1 почтение. Слава Бога беспредельна ( Пс. 56,6.12 ). Почитать Господа долг Его народа ( Пс. 28,1.2 ). бесславящие. Поведение, противоположное почитанию Господа и страху пред Ним (1,6.7.12.13). Это слово часто встречается в Притчах Соломона (1,7; 15,20; 23,22), где оно переводится как «презирают», «пренебрегают», «не пренебрегай» или «презрит» (23,9). См. 2Цар. 12,9.10 . 1 нечистый хлеб. По-видимому, эти слова относятся к жертвенным животным, см. ст. 8 (слово «хлеб» в Ветхом Завете иногда обозначает всякую жертву вообще, ср. Лев. 21,6 ; Чис. 28,2 ). «Нечистый» означает ритуально нечистое и потому неприемлемое. Оскорбления Богу наносятся не только нарушениями ритуала, но, в еще большей степени, тем отношением к Нему, которое стоит за такими нарушениями ( Быт. 4,3.5 и ком.; Евр. 11,4 ). трапеза Господня. Это выражение применительно к алтарю употребляется в Ветхо Завете только здесь и в 1,12. 1 больное. Закон строго запрещал подобные жертвоприношения ( Лев. 22,22 ; Втор. 15,21 ). 1 велико будет имя Мое между народами. Бог обещает грядущее торжество Его царства славы. Выражение «от востока солнца до запада» часто указывает на Его эсхатологически предопределенное явление всему миру ( Пс. 49,1 ; Ис. 45,6; 59,19 ). на всяком месте. Прославление Бога «на всяком месте» противопоставляется поклонению, которое, по слову Господа, должно быть в Иерусалиме ( Ис. 2,2–4; 66,19–21 ; Зах. 14,16–21 ). Недостойные Бога жертвоприношения, которые совершаются в настоящем, противопоставляются чистым жертвоприношениям в будущем. Обетование, данное в этом стихе, исполняется ныне, когда Христос собирает Свое Царство священников из всех народов ( Откр. 5,9.10 ); окончательно же оно свершится в будущем, когда народы соберутся воедино, чтобы прославить Бога ( Откр. 21,27 ). 1 Я Царь великий. Бог есть не только Отец (1,6; Исх. 4,22 ) и Владыка, и Царь. Представление о Боге как о Царе сформировалось в ветхозаветной религии уже в ранние времена ( Исх. 5,18 ; Чис. 23,21; 24,7 ; Втор. 33,5 ). См. Пс. 92–99 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гибельные последствия вероотступничества: Евр. 6:4 . Ибо невозможно, однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, 5 .И вкусивших благого глогола Божия и сил будущего века, 6 .И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему. 2Пет. 2:20 . Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 .Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 .Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи. (Сравн. Суд. 3:7–8 . Евр. 10:38 . Зах. 7:1–12 ). Наказание за вероотступничество: Иер. 2:19 . Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. Иер. 8:5 . Для чего этот народ, Иерусалим, находится в упорном отступничестве? они крепко держатся обмана, и не хотят обратиться. 6. Я наблюдал и слушал; не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: «что я сделал?» каждый обращается на свой путь, как конь, оросившийся в сражение. 7 .И аист под небом знает свои определенные времена, и горлица, и ласточка, и журавль наблюдают время, когда им прилететь; а народ Мой не знает определения Господня. Иер. 15:6 . Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою, и погублю тебя; Я устал миловать. Ос. 7:13 . Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. Но и обещается прощение пожелавшим обратиться к вере в Господа и раскаяться: Иер. 3:12 . Иди и провозгласи слова сии к северу, и скажи: возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

На основании всего сказанного должно придти к тому выводу, что под 24 старцами нужно разуметь не какие-либо определенные классы личностей (хотя бы патриархов и апостолов), – для этого Апокалипсис книга слишком общего содержания, имеющая дело с общими тайнами и истинами христианской веры и церкви, – но действительных представителей всего прославленного человечества, сколько ветхозаветного, столь же и новозаветного. Как в Ветхом завете Бог говорил: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова ( Исх. 4:5 ), и как там же псалмопевец восклицал: дивен Бог во святых Своих ( Пс. 88:8 ), так точно и в Новом завете Спаситель завещал Своим ученикам: сядете со Мною на 12 престолах ( Мф. 19:28 ), и апостол говорил: и вас воскресил с Ним и посадил на небесах во Христе Иисусе ( Еф. 2:6 ). Следовательно, к