Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАСТИКА [Nâstika: от санскр. na asti - «не существует», т. е. «то, что отрицает»; также «отрицатели» - «настики»], в инд. традиции обозначение «неортодоксальных» религиозно-философских систем и их представителей, отрицающих авторитет Вед. К Н. относятся религ. учения неведического происхождения (буддизм, джайнизм, адживика) и течения, отвергающие существование «иного мира», высшей духовной реальности, сотериологического идеала и религии, т. е. атеисты, «нигилисты»; к последним относятся прежде всего локаятики. Н. противоположна «ортодоксальной» астике, или признающим авторитет Вед брахманистским и индуистским учениям (в инд. философской традиции это 6 астик-даршан: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта). Такая классификация философских школ сформировалась в рамках учений астики; одну из самых ранних формулировок термина Н. дают «Законы Ману» (II 3): «Последователь настики - это тот, кто не признает авторитета Вед». Аналогичные толкования Н. имеются в «Махабхарате» (XII 162. 7; 15. 33; 12. 4). Учение Н. появилось в VI в. до Р. Х. В то время наблюдался расцвет идей странствующих проповедников (шраманов и паривраджаков), а также адживиков, активно полемизировавших между собою и с брахманами, когда раджи даже приглашали их всех в особые помещения, чтобы наблюдать за словесными состязаниями. Течения Н., превратившиеся со временем в самостоятельные религ. доктрины, не просто отвергали священность Вед, а отрицали существование божества или к.-л. субстанции в сотериологическом состоянии мокши , но признавали наличие сущности души (джива) как в зависимом, так и в освобожденном состоянии (джайны). После того как буддисты также отвергали высшую божественную реальность и отрицали сущность души (Атман), в отношении буддизма появилась некорректная формулировка - «атеистическая религия» без Бога и без души. В противовес известной брахманистской триаде «сат - чит - ананда» (бытие - сознание - блаженство) в буддизме выдвигается знаменитая «трилакшана»: анитья - отрицание существования к.-л.

http://pravenc.ru/text/2564714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАНАПРАСТХА [араньяваси, ванаваси, ванастхайи; санскр.     - ушедший в лес], в инд. социально-религ. системе 4 ступеней биографического цикла (варнашрамадхарма) наименование человека, живущего в лесном отшельничестве (3-я ступень). Система разделения жизни на 4 ступени начала складываться в поздневедический период в текстах Упанишад (Чхандогья-упанишада. II 23.1; Джабала-упанишада. IV) и получила окончательное оформление в индуизме в лит-ре смрити . Человек, достигший пожилого возраста, создавший семью и дождавшийся появления внуков - т. е. полностью реализовавший себя как домохозяин (грихастха - 2-я ступень),- должен был перейти к стадии В.: отрешиться от активной мирской жизни и удалиться в лес, чтобы предаваться религ. размышлениям и вести аскетический образ жизни. Инд. дидактическая лит-ра (дхармасутры Апастамбы, Васиштхи, Артхашастра Каутильи и законы Ману (VI 1-32)) строго регламентирует жизнь лесных подвижников: им предписывается употреблять в пищу лишь дикорастущие плоды, коренья и листья и не делать запасов продовольствия; они должны одеваться в грубую одежду - шкуры животных или древесную кору. Им не разрешается согреваться теплом очага в непогоду - они возжигают огонь только в ритуальных целях. Иные подвижники-В., уходя в лес, передают священный огонь на хранение сыновьям и становятся нирагнис (не имеющими огня), так что их ритуальная практика ограничивается омовениями и принесением бескровных растительных жертв (бали). Пребывание в стадии В. может длиться от 1 года до 12 лет. После завершения этой стадии человек, уже полностью отрекшись от мира, переходит в последнюю жизненную стадию - санньясу . Предпочтительным чтением для отшельнической стадии жизни считаются араньяки . Ряд авторитетных текстов индуизма допускает прохождение стадии В. только для брахманов ; др. считают, что находиться в этой ашраме могут представители всех варн , кроме шудр. Большинством текстов не приветствуется участие женщин в ашраме В., однако в эпосе и литературе пуран часто упоминаются случаи, когда жены уходили в лесное отшельничество вслед за мужьями. Как правило, отшельники жили уединенно, но иногда они создавали объединения - ванапрастха-ганы.

