И на этот раз Зосима исполнил желание Марии. Но когда он пришел в эту пустыню, то нашел преподобную Марию уже умершей; руки у ней были сложены, как обыкновенно складывают для молитвы. И преподобный Зосима, предав тело праведницы Марии погребению в могиле, возвратился в свою обитель и поведал братии о дивных подвигах и блаженной кончине той, которая раньше была грешницей, а потом за святость свою сделалась достойной беседовать с ангелами небесными. Со слов этого преподобного Зосимы и было записано житие преподобной Марии Египетской святым патриархом Иерусалимским Софронием. Потом это житие преподобной было рассмотрено отцами Вселенского Собора, который и постановил вспоминать о преподобной Марии каждый год на 5 неделе Великого поста. Вот видите, братья, как жизнь для одного Христа очищает души людей, даже великих грешников. Благодать Божия, действующая невидимо на сердце человека , приводит его к сознанию своего бессилия в собственном исправлении, возбуждает в нем жажду быть в общении только со Христом и на Него только полагать надежду на спасение свое. Теперь я и вернусь к вопросу, как надо вам жить теперь и всегда, как вам служить, когда вы кончите курс учения здесь. Надо жить вам со Христом, любить молитву, чаще ходить в Церковь Божию, исполнять Закон Божий и по совести своей служить ближним, как Господь служил на спасение рода человеческого. Первенства и господства никогда не ищите. Вам родители вверяют своих детей, из которых вы будете воспитывать новое поколение в христианской вере и благочестии. При добросовестном исполнении этого великого и трудного служения вы можете быть полезными членами общества. При праведной жизни своей, при Господней помощи, вы можете сделаться лучше, чище и можете быть даже святыми людьми. Надейтесь только на благодать Христову! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вот вам, дети мои, учащиеся здесь, когда вы окончите курс учения, предстоит великое дело учить других детей. Повторяю, это дело великое, особенно среди инородцев, которым, кроме грамоты или лучше сказать прежде грамоты, нужно дать религиозно-нравственное просвещение, веру в истинного Бога, приучить их к молитве и благочестивой жизни. Когда вы кончите здесь курс учения, не домогайтесь первенства среди других, а напротив, всем служите, как и Христос послужил всем людям. Впрочем, к этому вопросу – как вам следует жить и учить других, я еще вернусь, а теперь припомню вам, кого из святых мы сегодня вспоминаем. Вы слышали на часах тропарь и кондак преподобной матери нашей Марии Египетской, а за Литургией два Апостольских чтения и два Евангельских чтения. Так положено сегодня потому, что мы празднуем сегодня день воскресный и память преподобной Марии Египетской. А знаете ли вы, кто была преподобная Мария Египетская? Читали ли вы житие ее? Кто читал, те поднимут руки. Вижу, что вы читали. Это хорошо. Я не буду рассказывать вам подробно житие этой праведницы, бывшей прежде великой грешницей, скажу только кратко о главнейших событьях ее жизни. В молодости она жила в городе Александрии – это был и есть теперь большой город в Египте – и жила очень греховно. Грешила она там целых 17 лет, но потом благодать Божия коснулась сердца ее; только Мария раскаялась не сразу. Однажды она увидела, что много жителей Александрии собралось на богомолье в Иерусалим к празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Как ни привыкла она к жизни в городе, однако решилась отправиться с этими богомольцами тоже в Иерусалим, но как по пути, так и по прибытии в Палестину она по-прежнему продолжала грешить. Когда же паломники прибыли в Палестину и пришли к тому храму, где находился Животворящий крест, Мария хотела было войти в этот храм, но почувствовала, что какая-то неведомая ей сила оттолкнула ее от двери. Она еще раз попробовала войти в храм и опять та же неведомая сила оттолкнула ее. Горько стало на душе Марии, подняла она взор свой и увидела на стене вблизи дверей храма образ Пречистой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Зосима был монахом монастыря, в котором