Зах.14:6   И будет в тот день: не станет света, светила удалят­ся. Зах.14:7   День этот будет един­ствен­ный, ведомый только Го­с­по­ду: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явит­ся свет. Тогда же произойдет изменение порядка мировой жизни: исчезнет различие между днем и ночью, светила перестанут давать свой свет; или же – порядок обычной смены дня и ночи совершенно изменится; днем не станет света, но он явится в вечернее время (Keil 651). Марти объясняет jom " eshadh (букв. «день один») в смысле дня, не сменяющегося ночью, так что и в вечернее время будет свет (S. 452). Концу Зах.14 усвояется переводчиками и толкователями совершенно различный смысл. Русские перевод. Синод. и Венск., сделанные с еврейского, допуская различное чтение и производство двух последних слов Зах.14:6 , передают их по-русски – первый: «светила удалятся» (jadar – дорогой, великолепный; мн. ж. jedaroth; по Руж. 244. – драгоценности неба – светила. Страд. ф. dapha – сжиматься, сгущаться, сокращаться см. Keil 650–651, Reinke 294–297, Ges. WB. ), второй: будет холод и сгущение воздуха (jegaroth читается как vegaroth или vegaruth – «и холод»; вм. Kethibh jegippáon – Oerë (ve) gippáon – («и лед, мороз»). LXX читают: ψχη (ед. ψχος – холод, стужа) και παγος (лед, – в класс. языке это значение πγος имеет во (множ. ч. ) ­­ Слав.: «зима и мраз». Отцы читают конец Зах.14соответственно тексту LXX, но толкуют Зах.14:6–7 неодинаково. Блаж. Феодорит понимает их в смысле пророчества об обстоятельствах крестной смерти Спасителя (с. 123). У Иеронима холод и стужа истолкованы в буквальном смысле (в применении к тому времени, когда «свет и мрак, ночь и день уже не будут взаимно сменять друг друга») и в переносном – в отношении к утрате пламенной веры и охлаждению любви пред вторым пришествием Спасителя (с. 173). По св. Кириллу, пророк «зимою и морозом обозначает ночь... в то время, когда Он (Христос-Судия), придя с небес, будет преобразовывать все и переменять к лучшему, как Творец, тогда не будет ночи, ни света дневного» (с. 210). Св. Ефрем Сирин толкует так: «все сие изображает непрочное и переменчивое положение иудеев во времена Маккавеев, о чем упоминали мы выше. Но внимательный и смышленый исследователь увидит в сем пророчестве, что оно в точности и ясности относится ко дню страдания Господня...» (с. 262).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зах.12:1Зах.13:6 , отдел второй – с Зах.13:7 до конца. Цель написания книги. Обращаясь к вопросу о цели написания книги пророка Захарии, необходимо прежде всего отметить намерение автора ободрить строителей храма и весь народ в трудную для него пору восстановления общины после плена; вместе с тем, пророк старается рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности освобожденных из плена сынов преступного народа и о непосредственной близости мессианских времен. Для достижения этих целей, пророк изображает будущее Царство Мессии и вообще славную судьбу народа Божия, как имеющие осуществиться после долгой борьбы с язычеством, после неоднократных падений самого избранного народа; действия Промысла, ведущие избранный народ к предназначенной ему цели, будут выражаться в чудесной помощи сынам Израиля в борьбе с язычеством, с одной стороны, и в тяжких наказаниях за грехи их самих, с другой; причем язычники служат орудием в руках Божиих для наказания сынов народа Божия, как и во времена минувшие. Частные поводы написания можно указать разве для двух отделов: Зах.6:9–15 и VII-VIII. Внешним поводом для написания Зах.6:9–15 послужило прибытие в Иерусалим Хелдая со спутниками из Вавилона, с дарами для храма. Главы VII и VIII написаны по случаю возбужденного некоторою частью иудеев вопроса об уместности соблюдения