Это и есть то непоколебимое царство Божие, его же и врата адова не одолеют, о котором говорит Св. апостол ( Евр. 12:28 ), и утверждению которого предшествовали и сопутствовали колебания неба и земли, т. е. необычайные явления на небе и на земле (Злат. 14 бес. на Матфея). Агг.2:8–9 . Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель: зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию. С евр: «Мое сребро и Мое золото, говорит Господь Саваоф; ( Агг. 2:9 ). Слава сего последняго храма будет больше, нежели прежняго, говорит Господь Саваоф, и мир дам на месте сем, говорит Господь Саваоф». Т. е. не скорбите о том, что у вас мало злата и сребра для построения и украшения храма; в этих сокровищах Я не нуждаюсь, и не требую их; все сокровища Мои. Я желаю, чтобы новый храм блистал не внешними сокровищами, а внутренними, духовными. Я желаю иной лучшей славы для Моего храма, а потому для утешения вашего предсказываю вам, что слава храма сего будет несравненно выше, чем слава храма Соломонова, а выше потому, что в храме явится чаяние всех языков – Спаситель Христос; там, в храме Моем (или Церкви), Я дам мир, мир, говорю, душе 18 , который приобретает всякий строящий Церковь Божию. Те созидают Церковь Христову, которые при помощи благодатных средств, при истинной вере, души свои делают церковью Бога жива. Вот какая слава имеет озарить второй храм или Церковь Христову. Залогом, прообразом сего благодатного мира был мир, дарованный Богом и создателям второго храма; ибо Персидский царь Дарий, сын Гистаспа, не без внушения свыше, указом повелел спокойно строить храм и даже даровал средства, нужные для сего строения ( 1Ездр. 4:1–16 ). Агг.2:10 . В двадесять четвертый день девятаго месяца, во второе лето при Дарии царе, бысть слово Господне ко Аггею пророку глаголя. С евр: «в двадцать четвертый день девятаго месяца, во второй год Дария, было слово Иеговы чрез пророка Аггея, и сказано». В следствие убеждений Св. прор. Аггея и пророчества его о лучшей славе второго храма, Иудеи усердно приступили к его постройке ( 1Ездр. 4:14 ). Потому было благовременно оживить это усердие, и вот Господь Бог посылает Св. пророка к Иудеям, строившим храм, как для утешения их, так и для того, дабы объяснить им, что предшествовавшие бедствия в Иудее, как-то: засуха, голод и проч., были именно наказанием за нерадение их о храме: Пророк говорил это в девятый месяц (церковного года) Хаслев, (соответ. частью Ноябрю и частью Декабрю Зах. 7:1 ). Обыкновенно в это время шли весенние или ранние дожди, от коих зависело плодородие. Очень может быть, что дожди шли в большом изобилии и подавали надежду получить богатую жатву, а с тем вместе говорили, что Господь Бог теперь меняет Свой гнев на милость за строение храма, как их уверял пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Говоря об Аврааме, нельзя не упомянуть о Мелхиседеке, жившем одновременно с Авраамом и также служившим прообразом Иисуса Христа. в) Самая личность Мелхиседека, по учению слова Божия, имела глубокое прообразовательное значение по отношению к Божественному лицу Сына Божия. Еще в ветхом завете Царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессиина, говоря о Сыне Божием так: Ты Иерей во век по чину Мелхиседека ( Пс.109 ). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у Апостола Павла в 7-ой главе посл. к евреям. Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царь правды (Малки – Цедек), – какое значение усвояют Мессии и пророки ( Малах.4:2 , Зах.9:9 ). Во вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, при том царь мира, и в тоже время священник Бога Вышняго. Так и Иисус Христос есть Царь князей земных ( Откр.1:5 ), князь мира ( Ис.9:6 ) и в тоже время Архиерей великий, прошедший небеса ( Евр.4:14 ). В третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется, в сказании Моисеевом, без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни; так и Сын Божий не имеет отца по плотскому своему рождению и матери – по предвечному рождению; род же его кто исповесть? ( Ис.53:8 ). г) В Исааке виден также прообраз Иисуса Христа. Послушание его равняется великой вере отца, а по знаменательному делу своему Исаак уподобляется Христу. Исаак, идя к месту, предназначенному для жертвоприношения его самого, несет дрова для своего сожжения, – и Сын Божий, идя на крестную смерть, несет на своих собственных раменах крест, на котором имел быть распят. По воле Божией, Авраамом приносится в жертву единственный сын, на котором сосредоточивалась вся его любовь и надежда, и в семени которого должны благословиться все народы земли ( Быт.28:18 ); творя волю Отца, принес себя в жертву Сын Божий, возлюбленный Отцем, да всяк веруяй в Онь имать живот вечный. Такое прообразовательное значение жертвоприношения Исаака понимал сам Авраам; он проникал сердцем в тайну великого дела, имеющего совершиться на Голгофе ради нашего спасения, – в жертвоприношении Исаака виден день искупителя. Это усматриваем из учения Иисуса Христа, который сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и видел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Самое имя Мелхиседек (с евр. яз. Мелех – царь и цедек – правда) значить: Царь правды или оправдания Он был царь Салима, что знаменательно: ибо название Салим (с евр. яз. шалом – мир) означает город мира, что так хорошо соответствует, граду Божию – Церкви Христа, который и есть Царь мира. Таким Он явил Себя всему миру иудейскому, когда вошел в Иерусалим торжественно, – во исполнение о том пророчества Захары, сидя на ослице и молодом осле ( Зах.9:9 ; Мф.21:4–9 ; Ин.2:15 ; ср. Ис.62:11–20 ). – Мелхиседек, встретил Авраама после победы его над союзными царями, вынес хлеб и вино, как священник Бога Вышнего, и благословил Авраама ( Быт.14:17–19 ). И этим предизобразил бескровную жертву Нового Завета – Таинство Тела и Крови Христа – Искупителя, подвидом хлеба и вина (св. Феодор Андидский). О первосвященнике Мелхиседеке Ап. Павел говорит: «Иисус соделался Первосвященником навек, по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретив Авраама, и благословил его, возвращающегося после поражения царей (Кедорлаомера и его союзников), которому и десятину отделил Авраам от всего, – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть, царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни известного начала дней, ни (известного) конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, он пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. Получающие священство из сынов Левииных имнют заповедь брать но закону десятину с народа... Но сей, не происходящие от рода их, получил десятину от Авраама, и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословили, меньший благословляется большим... И так-сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама, дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его... Таким образом, лучшего завета поручителем соделался Иисус. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники (ветхозаветные), приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа: ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Ибо Закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после Закона, поставило Сына, навеки совершенного» ( Евр.6:20; 7:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 2–3 стихах описывается крайне смиренный, кроткий и даже униженный внешний вид и соответствующее сему общественное положение Мессии. Всем этим пророк, очевидно, идет прямо навстречу самому главному и наиболее пагубному предрассудку иудеев о грозно-величественном виде ожидаемого ими Мессии и его роли, как победоносного, земного царя-завоевателя, «Ибо Он взошел пред Ним». Непосредственный грамматический смысл речи, по-видимому, говорит за то, что здесь