Что Он откликнется на искание – это предположение является необходимым. Мы знаем, что мы бы откликнулись, а Он может ли быть менее благ и отзывчив, чем мы? Отсутствие отклика заставляло бы даже усомниться в Его бытии, настолько молчание невероятно, если только Бог есть. И Откровение действительно является. В этом согласны все религии, но эти откровения, на которых они утверждаются, говорят нам не одно и то же, так что перед нашим разумом является новая загадка: в чем же действительный Голос Божий, действительное Откровение? Совокупность познавательных способностей человека дает достаточную силу для того, чтобы разобраться в этом вопросе. Наш разум вовсе не так бессилен, чтобы не дойти до истины. Конечно, действительным Откровением мы должны счесть такое, которое открывает нечто недоступное нам самостоятельно и при этом не делает в объяснении каких- либо явлений явных для нас ошибок, не обнаруживает признаков работы обыкновенного человеческого ума, а, напротив, обнаруживает признаки Ума сверхчеловеческого, знающего то, чего люди не могут знать, уясняет нам нашу личность в ее высочайших свойствах и указывает цели жизни, каких мы своим собственным соображением не могли бы постигнуть. Рассматривая с таким критерием те учения, которые разными народами и религиями считаются божественными откровениями, мы не находим среди них ни одного, имеющего признаки действительно божественного, кроме Откровения моисее-христианского. Во всех других философиях бытия явны признаки работы человеческого ума, иногда очень высокого, но всегда чисто человеческого. Другие религии обыкновенно начинают с уверений о непостижимости Бога, а затем разбирают его в таких подробностях, во всех его элементах, в численных соотношениях сил, что от непостижимого не остается ровно ничего. А рядом с этими тонкими сведениями о существе Бога мы видим в их откровениях грубейшие ошибки, например, по естествознанию, которые немыслимы были бы со стороны Божества. Индусы говорят нам об откровениях «великих душ», которые пережили множество последовательных существований, пересмотрели много раз все тайники бытия, а иногда даже участвовали самолично в создании и устроении мира. Но какие же нелепости говорят нам эти «великие души» обо всем, чего не могли знать индусы во времена составления этих псевдооткровений! Ману Сваямбху, например, сообщает, будто бы мелкие насекомые, вроде блох, рождаются не из «утробы», как млекопитающие, и не из яиц, как другие разряды животных, а «из теплой влаги» («Законы Ману», перевод Эльмановича, гл. I, ст. 45: " Из теплой влаги рождаются жалящие и кусающие насекомые, вши, мухи, клопы и всякие другие творения этого рода, которые появляются от теплоты»).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

В лекциях Брамана Чаттерджи различается «принцип нейтральный», который есть «Брахман», и «принцип мужской», который есть «Брахма» (Браман Чаттерджи. Сокровенная религиозная философия Индии. Калуга, 1914). Но разбираться во всех тонкостях этих различий не могут сами индусы, и в десятках их философских систем множество взаимных противоречий. Эти частные различия нимало не изменяют общего смысла и характера индийской философии, определение которых нам только и требуется. Выше отмечено, что вселенная имеет свои периоды существования и уничтожения, каждым из которых заведует отдельный Ману. Эти периоды громадны, продолжаются миллиарды лет, однако каждый имеет начало и конец. Это так называемые дни и ночи Брамы, по 12 000 000 [божественных] лет ночь и день. В течение дня Брамы, каждые 852 000 [божественных] лет (Один божественный год составляет 360 лет людей. – Ред), происходит разрушение и новое созидание вселенной, так что каждая вселенная живет лишь 852 тысячи лет. Это так называемый период манвантар. Манвантары, созидания и разрушения миров бесчисленны: «Высочайшее существо, как бы играя, создает их каждый раз». Но после 12-миллионолетнего дня Брамы наступает уже всецелое возвращение всего к первобытному состоянию. Высший творческий принцип засыпает. «Когда этот Божественный пробуждается, тогда этот мир приходит в движение. Когда он спокойно почивает, тогда эта вселенная погружается в сон. Когда он пребывает в спокойном сне, одаренные телом существа, по природе предрасположенные к деятельности, прекращают свое действие, и жизнь (манас) приходит в бездействие. Когда они всецело погружаются в эту великую душу, то он, душа всех существ, мирно почивает в совершенном спокойствии» («Законы Ману».). Откровение «Бхагавад-Гиты» говорит: «Я, невидимый, развил эту вселенную, во мне заключаются все эти существа, хотя я в них не заключаюсь, моя душа поддерживает существа и, не заключаясь в них, она есть их бытие... При конце кальпы (день Брамы) существа снова входят в мое творящее могущество, при начале кальпы я их снова взвол-новываю.