престолу Бога, к созерцанию Его славы и благости близки как ветхозаветные, так и новозаветные праведники. Одинаково как тем, так и другим присуща нравственная чистота и непорочность: одинаково могут принадлежать им и победные венцы, как победителям греховных вожделений и страстей или как свидетелям истины и мученикам. Они, эти старцы не символы, ибо перед престолом Божиим, этой высшей действительностью, не может быть ничего воображаемого, никакой безжизненной идеи (Бог есть первее всего жизнь и действительность). Они действительные личности, они избранники из среды прославленных (5:9), чтобы быть выразителями служения людей Богу и любви Бога к людям. Что же касается числа 24, то оно может быть объяснено, как число, взятое Самим Богом, подобно тому как Им взяты другие числа: 6 для творения мира, 10 для заповедей и т.п., – оно может и не имеет для себя никакой символической подкладки. Второю существенною и постоянною 256 принадлежностью Бож. Престола были молнии и голоса и громы (στραπαι κα φωνα κα βροντα. 11:19). Под голосами здесь вернее разуметь не звукораздельные человеческие голоса, но вообще звуки, вообще шум, как обнаружение постоянного движения, постоянной жизни 257 . Третьею принадлежностью Бож. Престола были семь огненных светильников, которые суть семь духов Божиих (πτα λαμπδες, α εσιν πτ πνεματα το Θεο. Иез. 25:37 ; Ис. 11:2 ; Зах. 42 ). Это выражение тождественно с 1:4, – с чем согласны все толкователи. Если же так, то несомненно здесь, так же как и в 1:4, содержится указание на третью Ипостась Св. Троицы – Св. Духа, Который действует в мире как раздаятель благодатных даров (см. стр. 152; ср. Kliefoth ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Изображая слепое ожесточение евреев против своего Мессии (Христа), пророческое слово предсказывает, однако же, день, когда ослепление это пройдет. Так мы читаем у пророка Захарии: «В тот день, – говорит Господь, – на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают о единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце... В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.12:10 и 13:1). «Под разными формами вы встречаете в Библии одну и ту же истину: везде вы видите падшего, погибающего человека и Бога спасающего; везде вы слышите один и тот же призыв: о, сердце человеческое, возвратись к Богу твоему, ибо Он прощает, Он спасает, Он дает жизнь и святость!» Эта истина повторяется во множестве изречений; она символически изображается в обрядах ветхозаветного богослужения, в самых событиях и лицах ветхозаветной библейской истории, – как например в жертвоприношении Исаака, в судьбе Иосифа, в введении народа Израильского в обетованную землю Иисусом Навином и пр. Это чудное единство священных письмен, составленных разными лицами в течение 16 веков, не есть ли лучшее доказательство, что истинный творец их был один Дух Святый. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой», – свидетельствует апостол Петр, – «но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). «Дух Господень говорил в них и слово Его было на языке у них» ( 2Цар.23:2 .). Первый народ, получивший Библию , были Евреи 4 , «народ Божий», – потомки «друга Божия», Авраама. «Им вверено было Слово Божие. 5 Их призвание было сохранить этот «светильник, сияющий в темном месте» 6 , до пришествия Мессии – Христа. Древнейшею книгою в Библии признается книга Иова; содержание её указывает на время до Авраама. Прочитанная вслед за первыми 10 главами книги Бытия, книга Иова представит особенный интерес, бросая свет на темный доселе период времени, предшествовавший Аврааму. Иов был, по-видимому, шейхом, то есть старейшиною одного из аравийских племен 7 , и весьма вероятно, что Моисей, во время пребывания своего в земле Мадиамской, соседней с Аравией, где некогда жил Иов, получил какие-нибудь письменные или устные сведения об этом великом человеке и по непосредственному внушению Божию изложил их по-еврейски. Здесь же, полагают, написал Моисей и книгу Бытия, заключающую в себе первобытную историю Мира и человечества; она повествует о творении земли и человека, о земном рае, о грехопадении, о всемирном потопе, о первом распространении человечества после потопа и патриархах Аврааме, Исааке, Иакове и Иосифе. Письменным материалом служили ему, как