Можете ли, спросил Он, пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь? Те ответили: «Можем». А что такое чаша и крещение? –Страдания и мученическая смерть. Значит, Апостолы, сами не зная того, в своем ответе предуготовили себя к мученичеству. Впоследствии так и было: Иаков Заведеев был первый из Апостолов, потерпевший мученическую кончину за Христа, а Апостол Иоанн, хотя и не был замучен и умер своей смертью , но все-таки потерпел жестокие мучения от гонителей на христиан. И Спаситель не только приготовил их к мученичеству, но и добавил еще: «вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними, но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугой, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк.10:42–44 ). Апостолы хотели возвыситься, а Спаситель предложил им смирение и говорил, что только смиренные будут лучше других людей. Почему? Потому что и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Итак, вот почему истинные последователи Его, кому надлежит быть великим в мире, должны быть смиренными. Кто хочет быть со Христом, тот должен уподобляться Христу. Он, Сын Божий, смиренно служит людям, а люди не больше ли должны служить друг другу? Да и как Он служит! Душу Свою отдает, Собой жертвует. Опять указание на предстоящие страдания; значит, опять подготовление Апостолов к этим спасительным событиям, но предсказание и подготовление еще более решительные, могущие еще более утвердить Апостолов не печалиться, когда наступят бедствия для Божественного Учителя их, не страшиться подобных же бедствий и впоследствии и, не домогаясь первенства, служить и безропотно проповедывать о Нем, хотя бы надлежало за то потерпеть унижение и даже смерть. А нам здесь назидание встретить Великую Страстную седмицу, когда мы снова увидим Господа нашего страдающим, распятым и умершим, с большим еще сокрушением душевным и всегда быть готовыми на служение друг другу и ближним нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Емельяново. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь в с.Арейском(ныне Емельяново) каменная,двухэтажная, построенная в стиле сибирского барокко в 1804г. Пятиглавый храм с колокольней относится к группе приенисейских церквей, выстроенных по образцу Захарие-Елизаветинского храма Тобольска. Заложена в 1798г, нижний Покровский храм освящён в 1805г, верхняя церковь во имя Троицы Живоначальной окончена в 1810-х годах. Паперть пристроена в 1862-1863г, декор изменён в 1914г. Закрыта не позже 1930-х годах, верхняя часть четверика и колокольня сломаны, устроена новая плоская кровля, была занята типографией. Возвращена верующим в 1996г, службы проводятся на первом этаже. Источник: сайт   Православные храмы Красноярского края История возникновения прихода Арейский Троицкий приход открыт в XVIII веке Расположение Приход расположен по реке Каче и состоит из села Арейского и смежных с ним деревень. От Епархиального Красноярска село Арейское находится в 23 верстах, в самом селе находится волостное правление и врачебный пункт. Почтовые сношения с селом производятся через Красноярск и Зеледеевское волостное правление. Описание церкви Церковь в селе Арейском каменная, двухэтажная, построена 1804 году. Престол в в верхнем храме во имя Живоначальной Троицы, в нижнем в честь Покрова Божией Матери. Главной святыней Арейского храма является чудотворная икона Св. Живоначальной Троицы, чтимая особенно жителями Красноярского и Енисейского уездов. Кроме приходского храма, в Арейском приходе имеются еще церкви в деревнях Дрокиной, Кардагиной и Шуваевой, в деревнях Твороговой, Зеледеевой и Еловой имеются часовни. Состав прихода по поселениям. Кроме села Арейского в приходе числятся Емельяново, Зеледеево и Установо и деревня Творогово в 4 верстах, Кардагино в 6 верстах, Еловое в 7 верстах, Дрокино в 9 верстах, Замятино в 10 верстах, Шуваево и Попово в 12 верстах. Образование. При Арейском храме есть двухклассная церковно-приходская школа и второклассная учительская школа; в деревне Шуваевой одноклассная церковно-приходская школа, в деревне Емельяновой, Зеледеевой, Дрокиной, Кардагиной и Еловой министерские училища. В деревне Емельяновой имеется народная библиотека-читальня.