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Мы не знаем, какие механизмы создали этот мир, но долг в этом сыграл значительную роль. Лишь для возведения тысяч индуистских храмов требовались сотни тысяч, даже миллионы процентных ссуд: храмам, в отличие от брахманов, не запрещалось одалживать деньги под процент. Уже в самом раннем судебнике, Законах Ману, мы можем увидеть, как местные власти пытались примирить старые традиции вроде долговой кабалы и рабского труда с желанием установить всеобъемлющую иерархическую систему, в которой каждый знал свое место. Законы Ману тщательно распределяют рабов на семь категорий в зависимости от того, как они попали в неволю (на войне, из-за долгов, путем продажи самого себя…), и объясняют условия, при которых каждый раб мог освободиться, — однако далее утверждают, что шудры никогда не смогут освободиться, поскольку они в принципе были созданы для того, чтобы служить другим кастам . Подобным образом там, где более ранние судебники устанавливали ставку в 15 % по ссудам, за исключением торговых займов , новые судебники поставили процент в зависимость от касты: с брахмана можно было брать максимум 2 % в месяц, с кшатрии (воина) — 3 %, с вайшьи (купца) — 4 %, а с шудры — 5 %; иными словами, в годовом исчислении разница колебалась от 24 до целых 60 %. Законы также определяют пять разных способов уплаты процента, самым значимым из которых для нас является «процент, уплачиваемый телом», т. е. физическим трудом в доме или на полях кредитора, до тех пор пока не будет погашена основная сумма долга. Но даже здесь кастовые соображения играли первостепенную роль. Никого нельзя было заставить служить представителю низшей касты; более того, поскольку долги переходили к детям и даже к внукам должника, фраза «пока не будет погашена основная сумма долга» могла означать очень долгий срок; как отмечает индийский историк Р. С. Шарма, подобные оговорки «напоминают нам о современной практике, в соответствии с которой несколько поколений одной семьи низводились до положения наследственных сельскохозяйственных рабочих из-за выданной им незначительной суммы» .

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

258 Румынские рокманы (рогманы, рахманы, рохманы) считаются блаженными: они все время молятся и постятся, с женами встречаются только в пасхальный день, о котором узнают по тем же скорлупкам (этот день приходится на вторник четвертой недели после пасхи – днем раньше, чем в южнорусских поверьях) [Яцимирский, 1900, с. 264–266]. Румынский образ рахманов как «блаженных» и потомков Сифа важен особенно потому, что отражает четкие рефлексии книжной характеристики индийских нагомудрецов в устной словесности, в чем можно усмотреть явную аналогию развитию фольклорных сказаний о рахманах на Руси. 261 О публицистике Франциска Скорины в связи с указанными памятниками см. [Владимиров, 1888, с. 116]. 262 Классическим выражением этой идеологемы служит важнейшая для индийского религиозного мышления концепция кармы. Она восходит уже к очень древним этапам формирования парадигмы «космической справедливости» (в связи с параллелями karma и rta см., в частности, [Шохин, 1986а, с. 221]). Пример очень четкой калькуляции «заслуг», не оставляющей никаких сомнений в том, на что должны рассчитывать и «праведный» и «неправедный» (при полном паритете действий и их результатов) дают «Законы Ману» (IV.229–235): Varidastrptimapnoti sukhamaksayyamannadah Tilapradah prajamaistam dipadascaksuruttamam Bhumidobhumimapnoti dlrghamayurhiranyadah Grhado " gryani vesmani rupyadorupamuttamam Vasodascandrasalokyamasvisalokyamasvadah Anaduddahsriyam pustam godobradhnasya vistapam Yanasayyapradobharyamaisvaryamabhayapradah Dhanyadah sasvatam saukhyam brahmadobrahmasarstitam Sarvesameva dananambrahmadanam visisyate Varyannagomahivasastilakaficanasarpisam Yena yena tu bhavena yadyaddanam prayacchati Tattattenaiva bhavena prapnoti pratipujitah Yo " rcitam pratigrhnati dadatyarcitameva ca Tavuohau gacchatahsvargam narakam tu viparyaye [Законы Ману, 1886, с. 569–571]. Кто дает воду, получит утоление жажды, а кто пищу – непроходящее