Во сторой части, заключающей в себе рассказ о торжественном входе Спасителя в Иерусалим (ст.9–18), изображается Иисус Христое, как царь. 1. Предчувствие о Его необыкновенном величии имеют даже те, которые еще не узнали Его совершенно; это обнаруживается: а) на народе, который слышал о Его необыкновенных деяниях (ст.9); б) на Его врагах, которые всеми мерами стараются противодействовать возрастающему к Нему уважению (ст.10:11). 2. Царское величие Его открывается в торжественном входе в Иерусалим: а) посредством приветствий со стороны народа (ст.13); б) посредством исполнения пророчеств (ст.14–15); в) посредством дальнейших последствий (ст.16). 3. Но не все хотят подчиниться Его владычеству. а) Многие действительно прославлют Его могущество(ст. 17–18); б) но другие из зависти отказываются признать Его (ст.19). Частные темы, предлагаемые проповеднику евангельским чтением, могут быть следующие: Ст. l3. — О любви к странноприимству. Об утешениях в дружбе. Истинная любовь более, чем ее дар и прекраснее, чем ее дело. Ст. 4–6. — О злобе сердца, прикрываемой любовью. О том, что благотворительность бедным не есть высшее выражение любви. О тех, которые восстают против дорогих украшений храма, богатой церковной утвари и т. п. Ст. 9. — Желание видеть чудесное не служит еще признаком верующего сердца. Ст. 10–11 — До какого ослепления может дойти злоба, если она соединена с предрассудками; это мы видим на врагах Иисуса Христа. Ст. 12–13. — Как изменчивы одобрения толпы. Как легко народный энтузиазм, по наущению вожаков, переходит в ненависть. О необходимости быть осмотрительными особенно тогда, когда наиболее всего благоприятствует нам счастье. Об изменчивости человеческого счастья, или не полагайтесь на людей. Ст. 14–15. — Иисус Христос, как царь духовного царства и т. п. Се Царь твой грядет « Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле » (ст.15). Пророчество Захарии исполнилось (Зах. 9:9). Нынешнее евангелие изображает нам торжественное шествие Иисуса Христа в Иерусалим, как царя Сиона. Что же тут царского? Где блеск, достойный царя? Где радость, возвещаемая дщери Сиона?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ис.47:5 . Сиди молча и уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут назы­вать тебя го­с­по­жею царств. «Сиди молча, уйди в темноту, дочь Халдеев: ибо вперед не будут называть тебя госпожею царств». Отдел речи о судьбе Вавилона, по обычаю пророка, заканчивается тем же, с чего он и начался, т. е. решительным и бесповоротным провозглашением окончательной гибели Вавилонской монархии, под ударами ее нового завоевателя. «Темнота» – на языке Священного Писания, символ «несчастия и плена» ( Ис.50:10 ; Мих.7 и др.). Вавилон и его цари, как мы знаем из свидетельства самого же пророка Исаии и др. пророков, действительно, гордо высился над всеми остальными нациями и его монархи недаром носили титул «Царя царей» ( Ис.13:19 ; Иез.26:7 ; Дан.2 и др.). И вот теперь из положения господствующего властелина он должен перейти в состояние пленного раба, заключенного в темную одиночную тюрьму (ср. Плч.2:10 ; Плч.3:2 ; Мих.2:8 ). Ис.47:6–7 . Раскрывают нам ближайшие, непосредственные причины такой ужасной гибели Вавилона. Их указывается здесь две: одна – это жестокость обитателей Вавилона в обращении с преданным в их руки народом Божиим (6 ст.), другая – непомерная гордость и тщеславие жителей Вавилона, черта, очевидно унаследованная ими еще от их предков, строителей знаменитой вавилонской башни ( Быт.11 гл.). Ис.47:6 . Я про­гневал­ся на народ Мой, уничижил наследие Мое и пред­ал их в руки твои; а ты не ока­за­ла им мило­сердия, на старца налагала крайне тяжкое иго твое. «Я прогневался на народ Мой». Обычная библейская точка зрения на