раскрывается отношение Мессии к Господу, т. е. Бога Отца к Богу Сыну. Так именно и понимают данное место очень многие из древних и новых экзегетов (Витрин, Шмидт, Гофманн, Делич, Дум, еп. Петр, Властов, (The pulp. Comm. и мн. др.). Но при таком понимании становится довольно неестественной логическая связь мыслей: пред Лицом Бога-Отца восходит, да еще в самом жалком и смиренном виде, Тот, Кто от века «сущий в недре Отчем» ( Ин.1:18 ) и для Кого, конечно, не имели смысла никакие пророческие предупреждения о внешнем виде имеющего явиться Мессии. Но последнее было крайне важно и необходимо для людей, в особенности, для заблуждающихся иудеев, составивших себе крайне превратное представление обо этом. «Поэтому лучше относить суффикс ( «пред Ним») к субъекту вопросительного предложения первого стиха, т. е. к индивидуальной личности пророка и коллективной личности народа израильского». (И. Григорьев, с. 209. см, также Комм. СПб. проф. 813 с.). «Как отпрыск и как росток из сухой земли». Вместо первого определения «отпрыск» LXX и наш славянский имеют «яко отроча». Евр. слово – jonach – допускает оба эти перевода: в отношении к человеку, оно указывает на «грудного младенца», а в применении к растениям – на «молодой, сочный отросток». Нельзя не заметить, что оба эти сравнения довольно часто встречаются у различных пророков, в том числе и у самого пророка Исаии, хотя последнее ( «отрасль»), видимо, преобладает ( Ис.7:14–16 ; Ис.9:6 ; Ис.11:1 ; Иов.14:7 ; Иов.15:30 ; Иер.23:5 ; Иез.17:4, 22 ; Зах.6:12 и др.) «Как росток из земли сухой». 70 . Вместо " жаждущей» Акилла перевел «непроходимой» – замечает блаженный Иероним: «чтобы показать преимущество девства, – что без всякого человеческого семени Он произошел из земли, бывшей прежде «непроходимой» (также и Иоанн Златоуст ). Всеми приведенными сравнениями, в особенности, последним пророк достаточно подготовил умы своих слушателей к тому, о чем он дальше говорит уже прямо, без всяких образов и подобий. Лучшую параллель к этому сравнению дает пророк Иезекииль ( Иез.17:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7 . И послю огнь па забрала Газы, и основание ея. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Газы, и пожрет чертоги ее“. 8 . И потреблю живущыя из Азота, и извержется племя из Аскалопа, и наведу руку Мою на Аккарона, и погибнут остаточнии иноплеменников глаголет Господь. С Евр: „и истреблю жителей Азота и держащего жезл из Аскалона, и обращу руку Мою на Екрон, и погибнет остаток Филистимлян, говорит Господь Иегова“. Филистимляне были истребляемы в разное время в войнах с Евреями. Ассирианами, а остаток их истреблен Египтянами, Вавилонянами и Греками при Александре 44 . Сн. Соф. 11:4–6 ; Иерем. 48:1; Иез. 25:15 ; Ис. 11:14 . 9 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Тирова, и за четыри не отвращуся его, понеже заключиша пленники Соломони 45 во Идумею, и не помянуша завета братня. С Евр: „так говорит Господь Иегова: за три преступления Тира, и за четвертое не отменю сего, за то, что они полное число передали Едому и не помнили союза братского“. Тиряне за свое нечестие и за обиду Евреев. которых они, как невольников, продавали и перепродавали Идумеянам. и за нарушение братского или дружеского союза с их царем Хиримом, истреблены Навуходоносором и Александром Македонским. Сн. Ис. 23:1 ; Иер. 27:3, 47:4 ; Зах. 9:3,4 ; Иезек. гл. XXVI-XXVIII. 10 . И послю огнь на забрала 46 Тирова, и поясть основания его. С Еврейск: „пошлю огонь на стену Тира и пожрет чертоги его“. „Огонь сей, гов. св. Ефрем, есть Навуходоносор, царь Вавилонский, или ассирийское воинство, подобно огню все истребляющее“ (бл. Феод.), и воинство Александра Великого. 11 . Сия глаголет Господь: за три нечестия Идумейска, и за четыри не отвращуся их, понеже прогнаша брата своего мечем, и растлиша матерь 47 на земли, и восхити во свидение грозу свою 48 , и устремление свое снабде на победу. 49 С Евр: „так говорит Иегова: за три преступления Едома и за четвертое не отменю сего, за то, что он гонит брата своего мечем, подавил чувство (жалости) в сердце своем, и гнев его вечно свирепствует, и ярость свою постоянно хранит“. Едом называется братом Евреев, потому что происходил от Исава, а Евреи от Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

