Приступим к решению этой арифметической задачи: в Первом томе творений аввы Исаака, в 19-м и 30-м Словах, имеются две датировки по Византийскому летоисчислению, от создания мира. В 19-м дается дата пришествия Христа на землю, в 30-м Слове зафиксирована дата его написания. Приведем цитаты: «Пять тысяч и пятьсот с лишком лет Бог оставлял Адама трудиться на земле … в последок же дней пришел и заповедал свободе один пот заменить другим потом…» . Это известная дата, её повторяют многие хронисты. В частности, ее можно встретить в Деяниях VII Вселенского Собора: «Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и пять месяцев» ; и в «Пасхалическом трактате» преп. Максима Исповедника . Вторая фраза, содержащая датировку, звучит так: «Ибо ты выходишь учить тех (т.е. бесов), кому уже шесть тысяч лет» . При сопоставлении этих двух дат, задача решается совсем нетрудно. Если первая дата, «пять тысяч пятьсот с лишком», говорит о I веке, т.е. начале нашей эры, то вторая, «шесть тысяч лет», о 500-м годе нашей эры. Это – простая арифметика: преп. Исаак при написании Слов сосчитал в уме указанные даты, что, как кажется, прослеживается весьма наглядно. Необходимо рассмотреть другую важную черту этих датировок. Особенностью сирийской историографии является то, что сирийские писатели при фиксации событий вели летоисчисление не от сотворения мира, как это было принято в Византии, а от начала селевкидской эры, т.е. обычной была система счета «от Александра Македонского», «принятая и распространенная у сирийцев до XX в.» Летоисчисление от начала новой эры не вошло в обиход у сирийцев и редко применялось на Востоке . В данном же случае мы видим, что преп. Исаак использовал летоисчисление как раз по Византийскому счету, «от создания мира», а не от Селевкидов, как это делали сирийцы и ближайшие к нему хронисты Иоанн Эфесский и Захария Ритор. Этот аргумент, безусловно, является красноречивым свидетельством о принадлежности преп. Исаака Сирина к православной (мелькитской) среде.

http://pravoslavie.ru/107684.html

Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в. Раннехрист. базилика в местности Халинадос. 2-я пол. VI в. В нач. VI в. в источниках появляются упоминания о епископии Метимны (визант. Мифимна; новогреч. Митимна). Во 2-й четв. VI в. Митилинскую кафедру занимал церковный писатель Захария Ритор . В VII в. Митилинская и Мифимнская епископии получили статус автокефальных архиепископий (т. е. они напрямую подчинялись К-польскому патриарху, а не митрополиту Родосскому). Появление в VII в. в Эгейском м. араб. флота положило конец процветанию Л. Угроза арабских нападений продолжала существовать до Х в. и нашла отражение в агиографии. Одно из наиболее известных чудес вмч. Георгия - избавление отрока из плена - связано с Л., откуда происходил похищенный арабами юноша (см. в ст. Георгий , вмч.). Жительницей Л. была и увезенная арабами на Парос прп. Феоктиста († незадолго до 910). Противниками ереси иконоборчества были 2 архиепископа, занимавшие Митилинскую кафедру,- святители Георгий I (804-813) и Георгий II (843-845 или 846). Прп. Симеон, брат Георгия II, подвизался на столпе, подражая древним святым (см. в ст. Давид, Симеон и Георгий ). Рядом с его столпом близ юж. гавани Митилины возник мон-рь Пресв. Богородицы. Во время иконоборческих гонений Симеон основал на маленьком островке в заливе Ера ц. мч. Исидора. Местное предание связывает с Л. деятельность одного из главных защитников иконопочитания - прп. Феофана Сигрианского. В IX-XI вв. Л. был местом ссылки гос. и церковных деятелей (имп. Ирина Афинянка, свт. Игнатий , патриарх К-польский, прп. Николай Студит , буд. имп. Константин IX Мономах и др.). Местные легенды связали с именем имп. Ирины, к-рая умерла на Л. в 803 г., основание ряда мон-рей: Рождества Пресв. Богородицы на Карийском холме близ Терми (Лутрополи-Термис), Пресв. Богородицы Труллоти в сел. Пирьи-Термис, ап. Иоанна Богослова (Ипсилу), к-рый, по др. версии, основан сир. монахом в VII в. В нач. Х в. (согласно Дж. Федальто, между 850 и 900) Митилинская архиепископия была возведена в ранг митрополии, а в ее пределах были образованы подчиненные ей епископии (Эресская или Эрисская, Стронгильская, Тенедосская, Вервинская, Перперинская; в 1261 впервые упом. Иерская епископия). Мифимнская архиепископия стала митрополией в XII в. (по Федальто, ок. 1080, по Й. Кодеру, в 1084 или между 1072 и 1082).

