Глава 12 1–9. Замыслы враждующих против Иерусалима народов безуспешны и служат к их собственной гибели. 10–14. Всеобщий покаянный плач о тяжком преступлении народа. Зах.12:1 .  Пророческое слово Го­с­по­да об Израиле. Го­с­по­дь, распростерший небо, основав­ший землю и образо­вав­ший дух человека внутри него, говорит: В Зах.12:1 стоит то же самое слово massa, которым начинается первое пророчество второй части кн. Захарии. Здесь точный перевод выражения: massa debhar jebováal Isráel не вполне соответствовал бы, по-видимому, дальнейшему изложению пророчества, если принимать слово massa в значении «бремя». «Бремя слова Господня на Израиля» – в пророчестве, изображающем, главным образом, торжество народа Божия над язычниками, было бы неуместным. Так как слово massa, употреблявшееся первоначально в предречениях, направленных исключительно против язычников, впоследствии стало применяться и к пророчествам об Израиле, то оно могло потерять свой специфический оттенок (значение грозного предречения бедствий). Следовательно, в данном случае, указанное выражение можно понимать в смысле пророчества об Израиле вообще. Нельзя, однако, упускать из виду и того, что во всех трех последних главах книги Захарии говорится и о бедственном положении сынов избранного народа ( Зах.12:2 ; Зах.13:7–9 ; Зах.14:1–2 ). Ружемонт так объясняет соответствие заглавия пророчества с его содержанием: «ни имя Израиля, ни его синонимы не являются в том пророчестве, которое говорит только об Иуде и язычниках. Таким образом, это заглавие составляет истинную загадку. Тем не менее эта загадка не неразрешима: великие обетования, содержащиеся в гл. XII, XIII и XIV даны одному Иуде, и молчание, сохраняемое в отношении к Ефрему, который поклонялся золотому тельцу и возмущался против Давидова семейства, есть такое же тяжкое бремя, каким были бы великие угрозы. Это исключение Ефрема не должно между тем разрешить обетования, которые сделал ему Захария выше Зах.10:6–12 :) и которые относятся также к концу времени (с. 233). – В соответствие с Зах.9:1 , где указано на всеведение Божие, в Зах.12:1 обращено внимание на творческую деятельность Бога, как основание уверенности в том, что все, изрекаемое от имени Божия, несомненно будет осуществлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Людие мнози приидут и живущии во градех многих: и снидутся живущии во пяти градех во един град, глаголюще: грядим помолитися лицу Господню» ( Зах.8:20–21 ). Здесь пророк начинает речь о ревности, с какой народы обратятся к Богу после падения Гога. «Во оны дни имется десять мужей... за ризу мужа Иудеанина» ( Зах.8:23 ). Во оные дни, то есть когда во все концы разнесется весть, что племя Гогово поражено в Иерусалиме, тогда, в те дни радости, десять мужей из язычников, обратившихся к вере, возьмутся за ризу Иудея, как во время разорения царства Иудейского, когда мужи погибали от меча, голода и язвы, а жены отводимы были в плен, семь жен брались за ризу одного Иудеянина ( Ис.9:1 ). Глава 9 «Пророчество словесе Господня в земли Седраха и Дамаска жертвы его, – жителей Седраха и Дамаска пророк называет жертвой, принесенной Господу, – зане Господь призирает на человеки и на вся колена Израилева» ( Зах.9:1 ). Божественное Провидение печется о всем человеческом роде так же, как и о коленах Израилевых. " И... Имаф будет со пределен ему» ( Зах.9:2 ), то есть град сей примет участие в том злодеянии, какое совершили жители Дамаска. «И созда Тир твердыни себе и собра сребро яко персть... Сего ради Господь погубит его и поразит в море силу его» ( Зах.9:3–4 ), то есть Господь предаст Тир сперва на истребление коням рыжим, которые вышли обойти