политические катастрофы в жизни Израиля, как на результат Божественного гнева за измену Израиля Всевышнему ( 2Цар.24:14 ; Зах.1:15 и др.). « А ты не оказала им милосердия». Жестокое и пренебрежительное отношение вавилонян в отношении к побежденным иудеям представляло нечто выдающееся даже среди всеобщей тогдашней грубости нравов ( Иер.51:34 ; Пс.136:8–9 ; Плч.4:16 ; Плч.5:12 ). «На старца налагала крайне тяжкое иго». Упоминание о старце едва ли имеет здесь какое-либо конкретное значение – просто это особый прием усиления и обострения мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вопрос 7. Чим пременися существо бесовское от существа ангелскаго? Ответ. (Небеса сл.15) Существо убо не пременися, но произволение, якоже нрав 532 праведнаго и грешнаго. Вопрос 8. Колико чинов, и колико существ ангелских суть? (О священноначалии небесном сл.4 глав.2.6) Ответ. Существо убо ангелское едино есть, якоже и человеческое. якоже о существе ангелстем святый Григорий Ниский пишет, в седмьнадесятой главизне. Чинове же яко многии в богословии Дионисий рече (О священноначалии небесном сл.1. глав.6. Небеса сл.14.) девять. иже суть сии. ангели, архангели, начала, власти, силы, господства, шестокрилатая серафим, многаочитая херувим, и престоли. Вопрос 9. Колико (Небеса сл.17) небес есть? Ответ. Сомнително есть мнозем вопрошение се, книга бо Бытейская два небеси глаголет. святый же апостол Павел, третие небо виде, пророк же Давид и четвертое глаголет, якоже рече ( Пс.148 ) хвалите его небеса небес. Ведомо же буди зане якоже естество человеческое, и един человек глаголется. и паки мнози человецы (Небеса сл.17.18). тако и небесное естество, и едино небо, и многа небеса в Божественном писании глаголются. Вопрос 10. Когда или чесо ради (Небеса сл.15) отпаде диавол? блядут бо нецыи глаголюще. яко не восхоте поклонитися Адаму, того ради отпаде. Ответ. Буих мужей суть таковии глаголы (Богослов сл.2). диавол бо прежде даже не создану быти Адаму, рекше человеку, отпаде. яве же есть, яко гордости ради своея отпаде, якоже рече Исаия пророк ( Ис.14 . Зах.3 ) помыслив, яко поставлю престол мой на облацех, и буду подобен Вышнему. Вопрос 11. (Небеса сл.14.30) Чесо ради попусти ему Бог ратовати род человеч? Ответ. Яко да любящии Бога явятся, и прилежащии сластем обличатся. супостату бо несущу, приснии воини царевы не являются. Диавол убо винен победе есть, и венцем, и честем любящим Бога. Вопрос 12. Спадшу диаволу с небес, како писано есть ( Иов.1 ), яко приидоша ангели Божии предстати пред Господем, и диавол посреде их? Ответ. О сем чти в Маргарите пространнее. Не рече писание, яко прииде диавол на небесех посреде ангел, яве убо яко на земли ста, ибо на земли, идеже аще суть святии ангели Богови предстоят, обаче ведети подобает, яко некиим святым ангелом Бог ко диаволу беседоваше. якоже и царь некоим ходатаем посредним человеком ко осужденику.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Филистимская земля и Гессурская простиралась с юга на север «от Сихора, что пред Египтом до... Екрона». Название «Сихор» (по-еврейски «шихор», что значит «мутный, темный»), у LXX принято за слово нарицательное и передано через οικτου, отсюда славянское «от необитаемой», разумеется, земли. В значении нарицательном переведено это слово и у блаженного Иеронима (а fluvio turbido – «от мутной реки»), но отнесено не к земле, а к реке, которая и разумеется в данном месте. Под Сихором разумеется «поток Египетский», служивший южной границей Ханаанской земли и носящий в настоящее время название «вади-ель-Ариш» (см. Чис. 34:5 ). Екрон, по греко-славянскому переводу «Аккарон», принадлежавший Иудину ( Нав.15:11,45 ), а потом Данову колену ( Нав.19:43 ), самый северный из 5 филистимских городов, находился на месте нынешней деревни Акер, к востоку от Иамнии (Святая Земля, II, 180). «Считаются ханаанскими...», т.