http://pravenc.ru/text/2463587.html

9-го августа. Заношу препотешное событие, о чем моя жена с дьяконовым сыном-ритором вела сегодня не только разговор, но даже и спор. Это поистине и казус и комедия. Спорили о том: Кто всех умнее? Ритор говорит, что всех умнее был Соломон, а моя попадья утверждает, что я, и должно сознаться, что на сей раз роскошный царь Сиона имел адвоката гораздо менее стойкого, чем я. Ох, сколь же я смеялся! И скажите, сделайте ваше одолжение, что на свете бывает! Я все это слышал из спальни, после обеда отдыхая, и, проснувшись, уже не решился прерывать их диспута, а они один другого поражали: оный ритор, стоя за разум Соломона, подкрепляет свое мнение словами Писания, что «Соломон бе мудрейший из всех на земли сущих» , а моя благоверная поразила его особым манером: «Нечего, нечего, — говорит, — вам мне ткать это ваше: бе, да рече, да пече; это ваше бе, — говорит, — ничего не значит, потому что оно еще тогда было писано, когда отец Савелий еще не родился». Тут в сей дискурс вмешался еще слушавший сей спор их никитский священник, отец Захария Бенефактов, и он завершил все сие, подтвердив слова жены моей, что «это правда», то есть «правда» в рассуждении того, что меня тогда не было. Итак, вышли все сии три критика как есть правы. Неправ остался один я, к которому все их критические мнения поступили на антикритику: впервые огорчил я мою Наташу, отвергнув ее мнение насчет того, что я всех умнее, и на вопрос ее, кто меня умнее? отвечал, что она. Наиотчайнейший отпор в сем получил, каким только истина одна отвергаться может: «Умные, — говорит, — обо всем рассуждают, а я ни о чем судить не могу и никогда не рассуждаю. Отчего же это?» На сие я ее тихо тронул за ее маленький нос и отвечал: «Это оттого ты не спешишь мешать рассуждением, что у тебя вместо строптивого носа сия смиренная пуговица на этом месте посажена». Но, однако, она и сие поняла, что я хотел выразить этою шуткой, намекая на ее кротость, и попробовала и это в себе опорочить, напомнив в сей цели, как она однажды руками билась с почтмейстершей, отнимая у нее служащую девочку, которую та сурово наказывала.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