землю, а потом в рабство коням белым, то есть Македонянам, подвластным Александру, – ибо Тир оставил Господа и возложил упование на твердыни свои. Но все богатство, какое собрал он среди морей руками мореплавателей и торжников, погубит он в водах, в море, окружающем его. «И погибнет царь от Газы» ( Зах.9:5 ). Пророк изъясняет сказанное им ранее: «Газа... поболит зело»; потому и оставит беззакония, какие совершила; «и Аскалон не имать населитися» ( Зах.9:5 ), то есть обитатели его предадутся бегству, предвидя, что их постигнет то же, что постигло уже Тир. «И вселятся иноплеменницы во Азоте, и разрушу досаждение иноплеменников: и изму кровь их из уст их, и мерзости их из средины зубов их, и оставятся и сии Богу нашему... и Аккарон якоже ( Иевусей) Хеврон» ( Зах.9:6–7 ). Пророк возвещает об обращении к Церкви Христовой жителей Аккарона, Азота и Филистимлян, о которых ранее сказал, что они постыдятся, и гордость их будет посрамлена; постыдятся же упования, какое возлагали на идолов своих, увидев, что вместе с ними идут в плен и боги их – идолы.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

  Глава 12 Се, Аз полагаю Иерусалима яко преддверия движимая всем людем окрест (Зах. 12:2). Пророк показывает союз народов чуждых, куда при содействии царей египетского и сирийского вступят они против Иерусалима. И на Иуду с Иерусалимом будет обседение (Зах. 12:2). И будет в день оный, положу Иерусалима камень попираемый всеми языки: всяк попираяй его ругаяся поругается , то есть будет наказан и почувствует удар, и соберутся нань вси языцы земли (Зах. 12:3). В день он, глаголет Господь Вседержитель, поражу всякаго коня во ужас и всадника его в безумие , то есть все уготовления на брань сделаю бесполезными, и на дом Иудов отверзу очи Мои (Зах. 12:4), чтобы сохранить и обогатить (обратить) его. И рекут тысящницы Иудины вси в сердцах своих: обрящем себе живущыя во Иерусалиме , но не своими силами, а о Господе Вседержителе Бозе их (Зах. 12:5). Пророк говорит так о Маккавеях, которые, укрепляемые Божией силой, превозмогли и победили Греков, вторгшихся в землю их, прогнали их и низложили. И спасет Господь селения Иудова (Зах. 12:7), то есть Иудеев спасет от Греков, как избавил их прежде от племени Гогова. И населится Иерусалим еще на месте своем во Иерусалиме (Зах. 12:6). В образе Иерусалима, населяемого во Иерусалиме, пророк представляет душу, которая от Господа нашего прияла прежнюю лепоту свою и вселится в небесном Иерусалиме, который свободь есть (Гал. 4:26). И будет в день он, защитит Господь живущих во Иерусалиме: и будет немощный в них… яко Давид (Зах. 12:8). Сила Божия будет осенять и избавлять их, потому немощный и слабый в день брани соделается подобным Давиду, поразившему Голиафа. А дом Давидов яко Бог , то есть потомки Давидовы, вспомоществуемые Богом, уподобятся Ему, изведшему Иудеев из Египта, якоже Ангел Господень , который пред ними поразил Хананеев. В смысле таинственном немощный означает у пророка Церковь, сей духовный Иерусалим, или того, кто есть мний в собрании верующих, о ком Господь наш говорит, что он болий есть Иоанна Крестителя (Мф. 11:11); здесь же приточно (иносказательно) называется Давидом. Дом Давидов изображает предстоятелей Церкви нашей — апостолов, которым даны престолы в сонме праведников, чтобы восседать на них подобно Богу, судить двенадцать колен Израилевых. В другом же смысле этими образами представляется высокое достоинство плоти человеческой, какого достигнет она в тот день, когда возвысится до духовного естества. А мысленный дом Давидов есть душа, которая некогда приобретет такое благолепие, что соделается подобной Богу. Все это, понимая, кто есть мний в Церкви, и об апостолах, — исполнилось во время Евангельской проповеди; а по другому разумению, — исполнение этого будет в день воскресения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Кроме указанных нами прежде общих доводов в пользу отделения Зах.9–14 от Зах.1–8 , сторонники эллинистической датировки приводят специальные аргументы для подтверждения своих воззрений. На самом деле их немного. 