А. Повествование включающее притчи и обличения (гл. 19–23) Б. Пятая речь: суд Царства (гл. 24; 25) VII. Страдания и воскресение (гл. 26–28) Глава 1 1 Родословие. Букв.: «происхождение» или «начало» (генезис). В библейском словоупотреблении может означать «список», «отсчет» (ср. Быт. 2,4; 5,1 ). В лучших манускриптах это же слово (1,18) означает только «рождество». Вполне возможно, что оно указывает на все Евангелие, которое и есть «отсчет от начала» – Иисуса Христа (т.е. ознаменование Его царствования). Христос. Греческое слово, означает «помазанник» и соответствует еврейскому «машиах», или «мессия». В Ветхом Завете помазание елеем символически означало, что Бог посылает человека на какое-то служение, и все три ветхозаветных служения (пророки, священники, цари) знаменовались таким образом ( Исх. 29,7 ; 1Цар. 16,13 ; 3Цар. 19,16 ). Ветхий Завет обещает, что придет избранный Отрок Господень (Ис., гл. 42), Который будет Пророком, как Моисей ( Втор. 18,18.19 ), Священником, как Мельхиседек ( Пс. 109,4 ), Царем, как Давид, т.е. Помазанником Божиим ( Ис. 55,3.4 ; Иер. 30,9 ; Иез. 34,24 ; Ос. 3,5 ; Зах. 12,8 ). Израиль ждал Мессию, который одолеет его врагов и установит закон мира. Матфей утверждает, что Иисус – Помазанник, обетованный Царь, Освободитель. 1:2 Родословие здесь отличается от родословия у Луки (3,23–38), возможно потому, что Лука говорит о «физическом» родословии ( Лк. 3,21 ), Матфей – о престолонаследии. 1:3–16 В ближневосточной генеалогии обычно не упоминают женщин, но они важны для Божиего замысла – произвести на свет Христа. Имена всех пяти женщин, названных здесь, служат напоминанием, что Бог часто действует неожиданно и выбирает не тех, кого «надо бы» выбрать. Фамарь (ст. 3) связана с «оплошностью» Иуды ( Быт. 38,6–30 ), Рахава (ст. 5) была блудницей и язычницей (Нав., гл. 2; там она – Раав), Руфь – моавитянка, а значит – под особым проклятием ( Втор. 23,3–5 ), из-за «бывшей за Уриею» Вирсавии (ст. 6) согрешил Давид. Дева Мария исполняет не только слова Исаии (7,14), но и еще более важное пророчество из книги Бытие (3,15; см. Гал. 4,4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

А так как пророческое вдохновение или озарение не зависело ни от каких внешних условий, то пророки получали это озарение и в бодрственном состоянии ( Дан. 8:1 ; Иез. 37:1–2 ) и в сновидениях ( Дан. 7:1–7 ), и на свободе и в узах темницы ( Иер. 33:1 ), во время трапезы ( 3Цар. 13:10 ), при посторонних лицах ( Иез. 8:1 ) и в уединении среди поля ( Иез. 37:1 ) и в доме горшечника ( Иер. 18:1 ). б) Способы, чрез которые пророки принимали откровение от Бога Что касается способов получения пророками откровений, то главные из них указаны в словах самого Бога, сказанных Аарону и Мариями: аще будет в вас пророк Господень в видении ему познаюся и во сне возглаголю ему, но не так, как рабу Моему Моисею: усты ко устом возглаголю ему (Моисею) яве, и не гаданием ( Чис. 12:6–8 ). Здесь ясно указаны три способа сообщения пророкам воли Божией или иначе – получения пророками откровений от Бога: а) посредством видений в бодрственном состоянии, б) посредством сновидений или видений во время сна и в) посредством устной передачи чрез слово. 