блаженство, Кто дает сезам – желаемое потомство, а кто светильник – замечательное зрение,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В классический период индуизма появляется новый тип текстов – смрити (санскр. smti – букв. «запомненное») 723 . Эти тексты не обладают такой степенью сакральности, как книги ведийского канона. Однако они отразили духовные изменения, происходившие в глубине народной жизни. Именно тексты смрити в полной мере выражают сам дух индуизма. §2 Общие характеристики корпуса текстов смрити Индуизм усвоил от брахманизма благоговейное почитание ведического канона. Однако внутренние изменения, происходившие в лоне национальной религии, получили отражения именно в книгах корпуса смрити. Книги смрити принято противопоставлять текстам «священного писания» (Ведам) – шрути 724 . По аналогии с христианской традицией тексты смрити принято именовать текстами «предания». Противопоставление книг смрити и шрути основывается не столько на времени происхождения, сколько на различии содержания и формы. Подобно тому как невозможно определить в виде закрытого списка состав православного Предания, крайне непросто определить и объём материалов, входящих в состав смрити. Все тексты смрити можно рубрицировать по трём направлениям: сутры, эпос, пураны 725 . Охарактеризуем каждое из них. Сутры Сутры (санскр. stra – букв. «нить») представляют собой сборники сентенций религиозно-философского и этического характера. Наиболее интересным видом сутр являются дхармасутры – трактаты, излагающие учение о нравственных неизменных нормах бытия (дхарме). Дхарма (санскр. dharma) содержит в себе корень dhr- со значением «держать». К сутрам примыкают сочинения, именующиеся шастры (санскр. astra – букв. «призыв»). Это тексты, поясняющие сутры, положившие со временем начало отдельному литературному жанру. Самый известный текст подобного рода – «Манавадхармашастра», или «Законы Ману» 726 . Он был составлен в период со II в. до н. э. по II в. В этом сочинении излагаются важнейшие правила жизни. Составление законов жизни приписывается легендарному Первопредку всех людей – Ману, по имени которого и назван текст. Кроме того, существуют особые сутры – веданги (санскр. vedga – букв. «часть Вед»). Они представляют в совокупности корпус трактатов по шести важнейшим в средневековой Индии областям знаний: фонетике, стихотворной метрике, грамматике, этимологии, ритуалу, астрономии и неразрывно связанной с ней астрологии. Эпосы (эпические произведения)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Таких в строгом смысле Вед (Ведами назывались иногда и позднейшие книги) четыре: Риг-Веда, Ягур-Веда, Сама-Веда и Атарва-Веда. Каждая Веда состоит из трех частей: из гимнов и молитв, из объяснений ранних и объяснений позднейших. Самая замечательная между ними Рид-Веда. После Вед имеют большое значение книги закона Ману, ценимые почти наравне с Ведами и признаваемые преданием. Они содержат законы для религиозно-гражданской жизни. Весьма важным значением пользуются две героические поэмы, из коих одна, по имени героя ее царя Рамы, носит название Рамайяны, а другая – Магабараты. Кроме того существуют еще, в виде прибавлений к Ведам, так называемые Веданты и Пураны, в которых заключаются последующие философские учения. Насколько китайская религия может быть названа материалистическою, настолько брамино-буддийская – пантеистическою. Впрочем, ни Брамаизм, ни тем менее Буддизм не представляют собою религии начальной в Индии. Древние Веды не знают еще ни о том, ни о другом. Правда, они более, чем памятники позднейшие, говорят о многобожии, но это многобожие такого характера, что необходимо предполагало, как и свидетельствует Макс Мюллер, признание единого Бога. Конечно, и монотеизм Вед не был уже чистым монотеизмом. Он был уже монотеизмом натуралистическим и, следовательно, скрывал в себе все задатки будущего пантеизма. Действительно, и в самых Ведах Божество проявляет себя в трех главных видах: как сила света и рождения – Индра, как сила питания или охранения – Варуна и как сила разрушения и смерти – Агни. Вот эти-то начальные, с физическим характером, боги и являются в законах Ману, как Брама – творец мира, Вишну – его охранитель и Шива – бог разрушения и воспроизведения. Но как в Ведах Индра, Варуна и Агни были проявлением одного Бога, так и Брама, Вишну и Шива были проявлением первоверховного Брама или Парабрама, т.