Когда эта беда потрясла Церковь , афонские монастыри преимущественно сохранили единство с ней, продолжая следовать при этом старому стилю. Но большинство монахов в скитах Святой Горы стали зилотами – так называли себя те ревнители благочестия, которые не согласились с решением Архиерейского Собора Греческой Церкви и отделились от нее. Старец Иосиф вместе со своей общиной присоединился к зилотам. Конечно, Старца подвигла на это ревность о сохранении святоотеческого Предания, но, в отличие от многих афонских собратьев, он был свободен от фанатизма и поэтому остался открытым действию Промысла Божия. В течение одиннадцати лет у греческих старостильников не было епископов. А без епископа нет Церкви. Однако в 1935 году митрополит Флоринский Хризостом отделился от епископата Греческой Церкви и присоединился к старостильникам. Его примеру последовали Герман Димитриадский и Хризостом Закинфский. Эти три епископа совершили хиротонию еще четырех епископов, среди которых был и монах Матфей Карпафакис из скита Святого Василия, сосед Старца Иосифа. Заразительная ревность и красноречие монаха Матфея увлекли не только множество афонских подвижников, но и немало мирских людей по всей Греции. До 1937 года между старостильниками горячо обсуждался вопрос: как относиться к новостильникам, следует их считать раскольниками или нет? К тому времени они все еще не определились с ответом на него. Хризостом Флоринский понимал, что большинство верующих склоняется к старому стилю. Следовательно, можно было надеяться, что и Греческая Церковь вернется к нему, если зилоты будут занимать разумную позицию сдержанного протеста, не переходя в крайности. Поэтому он в своем окружном послании заявил, что Церковью -матерью для старостильников является Греческая Церковь и что от нее они черпают благодать, занимая при этом позицию протеста против ошибочного решения о календаре. Но когда он, таким образом, официально заявил, что таинства у новостильников действительны, старостильники сразу разделились на два враждующих лагеря: на умеренных, последовавших за Хризостомом Флоринским, и на крайних, последовавших за Матфеем Карпафакисом, который утверждал, что таинства Церкви, перешедшей на новый стиль, недействительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Государственный Исторический музей представил экспозицию «1000 лет русского паломничества» 26 ноября 2009 г. 13:17 24 ноября в залах Государственного Исторического музея состоялось открытие выставки «1000 лет русского паломничества». Ее организаторами выступили Министерство культуры Российской Федерации, Московская Патриархия, Государственный Исторический музей и Паломнический центр Московского Патриархата . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в адрес устроителей и участников выставки послание, которое огласил секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк . Выставка рассказывает о традициях русского паломничества, ставшего неотъемлемой чертой церковной жизни православных христиан Святой Руси. Экспозиция отличается большим разнообразием и включает в себя иконы, виды монастырей и святых мест, картины, рукописные и печатные книги, документы, фотографии, паломнические реликвии и сувениры, предметы быта паломников. В церемонии открытия выставки приняли участие митрополит Петрский и Херонисский Нектарий ( Константинопольский Патриархат ), представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл ( Болгарская Православная Церковь ), епископ Месаорийский Георгий ( Кипрская Православная Церковь ), митрополит Закинфский Хризостом ( Элладская Православная Церковь ), председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации епископ Зарайский Меркурий , секретарь Московского Патриархата по зарубежным учреждениям епископ Егорьевский Марк, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, а также старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Корнилий . Выставка «1000 лет русского паломничества» открыта до 28 февраля следующего года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/229434.htm...

