ж) направляет Своих служителей, куда они должны идти: Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, ни мало не сомневаясь; ибо Я послал их ( Деян.10:19–20 ). Павел сказал: по влечению Духа я иду в Иерусалим ( Деян.20:22 ); з) дает мудрость служителям: Некоторые из Киликии и Асии вступили в спор с Стефаном; но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил ( Деян.6:9–10 ). Одному дается Духом слово мудрости, другому – слово знания тем же Духом ( 1Кор.12:8 ); и) сообщает силу творить чудеса: Иному даются Духом дары исцелений, иному – чудотворения ( 1Кор.12:9–10 ); к) совершает новое рождение: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Он спас нас… по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 ); л) дает жизнь духовную: Вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей ( Иез.37:14 ). Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете ( Рим.8:11,13 ); м) научает всему: Дух Святый научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). Вы имеете помазание от Святого, и знаете все. Самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно ( 1Ин.2:20,27 ); Когда придет Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин.16:13 ); н) изобличает во грех и ведет борьбу с грешниками: Утешитель, пришед, обличит мир о грехе, что не веруют в Меня ( Ин.16:8 ). [Стефан сказал:] Жестоковыйные! Вы всегда противитесь Духу Святому ( Деян.7:51 ); о) производит раскаянье: На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце ( Зах.12:10 ); п) очищает и освящает: Вы омылись и освятились Духом Бога нашего ( 1Кор.6:11 ). Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца ( 1Петр.1:22 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тема Сиона является связующей для всех прочих эсхатологических тем Ветхого Завета, среди которых исследователи выделяют следующие: Темы, относящиеся к преображению человеческого общества: • Возвращение в землю обетованную (см. например: “Будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме” Ис.27:13 . Также: 35:10; 51:11; 60:4; 66:20; Иер.3:14; 32:37 ; Иез.20:33-44; 37:26 ; Иоил.3:20 ; Мих.4:6-7. 10 ; Соф.3:20 ; Зах.2:7; 8:7-8 ). • Тема праведного царя-мессии, о котором уже достаточно было сказано ( Ис.11:9; 44:28 ; Иер.33:16 ; Зах.4:5-10; 6:12-13; 9:9-10 ). • Победа Израиля над другими народами (см. например: “Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо Я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь Господу стяжания их и богатства их Владыке всей земли” Мих.4:13 . Также: Ис.34:8 ; Иоил.3:1-21 ; Авд.16 ; Зах.1:14-15; 12:2-9; 14:1-3; 12-19 ). • Установление мира между народами (см.: “И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима” Ис.2:2-4 = Мих.4:1-4 ). Обращение народов (см. например: “И вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь, — подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде. Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь” Ис.66:18-23 . Также: Иер.3:17 ; Зах.2:11; 8:20-23 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/govorun-ser...

Пророчество: Мессия будет Царь ( 2Цар. 7:16 ; Иер. 23:5–6 ; Мих. 5:2 и др.). Ему принесут дары и поклонятся волхвы, цари востока ( Пс. 71:10–11 , Ис. 60:6 ). Во дни уничижения Он будет иметь торжественное, как царь, вшествие в Иерусалим ( Зах. 9:9 ), но вполне откроется Его царственная власть по вознесении на небо, ибо Господь сказал Ему: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс. 109:1. 