http://pravenc.ru/text/154043.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Религиеведение МАЗДАКИЗМ религиозно-философское учение, возникшее в Персии (на территории совр. Ирана) на рубеже V и VI вв. МАЗХАБ [араб.- путь], технический термин, широко используемый в исламе - в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме МАЙМОНИД [ивр. Моше бен Маймон, акроним Рамбам; араб. Муса ибн Маймун] (1135/38204), талмудист, врач, разносторонний ученый, философ, знаток евр. Закона, чьи толкования приобрели силу учительного авторитета МАЙТРЕЯ бодхисаттва и одновременно будда буд. мира, призванный восстановить окончательно деградировавшую в мире дхарму МАЙЯ инд. религиозно-философское понятие, связанное с восприятием бытия, времени и способа существования явленного мира МАЛИКИТЫ последователи мазхаба, названного по имени его основателя - факиха и мухаддиса Малика ибн Анаса (ок. 713 - 795), считают Коран и Сунну единым (насс) и главным источником права, трактуют Сунну как продолжение Корана МАНИХЕЙСТВО религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них МАРДУК [аккад. «телец солнца (бога солнца)»/«телец бури (грозы)»], в шумеро-аккад. мифологии главный бог вавилонского пантеона МАРС древнейшее божество в мифологии италийских племен, изначально бог плодородия и войны, впосл. исключительно бог войны МАСОНСТВО [франкмасонство], интернациональное тайное религиозно-этическое и политическое движение со сложной иерархией и особой системой мистических знаков и обрядов «МАХАБХАРАТА» («Великая Бхаратиада», или «Сказание о великой битве потомков Бхараты»), древнеинд. эпическая поэма, написана на санскрите МЕККА [араб. Макка или Макка ал-Муккаррама, т. е. Св. Мекка], город на западе Саудовской Аравии; главный священный город мусульман на запретной для немусульман территории (аль-харам), где родился и начал свою проповедь основатель ислама прор. Мухаммад МЕСОПОТАМИИ РЕЛИГИЯ мифологические представления и верования народов, населявших долин рек Тигр и Евфрат (греч. Месопотамия - Двуречье/Междуречье),- шумеров, аккадцев, вавилонян, ассирийцев с сер. IV тыс. по 539 г. до Р. Х. МЕЧЕТЬ культовое здание, место молитвы и собрания; центр религ., политической и общественной жизни мусульман

http://pravenc.ru/rubrics/122520_12.html

374-376 «МАНУ ЗАКОНЫ» древнеинд. сборник (ок. II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.), относится к категории священных писаний индуизма смрити 376-377 377-379 МАНУИЛ (Лемешевский Виктор Викторович; 1884 - 1968), митр. Куйбышевский и Сызранский, историк Церкви 379-383 383-384 384-385 385-386 386-387 387-397 397-401 401-402 402-403 403-405 405-407 МАНУИЛ, ГЕОРГИЙ, ПЕТР, ЛЕОНТИЙ, СИОНИЙ, ГАВРИИЛ, ИОАНН, ЛЕОНТ, ПАРОД И ДРУГИЕ 377 МУЧЕНИКОВ (вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816) 407-408 408-409 МАНУИЛ ЕВГЕНИК греч. художник к-польского происхождения, в 80-90-х гг. XIV в. работал над росписью собора Христа Спасителя в Цаленджихе 409-410 410-413 413-416 416-417 417-418 418-419 МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) 419-421 МАРА Мара [санскр. - умертвитель, разрушитель], в палийской и санскритской буддийской литературе главный персонифицированный демонический противник Будды и его последователей, неизменно терпящий поражение от них 425-426 421-424 424-425 426-427 МАРАЕВА Анна Васильевна (урожд. Волкова; 1845-1928), деятельница старообрядческого федосеевского согласия 427-428 428-431 «МАРГАРИТ» некалендарный гомилетический сборник, состоящий из слов свт. Иоанна Златоуста и приписываемых ему произведений 431-433 МАРГАРИТА (Гунаропуло Мария Михайловна; 1866-1918), игум., прмц. (пам. 9 авг., в Соборе Казанских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 433-435 МАРГАРИТА (Закачурина Маргарита Ксенофонтовна; 1884-1937), мон., прмц. (пам. 2 дек., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРГАРИТА (ок. 1046 - 1093), св. Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви (пам. 16 нояб.), королева Шотландии, супруга шотл. кор. Малькольма III Канмора (1058-1093) 436-440 440-441 МАРДАРИЙ (Ускокович Иван; 1889-1935), свт. (пам. 29 нояб.), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви

http://pravenc.ru/vol/xliii.html