установленных в память разрушения Иерусалима и храма постов, при изменившихся обстоятельствах. Вопрос о подлинности второй части книги пророка Захарии. Книга пророка Захарии включена в канон I ветхозаветных священных книг в составе четырнадцати глав; Новый Завет цитирует вторую часть в качестве богодухновенной; отцы и учители Церкви не выражали сомнения в принадлежности всех четырнадцати глав именно пророку Захарии, современнику построения второго храма. Православные экзегеты всегда держались (за исключением, кажется, только прот. Павского), и доныне держатся того взгляда, что названная книга в целом ее объеме принадлежит пророку Захарии. Того же мнения были и западные ученые до половины XVII столетия; а потом все резче и резче стали раздаваться голоса против подлинности шести последних глав кн. Захарии; так что в наше время для большинства западных ученых это – истина общепризнанная (К. Marti. Dodekapropheton. Tubiugen 1904. S. 391), и кн. Захарии у них разделяется на две: первая заключает пророчества Захарии современника Зоровавеля; а вторая принадлежит неизвестному автору, которого принято называть Девтерозахарией. (Впрочем, некоторые исследователи приписывали составление Зах.9–14 :) и определенным лицам).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

30:18, Ис. 33:1–5, Ис. 59:16–19, Иер. 9:23–24, Иез. 18:20–24, Дан. 9:7. О Божием всеведении: Иер. 17:9-10. О святости Божией: Ис. 6:3, Ис. 57:15, Ос. 11:9. О вечности Божией: Ис. 43:10. О Царстве Божием О Новом Завете: Ис. 55:3, 59:20-21Иер. 31:31–34, Дан. 9:24–27 (см. Деяния 13:34). О призвании язычников в Церковь: Ис. 2:2, Ис. 11:1-10, Ис. 42:1-12, Ис. 49:6, Ис. 54:12–14, Ис. 65:1–2, смотри Гал. 4:27, 1:9 и 2:23. О внутреннем обновлении: Ис. 44:3, Зах. 12:10–13:1, 14:5–9, Ис. 35:1–7, Ис. 55:1, Ис. 55:10–11, Ис. 12:3–5, Иоиль 2:28–32. Сердце единое и дух новый: Иез. 11:19–20, Из. 36:24-2. О Царстве Божием в образе горы Божией: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10 (см. Рим. 15:12), Дан. 2:34, Иоиль 3:17, Авд. 17, Зах. 8:3. О добродетелях О благоговении перед Богом: Мал. 4:2, Мал. 3:16–18. О вере: Авв. 2:4. О надежде на Бога: Ис. 8:9-14, Ис. 25–27 гл., Ис. 26:2-12, Ис. 30:7, Ис. 30:15, Ис. 40:29–31, Ис. 51:7–8, Ис. 51:12–14, Ис. 54:10, Иер. 9:23–24, Иер. 15:20–21, Иер. 17:7–8, Иез. 34:14–16, Мих. 7:7-19, Авв. 3:17–19. О познании Бога: Ис. 2:2–3, Ис. 11:1-10, Ис. 54:13, Иер. 9:23–24, Иер. 31:31–34, Ос. 6:3. О смирении: Ис. 57:15–16, Ис. 66:1–2, Мих. 6:8. О стремлении к добродетели: Ис. 1:17, Ис. 33:14–16, Ис. 55:6–7, Вар. 4:4, Зах. 7:9-10, 8:16–17. О справедливости: Ис. 1:27, Мих. 6:8 . О милосердии: Ис. 1:17-Ис. 58:2-12, Ос. 6:6. Призыв к покаянию Обличительные речи: Ис. 1:3–6, Ис. 3:9-11, Ис. 5:20–23, Ис. 10:1–2, Ис. 19:13, Ис. 30:1, Ис. 42:18–20, Ис. 45:9-10, Ис. 57:20–21, Ис. 59:1–4, Иер. 2:13, Иер. 5:1–5, Иер. 7-я гл., Иер. 8:9-11, Иер. 9:8, Иер. 15:1–2, Иер. 17:1, Иер. 17:5, Иер. 22:13–17, Иер. 44:4–6, Иер. 48:10, Мих. 7:1–6, Соф. 3:1–5, Мал. 1:6. Призыв к покаянию: Ис. 1:16–20, Ис. 64:6–9, Иер. 8:4–5, Иез. 18:30–32, Ос. 6:1–3, Иоил. 2:11–17, Зах. 1:3–4, Мал. 1:9. О последних временах О духовным голоде: Ам. 8:11 . О лжепророках: Ис. 9:15, Иер. 14:14–16, Иер. 23:15–17, Иер. 23:26–28, Иез. 13:3-16, Иез. 14:9-11, Соф. 3:4, Мих. 3:5–7. О пастырях: добрых — Иер. 3:15; негодных — Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис. 59:20–21, Иер. 31:31–34, Иез. 36:24–27, Дан. 9:24–27, Зах. 6:12 и 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер. 31:31, Иез. 36:27), заключение Нового Завета (Ис. 55:3 и 59:20–21, Иер. 31:31–34, Дан. 9:24-2), обилие благодати (Исайя 35:5, 44:3, 55:3 и 59:20–21, Иоиль 2:28–32, Зах. 