Но его замечательные труды остаются и теперь в рукописях (Московская Синодальная библиотека Наконец, в XV b. прославились своей литературной деятельностью: знаменитый Симеон, архиепископ Фессалоникийский, которому принадлежат девять полемических против латинян сочинений по пререкаемым вопросам; Макарий, митрополит Анкирский, автор сочинения против латинян, Варлаама и Акиндина, состоящее из 100 глав (в рукописи); Адриан и Матфей, архиепископы Болгарии, Николай, епископ Закинфский, знаменитый Марк Евгеник, митрополит Ефесский, Феодор Агаллиан, диакон, иеромнимон и дикеофилакс Великой церкви, автор трёх полемических против латинян трактатов; Сильвестр Сиропул, диакон, великий экклисиарх и дикеофилакс Великой церкви, прекрасно образованный клирик; он присутствовал на Флорентийском соборе и по принуждению подписал его определения, от которых потом отказался; по просьбе друзей, Сиропул со всей искренностью и объективностью написал историю Флорентийского собора, имеющую большое научное значение; наконец, Матфей Камариот,сын священника, незадолго до завоевания Константинополя турками прибыл в столицу и занимался здесь преподаванием богословия, философии и риторики; он написал два сочинения – «Раскрытие священного Символа [веры]», направленное против латинян, и «Историю падения Византии», где трагически описывает судьбу Империи и её столицы Константинополя. Далее, в области священной герменевтики особенно известны Икумений, епископ Трикки в Фессалии, и Феофилакт, архиепископ Болгарский, труды которых относятся к экзегетике книг Св. Писания Ветхого и Нового Завета. К ним примыкает Николай, архиепископ Реджии в Калабрии, написавший экзегетический трактат на послания апостола Павла (XII b.). Иоанн Кастамонит, митрополит Халкидонский (XII b.), составил изъяснение Евангелий. В XIII b., вследствие неблагоприятных условий в положении Византийской церкви, экзегетическая литература имела очень мало представителей, но в XIV b. число их возросло. Так, Феодор Мелитиниот, сакеларий, архимандрит и «дидаскал дидаскалов», написал толкование на четыре Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 25-26 декабря 1997 года 8 апреля 2005 г. 13:00 25-26 декабря 1997 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 25 декабря: СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея: «…Ваше Святейшество! Святейший Владыко! Почтительно представляю Вашему благосклонному вниманию архимандрита Анатолия (Аксенова), наместника Никитского мужского монастыря, а также временно исполняющего обязанности наместника Даниловского мужского монастыря г. Переславля-Залесского, как кандидата для рукоположения в сан Епископа. За время своего служения в Ярославской епархии архимандрит Анатолий сумел возродить разрушенный до руинного состояния Никитский монастырь, ввести в нем уставную монашескую жизнь и показал себя как усердный служитель Алтаря Господня, рачительный и умелый хозяйственник, талантливый организатор монашеского бытия, заботящийся о духовном и нравственном совершенствовании монастырской братии. Возведение его в Епископское достоинство, надеюсь, послужит как для блага Православной Церкви, так и возлюбленного Отечества». Святейший Патриарх и члены Священного Синода имели беседу с кандидатом в викарные епископы Ярославской епархии архимандритом Анатолием. ПОСТАНОВИЛИ: Клирику Ярославской епархии архимандриту Анатолию (Аксенову), наместнику Никитского монастыря в Переславле-Залесском, быть епископом Переславль-Залесским, викарием Ярославской епархии. Наречение и хиротонию архимандрита Анатолия в епископский сан совершить в городе Москве. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусской Православной Церкви от 26 и 27 сентября и 14 декабря 1997 г. журналов 44, 45, 46) ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о его поездке в Грецию с 16 по 19 декабря 1997 г., по поручению Святейшего Патриарха, для участия в юбилейных торжествах, посвященных 450-летию со дня рождения святого Дионисия Закинфского.

http://patriarchia.ru/db/text/4971847.ht...