е. первого Брама. Этот Парабрама есть существо или бытие без всякого вида, без всякого движения, без всяких свойств, качеств и определений. Он – душа мира. Разнообразные виды и формы бытия – это разнообразные дерева, а он – целый лес; разнообразные проявления жизни – это волны моря, а он – само море 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Тем более странным парадоксом является встреча с западной молодежью, воодушевленной политическими и социальными ультралиберальными концепциями – хиппи, анархистов, феминисток – поддерживающих и даже принимающих индуизм! Очевидно, что люди не осознали даже социальных последствий индуизма. Итак, предполагается, что где-то между 200 г. до Христа и 200 г. после Христа кастовая система была разработана и представлена в специальном кодексе мифическим персонажем Ману. Хотя Веды считаются источником закона (дхарма), на самом деле именно законы Ману предписывают организацию индийской жизни до сегодняшнего дня. Там существует целая правовая система, объединяющая уголовное право, семейное право, обязательственное право, реальное право и процедурные правила. Индийцы делятся на четыре основные касты. Самую высшую касту составляют брахманы (священнослужители). Следующая за ней каста является кастой воинов (кшатрии), дворянства (благородных) и владельцев (хозяинов). Третья каста состоит из свободных людей (вайшьи), купцов и людей различных профессиональных категорий. Четвертую касту составляют служащие (шудры). Люди, которые не принадлежали какой-либо из этих каст (неприкасаемые), считались париями и были обречены жить на окраине деревни; им было запрещено владеть чем-либо, кроме домашних сосудов, собак и ослов; в том числе им было запрещено даже стирать в общем деревенском колодце. Члены четвертой касты имели почти такой же статус, как и парии. Их миссия состояла в том, чтобы служить членам высших каст. Доступ к культуре был для них ограничен до такой степени, что они не имели права даже слушать чтение из книг. Если брахман действительно этого желал, он мог взять себе женщину из этой касты, но только как четвертую жену. Как следствие, со временем появились многие подразделения каст, которые достигли сегодня около 3000 разветвлений. В третью касту входят, например, земледельцы, металлурги, плотники, парикмахеры, артисты. Все они обязаны вести себя снисходительно и послушно по отношению к членам высших каст, им также строго запрещены любые попытки социального восхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

373. Вряд ли стоит подчеркивать иронию, заключавшуюся в этом акценте на вечности в рамках буддизма, религии, основанной на признании непостоянства мирских привязанностей. 374. Торговые ссуды зафиксированы в надписи, обнаруженной в монастыре в Карле, в Западной Индии (Levi 1938:145;Gemet 1956 Barreau 1961:444–447), ссуды деревенским общинам — в более поздних тамильских храмах (Аууаг 1982:40–68; R. S. Sharma 1965). Неясно, были ли последние торговыми ссудами или больше походили на более позднюю буддистскую традицию «джиса», сохраняющуюся в Тибете, Бутане и Монголии: согласно ей, один человек, коллектив или группа семей, желавшие поддержать определенную церемонию или, допустим, образовательный проект, могли получить ссуду в пятьсот рупий «навечно» и затем должны были выплачивать восемьсот рупий ежегодно для проведения церемонии. Обязательства по ссуде затем передавались по наследству, хотя «ссуду» можно было и передать (Miller 1961; Murphy 1961). 375. Монахами, по-видимому, были адживики, которые тогда еще существовали. 376. Naskar 1996; R. S. Sharma 2001:45–66 о пуранском описании «эпохи Кали» — этим термином брахманы более поздних времен обозначали период от правления Александра Македонского до раннего Средневековья, период, полный опасностей и волнений, когда чужеземные династии правили на большей части Индии, а кастовые иерархии повсеместно оспаривались или отвергались. 377. Что показательно, долг перед другими людьми в этих текстах полностью исчезает. 378. Язык шудре также полагалось отрезать за оскорбление в адрес представителя каст дваждырожденных (8.270). 379. «Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?» (Ману-смрити, Яджнавал-кья-смрити 8.5.419) или даже «шудру, купленного или некупленного, он может заставлять исполнять [такого рода] услужение (dasya), ибо тот был создан Самосущим для услужения брахману» (8.5.413; русский перевод обеих цитат приводится по изданию: Законы Ману/перевод С.Д. Эльмановича. М.: Наука, Научно-издательский центр «Ладомир», 1992).