5–6 ; сн. 2, 8 и др.). Царство Мессии – царство духовное, царство всеобщего мира и правды ( Пс. 44:4–8; 71:7 ; Ис. 9:6; 11:5–8 ). Утвердившись первоначально на Сионе, в Иерусалиме ( Ис. 2:3 ; Мих. 4:2 ; Иер. 3:17 ), оно обнимает все народы ( Пс. 2:8 ; Ис. 65:1; 55:5 ; Зах. 9:10 ); все враги царства будут побеждены ( Пс. 109 ) и Мессия будет царствовать вечно ( Пс. 44:7, 18 ; Дан. 2:44; 7:13–14 ). Членам Его царства будут прощены грехи и будут все научены Богом ( Иер. 31:31–34 ). Дары Духа Св. обильно, как поток вод многих ( Ис. 11:9; 12:3; 55:1; 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 47:1–12 ), излиются на всяку плоть ( Иоил. 2:28–29 ). – Исполнение: Иисус Христос действительно есть Царь ( Иоан. 18:37 ). При рождении Его Ему принесли дары волхвы востока ( Мф. 2:1–11 ), при торжественном вшествии в Иерусалим Он встречен был выражениями народного восторга: благословен грядый Царь во имя Господне ( Лук. 19:38 ). Но царство Его несть от мира сего ( Иоан. 18:36–37 ). Его царство есть царство Божие, царство небесное, есть правда, мир и радость о Дусе Святе ( Рим. 14:17 ). Оно обнимает небо и землю ( Еф. 1:10 ; 1Петр. 3:2 ). Он Сам говорил; дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:19 ). Подобает бо Ему царствовати, дóндеже положит вся враги под ногама Своима ( 1Кор. 15:12 ; сн. Евр. 2:7–8 ). Теперь еще не все враги покорены Ему ( Евр. 2:8 ), но когда истребится последний враг – смерть ( 1Кор. 15:26 ), тогда и Сам Сын покорится Покоршему все Ему, да будет Бог во всем ( 1Кор. 15:28 ), т. е. тогда наступит вечное соцарствование Его Богу Отцу и Св. Духу и славному царству Св. Троицы и вместе царству Его не будет конца ( Лук. 1:33; 23:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Итак пророк слышит и возвещает страшное откровение о бедствиях народа еврейского, однако не без радостной надежды избавления. Не иная мысль высказывается и – б) в начале книги, только сокращеннее и отрицательно: неси ли ты искони Иегова, Бог мой, Святый мой? и не умрем (1, 12). Тот же трепет от страшного известия и та же надежда: Бог , хранитель своего народа, накажет его, однако не до погибели. На такое же содержание, только еще сокращеннее, указывается и – в) в надписании книги: бремя (hammassa) – или грозное видение, еже виде Аввакум пророк (1, 1). Предмет откровения есть бремя 38 , или скорбь и теснота (сн. Наум.1:1 ; Зах.9:1 ; Зах.11:1 ; Мал.1:1 ) на всяку душу человека, творящего злое ( Рим.2:9 ), – и прежде всего на иудеев, которых нечестие возбудило столь справедливые вопли и жалобы церкви ( Авв.1:5–17 ), потом – главным образом – на язычников, избранных в орудие Божие для наказания народа, но также своим нечестием заслуживших гнев Божий (гл. 2). В знаменательном имени Емлющагося с Богом, посылающим нечестивых и ужасных людей против своего народа (подобно как Иаков боролся с Богом говоря с твердой верой: «не отпущу тебя, пока не благословишь меня – Быт.32:26 ), – или как бы обнимаемого Богом и обнимающего народ Божий – утешающего его, после страшных откровений, надеждой лучшей будущности, подобно как мать обнимает или утешает плачущее дитя (сн. 1Сол.2:7 ; Гал.4:19,20 ), – в имени Аввакума 39 предуказывается уже особенное свойство возвещаемого бремени для иудеев и для врагов их: для первых это – бремя исправления или вразумления (открывающееся первым: вот 1, 6), суд гнева не без милости (сн. 1, 12); для последних – бремя истребления огнем (сн. 2, 13) или безвозвратной погибели (открывающееся вторым: вот 2, 4); для дома Божия – начинающийся с него суд временный, для врагов сего дома – кончина вечная (сн. 1Пет.4:17 ); для одних воня смертная в смерть, для других воня животная в живот ( 2Кор.2:16 ). Название пророка (hannabi) служит указанием звания его между членами ветхозаветной церкви (пророк по служению, не только по дару) и вместе залогом верности всего откровения или свидетельством его происхождения свыше, что «он не от сердца говорит, но сообщает слово Божие, как пророк и исполненный для этого Божией благодати» 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо рассеяно ( Иер.10:21 ). Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнеет ( Зах.11:17 ). Рыдайте, пастыри и стенайте, и посыпайте себя прахом, вожди стада, ибо исполнились дни ваши для заклания и рассеяния ( Иер.25:34-35 ). Также: Иер.2:8; 22:22 . Зах.10:3 и др. Безответственность вождей Израиля, их нерадение о народе – Божьем стаде – вело к беззаконию, к социальной несправедливости, к коррупции правосудия, к идолопоклонству. И в конце концов – к долгому и мучительному вавилонскому плену. В этом плену рухнули все надежды народа Божия: Иерусалим разрушен, Храм Божий сожжен, помазанники Божьи истреблены, а сам народ вместе со своими «пастырями» – князьями и пророками – вырван из обетованной Земли и угнан в плен идолопоклонниками. Но в унижении вавилонского плена народ вместе со своими вождями пережил глубокое раскаяние – и в нем родилась новая надежда, эсхатологическая надежда на пришествие идеального пастыря, потомка Давида, который искупит свой народ, возглавит его и будет пасти на злачных и тучных пастбищах новой, очищенной от зла и идолов, земли. И царствованию которого уже не будет конца. 2. Образ пастыря в Новом Завете В христианстве пастырство, то есть руководство церковными общинами возложено на епископов. Именно епископам как преемникам апостолов вверено Христово словесное стадо – Его Церковь . Идеал пастырского служения – сам Христос. Ему как Пастыреначальнику ( 1Петр.5:4 ), все пастыри должны будут дать отчет. 2.1. Христос – Пастырь добрый В 10й главе Евангелии от Иоанна сам Христос называет Себя Пастырем: Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец ( Ин.10:11 ). Христос заботится о Своих последователях, эта забота ярко показана через образ крестьянина-пастуха, который защищает свое стадо от опасностей, чего бы это ему ни стоило. Не так, как наемник, думающий не о благе стада, а о собственном благе. Не будем пересказывать содержание этого хорошо всем известного евангельского отрывка. Отметим лишь, что под упоминаемыми в нем «наемниками» новозаветная экзегеза часто понимает книжников и фарисеев, а под «разбойниками» – зилотов 1 . Верующие не признают своими пастырями ни тех, ни других, они знают, что их Пастырь – Христос. В той же главе, чуть ниже читаем:

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Бог все еще оставался Властелином Вселенной (что подтверждается хроникой событий в Нав. 3:11 и у Иосифа Флавия – Ant.: 14:24), Он контролирует ее целостность, что нашло свое самое яркое выражение в повиновении Израиля единому Богу, в соблюдении единого закона и поклонении в одном храме. «Язычники», однако, были отделены от Бога и от Израиля вследствие того, что поклонялись идолам. И даже Израиль, которому было назначено являть собой единство творения, был охвачен внутренними раздорами и распрями. Израиль сам разделился внутри себя. Корни этого конфликта, что касается иудаизма, лежат в противостоянии сил сатаны Богу. Люди уповали на то, что в День Господень, когда Бог подчинит Себе все противоборствующие силы и таким образом восстановит гармонию Вселенной, они будут избавлены от всего происходившего в то время. Так, в Зах. 14:9 по этому поводу говорится: «И Господь будет царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино». Мессия же есть «Князь мира» ( Ис. 9:6 ), Который умиротворяет даже природу ( Ис. 11:1–9; 2 Вар. 73:1 ). Когда Он придет, все противодействующие силы будут сметены, Израиль будет восстановлен, все народы придут с благоговением преклониться пред единым Богом ( Тов. 14:6 ; Sybylline Oracles 3:808), и они будут поклоняться Ему в одном храме в Иерусалиме ( Ис. 2:2–4; 56:6,7; 60 – 62 ; Мих. 4:1–4 ; Зах. 8:20–23; 14:16–19 ; Книга Юбилеев 4:26). Все это можно назвать вселенским примирением. Еф. учит, что и путь достижения этой цели – во Христе, и ее реализация – тоже в Нем. В Нем было разрушено