е. владения этих князей, хотя население их было не ханаанского происхождения ( Быт.10:14 ), входят в состав Ханаанской земли и принадлежат к владениям израильтян. «Аскалон» завоеван был по смерти Иисуса Навина ( Суд.1:18 ), но ненадолго ( 1Цар.6:17 ). Он находился на самом берегу Средиземного моря, верстах в 20 на севере от Газы. На месте его остались обширные развалины вместе с окружающей его стеной. Со времени последнего разрушения в 1270 г. «ни одно человеческое жилище не возникало на его развалинах» (Святая Земля, II, 2021), в исполнение древних пророчеств ( Зах.9:5 ; Соф.2:4 ). «Аввейский», или, буквально с еврейского, Аввеи; так назывался древний народ, «живший в селениях до самой Газы» ( Втор.2:23 ), порабощенный филистимлянами, но сохранивший свое существование до времени Иисуса Навина. Где находились его владения, указанием на это служит начальное речение Нав.13:4 : «к югу» (по-еврейски «митгеман», по греко-слявянскому переводу «от Феман»), если это речение соединять с конечными словами Нав.13:3 , для чего есть достаточные основания. Такими основаниями служат, во-первых, свидетельства древних переводов: греческого LXX, латинского и сирского, в которых выражение «от Феман», поставлено в тесную связь с названием Аввеи 117 , и, во-вторых, то, что при отнесении глав «к югу» к Нав.13:4 получается географически непонятное выражение, так как в последнем говорились бы о всей земле Ханаанской, находившейся к югу от филистимского побережья и вместе с тем к северу от него, где находилась «Меара Сидонская» ( Нав.13:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт.16:6 . Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней. И Сара стала притеснять ее, Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Вот новый пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников. и она убежала от нее. Гордая служанка не захотела переносить такого унижения и предпочла бегство в пустыню Сур ( Быт. 16:7 ), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией ( Быт. 25:18 ; 1Цар. 15:7, 27:8 ) в северо-западном углу аравийского полуострова, известную теперь под названием «Джифар». По ней вела дорога из Палестины в страну фараонов, куда естественней всего и было направиться Агари, как в свою родную страну. Быт.16:7 . И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. В еврейском подлиннике стоит «Малеах-Иегова», аналогичное другому «Малеах-Элогим» ( Быт. 21:17, 31:11 ). По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует целая огромная литература, все произведения которой делятся на две противоположных категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Малеах-Иегова» был обычным тварным существом, хотя и высшим в чине Ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Малеах-Иегова» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия. Представители первого взгляда (Августин, Ориген , Иероним, Гофман, Баумгартен, Толллюк, Делич, Куртц) утверждаются на следующих основаниях: 1) термин «малеах» или «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ ( Быт. 19:1, 22:12 ; Иов. 4:18 ; Пс. 90 и др.); 2) в Новом Завете γγελος Κυρου (ангел Господень) ( Мф. 1:20 ; Лк. 2:9 ) постоянно называется тварный ангел; 3) филологическое происхождение самого термина «малеах» указывает на его зависимое и подчиненное состояние ( 2Цар. 24:16 ; Зах. 1:12 ) и 4) наконец, самое откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т.е. до пришествия в мир Спасителя. Ни один из этих мотивов не имеет решающей силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10). Амасия, тем не менее, выступил войной, и уже в пределах Иудеи, в городе Вефсамисе евр. Бет-Шемем – на границе с Дановым коленом ( Нав.15:10,19:41 ; 1Цар.6:19 ; 3Цар.4:9 – близ земли Филистимской, теперь Айн-Шемем в долине Сорек на дороге из Аскалона в Иерусалим, см. Onomast. 