был добрый обычай: монахи этого монастыря в прощенное воскресение, в конце сырной недели, испрашивали друг у друга прощение в обидах, какие кто-либо сделал кому-нибудь, уходили в пустыню и там проводили весь великий пост в одиночестве, безмолвии, посте и молитве, на страстной же седмице возвращались в монастырь для говения. Вот, Зосима на первой наделе Великого поста вышел в пустыню. Долго он шел, не видя никого из людей, но потом заметил, что какой-то незнакомец поспешно удаляется от него. Старец последовал, но догнать не мог, и только услышал: «Зосима не иди за мной, я грешная женщина, одежда моя вся истлела; если хочешь дать мне благословение Божие, то наперед брось мне свою одежду». Зосима удивился, как эта незнакомая ему женщина знает имя его, бросил ей мантию свою и, когда Мария, облекшись в эту мантию, подошла к нему, он увидел ее изможденное от подвигов лицо, в котором, однако, сияла небесная радость. Подвижница на вопрос Зосимы подробно рассказала ему про жизнь свою, как она жила раньше греховно, как потом обрела себе благодать Божью и как подвизалась в пустыне, и в заключение беседы просила прийти к ней на следующий год и преподать ей высокое утешение – причастие св. Христовых Таин. Через год в Великий четверток преподобный Зосима действительно пришел в пустыню и принес запасные св. Дары, чтобы причастить ими Марию. На путь к назначенному месту ему предстояло переправиться через Иордань; воды тут было много, а лодки не находилось. Старец уже стал помышлять, увидит ли он преподобную? Но вскоре же он заметил, что сама преподобная подошла к противоположному берегу, благословила воду окрестным знамением и, к великому изумлению его, пошла к нему по воде Иордана, как по суше. Увидевши ее, он хотел было поклониться ей, но Мария остановила его, сказавши, что Зосима, как священник Божий, не должен кланяться никому из людей, когда имеет при себе Самого Христа. Причастившись из рук Зосимы, Мария еще просила посетить ее в пустыне через год.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ректором Ленинградского Богословского института был поставлен прот. Павел Васильевич Раевский. Ему было присвоено звание магистра богословия «ради чести». Проректором института стал доктор церковной истории проф. Б. В. Титлинов, в числе профессуры и преподавателей были: проф. Холопов, проф. Прахов, проф. прот. Д. Ф. Стефанович, проф. Белоликов, прот. А. И. Боярский, прот., а затем епископ Николай Платонов, прот. Е. Запольский (до конца 1925 г.), архимандрит Владимир (Пищулин). С 1926 г. архиепископ Михаил (Попов), проф. прот. Константин Смирнов (до 1928 г.). Митрополит А. Введенский приезжал изредка и читал в институте публичные лекции, так их называем потому, что аудитория заполнялась посторонними лицами, главным образом, женского пола, и студентам трудно было слушать его лекции. Иногда вместо лекций митрополит Александр рассказывал о своих поездках по Советскому Союзу, а иногда читал очень увлекательные лекции на апологетические темы. Служил он обычно в Захарие-Елизаветинской церкви, где был когда-то священником. Там он состоял почетным настоятелем храма. Богослужения там совершались по новому стилю, поэтому туда мало ходило молящихся. То же было и в Пантелеймоновском храме на ул. Пестеля. Вначале Ленинградскому Богословскому институту не было предоставлено права присуждать учёные степени. Но с конца 1925 года он это право получил, и тогда в нём бывали интересные дискуссии на научные темы, защита диссертантом своих положений. Студенты и вольнослушатели с большим интересом слушали их, а иногда и участвовали сами в качестве добровольных оппонентов. Интересны были защиты диссертаций прот. Никольского из Киева и прот. К. Смирнова. Обоим были присуждены степени магистра богословия. Сейчас, в послесоборные времена, обновленцам оказалось недостаточным этих двух учебных заведений, и поэтому были открыты: Высшая богословская школа – в Киеве, в Курске были открыты курсы диаконов и псаломщиков, в Харькове – курсы по повышению квалификации проповедников или «благовестников», через