Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения и жертвы. И естественно, что не только формальная замена скоромного стола на постный стол составляет истинный пост… СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОСТА Сей же род изгоняется только молитвою и постом. (Мф. 9, 29) Когда вы постились… Для меня ли постились? .(Зах. 7, 5) Указания христианину о посте могут сильно разниться в зависимости от состояния здоровья тела христианина. Оно может быть в полном здоровье у молодого человека, не совсем здорово у пожилого или при серьезной болезни. Отсюда и указания церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния здоровья человека. Все указания в полной мере относятся лишь к физически здоровому человеку. При физических болезнях или для престарелых к указаниям следует отнестись внимательно и рассудительно. Как часто и у тех, кто считает себя христианами, можно встретить пренебрежение к посту, непонимание его значения и сущности. Пост рассматривается ими как дело, обязательное только для монахов, опасное или вредное для здоровья, как пережиток из старой обрядности — мертвая буква устава, с которым пора покончить, или, во всяком случае, как нечто неприятное и обременительное. Следует заметить всем думающим так, что они не понимают ни цели поста, ни цели христианской жизни. Может быть, напрасно они именуют себя христианами, так как живут своим сердцем вместе с безбожным миром, имеющим культом свое тело и самоугодие. Христианин же в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе и беспокоиться о ее здоровье. И если бы он действительно стал думать о ней, то он радовался бы посту, в котором вся обстановка направлена на исцеление души, как в санатории — на исцеление тела. Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения» (2 Кор. 6, 2). Если душа христианина тоскует по чистоте, ищет душевного здоровья, то она должна постараться как можно лучше использовать это полезное для души время.

http://pravmir.ru/chto-takoe-post-i-kak-...

Скачать epub pdf Глава 4. Народ Божий и пастыри Когда мы говорим о «пастырстве», «пастыре», и его «стаде», сами слова эти звучат для нас богословски. В современной, по преимуществу городской, индустриальной культуре они потеряли ту свою первозданную свежесть и живость, с какой произносились среди возделанных полей и пастбищ, в среде народа, изначально занимавшегося скотоводством. На Древнем Востоке цари называли себя пастырями, на которых свыше возложено определенное служение – собирать овец и заботиться о них. Этот образ часто встречается в Ветхом Завете, помогая понять те отношения, которые соединяют народ Божий с Господом через Христа и Его посланников. Образ пастуха, ведущего свое стадо, глубоко укорененный в опыте странствующих арамеян ( Втор.26:5 ), какими были праотцы Израиля в условиях пастушеской жизни, идеально выражает две стороны власти, осуществляемой над людьми, как будто противоположные и часто разделяемые. Пастырь одновременно и возглавитель и сотоварищ. Это человек сильный, способный защитить свое стадо от диких зверей ( 1Цар.17:34–37 ); вместе с тем он внимателен к своим овцам, хорошо их знает ( Притч.27:23 ), применяется к их положению ( Быт. 33:13 ), берет слабых ягнят на свои руки и носит на груди своей ( Ис.40:11 ), бережно водит их среди скал и острых камней по ведомым лишь ему тропкам. Об отеческой любви пастуха к каждой овце повествует Вторая Книга царств (12:2–3). Власть пастыря неоспорима, это власть взаимной любви и преданности. Однако в Ветхозаветных Писаниях Бог редко прямо именуется Пастырем. По-видимому, это наименование оставляется только за Тем, Который должен прийти. Но несмотря на редкость этого аллегорического наименования Бога в книгах Ветхого Завета, отношения Бога с Его народом могут быть представлены как отношения Доброго Пастыря и стада. При исходе Израиль был народом паствы Его и овцами руки Его ( Пс.94:7 ), и Бог повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею; вел их безопасно, u они не страшились ( Пс.77:52–53 ). Господь продолжает быть водящим в отношении Своего народа ( Пс.79:2 ), как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки u носить на груди Своей, и водить дойных ( Ис.40:11 ); правда, как упрямая телица, упорен стал Израиль; посему будет ли теперь Господь пасти их, как агнцев на пространном пастбище? – горестно восклицает пророк Осия (4:16). Потому, пророчествует Иеремия, стадо Господне отведено будет в плен (13:17). Но Господь Милующий снова будет вести их и приведет их к источникам вод ( Ис.49:10 ), давая знак (по-еврейски буквально «свистя») рассеянным овцам ( Зах.10:8 ) и собирая их. Такую же заботливость Он проявляет по отношению к каждому верному, который под посохом Божиим не имеет недостатка ни в чем и может ничего не бояться ( Пс.22:1–4 ). Милосердие Господне распространяется на весь мир, на всякую плоть ( Сир.18:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Содержание Ночные видения, I, 7 –  VI, 15. Вопрос о посте, VII и VIII гл. III. Будущая судьба языческой власти и царства Божия А) Бремя слова Иеговы на землю Хадрах. Первая часть его, гл.9–10 Вторая часть бремени слова Иеговы на землю Хадрах, гл. Б). Бремя слова Иеговы на Израиля, первая часть его гл.12–13,7. Вторая часть бремени слова Иеговы на Израиля (13,7–14,2)     В восьмом месяце, во втором году царя Дария персидского, таким образом два месяца спустя после того, как пророк Аггей открыл свою пророческую деятельность пророчественным слово, имевшим целью возбудить иудеев к возобновлению остановленных построек храма, и только несколько недель спустя после того, как тот же Аггей предвозвестил народу великую славу новостроишевшегося храма, выступил по Божьему велению, будучи еще юношею ( Зах.2,4 ), с тем же пропочественным словом Захария, 1 сын Верехии и внук Иддо (1,7), представителя одного из священнических родов, вместе с Зороваветем  возвратившихся из плена ( Неем.12,4 ), наследовавший 2 своему деду в его священнической должности и потому в 1 кн. Эзд.5,1,6,14 названый, с опущением имени отца, прямо сыном Иддо. Свою пророческую деятельность Захария открыл предварительным, увещевательным словом к своим современникам, жившим в Иерусалиме, убеждая их, чтобы они, начав свое ко Господу обращение, и вследствие этого получив от Бога освобождение из плена вавилонского и разные милости по возвращении в отечественную землю, не останавливались на полдороги в этим важном и существенном для них деле, а шли до конца, чтобы вполне, от всего сердца совершили свое обращение ко Господу, чтобы в своих отношениях к Иегове не подражали отцам своим и через впадение в грехи отцов не навлекали на себя такого же продолжительного наказания, какому за свои грехи подвеглись упорные их предки, долженствовавшие  вытерпеть и разрушение Иудейского царства, Иерусалима и храма, и тяжелый плен среди язычников: «На отцов ваших, –  говорил пророк своим современникам, –  «яростью разгневался», долго гневался Иегова». «Но скажи им», – передает он поручение Божие, –  «так говорит Иегова воинств: обратитесь ко Мне, говорит Иегова воинств». Троекратное в речи пророческое выражение: «говорит Иегова воинств», придает особенную силу и важность увещеванию. Пророк говорит, что чем полнее, чем существеннее народ обратится ко Господу, тем вернее, тем обильнее Бог проявит этому народу свои милости, тем славнее совершит обетованное народу спасение. «Не будьте таковы, – продолжал он, –  как отцы ваши, к которым взывали, в своих увещевательных, обличительних, угрожающих и карательных речах «прежние», жившие прежде плена «пророки», которые говорили: «так говорит Иегова воинств; уклонитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушали и не внимали Мне», говорит Иегова».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

