Святые отцы и блаженные учителя церкви писали об обрядовом законе Моисея более в первые века, потому что в то время для них было больше побуждений к тому. Побуждения эти состояли, главным образом, в неправильном учении об обрядовом законе с одной стороны иудействующих еретиков, а с другой – язычествующих гностиков и манихеев. Иудействующие преувеличивали значение обрядового закона, считая его необходимым и в новом завете; гностики же и манихеи, напротив, унижали этот закон до того, что считали его произведением особого, будто бы злого бога. Против первых отцы и учители доказывали временное значение обрядового закона и бесполезность исполнения его для христиан, а против вторых – высокое, хотя и временное значение того же закона, создателем которого был премудрый и всеблагий Бог . В первом направлении об обрядовом законе писали: св. ап. Варнава (ум. в 76 г.) в своем «Послании“, св. Авустин Мученик (ум. в 166 г.) в «Разговоре с Трифоном иудеем», Тертуллиан (ум. в 211 г.) в сочинении «Против иудеев“, св. Киприан (ум. в 258 г.), св. Ефрем Сирин (ум. в 372 г.) и св. Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) – в сочинениях под последним же названием («Против иудеев»). В защиту обрядового закона от нападений на него гностиков и манихеев писали: св. Ириней Лионский (ум. в 202 г.) в IY-й книге сочинения «Против ересей», Тертуллиан «Против Маркиона», блаж. Августин (ум. в 480 г.) в сочинениях против манихеев. Другие отцы касались обрядового закона в сочинениях, написанных ими в защиту христианства против иудеев и язычников или отдельно против языческой философии. Таковы капитальные сочинения: Евсевия Кесарийского (ум. в 340 г.) «Приготовления к Евангелию» и «Доказательства Евангелия“, блаж. Августина «О граде Божьем» и блаж. Феодорита (ум. в 457 г.) «Врачевание эллинских недугов“. Наконец, четвертый класс сочинений отцов, касающихся обрядового закона, и в отличие от вышеуказанных уже не имеющих полемической цели, составляют отеческие толкования св. Писания. Из них для нашей задачи важны: толкования Оригена (ум. в 254 г.) на книги Моисея, толкования св. Ефрема Сирина , блаж. Феодорита, св. Кирилла Александрийкого (ум. в 444 г.) «Искусные объяснения избранных мест из книг Моисея» и блаж. Августина толкование на семикнижие 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

Глава I. О книге Бытия 1 I. Надписание книги Бытия. Наименование книги Бытия произошло не от руки ее писателя. Священные писатели сию и прочие книги Моисеевы приводят под одним названием Закона Моисеева или Моисея. Евреи называют ее: берешит т.е. тем речением, которым начинается ее текст. Греческое имя ее γευεσς, которое означает бытие, рождение, происхождение, заимствовано из ей самой Быт. 2:4, 5:1 2 и приличествует ее содержанию. Писатель ее. О писателе книги Бытия не сомневались в течении трех по крайней мере тысяч лет от времен Моисея. Смелое суждение некоторых новейших испытателей, которые или совсем отъемлют оные у Моисея, или мнят видеть ее поврежденной, уже довольно слабое по своей новости, опровергается: а) Рассматриванием сей самой книги; ибо хотя в ней содержатся происшествия бывшие до Моисея, однако их без прекословия мог описать Моисей при помощи близких к нему преданий и вдохновения Божия. б) Несомненным о ней свидетельством христианских св. писателей, напр. Деян.15:20–21 3 . Сн. Быт.9:4 и Самого Иисуса Христа, Ин.5:46 4 ; сн. Быт.49:10 . III. Время, в которое написана книга Бытия можно рассматривать: 1) Вообще, в отношении к роду человеческому и церкви, и 2) в особенности, в отношении к состоянию еврейского народа и жизни Моисея. 1) Книга Бытия является тогда, когда устное предание становится недостаточным средством к сохранению в чистоте истины веры и истории церкви. Поскольку а) Пределы жизни человеческой сократились. б) Понятия о Боге и законе естественном в большей части рода человеческого затмились. в) Избранное Богом племя возросло в народ, но в котором редкие достойны были непосредственного просвещения от Бога, и который также был в опасности потерять веру и самое бытие свое. 2) Иосиф Флавий, Филон, а с ними и Евсевий утверждают, что она написана в земле мадиамской, когда Моисей более пользовался досугом и уединением и когда евреи еще страдали в Египте. Большая часть христианских писателей охотнее и справедливее полагают сие после призывания Божия, ниспослания на Моисея пророческого духа и законоположения в пустыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя мира. Иисус Христос , обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин. 5:45–47 )? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Моисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем ( Лк. 24:27 ). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей: яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше проповедати людем (иудейским) и языком ( Деян. 26:22–23 ). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Моисеева и пророк ( Деян. 28:23 ). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин. 1:45 ). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших сию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает» 1 . Обетования и пророчества о Христе находятся в следующих местах Пятикнижия Моисеева: Быт. 3:15; 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14; 49:10 ; Чис. 24:17 ; Втор. 18:15; 18: 19 . 1. Обетование о семени жены