четыре месяца почему-то закрывшиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Тула. Церковь Николая Чудотворца Часовенская. Николо-Часовенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Кирпичный храм, сооружённый в 1804 г. вместо прежде бывшей часовни. Здание типа восьмерик на четверике, к которому с северной стороны в 1850-х гг. был пристроен однокупольный Казанский (первоначально - Захарие-Елизаветинский) храм с Тихвинским и Ольгинским приделами. В 1930-х гг. снесён, на месте церкви жилой дом. В конце XIX в. храм получил статус подворья Щегловского монастыря. При храме в Никольском приделе был погребен блаженный Иоанн Котельников (канонизирован в 1998 г.). Источник: страница сайта " Храмы России " Деревянная часовня нередко страдала от пожаров, и в 1745 году ее заменили каменной. А в 1804 году возвели каменный храм, вначале однопрестольный, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. При храме была часовня над колодцем, известным с летописных времен. Колодец засыпали при разрушении храма в конце 1930-х гг. После нескольких перестроек Николочасовенская церковь (в народе ее назвали «Николо-часовня», а также, вследствие архитектурных особенностей, «Никола Толстый») стала четырехпрестольной. Первый освятили во имя святителя Николая, второй - во имя равноапостольной Ольги и преподобного Серафима, третий - Казанской иконы Божией Матери, четвертый - Тихвинской иконы Божией Матери. Архитектурное решение церкви было необычным, нетипичным не только для Тулы, но и, пожалуй, для России. Храм имел два купола — один на круглом световом барабане, другой - на восьмерике с неравными гранями. В центре здания, выступая за красную линию улицы, находилась западная паперть, на нее вели с двух сторон лестницы, расположенные вдоль фасадов. Паперть была увенчана колокольней с 7-ю колоколами, самый большой из которых весил больше тонны. Николочасовенский храм не являлся приходским. Он входил в состав иноческой обители, приписанной к Архиерейскому дому и имевшей в конце XIX века более 10 келий. Особенность Николочасовенской церкви состояла в том, что она была открыта для молящихся с раннего утра до 9 часов вечера. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=40277

Слово при служении в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской инородческой семинарии 22 марта 1898 года. «Изв.Каз.еп.» 1898, 9, стр.353–360. Статьи, проповеди. «Рижские Епарх.Вед.» 1887–1897 гг. Речь наблюдателю миссионерских курсов архимандриту Андрею при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.321–324. Речь студентам Казанской духовной академии перед началом учения. «Прав.Собес.» 1899, октябрь, стр.319–320. Речь новоназначенному ректору Казанской семинарии архимандриту Алексию при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, нояб., стр.455–456. Слово Высокопреосвященнейшего Архиепископа Арсения при прощании с Рижской паствой 2-го ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, нояб., стр.513–517· «Мое участие на юбилейном торжестве Рижской епархии». «Прав.Собес.» 1909, нояб., стр.473–482. Слово при первом служении его в кафедральном Казанском соборе, 14 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897», декаб., стр.665–668. Слово при втором служении в Казанском соборе пред панихидой об усопших архиереях Казанских. 16 ноября 1897 года. «Прав.Собес.» 1897, декаб., стр.669–673. Речь на погребение архиепископа Владимира Казанского. «Прав.Собес.» 1897» октяб., стр.360–361. Беседа с о.о.благочинными Рижской епархии. «Церк.Вед.» 1888, 48, стр.1330. Речь при вручении жезла новохиротонисанному епископу Чебоксарскому Иоанну, второму вик.Казанскому. «Прав.Собес.» 1899, апр·, стр.3–6. Слово к студентам духовной академии. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.527–528. Речь настоятелю Свияжского Успенского монастыря архм.Афанасию после возведения его в сан архимандрита, при вручении жезла. «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.3–6. Речь при вручении посоха настоятелю Михаило-Архангельского монастыря , игумену Аркадию. «Прав.