А кто понимает св. писания буквально, тот значит умирает, как оказано: ( 2Кор.3:6 ), потому что «буква убивает»; еще сказано ( Рим.8:6–13 ): «ибо если живете по плоти, то умрете», как язычники, которые называются мертвыми, как сказано ( Еф.2:1 ): «и вас мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы жили по обычаю сего мира». Так понимают лжеевреи, которые говорят, будто им Моисей повелел казнить плоть, т. е. тело свое, значит, не смыслят они, что и называется плоть. А буквальные христиане говорят, будто дева Христа родила: они не понимают, что означает дева; это церковь избранных, чрез которое родилось слово, как выше сказано. «Эта дева была во Израиле» ( Ис.7:14 ); «се дева во чреве приимет и родит Сына Царства» 71 ; еще говорит: «презрит тебя и посмеется девствующая дочь Сиона» ( 4Цар.19:21 ). Иеремия говорит: «я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева» (31:4). Еще Откровение Иоанна гл. 12:15: «явилось на небо великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд; она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения; и родила она младенца мужеского пола». Это значит: народы святые, которые мучились, пока родилось в них слово истины. Исаия говорит: «во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения твоего» 72 (26:18). Еще сказано: «я представил вас чистую деву Христу» ( 2Кор.11:2 ). И есть еще другие девы, которые блудили ( Иез.23:3 ): «и блудили они в Египте, блудили в своей молодости; там растлили девственные сосцы их». Так подобно и люди не духовные, заблудившиеся умом; они же и есть Израиль новый Сад ( Ис.5:2,4,7 ); «Я ждал, правды, и вот он произвел неправду; Я ожидал, что он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды». Не духовные поникают писание буквально, одинаково с мертвецами мирскими ездят в какую-то Палестину смотреть Иерусалим, какой-то там аул татарский, который выдумали древние язычники, чтобы обирать денежки у мертвых, и с духовных, которые не смыслят писание, что Иерусалим лежит среди них весь в развалинах, как сказано ( Зах.12:3 ): «И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжелым камнем для всех племен: все, которые будут поднимать его, надорвут себя», которому ныне еще, говорит пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

А Он ранен был за наши грехи ( Ис.53:4–5 ). И у Апостола читаем: Христос искупил нас от проклятия Закона, быв ради нас проклятием ( Гал.3:13 ). Сей и в двадцать первом Псалме говорит: Далеко от спасения Моего слова грехопадений Моих ( Пс.21:2 ); и в шестьдесят восьмом Псалме: Боже, Ты знаешь безумие Мое и грехопадения мои не сокрыты от Тебя ( Пс.68:6 ). Они и называются вообще одеждами запятнанными и будут сняты с Него, когда Он изгладит наши грехи, так что вследствие того, что Он был одет в одежды запятнанные, мы снова возставая в Нем после крещения, услышим слова: Одежды мои да будут всегда чисты ( Еккл.9:8 ) и вся Церковь верующих слышит сказанное чрез Исаию: Омойтесь, будьте чисты ( Ис.1:16 ). О ней пророчествуется и в книге Песнь Песней: Кто это та убеленная, которая восходит? ( Песн.3:6 ). А над подиром ( ποδρην) понимай воплощение Его, которое как земное и обозначено понятием нога ( πος). Кидар чистый на голове Его рассматривай, как сияние Божественнаго величества. Таким образом один и тот же созерцается и как человек, украшенный достигающею до стоп одеждою ( ποδρη), и как Бог – кидаром. Зах.3:6–7 . И Ангел Господень стоял; и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу говоря: Так говорит Господь воинств: «Если ты будешь ходить по путям Моим и будешь стоять на страже Моей, то будешь также судить дом Мой и охранять дворы Мои, и Я дам тебе ходящих из этих, ныне здесь стоящих». LXX: И Ангел Господень стоял, и засвидетельствовал Ангел Господень Иисусу, говоря: Так говорит Господь всемогущий: «Если будешь ходить по путям Моим и сохранишь заповеди Мои, и ты будешь судить дом Мой, и если сохранишь двор Мой, Я дам тебе тех, которые обращаются среди стоящих сих». – Евреи, следуя прежде принятому порядку толкования, понимают эти, сказанные ангелом Господним, слова в отношении к Иисусу, сыну Иоседека в том смысле, что после снятия с него грязных одежд и восстановления в нем достоинства непорочного священства, ему дается повеление, – подобно