Закрыть itemscope itemtype="" > «Для лепшей певности и дальней памяти…» Кем была разрушена Запорожская Сечь 19.03.2021 7180 Время на чтение 29 минут Дух дышит, где хочет Это – не исторический экскурс в прошлое, не просто бесстрастная, хотя, может быть, и познавательная страница миновавшего. Я предпринял попытку с точки зрения духовно-мировоззренческой, а не просто событийной или бытовой, представить то, что происходило с моими отдалёнными предками - запорожскими, потом черноморскими, затем кубанскими казаками. То есть, речь пойдёт о не устаревающем, о том, что сопровождает нас во всю историю и что имеет самое прямое и непосредственное отношение и к нашей сегодняшней жизни, так или иначе определяя её. Переселившись на берега Кубани в 1792 году по повелению Екатерины II, верные черноморцы, бывшие запорожцы сразу же озаботились духовным обустройством жизни на новом месте. И хотя главной задачей их была здесь «стража пограничная от набегов народов закубанских», одно другому не мешало, не противоречило друг другу. Наоборот, исполнение этой их миссии на Кубани предполагало прежде всего духовное обустройство жизни в области. Видно, предки наши крепко помнили о том, что воинская сила без духовной крепости, не устоит. Да и не бывает этой воинской силы самой по себе, без её высокого духовного наполнения и смысла. Кажется, это положение выразил А.С. Пушкин в «Руслане и Людмиле»: «Через леса, через моря колдун несёт богатыря»… То есть и богатырь может оказаться во власти колдуна и чародея, если душа его недостаточно скреплена верой, а ум – мужеством… Первой такой, как сказали бы сегодня, акцией стало прежде всего создание монастыря на Кубани – Екатерино-Лебяжеской Свято-Николаевской пустыни при Лебяжьем лимане у станицы Брюховецкой. А так же – передача на Кубань библиотеки и в первую очередь богослужебных книг Межигорского монастыря, окормлявшего в своё время Запорожскую Сечь. Сечевики были, скорее считались, прихожанами Межигорского монастыря, а атаманы почитали за честь быть его ктиторами. Сечь содержала монастырь.

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/19/...

С.В. Шумило 4. «Найпаче же отъ Православноименития страни Запорожския» О том, как происходил сбор пожертвований и милостыни афонскими и молдавскими монахами на Запорожской Сечи, мы имеем немало описаний. В частности, епископ Екатеринославский и Таганрогский Феодосий (Макаревский) описывает, что на Сечи, как и вообще в Запорожских землях, афонские и греческие монахи всегда были желанными гостями, постоянно приезжали на Запорожье и даже проживали на Сечи по несколько лет 51 , посещая вместе с монахами украинских монастырей «все слободы, все зимовники и хутора православного казачества для осуществления у христиан церковных треб и для оказания верующим духовного утешения» 52 . Кроме того, по словам еп. Феодосия, иногда запорожцы и сами путешествовали на богомолье не только в монастыри Левобережной и Правобережной Украины, но и на Афон, и в буковинскую Драгомирну, входившую в состав Молдовлахийского княжества 53 . Иеромонах Леонтий (Яценко-Зеленский) описывает, как он приблизительно в этот же период собирал милостыню на Запорожье для своего Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. В частности, он сообщает, что жили они на Сечи в отдельном т. н. «чернецком дворце» 54 , где останавливались монашествующие и священники. Собрав пожертвования, они «выехали из Сечи караваном, при коем угнали оттудуж 16 верховых лошадей, столько вывезли материи, сколько и галуну, сафяну, мишин и прочего», а также «с верхом два воза рыбой и два с солью» 55 . На основании этого описания мы можем представить, как собирали пожертвования и посланные прп. Паисием на Сечь монахи из Драгомирны. Как сообщает первооткрыватель архива Коша Запорожской Сечи А. Скальковский, «монахи приходили для собирания милостыни в пользу своих монастырей. В Запорожском архиве беспрестанно встречаем об этом намеки и исчисления, сколько денег, рыбы, соли и мехов куды должно отправить» 56 . О том, насколько успешной была миссия посланных прп. Паисием монахов на Сечь, мы можем судить по дошедшим до нас архивным документам. Так, в протоколе допроса постриженника прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило 10. К истории игуменства прп. Паисия Величковского в афонском монастыре Симонопетра Житие прп. Паисия Величковского , составленное его учеником и келейником схимонахом Митрофаном, повествует, что, когда основанный старцем на Афоне Свято-Ильинский скит не мог более вмещать в своих стенах всех желающих насельников, преподобный с частью братии перешёл в монастырь Симонопетра. К сожалению, сообщения об игуменстве прп. Паисия в этой святогорской обители крайне скупы. Из Жития старца нам только известно, что «честные святогорцы посоветовали ему [Паисию] взять себе монастырь Симонопетра. Обитель эта имела долги, и братство её было немногочисленно. Блаженный подал об этом прошение Собору и вскоре получил его решение с благословением. Взяв половину братий, он переселился в монастырь, а прочих оставил в скиту. А когда в скором времени заимодавцы услышали, что в монастыре собралось братство, тотчас же приехали требовать долги, и неповинный в них блаженный отдал им семьсот левов. Вскоре, опасаясь прочих кредиторов и оставив монастырь, он возвратился в скит» 104 . Автор Жития схимонах Митрофан, уроженец Переяслава (на территории современной Украины) и выходец из казачьей семьи, был ближайшим учеником и келейником прп. Паисия Величковского . В послушание к старцу в буковинской Драгомирне он поступил в 1766 г., через два года принял от него монашеский постриг и выполнял различные послушания, в частности, переписчика святоотеческих книг в «скриптории» преподобного. В целом, под духовным руководством старца он пребывал около тридцати лет. По поручению братии Нямецкого монастыря Житие прп. Паисия он писал по свежим следам, вскоре после смерти наставника. Оно считается наиболее правдоподобным, поскольку составлено близким учеником и келейником старца на основе личных наблюдений или рассказов преподобного и его сподвижников. Однако, по причине того, что о. Митрофан не был очевидцем пребывания старца Паисия на Афоне, этот период не был им освещён достаточно подробно, и его описание может грешить неточностями, характерными для устного предания. Свой труд о. Митрофан так и не успел до конца исправить и отредактировать.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