отчуждение и началось восстановление единства: древнее разделение человечества на евреев и язычников было преодолено (2:10–16); и древнее отчуждение рода человеческого от Бога тоже (2:17,18). Христос начал «наполнять» и воссоединять Вселенную (4:10), принеся в нее мир. Это началось в Нем, а значит, те, кто воссоединен с Ним, т. е. верующие, тоже причастны к этому процессу. Какое величественное значение роли Церкви открывается в этом! Всемирная Церковь иудеев и язычников и есть полнота наполняющего ее Иисуса (1:23); это место, где мир и силы должны увидеть космическое, вселенское примирение, которое свершается ныне (3:6–10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

– Православная Церковь заставляет своих сынов поститься в воспоминание о разных великих событиях, бывших в христианстве, – и лицах, особенно потрудившихся для Бога. Так: великий пост мы содержим, готовясь в чистоте духа и тела встретить великий Праздник Христова Воскресения или Пасхи. Петров пост посвящен имени Апостолов первоверховных Петра и Павла. Эти Апостолы вселенную обошли с проповедью Евангелия. Разве они не заслужили того, чтобы мы, при размышлении об их жизни, молились и постились, сокрушаясь о наших грехах? В Успенский пост мы благовеем пред именем и кончиною Девы Марии. В честь и память ее содержим строгий пост. В Рождественский пост очищаем свои души и тела, чтобы достойно встретить радостный день Рождества Христова. Во всех этих случаях мы подражаем Апостольской Церкви, которая содержала разные посты, как и записано это в книге Деяний ( Деян.13:2 ; Деян.27:9 ; ср.: Деян.1:7 ). Кроме того, наши посты соответствуют древним 4-м постам, – которые установил Сам Бог и которых держались благочестивые Евреи ( Зах.8:19 ). Игнатий сказал: – Меня удивляют ваши речи. Разве в посты только надобно размышлять о жизни Апостолов или Божией Матери? Каждый день вспоминай о них и духовно постись... Я ответил: – Православная Церковь не только не запрещает, но положительно велит каждый день вспоминать разные обстоятельства, бывшие с христианами. Однако по немощи и вследствие житейской суеты мы склонны забывать о делах Божиих в мире. Вот Св. Церковь , снисходя к нашим немощам, устанавливает особые сроки, в которые бы мы по преимуществу думали о тех или других событиях из земной жизни Спасителя или Его угодников. – Наш порядок жизни согласен со Словом Божиим. Господь шесть дней творил мир. Каждый день, конечно, надо размышлять о делах Его. Однако только день седьмый, субботу, он положил праздновать в память окончания сотворения мира. ( Исх.20:10–11 ). И относительно постов тоже надобно сказать. Всегда надобно быть пред Господом чистым духом и телом. Всегда надобно поститься ( 1Фес.5:6 ). Но, по своему неизреченному милосердию, Господь заповедал людям только 4 поста, как о том свидетельствует пророк Захария ( Зах.8:19 ). Нет оснований, стало быть, православных упрекать за то, что они постятся в году определенные сроки. Так положено Самим Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Нередко в Новом Завете, мы встречаем такие изречения, которых нет в канонических книгах Ветхого Завета. Так, ап. Иуда в 14 стихе своего послания имеет в виду 2-ю главу книги Эноха, происхождение которой Люкке относит ко временам Маккавеев 11 , – но не устное предание от времён Эноха, как думает Кэрль 12 . Без сомнения, эту книгу Эноха (именно 7 главу) имел в виду апостол, говоря о наказании падших духов (в 6 и 7 ст.); подобно тому, как изречение о споре архангела Михаила с дьяволом (в 9 ст.), он же заимствует из другой апокрифической книги, называемой Климентом Александрийским и Оригеном «ναλψις Μοσως» 13 . Ап. Иаков, говоря о несовместимости любви к миру с любовью к Богу, с формулой: « γραφ λγι» приводит изречение ( Иак.4:5–6 ): πρς φϑνον πιποϑε τ πνεμα