Поэтому, говорилось далее, Священный Синод просит Министерство церковных дел принять его предложение и назначить митрополита Нектария проповедником Эвбеи. И вот спустя пять дней, 12 февраля 1891 года, король подписал соответствующий указ, текст которого был напечатан 14 февраля в «Ежедневном правительственном листке», а 15 февраля доведен до сведения Синода, номарха 138 Эвбеи и самого Нектария Пентапольского. На благополучный исход дела о греческом гражданстве и подготовку указа о назначении на Эвбею решающее влияние оказал будущий мэр Афин Михаил Мелас 139 (отец Павла Меласа, павшего в боях за Македонию). Сохранилось описание их встречи в здании Министерства церковных дел (оно размещалось тогда в двухэтажном особняке на углу улиц Эрму и Эвангелистриас). Она произошла, когда опечаленный отказом министра владыка спускался к выходу. Исполненный глубокой признательности, святой впоследствии говорил: «Бог послал господина Меласа, и он столкнулся со мной на лестнице Министерства». 130 По свидетельству хиосского протопресвитера Иоанна Неамонитакиса, он, будучи еще студентом, в 1890 или 1891 г. посетил владыку Нектария в его временном жилище при храме в Певкакии. Тот переносил лишения с истинно христианским смирением, без малейшего упрека гонителям. За эти семь месяцев пребывания в Афинах ему, судя по всему, приходилось проживать и в других местах. 131 Согласно закону от 9 июля 1852 г., епископскую эпитропию составляли три пресвитера данной епископии, назначенные Священным Синодом и утвержденные королевским указом. 132 Заседание состоялось 5 ноября 1890 г. Его участниками были митрополиты Афинский Герман, Закинфский Дионисий, Патрасский и Элидский Дамаскин и епископ Каристийский Макарий, а также представитель короля П. Мавромихалис и первый секретарь архимандрит Геннадий Панайотопулос. 133 Митрополит Герман не служил в Египте, как иногда утверждают, одновременно с Нектарием Пентапольским. В бытность Высокопреосвященного Германа на служении в Александрийской Церкви Анастасий (затем монах Лазарь и иеродиакон Нектарий) Кефалас находился на Хиосе; в «египетский» же период владыки Нектария (1886–1890) Герман был уже митрополитом Кефаллинийским, а затем Афинским. Даровитый архипастырь – первоначально архидиакон, секретарь и протосинкелл Софрония Александрийского, затем, по переходе в Элладскую Церковь , митрополит Кефаллинийский – он относился к Пентапольцу с откровенной симпатией, и это говорит о многом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В 1458 г., после 3-месячной осады, город взяли турки. В кон. XV в. число епископий Коринфской митрополии сократилось до 5 (Дамальская и Педиадская, Кефалинийская, Закинфская, Зименская и Тарсская, Полифенгская - Darro u z è s. Notitiae. Р. 420. N 21), в 1715 г. их осталось только 2 (Дамальская и Полифенгская). Несмотря на это, Коринфский митрополит сохранял титул «всечестнейший и экзарх всего Пелопоннеса». В эпоху турецкого господства Коринф снова был заселен, многие жители одновременно имели дома и в нижнем городе, и в крепости Акрокоринф. В качестве кафедрального собора в османский период путешественники упоминали ц. Пресв. Богородицы (видимо, находилась к юго-востоку от агоры). Из письменных источников известно, что в 1676 г. внутри крепости существовало 5-6 церквушек, от которых теперь остались только руины ( Κουμοση. 2001. Σ. 14). До наст. времени на Акрокоринфе сохранился пещерный аскитирий ап. Павла, однонефная ц. вмч. Димитрия Солунского XVII в. с фресками (ее кладка включает сполии раннехрист. базилики), полуразрушенная 3-нефная 3-апсидная церковь (90-е гг. XVII в.; посвящение неизв.). В нижнем городе до 1935 г. просуществовала однонефная сводчатая ц. ап. Иоанна Богослова (нач. XVII в.). Во время турецко-венецианской войны (1684-1689) по обвинению в ведении тайных переговоров с врагами Османской империи был казнен сщмч. Захария († 1684), митр. Коринфский. Венецианцы захватили Коринф в 1687 г. и удерживали его до 1715 г. В XVIII - нач. XIX в. Акрокоринф пришел в запустение, тогда как нижний город развивался. В 1764-1776 гг. Коринфскую митрополию возглавлял свт. Макарий Нотара , один из лидеров движения духовного возрождения колливадов . Коринф был освобожден от турок 26 окт. 1823 г. После провозглашения автокефалии Элладской Православной Церкви, в 1833 г., Коринфская епархия получила статус епископии, и в ее состав был включен Аргос с окрестностями, ранее входившими в Аргосскую и Нафплийскую митрополию. Название епархии теперь звучало как Коринфийская, т. к. оно было образовано не от названия города - Коринф, а от названия административно-территориальной единицы нового греч. гос-ва - Коринфия. В дек. 1841 г. Коринфийская епископия была объединена с Арголидской, в дек. 1842 г. эта епархия получила название Коринфийской и Арголидской епископии и в ее состав была включена Идрская епископия. В 1852 г. эти епископии были разделены и была создана Коринфийская архиепископия (в 1900 она снова получила статус епископии). После землетрясения 1858 г. в 8 км к северо-востоку от Коринфа был основан Неа-Коринтос (сейчас обычно именуется просто Коринф), а населенный пункт на месте древнего города стал называться Палеа-Коринтос (с 1951 Архея-Коринтос). С 1922 г. Коринфийская епископия, как и все епархии Элладской Православной Церкви, кроме Афинской архиепископии, возведена в ранг митрополии с названием Коринфийская.