тому, кик написано в Евангелии: Вот ты сделался здрав, не согрешай более, чтобы не было с тобою чего-либо худшего ( Ин.5:14 ), – и обещается ему награда: если он будет ходить по путям Господним и сохранять заповеди Господа, то и он сам будет судьей дома Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А слова были таковы: «Даниил, муж желаний», муж, много возлюбленный Богом, муж особенно приятный Ему! «вникни в слова, которые Я скажу тебе и стань прямо на ноги твои: ибо ныне (выражение: ныне указывает на упоминаемое в 12 ст. замедление прихода Ангела Божия к пророку) Я послан к тебе», послан как вестник Божиих спасительных определений (см. подобное же выражение в применении к Ангелу завета или Сыну Божию у Зах.2:8, 11, 4:9 ). «И когда он говорил мне слова эти, – замечает при этом пророк, – я встал с трепетом». А Божий Вестник между тем продолжал, ободряя пророка: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил своё сердце, чтобы достигнуть уразумения (будущей судьбы народа своего, см. ст. 14) и смирить себя пред Богом твоим», т. е достигнуть желаемого тобою разумения судьбы народа твоего путём смирения, путём поста и плача пред Богом, «слова твои услышаны», твоя молитва принята Богом и уже тогда в Божием совете определено было открыть тебе и исполнить то, о чём ты молился, «и Я пришёл по словам твоим», пришёл вследствие твоей молитвы. Предметом молитвы пророка, без сомнения, было осуществление Божиих народу обетований и устранение всех противодействующих этому осуществлению препятствий. Поэтому услышание Богом пророческой молитвы должно быть полагаемо не только в том, что Господь определил возвестить пророку предстоявшую судьбу народа, но и в том, что он определил открыть ему и путь к совершению обетованного спасения и к устранению препятствий, противодействующих этому спасению. Возвещение того и другого и было задачей посланничества Ангела Господня к пророку. Но чтобы возвестить последнее, чтобы принести пророку утешительный ответ о наступлении спасения и об устранении препятствий, для этого Ангел должен был прежде выдержать борьбу в течение 21 дня, в течение трёх седмиц дней поста и плача даниилова (см. ст. 2), с враждебным народу Господню духом царства Персидского. «И князь царства Персидского, – говорил Ангел Господень пророку, – стоял против Меня двадцать один день; но вот Михаил, один из первых князей, пришёл помочь Мне и Я приобрёл там победу 75 при царях Персидских» и Я восторжествовал над духом, враждебно для народа Божия влиявшим на царей Персидских и достиг своего благотворного для сего народа воздействия на сих царей; «и Я пришёл возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена» т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Вс к вцы заблдихомъ: человкъ пт своег заблд, и гдь предад грхъ ради нашихъ. 6. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Ст. 6. Люди блуждали, подобно стаду овец, не имеющих пастыря ( Числ.27:17 ; 2Пар.18:16 ), каждый шёл своей дорогой ( Рим.1:24 ), и Господь пригвоздил в Отроке Господнем, как пастыре их, лукавство всех их, ср. Зах.13:7 . 1Пет.2:25 . Евр. выражение: =в р.-с. и Господь возложил на Него вину всех нас, Симм. переводит: κα κριος καταντσαι πιησεν ες υτν τν νομαν πντων μν, бл. Иероним et Dominus posuit in eo iniquitatem omnium nostrum. «Или, – говорит бл. Иероним по сему поводу, – Он предал Его за грехи наши, чтобы он вместо нас понёс то, чего мы, по причине слабости сил, не могли понести». В основу выражения положен образ, взятый из обряда возложения первосвященником в день очищения на голову козла отпущения грехов и беззаконий сынов израилевых ( Лев.16:21–22 ). з. И той, зан бысть, не верзаетъ устъ своихъ: к вча на ведес, и к агнецъ пред стригщимъ безгласенъ, так не верзаетъ устъ своихъ. 7. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Ст. 7. Сурово влекомый и поносимый, Отрок Господень не отверзает уст Своих, – подобно овчати, ведомому на заклание, подобно агнцу, безгласному пред стригущим Его (ср. Ис.11:19 ). Этот ст. и последующий читал тот эфиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы эфиопской, когда, по внушению Духа Божия, подошёл и пристал к его колеснице св. Филипп, который и благовествовал ему об Иисусе, наченъ сег ( Деян.8:28–35 ). Древнехристианские экзегеты видели в этих словах пророчество о молчании Иисуса Христа во время суда над Ним. «Он, – говорит блаж. Феодорит, – до Своего страдания говоривший ночью и днём, произнося полезное учение, во время страдания молчал». Ср. Мф.16:62–63; 27:12–14 ; Мк.15:3–5 ; Лк.23:9 ; Ин.19:9–10. 