Зах.9:14 ). Прежде чем ангелы начинают трубить ( Откр.8:6 ), сообщается еще об одном важном событии на небе. Появляется еще один Ангел с золотой кадильницей, которую он затем разжигает на золотом жертвеннике перед престолом. Вместе с фимиамом к престолу возносятся молитвы святых, то есть верующих. Такое молитвенное посредничество Ангела известно уже из Ветхого Завета (Рафаил в Тов.12:15 ; Михаил в Дан.10:21 ; Дан.12:1 ; Откр.5:8 ). О содержании молитв прямо не сообщается. Судя по контексту, это молитвы притесняемых на земле христиан. Они, как и души убиенных мучеников на небе ( Откр.6:9–11 ), просят Бога о том, чтобы Он скорее осуществил свое царство и правосудие. Это подтверждается воздействием молитвы. Бог слышит ее. И тогда Ангел с жертвенника, на котором перед этим приносился в жертву фимиам вместе с молитвами христиан, берет огненный жар, то есть угли, наполняет ими кадильницу и повергает этот «огонь» на землю. Образ углей, бросаемых на землю, восходит к пророчеству Иезекииля. Там некоему ангелу отдается приказ бросить на обремененный грехами Иерусалим горящие угли с жертвенника: «Возьми полные пригоршни горящих угольев между… и брось на город» ( Иез.10:2 ). Низвержение огня и пламени – символ проявления гнева Божьего ( Мф.3:10–12 ; 2Фес.1:8 ) и образ грядущих катастроф как предвестий Последнего суда. Раздаются «голоса и громы», появляются молнии и происходят землетрясения – ветхозаветные образы теофании, богоявления. После этого говорится, что семь ангелов приготовились трубить в свои трубы. Звуки труб вызывают дальнейшие «казни». Они затрагивают только грешников и не приносят вреда верным христианам, чьи молитвы как раз и исполняются с наступлением этих «казней». б) Первые четыре трубы: природные катастрофы ( Откр.8:7–13 ) 7 Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела. 8 Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, 9 и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

И исполнилось так. Множество чудес совершил Господь. По слову Его рожденные слепыми прозревали, глухие получали слух, немые получали способность говорить, хромые – хождение, прокаженные – очищение, расслабленные – исцеление, мертвые – воскресение. Предсказано было, что многие из иудеев Христа, Который им обещан и послан, возненавидят: «отовсюду окружают Меня словами ненависти, вооружаются против Меня без причины. За любовь Мою они враждуют на Меня, воздают Мне за добро злом, за любовь Мою ненавистью» ( Пс.108 ). И было так. Возненавидели Христа книжники и фарисеи и прочие иудеи, укоряли, злословили, хулили и гнали Его. На это указывает Евангелие и Сам Господь: «ныне же увидели и возненавидели Меня и Отца Моего; но да сбудется слово, писанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» ( Ин.15:24–25 ). Предсказано было, как тих, кроток, благоприступен и смирен будет Христос: «не возопиет и не возвысит голоса Своего. Трости надломленной не переломить и льна курящегося не угасить; будет производить суд по истине» ( Ис.42:1–3 ). Так и было. Святое Евангелие показывает пресвятой и божественный нрав Спасителя, которому подражать Господь научает и нас: «научитеся от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Предсказано было, что Христос в город Иерусалим войдет на жребяти осли: «ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). «Грядет при восклицаниях народа: благословен грядый во имя Господне» ( Пс.117:26 ). Так и исполнилось. Так и вошел Христос во Иерусалим, на вольную смерть шествуя, и народ, Ему сопутствовавший, восклицал: «осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних» ( Мф.21:9 ). Предсказано было, что один из ближних учеников предаст Иисуса Христа: «человек, живший со Мною в мире, на которого Я полагался, который хлеб ел Мой, поднял на Меня пяту» ( Пс.40 ). И было так. Предал Иисуса Христа Иуда, един из 12-ти апостолов: «тогда пошел Иуда Искариотский к первосвященникам иудейским и сказал: что дадите мне, я вам предам Его» ( Мф.26:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

– «Ибо написано»: в книге пророка Захарии ( Зах.13:7 ). «Приводит пророчество, дабы, с одной стороны, убедить учеников всегда внимать Писанию, а с другой стороны, что Он распинается по воле Божией, и дабы из всего видно было, что Он согласен с Ветхим Заветом и с Богом, в нем возвещаемым, что совершающееся есть дело смотрения Божия и что все настоящие события издревле предвозвестили пророки, дабы они несомненно ожидали лучшего» (Злат.). – «Поражу»: у пророка так говорит Бог . «Поражение Сына приписывается Отцу в том смысле, что иудеи распяли Господа по изволению, т.е. по допущению Отца. Он мог воспрепятствовать им, но не воспрепятствовал, а попустил; потому и говорится, что Он поразил» (Феофил.). – «Пастыря»: Господь Иисус, как Мессия, есть Пастырь ( Ин.10:11–14 ). – «Овцы стада»: в настоящем случае разумеются апостолы, хотя овцами называются все последователи Христовы ( Ин.10:16 ). – «По воскресении же» и пр.: «предсказав печальное, предрекает и ободрительное» (Евф. 3иг.). Сим не исключает явлений Своих по воскресении в Иерусалиме. В Галилее Он действительно являлся ученикам ( Мф.28:16 ; Ин.21:1–23 ). Мф.26:33 . Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. «Я никогда не соблазнюсь»: эта самоуверенность и самонадеянность Петра, без сомнения, происходила из пламенной его любви ко Господу; тем не менее она требовала сильного внушения, ибо могла вести к тщеславию и гордости. «Два преступления были (в этих словах Петра): первое то, что он противоречил, второе, что предпочитал себя другим, или, лучше сказать, было и третье преступление – то, что все приписывал самому себе. Для уврачевания его Христос попустил падение» (Злат., Феофил.). Так Господь попускает иногда верным Своим ученикам падать для того, чтобы научить их сознавать собственную немощь, не полагаться на свои только силы, а уповать на помощь Божию. Мф.26:34–35 . Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:31-33). Ему же слава во веки веков. Аминь.    Давать в долг надлежит, особенно единоверцам и сонаследникам-братьям, как и Закон повелевает, когда говорит: дай взаймы(Втор. 15:8) брату своему, то есть подзаконному. Чужому же, то есть беззаконному, не давай взаймы. Так говорит Закон. Говорит же и Приточник: Творяй милость взаим даст искреннему, и укрепляй руку свою соблюдает заповеди. И: Даждь взаим искреннему во время требования его (Притч. 29:1-2). И: не обрецыся благотворити требующему, егда имать рука твоя помогати. Не рцы: отшед возвратися и заутра дам (Притч. 3:27-28). К ним близок и Псалмопевец, который увещевает, говоря: Благ муж щедря и дая (Пс. 111:5); и: Весь день милует и взаим дает праведный, и семя его во благословение будет (Пс. 36:26). И опять:Заемлет грешный и не возвратит; праведный же щедрит и дает (Пс. 36:21). Следует же знать и цель [повеления] Божественного Писания, что давать в долг повелевается вместо [того, чтобы] оказывать милость ближнему, как написано: Заповеди ради заступи нищего, и по нищете его не отврати его тща. Погуби сребро брата ради (Сир. 29:9-10). И опять-таки: коль красна милость во время скорби! (Сир. 35:24). [Col. 1465] Помоги сотелеснику твоему, и ты будешь иметь его во время Воскресения свидетелем твоего сострадания, а не стенающим в укор тебе. Ведь это небесполезно. Посему не будем бесчеловечными из-за золота, серебра и ароматов, ржавчина и моль которых будут свидетельствовать против нас. Выслушаем апостола Павла, говорящего:раздаватель ли, [раздавай] в простоте… благотворитель ли, [благотвори] с радушием (Рим. 12:8); и: В нуждах святых принимайте участие (Рим. 12:13). Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, [в удовлетворении] необходимым нуждам, дабы не были бесплодны (Тит. 3:14). Говорит же и пророк Захария: суд праведен судите и милость и щедроты творите кийждо ко брату своему(Зах. 7:9). Иоанн же: А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? (1 Ин. 3:17). Им последуя, Промыслитель спасения нашего Господь повелевает, говоря: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:30). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Например, Бог сказал через пророка: «Я есмь, Я есмь, и до старости вашей Я тот же буду» (См. Ис. 46:4). Понятно, что бытие Бога не прекращается вместе со старостью человека. Далее, да не подумает кто-либо, что простому человеку, а не Богу сказано: «Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», и что не вечно пребывание одесную Бога Отца, но ограничено во времени, раз есть слово «доколе». Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (См. Пс. 109:3). Слова «прежде денницы» означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова «из чрева» свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему.    Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы.    Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21). Также и премудрый Павел говорит о Нем: «И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии... Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (Ср.: 1 Кор. 2:10—11). И Давид говорит: «Пошлешь Дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). Подобно этому говорит Иов: «Дух Божий создал меня» (Иов. 33:4). Иоиль говорит: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать» (Иоил. 2:28). И Исаия свидетельствует: «Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16). И далее: «Дух Господень вел их к покою» (Ис. 63:14). И еще: «Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам» (См. Зах. 1:6).    Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