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

КАФИСМА ПЕРВАЯ Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1 Переводчики божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя. Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства (Феодорит, Григорий Нисский ). Пс.1:1 .   Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: «Блаженство» человеческое есть уподобление божеству. «Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6, 15 ). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1, 1 ), поэтому прежде всего Пророк и «ублажает» уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного «мужа блаженным» и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного «блаженства» является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. «Нечестивый» – есть всякий неблагодарный человек, а «губитель» – есть человек лукавый, советник зла. Под «советом нечестивых» подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех , т.е. становится «на путь грешных» и, наконец, предается страсти греха, что означает «седение на седалищи губителей» (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.1:2 .   но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. «День и нощь» надлежит нам внимать «закону» Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: «слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй... и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я... на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима» ( Втор. 6, 7–8 ). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, «день и ночь» поучалась «в законе» Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: «непрестанно молитеся» ( 1Сол. 5, 17 ). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

«Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина». Авторитет Климента Римского побудил многих авторов подписывать его именем свои сочинения. «Апостольские постановления» — написанный от лица Климента ранний кодекс канонического права (по мнению современных исследователей, составленный в Сирии ок. 380 г.) Группа Вконтакте Facebook группа Апостольские постановления Книга первая 1. Апостолы и пресвитеры всем уверовавшим в Господа Исуса Христа из народов: благодать вам и мир от Вседержителя Бога, чрез Господа нашего Исуса Христа, да умножится в познании Его. Кафолическая Церковь есть Божие насаждение и избранный виноградник Его. Уверовавшие в незаблуждающееся богочестие Его, приобретшие чрез веру вечное царство Его, принявшие силу Его и причастие Святого Духа, вооруженные чрез Исуса и объявшие всем сердцем страх Его, приобщившиеся окропления драгоценною и невинною кровию Христовою, получившие дерзновение называть Вседержителя Бога Отцом, сонаследники и сопричастники возлюбленного Отрока Его, — выслушайте, держащиеся обетования Его по повелению Спасителя, священное учение, согласное со славными вещаниями Его. Старайтесь, сыны Божии, все делать по послушанию Божию, и во всем будьте угодны Христу, Господу нашему; ибо кто преуспевает в беззаконии и делает противное воле Божией, тот сочтен будет от Бога как беззаконный язычник. 2. Воздерживайтесь от всякого любостяжания и несправедливости; ибо и в Законе написано: «не пожелай жены ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего», потому что всякое пожелание сего — от лукавого. Ибо кто пожелал жены или раба или рабыни ближнего, тот уже прелюбодей и вор по мысли; если он не раскаевается, то осужден Господом нашим Исусом Христом, чрез Которого слава Богу во веки. Аминь. Ибо в Евангелии, возглавляя, утверждая и дополняя десятословие Закона, Он говорит: «в Законе написано: «не прелюбодействуй», Я же говорю вам (то есть в Законе Я чрез Моисея говорил, а теперь лично говорю вам): всякий, кто посмотрит на жену ближнего к вожделению её, уже любодействовал с нею в сердце своём».

http://predanie.ru/book/69474-apostolski...

А.М Величко I Ясное осознание того, что Церковь не может основывать свою жизнедеятельность на переменчивых понятиях нашего разума, заставляло еще первых христиан искать Божественные указания для благочестивой и правильной организации собственного бытия. Это было тем более естественно, что общины христиан создавались Апостолами, сохранившими в непогрешимости учение, данное им непосредственно Христом, и которые сами в значительнейшей степени демонстрировали братьям и сестрам по вере образец того, как нужно жить, строить отношения и в общине, и с властями, совершать богослужение, причащаться Святых Даров и многому другому. Церковь не только потому Апостольская, что в дальнейшем ее епископат был признан преемником первых учеников Христа, а еще и по той причине, что сами Апостолы стали примером для подражания. И Апостольские правила, тщательно собранные в течение нескольких веков всей Кафолической Церковью в единый сборник, окончательно реципированные лишь в 691 г. на Трулльском соборе, легли в основу жизни первых христиан. Разумеется, с еще большим вниманием и почтением христианские общины относились к текстам четырех Евангелий и словам Спасителя, содержащимся в них. Обращаться к Писанию для разрешения тех или иных текущих проблем для многих из них более чем привычно, т.к. первые христианские общины в Иерусалиме состояли в массе своей из иудеев, чье тысячелетнее сознание покоилось на Законе Моисея, провозглашенном их народу Богом на Синайской горе. То есть – на божественных правилах. Не все, однако, христиане считали их незыблемыми. Многим казалось, что в отличие от Нового Завета, данного человеку как путь к спасению и освобождению от греха, правила Ветхого Завета – это иго, наложенное на иудеев в наказание за поклонение золотому тельцу. Однако даже противники иудейского благочестия полагали, что и в Законе Моисея, поскольку он имеет своим источником Божественное Откровение, сокрыта тайная истина, которая недоступна иудеям, но каковую им самим следует познать с. 503]. Ведь положенная на Заповеди Христа, она тоже спасает человека: «Испытайте Писания, в которых вы думаете иметь вечную жизнь: они свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39–40 ) с. 344, 345].