«Унижающий себя, возвысится» ( Лк. 18:14 ) Торжественнейшим образом совершились слова сии в вознесении самого Господа, изрекшего оные. Никто не восходил так высоко, как Он; но и никто не нисходил так глубоко, как Он. Дивясь сему таинству, св. Апостол Павел видит духом как бы неизмеримый путь, протяженный от высоты небес до глубины ада, и показывает нам на оном Божественного Подвигоположника, говоря: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:8–10 ). Победитель ада и смерти, встречаемый торжественными песнопениями ликов Ангельских, восшел на высоту, в распахнутую крестом Его скинию нерукотворенную, святилище вечной славы Божества; Он пленил плен, извел ( Зах. 9:11 ) из ада, в крови завета Своего узников, долго томившихся жаждою искупления, населил небо новыми воспевателями Присносущего, и приял полноту даров Духа Святого для раздаяния человекам. Но каким путем Он достиг этой неизреченной славы? Путем страдания и смирения. Кому надлежало прежде низойдти в дольнейшие страны земли, обонять смертоносную воню беззаконий всего рода человеческого и клятвы с ними неразлучной, вкусить горесть ужасов ада, пролить святейшую кровь Свою на оскверненную землю, и смирить Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…( Флп. 2:8,9 ). И для последователей Иисуса Христа нет иного пути к небу, кроме проложенного Им Самим. Без нисхождения нет восхождения. Куда приходит Иисус, там всякая гора и холм должны смириться ( Ис. 40:4 ). Много холмов воздвигли мы над землею сердца нашего и, восседая на них, любуемся собою и думаем, что мы богаты и ни в чем не имеем нужды ( Откр. 3:17 ). Крепость и красота телесная, богатство и власть, отличные дарования и познания, отличные доблести без смирения – все это суть высокие холмы, на которых, возносясь, мы не видим истинного своего места, истинных опасностей души нашей, не видим того, что она может быть близка к пропасти адской. Но, если мы желаем, чтобы соорудилось в нас божественное здание: то должно нам все оные холмы срыть до основания. Как человек, зиждущий храмину, глубоко вырывает рыхлую почву, доколе не дойдет до твердой земли: так и нам нужно глубоко копать и проникать во внутренность нашего сердца, чтобы осмотреть там все множество гнездящихся страстей и пороков, и через то научиться истинному покаянию и смирению.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Учение Св. Писания о благодати Божьей. В Ветхом Завете находятся только более или менее неясные намеки на учение о благодати и это потому, что благодать, как сила Триединого Бога, должна была открыться в полном свете и силе в Новом Завете, с полным откровением Триипостасного Бога. Благодать в смысле милости, милосердия, благоволения, – понятие встречающееся несколько раз еще в Ветхом Завете (напр. Исх. 21, 3; 36), – в основе своей есть самое общее и многообъемлющее выражение. Если, однако, поставить его в связь с теми местами, в которых говорится о Духе Божьем, об излиянии Его или на отдельных людей, избранников Божиих – пророков или на весь народ (Числ. 29; Иса. 2. 3; Иезек. 26. 27; Иоил. 28. 29; Иезек. 5. 9. 10. 14), в особенности, когда этот народ изображается или землею сухою (Иса. LV, 1. 3; 11) или мертвыми костями (Иезек. 1. 2 и сл.), то это излияние представится в виде действия особой, божественной, оживляющей силы, следовательно, в более частном смысле. И хотя выражение благодать в таких изображениях действия Духа Божия не встречается, но невольно приходит на мысль сближение этих мест с изображениями действий Св. Духа. Есть, однако в ветхозаветном Писании одно пророческое место, в котором выражение «благодать» ставится в связь с понятием «Дух» – «Дух благодати» (πνεμα χριτος), напоминающее единственное также выражение новозаветное ( Евр. Х, 30 – τ Πνεμα τς χριτος). «И излию на дом Давидов и на живущия во Иерусалиме Дух благодати и щедрот и воззрять нань его же прободоша, и восплачутся о нем плаканием, яко о возлюбленнем, и поболят о нем болезнию, яко о первенце» (Зах. 10). Внутренняя перемена в жителях Иерусалима, с излиянием на них «Духа благодати» не напоминает ли речей И. Христа о том, что произойдет с Его учениками и последователями с ниспосланием на них Духа Утешителя (Иоан. 26; 13. 