народа моего ( Ис.22:4 ). И Иеремия говорит: кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слёз! я плакал бы день и ночь ( Иер.9:1 ). И народу говорит: чтобы из глаз наших лились слёзы ( Иер.9:18 ). Но нет среди нас разумеющего, чтобы применить эти слова к себе. И Даниил: И обратил я лице мое к Господу Богу... в посте и вретище ( Дан.9:3 ). И Давид: яко плача и сетуя, тако смиряхся ( Пс.34:14 ), пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий ( Пс.37:7–8 ). И Иов: и на веждах моих тень смерти ( Иов.16:16 ). Внемлем и мы, возлюбленные, и уразумеем жития святых мужей, как они время свое проводили в плаче, во вретище и пепле, и как стали они через скорби и плач чадами, почитателями и друзьями Божиими. Это они написали, чтобы и нас ввести в ревность о желании плача, чтобы Быша слезы наша хлеб день и нощь ( Пс.41:1 ), чтобы увлажнять каждую ночь нашу постель слезами и очищаться от скверны, которой мы обдержимы, чтобы стать достойными облечься в брачную одежду, ибо не облекшийся в брачную одежду извергается вон. Ибо имея столь благого и непамятозлобного Господа, умилостивим его стенаниями и слезами, чтобы облеченными в блистающие одежды обрестись нам в Пришествие Его. Ибо Он любит спасение наше. Посему и повелел снять запятнанные одежды с Иисуса, сына Иоседекова, и облечь его в подир, ибо сказал ему: «Я отнял от тебя беззакония твои» ( Зах.3:4 ), и нам говорит: Блаженны плачущие, ибо они утешатся ( Мф.5:4 ); Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь ( Лк.6:21 ). Богу же подобает слава вовеки, аминь. Преподобный Феодор Студит Письмо 510 75 Пусть же не дремлет у тебя око ума, и не заграждается слух сердца, и никогда не прекращается божественная любовь твоя, но возрастай постоянно, преуспевая в добродетелях, умеряя и сокрушая душу и как бы из некоторого источника проливая слёзы. Эта вода особенно хороша: она очищает душу, иногда оскверняемую помыслами, погашает огонь, по невнимательности воспламеняющийся от плотской любви, укрощает беспокойные расположения от нападений врага, поистине преклоняет Бога на милость и возвращает в прежнее невинное состояние любящего [Его].

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Но, с другой стороны, пусть не сомневается Иуда и в исполнении обетований о царстве Мессии, которые, в предопределенное Богом время, непременно сбудутся. И сказал мне, говорит пророк, Ангел, говорящий во мне: проповедуй, и говори: так говорит Иегова воинств: Я возревновал о Иерусалиме и Сионе ревностью великою; и великим негодованием негодую на народы, живущие в покое; ибо, когда Я мало прогневался, они усилили зло. (ст. 14, 15). «Не потерплю, более, того, чтобы оставлять без внимания содеваемое с Иерусалимом, но накажу преступивших меру опрсделенпого наказания и отважившихся причинить ему большее число зол, нежели сколько положено. Ибо Я, наказуя Иерусалим за нарушение Моих законов, лишил его Моего, о нем, промышления; они же, взяв это в повод к небоязненности, не захотели удовлетвориться причиняемыми ему бедствиями. Поэтому, исполнившись справедливой ревности, Иерусалим удостою пощады, а у них потребую отчета в их дерзости» 41 . Посему так говорит Господь: Я обращаюсь к Иерусалиму с милосердием; в нем соорудится дом Мой, говорит Господь Саваоф, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Еще провозгласи и скажи: так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим. ( Зах. 1:16–17 ). Это утешительное обетование Господа, по своему простому, буквальному смыслу, очевидно, относится только к настоящему и ближайшему будущему состоянию иудеев, – ободряя их Божественной помощью в возобновлении Иерусалима, храма и, вообще, в приведении Иудеи в прежнее цветущее состояние; но, поставленное в связь с пророчеством Аггея о потрясении, в известное время, неба и земли, моря и суши, оно уже является, как бы, знамением к укреплению веры в пророческое обетование Аггея, и ближайшей побудительной причиной к более ревностному строению храма и возобновлению Иерусалима, без особенного опасения препятствий со стороны внешних врагов (сравн. Неем. 2:19; 4:1, 8 ). Видение второе (1:18–21) По значению своему, второе видение св. пророка Захарии стоит в прямой и очевидной связи с первым видением, служит его необходимым выводом 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Обратим внимание на то, что это единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком. Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах.9:9 ; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся» ( Соф.3:14–16 ). 23 Слово «осанна» (Евр. hôšî‘-nn) буквально означает «спаси же». По словам блаженного Иеронима , " осанна в переводе с еврейского означает: Господи, спаси меня!» 24 . Блаженный Августин пишет: « Осанна, как говорят знающие еврейский язык, это голос молящего, более выражающий чувство, нежели обозначающий нечто». 25 Действительно, ко временам Иисуса этот возглас употреблялся не столько в своем исконном значении, сколько в качестве простого восклицания, выражавшего хвалу и использовавшегося как литургическая формула. 