1 -е сл. ст. по евр.-м. т. =в р.-с. «истязуем был», 70 оставили без перевода. Сим Пешито Иерон. Тарг. читали здесь почему Сим. προσηνχϑη, Вульг. oblatus est, Пеш. kreb.; но Тарг. – просил, молился, – разумея здесь приближение к Богу для молитвы. В 5 евр. код. читается также .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Глава 12 1–6. Жалоба пророка на свою участь и ответ Бога, возвещающий, что пророк должен ожидать еще больших бед. 7–13. Отмщение Иеговы Его народу. 14–21. Утешительные обещания. Иер.12:1–6 . Враждебность, проявленная в отношении к пророку его согражданами, побуждает пророка просить им наказания от Бога. Даже страна иудейская вопиет к Богу на людей, из-за упорства которых она подвергается всевозможным опустошениям, причем сами виновники этих несчастий остаются безнаказанными. Ответ Господень не только не утешает его, а утверждает, что его беды ещё увеличатся. Иер.12:1 .  Праведен будешь Ты, Го­с­по­ди, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: по­чему путь нечестивых бла­го­успешен, и все вероломные бла­го­ден­ствуют? Иер.12:2 .  Ты насадил их, и они укоре­нились, выросли и при­носят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их. Иеремия стоит здесь пред тою же загадкой, какая мучила Иова (Ср. Иов 12.6 ; Иов 21.7 и сл.). Иер.12:4 .  Долго ли будет сето­вать земля, и трава на всех по­лях – сохнуть? скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее, ибо они говорят: «Он не увидит, что с нами будет». Пророк жалуется здесь вероятно за продолжающуюся в Иудее засуху (ср. Иер 14.1 и сл.). – «Он не увидит», т. е. пророку не дождаться исполнения своих грозных предвещаний. Иер.12:5 .  Если ты с пешими бежал, и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями? и если в стране мирной ты был безопасен, то что будешь делать в наводне­ние Иордана? «В наводнение» – правильнее: в зарослях иорданских, где водятся львы (ср. Иер 49:19, 50:44 ; Зах. 11.3 ). Иер.12:6 .  Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно по­ступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе. Бог предвозвещает пророку, что даже его близкие родные будут стараться причинить ему зло. Иер.12:7–13 . Все-таки ничего не случается без воли Божией. Рука Иеговы в настоящее время так тяготеет над Иудейскою страною, хотя Бог не перестает любить Свой, наказываемый Им, народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выражение — « низверг » — взято из того, когда поднимают что–нибудь вверх и потом разбивают о пол. « Дни мои, как тень, уклонились, и я, как сено, высох » (ст. 12). Я на самом закате моей жизни и уподобляюсь тени, склоняющейся и уже совсем проходящей; я засыхаю как сено, призывая на себя руки жнецов. « Ты же, Господи, во век пребываешь и память о Тебе в род и род » (ст. 13). Люди по своей злобе колеблются между надменностью и унижением и никогда не знают постоянства. А Ты, не имея в Себе ничего преходящего, непоколебим и неизменен и обещания твои прочны; и не для настоящего только, говорит, поколения таковы они, но и для других, как сказано: « и правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь » (Пс. 21:32), и: « да будет написано о сем роду последующему » (Пс. 101:19). Память о твоих обещаниях сохранится и Ты легко можешь даровать нам облегчение в настоящих бедствиях. Поэтому, я с уверенностью говорю, что Ты восстановишь Сион. Это именно значит: « Ты, восставши, ущедришь Сион, ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего)» (ст. 14). Облегчи, говорит, наши бедствия, потому что настало время милости. В этом заключается намек на конец определенного на семьдесят лет наказания. Так и дивный Даниил, исчислив время пленения, произносит молитву (Дан. 9) с теми же мыслями, какие выражал пророк Захария, сказавший: « Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом?» (Зах. 1:12) Этому и соответствуют слова духовной песни: « ибо время ущедрить его, ибо наступило время ». Я думаю, что в этих словах заключается пророчество также и о явлении людям самого Бога — Слова, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как будущей причине восстановления Сиона. Но, слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан земной Иерусалим, но относи это к обновлению жизни по благочестию. Время разумеется здесь то, о котором Господь чрез Исаию говорит: « во время благоприятное Я услышал Тебя » (Ис.