:2 ), вознесется на небо, сядет одесную Бога ( Псал. 67:19; 109:1 ) и пошлет на учеников Своих Святого Духа ( Иоил. 2:28 ). Св. пророки не утаили и таких откровений Духа Святого, которые были чрезвычайно горьки для иудеев. Они открыто проповедовали и писали, что Мессия отменит Ветхий Завет и даст новый, гораздо лучший Синайскаго, завет духовный и вечный (Ерем. 31:31–34), что бесчисленные языческие народы обратятся к Нему и составят Его царство ( Ос. 2:23 ), а Иудеи, за свое неверие и убиение Мессии, будут отвержены Богом, храм и Иерусалим запустеют ( Дан. 9:27 ), а сыны Израиля будут рассеяны по разным странам и долго будут без своего царя, без жертвенника, без жертвы и без священства ( Ос. 3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

88:39—41) и прочее. Ибо сравнительно с небесным блаженством и тем местом, о котором написано: «в мире святом место Его» (Пс. 75:3), всякое земное обиталище полно волн, полно бурь. Далее, сердце моря означает преисподнюю, вместо чего в Евангелии мы читаем: «в сердцы земли» (Матф. 12:40). Как сердце находится в средине животного, так и преисподняя находится в средине земли. Или, может быть, он говорит в таинственном смысле, что он находился в сердце моря, то есть среди искушений. И хотя он находился среди горьких вод и был искушен во всем, кроме греха (Евр. 4:15), однако не испытал горечи вод, но был окружен потоком, о котором и в другом месте мы читаем: «речные потоки веселят град Божий» (Псал. 45:5), и между тем как другие пьют соленую воду, я среди искушений, говорит он, пил вполне сладкую воду. И пусть тебе не кажется нечестивым то, что теперь Господь говорит: «Ты вверг Меня в глубину», — Тот, который говорит в псалме: «зане, его же Ты поразил еси, тии погнаша» (Псал. 68:27), согласно с тем, что от лица Отца у Захарии говорится: «поражу пастыря, и расточатся овцы» (Зах. 13:7; Матф. 26:31). Все пучины Твои и волны Твои проходили надо мною.    LXX: Все волны Твои и воды проходили надо мною.     Что над Ионою проходили поднявшиеся волны морские и разразилась жестокая буря, в этом никто не сомневается. Но спрашиваем: каким образом все поднявшиеся пучины и волны Божии прошли над Спасителем? «Искушение... житие человеку на земли» (Иов. 7:1) или, как стоит в еврейском, «воинствование», потому что мы здесь воинствуем, чтобы в другом месте быть увенчанными. Ибо нет никого из людей, кто мог бы вынесть все искушения, кроме Того, кто, подобно нам, был искушаем во всем, кроме греха (Евр. 4:15). Поэтому и к Коринфянам говорится: «искушение вас не достиже, точию человеческое; верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит с искушением и избытие, яко возмощи вам понести» (1 Кор. 10:13). И так как все преследования и все приключающееся не происходит без воли Божией, то называются Божиими пучины и волны, которые не поглотили Иисуса, но прошли над ним, только угрожая крушением, а не причиняя его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Один говорит: возшел еси на высоту, пленил еси плен, и приял еси даяния в человецех (Псал. LXVII, 19; Ефес. IV, 8). Господь крепок и силен во брани (Псал. XXII, 8). Другой же говорит: крепких разделит корысти (Ис. LIII, 12). Для того Он и пришел, чтобы пленным проповедовать свободу и слепым прозрение. Иной, воспевая победу над смертью, говорил: смерть, где твоя победа (1 Кор. XV, 55)? Ад где твое жало (Ос. XIII, 12)? Иной, опять, благовествуя глубочайший мир, говорил: сокрушат мечи своя на орала и копия своя на серпы (Ис. II, 4; Иоил. III, 10). А иной взывает к Иерусалиму: радуйся зело дщи Сионя, яко се Царь твой грядет тебе кроток, всед на подъяремника и жребца юна (Зах. IX, 9). Иной и второе пришествие Его проповедует, говоря: приидет Господь, Егоже вы ищете, и кто стерпит день пришествия Его (Малах. III, 1, 5)? Играйте аки тельцы от уз разрешени (Малах. IV, 2). А другой в изумлении опять говорит: сей Бог наш, и не вменится ин к Нему (Варух. III, 36). При этих и других весьма многих вещаниях нам надлежало бы трепетать и быть как бы не на земле; а мы, как на торжище, производим шум и смятение и проводим все время священного собрания в разговорах о совершенно бесполезных для нас вещах. Итак, когда мы так небрежны, и в малом и великом, и в слушании и в деле, и вне церкви и в церкви, и сверх того еще молимся об отмщении врагам, то как мы можем надеяться получить спасение, мы, которые к бесчисленным грехам нашим прилагаем еще новое равное всем им преступление, то есть, эту беззаконную молитву? Итак, нужно ли после того удивляться, когда случится с нами какое-либо неожиданное несчастие? Не должно ли, напротив, удивляться, если ничего подобного не случается с нами? Первое является естественным следствием наших дел, а последнее будет непонятным и неожиданным случаем. Подлинно, нельзя понять, как враги и оскорбители Божии наслаждаются и сиянием солнца, и дождями, и всеми другими благодеяниями Божиими. Наслаждаются те люди, которые после духовной трапезы, после великих благодеяний, после бесчисленных наставлений, своею жестокостью превосходят зверей, восстают друг на друга, и окровавляют язык свой, угрызая ближних.