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Как соотнесено вечное и временное в книгах Священного Писания ? Почему важна каждая мелочь в этих текстах? Как меняется духовный смысл с заменой одной лишь буквы в слове? И что, собственно, значит для нас весь корпус Священного Писания? Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мне хочется поговорить с вами о Священном Писании. Писание – это слово Божие, записанное рукою человеческой. Люди с открытым ухом, люди, смотрящие одним глазом вверх, а другим глазом, так сказать, вниз, то есть стоящие ногами на земле, а головой устремляющиеся к Небесам, люди, способные к разговору с Создавшим их, составили нам священные книги, начиная с Моисея, первого священного писателя. И эти книги в конце концов сформировались в одну, называемую Библия, что в переводе означает «книги». Библия – это не «книга», это «книги» – во множественном числе. Держа в руках Библию, мы держим в руках целую библиотеку. Там есть космогония, история царей, описание жизни интересных людей, там есть переписка отдельных лиц и послания, направленные от частного лица к целому собранию или группе людей. Там есть любовная лирика, там есть притчи мудрых, там есть предсказания о будущем, то есть там – все жанры литературы, собранные под одной корочкой, и называется это «Книги». Но само слово «Библия» в Библии отсутствует. Книги эти священного происхождения, книги Божии, книги, Самим Богом подаренные человеку, и сегодня, в эпоху тотальной грамотности, очень хотелось бы, чтобы человек упражнялся в Законе Господнем день и ночь. Так начинается Псалтирь царя Давида . Он похваляет и уважает человека, который склонил свое сердце к изучению Закона Господня и в Законе Господнем поучается день и ночь. Собственно, когда Закон давался через Моисея людям еврейским, было сказано, что мудрость твоя будет в том, чтобы ты не отпускал книгу-закон от глаз твоих ни утром, ни вечером: ложась и вставая, насыщаясь и поднимаясь из-за стола, просыпаясь и засыпая – постоянно, на пути и дома, занимаясь изучением слова Господня. Божественная Тора – а впоследствии потом Божественное Писание, то есть Тора и пророки, доходящее в конце концов до Священного Божественного Евангелия четверочастного – четыре реки, вытекающие из рая: Матфей, Марк, Лука и Иоанн, – со всем корпусом апостольских писаний – это не слова человеческие.

http://pravoslavie.ru/94397.html

7.2 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13) 7.3. Закон ужичества (левирата) 7.4. Последние указания. Песнь Моисея 7.5. Смерть Моисея Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.2 «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13) Особо хочу обратить ваше внимание еще на одну заповедь. «Проклят всяк, висяй на древе» (Втор. 21:23). Святитель Иоанн Златоуст таким образом поясняет это странное установление: «Так как определено было тем, которые не исполняют закон: «проклят всяк, иже не пребудет во всех», писанных в книге сей, говорит Моисей в законе (Втор. 27:26), а Христос, как исполнивший закон, не мог подлежать этому проклятию, то Он вместо этого проклятия принял на себя другое, будучи повешен на древе» т. 6, кн. 1, c. 632]. «Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей» (Втор. 28:66). 7.3. Закон ужичества (левирата) При изучении родословия Спасителя вам приходилось сталкиваться с так называемым законом ужичества или левирата (от латинского термина, обозначающего деверя, брата мужа). Это название относят к двум установлениям Писания. Первый закон говорил о том, что если у какого-то отца есть только дочери, то в наследство его удела вступают именно эти дочери, но они не имеют права выходить за мужчин из другого колена, чтобы не было перехода удела из одного колена в другое (Чис. 36:8). Другой касается ситуации, если человек умер бездетным. Тогда брат его должен взять к себе его жену, и ребенок, который от этого брака родится, будет считаться полноправным преемником и наследником умершего. Человек, который отказывался исполнить этот закон, был опозорен (Втор. 25:5-10). В связи с этим законом возникает иногда путаница, говорят, что вообще нельзя было жениться на женщине из другого колена. И встает вопрос, а как же тогда Дева Мария могла быть родственницей Елизавете, которая была из дома Аарона? Могу привести несколько ветхозаветных примеров, проясняющих дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/431003/