366) встретил его Иоас, совершенно разбивший его войско и захвативший в плен самого Амасию, причем, по И. Флавию (Иуд.Древн. 9:9, 3) Иоас, под угрозою смерти, заставил Амасию потребовать от жителей Иерусалима, чтобы они впустили Иоаса с войском в город, что и было исполнено. Войдя в Иерусалим, Иоас разрушил часть иерусалимской стены от ворот Ефремовых (ср. ( Зах.14 ), на севере, вблизи теперешних Дамасских ворот) до ворот Угольных (на северо-западе на 400 локтей), это было фактическим свидетельством зависимости Иудеи от Израильского царства. Захватив затем много сокровищ из храма и дворца, а также заложников (взамен освобожденного Амасии) победоносный Иоас возвратился в Самарию. 4Цар.14:15 .  Прочее об Иоасе, что он сделал, и о мужественных подвигах его, и как он воевал с Амасиею, царем Иудейским, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.14:16 .  И почил Иоас с отцами своими, и погребен в Самарии с царями Израильскими. И воцарился Иеровоам, сын его, вместо него. Повторяют заключительные замечания об Иоасе израильском, уже сделанные в ( 4Цар.13:12–13 ), здесь особенно уместные по связи со (ст. 17), из которого видно, что по смерти Иоаса израильского Амасия иудейский царствовал еще 15 лет (ср. 4Цар.14:1–2,13:10 ). 4Цар.14:18 .  Прочие дела Амасии записаны в летописи царей Иудейских. 4Цар.14:19 .  И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. 4Цар.14:20 .  И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. Конец Амасии был бесславен, как и отца его: и он пал жертвой заговора, составленного в Иерусалиме, откуда он бежал в Лахис (некогда хананейский город ( Нав.10:31 ), после в Иудином колене: ( Нав.15:39 ); Ровоамом был укреплен, ( 2Пар.11:9 ), теперь Умм-Лахис к юго-западу от Беджибрина – Елевферополиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Пение Евреями своих священных псалмов и теперь, в плену, уже с самым глубоким молитвенным чувством, не только умиляло самих пленных и утоляло их жгучую скорбь, но привлекало даже и доброе внимание их пленителей – халдеев. И те просили певцов сказать, что они поют, если, видимо, так умиляются пением, даже до слез... Мало того, приведшие пленников с Сиона в Вавилон просят их теперь: пропойте нам из песней Сионских, – просят, а не повелевают: очевидно, жестокие пленители Сиона и притеснители пленных теперь сами были пленены сладостным пением священных гимнов Сионских. Но они не были так же пленены и святой верой псалмопевцев! – Халдеи просили петь не для разумения св. веры, а для забавы праздной души прекрасной музыкой святых песней 23 . А потому Евреи и отвечали им: 4. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Разумеется, никак мы не смеем и не должны, и не решимся петь в чужой земле песни во славу Господа, кои пели в родной земле, во святом храме, на Сионе. Как ни опасно было отказать врагам-повелителям в их искренней просьбе, но евреи отказали решительно, ибо твёрдо сознали теперь и говорили, что говорили им самые их песни: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздается молитва в Иерусалиме» ( Пс.64:1 ; ср. 137,2). Сознавали они, посему, еще большую опасность в том, когда песни, посвященные Господу, будут петы в угоду и забаву, для развлечения и веселья гордых и злых чтителей Ваала, послуживших лишь проклятым орудием казни народа еврейского. Такое оскорбление святости песней и святого имени Божия угрожало бы пленникам еще более страшной судьбой – оставаться в Вавилонии уже не семьдесят только лет, а и погибнуть здесь безвозвратно! ( Иер.23:38–40 ). Сознавали это пленники и не пели. 5. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Нет в угоду и на радость сынам Вавилона, это значило бы забыть Иерусалим, сказать себе и другим: «что мне Сион? – мне дорог и Вавилон, со всем безумием его веры, нечестием и злодейством»... Но, нет: благочестивый сын Сиона с клятвой говорил: «если я забуду тебя, Иерусалим, то забудь меня десница моя!» – пусть отсохнет иль отнимется мечем моя правая рука, если она хотя единым перстом коснется струн арфы, чтобы играть песнь плачущего Сиона для увеселения торжествующего разорителя его – Вавилона! (ср. Зах.11:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но сделать это для них оказалось недостижимым: противопоставляя свое хотение Спасителю всех и Богу, они злые преданы злой смерти (срав. Мф.21:41 ), то восставая друг на друга и умышляя междоусобную войну, то впавши в руки Римлян, которые сожгли и самый храм. Итак, се Владыка Господь Саваоф смятет славныя с крепостию. Господом Саваофом именует Производящего смятение, устрашая слушателей страхом, дабы кто не подумал, быть может, что Он будет бессилен или что только употребляет тщетные угрозы, совсем не имеющие прийти в исполнение. Ибо что может быть тщетно из предприемлемого Господом Саваофом, то есть Господом воинств? Он говорит, что им сокрушены будут высоцыи укоризною; потому что истинно высоцыи укоризною были те, которые не только убивали святых пророков и дававшим превосходные советы бесстыдно говорили: но нам глаголите и возвещайте нам иное прельщение ( Ис.30:10 ), но и против самого Христа изощряли язык свой и воздвигали на высоту рог свой, говоря на Бога неправду, как написано ( Пс.74:6 ). Но они смирятся, говорит, и падут мечем. Ибо они погибли, как я сказал, или тем, что Бог, наводя на них жесточайший гнев, как бы острым мечом посекал их и отсекал достоинства священства 35 и лишал права руководить народом; или же и иным образом падут, сказано, они мечем, то есть мечом неприятельским, как я сказал сейчас. Но и Ливан, говорит, с высокими падется. Ливаном в этом случае, по всей вероятности, именует он храм, который был разрушен, сожжен и пал вместе с поднимавшими высоко брови; потому что истинно высоковыйным было сонмище священников, а вместе с ними и сам Израиль, обесчестивший Спасителя всех и Искупителя. Но мы найдем, что и самый Иерусалим именуется Ливаном. Так, пророк Захария в одном месте обращался к нему с такою речью: разверзи, Ливане, двери твоя, и да пояст от кедры твоя: да плачевопльствит питис, зане паде кедр: восплачевопльствите дуби Васанитидстии, яко посечеся дубрава насажденная ( Зах.11:1,2 ). Поскольку, уподобив Иерусалим горе Ливанской, так назвал его, то необходимо по требованию естественности держась того же образа речи, кедрами и дубравою насажденною с приличеством именует находящийся в нем народ и руководителей народа, которым и плачевопльствовать повелевает, потому что на них, как бы на дубраву, нападают губители.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Оба сильные в то время царства надеялись на крепость своих военных средств (6, 13) и думали только о том, чтобы чрез притеснение слабых умножать свое богатство и среди всякого рода беззаконно наслаждаться земными удовольствиями и ра­достями жизни (2, 6– 8; 5, 11–12; 6, 46). После многих войн, разного рода переворотов и бедствий наступившее в царстве Израилевом мирное время, благодаря победам Иеровоама, как нель­зя более способствовало быстрому возвышению благосостояния высших классов общества. В царстве воздвигнуто было множество пышных зданий, устройство и отделка которых отличались роско­шными в изысканными удобствами ( Ам. 3, 15 ) Богачи не доволь­ствовались одним домом. Проводя жизнь, полную утонченности, изысканности, богатого