233 . Законодательные памятники административной и финансовой политики ранней Византии. Част. 1: период 364 – 491 гг/Пер., коммент., прим. В. В. Серова. – Барнаул: АзБука, 2004. – 544 с. 234 . Занемонец А. В. Дело Хиония: к истории византийских «жидовствующих»//ВВ. – 2004. – Т 63 (88). – С. 317–323. 235 . Заозерский Н. А. , Хаханов А. С. Номоканон Иоанна Постника в его редакциях грузинской, греческой и славянской. – М., 1902. – 192 с. 236 . «Записки янычара». Написаны Константином Михайловичем из Островицы/Введение, пер., коммент. А. И. Рогов. – М., 1978. 237 . Захария Ритор. Церковная история// Евагрий Схоластик . Церковная история/Пер. с греч., вступ. ст., коммент., приложения и указатели И. В. Кривушина. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. – С. 436–480. 238 . Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Т. 1: Горган и Поволжье в IX-X вв. – М.: Изд. вост. лит., 1962. – 279 с.; М.: Наука, 1967. – Т. 2: Булгары, мадьяры, народы Севера, печенеги, русы, славяне. – 212 с. 239 . Зимин А. А. Память и похвала Иакова мниха и житие князя Владмира по древнейшему списку//Краткие сообщения Института славяноведения. – 1963. – 37. – С. 66–75. 240 . Зосим. Новая история. Кн. II. 1–39/Пер. и коммент. Н. Н. Болгова//Иресиона. Античный мир и его наследие. – Белгород, 2006. – Вып. 3. – С. 136–141; Мир Византии. Материалы международ. науч. семинара. – Белгород, 2007. – С. 215–238. 241 . Зосим. Новая история (книга III)/Пер. с лат. и коммент. Н. Н. Болгова. Вступ. ст. Н. Н. Болгова, Е. В. Литовченко//ПИФК. – 2007. – Вып. 17. – С. 526–568. 242 . Зосим. Новая история/Пер., коммент, указатели Н. Н. Болгова. – Белгород: Изд-во Белгород. гос. ун-та, 2010. – 344 с. 243 . Ибн ал-Факих ал-Хамадани. Ахбар ал-Булдан (Известия о странах)/Введ., пер. с араб., изд. текста, коммент. А. С. Жамкочяна. – Ереван: Изд-во АН АрмССР., 1979. – 319 с. 244 . Ибн А’сам ал-Куфи, Абу Мухаммад Ахмад. Книга завоеваний: Извлечения по истории Азербайджана VII – IX вв./Пер. с араб. З. М. Буниятова. – Баку: Элм, 1981. – 84 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евагрий Схоластик. Церковная история. Книги I–VI/Пер. с греч., вступ. ст., комм., приложения и указатели И. В. Кривушина. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. 28 февраля 2006 г. 17:09 Новое издание перевода одного из самых ценных исторических сочинений ранневизантийской эпохи — «Церковной истории» Евагрия Схоластика, освещает критически важные для Византийской церкви и государства события второй половины V — конца VI вв. В книге ярко и живо представлена эпоха от царствования Феодосия Младшего, Мар-киана и Льва Старшего (от 431 г. до 474 г.) до правления византийских императоров Юстина II, Тиверия Константина и Маврикия (от 565 г. до 594 г.). Заново просмотренный и исправленный для настоящего издания перевод снабжен обстоятельной вступительной статьей и обширными справочными материалами — комментариями, указателями и списком новейшей литературы. В приложении даны отрывки еще не переводив­шихся на русский язык текстов, послуживших источниками для Евагрия — Захария Ритор, Иоанн Малала, Иоанн Руф, Несторий, хроники Иоанна Бикларского, Иоанна Никиусского и Михаила Сирийца. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/85883.html