Собес.» 1899, сент., стр.177–176· «Изв.Каз.еп.» 1899, I4, стр.634–636. Речь при освящении здания Промышленного училища и при начале учебных занятий сказана I-ro сентября 1899 года. «Изв.Казан.еп.» 1899, стр 789–790. Слово, сказанное в селе Ишаках, Козьмодемьянского уезда. «Изв.Каз.еп.» 1898, 12, стр.503–508.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Чин хиротонии совершали: архиеп. Звенигородский Андрей (Расторгуев) и еп. Ташкентский и Самаркандский Сергий (Ларин). В 1945 г. принят в общение с Московской Патриархией как мирянин и рукоположен во священника. Состоит настоятелем Преображенского собора в г. Ленинграде, в сане протоиерея. Состоит личным секретарем митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 185. Кат-АМ 311. Кат-ЯВ 251. С. 127. Кат-ЕС 1. С. 10, п/п 51. Дополн. к Кат-ЕС. [Кат-ГУБ. С. 992.] [Левитин. С. 629, 638, 640, 651.] Родился 30/VI-1903 г. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета, в 1926 г.–Ленинградский Богословский обновленческий институт. С 1925 г. – священник различных храмов Ленишрада. В апреле 1934 г. арестован но так называемому «Делу Захарие-Елизаветинского братства». Приговорён к 3 годам ИТЛ. Освобождён за ударный труд 03/V-1936 г. С конца 1930-х гг. – заштатный протоиерей. В 1939–1942 гг. – староста церкви пр. Иова, 15/VII–24/XII-1942 г. – Никольского и с января по февраль 1943 г. Князь-Владимирского соборов Ленинграда. С апреля 1943 г. – обновленческий протопресвитер. С 18/IV-1943 г. – еп. Ладожский, управлял Ленинградский епархией. 24/VII-1944 г. принёс покаяние и принят мирянином. С сентября 1944 г. – священник, настоятель Троицкой церкви в Лесном. 10/XII-1945 г. назначен настоятелем Спасо-Преображенского собора с возведением в сан протоиерея. 07/IV-1953–11/VI-1964 г. – секретарь Ленинградского митрополита. 04/III-1973 г. вышел за штат. Скончался в Ленинграде 18/VIII-1977 г. [ПСТБИ] [Шкаровский. С. 51, 52, 55, 57, 58, 82–84, 88, 92, 97.] СЕРГИЙ (Сердобов) Архиепископ Пензенский Родился в 1872 году. В 1892 году окончил Самарскую духовную семинарию. С 1894 г. – священник Всехсвятской церкви г. Самары. Благочинный Самарской епархии. Овдовел. В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 26/XII-1923 г. хиротонисан во еп. Бузулукского, вик. Самарской епархии. С января 1924 г. – еп. Рыбинский. С апреля 1924 г. – еп. Мслскесский, вик.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Черноморское. Церковь Захарии и Елисаветы. Захарие-Елизаветинская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм построен в 1838 году по проекту архитектора Г. И. Торричелли. Своим созданием он обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семёновичу Воронцову. Церковь построена с необычной колокольней – по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира. Здание церкви, выстроенное в необычном для русской храмовой архитектуры псевдоготическом стиле, привлекало внимание своей оригинальностью и служила ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. В оформлении церкви просматривались элементы романской архитектуры: полукруглые арки оконных и дверных проемов, рельефы колонн во внутреннем помещении, резьба по камню. Строилась она в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. Да и сам Воронцов, будучи сыном российского посланника в Англии, долгое время жил за границей и питал особое пристрастие к подобным принципам строительства. В XIX в. церковь святых Захария и Елисаветы, в основном, содержалась на средства Воронцовых, выделявшихся из доходов Ак-Мечетской экономии. Со стороны же прихожан поступали весьма скудные подаяния. Внутреннее убранство храма особой роскошью не отличалось. Иконостас «ветхий», как указывалось в церковных документах. Описание его икон, к сожалению, не сохранилось. Но и те, которые сегодня украшают церковь, достойны особого внимания. Постепенно проясняются ранее потускневшие лики святых на иконах святого Стефана Саровского, Захария и Елисаветы. Изображение становится более четким. Икона «Распятие Христа» ранее принадлежала Н.И. Зубову – соратнику А. Солженицына, проживавшему в 1960-е годы в п. Черноморское. После его смерти она была передана храму. Причт должен был состоять из священника, дьяка и пономаря. Есть сведения о том, что в русско-турецкую войну ядро с турецкого корабля попало в церковь, и турки с того момента платили дань России (россияне предусмотрительно ядро из стены не извлекали). Причем платили и после революции, вплоть до Второй мировой …