12:10–13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10–17, Исайя 2:2, 11:1-10, 42:1-12, 43:16–28, 49:6, 54:12–14, 65:1–3, Дан. 7:13–14, Аггей 2:6–7), распространение Церкви по всей земле (Исайя 42:1-12, 43:16–28, 54:12–14), непоколебимость и непреодолимость (Ис. 2:2–3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11), уничтожение зла, страданий (Числа 24:17, Ис. 11:1-10), утверждение радости (Ис. 42:1-12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4), воскресение плоти (Иов 19:25), уничтожение смерти (Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14), познание Бога (Ис. 2:2–3, 11:1-10, Иер. 31:31–34), торжество истины и справедливости (Пс. 71:10–17, 109:1–4, Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис. 26–27 главы). Уподобление Царства Мессии горе: Пс. 2, Ис. 2:2–3, 11:1-10, 26 гл. Дан. 2:34. б) В хронологическом порядке Книга Бытия 3:15 Семя Жены сотрет главу змия 22:18 О благословении в Потомке Авраама 49:10 Примиритель из колена Иуды Числа 24:17 Звезда Иакова Второзаконие 18:18–19 Пророк подобный Моисею Иов 19:25–27 Об Искупителе, Который воскресит 2 Царств 7:13 Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) 2-й (2) Мессия — Сын Божий 8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим 15 (16) Его плоть не увидит тления 21 (22) Крестные страдания Мессии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  Глава 13 И отверзется источник спасения дому Давидову и живущым во Иерусалиме (Зах. 13:1). Обыкновенный смысл этих слов таков: Иудеям, погруженным в печаль при мысли, что нет уже им надежды на спасение, источник спасения отверзет Ионафан, брат Иуды Маккавея. По разумению же духовному и в истинном смысле, под именем источника спасения разумеем излияние пречистой Крови и святых вод, истекших на святом Кресте из ребр Господа нашего в окропление и очищение — в окропление для омовения от скверн и в очищение для изглаждения грехов. И будет, аще проречет человек еще, и речет к нему отец его и мати его… не жив будеши (Зах. 13:3), то есть если найдется среди них ложный пророк, то родители его, которым свойственно молиться о жизни детей, проклянут его. Постыдятся пророцы ложные, ибо сами родители будут укорять их, и не облекутся в кожу власяную (Зах. 13:4), чтобы обман прикрыть видом истины. Ложный пророк сам о себе возвестит и речет: несмь пророк аз , то есть (я не пророк) истинный, каким почитал ты меня. Яко человек делаяй землю аз есмь, человек же некий возбудил во мне ревность от юности моея (Зах. 13:5), то есть соблазнил меня, простого земледельца, выдавать себя за пророка. И рекут: что язвы сия посреде руку твоею; И речет : это — язвы, имиже уязвлен бых в дому возлюбленных Моих (Зах. 13:6). Сказано так о Том, Кто ранее назван источником спасения, во всей же полноте относится к Сыну Божию. Небесные Силы и други жениха Христа и слуги Его вопрошали Его о язвах, нанесенных Ему распинателями, и о язвах гвоздинных на руках Его, и Он как бы так отвечал им и говорил: «Эти язвы приял Я не от врагов, но в доме друзей и прародителей Моих, которые из ненависти к ложным пророкам подумали, будто бы и Я — льстец и пророк ложный». Подобный вопрос задают и Силы Небесные, как написано у пророка Исаии, где, тайнозрительно видя плоть Его, орошенную Кровью страданий, говорят: Кто Сей пришедый от Едома, червлены ризы Его от Восора? (Ис. 63:1). Мечу, востани на пастыря Моего и на мужа друга Моего, глаголет Господь Вседержитель (Зах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