26 Восклицания толпы приведены евангелистами в нескольких вариантах: Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! ( Мф.21:9 ); Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних! ( Мк.11:9–10 ); Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! ( Лк.19:38 ); Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! ( Ин.12:13 ). Разнообразие в передаче возгласов может быть объяснено тем, что люди из толпы произносили приветствия в разных формах. Во всех четырех вариантах присутствует формула «благословен Грядущий во имя Господне», в трех – формула «в вышних», в трех – слово «осанна», в двух «Царь» и в одном «царство».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Они формируют понимание того, что Богом будет решена участь праведных и нечестивых ( Мал.4, 1–3 ). Также послепленные пророки проповедовали, что этот день будет Богоявлением, и описывали его как событие, которое произойдёт в результате нарушения обычного хода вещей ( Зах.14:6–7 ). Этот суд больше не даст места несправедливости и беспорядку в мире, так как суд будет совершён над всем миром ( Дан.7:9–10 ). Следует также упомянуть, что, несмотря на то, что это событие пророки называют самым страшным временем ( Дан.12:1 ), оно не грозит полным уничтожением всего творения, а исполнено полного ограничения греха и преображения творения, что в последующем нашло своё отражение в учении Нового Завета 255 , в частности у апостола Павла: и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих ( Рим.8:21 ). То есть «день Господень» у послепленных пророков перестаёт быть конкретным историческим событием на военно-политической сцене, а рассматривается как нечто хотящее произойти вне временных и исторических категорий, что преодолеет все несовершенства мира. Рассмотрев отличия в понимании «дня Господня» у ранних и поздних пророков, вернёмся к рассуждению, есть ли эсхатологические воззрения у пророков, проповедовавших до ассирийско-вавилонского нашествия. Данный вопрос является очень сложным, попытаемся если не разрешить его, то по крайней мере указать путь к ответу. В проповедях этих пророков заметна концентрация на событиях ближайшего будущего, однако у них всё-таки встречаются и эсхатологические воззрения, например, пророк Амос иллюстрирует суд Яхве как глобальную катастрофу, проявляющуюся в нарушении естественных законов природы, что должно привести к определённым последствиям: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в стране плач, как о единственном сыне, и конец её будет – как горький день ( Ам.8:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому дол-жно с усердием отыскивать полный (Ylon) смысл (Писания), в котором мудро соединяется рассказ о невозможном по букве с тем, что не только возможно, но и истинно в историческом смысле, и что в то же время имеет еще аллегорическое значение так же, как имеет его не действительное по букве” (“О началах”, IV, 15—17, 20)[ 6 ]. Этот метод интерпретации с преимущественным интересом к духовной стороне обоих Заветов Ориген обосновывал ссылками на Св. Писание. Так, указание на три способа понимания текста он находил в Притчах Соломона (22:20—21), а в словах апостола Павла “Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей” (1 Кор 2:6—7) слышал призыв к постижению того духовного закона, который доступен лишь самым совершенным. Предпочтение духа букве вплоть до отказа от прямого смысла было вызвано прежде всего апологетической задачей экзегета — необходимостью опровергнуть тех, кто пытался дискредитировать христианство — иудеев, не веривших в то, что Мессия уже пришел в мир, и тех гностиков, которые считали Новый Завет несовместимым с Ветхим. “Весьма много заблуждений произошло, — писал Ориген, — вследствие того, что многие не нашли пути, какого нужно держаться при чтении Священного Писания. Так жестокосердые и неопытные из принадлежащих к обрезанным не уверовали в нашего Спасителя, потому что считали нужным следовать букве пророчеств о Нем, но чувственно не видели, чтобы Он проповедовал отпущение пленным, чтобы Он действительно устроил то царство Божие, которое они представляли себе, чтобы Он истребил колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме (см. Зах 9:10) Что касается еретиков, то они читали в Писании слова: “Огонь возгорелся в гневе Моем” (Иер 15:14) и “напал злой дух от Бога на Саула” (1 Цар 18:10). Читая эти и множество других мест, подобных им, еретики не дерзнули отвергнуть божественность Писаний, но, веруя, что эти Писания принадлежат творцу, которому служат иудеи, пришли к той мысли, что этот творец не совершен и не благ, Спаситель же пришел возвестить более совершенного Бога Наконец, простые люди, которые хвалятся тем, что принадлежат к церкви, не признают никого выше Творца но придумывают о Нем такие вещи, каких нельзя думать даже о самом жестоком и несправедливом человеке” (“О началах”, IV, 8).

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010