14. 21–23)? 1) Благодать, уготовляющая все потребное для человеческого спасения по учению Св. Писания Нового Завета. – С тем же главным значением и с таким же широким объемом, как в Ветхом Завете, употребляется слово благодать и в Новом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вавилония ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В. лежала в низовье Тигра и Евфрата. Древние греки называли эту страну Бабилонией по имени ее главного города Бавеля, по-греч. Бабилона. В Быт. 10:10 говорится о Нимроде: «Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар». Сеннаар – ветхозавет. название В. ( Быт. 11:2 ; Быт. 14:1.9 ; Ис. 11:11 ; Дан. 1:2 ; Зах. 5:11 ). Сами вавилоняне чаще называли свою страну Шумер и Аккад, т.к. на юге ее жили шумеры, а на севере – аккадцы. Аккадцы, в отличие от поселившихся в В. ранее их шумеров, были семитами. В наст. время эта область образует тер. юж. Ирака. В., занимавшая равнину площадью прим. 20 тыс. кв. км, на севере граничила с Ассирией, на востоке – с Эламом, на западе – с Аравийской пустыней, а на юге прилегала к Персидскому заливу. ИСТОРИЯ 1) считается, что первые ШУМЕРЫ в IV тысячел. до Р.Х. спустились с гор на севере и вдоль Тигра направились в Месопотамию. В раннединастич. период (ок. 2800–2400 гг. до Р.Х.; этот период является переходным от бесписьменной доисторич. эпохи (3100–2800 гг. до Р.Х.) ко времени, с которого начинается древняя история) они захватили важнейшие города и вытеснили из них коренное население. С полным основанием ученые, и в том числе У.Ф.Олбрайт, указывают на то обстоятельство, что древнейшие государства возникали именно в Месопотамии и Египте. Так, в В. особое внимание уделялось борьбе с ежегодным разливом рек, для чего была создана разветвленная система оросит. и отводных каналов. Организация работ, планирование, контроль за водохранилищами и дамбами требовали централизов. гос. руководства. Шумеры основали множество городов-государств, которые вели друг с другом кровавые войны. Одним из самых известных был город Лагаш, который дал название Лагашскому периоду. Во главе отдельных государств стояли цари-жрецы, носившие титул «энси». Конец господству шумеров положил царь АККАДА Саргон, основавший семит. династию царей Аккада (ок. 2371–2191 гг. до Р.Х.). Его царство простиралось от Элама до Средиземного моря и от Персидского залива до Армении. При Саргоне и его преемнике было создано большое число выдающихся произведений искусства и среди них, напр., стела в честь похода царя Нарам-Сина против племени луллубеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 10 1–2. Бог – податель благ; надежда на идолов суетна и служит источником бедствий. 3–7. Изображение предстоящего восстановления дома Иудина и дома Ефремова. 8–12. Собрание рассеянного Израиля из всех стран и всецелое обращение его к Богу. Зах.10:1 .  Просите у Го­с­по­да дождя во время бла­го­потребное; Го­с­по­дь блеснет молниею и даст вам обильный дождь, каждому злак на по­ле. Гл. X представляет распространение и пояснение предыдущего. Толкователи разногласят только относительно того, куда отнести Зах.10:1–2 :) к Зах.9:17 или к Зах.10:3 . Кейль видит в Зах.10:1 начало нового ряда мыслей, хотя и стоящего в связи с Зах.9:17 (S. 607). Девятая глава закончена обетованием обилия благ земных для народа Божия; десятая, в первых стихах, указывает на Господа, как на единственного подателя этих благ: к Нему и нужно обращаться с молитвою о дожде в то время, когда он наиболее необходим для успешного роста всех произведений земли, т. е. в весеннее время. Зах.10:2 .  Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рас­сказывают сны лживые; они утешают пустотою; по­этому они бродят как овцы, бед­с­т­ву­ют, по­тому что нет пастыря. Напрасно было бы обращаться с подобными прошениями к идолам (терафимам): вещания от лица их одна пустота, их поклонники – предсказатели и лжепророки обманываются сами и обманывают других, утешительные предсказания их суетны: они не только не приходят в исполнение, но влекут за собою неминуемое бедствие. Штаде, в своем Критическом этюде о Девтерозахарии, указывает на особенность, с которою здесь выступают терафимы: это единственное место в Ветхом Завете, в котором терафимы представляются говорящими; только здесь и в Иез.21:26 (­ Иез.21:21 Синод. перев.) являются они вообще прорицающими (Zatw 1881, S. 60; cf. Now. 364). Делать какие-либо выводы относительно времени происхождения второй части кн. Захарии, на основании упоминания в ней об идолах, как поступают ученые критики, однако, нельзя. Вопрос об идолах не утратил своего значения и после плена: пусть у евреев уже не было пристрастия к грубому идолопоклонству; но богоборный дух отступления от истинной веры, имевший всегда столь тесную связь с идолопоклонством, не исчез окончательно. Ружемонт рассуждает: «во время Захарии, без сомнения, у иудеев не было уже терафимов, но дух идолопоклонства не был истреблен совершенно, и если ложные пророки, с которыми имел дело еще Неемия (Неем.6след.), исчезают в века Маккавеев и Иродов, то уступают место ложным учителям и ложным мессиям, в которых живет тот же дух» (с. 222, cf. Zatw 1881, S. 61 u. Anm.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–17. Обетования Божии об изменении судьбы остатка избранного народа к лучшему. Несомненность и условия этого изменения. 18–23. При изложенных условиях посты могут обратиться для дома Иудина в торжественные празднества, и сами иудеи сделаются посредниками между Богом и неверующими Его язычниками. Первые семнадцать стихов главы восьмой, представляют необходимое соединительное звено между гл. VII и второю половиною гл. VIII, которая заключает прямой ответ на поставленные в Зах.7:3 вопрос о постах. В гл. VII пророк обращает внимание слушателей на времена минувшие и вразумляет их почерпаемыми из истории уроками; в гл. VIII он рисует картины будущего, выясняя, при каких условиях посты могут превратиться в торжественные празднества. Зах.8:1 .  И было слово Го­с­по­да Саваофа: Зах.8:2 .  так говорит Го­с­по­дь Саваоф: воз­ревновал Я о Сионе ревностью великою, и с великим гневом воз­ревновал Я о нем. Пророчество, заключающееся в рассматриваемом отделе, начинается теми же словами, которые мы встречаем почти в самом начале пророчества восьми ночных видений ( Зах.1:14–15 ). Господь говорит о любви к Сиону, т. е. к Своему народу; под ревностью здесь, конечно, разумеется ревность любви, а выражение гнева относится к язычникам, которые причинили столько зла избранному народу. Зах.8:3 .  Так говорит Го­с­по­дь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет назы­ваться Иерусалим городом истины, и гора Го­с­по­да Саваофа – горою святыни. Но Господь определил по отношению к нему переменить Свой гнев на милость. Он возвратится на Сион и будет обитать в Иерусалиме, который оставлен Им при разрушении храма и города, в начале плена, как это созерцал пророк Иезекииль ( Иез.9:3 ; Иез.10:4, 18 ; Иез.11:22–23 ). Иерусалим и его окрестности снова будут вместилищем истины и святости, равно как мира и благополучия. Зах.8:7 .  Так говорит Го­с­по­дь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захожде­ния солнца; Зах.8:8 .  и при­веду их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Мо­им народом, и Я буду их Богом, в истине и правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–5. (по масор. т. ст. 5–9). Видение третье: муж с землемерной вервью. 6–13. (по масор. т. ст. 10–17). Призыв к возвращению из Вавилона и обетования, служащие разъяснением третьего видения. Зах.2:1 .  