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Для чего? Чтобы мы знали, что и теперь Он употребил готовое вещество не по нужде, не потому, чтобы нуждался в основе, а чтобы заградить уста еретиков. " Тогда люди сказали: это истинно Пророк " (ст.14). О, непомерное чревоугодие! Тысячи дел, гораздо более дивных, совершил Христос, и они не исповедали этого, а только теперь, когда насытились. Но из их слов видно, что они ожидали какого–то особенного пророка, потому что и Крестителю они говорили: ты " пророк " ? (Ин.1:21), – и здесь: " это Пророк. Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, удалился на гору " (ст.15). Увы, как преобладало в них чревоугодие! Какое было непостоянство в мыслях! Они уже не защищают закон, уже не обращают внимания на нарушение субботы, уже не ревнуют по Боге: они бросили все, лишь только чрево было наполнено. Христос стал для них и пророком, они хотят поставить Его и царем; но Он уклоняется. Для чего? Чтобы научить нас презирать мирские почести, и показать, что Он ни в чем земном не нуждается. Избравший для себя все убогое: и мать, и дом, и город, и воспитание, и одежду – не хотел славиться и земными отличиями. Что имел Он в небесах, то было славно и велико: ангелы, и звезда, и Отец глаголющий, и Дух свидетельствующий, и пророки, издалека предвозвестившие о Нем; а что было у Него на земле, то все было уничиженно, чтобы тем более проявлялась Его сила. Пришел же Он и нас научить – презирать мирское и никогда не увлекаться и не поражаться житейским блеском, но, отвергая все это, стремиться сердцем к будущему. А кто увлекается здешним, тот уже не станет восхищаться небесным. Поэтому Он и Пилату говорил: " Царство Мое не от мира сего " (Ин.18:36), чтобы не подумали о Нем, будто Он для внушения людям веры к Себе употреблял страх и силу. Но как же пророк сказал: " се Царь твой грядет к тебе, кроткий, сидящий на молодом осле, сыне подъяремной " (Зах.9:9)? Здесь пророк говорит о царстве ином, небесном, а не земном. Потому–то Христос говорил также: " не принимаю славы от человеков " (Ин.5:41).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

«Дни мои, как тень, уклонились, и я, как сено, вы сох " ( Пс.101:12 ). Я на самом закате моей жизни и уподобляюсь тени, склоняющейся и уже совсем проходящей; я засыхаю как сено, призывая на себя руки жнецов. «Ты же, Господи, во век пребываешь... и память о Тебе в род и род» ( Пс.101:13 ). Люди по своей злобе колеблются между надменностью и унижением и никогда не знают постоянства. А Ты, не имея в Себе ничего преходящего, непо­колебим и неизменен и обещания твои прочны; и не для настоящего только, говорит, поколения таковы они, но и для других, как ска­зано: «и... правду Его возвестят людям, имеющим родиться, которых сотворил Господь» ( Пс.21:32 ), и: «да будет написано о сем... роду последующему» ( Пс.101:19 ). Память о твоих обещаниях со­хранится и Ты легко можешь даровать нам облегчение в настоя­щих бедствиях. Поэтому, я с уверенностью говорю, что Ты восста­новишь Сион. Это именно значит: »Ты, восставши, ущедришь Сион..., ибо время ущедрить его, ибо наступило время (для сего)» ( Пс.101:14 ). Облегчи, говорит, наши бедствия, потому что настало время милости. В этом заклю­чается намек на конец определенного на семьдесят лет наказа­ния. Так и дивный Даниил, исчислив время пленения, произносит молитву ( Дан.9 ) с теми же мыслями, какие выражал пророк Захария, сказавший: «Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом?» ( Зах.1:12 ) Этому и соответствуют слова духовной песни: «ибо время ущедрить его, ибо наступило время " . Я думаю, что в этих словах заключается пророчество также и о явлении людям самого Бога – Слова, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, как будущей причине восстановления Сиона. Но, слыша это, не разумей города на земле, не думай, что здесь указан зем­ной Иерусалим, но относи это к обновлению жизни по благоче­стию. Время разумеется здесь то, о котором Господь чрез Исаию говорит: «во время благоприятное Я услышал Тебя» ( Ис.49:8 ). А о том, что это время исполнилось с пришествием Спасителя, пишет Па­вел: «теперь время благоприятное» ( 2Кор.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