http://sobory.ru/article/?object=14162

Черноморское. Церковь Захарии и Елисаветы. Захарие-Елизаветинская церковь Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1838 году по проекту архитектора Г. И. Торричелли. Своим созданием он обязан генерал-губернатору Новороссийского края, хозяину Ак-Мечетской экономии Михаилу Семёновичу Воронцову. Церковь построена с необычной колокольней – по типу английских соборов времён Вильяма Шекспира. Здание церкви, выстроенное в необычном для русской храмовой архитектуры псевдоготическом стиле, привлекало внимание своей оригинальностью и служила ориентиром кораблям, подплывающим к Ак-Мечетской бухте. В оформлении церкви просматривались элементы романской архитектуры: полукруглые арки оконных и дверных проемов, рельефы колонн во внутреннем помещении, резьба по камню. Строилась она в период распространения в Европе и России «псевдоготического» стиля, возрождавшего архитектурные формы и декоративные мотивы средневековой готики. Да и сам Воронцов, будучи сыном российского посланника в Англии, долгое время жил за границей и питал особое пристрастие к подобным принципам строительства. В XIX в. церковь святых Захария и Елисаветы, в основном, содержалась на средства Воронцовых, выделявшихся из доходов Ак-Мечетской экономии. Со стороны же прихожан поступали весьма скудные подаяния. Внутреннее убранство храма особой роскошью не отличалось. Иконостас «ветхий», как указывалось в церковных документах. Описание его икон, к сожалению, не сохранилось. Но и те, которые сегодня украшают церковь, достойны особого внимания. Постепенно проясняются ранее потускневшие лики святых на иконах святого Стефана Саровского, Захария и Елисаветы. Изображение становится более четким. Икона «Распятие Христа» ранее принадлежала Н.И. Зубову – соратнику А. Солженицына, проживавшему в 1960-е годы в п. Черноморское. После его смерти она была передана храму. Причт должен был состоять из священника, дьяка и пономаря. Есть сведения о том, что в русско-турецкую войну ядро с турецкого корабля попало в церковь, и турки с того момента платили дань России (россияне предусмотрительно ядро из стены не извлекали). Причем платили и после революции, вплоть до Второй мировой …

http://sobory.ru/article/?object=46799

Успенский храм (Подсосино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский храм (Подсосино) — Каменный пятикупольный храм в стиле ампир с трапезной и высокой колокольней. Был выстроен в 1825-1831 гг. на средства Е.А. Арсеньевой. В трапезной Захарие-Елизаветинский и Никольский приделы. Содержание История [ править править код ] Село Подсосино расположено в 7 км от Троице-Сергиевой Лавры на правом берегу реки Торгоши. Впервые в документах оно упомянуто в 1460-х гг. как село Богородицы под Сосною. В 1561 г. здесь был устроен женский монастырь «на Троицкой земле Сергиева монастыря». В 1598 г. царь Борис Годунов велел давать ежегодно на монастырь деньги из казны и продовольствие рожью и овсом из ближайших дворцовых сел. По описанию 1590 г. в монастыре жили 30 стариц, в том числе королева Мария Владимировна (в иночестве Марфа). Дочь князя Владимира Старицкого, она в 1573 г. вышла замуж за датского принца Магнуса, объявленного королем Ливонии, который умер в 1583 г. После его смерти, в 1586 г., она вернулась в Москву и в этом монастыре вместе со своей дочерью Евдокией приняла монашеский постриг. В обители в конце XVI в. находилась деревянная Успенская церковь, деревянный храм в честь Воскресения Христова и 30 келий. При монастыре стояли 6 крестьянских домов и 12 дворов, в которых жили королева, боярские дети и дворовые люди. В Смуту монастырь запустел и больше не возобновился. Согласно описанию 1622 г. в Подсосино стояла деревянная Успенская церковь, построенная в 1616 г. преподобным Дионисием, архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1671 г. при архимандрите Феодосии построена новая церковь с употреблением материала, оставшегося от прежней. Феодосий до пострижения в монашество был приходским священником села Подсосино, став настоятелем Троице-Сергиева монастыря, пожелал в своем бывшем приходе устроить более обширный и красивый храм. Ныне существующая каменная трехпрестольная церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в стиле ампир иждивением помещицы, полковницы Елисаветы Алексеевны Арсеньевой в 1825-1827 гг. Главный престол — в честь Успения Пресвятой Богородицы, два других — во имя святителя Николая и святых праведных Захарии и Елисаветы.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_храм...