http://pravenc.ru/text/2458655.html

3 декабря 1920 г. Священный Синод Элладской Церкви впервые в своей истории был созван самостоятельно, до этого он собирался на совещание исключительно по разрешению гражданских властей. Под председательством старейшего архиепископа Закинфского Дионисия члены Синода сняли с митрополита Феоклита и других архиереев прещения, которым они подверглись в 1917 г. за поддержку короля и партии роялистов. Эти прещения были сочтены «неканоничными, незаконными и как бы не бывшими». [viii] 19 декабря 1920 г. новый парламент Греции вернул трон королю Константину, который также стал верховным главнокомандующим греческой армии. Помощь союзников (Великобритании и Франции) сразу прекратилась, и Греция продолжила войну с Турцией в одиночку, что в дальнейшем (в августе 1922 г.) привело к жестокому поражению и заключению в 1923 г. невыгодного для страны Лозаннского мирного договора с потерей всех малоазиатских территорий, Восточной Фракии и нескольких островов в Эгейском море. В результате жесточайших гонений со стороны турок около полутора миллионов греков бежало из Малой Азии в Грецию. [ix] После изгнания из Афин митрополит Мелетий, так и не признавший своего низложения, в феврале 1921 г. уехал в США. Здесь его с почетом встретили антироялисты-венизелиты и поставленный им для Северной Америки архиеп. Александр, которого новый Синод безуспешно попытался отозвать назад в Грецию. В конце февраля глава Элладской Церкви митр. Феоклит I послал архиеп. Спартского Германоса (Трояноса) представителем Свящ. Синода в Америку вместо архиеп. Александра, однако последний отказался повиноваться указу Синода и объявил себя и всю свою паству находящимися под омофором Константинопольского Патриарха, престол которого тогда был вакантным. Таким образом, греческая диаспора в Америке оказалась расколота между последователями архиеп. Александра и архиеп. Германоса. Началась церковная смута в греческой диаспоре, продолжавшаяся почти 10 лет (к 1921 г. в США уже проживало около 400 тыс. греков, и было открыто 138 приходов). 15 сентября 1921 г. митр. Мелетий создал Греческую архиепископию Северной и Южной Америки, Официально она была признана штатом Нью-Йорк в следующем году. Митрополит также принял участие в конференциях, совместных молитвах и богослужениях с англиканским духовенством. [x] В ноябре того же года митр. Мелетий совершил открытие первой греческой семинарии в Америке, посвященной св. Афанасию. Временно семинария, деньги на создание которой пожертвовал Э. Венизелос, была размещена в одной из комнат центрального отделения ИМКА в Бруклине. [xi]

http://bogoslov.ru/article/1029958

  ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о проходившей в Москве международной выставке православного искусства «Свет миру». Справка 30 января — 3 февраля 2007 года в рамках XV Международных Рождественских образовательных чтений в Центральном выставочном зале «Манеж» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия проходила международная выставка православного искусства «Свет миру». Сопредседателями оргкомитета выставки являлись Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Выставка была организована при участии «Русского афонского общества». Открытие выставки возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, который обратился к присутствовавшим со словом приветствия. В церемонии открытия приняли участие митрополиты Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, председатель оргкомитета выставки; Симферопольский и Крымский Лазарь , другие иерархи и клирики Русской Православной Церкви, а также представители Русской Православной Церкви Заграницей, Грузинской , Элладской и Американской Поместных Православных Церквей. Кроме того, на открытии выставки присутствовали Полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С. Соколов, министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко, мэр Москвы Ю.М. Лужков, председатель комитета по культуре Государственной Думы России И.Д. Кобзон, ректор Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, директор музея имени Андрея Рублева Г.В. Попов, деятели российской культуры, науки и искусства, посол Греции в России г-н Илиас Клис, сотрудники посольств Греции и Кипра. Глава делегации Элладской Православной Церкви митрополит Закинфский Хризостом передал в дар Святейшему Патриарху Алексию список иконы Собора святых русских афонцев, которую доставили со Святой Горы Афон в российскую столицу специально к открытию выставки.

http://patriarchia.ru/db/text/220819.htm...