1 . В Зах.9:13 говорится: Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. Термин «Иония» в историческом смысле означает западную часть Малой Азии и острова Эгейского моря, где в начале 1-го тысячелетия до Р.Х. поселились греки 62 , которые жили здесь в течение долгого времени. Потому можно с уверенностью говорить, что в данном стихе Иония обозначает Грецию. Но значит ли это, что весь отдел книги Захарии, частью которого является данный стих, написан в эпоху эллинизма? Критики XIX в. (Велльгаузен, Штаде, Кюйпер) делали именно такой вывод и считали, что стих Зах.9:13 сам по себе является достаточным основанием для датировки Зах.9–14 эллинистическим периодом истории Востока. Таким образом, это самый сильный аргумент в пользу анализируемой нами гипотезы, потому рассмотрим его подробно. Критики делают два вывода из Зах.9:13 : а) «сыны Ионии» – мировая держава, современная автору данного пророчества; б) они – враги Сиона. Однако здесь сразу можно возразить, что «сыны Ионии» всего лишь одна из держав и народов, находившихся в пределах пророческого горизонта священного автора. Наряду с греками он называет сирийцев, финикийцев, филистимлян, Ассирию и Египет (9:1–7; 10:10, 11). Кроме того, в персидский период и долгое время после начала эллинистической эпохи (Александр Македонский, Диадохи, Птолемеи, первые Селевкиды) греки не были врагами евреев, что свидетельствует против гипотезы О. Айссфельдта. Также непонятными являлись бы слова пророка о грядущей победе иудеев, если они были бы сказаны вскоре после войн Александра Македонского, вследствие которых Иудея подпала под власть эллинистических государств. Наконец, отнесение Зах.9:13 к эпохе эллинизма не согласуется с контекстом, так как в Зах.9:11–12 ожидается возвращение большой части евреев из плена, что совершилось в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пророк в восьми символах и видениях обличает и утешает, а в пророческой части возвещает будущее и спасение всех. Пророчество о торжественном входе Спасителя в Иерусалим ( Зах.9:9 ), о предании Спасителя за 30 сребренников ( Зах.11:1213 ), о прободении ребра Спасителя ( Зах.12:10 ), о бегстве апостолов при страданиях Спасителя ( Зах.13:7 ): поражу Пастыря, и расточатся овцы стада, о затемнении дня при страданиях Спасителя и об излиянии чрез Него благодатных даров на Церковь ( Зах.14:57 ). И в день он изыдет вода жива из Иерусалима ( Зах.14:8 ) – благодать Духа, и будет Господь в Царя по всей земли ( Зах.14:9 ), и станут нозе Его в день он на горе Елеонской ( Зах.14:4 ), предызображая вознесение. И приидет Господь Мой, и вси святии с Ним, – когда узрят Сына Человеческого, грядущего на облацех небесных с силою и славою многою при явлении Царства славы. Открывает тайну спасения. Память пророка Захарии совершается 8 февраля. 