е. в дохрист. эпоху. Точно так же (в синодальном переводе «вождь воинства Господня», в LXX ρχιστρτηγος δυνμεως κυρου) назван муж с обнаженным мечом, явившийся недалеко от Иерихона Иисусу Навину (Нав 5. 13-14), что позволяло христианским и иудейским комментаторам отождествлять этого мужа с М. ( Hannah. 1999. P. 39-40). В Новом Завете В Послании Иуды о М. сообщается следующее: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд 9). По свидетельству Оригена ( Orig. De princip. III 2. 1) и Геласия Кизического ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 21. 7-8), здесь имеется в виду рассказ о споре М. с диаволом, содержавшийся в несохранившемся окончании «Завещания Моисея» (или «Успения Моисея», подробнее см. в ст. Завещания апокрифические ), причем текст, приводимый в «Церковной истории» Геласия, практически дословно совпадает с Иуд 9. Слова М., обращенные к диаволу, сопоставляют также с видением прор. Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах 3. 1-2). Присутствие Ангела Господня и слов «Господь да запретит тебе, сатана» позволяет предположить, что видение прор. Захарии повлияло на текст «Завещания Моисея» ( Tromp. 1993. P. 273). Уже в иудейской лит-ре эпохи Второго храма для М. характерна роль психопомпа (греч. ψυχοπομπς - проводник душ): он принимает души праведников и сопровождает их на небеса ( Hannah. 1999. P. 46). В Апокалипсисе М. упомянут лишь однажды, причем это единственное место книги, где ангел назван по имени. Рассказывается об участии М. в происшедшей на небе войне с драконом: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр 12. 7-8). Войско М. побеждает: «...низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Здесь М. не назван архистратигом, однако его функция (военачальник ангельского войска) лучше всего могла бы быть обозначена именно этим титулом. В рукописях Мёртвого моря

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Желая показать, что эти слова обращены к Богу и что пребывание Бога Сына одесную Отца — вечное, пророк немного далее говорит: “Из чрева прежде денницы Я родил Тебя”(См. Пс. 109, 3.). Слова “прежде денницы” означают, что Единородный Сын Божий был прежде всех лет и прежде веков; слова “из чрева” свидетельствуют о единстве Сущности и Естества Отца и Сына — так Отец говорит: не как-либо иначе, но от Моего Естества родился Сын. Будучи Единосущным и Одного Естества с Отцом, Сын сопрестолен Ему. Таким образом, ты видишь, что Отцу сопрестолен Сын, а не ангелы. Также и Дух Святой, равно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном, говоривший через пророков, равночестен и сопрестолен Отцу. О Нем свидетельствует первоверховный апостол Петр: “Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым”(2 Пет. 1, 21.). Также и премудрый Павел говорит о Нем: “И один Дух Святой, Им — все, и мы — в Нем. Ибо Дух все проницает, и глубины Божии… Божьего никто не знает, кроме Духа Божия”(Ср.: 1 Кор. 2, 10–11.). И Давид говорит: “Пошлешь Дух Твой — созидаются”(Пс. 103, 30.). Подобно этому говорит Иов: “Дух Божий создал меня”(Иов. 33, 4.). Иоиль говорит: “Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать”(Иоил. 2, 28.). И Исаия свидетельствует: “Послал Меня Господь Бог и Дух Его”(Ис. 48, 16.). И далее: “Дух Господень вел их к покою”(Ис. 63, 14.). И еще: “Но примите слова Мои и определения Мои, которые Я заповедал через Духа Моего рабам Моим, пророкам”(См. Зах. 1, 6.). Из этого ты видишь, что Сын и Святой Дух Единосущны Отцу и имеют равную с Ним славу и честь. Если же Они Единосущны и имеют равную честь и славу, то все Три — Сопрестольны. Об ангелах сказал мужественный подвижник Павел: “Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня?”(Евр. 1, 13.) Ангелы являются творением и созданием Святой и Единосущной Троицы, служителями вечной и непостижимой Ее славы, они знают свои чины и свое достоинство. И довольно об этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010