45. Ин. 1:45 . Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Ин. 21:2, 5:46 ; Лк. 24:27 ; Ис. 7:14 ; Иер. 23 д.; Лк. 3:23 46. Ин. 1:46 . Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Ин. 1:40, 7:41, 52 ; Мф. 4:13 Находит Нафанаила: это – собственное имя сего Апостола (Нафанаил значит богодарованный, то же, что Феодор), а более обычное название его было по отцу его (как то нередко было у восточных народов, встречается и у нас в простонародии) Варфоломей – сын Фоломея (ср. прим. к Мф. 10 и парал.). – Мы нашли и пр.: это мы может подтверждать догадку, что Филипп вошёл в общение с Господом при посредстве своих соотчичей Андрея и Петра (ср. Феофил.); Андрей в тех же словах говорит брату своему Петру о Христе: мы нашли (ст. 41). – Андрей прямо говорит: нашли Мессию, Филипп выражает то же понятие иначе: нашли Того, о котором писали Моисей в законе и пророки, т. е. предречённого Моисеем и Пророками и обетованного праотцам и отцам нашим великого пророка и Спасителя – Мессию. «Нафанаил был человек точный и во всем дознавал истину, как это и Христос засвидетельствовал, и самое дело показало. Поэтому Филипп хорошо сделал, что отослал его к Моисею и пророкам, чтобы таким образом расположить Нафанаила к принятию Того, о Ком он проповедовал ему» (Злат.). Моисей – в законе: законом назывались у евреев пять книг, написанных Моисеем, или так названное впоследствии Пятикнижие. В нём много есть обетований и пророчеств о будущем Искупителе, каковы обетования Адаму и Еве ( Быт. 3:15 ), Аврааму и Исааку ( Быт. 12:7 , ср. Гал. 3:16 ), пророчество Иакова ( Быт. 49:10 ), Валаама ( Чис. 24 и далее) и особенно ясное пророчество Моисея о пророке подобном ему, которое вся еврейская древность относила к имеющему прийти Мессии ( Втор. 18:15–18 ). – И пророки: ветхозаветные чрезвычайные посланники Божии, истинные руководители правильной религиозно-нравственной жизни народной, часто пророчествовали о пришествии и лице Мессии, имеющего некогда прийти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

54 Но от праведника требуются качества еще положительно добрые. Во-первых, человек счастлив тогда, когда его воля подчинена воле Господа, указанной в предписаниях закона, данного Им через Моисея и др. пророков; во-вторых, человек счастлив, если он помышляет об этом законе, о его возможно верном, легком и совершенном исполнении через всестороннее изучение его, в течение всей жизни, так чтобы, как завещал Моисей: «книга закона не отходила бы от уст человека, но поучался бы в ней день и ночь, дабы в точности исполнить все, что в ней написано». (См. Нав.1:8 ). В этом указан идеал ветхозаветного праведника не особенно отличный и от новозаветного идеала, так как и христианин должен стараться постигнуть божественное учение, чтобы исполнить его и через то спастись. Следовательно, здесь предлагается всем весьма важный и существенный урок. 55 В великой праведности св. певец указывает побуждение к великой награде. Эта награда будет заключаться в том самом, что человек будет делать, именно в том божественном законе, которому он будет поучаться, потому что он будет почерпать отсюда все самое лучшее и самое необходимое для своей духовно-человеческой жизни. И потому этот человек будет, как дерево растущее при воде, которое имеет постоянно в избытке необходимую влагу и приносит плод в свое время (и предполагается лучший). Человек, изучающей закон Господа, не испытает никаких треволнений, потому что будет иметь самое надежнейшее руководство в божественном законе и потому он будет отличаться всякого рода добрыми делами до конца, как дерево не лишается листьев, доколе оно пользуется необходимой влагой, могущей сохранять его от зноя. Кроме закона Господня, его защитой и помощником будет еще и Сам Бог, волю Которого он будет исполнять и на Которого он будет надеяться. «Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование Господь», говорил, подобно Давиду, пророк Иеремия. «Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» ( Иер.17:7–8 ). Понятно, почему в 1-м псалме ( Пс.1 ) говорится о праведнике, читающем закон Господень, что во всем он успеет. Ему будет помогать Бог . «Любящим Бога», как сказал св. апостол Павел, «все содействует ко благу» ( Рим.8:28 ). Успех, о котором говорит здесь певец, касается преимущественно настоящей жизни, но далее (в Пс.1:5 ) он говорит и о будущем, когда будет суд страшный для грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