Тула. Церковь Николая Чудотворца Часовенская. Николо-Часовенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный храм, сооружённый в 1804 г. вместо прежде бывшей часовни. Здание типа восьмерик на четверике, к которому с северной стороны в 1850-х гг. был пристроен однокупольный Казанский (первоначально - Захарие-Елизаветинский) храм с Тихвинским и Ольгинским приделами. В 1930-х гг. снесён, на месте церкви жилой дом. В конце XIX в. храм получил статус подворья Щегловского монастыря. При храме в Никольском приделе был погребен блаженный Иоанн Котельников (канонизирован в 1998 г.). Источник: страница сайта " Храмы России " Деревянная часовня нередко страдала от пожаров, и в 1745 году ее заменили каменной. А в 1804 году возвели каменный храм, вначале однопрестольный, который затем неоднократно перестраивался и расширялся. При храме была часовня над колодцем, известным с летописных времен. Колодец засыпали при разрушении храма в конце 1930-х гг. После нескольких перестроек Николочасовенская церковь (в народе ее назвали «Николо-часовня», а также, вследствие архитектурных особенностей, «Никола Толстый») стала четырехпрестольной. Первый освятили во имя святителя Николая, второй - во имя равноапостольной Ольги и преподобного Серафима, третий - Казанской иконы Божией Матери, четвертый - Тихвинской иконы Божией Матери. Архитектурное решение церкви было необычным, нетипичным не только для Тулы, но и, пожалуй, для России. Храм имел два купола — один на круглом световом барабане, другой - на восьмерике с неравными гранями. В центре здания, выступая за красную линию улицы, находилась западная паперть, на нее вели с двух сторон лестницы, расположенные вдоль фасадов. Паперть была увенчана колокольней с 7-ю колоколами, самый большой из которых весил больше тонны. Николочасовенский храм не являлся приходским. Он входил в состав иноческой обители, приписанной к Архиерейскому дому и имевшей в конце XIX века более 10 келий. Особенность Николочасовенской церкви состояла в том, что она была открыта для молящихся с раннего утра до 9 часов вечера. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=40277

В воскресенье вечером (25 сентября) он служил вечерню в Спасо-Сенновском кафедральном соборе, опять, как весной, в сослужении всего обновленческого духовенства. На этот раз (как когда-то на диспутах) я услышал трибуна, обличителя, призывающего обновить церковь. И в эти же дни состоялось мое с ним знакомство. Чтоб познакомиться с ним, пришлось сделать довольно много усилий. Пошел к Спасу-на-Сенной. Один священник мне дал адрес, где жила его первая семья: «Верейская улица, 18». Сказал, что принимает каждый день с 2х часов. Отправился туда. На дверях записка весьма прозаического содержания: «Шурик стоит за керосином». Звонил, не дозвонился. Сходя с лестницы, встретил молодого человека, очень похожего лицом на знаменитого витию. Это и был «Шурик» — старший сын обновленческого митрополита, которому впоследствии (через 16 лет) пришлось сыграть не особенно приятную роль в моей жизни: он помог мне очутиться в лагерях. Но тогда он еще сексотом, кажется, не был, поэтому особого интереса ко мне не проявил и лишь порекомендовал мне зайти в Захарие-Елизаветинскую церковь. Пошел туда, дозвонился. Сказали, что здесь; сейчас уходит. Провели в пономарку. Через пять минут откуда-то появился «сам», в штатском, в хорошо сшитом костюме, благословил, трижды облобызал. Стал слушать; однако на третьем слове перебил и начал сам мне рассказывать про меня: «Да, да, конечно, Тихоновская церковь Вас не удовлетворяет и удовлетворить не может… Владимир Соловьев? Это светлое имя… Социализм? Да, да, возможно только его религиозное обоснование. Я чувствую с Вами родство душ. Приезжайте в Москву. Непременно. Вы напоминаете меня в Вашем возрасте. Прекрасно! Вы будете епископом». В этот момент открылась дверь; и иподиакон почтительно сказал: «Ваше Высокопреосвященство! Вас ждут». «Да, да, сейчас! Мой милый мальчик, как хорошо, что Вы ко мне пришли. До свидания в Москве». И он так же стремительно исчез, как появился. К этому времени относится и мое более близкое знакомство с епископом Николаем (будущим митрополитом Крутицким). Жил он тогда в Петергофе, на главной улице (Красный проспект, 40). Так как знал я его с детства и был у него посошником — счел долгом пойти к нему, рассказать о своем переходе в обновленчество и о своем намерении поступить в обновленческую академию.