надобно думать, бывшие тогда в употреблении, выделанные на подобие пергамента, козьи кожи, сшиваемые вместе в большие свертки. Такой сверток и был тогда тем, что мы теперь называем книгою 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Убо Тот, Который есть вчера и днесь, Той же и вовеки ( Евр. 13:8 ), и ныне духовно грядет к нам, яко царь и Спаситель наш. Посему как вообще Церковь , так в особенности каждая верующая душа, яко область Бога и Христа, и приуготовляется ныне с тою же торжественностью радостным гласом пророческим к принятию грядущего на спасение людей Своих Господа: радуйся зело дщи Сионя, проповедуй дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток, и всед на подъяремника и жребца юна ( Зах. 9:9 ). И мы, когда являем ныне внешние знамения благоговейной радости, приемлем в руки вайя и гласом песненных хвалений приветствуем и встречаем мысленно грядущего к нам Спаса – Господа, что иное свидетельствуем, как не готовность нашу принять Спасителя нашего в сердца наши, дабы Он действием благодати Своей пришел к нам и явил в нас благословенное царство Свое? А ищущий спасения нашего Господь, по бесконечной благости Своей, того только и хочет, чтобы мы восприяли Его в души наши; Он даже стоит при заключенных дверях сердец наших, толчет и зовет, дабы мы, услышав глас Его, отверзли двери Ему, и Он бы вошел и вселился в нас. Се стою при дворех и толку, вещает Он таинственно к каждому из нас, аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним и той со Мною. ( Апок. 3:20 ). Кто же из нас не возжелает принять в дом души своей Спасителя и Господа, принять, сокрушением о грехах, очищением неправд, исправлением сердца, преуспеянием в христианских добродетелях, особенно в самоотвержении, кротости, смирении? Царя славы, кроткого п смиренного сердцем нельзя принять без кротости и самоотвержения в сердце. Так, из примера Божественной кротости и смирения Господа, Царя и Спасителя нашего, научимся кротости, которой и Сам Он явственно научает нас: научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем: и обрящите покой душам вашим ( Мф. 11:29 ). Взирая на сей Божественный пример и внимая толико же Божественному наставлению Апостола Павла, потщимся стяжать тот христианский нрав и свойство, чтобы кротость наша разумна была всем человеком ( Фил. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Пророчество: Деятельность Мессии – Пророка откроется в Галилее, в пределах Завулона и Неффалима (Ис. 9:1–2). Многое Он будет проповедовать в притчах ( Пс. 77:2 ). – Исполнение: И вселися Иисус, свидетельствует евангелист, в Капернаум в поморие, в пределах Завулоних и Неффалимлих, да сбудется реченное Исаием пророком ( Мф. 4:13–14 ). И поучал Он много притчами, и без притчи ничесоже глаголаше к народу, собравшемуся при море слушать Его, да сбудется реченное пророком ( Мф. 13:3–35 ). Пророчество: Мессия-Пророк явится как единый Пастырь, с властью Князя, имеющий упасти от расхищения и судить овец Своих ( Иез. 34:23; 37:24 ; ср. Ис. 40:11; 53:4–6 ; Зах. 13:7 ). – Исполнение: Иисус Христос Сам говорил о Себе; Аз есмь пастырь доб- рый... И не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея ( Иоан. 10:11. 28 ). Апостолы именуют Его Пастырем и Пастыреначальником единым и вечным, имеющим явиться на грядущий всемирный суд ( 1Петр. 2:25; 5:4 ; Евр. 13:2 ; сн. Деян. 20:28 ). Пророчество: Мессия будет иерей во век, по чину Мелхиседекову ( Пс. 109:4 ). За грехи человеческие Он принесет в жертву Самого Себя ( Ис. 53:1–12 ) и Своею смертью установит новый завет ( Иер. 31:31–35 ) во второй половине последней седьмины ( Дан. 9:24–27 ). Обстоятельства Его страданий и смерти таковы: Он будет предан близким Ему ( Пс. 40:10 ) за тридцать сребренников ( Зах. 11:12 ); на Него восстанут многие лжесвидетели ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ). Он будет подвергнут ранам, заушениям, заплеваниям ( Ис. 50:6 ; Пс. 21:7 ), пригвожден ко кресту ( Пс. 21:17–18 ; Числ. 21:9 ), напоен желчью и оцтом ( Пс. 68:22 ); мимоходящие поругаются над Ним ( Пс. 21:8–9 ), одежды Его разделят по жребию ( Пс. 21:19 ). Во время страданий Своих Он, как агнец, будет смирен и кроток ( Ис. 53:7 ), будет молиться за врагов Своих ( Пс. 108:1–5 ), а Его смерть будет сопровождаться великими знамениями ( Ам. 