материального довольства, беспечной весело­сти и многих других удобств, они летом жили в одном доме, а зимой в другом ( Ам. 3, 18, 13 ). Внешняя жизнь народа при­няла самые блестящие формы. Народ, как в давно прошедшие времена, мог спокойно жить в своих палатах. Правда и в эти годы мира и довольства случались общественные бедствия, как напр. то великое землетрясение, о котором, как о событии свежем в памяти, помнили еще во времена пророка Захарии ( Зах. 14, 5 ); при всем том народ не оставлял гордого покоя и сре­ди роскошной жизни мало обращал внимания на такого рода общественные бедствия. В такое-то время в Вефиль, главное место израильского образного, символико-идолопоклоннического служения Иегове, был послан Богом простой фекойский 1 пастух, послан затем, что­бы возвестить беспечным грешникам близость Божественного су­да и погибель царства. Уже само по себе появление в качестве Божьего проповедника в Израильском царстве лица, принадлежавшего по своему происхождению другому царству, должно было воз­будить в израильтянах особенное внимание, как событие чрезвы­чайное; потому что со времени разделения царства до Амоса священные книги сообщают еще только один подобный же случай посольства Богом для проповеди особого лица из царства Иудейского в Израильское, случай, бывший при царе Иеровоаме и описанный в 3 кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Феман, 1-й сын Елифаза, дал имя городу, не раз упоминаемому у пророков ( Иер. 49:7, 20 ; Ам. 1:12 ; Авд. 1:9 ; Иез. 25:13 ); жители его, по-видимому, известны были своей мудростью ( Иер. 49:7 ); одним из потомков Фемана, сына Елифазова, был старший из друзей Иова – феманитянин ( Иов. 2:11 ). Омар – может быть родоначальник арабского племени амиров. Цефо (в 1Пар. 1:36 – Цефи) напоминает местность на юг от Мертвого моря. Быт.36:12 . Фамна же была наложница Елифаза, сына Исавова, и родила Елифазу Амалика. О Фамне, наложнице Елифаза, упомянуто, по еврейским толковникам, для того, чтобы показать величие и славу потомства Авраамова (даже через Исава), вследствие чего даже соседние князья хорреев (Фамна была из хорреев, ст. 20, ср. 29) искали родства с ним, по мнению некоторых – чтобы показать евреям происхождение Амалика и амаликитян, бывших при Моисее сильнейшим племенем Аравии ( Исх. 17:8 ). В 1Пар. 1:36 Фамна или Феман встречается как имя сына Елифаза (ср. Быт. 36:40 ; 1Пар. 1:51 ). Быт.36:13–14 . И вот сыновья Рагуила: Нахаф и Зерах, Шамма и Миза. Это сыновья Васемафы, жены Исавовой. И сии были сыновья Оливемы, дочери Аны, сына Цивеонова, жены Исавовой: она родила Исаву Иеуса, Иеглома и Корея. Перечисляются ближайшее потомки Исава от двух других жен: 4 рода от Васемафы и 3 – от Оливемы. Всего от 3-х жен (включая Амалика от Фамны) произошло 13 родов потомства Исавова. Быт.36:15–18 . Вот старейшины сынов Исавовых. Сыновья Елифаза, первенца Исавова: старейшина Феман, старейшина Омар, старейшина Цефо, старейшина Кеназ, старейшина Корей, старейшина Гафам, старейшина Амалик. Сии старейшины Елифазовы в земле Едома; сии сыновья Ады. Сии сыновья Рагуила, сына Исавова: старейшина Нахаф, старейшина Зерах, старейшина Шамма, старейшина Миза. Сии старейшины Рагуиловы в земле Едома; сии сыновья Васемафы, жены Исавовой. Сии сыновья Оливемы, жены Исавовой: старейшина Иеус, старейшина Иеглом, старейшина Корей. Сии старейшины Оливемы, дочери Аны, жены Исавовой. Идет перечисление старейшин alluphim (от евр. eleph – тысяча, Суд. 6:15 ; Мих. 5:2 ), тысяченачальники (хилиархи) или родоначальники (филархи); термин alluphim в Ветхом Завете прилагается к князьям племени Исава-Едома ( Исх. 15:15 ; 1Пар. 1:51 ) и лишь, как исключение, – к князьям Иудиным ( Зах. 12:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010