I. Диссертация начинается списком «источников и пособий», коими «постоянно пользовался» автор, так как, по его замечанию, «пособия, из которых делаются немногочисленные и случайные справки, здесь не поименованы». —24— Однако-ж в этом списке есть пробелы: по текстологии, гебраистике и экзегесу. Особого и подробного указания здесь, по моему мнению, требуют опущения из древне-христианской литературы, как по важности ее для церковно-православной науки, так и по ее сравнительной скудости по данному предмету: а., греческой: 1) Евсевия Кесарийского , в Demonstatio Evangelica, толкование Зах. 14, 16–19 и 2, 10–11 (Migne. Patr. gr. t. XXII, col. 104. 108, – 2) Феодора Мопсуестийского – обширнейший и постишно изложенный комментарий на всю книгу пророка Захарии, с вводными сведениями о писателе книги (Migne. Patr. gr. t. LXVI, coll 493–596, – 3) Исидора Пелусиота , к Зах. 5, 7 , в Epist. III. 33 (Migne. Patr. gr. LXXVIII, col. 753), – 4) Анастасия Синаита , к Зах. 4, 1–3. 6 , в Quaest. 49 (Migne. Patr. gr. t. LXXXIX, col. 608–609 – 5) Максима Исповедника , к Зах. 4, 2–3 и 5, 1–4, в Quaest. 62 и 63 (Migne. Patr. gr. t. XC, coll. 645–665) и 6) Гезихия, In XII prophetas minores capita, хотя и изложенные в виде 32-х глав или отделов книги, но в изложении их содержания заключающие и объяснение их, напр.: пророчество о Новом Иерусалиме, созданном Христом, – о призвании язычников, о пришествии Спасителя и действии в Нем семи даров Святаго Духа и под., с вводными сведениями о пророке Захарии, – б., латинской: 7) Патерия, Expesitio Veteris et Novi Testamenti: De testimoniis in Zachariam prophetam: к Зах. 1, 14 (Ангел, говоривший в пророке), – 3, 1 (первосвященник Иисус), – 3, 9 (семь очей на камне), – 5, 2, – 5, 5, – 4, 15 и 12, 18 (Migne, Patr. lat. t. LXXIX, 1013–1018), – 8) Юлиана, Antikcimena, к Зах. 12, 10 (Migne, Patr. lat. t. XCVI. col. 623), – также толкования, хотя и компилятивные, но значения не лишенные: 9) Валафрида Страбо, Glossa ordinaria, по Иерониму и Григорию Великому , – 10) Haymo, Enarratio in Zachariam и 11) Руперта тоже по Иерониму.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кирилла Александрийского , «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось (это) слово пророка, но вернее, оно было к Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля, потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень» 367 . – «В осмый месяц второго лета, при Дарии, бысть слово Господне к Захарии пророку» ( Зах.1:1 ), которое повторилось потом и «в четвертое лето, в четвертый день месяца девятого» ( Зах.7:1 ). Св. Ефрем Сирин утверждает, что и Захария «предвидел пришествие Господа на­шего» 368 и пророчествовал о Христе, ибо «все, под различ­ными образами сказанное (у сего пророка) о Зоровавеле, по его мнению, указывает на Христа, к Нему относится, и на Нем исполнилось» 369 . Точно также и св. Иустин Мученик говорит, что Захария «приточно показывает таинство Христа и прикровенно возвещает Его», ибо «откровение, бывшее в Вавилоне при священнике Иисусе в народе» Иудейском ( Зах.3 ), – по его объяснению, – «было предсказанием того, что имело быть совершено нашим Священником – Христом» 370 , Который у сего пророка назван еще «востоком» ( Зах.6:12 ) 371 , а также, – камнем, имеющим семь очес ( Зах.3:9; 4:10 ), т. е. всезрящим 372 ; кроме того, «Ангел истолковывает ему видение и устройство Светильника ( Исх.25:31–40 ), относит (оное) ко Христу» ( Зах.4 ) 373 ; да и вообще, по замечанию сего св. Отца, про­рок «постоянно имеет в виду избавление, имеющее совер­шиться некогда чрез Христа, и тайну Его изображает мно­гими способами» 374 . «Современником упомянутым пророкам (Аггею и Захарии) или же очень немного после них был и божественный Малахия» 375 . Задачею пророческого служения Малахии было возвестить, что скоро явится вестник, названный «ангелом Господним» ( Мал.3:1 ) и «Илиею Фесвитянином» ( Мал.4:5 ), т. е. Предтеча Господень Иоанн ( Мф.11:10, 14 ; Мк.1:2 ; Лк.1:17; 7:27 ) 376 . «А в конце пророчества, – по замечанию св. Кирилла Александрийского , – речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приноситься Богу чистая и бескровная жертва» 377 ( Мал.3:3, 4 ), а также, по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Так пророк предсказал, что именно в этот, второй Храм, придет Спаситель всех людей, Который введет уверовавших в Царство непоколебимое. Девятнадцать лет строили Храм, и, наконец, он был построен. Накануне Пасхи Храм был освящен, хотя Иерусалим и лежал в развалинах. Тогда Бог послал из Вавилона священника Ездру и Неемию. Они восстановили стены города, стали учить народ Закону Божию. Особенно же заботились они о том, чтобы расторгнуть браки евреев с иноплеменниками, склонявшими Израиль к отступничеству. В это время завершалось пророчество в народе Божием. Пророк Захария предсказал Пришествие Христа Господа, Которого называл Он «Отраслью» ( Зах. 3, 8 ), к которому придут многие народы ( Зах. 8, 20–23 ). Господь въедет в Иерусалим на осленке, чтобы спасти пленников изо рва, в котором нет воды (ада) ( Зах. 9, 9–11 ). Но еврейский народ отвергнет своего Бога. Господь говорит: – Скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату (за заботу о вас), а если неугодно, то не давайте. И они отвесят Мне в уплату тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище – высокая плата, в которую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника ( Зах. 11, 12–13 ). Что и сбылось, когда первосвященники купили жизнь Иисуса Христа у Иуды за тридцать сребреников. Но потом иудеи раскаются в своем злодействе и будут плакать о Том, Кого они пронзили. Тогда им откроется источник для омытия греха и нечистоты ( Зах. 12, 10; 13, 1 ). Бог встанет на Елеонской горе и станет судить все народы, но перед этим будет особый день, когда в полдень зайдет солнце и лишь в вечернее время явится свет, живые воды Духа потекут из Иерусалима, и Господь будет Единственным Царем во вселенной ( Зах. 14 ). Все эти пророчества исполнились на Христе, и завершатся они при конце мира. Последним пророком Ветхого Завета был Малахия (ок. 400 года до Р.Х.). Он предсказал будущее Пришествие во второй Храм Христа Спасителя, Которому будет предшествовать Иоанн Предтеча ( Мал. 3, 1–3 ). А перед Вторым Пришествием Христа будет послан пророк Илия, который обратит сердца евреев к христианам ( Мал. 4, 5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Глава 9 Зах.9:1 . Пророчество словесе Господня в земли Адраха, и Дамаск жертва его. Акила же перевел: «и в Дамаске покой его». Зане Господь призирает на человеки, и на вся колена Израилева, Зах.9:2 . И Имаф в пределех его, или по другим толковникам: «и в Имафе, сопредельном ему». Посему Пророк предсказывает, что и сии древле злочестивые города: Адрах, Дамаск, Имаф, принесут жертвы Богу, освободившись от прежней прелести; потому что Призирающий на всех людей, а не на одни колена Израилевы, попечется и о них. Адрах есть город Аравийский; а Имаф называется ныне Епифаниею. Но божественное писание именует Имафом великий Емис. Сии-то города, озарившись светом Боговедения, будут делать, что должно. Тир и Сидон, яко умудреша зело. Зах.9:3 . И созда Тир твердыни себе, и собра сребро яко перст, и злато яко брение путей. Зах.9:4 . Сего ради Господь наследит я, и поразит в море силу его, и той огнем поястся. Зах.9:5 . Увидит Аскалон и убоится, и Газа и поболит зело, и Аккарон яко постыдеся о падении 5 своем; и погибнет царь от Газы, и Аскалон не имать населитися. Тир и Сидон, говорит Пророк, величающиеся богатством и надеющиеся на твердые ограды, преданы будут бедствиям всякого рода; потому что иное в них потопит разлившееся море, а иное будет пожжено огнем, когда Бог всяческих произнесет