8:9 : Зах. 14:6–7 ; Агг. 2:7 ). – Исполнение: Иисус Христос, предтеча о нас вниде в нерукотворенная святая, по чину Мелхиседекову первосвященник быв во век ( Евр. 6:20; 9:11 ). Своею смертью Он установил завет вечный ( Евр. 13:20 ). Обстоятельства страданий и смерти Искупителя, по свидетельству евангелистов, буквально соответствуют начертанному пророками образу праведного Страдальца Мессии ( Мф. 26–27 гл.; Марк. 14–15 гл.; Лук. 22–23 гл.; Иоан. 18–19 гл.). Крестная смерть Спасителя сопровождалась затмением солнца, трясением земли и другими знамениями ( Мф. 27:51 ; Лук. 23:44–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Пока Израиль верен завету с Богом, он является проводником Божественного Промысла в истории. Когда же Израиль уклоняется от единобожия, Бог предстает ревностным «мужем браней» и в отношении Своего народа, попускает военные поражения и порабощения израильтян (Числ 14. 39-45; Втор 1. 41-45; Суд 13. 1; 4 Цар 17. 1-23; 18. 9-16; 24. 1 - 25. 21; Ам 2. 13-16; Иф 5. 17-18 и др.). После многократного отпадения израильского народа от Бога и пленения его вавилонянами «оружием» Божественной справедливости, помазанником Божиим ради исполнения Божественного промысла становится даже язычник, персид. царь Кир (Ис 45. 1-8). Согласно ветхозаветной эсхатологии, Израиль одержит победу над всеми своими врагами и приобретет особое могущество (Мих 4. 13; Зах 9. 13-15; 10. 3-5 и др.; Ис 63. 1-6; в христ. понимании это победа Церкви - Нового Израиля). В военных образах представлен день окончательного суда над людьми (Иоиль 3. 9-14). В обетованиях о буд. мессианском царстве присутствует также тема упразднения В., конфликтов, установления всеобщего мира как вознаграждения за послушание Богу «остатка Израиля»: «...и перекуют они (народы.- Авт.) мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли это» (Мих 4. 3-4; ср.: Ис 2. 4; 11. 6-9; Зах 9. 10; Ос 2. 18-23; Philo. Praem. 91, 93). Образы В., наступления врагов, тема упования на Божию помощь в борьбе с ними во множестве присутствуют в текстах псалмов. Здесь понятие В. Господней, военной битвы часто переходит в понятие духовной брани, борьбы человека с демонами и грехом. «Объяли меня муки смертные,- говорит псалмопевец,- и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня» (Пс 17. 5-6), Господь «избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня... Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою» (Пс 17. 18-19), «враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня...» (Пс 55. 3). По толкованию Евфимия Зигабена (XII в.), «под врагами сильными должно разуметь демонов, которые явно и тайно ведут брань свою» против человека (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. М., 2000. С. 134, ср.: С. 434). Обращение к Богу дает победу над демонами.

http://pravenc.ru/text/155138.html

Эсхатологические темы, относящиеся к преображению каждого человека: • Прощение грехов (см. например: “Народу, живущему там, будут отпущены согрешения” Ис.33:24 . Также: 40:2; Иез.20:40-44; 43:7-9 ; Зах.13:1 ). • Способы и средства, которыми Господь обновит человеческий род (см. например: “И дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни [жизни], ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня” Иер.32:39-40 . Также: Ис.30:20-21; 59:21 ). • Обновление человеческого рода (см. например: “Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки” Ис.35:5-6 . Также: Ис.33:24; 65:20 ; Иер.33:6; 50:5 ; Иез.16:60 ; Иоил.3:17 ). Темы, относящиеся к преображению природы: • Изобильное плодородие (см. например: “В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе” Ис.4:2 . Также: Иоил.2:23; 3:17-18 ). • Обновленный мир без насилия в нем (см. например: “Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море” Ис.11:6-9 . Также: 65:25). • Новая земля (см. например: “Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать…” Ис.35:1-10 . Также Ис.65:17-18 ; Иез.47:1-12 ; Зах.14:4-8. 10 ). Большинство приведенных нами тем и пророчеств изначально имели значимость только в контексте современных им событий. В них не просматривалась эсхатологическая мессианская перспектива. Тем не менее, легко увидеть, что они вполне применимы и к событию Боговоплощения, а также связанному с ним преображению человека и всего мироздания.