1) Примерами первого способа могут служить: видение пр. Исаией Господа, сидящего на высоком престоле ( Ис. 6:1–4 ), видение пр. Иезекиилем славы Господней ( Иез. 1 гл.) и поля усеянного костями человеческими ( Иез. 37:1–12 ), видение пр. Иеремией жезла орехового и котла ( Иер. 1:11–14 ) и двух кошниц, наполненных смоквами ( Иер. 24:1–10 ), видение пр. Захарией серпа летящего ( Зах. 5:1–3 ), видение пр. Даниилом на реке Увале овна и козла ( Дан. 8:2–7 ). Все эти видения, как таинственные (загадочные) по своему содержанию, обыкновенно сопровождались пояснением чрез слово (третий способ). Ясно представить себе душевное состояние пророков во время этих видений невозможно. Можно только догадываться, что состояние это было не совсем обыкновенным, оно было, вероятно, подобно тому исступлению, или экстазу, в котором Св. ап. Павел видел Господа и слышал голос Его в Иерусалимском храме ( Деян. 22:17–18 ), или иначе – тому духовному восторгу, в котором слышал голос Божий и видел седмь золотых светильников, св. ап. Иоанн Богослов ( Апок. 1:10–12 ). Это экстатическое состояние или состояние духовного восторга пр. Иеремия уподобляет состоянию опьянения: бых яко муж пиян, говорит он о себе, и яко человек, егоже одоле вино, от лица Господня и от лица благолепия славы его ( Иер. 23:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Далее блаженный Иероним Стридонский предлагает уже эсхатологическое истолкование этого же стиха: «Должно сказать также и то, что Второе Пришествие Спасителя должно обнаружиться в славе, а не в уничижении подобно Первому. Таким образом, неразумно искать в месте малом или скрытом Того, Который есть свет всего мира » 413 . И действительно, Первое Пришествие Христово было в уничижении, об этом свидетельствует и известный стих из пророка Исаии: «Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» ( Ис.53:2 ). Да и само окружение Иисуса из Назарета – это бедняки, рыбаки и пастухи. Его собственная работа – ремесло плотника. Его семья – обнищавшие потомки царя Давида. Лишь отдельные представители религиозного и политического истеблишмента, члены аристократических семей решались на встречи с Ним, но только тайные. Эта категория учеников получила наименование «тайные ученики Иисуса Христа». Это член синедриона «именем Никодим, один из начальников Иудейских» ( Ин.3:1 ), «Иосиф из Аримафеи – ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев» ( Ин.19:38 ) «и некоторые (богатые – О.С.) женщины… Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» ( Лк.8:2–3 ). Сам Христос был нищим, и после Его смерти Его похоронили в чужом гробе. Сказано: «Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» ( Лк.9:58 ). Но Его Второе Пришествие – « как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада » – будет явлено всему миру и повергнет некоторых людей в страх и ужас. Сказано: «Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его» ( Ис.2:10 ). Люди будут искать для себя защиты и бросятся «в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» ( Ис.2:19 ). Слова: «Иди в скалу и сокройся в землю», «в расселины скал и в пропасти земли» – могут означать обычные бомбоубежища. Возможно, что Пришествие Христа со множеством святых и Ангелов будет воспринято некоторыми безбожниками (атеистами) как вторжение инопланетной расы, решившей поработить Землю. Сказано: «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» ( Зах.14:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда-то в Палестине, как и в других частях Ближнего Востока, обитали львы и медведи. Как в Священном Писании, так и во внебиблейских памятниках упоминания о них весьма часты. Эти хищники были самыми опасными животными в Святой земле и истреблены, по всей видимости, не так давно, менее одной тысячи лет назад. Сегодня из перечисленных пророком опасных животных в Израиле можно встретить лишь змей. Инокиня Елена (Халфен), исследовательница древностей и замечательный экскурсовод по Святой земле, предполагает, что последние в Палестине львы и медведи пали под копьями и мечами крестоносцев. Тема дня Господня — одна из ключевых не только в книге пророка Амоса, но и в других текстах, входящих