С.В. Шумило 11. Письма прп. Паисия Величковского к Кошевому атаману Войска Запорожского Петру Калнышевскому 1. 1-е письмо от 2 июня 1768 года Велможному его милости господину господину преславнаго Войска Запорожскаго атаману кошевому, такожде и высокопочтенным и благороднейшим их милостем пану судии, пану писарю, пану/асаyлу, старшине войсковой и благородным их милостем панам атаманам куренним и всему преславному и благочестивому и премилостивому Войску Запорожскому, нашим премилостивым благодетелем. Благодать и мир от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и о Господе радоватися. Имеюще мы в незабвенной памяти премногая благодеяния от вас, милостивейших благодетелей наших, якоже прежде, в святой Афонской горе нам сущим соделанная, такожде и преселившимся оттуду Божиим изволением в Молдовлахийскую землю, ныне убожеству и бедности нашей делаемая нижайше благодарствуем, и благодарить навсегда словом и сердцем за таковое ваше убогому общежителству нашему милостивное благотворение и милосердное благопризрителство не престанем. Толико бо успе благодеяние ваше к нам и любовь, яко яве зависти востати, яже всякому доброму начинанию последовати обикла есть. Удивляемся же великимъ удивлением – откуду на убогое общежитие наше таковая клевета и таковая ложь происходит, яко ниже во ум приходило намъ, когда тое что услышали от прибывшаго брата нашего монаха Пахомия и кто суть они, лживы клеветы сшивающии; Разве котории за некоторое усмотренное в них непостоянство не приняты в общество наше, или завистию снедаеми, тайно поучающеся от всегда ненавидящаго добра врага рода христианскаго. И яко не устрашаются Господа глаголющаго: о праздномъ слове дати ответъ в день судный; Аще убо о праздномъ слове дати ответ требе, лжущии же явно всяко казнимы будут. Писано бо есть: погубит Господь вся глаголющия лжу. Но молимся к премилосердому Богу, да уразумит своею благодатию тех всех враждующих и наветующих на нас и дарует им приити в познание истины и в совершенное покаяние от злобнаго их умышления. Да не в конец предавши себе злобе и сами зле погибнут. Ныне убо милостивейшим благодетелям нашим, всему православноименитому Войску Запорожскому о себе подробну, якоже есть истина, объявляем: Да заградятся уста лживыхъ!