Переселившись с однообразных среднеазиатских равнин в Индию, эту поистине сказочную страну чудес, следя в новой обстановке за жизнью мира, прислушиваясь, так сказать, к биению пульса его, индийские философы пришли к заключению, что весь мир живет одною жизнью и составляет единое тело, одухотворенное единым духом; и этот новый взгляд на мир выразился в жреческой философии признанием, вместо множества прежних богов, единого Духа, Брамы, первопричины всего существующего. Полагая, что в начале был один только Брама и что мир был в нем, индийские философы считали, что Брама есть неразвившийся мир, а мир есть развившийся Брама, и что, следовательно, Брама и мир – одно: Бог есть природа и природа есть Бог. Сохраняя дошедшее от первого человека откровение о падении созданных Богом духов, индийские философы учили, что Брама, развиваясь в существующий мир, выделил из себя сначала духов. Все духи вышли из Брамы чистыми; но часть их, под начальством Магазуры, отпала от него. Тогда Брама, продолжая выделять из себя мир, создал для падших духов различные тела, в которых они должны пребывать для покаяния и очищения. Выдержав 88 превращений, падший дух воплощается в тело человека, в котором может возвыситься до состояния первобытной чистоты и вновь соединиться с Брамой, как река соединяется с океаном, т.е. обезличиться. Но душа, не успевшая очиститься в своем временном жилище, не может, конечно, слиться с Брамою, и потому воплощается в новое тело, и так далее, пока не достигнет полной чистоты и слияния с мировою душою, Брамою. Учение о переселении душ, слагавшееся постепенно, окончательно разработано было ко времени составления сборника, известного под названием «Законы Ману», то есть примерно в IX веке до Р.Х. В законах Ману говорится, что душа умершего человека является на суд мертвых в подземное царство, чтобы дать отчет в своих делах; причем грешные души подвергаются временно адским мучениям, а потом вселяются в новые тела, но более низкие, чем те, в которых они жили прежде. Смотря по тяжести грехов, душа поселяется или в теле человека низшей касты, или в теле животного, или даже в неодушевленном предмете. Входят они в новые тела не по выбору своему, а по принуждению, сообразно с делами прежнего воплощения. В законах Ману определено: за какой грех и в какое тело должна воплотиться душа. За жестокость душа переходит в хищного зверя; за кражу мяса – в коршуна, за кражу хлеба – в крысу и т.д. Таким образом, человеческие души постоянно странствуют, переселяются; все они страдают и страданиями своими расплачиваются за грехи своего прежнего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В классический период индуизма появляется новый тип текстов – смрити (санскр. smti – букв. «запомненное») 723 . Эти тексты не обладают такой степенью сакральности, как книги ведийского канона. Однако они отразили духовные изменения, происходившие в глубине народной жизни. Именно тексты смрити в полной мере выражают сам дух индуизма. §2 Общие характеристики корпуса текстов смрити Индуизм усвоил от брахманизма благоговейное почитание ведического канона. Однако внутренние изменения, происходившие в лоне национальной религии, получили отражения именно в книгах корпуса смрити. Книги смрити принято противопоставлять текстам «священного писания» (Ведам) – шрути 724 . По аналогии с христианской традицией тексты смрити принято именовать текстами «предания». Противопоставление книг смрити и шрути основывается не столько на времени происхождения, сколько на различии содержания и формы. Подобно тому как невозможно определить в виде закрытого списка состав православного Предания, крайне непросто определить и объём материалов, входящих в состав смрити. Все тексты смрити можно рубрицировать по трём направлениям: сутры, эпос, пураны 725 . Охарактеризуем каждое из них. Сутры Сутры (санскр. stra – букв. «нить») представляют собой сборники сентенций религиозно-философского и этического характера. Наиболее интересным видом сутр являются дхармасутры – трактаты, излагающие учение о нравственных неизменных нормах бытия (дхарме). Дхарма (санскр. dharma) содержит в себе корень dhr- со значением «держать». К сутрам примыкают сочинения, именующиеся шастры (санскр. astra – букв. «призыв»). Это тексты, поясняющие сутры, положившие со временем начало отдельному литературному жанру. Самый известный текст подобного рода – «Манавадхармашастра», или «Законы Ману» 726 . Он был составлен в период со II в. до н. э. по II в. В этом сочинении излагаются важнейшие правила жизни. Составление законов жизни приписывается легендарному Первопредку всех людей – Ману, по имени которого и назван текст. Кроме того, существуют особые сутры – веданги (санскр. vedga – букв. «часть Вед»). Они представляют в совокупности корпус трактатов по