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Где же осуществление этого в истории? К чему относится это пророческое изображение будущего? Две черты в этом изображении не могут быть приложимы ни к какому времени из всей истории Еврейского народа после Исаии: – всеобщее распространение религии Иеговы откровенной по всей земле, и – всеобщий мир. Этими двумя чертами как у других пророков, так, в частности, у того же пророка Исаии характеризуется время царства Мессии, т. е. время христианства вообще – от его появления до конца. Первое, например: Ис.9,6 . Ис.11,10. 42. 49. 60 . Псал.21:28 . Второе: Ис.9,7 . Ис.11,6–9 . Пс.71:3 . Зах.9:10 и др. В этом пророчестве не упоминается о лице Мессии, а только о свойствах Его царства. Мы уже замечали во введении к пророческим книгам, что из этого отнюдь не следует, будто пророк свои надежды и чаяния не соединял с одним главным лицом, т. е. Мессиею и что, следовательно, не о времени Его царства здесь речь. Мы заметили, что это одна из особенностей пророческих речей, необходимо проистекающая из способа сообщения пророку откровений. Поэтому мы никак не можем принять, в отношении к рассматриваемому месту пророческой речи, того мнения (Гезения), будто пророк здесь представлял, что обращение язычников последует посредством деятельности пророков; ибо а) представление, что пророки будут посредниками и при новом завете, объемлющем и языческие народы, совершенно чуждо не только Исаии, но и всем пророкам, писания которых дошли до нас; б) те же самые черты состояния царства находятся и в тех пророчествах Исаии, где речь идет прямо о лице Мессии; в) все надежды на счастливое будущее царство у всех пророков, и во всем Ветхозаветном откровении, соединяются с лицом одного царя из царского рода Давидова, и в этой же самой речи пророка говорится о лице одного Мессии, когда далее описывается его время несколькими сходными с рассматриваемыми чертами. Иудеи и не Иудеи против исполнения этого пророчества во времена Мессии – Христа говорят, что с явлением христианства вовсе не настало этого возвещенного пророком мира, что с тех пор и доселе также, если не более, ведутся войны на земле в самом христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Теснее дружитесь между собою чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень — Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собою союза любви. Воздевайте, сказано, руки чистые без гнева и сомнений (1 Тим. 2, 8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения? Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших, и говорит: вы, поступившие правильно, — род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность соустроились в царственное священство, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишнею похвалою и чтобы они не подумали, что стали народом святым и проч. по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святый и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Псал. 109, 4), и царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9, 9). Итак, от Него, имевшего то и другое (священство и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет. Посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: «вы некогда не народ, а ныне народ; вы, некогда не помилованные ныне помилованы» (Осии 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак возвещайте совершенства Его своею добродетелию. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного» (Матф. 5, 6). Люди обновления , т. е. народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие — все, а удел Божий — одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Посему подобно хищным животным, которые всегда жаждут раз отведанной ими крови, они развертывают свой невод, и постоянным их стремлением является то, чтобы убить не немногое число, как в начале, но гораздо большее количество. Тот, кто увидит столь большое число ересей и извращенных учений пойманное удою, неводом и сетьми диавола, не усумнится в убиении многих народов. Тем не менее цель их захватов — погибель.    — На первый вызов со стороны пророка Господь отвечал: ,,Присмотритесь к народам и смотрите, и удивляйтесь, и изумляйтесь“. В свою очередь пророк на это как бы в раскаянии о прежде сказанном, правда, смягчил свой вопрос словами: Господи Боже «мой, святый мой! и мы не умрем» (Авв. 1:12); тем не менее вместе с почтением и прославлением Бога он настойчиво спрашивал у Него: Очи Твои непорочны для того, чтобы не видит зла и смотреть на беззаконие «Ты не можешь» (Авв. 1:13). Почему не посмотришь Ты на делающих беззакония, и безмолвствуешь, когда нечестивый поглощает того, кто более праведен по сравнению с ним. А в чем состоит поглощение праведного, это он указал подробнее по частям: люди бывают, как рыбы морские и как пресмыкающиеся; и все влекутся к погибели удою, сетью и неводом, и нет конца их избиению. Итак поелику он пророк, то он настоятельно вопрошает, но говорит, что он сомневается, чтобы после ответить всем то, что будет ему отвечено: Он говорит: «На страже своей я стану», т. е. в восхищении Духом пророческим, и буду смотреть, что последует за тем после плена народа и после падения города и храма. Или же иначе: ,,Со всяким тщанием я буду охранять сердце свое и стоять на камне — Христе; и этим или кругом, или укреплением я буду огражден, чтобы на меня не мог броситься лев рыкающий, и я увижу, что ответит мне Господь на второй вопрос. А после того, как Он ответить мне и обличит меня за мой настойчивый вопрос, я увижу, что должен и я с своей стороны отвечать ему“. Он превосходно и с удивительным знанием описывает человеческое нетерпение, которое мы привыкли всегда иметь в спорах, т. е. попытки приготовиться отвечать, прежде чем противник возразит нам и прежде чем мы узнаем, в чем он обличает нас. Откуда ясно, что ответ является следствием не разумного основания, но стремления к словопрению; потому что, если бы ответ был следствием основания, тогда спорящий должен был бы ожидать ответа противника и потом уже смотреть: должен ли он делать возражение, или же должен согласиться с разумным ответом противника. С другой же стороны из его выше приведенных слов: «Что бы видеть, что будет сказано во мне», нужно заметить и то, что пророческое видение и слово Божие было к пророку не внешним, а внутренним способом и было обращено ко внутреннему человеку. Посему и пророк Захария говорит: «И ангел, который говорил во мне» (Зах. 1:9); и в Псалмах говорится: Я услышу,«что скажет во мне Господь» (Псал. 84:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3154...

64:10). И об Иосифе говорится, что он на пиру упоил братьев своих (Быт. гл. 43). И Господь говорит апостолам: ядите, друзья Мои, и пийте и упийтеся, братия (Песн. П. 5, 1). Или: так как Господь наш Сам служит пшеницею и виноградною лозою, то всякий верующий в Него называется упояющимся. Поэтому далее следует: и разцветет, как виноградная лоза; память его, как вина ливанского. Вино же ливанское мы можем назвать смешанным и приправленным благовониями, чтобы оно имело наиболее приятный запах, или же это то ливанское вино, которое приносится в храме Господнем, который у Захарии называется Ливаном: разверзи, Ливане, двери твоя (Зах. 11:1). Так как ты будешь иметь такое изобилие во всем, то ты, Ефрем, приносящий покаяние и начавший быть Моим, оставь идолов, отвергни истуканов; ибо Я смирил тебя, и Я возвышу тебя, или Я услышу его и возвышу подобно зеленеющей ели, как говорится в псалме по еврейскому тексту: „ель — жилище его“ (Псал. 103:17). Или: Я буду подобен густому можжевельнику, чтобы ты мог отдыхать под тенью Моею. Из αρκεθοις, то есть из можжевеловых дерев, Соломон, как говорится по переводу LXX, сделал двери храма, потому что Христос, чрез которого мы приходим ко Отцу, по Своей природе постоянно цветет, приносит новые плоды и никогда ее перестает быть в зелени. Этот можжевельник приносит плоды, дяющие возможность покоящимся под тенью его избегать пагубной жары мира сего и не подвергать голову солнечному припеку, поразившему некогда Иову (Ион. гл. 4), и доставляет не только отдохновение спящим и сидящим [под ним], но и насыщение питающимся [его плодами]. Все то. что нами истолковано, соответственно иносказательному смыслу, в отношении к пришествию Господа Спасители и к обращению истинного Израиля, может быть отнесено также как к еретикам и иудеям, так к язычникам и ко всякому превратному учению, так что когда они принесут покаяние, то получат прощение. Хотя полнота обетования исполнилась при пришествии Спасителя и ежедневно исполняется в Церкви, однако должно верить, что с большею полнотою совершится это тогда, когда настанет совершенное и когда то, что отчасти, прекратится (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