100 . Пророк Малахия – печать пророков. Его пророческая книга последняя. В гл. 3, ст. 1 – посю Ангела предо Мною, и внезапу приидет в храм Свой Господь – пророчествует о Иоанне Предтече, о покаянии, о крещении, о величайшем из мужей, рожденных женами – приготовил путь Спасителю, говоря о Нем: Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). А в гл. 3, ст. 4 вещает, что благоприятна будет жертва Голгофская и Евхаристия. Большие и малые пророки говорили все о Спасителе, приуготовляли народ к пришествию Мессии. Служение пророка было в 450430 гг. Обличает за разводы и браки, за пороки и за нечестивые жертвы, возвещает о явлении Господа и Предтечи Его, в духе и силе Илии. Пророк Малахия, заканчивая пророческие книги повествованием об Иоанне Крестителе и Мессии, говорит, что внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете ( Мал.3:1 ). Передает как бы пророческую трость ветхозаветных пророчеств уже апостолам, которые, продолжая высокое служение пророков, начинают Евангелие повествованием об Иоанне Крестителе. И Церковь Христова, воспевая воспетых пророками – Мессию, Отрока Иеговы, Возлюбленного Сына, Вождя, Чаяния языков, Света, Солнца правды, Судии и Владыки, и славу Израиля – воспевает Христу Богу: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис.59:20—21, Иер.31:31—34, Иез.36:24—27, Дан.9:24—27, Зах.6, 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер.31:31, Иез.36:27), заключение Нового Завета (Ис.55, 59:20—21, Иер.31:31—34, Дан.9:24—2), обилие благодати (Ис.35:5, 44:3, 55, 59:20—21, Иоил.2:28—32, Зах.12:10—13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10—17, Ис.2:2, 11:1—10, 42:1—12, 43:16—28, 49:6, 54:12—14, 65:1—3, Дан.7:13—14, Агг.2:6—7), распространение Церкви по всей земле (Ис.42:1—12, 43:16—28, 54:12—14), непоколебимость и непреодолимость (Ис.2:2—3, Дан.2:44, Дан.7:13, Зах.9:9—11), уничтожение зла, страданий (Чис. 24:17, Ис.11:1—10), утверждение радости (Ис.42:1—12, 54:12—14, 60:1—5, 61:1—4), воскресение плоти (Иов.19:25), уничтожение смерти (Ис.26, 42:1—12, 61:1—4, Зах.9:9—11, Ос.13:14), познание Бога (Ис.2:2—3, 11:1—10, Иер.31:31—34), торжество истины и справедливости (Пс.71:10—17, 109:1—4, Ис. 9:6—7, 11:1—10, 26, Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис.26—27). Уподобление Царства Мессии горе: (Пс.2, Ис.2:2—3, 11:1—10, 26, Дан.2:34). б) Пророчества в хронологическом порядке. Место в Писании Книга Бытия Семя Жены сотрет главу змия 22О — благословении в Потомке Авраама 49 — Примиритель из колена Иуды (Чис.24:17) — Звезда Иакова (Втор 18:18—19) — Пророк подобный Моисею (Иов.19:25—27) — Об Искупителе, Который воскресит (2Цар.7:13) — Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) Пс.2-й (2) Мессия – Сын Божий Пс.8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим Пс.15 (16) Его плоть не увидит тления Пс.21 (22) Крестные страдания Мессии Пс.29 (30) Душа вышла из ада

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

Пс. 52. Да благословит Бог сети и да наполнятся они рыбой. Пс. 53. Да просветит Господь богатых, купивших рабов, и да отпустят они их на свободу. Пс. 54. Да восстановится доброе имя семьи, что была неправедно обвинена. Пс. 55. Для мягкосердечных людей, уязвленных ближними. Пс. 56. Страдающим от головной боли, которая происходит от великой скорби. Пс. 57. Да благоприятствуют обстоятельства трудящимся с добрыми намерениями и да запретит Господь бесам и лукавым людям. Пс. 58. Немым, да даст им Господь дар речи. Пс. 59. Да откроет Господь правду, когда много людей осуждены неправедно. Пс. 60. Тем, кому трудно работать от лени или от страха. Пс. 61. Да избавит Господь от напастей слабого, чтобы тот не жаловался. Пс. 62. Да принесут поля и деревья плоды при засухе. Пс. 63. Когда укусит кого бешеная собака или волк (укушенным преподобный советовал также давать святую воду). Пс. 64. Да процветают купцы, и чтобы не обманывали они простаков своими длинными речами. Пс. 65. Да не принесет лукавый в дом разлад, да не ввергнет семью в скорбь. Пс. 66. На благословение курятников. Пс. 67. Да излечится