Д.А. Добросмыслов Отдел 2. О жрецах Жрецы, как и скиния составляли естественную необходимость публичного богослужения евреев, как и всех других народов. Постановленния Моисея о жрецах имели целью обеспечить наилучшим образом достижение последними своего назначения, чтобы они были посредниками между Иеговой и народом, чтобы, будучи сами святы, они вели к этой святости и народ ( Cupax. XLV, 29, 31 ). Сообразно с таким назначеним Моисей согласно с волей Иеговы произвел выбор между коленами израилевыми, найдя более способным для жреческого служения по ревности к закону Божьему ( Чucл. XXV, 13 ; Cupax. XLV, 28–29 ) колено Левино. Дал последнему строгие законы о святости и чистоте жизни, предоставил руководительство народом в делах религии, обеспечил левитов для большего успеха их в этом руководительстве материальным содержанием, предоставлением особой власти над народом и особых внешних отличий в посвящении и одеждах, которые выделяли жрецов среди народа как род священный ( Cupax. XLV, 7–27 ). Рассматривая постановления Моисея о жрецах, отцы церкви по обыкновению останавливаются на их символическом и преимущественно прообразовательном значении. Как скиния в своем устройстве, по их объяснению, была живым предизображением церкви в ее будущем новозаветном состоянни, так и жрецы были прообразом того же будущего: как главные действующие лица этой прообразовательной скинни, они естественно должны были служить прообразом лиц церкви новозаветной. При этом глава всех ветхозаветных жрецов, первосвященник, по мнению отцов, должен быть принимаем в своих правах, преимуществах и действиях при скинии за прообраз Самого Иисуса Христа, как обетованного еще через пророка Великого и Вечного Первосвященника нового завета ( Ncaл. CIX ). Помощники главного первосвященника – простые священники также отчасти прообразовали священство Христа. Но в отличие от своего главы -первосвященника, в частности, они должны быть принимаемы за прообраз споспешников Христа в Его церкви – пастырей и учителей церкви, а также за прообраз и всех вообще членов этой церкви, потому что и у пророков все христиане по своей близости к Богу и богатству благодати Его подобно ветхозаветным священникам называются священниками Всевышнего ( Uc. IV, 8 ; сн. 1Nemp. II, 9 ; Anok. I, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mnenie-...

1) Покаяние. Нравственный закон, исполненный жизнью Спасителя мира, есть тот же самый закон, который Богом дан был через Моисея и который написан в сердце человека. Представляемый теперь словом Божиим чувству и сознанию формально освобождённого человека, он освещает перед ним самим всю глубину и прочность злого живущего в нём настроения и целое поле содеянных им внешних поступков, противных закону, а вместе даёт ему чувствовать и сознавать как то, что всё это зло есть дело его свободы, содеянное им с сознанием его беззаконности, так и то, что требования этого закона суть требования живого, всемогущего и всеправедного Бога. Короче: под влиянием слова о нравственном законе, как законе Божием, падший человек чувствует себя всецело виновным перед Самим Богом, безъизвинительным именно перед Ним, безответным. Отсюда далее болезненные, сокрушительные чувства, теснящиеся в сердце человека со всех сторон: к себе – презрение, потому что сам был виной своего нравственного развращения; перед другими людьми – стыд, потому что сам сделался поношением человеков и уничижением людей ( Пс.21:7 ); перед всемогущим и всеправедным Богом – болезненный страх и ожидание близких временных и отдалённых вечных зол. Наконец, чувство собственного нравственного бессилия и беспомощности довершает внутреннее потрясение человека: он хотел бы сделать свои дела несделанными, но это невозможно; хотел бы вырвать из себя самого живущее в нём злое настроение, но оно срослось со всем его существом; хотел бы нравственно умереть, чтобы восстать в лучшем состоянии, но это не в его силах. Тогда-то, если он не хочет погибнуть в отчаянии или ожесточиться во зле, он начинает спрашивать возвещающих ему слово Божие: «Что сотворю?», как об этом спрашивали слушатели Иоанна Предтечи, обличавшего злые дела иудеев и указывавшего на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Лк. 3, 10; 12, 14 ); или слушатели св. апостола Петра, обличавшего народ, распявший Сына Божия (2, 37). Но такое неотвращение от слова Божия, а стремление по его указанию найти исход из своего состояния есть уже начало покаяния и не покаяния только, но вместе и начало веры, которая также неотделима от покаяния, как сознание зла неотделимо от сознания добра, как признание свойств праведности и всемогущества в истинном Боге неотделимо от признания в Нём и Его беспредельной благости, как проповедь о Распятом неотделима от проповеди о воскресшем Искупителе мира, как приглашение: покайтесь неотделимо от другого: веруйте в Евангелие. Поэтому и полное понятие покаяния возможно только в связи с тем что называется верой во Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010