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАПОРОЖСКАЯ СЕЧЬ военно-политическое формирование, существовавшее в XVI-XVIII вв. в пределах Речи Посполитой, затем России и Османской империи (на территории совр. Украины), располагалось в низовьях Днепра, за порогами; крепость, военный и адм. центр запорожского казачества. Возникновение З. С. непосредственно связано с одновременными процессами формирования запорожского казачества и колонизации укр. и южнорус. населением земель между Днепром и Днестром (кон. XV-XVI в.) и между Северским Донцом и Днепром (1-я пол. XVII в.). Точная дата создания З. С. как укрепления неизвестна. В лит-ре приводятся даты от 1552 до 1556 г. Традиционно это событие связывается с деятельностью кн. Д. И. Вишневецкого (Байды), к-рый построил крепость на о-ве М. Хортица (ныне о-в Байды в черте г. Запорожье). Археологические находки свидетельствуют о существовании на данной территории поселений и укреплений в кон. XV - нач. XVI в. В 1533 г. черкасский и каневский староста Е. Дашкевич для охраны границ предлагал поселить на днепровских островах вооруженные отряды казаков. В 1-й пол. XVI в. власть старост распространилась на земли Днепровских порогов, поэтому в историографии (особенно украинской и польской) довольно часто Дашкевича называют творцом казачества. Казачьи заимки и общины, возникшие ниже порогов - в устьях Томаковки, Чертомлыка, Базавлука и Ингульца (на правой стороне Днепра), в устьях Московки, Конской (Конки) (на левой стороне Днепра), в XVI в. сумели сохранить независимость от власти старост. За всю историю запорожского казачества было построено 9 сечей (крепостей), прослуживших от 5 до 40 лет каждая; сечи существовали не одновременно, но сменялись одна другой. Первая З. С. на о-ве М. Хортица существовала до конца лета 1557 г., когда она была уничтожена отрядами крымских татар под предводительством хана Девлет-Гирея I. После этого кн. Вишневецкий вместе с запорожцами перешел на службу к царю Иоанну IV Васильевичу Грозному.

http://pravenc.ru/text/182605.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #f4188d5496 Закрыть Как готовился и проходил Майдан Памяти Владислава Пустового Владислав Пустовой   17:21 01.02.2024 248 Время на чтение 12 минут 16 декабря 2023 года на 60-м году жизни скончался активист Союза Православных братств Украины Владислав Пустовой. РНЛ сообщала об отпевании раба Божия Владислава . Сегодня мы предлагаем вниманию читателя беседу В.Пустового с членами Союза Православных братств, которую мы получили от пресс-службы СПБ. Владислав рассказывает и размышляет о событиях на Украине во время Майдана, свидетелем которых он был. Начало всё происходить благодаря подготовке, которая велась несколько лет, и это было очевидно, потому что на Майдане всё происходило по такому даже не американскому, а чисто немецкому педантичному порядку. Обитателям Майдана написали, в какое время им молиться, в какое петь гимн Украины, в какое время кто выступает. Там было настолько всё расписано, что всё это двигалось как часовой механизм. Эта дисциплина удивляла, потому что это совсем не было похоже на какую-то махмудскую вольницу, которую собственно представлял Майдан. Они пытались превратить Майдан в некий фантом Запорожской Сечи, что это вольные люди, которые борются за свою свободу. И очень фальшиво на этом фоне смотрелись такие удивительные вещи, как крымские татары, польские, литовские, канадские знамёна. Ну какая Запорожская Сечь, если она окормляется униатскими и римо-католическими капелланами, если бродят в разнообразнейших халатах представители разных монашеских римо-католических конгрегаций, и даже филаретовцы и автокефалы их оттуда гоняют и говорят: «Вы, пожалуйста, приходите в воскресенье, после 12 у нас будет экуменический молебен. А вообще-то вам здесь делать нечего, потому что мы свою паству разлагать не собираемся, потому что мы здесь главные, мы хозяева».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/01/ka...