на них этот приговор. А слова: «Господь наследит я», имеют такое истолкование: поскольку сами себя устранили они от Божия о них попечения; то опытом изведают Божью силу. Аскалон же и Газа, увидев это, придут в страх, и вместе с Аккароном будут сетовать о том, что «постыдеся», то есть Тир, о падении своем. Но положу конец и царству Газы, и Аскалон лишу жителей, сделаю, что его и Азот населят иноплеменники. Ибо сие: «Аскалон не имать населитися», говорит Пророк о тогдашних жителях, которых предал Бог на избиение и в рабство. Почему присовокупил: Зах.9:6–7 . И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников. И изму кровь из уст их, и мерзости их из средины зубов их. Поэтому ниспосылаемое Богом вразумление есть матерь благих дел; потому что в следствие оного и иноплеменники, как сказал Пророк, оставили прежние беззакония и злочестие, прияли же богопознание. Ибо сие выразил Пророк, немедленно присовокупляя:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Так как священники, к которым депутация обратилась за разрешением вопроса о постах, затруднялись, очевидно, дать ответ от себя, то пр. Захария отвечает от имени Божия. Из ответной речи пророка, получившего откровение от Бога, ясно, что вопрошавшие придавали чрезмерную важность установленным, помимо повеление Божия, постам, приписывали нравственную ценность этому чисто обрядовому установлению. Пророк предостерегает посланных, а чрез них – пославших и весь народ (не исключая священников) от такого понимания дела и проводит резкую грань между соблюдением обрядовых постановлений и нравственными добродетелями. В ( Зах. 7, 1–3 ) указан повод дарование пророку третьего откровения. Ответ пророка па вопрос о соблюдении постов можно разделить на четыре части; внешним признаком для отделения одной части от другой служит вступительная формула, почти одинаковая во всех случаях: было слово Господа ( Зах. 7, 4. 8 ; Зах. 8, 1. 18 ). Не в утешении только и не в ободрении нуждается народ; он склонен и теперь предаться беспечности в отношении своего нравственного состояния: ему следует настоятельно напоминать и о его греховности и о необходимости духовной бдительности над собой. Поставленный в ( Зах. 7, 3 ) вопрос дает пророку удобный повод обратиться к народу сначала с укоризнами и предостережениями, а потом с обетованиями и словом ободрения. а) (Зах. 7, 5–7) Пророк, по слову Божию, вразумляет не простой только народ, но и священников, которые также, по-видимому, склонны были смешивать соблюдение обрядов с исполнением нравственных заповедей. Священники установили посты, и народ соблюдал их в течение долгого периода плена; но имело ли это какую-либо нравственную ценность само по себе? Бог не требовал установления этих постов, и они не имеют, следовательно, к Нему никакого отношение (Now. 312). Человек ест и пьет для поддержание своей жизни; воздержание само по себе не ведет обязательно к нравственному совершенству. Посты в том случае, если им приписывается неподобающее значение, могут отвлечь внимание человека от соблюдения заповедей и установлений, которые даны Богом через прежних пророков в то время, когда Иерусалим с окрестностями и вся страна еще наслаждались миром и благоденствием. Мир нарушен, благоденствие исчезло: ясно, что данные Богом заповеди не были соблюдаемы, и такое отношение к ним навлекло гнев Божий на всю страну. Не следует и теперь не только забывать совсем о заповедях, но и равнять их с установлениями, не основанными на воле Божией. Созидая храм и устрояя порядок богослужебного культа, иудеи не должны были полагать, что этим устраняется необходимость соблюдение данных Богом заповедей (Mrt. 423). 74 b) (Зах. 7, 8–14)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010