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

1. Входит ли Он, как Царь? Нет. Что касается Его лично, то Он приходит «кроток», беден, на « молодом осле » (Мат. 21:2–5), без знатной прислуги и украшений, (Мат. 21:7), без богатых колесниц, гордых всадников и блестящих мечей (Зах. 9:10). Но что касается народа, то он действительно встречает Его, как царя. Никогда, конечно, никакой народ не встречал царя с бльшим восторгом, чем народ израильский, страдавший под иноземным игом, принимал Иисуса Христа, видя в Нем своего обетованного царя, хотящего избавить Израиля. Одежды и ветви расстилались по пути (Мат. 21:8). Никогда никакого царя не приветствовали так сердечно, как народ израильский. От старцев и до грудных младенцев, приветствовал Спасителя, возглашая Ему: « осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (ст.13; ср. Мат. 21:9 ). И однако же истинно то, что Он не входит, как царь, т. е. этого мира. Напротив, достойно удивления, что народ мог так ошибиться, думая видеть в кротком лице Иисуса Христа грозного победителя, идущего на войну против римлян, и приветствуя Его, как героя из дому Давидова. И вот, спустя немного, лишь только он заметил свою ошибку, он с таким же ожесточением взывал: « распни, распни Его ,»(Лук.23:21) с каким восторгом ныне возглашает: « осанна .» 2. Он входит, как величайший царь, но Царь особенного духовного царства. Все цари должны повергнуть к Его стопам свои порфиры, венцы и державу; ибо как бы ни был велик и мудр земной царь, он может способствовать только временному благополучию своего народа, если Бог благословит его царство; но душевного мира, спокойствия совести он не может доставить своему народу, не может примирить с Богом, избавить ни от одного греха. Но Иисус Христос входит « праведный и спасающий » (Зах. 9:9). Он идет на величайшую и беспримерную в мире борьбу. Однако ничьей крови Он не проливает. Он идет пролить Свою собственную, бесценную кровь и ей приобрести победу. Посему весь мир — Его победные жертвы. Прииди же, возлюбленная душа, и почти Его, как твоего Царя! Достойно и праведно воспевать Ему и Его царству: осанна! Пусть Он будет « праведный и спасающий » для тебя, — и ты в избытке сердца будешь воспевать Ему: осанна, и теперь — на земле, и вечно — на небе. О жизненном пути Господа нашего Иисуса Христа

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Рим.14:14:17–20 . «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто... Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе... Ради пищи не разрушай дела Божия: всё чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Объясн. Ни мясо, ни вино не бывают никогда сами по себе нечистыми, какими считали их некоторые иудеи (из секты ессеев особенно), посему не могут сами по себе осквернить вкушающего; по словам Самого Христа, не входящее в уста сквернит человека: Мф.15:11 ; но пищей человек может оскверниться тогда, когда будет принимать её до пресыщения: Лк.6:25 ; Ис.5:11 , и на соблазн: 1Кор.8:13 ; Рим.14:21 , или когда принимается пища без разбору в дни, установленные Церковью для поста: Мф.18:17:9:15 . Из слов апостола (ст.17–21) видно, что некоторые, хвалясь свободой и пользуясь отсутствием церковных установлений о посте, ели всё, ели и то, что другие считали запрещённым и нечистым, и этим отталкивали от себя и даже от Церкви. Апостол наставляет таких, чтобы они не огорчали своих братьев: ст.15, не подавали повода хулить свою веру: ст.16, не разрушали дела Божия (единства Церкви): ст.20, не ели на соблазн другим (ст.20), не соблазняли братьев: ст.21. Во всём этом прямое обличение тех, кто отвергает и явно нарушает посты, которые являются не остатком от иудейства, а многовековым установлением Церкви Христовой: Мф.6:16–18 (Постанов. Апост. кн. 5, гл. 20). 1Кор.7:5 . «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Объясн. Этот стих 5-й указывает на пост, не как на всегдашнюю и обычную умеренность, не как на совершенное лишение того, что обыкновенно считается дозволенным и законным; указывается на пост, как – на известное время, более или менее продолжительное и предназначенное для особенного воздержания и усиленной молитвы: Деян.13:2–3:27:9 ; Зах.8:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010