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Майя (инд.) — образ текущего и преходящего мира, мировая иллюзия. Мантры (инд.) — молитвы, заклятия. Ману (инд.) — мифический прародитель людей, которому приписаны Законы Ману. Махабхарата – «Великая битва бхаратов», древнеиндийский эпос, включающий также религиозно-философские трактаты и поэмы. Махапариниббана (инд.) — великое погружение в Нирвану, кончина Будды. Метемпсихоз (греч.) — перевоплощение. Мокша (инд.) — спасение, избавление. Муни (инд.) — молчальник, отшельник. Нама-рупа (инд.) — имя и форма, психофизический план. Нирвана (инд.) — сверхбытийный Покой. Пали (инд.) — индийский диалект, язык буддийского Священного Писания. Панча-Шила (инд.) — пять этических заповедей буддизма. Праджапати (инд.) — реализующая творческая Сила, Творец. Пратимокша (инд.) — древнейший устав Сангхи. Пракрити (инд.) — вечная материя в системе Сангхи. Пуруша (инд.) — а) вселенский человек; б) дух в системе Сангхи. Реинкарнация (лат.) — перевоплощение Раджас (инд.) — страстность— один из космических элементов. Риши (инд.) — сказитель, певец, философ, мудрец. Риг-Веда книга гимнов индийского Священного Писания. Рупу (инд.) — тело, форма. Сама-Веда(инд.) — часть Вед. Саньясин подвижник, аскет Сансара (инд.) — см. Реинкарнация. Сангха (инд.) — орден Будды. Скандха (инд.) — временное скопление дхарм, образующее личность Саттава (инд.) — гармония. Санхья (инд.) — умозрение, философская школа в Индии, основанная Капилой. Сяо (кит.) термин, означающий почтение к родителям. Тамас (инд.) — тьма. Тантра (инд.) — магический ритуал. Тапас (инд.) — жертвенная отдача себя, животворное тепло, аскеза. Таттеа (инд.) — бытие. Татхагапга (инд.) — Возвышенный или Совершенный, один из титулов Будды. Трипитака (Типитака) — буддийская священная книга «Три корзины», написанная на палийском языке. Турия (инд.) — состояние экстаза, самоуглубление. Упасака (инд.) — мирянин-буддист. Эсотеризм (от греч. «эсотерикос» — тайный, внутренний). сохранение доктрины в тайне от непосвященных. Хронологическая таблица ИНДИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Названия четырех периодов времени заимствованы из игры в кости (за исключением термина «saty»). 435 Подробное описание периодов и их соотношения содержатся, в частности, в тексте Законов Ману (I, 67–86): Законы Ману//пер. С. Д. Эльмановича, провер. и исправл. Г. И. Ильиным . М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 27–31. 438 О термине майя подробнее см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 439 Перевод формулы см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 441 Последователи адвайта-веданты уподобляют осознание индивидуумом своего тождества с Абсолютом состоянию человека, потерявшего любимое ожерелье, долго и безуспешно искавшего это украшение и внезапно понявшего, что оно находится у него на шее. 447 Бхагавадгита/пер. с санскрита, исслед. и прим. В. С. Семенцова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Восточная литература, 1999. С. 93. 448 С 1997 по 2002 год Президентом Индии был Кочерил Раман Нараянан – выходец из среды неприкасаемых. Это свидетельство того, что архаические социальные нормы, освященные традициями индуизма, сегодня постепенно размываются. Однако это отнюдь не означает их окончательного вытеснения из жизни современного индийского общества. 450 О ритуале посвящения (упанаяна) подробнее см. выше, в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 451 О санскарах подробнее см. в подгл. «Религиозные представления в Древней Индии эпохи брахманизма и упанишад». 452 Одним из объектов поклонения и манифестацией божества в индуизме является гуру (санскр. guru – букв. «великий», «важный») – духовный наставник, религиозный учитель. По отношению к нему поступают образом, сходным с почитанием мурти. В частности, совершают ритуал гуру-абхишека, при котором омываются стопы этого живого божества. Читать далее Источник: История религий/Митр. Иларион (Алфеев), прот. Олег Корытко, прот. Валентин Васечко. — Москва : Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2016. — 776 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010