Разделы портала «Азбука веры» ( 110  голосов:  4.2 из  5) Дедушка мой Максим Григорьевич После похорон отца я прожил еще несколько дней в Городище. Только на третий день, когда сошла вода, мать смогла переехать через плотину. Мать осунулась, почернела, но уже не плакала, только часами сидела на отцовской могиле. Живых цветов еще не было, и могилу убрали бумажными пионами. Их делали девушки из соседней деревни. Они любили вплетать эти пионы в свои косы вместе с шелковыми разноцветными лентами. Тетушка Дозя старалась утешить меня и развлечь. Она вытащила из чулана – каморы – сундук, полный старинных вещей. Крышка его открывалась с громким звоном. В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную по-латыни гетманскую грамоту – «универсал», медную печать с гербом, георгиевскую медаль за турецкую войну, «Сонник», несколько обкуренных трубок и черные кружева тончайшей работы. «Универсал» и печать остались у нас в семье от гетмана Сагайдачного , нашего отдаленного предка. Отец посмеивался над своим «гетманским происхождением» и любил говорить, что наши деды и прадеды пахали землю и были самыми обыкновенными терпеливыми хлеборобами, хотя и считались потомками запорожских казаков. Когда Запорожская Сечь при Екатерине Второй была разогнана, часть казаков поселили по берегам реки Рось, около Белой Церкви. Казаки неохотно сели на землю. Буйное их прошлое еще долго докипало в крови. Даже я, родившийся в конце девятнадцатого века, слышал от стариков рассказы о кровавых сечах с поляками, походах «на Туретчину», об Уманской резне и чигиринских гетманах. Наслушавшись этих рассказов, я играл с братьями в запорожские битвы. Играли мы в овраге за усадьбой, где густо рос около плетня чертополох – будяк. Красные его цветы и листья с колючками издавали в жару приторный запах. Облака останавливались в небе над оврагом – ленивые и пышные, настоящие украинские облака. И такова сила детских впечатлений, что с тех пор все битвы с поляками и турками были связаны в моем воображении с диким полем, заросшим чертополохом, с пыльным его дурманом. А самые цветы чертополоха были похожи на сгустки казацкой крови.

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

Выставка является симбиозом просветительского и богословского. 23 мая. ПАРВМИР. На территории историко-культурном комплекса «Запорожская Сечь» начала свою работу выставка христианских святынь. На стендах представлено боле 350 экспонатов, среди которых нательные, наперсные, и киотные кресты, а также кресты-мощевики, или энколпионы, панагии, иконы, — сообщает Официальный сайт Запорожской епархии . Кресты выполнены из латуни, бронзы, дерева, кости и полудрагоценных камней, некоторые — из серебра. «Настоящая выставка является симбиозом просветительского и богословского, — сказал Высокопреосвященнейший Лука, архиепископ Запорожский и Мелитопольский. — Представленная экспозиция проповедует нам о Христе, о нашей вере. Посетители, которые еще не пришли в храм, не нашли свою дорогу к Богу, созерцая красоту икон, крестов, панагий, откликнутся на эту проповедь и по-новому посмотрят на свою жизнь». Выставка стала возможна благодаря многолетнему сотрудничеству Запорожской епархии и заповедника «Хортица». Более 300 экспонатов принадлежат фондам Днепропетровского музея Креста, почти 20 — фондам национального заповедника «Хортица», остальные — из частных коллекций Днепропетровска. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 21 апреля, 2023 9 сентября, 2022 19 июня, 2022 23 мая, 2022 17 мая, 2022 28 апреля, 2022 15 апреля, 2022 13 апреля, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-ukraine-otkryilas-u...