шести важнейшим в средневековой Индии областям знаний: фонетике, стихотворной метрике, грамматике, этимологии, ритуалу, астрономии и неразрывно связанной с ней астрологии. Эпосы (эпические произведения)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тем более странным парадоксом является встреча с западной молодежью, воодушевленной политическими и социальными ультралиберальными концепциями – хиппи, анархистов, феминисток – поддерживающих и даже принимающих индуизм! Очевидно, что люди не осознали даже социальных последствий индуизма. Итак, предполагается, что где-то между 200 г. до Христа и 200 г. после Христа кастовая система была разработана и представлена в специальном кодексе мифическим персонажем Ману. Хотя Веды считаются источником закона (дхарма), на самом деле именно законы Ману предписывают организацию индийской жизни до сегодняшнего дня. Там существует целая правовая система, объединяющая уголовное право, семейное право, обязательственное право, реальное право и процедурные правила. Индийцы делятся на четыре основные касты. Самую высшую касту составляют брахманы (священнослужители). Следующая за ней каста является кастой воинов (кшатрии), дворянства (благородных) и владельцев (хозяинов). Третья каста состоит из свободных людей (вайшьи), купцов и людей различных профессиональных категорий. Четвертую касту составляют служащие (шудры). Люди, которые не принадлежали какой-либо из этих каст (неприкасаемые), считались париями и были обречены жить на окраине деревни; им было запрещено владеть чем-либо, кроме домашних сосудов, собак и ослов; в том числе им было запрещено даже стирать в общем деревенском колодце. Члены четвертой касты имели почти такой же статус, как и парии. Их миссия состояла в том, чтобы служить членам высших каст. Доступ к культуре был для них ограничен до такой степени, что они не имели права даже слушать чтение из книг. Если брахман действительно этого желал, он мог взять себе женщину из этой касты, но только как четвертую жену. Как следствие, со временем появились многие подразделения каст, которые достигли сегодня около 3000 разветвлений. В третью касту входят, например, земледельцы, металлурги, плотники, парикмахеры, артисты. Все они обязаны вести себя снисходительно и послушно по отношению к членам высших каст, им также строго запрещены любые попытки социального восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Таким образом, фундаментальную положительную роль, прежде всего - традиционного Православия, а затем традиционного Ислама и традиционного Буддизма в становление и развитие (в том числе на современном этапе истории), нашего государства, в формирование самосознания, культуры и языка наших народов, нравственности и правосознания, эти граждане как бы не замечают. А они бесспорны. Абсолютизация «свободы совести» привела к появлению ложно понимаемого «светского» государства, декларативно отделенного от всех религиозных систем. Современное широкое толкование «светского» государства фактически признает его как идеал безличной внерелигиозности, безверия и обездушивания, механизированности государственных институтов и ВС в т.ч. При этом военнослужащий воспринимается, словно запрограммированный уставами и приказами бездушный автомат, что не соответствует действительности. И это способствует, например, процветанию двойной морали, допустим такой популярной установке: «То, что не запрещено законами - разрешено». А при попытках помощников командиров по работе с верующими военнослужащими устранить этот дисбаланс, зачастую наблюдается неоправданное опасение, что этим якобы будет нарушаться «свобода совести» солдат и офицеров. На этом обычно спекулируют защитники вседозволенности в духовной сфере и адепты всяческих деструктивных культов. Не всё новое - хорошо забытое... Сразу отметим, что различные религиозные системы имеют неодинаковые, часто противоположные взгляды на право, власть и нравственность. Например, православные убеждены, что любая государственная власть - попускается или благословляется Богом, а иеговисты (секта, запрещенная в России) учат, что вся нынешняя светская власть, будто бы - от сатаны. Существуют религиозные системы, как правило, сектантского толка, считающие, что государственное и все остальное право должно соответствовать их вероучениям, имеющим свои священные, всеобъемлющие и незыблемые социальные законы (Шариат, Талмуд, законы Ману, масонские установления и т.п.).

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/17/...