страдающая выкидышами. Пс. 68. Когда разольются от дождей реки и смывают людей и дома. Пс. 69. Мягкосердечным, которые по пустякам грустят и впадают в отчаяние, да укрепит их Господь. Пс. 70. Одиноким, которые, по козням бесовским, наскучили ближним и впадают в отчаяние, да помилует их Господь и исцелит. Пс. 71. Да благословит Бог новый урожай, который собирают крестьяне. Пс. 72. Да покаются разбойники. Пс. 73. Да защитит Господь крестьян, которые работают на полях, когда неприятель окружил деревню. Пс. 74. Да умирится злобный хозяин и не терзает своих ближних, и работников. Пс. 75. Матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь. Пс. 76. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей. Пс. 77. Да просветит Господь заимодавцев, чтобы они были сострадательны и не вымогали долги у должников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но пред этим образом будущего внезапно является совершенно другой: земля израильская разрушена, враги вторглись в нее, все плачет и стенает ( Зах.11:1–3 ). Это явление есть следствие ближайшей истории мира, которая и изображается далее символически. Пророк получает повеление пасти овец заколения, т.е. народы (ср. Иер.1:10 и д.), которым предстоит страшное время взаимного самоуничтожения ( Зах.11:4–6 ). Пророк исполняет это ради бедствующих овец Израиля. Он пасет языческие народы жезлом кротости (добрым); для них теперь время божественного терпения, – Израиля же жезлом горести (уже), – он находится под строгим божественным наказанием. В этой должности своей он в один месяц (м.б. 30 или 210 лет…) истребляет трех пастырей (народы, ср. Зах.6:1–8 ) – халдеев, персов и греков, но однако народы не обращаются к пророческому слову. Тогда он разламывает свой жезл и предоставляет их четвертой всемирной монархии, римской, от которой нет для них спасения ( Зах.11:7–11 ). Но теперь же нужно было покончить и с Израилем, который должен высказаться, как он ценит пророческое служение, служившее прообразом будущего служения Мессии (ср. Мф.27:9 ). Объявили: они ценят ценою ничтожного раба, в 30 сребренников. За это прекращается пророческое служение и для Израиля ( Зах.11:12–14 ), и бедствия открываются над народом Божиим. Неискусный, неразумный пастырь (сначала Антиох Епифан, a потом образ его антихрист) пожирает народ и получает за это проклятие ( Зах.11:15–17 ). Это окончательное бедствие изображено в введении к описанному опустошению. Примечание: Связь между 9, 10 и 11 главам состоит в том, что в первых двух изображается, как Бог предполагал поступить с Израилем, a в последней – как Израиль противодействовал божественным определениям и отвержением своего Спасителя, закрыл для себя свое будущее спасение. История жизни Иисуса Христа подтверждает это. 2 . Святый город и слава Господня 12:1–14,–21. Иерусалим снова в обладании y народа Божия. Затем наступает последнее бедствие: языческий мир хочет ниспровергнуть его; но сила Господня открывает себя в немощах ( Зах.12:2–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Ружемонт, во введении к «Краткому объяснению двенадцати последних пророческих книг Ветхого Завета», заметив, что книга Захарии обнимает своим содержанием «эпоху возвращения Иудеев, времена Маккавеев, воплощения Христа и будущих судеб Израиля и всего рода человеческого», продолжает так: «по своим видениям, Захария... составляет как бы начало Omkpobehuz Ап. Иоанна, коего он один из главных ключей к уразумению» (стр. III). Для примера укажем некоторые параллели. Коней различных цветов, которые изображаются в первом и последнем видениях Захарии, мы встречаем в 6 гл. Откровения – в видении четырех всадников. Клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь, о низвержении которого упоминается в ( Откр. 12, 10 ), и по книге пр. Захарии является обвинителем первосвященника Иисуса, духовного главы возвратившегося из плена Израиля (Зах.