С одной стороны будет действовать страх от Селивана, а с другой — страх от ужасных стихов… Каково это выйдет и можно ли это выдержать? Представьте же себе, что мы на это отважились. В оживленности, которою все мы были охвачены в это достопамятный весенний вечер, нам представлялось, что все мы смелы и можем совершить отчаянную штуку безопасно. В самом деле, нас будет много, и притом я возьму разумеется, свой огромный кавказский кинжал. Признаться, мне очень хотелось, чтобы и все другие вооружились сообразно своей силе и возможности, но я ни у кого не встретил к этому должного внимания и готовности. Аполлинарий брал только чубук да гитару, а с девушками ехали таганы, сковороды, котелки с яйцами и чугунок. В чугунке предполагалось варить пшенный кулеш с салом, а на сковороде жарить яичницу, и в этом смысле они были прекрасны; но в смысле обороны, на случай возможных проделок со стороны Селивана, решительно ничего не значили. Впрочем, по правде сказать, я был и еще кое за что недоволен моими компаньонами, а именно — я не чувствовал с их стороны того внимания к Селивану, каким я сам был проникнут. Они и боялись его, но как-то легкомысленно, и даже рисковали критически над ним подтрунивать. Одна Аннушка говорила, что она возьмет пирожную скалку и скалкой его убьет, а Шибаёнок смеялась, что она его загрызть может, и при этом показывала свои белые-пребелые зубы и перекусывала ими кусочек проволоки. Все это как-то не солидно; всех превзошел ритор. Он совсем отвергал существование Селивана — говорил, что его даже никогда не было и что он просто есть изобретение фантазии, такое же, как Пифон, Цербер и тому подобное. Тогда я первый раз видел, до чего способен человек увлекаться в отрицаниях! К чему же тогда вся риторика, если она позволяет поставить на одну ступень вероятность баснословного Пифона с Селиваном, действительное существование которого подтверждалось множеством очевидных событий. Я этому соблазну не поддался и сберег мою веру в Селивана. Даже более того, я верил, что ритор за свое неверие будет непременно наказан.

http://azbyka.ru/fiction/svyatochnye-ras...

10. Те, которые наказывают согрешающих, другим мешают грешить. 11. Тот, кто чтит добродетель, первую истину чтит, и особенно над всяким добром начальствующую. 12. Солон: Солон-мудрец сказал, что то государство самое лучшее, в котором почитают добрых, и то самое худшее, в котором почитают дурных. 13. Секст: Две причины движут человека к заботе по Богу: наказание безбожия и вознаграждение благочестивых намерений. 14. Восхваляемый порок становится невыносимым. 15. Прокопий-ритор: Там, где не в почете добродетель, на свободе – порок. 16. Филон: Если хочешь быть просвещенным вдвойне, лучше всего творящих лучшее почитай и творящих худшее наказывай. 17. Сократ: Спрошенный о том, в каком государстве лучше всего жить, ответил: «В том, в котором живут по закону и наказывают неправедных». Слово 69-е. О самолюбии 1. Ин. 12, 25 : Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 2. 2Кор. 10, 18 : Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь. 3. Филипп. 2, 21: Все ищут своего, а не того, что [угодно] Иисусу Христу. 4. Сир. 37, 50 : Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех. 5. Притч. 21, 2 : Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца. 6. Притч. 27, 2 : Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой. 7. Свт. Василий Великий : Мужу, поистине достойному сего наименования, быть щеголем и занятым своею наружностью не менее укоризненно, чем рабски предаваться другой какой-либо страсти. Употреблять все старания на то, чтобы тело было как можно наряднее, свойственно человеку, который не познал сам себя и не понимает мудрого правила. 8. Свт. Иоанн Златоуст : Никто не друг, никто не брат – только за своим наблюдает каждый. Поэтому и свое портим, и легко побеждаемы и диаволом, и людьми из-за того, что не приходили на помощь другу. Ибо и на войне в боевом строю воин, наблюдающий только за тем, чтобы лишь себя спасти бегством, и других, тех, что вместе с ним, губит вместе с собой, а благородный, и за других поднимая оружие, вместе с другими и себя спасает.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

15 . Но чтобы величие сходящей таковой благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян.2:2 ). Что означало ее сошествие? Чтобы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: и наполнил весь дом, где они находились ( Деян.2:2 ). Дом этот сделался вместилищем духовной воды. Ученики находились внутри, и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душой и телом в Божественную и спасительную одежду: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго ( Деян.2:3–4 ). Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный; огонь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая, спасительный огненный язык возвратил благодать. 16 . И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян.2:4 ). Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учившись, узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: ритор говорит хорошо, а грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