в корпус Двенадцати пророков [ 13 ] , в частности у Иоиля, Авдия, Софонии, Захарии. Каждый из них добавляет к картине дня Господня всё новые и новые краски. Расширяется и само " полотно " этого дня. У Авдия день Господень грядет уже на все народы (Авд. 15), а не только на Израиль; а в книге пророка Захарии он становится днем окончательной вселенской битвы и днем глобального эсхатологического суда (Зах. 14). Именно такое учение о дне Господнем найдет свое продолжение в Новом Завете — в беседе Иисуса на Елеонской горе и в таких текстах, как Первое и Второе послания к Фессалоникийцам, Второе послание Петра и особенно Откровение Иоанна Богослова. Примечания: [ 2 ] У пророка Осии встречаются выражения день Изрееля (1, 11), у пророка Исаии — день Мадиама (9, 4; 10, 26). Это напоминания о славных в израильской истории событиях, когда Божественное вмешательство спасло народ от врагов. [ 3 ] Peter A. I libri di Sofonia, Nahum e Abacuc. Roma, 1974. P. 44. [ 4 ] Адальберт Петер — профессор ветхозаветной экзегетики в университете Фульды, Германия. [ 5 ] Такой вывод на основании пророческих текстов делает Орацио Симиан-Йофре ( Simian-Yofre H. Amos: nuova versione, introduzione e commento. Milano, 2002. P. 123). [ 6 ] Анализ использования выражения " день Господень " в книгах пророков Софонии и Иоиля см., наприм.: Simian - Yofre H . Ibid. P. 120–123. Meinhold A. Zur Rolle des Tag-JHWHs-Gedichts Joel 2, 1–11 im XII-Propheten-Buch, in Graupner A. et alii . Verbindungslinien. Neukirchen-Vluyn, 2000. P. 207–223. В последней статье имеется также библиография вопроса.

http://e-vestnik.ru/science/prorok_amos_...

Кто передвигает камни, тот надсадит себя ими; и кто колет дрова, подвергнется опасности от них. И у Захарии ( Зах.9:16 ) катаются по земле святые камни. Ибо они не лежат в неизменном положении, но переменяют место, и всегда стремясь к высшему, спешат перейти отсюда. Из этих живых камней и в Апокалипсисе ( Откр.21:18 ) строится город Спасителя, и апостол говорит, что из них созидается церковь . Итак, если кто обольщенный еретическим лжеучением выймет эти камни из здания церкви (почему и выразительно Акила и Симмах, вместо поставленного нами: «кто передвигает камни, тот надсадит себя ими», сказали: «кто переносит камни, тот будет поранен ими»), тот впоследствии терпит мучения. А так как Писание говорит вообще: «кто передвигает камни, или кто переносит камни» без прибавления добрые или худые: то, посему, можно понимать и наоборот, – что муж церковный, то есть епископ и пресвитер, если по заповеди книги Левит ( Лев.14:45 ) из дома прокаженного выймет камень, который он должен и стереть в прах и пепел: то он будет болеть от того самого, что вынужден взять камень из церкви Христовой, говоря с апостолом: «плакати с плачущими», скорбеть с скорбящими ( Рим.12:15 ) и: «Кто изнемогает и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся» ( 2Кор.11:29 ). И тот, «кто колет дрова подвергнется опасности от них». Бесплодные дрова и безполезный лес – это еретики. Поэтому и в храме Божием запрещается разводить лес и презирается пустая тень листьев, то есть только слов трескучих. Итак, хотя бы был умен и учен тот муж, который колет эти дрова мечем своего слова, он подвергнется от них опасности, если не будет достаточно внимателен, особенно, если с ним случится то, что далее следует: «если притупится топор и лице его смутит», то есть, если его опровержение будет найдено не сильным, если оно не будет иметь острия, чтобы посекать им все противное; но, если внутреннее сердца его притупится, то он перейдет на противную сторону, и укрепит его сила превратная. Это именно выразили Семьдесят толковников, поставив «и силою укрепится»: укрепившись, то есть, излишнею мудростью, будет иметь силу и мудрость такую, которая излишня и которая не в помощь имеющему ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010