Даже Иерусалимский Талмуд 30 , – памятник, хотя и совершенно однородный Вавилонскому Талмуду, но более древний и содержащий более чистую палестинско-раввинскую традицию, – вполне благоприятствует предположению, что идея страждущего Мессии в изложении Вавилонского Талмуда и Мидрашей есть дело позднейшего раввинского богословия. Как и Мишна, Иерусалимский Талмуд не имеет тех указаний на страдания Мессии, какие читаем мы в Вавилонском Талмуде, за исключением одного, но свидетельствующего в пользу доказываемого предположения. Вышеприведенные места из Вавил. Succali, 52. а 6– 7) о страданиях и смерти Мессии сына Иосифова и Давидова за грехи людей, со ссылкойна Зах.12, 10 и Псал.2, 7–8 и 20, 5, в Иерусалимской Гемаре (Succali, сар. V,sect. 2) имеет себе такую параллель: «Двое (двояко) сказали: один сказал: это плач Мессии, а другой сказал: это плач (врожденного телу) влечения ко злЕвр. текст у Wünsche, Die Leidend. M. С нем перев. – проверен по Ugolino, Thesaurus Antiquitatum Judaicarum, t. XVIII, p. 483, середина с лат. переводом.. И только. Не только ничего нет о Мессии сыне Давидовом и Мессии сыне Иосифовом и не только нет никакого одобрения первому мнению, но даже и самый плач Мессии не истолкован в смысле именно искупительных страданий Мессии за грехи людей. Сравнение это дает видеть, что наиболее гаггадичная Гемара Вавилонская внесла много новых толкований и личных гипотез позднейших раввинов в более галахичную и более древнюю Гемару Палестинскую. И это понятно. Раввинский экзегес или гаггада, уже по самой своей природе, мог быть прогрессивнее, чем консервативная каноника или галаха законников. Притом и заграничная жизнь могла более содействовать развитию либерализма в Вавилонских раввинах по отношению к традиционности раввинов Палестинских. Записанные в древне-раввинской литературе разнообразные споры многочисленных раввинских школ дают видеть как в экзассе так и в канонике у раввинов такое же господство субъективизма и личного произвола, какого, пожалуй, нет и в современном протестантизме. А просвечивающая нередко страстность этих споров внушает невольное подозрение в подлинности этих генеалогий того или другого из защищаемых тезисов, – тем более, что способ сохранения этих свидетельств (предание) не внушает доверия. Поэтому в большинстве все эти свидетельства могут иметь бесспорное значение только для того времени, когда составлен содержащий их литературный памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

2) в стихе 11 о состоянии церковном: что ми множество жертв ваших, глаголет Господь? 3) в стихе 15 о нравственном: руки бо ваши полны крове. Прочитав историю царствования Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии, при которых пророчествовал Исаия ( Ис. 1:1 ), мы убеждаемся, что сия пророческая речь произнесена в царствование Езекии. Впрочем, определяя сим способом время произнесения пророческих речей, мы должны помнить, что имеем дело не с человеческими произведениями, но с глаголами Духа Божия, который, озаряя мысль Пророков светом своим, не редко представлял им будущее в Форме прошедшего. Св. Кирилл Иерусалимский , объясняя слова: Господи, возвел еси от ада душу мою ( Псал. 29:4 ) замечает: «(Пророк) говорит здесь как уже о случившемся, что имело случиться.» (Огл. поуч. XIV. стр. 281).Также Св. Иустин муч. Когда Дух Св. говорит чрез Исаию: Той яко овча на заколение ведеся, то говорит сие так, как-будто страдание уже было». (Разгов. с ТриФ. стр. 142). Вот почему утешительные речи Исаии от 40 до 66 главы предполагают плен Вавилонский уже совершившимся, тогда как он случился спустя много лет после блаженной кончины Пророка ( Ис. 45:1 и дал.) c) Иногда в надписании пророческих речей замечается некоторое частное и повидимому маловажное обстоятельство, которое легко может ускользнуть от внимания, между тем как оно разливает свет на часть речи историческую. Напр. в надписании пророчеств Амоса 1:1. замечено, что он произнес речь сию прежде двою лет труса т. е. за два года до землетрясения. Сие обстоятельство, по видимому маловажное, ведет к определению времени произнесения сей речи: ибо Захария Пророк говорит ( Зах. 14:5 ), что землетрясение случилось в царствование Озии, а Иосиф Флавий относит оное к тому самому году, в который Озия поражен был проказою (Древн. IX. 10). d) Само собой разумеется, что при определении времени произнесения пророчеств, хронологическую таблицу царств Иудейского и Израильского с современностями должно иметь пред глазами. 2) Определив время произнесения взятой для рассмотрения пророческой речи, надобно нарочито рассмотреть часть речи собственно пророчественную, чтобы сим рассмотрением и сравнением с историей определить, какое именно событие предрекает Пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/neskolk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010