Подобная позиция руководства Элладской Церкви вызывала резко негативную реакцию в СССР. В докладе Г.Г. Карпова в ЦК ВКП(б) об итогах работы Совета по делам Русской Православной Церкви за 1946 г. (от 14 февраля 1947 г.) отмечалось: «От какой-либо связи с Греческой православной церковью Московская Патриархия воздерживалась сама, учитывая, что глава этой церкви архиепископ Дамаскинос отражал интересы реакционных кругов Греции и ориентировался на англичан». Подобная же позиция была и у Первоиерархов некоторых других Православных Церквей в странах народной демократии, в частности Сербский Патриах Гавриил в беседе с посетившим в декабре 1946 г. Белград митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем заявил: «У нас неопределенные отношения с главой Греческой церкви Дамаскиносом. Ведь неясно: кем он утвержден главой Церкви? Каноничен ли он? Ведь он поставлен немцами путем низвержения митр. Хрисанфа. И странно: он оказался угоден и англичанам. Я временно воздерживаюсь от канонического общения с ним». Однако уже вскоре, весной 1947 г., пытаясь привлечь как можно больше Поместных Православных Церквей к участию в намечаемом на октябрь 1947 г. Всеправославном совещании в Москве, Московский Патриарх Алексий послал известительное письмо о нем и архиепископу Афинскому Дамаскину. Правда некоторые иерархи Элладской Церкви отреагировали на планируемый созыв Всеправославного совещания в Москве резко негативно. Так, митрополит Закинфский Хризостом 1 августа 1947 г. опубликовал в официальном печатном органе Церкви статью «Две главные опасности», в которой писал, что «православная греческая церковь имеет своим врагом не только папизм и западную католическую церковь, но и славянство и славянские православные церкви, которые находятся под коммунистическим режимом». Митрополит считал Патриарха Алексия неправомочным созывать Всеправославные совещания и утверждал, что «славянские церкви стремятся поставить русского патриарха на то видное место, которое в течение веков занимает Вселенская патриархия».

http://bogoslov.ru/article/1089182

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ ЭГИНСКИЙ [Ιερνυμος τς Αγινας (Αγνης); в миру Василий Апостолидис] (1883, дер. Гелвери, ныне Гюзельюрт, Турция - 2/3.10.1966, Афины), старец. Род. в благочестивой многодетной семье, его отец, Анестис Апостолидис, был гончаром. В молодости по просьбе жителей Гелвери Василий был рукоположен во диакона Софронием, митр. Амисским. Ревностными проповедями он нажил недоброжелателей. Василий совершил паломничество в Св. землю и 9 месяцев прожил в Иоанна Предтечи монастыре на Иордане . В 1912 г. он стал диаконом в патриаршей ц. вмч. Георгия Победоносца в квартале Фанар в К-поле, где оставил по себе добрую память ревностным служением и праведной жизнью. Все жалование он раздавал бедным, а сам жил в строгом воздержании. Множество людей приходило, чтобы услышать его проповеди. К-польский патриарх хотел рукоположить его во иерея и назначить служить в кладбищенскую церковь «Живоносный Источник» иконы Божией Матери монастыря (Балыклы), что считалось престижным для к-польского клирика, но Василий ответил отказом. Из-за разногласий с Патриархом Мелетием IV Метаксакисом (1921-1923) он лишился места в ц. вмч. Георгия. В 1922 г. Василий переселился на о-в Эгина, где служил диаконом в митрополичьем соборе. По его инициативе была создана больничная церковь свт. Дионисия Закинфского, архиеп. Эгинского. На Эгине он познакомился с иером. Пантелеимоном (впосл. митрополит г. Каристос на о-ве Эвбея), к-рый убедил его принять священство (рукоположен 29 авг. 1923). 13 дек. 1923 г. на Афоне Василий был пострижен в великую схиму с именем Иероним в честь своего духовного наставника старца Иеронима Симонопетрского и затем получил сан архимандрита. Помимо службы в больничной церкви (И. Э. также оказывал больным медицинскую помощь) на него были возложены обязанности духовного окормления жен. монашеских общин исихастириев Благовещения Пресв. Богородицы на окраине г. Эгина и Св. Троицы (основанного свт. Нектарием Эгинским , митр. Пентапольским († 1920)), а также мон-ря Хрисолеондисса . Архиепископ Афинский разрешил И. Э. каждый раз, когда он бывает в Афинах, произносить проповедь в митрополичьем соборе.

http://pravenc.ru/text/293734.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010