κατκησεν ν μν; μεζονα δ δδωδι χριν (до ревности любит дух, живущий в вас, но тем большую даёт благодать). Выражение πρς φϑνον показывает, что апостол приводит это место буквально; в противном случае следовало бы сказать πρς ζλον, как того требует смысл. Но такого места нет ни в переводе LXX, – по букве, ни в еврейском оригинале, – по смыслу, так что остаётся предположить, что это место заимствовано из какого-либо затерявшегося памятника иудейской литературы. Приводимые же места, как параллельные из книги Быт.6:3–5 ; Чис.11:4–29 ; Иез.23:25 , равно из послания к Гал.5:17 и 1Пет.2:1 и сл. имеют лишь отдалённое и самое неопределённое сходство с рассматриваемым изречением в послании апостола Иакова. В послании к Коринфянам ( 1Кор.2:9 ) приводится изречение, мало имеющее сходства с каноническими изречениями ( Исх.44:3–4 ) и потому Оригеном (ad Math. 37:9) и другими древними экзегетами признанное за изречение, взятое из апокрифов. Подобным образом, изречение, приводимое в Евангелии Ин.7:38 . ни по мысли, ни по форме выражения не имеет достаточного сходства с указываемыми параллельными местами из канонических книг ( Исх.58:11 ; Исх.44:3 ; Исх.11:9 ; Зах.14:8 ; Иез.47:1–12 ; Ин.3:23 ), – ни в одном из них нет слов κ τς κοιλας ατο; вероятно и здесь имеется в виду место из какого-либо потерянного памятника еврейской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Об убиении некоего «Захарии, сына Варахиина» ( Мф.23:35 ), между жертвенником и храмом ( Лк.11:51 ), говорил и Господь Иисус Христос в обличении книжников и фарисеев, таивших в сердцах своих план убийства Его. «Убиение первосвященника, глаголавшего по повелению Духа Божьего слова увещания тому народу, среди которого должен быть родиться Мессия, и тому царю, который был потомком Давида и в роде во плоти Сын Божий, конечно, имеет высокое пророческое и прообразовательное значение по отношению к грядущим священным событиям убиения Христа Спасителя тем же народом за то, что Он глагол словеса благодати и истины» (Властов, «Священная летопись», т. IV, ч. II, с. 192). Поэтому весьма многие, древние и новые, толкователи полагали и полагают, что Господь в ( Мф.23:35 ; Лк.11:51 ) говорит именно о Захарии ( 2Пар.24:20–22 ) – ветхозаветном мученике и исповеднике Иеговы. Издавна, впрочем, возбуждали сомнение две разности сопоставляемых здесь мест. 1) В ( Мф.23:35 ) Захария назван «сыном Варахииным» (а не Иодая). 2) По ( Мф.23:35 ; Лк.11:51 ) Захария убит был «между храмом и жертвенником» – на месте, считавшемся наиболее важным и самым священным после храма (ср. Олесницкого, «Ветхозаветный храм», с. 321), – тогда как по ( 2Пар.24:21 ) убиение Захарии совершилось «на дворе дома Господня». Правда, разности эти не столь существенны, чтобы могли затруднять отожествление Захарии Евангелия с Захарией 2 Паралипоменон. Слов «сына Варахиина» вовсе нет в Евангелии Луки; нет их и в некоторых древних рукописях Евангелия от Матфея, например, по Тишендорфу, в Синайском кодексе Евангелия от Матфея (Novum Testamentum Graece. Recensuit Constantinus de Tischendorf Lipsiae. 1869, p. 44). По свидетельству же блаженного Иеронима (к Мф.23:35 ) в Евангелии Матфея, которым пользовались назореяне, вместо слов: «сына Варахиина» стояли слова «сына Иодая». Еще менее существенна разность в определении места убийства: вполне возможно, что Господь точнее и ближе определяет и поясняет общее и неопределенное указание 2 Паралипоменон. Тем не менее уже в древности, в евангельском Захарии пытались видеть и других лиц этого имени, как то: одного из малых 12-ти пророков ( Зах.1:1 ) или отца Иоанна Крестителя (см. «Творения блаженного Иеронима », русский перевод, ч. 16: Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея. Киев. 1901, с. 244–245).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010