И снова я поднял глаза мои и увидел: вот муж, у которого в руке землемерная вервь. Зах.2:2 .  Я спросил: куда ты идешь? и он сказал мне: измерять Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его. Видение третье представляет собою выяснение того, что открыто в первом видении относительно предстоящего восстановления Иерусалима ( Зах 1.16–17 ). Зах.2:4 .  и сказал он этому: иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрест­ности по причине множества людей и скота в нем. Иерусалим, по причине великого множества людей и скота, не может быть заключен в каких-либо определенных границах; он будет представлять собою весьма обширное заселенное пространство, не огражденное стенами, а потому намерение мужа определить размеры Иерусалима бесцельно. Зах.2:5 .  И Я буду для него, говорит Го­с­по­дь, огнен­ною стеною вокруг него и про­славлюсь по­среди него. Однако, отсутствие стен не будет угрожать безопасности жителей, потому что Господь Сам будет охранять тот город, в котором снова будет обитать Его слава, ограждая его как бы огненною стеною. Св. Кирилл, помимо исторического смысла пророчества, касающегося восстановления Израиля после плена, относит это видение также и к Церкви Христовой. Зах.2:6 .  Эй, эй! бегите из северной страны, говорит Го­с­по­дь: ибо по четырем ветрам небесным Я рас­сеял вас, говорит Го­с­по­дь. В третьем видении изображено расширение пределов Иерусалима, вследствие множества обитателей его, до невозможности оградить его стенами. Откуда же это многолюдство? Возвратились из плена пока немногие. В Зах.2:6–13 , составляющих дополнение к третьему видению, высказывается та мысль, что рассеянные по всем странам сыны Израиля будут постепенно возвращаться в родной город. Сам Господь через Ангела Своего призывает их, прежде всего, из северной страны, т. е. из Вавилона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 13 1–6. Уничтожение идолопоклонства и удаление лжепророков. 7–9. Суд над народом Божиим. Зах.13:1 .  В тот день откроет­ся источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты. За раскаянием, естественно, следует очищение от греха и освящение. Доступность этого очищения изображается под видом источника очистительной воды для дома Давидова и для жителей Иерусалима, т. е. для всех без исключения иудеев, без различия их положения. Зах.13:2 .  И будет в тот день, говорит Го­с­по­дь Саваоф, Я истреблю имена идолов с этой земли, и они не будут более упоминаемы, равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли. Грех и нечистота поддерживались в среде иудеев, главным образом, привязанностью к идолопоклонству и деятельностью лжепророков, вдохновляемым духом нечистым ( 3Цар.22:19–23 ). Впредь даже имена идолов будут забыты, т. е. идолопоклонство исчезнет окончательно; лжепророки перестанут появляться в избранном народе, деятельность духа нечистого будет парализована (см. Кир. 194). У Захарии, как предшественника Малахии, «печати пророков», в Зах.13:2 и след. можно видеть намек на близость прекращения пророчества в Израиле. Здесь речь, очевидно, о лжепророках; но уже самое употребление имени nethíim без определения, по мнению толкователей, свидетельствует о том, что Захария имеет в виду то время, когда будут существовать только ложные пророки (Keil 642–643; Zatw 1881, 90–91; Коеп Einl. II, 14; Smith 484, Marti 449; И. Корсунский , иудейское толкование Ветхого Завета. Москва, 1882, С 88–89). Зах.13:3 .  Тогда, если кто будет про­рицать, то отец его и мать его, родив­шие его, скажут ему: тебе не должно жить, по­тому что ты ложь говоришь во имя Го­с­по­да; и по­раз­ят его отец его и мать его, родив­шие его, когда он будет про­рицать. Отвращение к ложному пророчеству будет столь сильно, что родители не пощадят собственных детей, дерзающих говорить ложь во имя Господа, предавая их смерти, как то предписывал Закон ( Втор.13:6–11 ; Втор.18:20 ; – Keil 642).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010