Игнатий (Деншин) оставил очень ценное описание маршрута, которым монахи и запорожские казаки-паломники добирались из Сечи на Святую Гору: «Аз же остах един в Запорожской Сечи и мыслях, как бы восприять сие далечайшие странствование, и чрез некоторое время пришли корабли из Царяграда в Запорожскую Сечь с товара-ми. Шли от Очакова вверх по Днепру и вошли в речку Подпильну, где и выгружали товары, а потом чрез неколикое время, нагрузясь российскими товарами, стали готовиться к отпуску... И начаша просить о взятии нас корабельщика, купца Греческого... И отправились в путь рекой Днепром вниз и в два дни с половиной прибыли в Очаков и пришли турки на корабль для осмотру, а как отлучились, тогда востала жестокая буря и великие волны, где мы были в великом страхе. А как утихло сие волнение, и прибыли в Бугаз в 12 дней (узкий проход). А потом прибыли в один день и в Царьград в Июне... Егда же пристахом к пристани, тогда турки вскочиша на корабл и учиниша всякое неистовство, тогда по счастию моему прииде ко мне купец и начал меня вопрошать, откуду я ... И так я ему обявил, что иду во Святую Афонскую гору монашеский чин восприять, на сие мне отвечал, что и он того же желает приобрести чин. И пробыл я в Цареграде три недели. Отправились морем с помянутым товарищем в Афонскую гору и плыли кораблем Константинопольским проливом, и когда миновали Дарданелы, где у турок построены великие крепости и пушки состоят в четыре и пять рядов, где я немало подивился. И приплыхом в Белое море, яко миновавше от Царяграда 250 поприщь, узрехом тень Святыя горы Афонския растояние 150 поприщь, исполнихся великия радости... И когда приплыхом в Архипелаг и пристахом к острову Лимоносу (шествовали 3 дни) и обрели другой корабль, плывущь в Афонскую гору, и яшася пути по Архипелагу, и видех в левой стороне остров Хио и Чесму, где созжен от Российского флота турецкий флот. И как достигохом близ Афонской горы яко три поприща, востала сильная буря, и усилились морские волны, и нача корабль бедствовати, и пришли все в отчаяние, и давахом друг другу последнее целование, и всю ночь быхом в беде, а потом благодатию Христовою спасохомся от беды сея, утихло море. И во второй день приплыхом в тихое пристанище и пристахом во Святую Афонскую гору, к монастырю преподобного Афонасия. В такой же я бых радости, и душа моя грешная возвеселилась, яко сподоби мя Господь придти в оные Святыя места, в лето 1767 Июля 26 дня» 117 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На тверди небесней возвышенный солнечный кругъ, на высокихъ горахъ утвержденный градъ, и сияющая благородиемъ съ высокими добродетельми человеческая душа укрытися не могутъ. Сию Истину сътоль яснее и толь откровеннее непреоборимую видимъ, сколко проницательнее во обстоятельства делъ входимъ: светлое бо солнце мракъ и мгла часто покрываютъ, а сияющую благородную съ высокими добродетелями душу ни самая мрачная наветныхъ силъ злобная зависть помрачити не въ силахъ. Добродетелный бо мужъ яко левъ, уповаетъ и неустрашится, затемъ что Богъ съ нимъ, и ктожъ на него! Упова древле на Бога израильский вождь Гедеонъ преславный, и съ темъ упованиемъ многочисленныя тысящи мадианитовъ, съ трема точию сты воиновъ всехъ оныхъ погуби, и въ конецъ разсыпа и истреби. Ваше Высокородие, уповайте и Вы, что якоже тогда, тако и всегда, и до скончания века бываетъ, и будетъ пособствующая въ бранехъ всесилная и непреодоленная помощь Владычня, которая защищаетъ и сохраняетъ животъ Вашея велможности отъ всякаго навета. Слыхали мы доволно, коликия вамъ даровалъ всесилный Богъ преславныя победы надъ врагами Креста Христова, и за тоя прославляемъ Милосердие Божие, что толико вооружилъ, умудрилъ и утвердилъ ваше высокородие верою несумненною, надеждою крепкою, храбростию, мужествомъ, разсуждениемъ истиннымъ, что Вашимъ премудрымъ руководствомъ и Воинскимъ искусствомъ все воинство преславное Низовое Запорожское умудренно наставлено будучи, толь сильно убивали, закалали, искореняли проклятыхъ махометанъ, древнихъ воалитовъ, нечестивыхъ агарянъ безъ всякаго пощадения, ревнуючи по Благочестии, якоже иногда Илиа по Господе Бозе своемъ, что лучше уже и не надобно. А все то, что бываетъ, в томъ прославляется Богъ. Елико бо врази Креста Христова искореняются, толико вера распространяется, колико Богъ прославляется, толико и раби Его славими бываютъ, якоже и Вашея велможности достославное имя везде известно, везде слышится, везде прославляется Богодарованнымъ вамъ разумомъ, храбростию, мужествомъ, искусствомъ Воинскимъ и прочими добродетелями, которыми одарилъ васъ Духъ Святый. Добродетели бо, не точию человековъ прославляютъ, но многажды и отъ смерти избавляютъ, и отъ враговъ защищаютъ, и отъ всякаго навета совершенне сохраняютъ. Добродетели къ вечному блаженству руководствуютъ, добродетели великими достоинствами и преимуществами онехъ обогащаютъ. Добродетели несумненною будущихъ воздаяний надеждою питаютъ. О святость добродетелей, превосходство благородныя души, и съ нею сопряженныхъ высокихъ добродетелей, котории въ Вашей велможности явственне видимъ. Для того мы со онеми несумненно Ваше Высокородие поздравляемъ: и желаемъ, да Преблагий Богъ съ жизнию вашею сподобивый васъ целомудренне сие постное течение совершити и страстемъ Его Спасительнымъ поклонитися, удостоитъ еще и светлаго Своего Воскресения насладитися, и да даруетъ на супостата совершенную победу 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010