Если цель брака – дети, а дети нужны для защиты отечества и продолжения культа, то брак является уже не делом свободы, а религиозной и гражданской обязанностью, нарушение которой карается законами. И вот, как в Греции, так и в Риме мы находим целый ряд законов, карающих безбрачие 17 Последним из таких законов был знаменитый lex Julia et Papia Poppea, который так возмущал Тертуллиана 18 и был отменен Септимием Севером (193– 211). Бездетного Епаминонда укоряли за то, что он плохо позаботился об отечестве 19 . С другой стороны, если цель брака дети, то где нет надежды иметь детей, там нет и брака, и потому бесплодие жены было одним, а иногда и единственным из поводов к разводу. Римский историк Геллий в своих Анналах сообщает, что в древнем Риме вследствие строгости нравов в течение нескольких веков не было ни одного случая развода и первым развелся с женой патриций Карвилий Руга вследствие ее бесплодия. Он горячо любил свою жену, но счел долгом развестись с ней, так как его клятвенное брачное обещание гласило, что он женится для того, чтобы иметь детей 20 . То же рассказывает Геродот о двух спартанских царях 21 . Дигесты упоминают, что развод часто происходит из-за бесплодия жены 22 . По законам Ману в Индии развод с бесплодной женой по истечении восьми лет был обязателен 23 . Чтобы обеспечить мужу потомство, древние законы не останавливались даже перед такими, по-видимому, непреодолимыми препятствиями, как бесплодие самого мужа и даже его смерть. В таком случае прибегали к фикции левирата. Отец или брат бесплодного или умершего мужа брал его жену, и потомство от этого сожития считалось потомством мужа. Так было в Индии 24 , так было и у древних греков 25 . Существовал левират и у древних евреев ( Втор. 25, 5 . Ср.: Мф. 22, 23–32 ; Мк. 12, 19 ; Лк. 20, 28 ). Брак на жене брата был здесь строго воспрещен ( Лев. 18, 16, 20, 21 . Ср.: Мф. 14, 4 ; Мк. 6, 18 ), но когда нужно было дать потомство умершему брату, отказ от такого брака считался бесчестным делом. Вполне правы были, поэтому древние христианские писатели, полагавшие, что почти все дохристианское человечество видело в потомстве главную цель брака, и объяснявшие существование такого воззрения редкостью населения, родовым характером древнего быта, отсутствием надежды на будущую жизнь и т.д. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Мертвые считались священными существами; к ним относились с таким же благоговением, как и к богам. И обоготворялись все без исключения умершие, а не одни только герои и великие люди. Погребение умерших, приношения им и возлияния на их могилах считались обязательными. И за такое почтительное отношение к душам умерших, души эти охраняли живых членов своей семьи от разных бед, принимали участие в земных делах их и вообще покровительствовали им. Поклонение мертвым было свойственно всем арийцам; с ними перешло оно и в Индию, о чем свидетельствуют священные книги «Веды» и «Законы Ману»; в последних сказано, что культ мертвых – самый древний по своему происхождению. Но если тело умершего человека осталось без погребения, то душа его, по понятиям древних, как не имеющая своего жилища, оставалась вечной скиталицей; она вечно бродит, как призрак, привидение, нигде не останавливаясь даже для отдыха, вечно скитается, нигде не находя покоя; озлобленная на людей за лишение ее подземного жилища и приношений, она нападает на живых, мучает их, насылает на них всевозможные болезни, опустошает их поля и вообще служит причиною многих бедствий. Возникло также в древности, но несколько позднее, предположение о том, что души всех умерших людей живут в мрачном подземном царстве. Что же касается вопроса о переселении душ, то, судя по дошедшим до нас самым древним памятникам письменности, можно с полною уверенностью сказать, что о переселении душ первобытные люди и народы глубокой древности не имели никакого представления. 2. Самым древнейшим народом, оставившим по себе памятники письменности, считается теперь народ, известный под именем шумиро-аккадьян. Народ этот в глубочайшей древности, не менее как за пять тысяч лет до Р.Х., пришел в равнину Сеннаар, расположенную между реками Тигром и Евфратом, и поселился там; и оставил по себе много памятников письменности. Писали тогда на сырых глиняных плитках, которые затем обжигались и потому сохранились до нашего времени. Найдены они в прошлом столетии при раскопках местности, где был расположен древний город Ниневия. Благодаря этой находке, мы имеем возможность ознакомиться с мировоззрением народа, достигшего высокой степени развития, по крайней мере, за пять тысяч лет до Р.Х. Древнее этих книг мы не знаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010