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Зосима был монахом монастыря, в котором был добрый обычай: монахи этого монастыря в прощенное воскресение, в конце сырной недели, испрашивали друг у друга прощение в обидах, какие кто-либо сделал кому-нибудь, уходили в пустыню и там проводили весь великий пост в одиночестве, безмолвии, посте и молитве, на страстной же седмице возвращались в монастырь для говения. Вот, Зосима на первой наделе Великого поста вышел в пустыню. Долго он шел, не видя никого из людей, но потом заметил, что какой-то незнакомец поспешно удаляется от него. Старец последовал, но догнать не мог, и только услышал: «Зосима не иди за мной, я грешная женщина, одежда моя вся истлела; если хочешь дать мне благословение Божие, то наперед брось мне свою одежду». Зосима удивился, как эта незнакомая ему женщина знает имя его, бросил ей мантию свою и, когда Мария, облекшись в эту мантию, подошла к нему, он увидел ее изможденное от подвигов лицо, в котором, однако, сияла небесная радость. Подвижница на вопрос Зосимы подробно рассказала ему про жизнь свою, как она жила раньше греховно, как потом обрела себе благодать Божью и как подвизалась в пустыне, и в заключение беседы просила прийти к ней на следующий год и преподать ей высокое утешение – причастие св. Христовых Таин. Через год в Великий четверток преподобный Зосима действительно пришел в пустыню и принес запасные св. Дары, чтобы причастить ими Марию. На путь к назначенному месту ему предстояло переправиться через Иордань; воды тут было много, а лодки не находилось. Старец уже стал помышлять, увидит ли он преподобную? Но вскоре же он заметил, что сама преподобная подошла к противоположному берегу, благословила воду окрестным знамением и, к великому изумлению его, пошла к нему по воде Иордана, как по суше. Увидевши ее, он хотел было поклониться ей, но Мария остановила его, сказавши, что Зосима, как священник Божий, не должен кланяться никому из людей, когда имеет при себе Самого Христа. Причастившись из рук Зосимы, Мария еще просила посетить ее в пустыне через год.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И на этот раз Зосима исполнил желание Марии. Но когда он пришел в эту пустыню, то нашел преподобную Марию уже умершей; руки у ней были сложены, как обыкновенно складывают для молитвы. И преподобный Зосима, предав тело праведницы Марии погребению в могиле, возвратился в свою обитель и поведал братии о дивных подвигах и блаженной кончине той, которая раньше была грешницей, а потом за святость свою сделалась достойной беседовать с ангелами небесными. Со слов этого преподобного Зосимы и было записано житие преподобной Марии Египетской святым патриархом Иерусалимским Софронием. Потом это житие преподобной было рассмотрено отцами Вселенского Собора, который и постановил вспоминать о преподобной Марии каждый год на 5 неделе Великого поста. Вот видите, братья, как жизнь для одного Христа очищает души людей, даже великих грешников. Благодать Божия, действующая невидимо на сердце человека , приводит его к сознанию своего бессилия в собственном исправлении, возбуждает в нем жажду быть в общении только со Христом и на Него только полагать надежду на спасение свое. Теперь я и вернусь к вопросу, как надо вам жить теперь и всегда, как вам служить, когда вы кончите курс учения здесь. Надо жить вам со Христом, любить молитву, чаще ходить в Церковь Божию, исполнять Закон Божий и по совести своей служить ближним, как Господь служил на спасение рода человеческого. Первенства и господства никогда не ищите. Вам родители вверяют своих детей, из которых вы будете воспитывать новое поколение в христианской вере и благочестии. При добросовестном исполнении этого великого и трудного служения вы можете быть полезными членами общества. При праведной жизни своей, при Господней помощи, вы можете сделаться лучше, чище и можете быть даже святыми людьми. Надейтесь только на благодать Христову! Благословение Господне на вас, Того благодатью и человеколюбием, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Просит зайти осенью для разговора о Духовной академии. Выхожу. Делюсь дома своими впечатлениями. Бабушка польщена: ее внук такой умный, что даже епископы с ним разговаривают на равных. Отец внимательно выслушивает. Отзыв: «Во всем этом хорошо одно, что такой идиот может о чем бы то ни было рассуждать, да еще с таким убеленным