З, 1 и дал.; Oehl. 148–149). ( Откр. 19, 14–15 ) представляют параллель к ( Зах. 14, 3–5 ) (ib. S. 138). По замечанию Марти, ( Зах. 14, 6–7 ) напоминают ( Откр. 21, 23 ) и ( Откр. 22, 5 ) (S. 452). 55 Составитель особой монографии о ветхозаветном Ангеле Иеговы Ролинг (А. Rohling, Ueber den Jehova-engel des A. T. Tübingen, 1866) в начале своего исследования указывая на то значение, какое имеет ветхозаветное учение об Ангеле Иеговы, приводит выражение Штольберга, по которому «и Церковь ветхозаветная есть Церковь вочеловечившегося Бога» (S. 3). Книгой пр. Захарии эта мысль Штольберга подтверждается вполне: Ангел Иеговы здесь является Лицом Божеским, в конце времен вочеловечившимся Сыном Божиим. Ангел Иеговы не только многократно упоминается в кн. Захарии, но в видениях пророка и выводится действующим. Из сопоставление ( Зах. 1, 8. 10 с ( Зах. 1, 11 ) ясно, что муж на рыжем коне, стоящий между миртами – не иной кто, как Ангел Иеговы (Oehl. 142); в видении третьем Он выступает под именем «другого Ангела», ( Зах. 2, 3 ). Среди прочих небесных сил, упоминаемых в книге, Ангел Иеговы занимает высшее, преимущественное положение. Другие исполнители воли Божией дают Ангелу Иеговы отчет в исполнении данных им поручений ( Зах. 1, 11 ); Он производит суд над представителем еврейской

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Понимание Зах. 6:15 в том смысле, что здесь речь идет не об иудеях, а о язычниках, имеющих войти в церковь , можно находить и у некоторых западных ученых, напр., у Келера 293 и Велльгаузена 294 . Правда, Костерса подобное объяснение Зах. 6:15 едва ли может удовлетворить, так как в настоящее время отрицательная критика пытается поколебать взгляд на пророков, как служителей будущего Завета и органов Духа ( 1Пет. 1:21 ). Но против мнения Костерса о том, что в Зах. 6:15 имеется в виду возвращение иудеев из плена, мы можем сослаться на контекст речи: в 15 ст. нет упоминания ни об иудеях, ни о Вавилоне, ни о «северной стране» ( Зах. 2:6 ), под которою также разумеется Вавилон, ни «о земле Сеннаар» ( Зах. 5:11 ), а просто говорится «издали придут». Характерна также прибавка Захарии: «и вы узнаете, что Господь Саваоф послал меня к вам, и это будет, если вы усердно будете слушаться гласа Господа Бога вашего» (15.), ясно указывающая на его пророчество, как относящееся к отдаленной эпохе. Итак, мы приходим к заключению, что ссылка Костерса на Зах. 6:15 далеко не может говорить против факта возвращения иудеев во время самого пророка; для опровержения аргументации Лейденского профессора не нужно прибегать к смелым и остроумным соображениям Гуанаккера и Селлина, принимающих место Зах. 6:10–15 пророка Захария за идейную, воображаемую картину и переносящих эту картину в пророческой перспективе ко времени перед падением Вавилона, а можно на основании параллельных данных Ветхого и Нового завета указать на пророческо-мессианское содержание этого пророчества, тем более, что контекст 15 ст. нисколько не подтверждает того предположения Костерса, что здесь идет речь о возвращении иудеев. Притом Костерс, как мы видели, совершенно отрицает участие возвратившихся иудеев в постройке храма: по его мнению, храм был построен оставшимися от плена, стены Иерусалима восстановлены, а потом уже пришла и gola с Ездрою. Пророчество Захарии является, очевидно, непонятным и на почве теории самого Костерса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010