2 . Однако закончим на этом, чтобы перейти к следующему. А именно, вслед за Моисеем выйдя на середину божественнейшего и владычественного собрания святых пророков и апостолов, сам всемудрый Соломон ясно нам в Ветхом Завете изложил учение о природе в своей книге Премудрость: «Суетны по природе 750 все люди, у которых нет ведения о Боге». 751 Что значит «по природе»? То же, что «поистине»; 752 ибо природа, как говорят богодухновенные Писания, есть истина вещей. Ради неразумных меняю слова Соломона и говорю: «Суетны по лицу все люди, у которых нет ведения о Боге»; однако совершенно несуразно выражение «суетны по лицу», в отличие от – «суетны по природе». Потому что не одно и то же природа и лицо. И ведь об этом у нас уже сказано в Оправдательном томосе к народу, и я этого не забыл. Но поскольку я веду речь о ране, о затяжном гниении и о занозе, причинившей зловонную язву (особенно в канавах и рвах Толонама 753 и египетских стран), то не следует бояться сказать то же самое, чтобы заменой слов из Священного Писания убедить неразумных, что природа и лицо – не одно и то же. Итак, давайте снова при помощи перестановки слов рассмотрим выражение блаженного апостола Иакова: «всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим». 754 Не сказал: «лицом человеческим», ведь человечество – не одно лицо, а множество лиц, природа же одна. И поэтому говорит: «естеством человеческим». Когда я это говорил, вышел на середину божественный ритор вселенной Павел, неся Послание к Римлянам, в котором он нас учит: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе 755 законное делают». 756 Что значит «по природе», если не «поистине» 757 ? Давайте изменим выражение: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по лицу законное делают». Но сказанное совершенно несуразно, потому что природа не есть лицо. Схолия. Никто не исполняет закон Божий по естеству, 758 но по свободному выбору, хотя, если бы исполнение Божиих заповедей было естественно, 759 то все бы согласились. Потому что и здесь вместо «поистине» 760 сказано «по природе». 761

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

9. Свт. Григорий Богослов : Благо добротой побеждает дерзость и неправедных делает лучше, тех, которых терпим, страдая. 10. Будь милостив ко всем, если это возможно, а еще милостивее к ближним. 11. Бог ищет тебе добра, Сам будучи добр. 12. Какое учение более краткое, чем доброта? Будь с друзьями и ближними таковым, Как хочешь, чтобы относились к тебе. 13. Свт. Иоанн Златоуст : Человеколюбивый и благой Бог не только [Бог] благотворящий, но и наказующий. Ибо и наказание Его, и возмездие есть по большей части благодеяния. Так и врач не тогда только, когда в сады и луга выводит больного или в бани и водные ванны, но и когда велит голодать, когда режет, когда дает горькие лекарства, и тогда также остается врачом, и даже большее человеколюбие проявляет. 14. Свт. Григорий Нисский : Он по природе благ и всех благ Щедродатель. 15. Св. Кирилл: Свойство во всем благого – думать о пользе других. 16. Демосфен: Не столько слово, сколько добрый образ действия способен убедить. 17. Посидипп: Насколько благоустроен нрав, настолько и жизнь 38 . Искусство приобрело многих знакомых, А нрав – еще больше друзей. 18. Фемистокл: Фемистокл, продавая поместье, велел объявить, что и соседа доброго имеет. 19. Менандр: Ты убеждаешь в том, насколько тебе подобает. Мне же и так делать стоит должное, и это не твое слово, Поверь мне, собственный пример убеждает. Никто, будучи добр, не творит злое дело. Но не совсем можно дурным доверять, Но противиться, иначе вверх дном Наша жизнь незаметно перевернется полностью. 20. Левкипп: Доброта, полностью встречая благодарность, еще больше приумножается, а встречая оскорбление, ко гневу возбуждается. 21. Перит: Доброта ценнее многих богатств. Доброе поведение надежней закона, Ибо его извратить никакой Не мог бы ритор, а [закон], и так и сяк Слова колебля, часто искажают. Слово 58-е. О законе 1. Ин. 8, 16–17 : Суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pchela...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010