богословом. Но ведь практически это все совершенно нереально и несерьезно. Была в тебе одна черта, заслуживающая уважения, — фанатизм. А теперь и этого нет. Какие-то обновленцы, куда-то свернул. Все это не то». Приглашением архиепископа я воспользовался, стал его частым гостем. Иногда по его поручению наводил справки по научной части: в Публичной библиотеке разыскивал ему какие-либо нужные изречения в творениях отцов церкви или какую-нибудь историческую дату. Осенью произошло мое знакомство с Введенским. В сентябре он опять приехал в Ленинград. На этот раз я слышал три его проповеди и убедился в необыкновенно широкой амплитуде его ораторского таланта. Каждый раз он говорил по-другому. Не верилось, что это один и тот же человек. Я его слышал 18 сентября 1933 г. — в Захарие-Елизаветинской церкви на Захарьевской (улица Каляева). Он говорил спокойно, благодушно, в тоне старого профессора, дающего консультацию студентам. Говорил об Анри Бергсоне, излагал его систему очень популярно, изложил концепцию мистического биологизма. Сказал, что ему хочется пропеть гимн нервной системе, что это божественный инструмент… Словом, все было очень интересно, ново, оригинально и сильно напоминало тех модных профессоров, которые читали в лектории популярные лекции по истории искусства. На неделе он служил парастас Божией Матери в Панте-леймоновской церкви. В этот день он был чем-то взволнован. Порывистые движения, тик, судорожное подергиванье головой; речь нервная, сбивчивая, потрясающая. Он начал со слова, которое я уже слышал из его уст: «Христова ласка». И тут же пояснил: «Я нарочно употребляю этот нецерковный термин, потому что неласково поступает с нами жизнь». Потом сказал о грубых лапах жизни, о трагизме жизни, упомянул проф. Крюкова, который говорил, что каждый из нас должен «довлачить свою жизнь до могильной ямы». Вспомнил Тургенева с его страхом смерти. Потом заговорил о Христе, привел изречение Оскара Уайльда: «Даже тому, кто не клонит колен перед алтарями Иисуса, становится легче, когда он слышит Его имя». Стал говорить о Христе, о Евангелии, о вечном празднике — и закончил опять Христовой лаской и начал благословлять богомольцев.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Вот вам, дети мои, учащиеся здесь, когда вы окончите курс учения, предстоит великое дело учить других детей. Повторяю, это дело великое, особенно среди инородцев, которым, кроме грамоты или лучше сказать прежде грамоты, нужно дать религиозно-нравственное просвещение, веру в истинного Бога, приучить их к молитве и благочестивой жизни. Когда вы кончите здесь курс учения, не домогайтесь первенства среди других, а напротив, всем служите, как и Христос послужил всем людям. Впрочем, к этому вопросу – как вам следует жить и учить других, я еще вернусь, а теперь припомню вам, кого из святых мы сегодня вспоминаем. Вы слышали на часах тропарь и кондак преподобной матери нашей Марии Египетской, а за Литургией два Апостольских чтения и два Евангельских чтения. Так положено сегодня потому, что мы празднуем сегодня день воскресный и память преподобной Марии Египетской. А знаете ли вы, кто была преподобная Мария Египетская? Читали ли вы житие ее? Кто читал, те поднимут руки. Вижу, что вы читали. Это хорошо. Я не буду рассказывать вам подробно житие этой праведницы, бывшей прежде великой грешницей, скажу только кратко о главнейших событьях ее жизни. В молодости она жила в городе Александрии – это был и есть теперь большой город в Египте – и жила очень греховно. Грешила она там целых 17 лет, но потом благодать Божия коснулась сердца ее; только Мария раскаялась не сразу. Однажды она увидела, что много жителей Александрии собралось на богомолье в Иерусалим к празднику Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Как ни привыкла она к жизни в городе, однако решилась отправиться с этими богомольцами тоже в Иерусалим, но как по пути, так и по прибытии в Палестину она по-прежнему продолжала грешить. Когда же паломники прибыли в Палестину и пришли к тому храму, где находился Животворящий крест, Мария хотела было войти в этот храм, но почувствовала, что какая-то неведомая ей сила оттолкнула ее от двери. Она еще раз попробовала войти в храм и опять та же неведомая сила оттолкнула ее. Горько стало на душе Марии, подняла она взор свой и увидела на стене вблизи дверей храма образ Пречистой Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010