7 Прот. Вишняков. Толкование на Псалмы. Стр. 583. Христ. Чт. 1893. 8-й стих 39 псалма ясно говорит о наличности у царя и пророка Давида писанного свитка закона. Всего естественнее предполагать наличность писанного закона и в виду постоянного размышления о законе Божьем, каковое размышление считается свойством мужа блаженного: «... но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Ncaл. I, 2 ). Подобное-же заключение о наличности писанного закона невольно напрашивается, когда читаем красноречивое описание псалмопевцем Давидом свойств закона Господня: Закон Господа совершен, укрепляет душу, откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце, заповедь господа светля, просвещает очи. Страх господень чист, пребывает во век. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда ( Nc. XIX, 8 – 12 ). Если мы обратимся к частным предписаниям Пятокнижия, то увидим, что некоторыя из них находят свое отражение в псалмах царя Давида. Например, преследуемая Законом Моисеевым страсть к ростовщичеству преследуется и псалмопевцем: Господи, кто может пребывать в жилище Твоем? ... Кто сребра своего не отдает в рост ( Nc. XIV, 1. 5 ). Закон об очищении отражается в Ncaл. L, 9 : Окропи меня иссопом, и буду чист ( ); омой меня, и буду белее снега. Здесь несомненно знакомство с Лeb. XIV, 4 – 8 , где говорится об очищении исцелившегося от проказы: а сам он возьмет живую птицу... и иссоп... и покропит исцелившагося от проказы... и будет чист – ( Лeb. XIV, 6. 7. 8 ). Об употреблении иссопа при обрядах очищения от нечистоты вследствие прикосновения к нечистому см. также Чucл. XIX, 6. 18 . Очень много указаний встречается у псалмопевца Давида на текст книги Бытия, напр.: Nc. VIII, 4 . Когда взираю я на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил. Быm. I, 16. 17 . И создал Бог два светила великия: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Воздерживайтесь от всякого любостяжания и несправедливости, ибо и в законе написано: не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего ( Исх.20:17 ), потому что всякое пожелание сего – от лукавого. Ибо кто пожелал жены или раба или рабыни ближнего, тот уже прелюбодей и вор по мысли; если он не раскаивается, то осужден Господом нашим Иисусом Христом. Ибо в Евангелии возглавляя, утверждая и дополняя десятословие закона, Он говорит: в законе написано не прелюбодействуй, а Я говорю вам, т.е., в законе Я чрез Моисея говорил, а теперь лично говорю вам: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:27–28 ). Вот пожелавший признан прелюбодеем по мысли! А кто пожелал вола или осла, тот не о том ли помышляет, чтобы украсть и присвоить себе иди увести их? Или, опять, кто пожелал поля и остался в таком намерении, тот не худо ли поступает, когда, уничтожив межу, принуждает хозяина отдать ему оное даром? Ибо пророк говорит в одном месте: горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле полю, так что другим не остается места, почему говорит: как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты и проч. ( Ис.5:8–9 ); и в другом месте: проклят нарушающий межи ближнего своего. И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:17 ); почему Моисей говорит: не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем (XX, 14) Посему-то и следуют на таковых от Бога страхи, смерти, судилища, осуждения. Апостольск. Постанов. кн. 1, гл. 1. Кто имеет сребреники и не уделяет их другим, даже сам не пользуется ими, тот наследовал место змия, о котором говорят, что он лежит на сокровищах, и в отношении к нему истинно Писание, которое говорит: собрал богатство, от него же не вкусит ( Иов.20:18 ) и ему нет от того пользы, потому что он погибнет от наказания: не упользуют имения, говорит (Писание), в день ярости ( Притч.11:4 ). Таковый не Богу поверил, но своему золоту, его почитая Богом и на него полагаясь. Он притворщик, лицеприятен, неверен, хитр, боязлив, робок, легкомыслен, ветрен, недоволен своей участью, самоистязатель, враг самому себе и никому не друг. Его стяжания погибнут, их съест чужой человек ( Екл.6:2 ), или унося их при жизни его или воспользовавшись ими по смерти его; ибо богатство, неправедно собираемое, изблюется ( Иов.20:15 ) Ап. Постанов кн. IV, гл. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Есть в Священном Писании и множество других явных свидетельств почитания дня воскресного. Коринфским христианам апостол Павел пишет: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских: в первый день недели пусть каждый из вас отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16, 1–2 ). У евреев было доброе постановление в законе – во дни постов и праздников помогать сиротам, вдовам, бедным и вообще жить, как сказано, «по усердию руки своей» ( Втор. 16, 10 ). Христос отменил обрядовый закон, не отменяя при этом важнейшие заповеди закона о любви к Богу и ближним. Поэтому святой Павел устанавливает днем сбора новозаветный праздник Воскресения Христова. Апостолы, следуя учению Христа, различали в ветхозаветном законе вечное и проходящее. Когда язычник Корнилий сотник обратился в первый раз к Церкви Христовой, его не принуждали исполнять закон Моисеев, и он был крещен, не принимая обрезания ( Деян. 10, 1 – 18 ). Когда делу миссионерства среди язычников посвятил себя апостол Павел, то он не заставлял их исполнять обрядовый закон Моисеев. Напротив, он учил, что христиане призваны к свободе от рабства закону ( Гал. 5, 13 ). Эта свобода от соблюдения обрядового закона коренилась в уверенности Апостола в том, что соблюдение обрядов Ветхого Завета не принесет никакой пользы для оправдания человека ( Гал. 5, 2 ). Так, Иерусалимский собор постановил: «Не возлагать на них (язычников. – И.Е.) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотят» ( Деян. 15, 28 – 29 ). Не было также предписано и соблюдение субботы! Очевидно, последнее, как и весь обрядовый закон, было отнесено к числу не обязательного для исполнения. Ко времени написания евангелистом Иоанном Богословом книги Откровения празднование первого дня недели столь утвердилось в Церкви, что уже тогда первый день недели получил свое собственное название «день Господень» ( κυριακη ημορα ), что в русской Библии было переведено как «день воскресный» ( Откр. 1, 10 ). Непосредственно в первые десятилетия по вознесении Господнем день воскресения называли «первый день недели». К концу первого столетия этот день получил свое собственное название, что собственно наблюдалось и в Ветхом Завете. Четвертая заповедь «десятисловия» гласит: «Помни день субботний, чтобысвятить его», однако этот день в обрядовом законе Моисея именуется «суббота», что значит «покой».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Ибо Бог (да будет благословенно имя Его) повелел Моисею, чтобы эти заповеди были для нас и для детей наших на вечное время, – а он не говорит неправды. § 12 Если же это так, то почему сказано в Законе: «Я воз­двигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты» ( Втор.18:18 )? Не для того (воздвигнет Бог другого пророка подобного Моисею), чтобы основать (новую) религию, но чтобы убедить народ сохранять слова Закона и отклонить от нарушения их, как сказано у последнего из пророков: «помните закон Моисея, раба Моего» ( Мал.4:4 ). Если пророк приказывает нам что либо дозволительное, если он говорит напр.: идите туда, или: не ходите туда; постройте эту стену, или: не стройте ее, ему следует повиноваться; кто не исполнит его слов, погибнет сверхъестественной смертью 12 ), как сказано: «кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:19 ). § 13 Также и тот пророк, который нарушает свои собствен­ные слова или скрывает пророчество, (которое должен был произнести), погибнет сверхъестественной смертью . О винов­ных в этих трех преступлениях и сказано: «с того Я взыщу«. Но если пророк, признанный таковым, велит нам временно нарушить какую-либо заповедь в Законе, большей или меньшей важности, ему следует повиноваться. Действительно, мы знаем по преданию от древних мудрецов, что если пророк говорит тебе: преступи слова закона, как Илия на Кармиле, ты должен повиноваться, лишь бы это не отно­силось к идолослужению 13 . Но необходимо, чтобы такое на­рушение было только временным. Например, Илия на Кар­миле совершил всесожжение вне Иерусалима, хотя этот го­род и был избран (для этой цели), и тот, кто приносил жертву вне его (стен), подвергался наказанию отлучения 14 ; но так как Илия был пророк, ему следовало повиноваться, ибо и о нем тоже сказано: »Его слушайте " . Если бы Илия спросили, говоря: не нарушаем ли мы этим