http://sobory.ru/article/?object=46799

45. Церковь Скорбящей Божией Матери на Лахтинской. (Православная.) Закрыта в 1928 г. 46. Сергиевский собор на Литейном. (Православный.) Снесен в 1932г. 47. Захарие-Елизаветинский храм. (Обновленческий. Колыбель обновленчества. Место служения священника Введенского.) Закрыт в 1937 г., снесен в 1948 г. 48. Церковь св. Николая на Захарьевской. (Единоверческая православная.) Закрыта в 1930 г. 49. Собор св. Николая на Николаевской. (Единоверческий; с 1928 г. — иосифлянский.) Закрыт в 1932 г. 50. Новодевичий монастырь. (Православный.) Собор монастыря закрыт в 1932 г., последняя небольшая церковь — в 1937 г. 51. Леушинское женское подворье. (Православное.) Закрыто в 1932г. 52. Успенское женское подворье. На Бассейной улице. (Православное.) Закрыто в 1932 г. 53. Знаменская церковь. (Православная.) Снесена в 1938 г. 54. Храм св. Иоанна Предтечи на Лиговке. (Православный.) Закрыт в 1937 г. 55. Волкове кладбище. 3 храма — православные. Два храма закрыты в 1937 г., небольшая церковь св. Иова Многострадального сохранилась. 56. Митрофаниевское кладбище. (Обновленческое.) Все храмы закрыты в 1932 г. 57. Богословское кладбище. (Обновленческое.) Храмы закрыты в 1932 г. 58. Храм Рождества Христова на Рождественской. (Православный.) Снесен в 1932 г. 59. Старо-Афонское подворье. (Православное.) Храм закрыт в 1933 г. 60. Федоровское подворье. (Православное.) Закрыто в 1932 г. 61. Храм Божией Матери Скоропослушницы на Песках. (Православный.) Снесен в 1932 г. 62. Александро-Невская лавра. 10 храмов. (До 1926 г. — наполовину обновленческая. С 1926 по 1928 г. — православная. С 1928 по 1931 г. — наполовину иосифлянская. С 1931 по 1936 г. — патриаршая.) В 1933 г. все храмы, кроме Духовской церкви, закрыты. В 1937 г. закрыта Духовская церковь. Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, закрытый в 1933 г., вновь возобновлен и отдан в руки церкви в 1958 г. 63. Церковь Адриана и Наталии на Рождественском проспекте. (Обновленческая.) Закрыта в 1929 г. 64. Церковь Всех Скорбящих Радости на Стеклянном заводе. (Обновленческая.) Церковь снесена в 1932 г., часовня закрыта в 1938 г.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

XVII. Слово, сказанное по совершении литургии в Захарие-Елизаветинском храме при Казанской Инородческой Учительской Семинарии 21 . О единении разных племен на христианском богослужении Приятно мне было видеть вас усердно молящимися и слышать ваше пение на разных языках. Это единение разных племен на христианском Богослужении есть предмет нашей усиленной молитвы к Господу во всех наших храмах и особенно здесь. Там во св. алтаре, за св. престолом, помещена икона, изображающая нам, как некогда Св. Дух, сошедши на Апостолов, языки слия. Слыша ваше разноязычное пение, я невольно переносился мыслью к тем временам, когда св. Апостолы проповедовали единую св. Христову веру среди разных народов на разных языках и объединяли эти народы в живом уповании на Господа в одном Богослужении. Но апостольское дело продолжалось в св. церкви и после них и будет продолжаться во все века до конца мира. И теперь проповедники Христовой веры среди наших, инородцев, татар, чуваш, черемис и вотяков соединяют их в лоне единой святой Церкви. Вам, между прочим, будет вменено в обязанность трудиться в этом спасительном деле. Приятно мне было видеть, что особо торжественные моменты Богослужения вы все становитесь на колени. Это хорошо. Видел, что вы и молитесь по уставу, когда здесь читают или поют, только надо почаще изображать на себе крестное знамение: оно имеет великую силу. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010