того, что ска­зано в Законе: «берегись приносить всесожжения твои на всяком месте» ( Втор.12:13 )? он ответил бы: Закон разумеет только того, кто всегда приносит свои жертвы вне (Иерусалима); такой человек должен быть подвергнут нака­занию навсегда, как приказал это Моисей; я же принес жертву вне (Иерусалима) единожды, повинуясь слову Вечного, чтобы обличить пророков Ваала. Равным образом, если и другие пророки повелевают нарушить (Закон) только вре­менно, то должно повиноваться им; но если бы они сказали, что заповеди должны быть упразднены навсегда, то подлежат смерти чрез удавление, ибо сказано «... нам и детям на­шим на вечное время». § 14

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

Неем.8:12 .  И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им. «Ибо поняли слова, которые сказали им»: не слова закона, а приглашение к радостному празднованию. Неем.8:13 .  На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Как видно из ст. 13, народ после чтения закона разошелся по домам, но главы поколений на другой день явились к Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Вероятно, ввиду наступления седьмого месяца явилось желание отпраздновать надлежащим образом праздник Кущей, и представители народа пришли к Ездре за тем, чтобы в точности узнать повеление закона о празднике. – «Главы поколений от всего народа, священники и левиты» – с евр. т. последние два слова должны бы быть переведены в род. падеже. Таким обр., и от священников и левитов в частном собрании у Ездры были только представители. Неем.8:14 .  И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. «И нашли написанное в законе»: разумеется постановление ( Лев. 23:39–43 ; Втор. 16:13–15 ) о празднике Кущей. Неем.8:15 .  И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. Приведенное в ст. 15-м приглашение, с которым – по евр. тексту главы поколений, а по LXX – Ездра – обратились к народу, не является дословной цитатой из закона. «Пойдите на гору»: в этих словах нет нужды видеть указание на гору Елеонскую. Обращается внимание на горы вообще, как на такие места, которые покрыты деревьями. " И ветви других широколиственных дерев»: слав. «ветви древес дубравных». «Чтобы сделать кущи по написанному». В законе Моисеевом не называются те деревья, которые перечисляются в ст. 15, как материал для кущей. Поэтому замечание «по написанному» нужно относить к общему смыслу предписания праздновать праздник в кущах, а не к устроению кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.1:2 .  но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! Характеристика праведника с положительной стороны. – «В законе Господа воля его». – «Воля» – настроение, влечение праведного к «закону Господа», не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. «Размышлять... день и ночь» – всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. Втор 6:6–7 ). Пс.1:3 .  И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет», так как ему покровительствует Бог. Пс.1:4 .  Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли]. Пс.1:5 .  Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Пс.1:6 .  Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. Не таково положение нечестивых. Они, как «прах». Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут «устоять на суде» пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут ( «в собрании») праведники, так как Господь «знает» (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ( «путь» – деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога – на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл – Господь наградит только праведных. История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. Мф. 3:12 ; 1Кор. 6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Книга первая 1 . Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим в Господа Иисуса Христа из народов: благодать вам и мир от Вседержителя Бога, чрез Господа нашего Иисуса Христа, да умножится в познании Его. Кафолическая Церковь есть Божие насаждение и избранный виноградник Его. Уверовавшие в незаблуждающееся богочестие Его, приобретшие чрез веру вечное царство Его, принявшие силу Его и причастие Святого Духа, вооруженные чрез Иисуса и объявшие всем сердцем страх Его, приобщившиеся окропления драгоценною и невинною кровию Христовою, получившие дерзновение называть Вседержителя Бога Отцом, сонаследники и сопричастники возлюбленного Отрока Его, – выслушайте, держащиеся обетования Его по повелению Спасителя, священное учение, согласное со славными вещаниями Его. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию, и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. 2 . Воздерживайтесь от всякого любостяжания и несправедливости; ибо и в Законе написано: «не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего», потому что всякое пожелание сего – от лукавого. Ибо кто пожелал жены или раба или рабыни ближнего, тот уже прелюбодей и вор по мысли; если он не раскаевается, то осужден Господом нашим Иисусом Христом, чрез Которого слава Богу во веки. Аминь. Ибо в Евангелии, возглавляя, утверждая и дополняя десятословие Закона, Он говорит: «в Законе написано: «не прелюбодействуй», Я же говорю вам (то есть в Законе Я чрез Моисея говорил, а теперь лично говорю вам): всякий, кто посмотрит на жену ближнего к вожделению её, уже любодействовал с нею в сердце своём». Вот пожелавший признан прелюбодеем по мысли! А кто пожелал вола или осла, тот не о том ли помышляет, чтобы украсть и присвоить себе или увести их? Или, опять, кто пожелал поля и остался в таком намерении, тот не худо ли поступает, когда, уничтожив межу, принуждает хозяина отдать ему оное даром? Ибо пророк говорит в одном месте: «горе прилагающим дом к дому и поле к полю присоединяющим, да у ближнего отнимут что–нибудь», почему говорит: «разве вы одни поселились на земле? Ибо услышано в ушах ЯХВЕ Саваофа это»; и в другом месте: «проклят передвигающий пределы ближнего своего, и скажет весь народ: аминь»; почему Моисей говорит: «не передвигай пределов ближнего своего, которые положили отцы твои». Посему–то и следуют на таковых от Бога страхи, смерти, судилища, осуждения. Но в людях, послушных Богу, – один закон Божий, простой, истинный, живой, сей: «что ты ненавидишь, чтобы было тебе от другого, ты другому не твори». Ты не желаешь, чтобы кто–нибудь худо смотрел на твою жену, чтобы растлить её? И ты не смотри на жену ближнего своего злообычно. Не желаешь ты, чтобы похитили твою одежду? И ты не похищай одежды другого. Не желаешь, чтобы тебя били, злословили, безчестили? И ты не причиняй сего другому.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как себя самого. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Mamф. XXII, 36 – 40 ). Какая наибольшая заповедь в законе? Иудейские книжники различали в законе большие и меньшие заповеди; не все, впрочем, были согласны в том, какая наибольшая. Одни считали наибольшею заповедь о жертвах, другие – заповедь об обрезании, иные – заповедь об очищениях и пр. Впрочем, может быть, фарисеи и знали, «что первая заповедь есть: возлюби Господа Бога твоего: но ожидали, что Спаситель поправит ее, назвав Самого Себя Богом, и чрез то подаст им случай обвинить Его, а потому и предложили свой вопрос. (Злат., ср. Феофил.). Возлюби Господа Бога твоего и пр.: заповедь, данная Богом Самим чрез Моисея ( Втор. 6, 5 ). Прежде всего и более всего должно любить Господа Бога, и любить всем сердцем, т. е. всеми чувствованиями своими со всей их силой, и всею душою, т. е. всем существом своим, со всеми его стремлениями и желаниями, и всем разумением, т. е. всеми познавательными способностями; кратко: «любить Бога должно всецело». – Сия есть первая и наибольшая заповедь: она первая не по порядку времени, в котором даны заповеди, но по важности и значению в ряду заповедей. Она есть основание всех других заповедей, и исполнение ее – источник всех других добродетелей. Все существа должны быть любимы по мере их значения; Бог – высший всех существ – должен быть любим и любовию высшего. Вторая же подобная ей: по важности: – возлюби ближнего и пр.: эти слова взяты из книги Левит (19, 18); любовь эта состоит в том, чтобы делать ближнему добро, как себе самому, и не делать ему того, чего себе не желал бы, ни зла, ни неприятности. «Почему же подобна? Потому что вторая пролагает, путь к первой, и взаимно поддерживается оного». (Злат.). «Ибо кто любит ближнего, тот исполняет все заповеди, а исполняющий заповеди любить Бога так, что обе эти заповеди взаимно связываются, одна другою поддерживаются и обнимают собою все прочие заповеди». (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010