В жанровом отношении Ж. л. представлена 2 основными направлениями - книжно-риторическим и народным. В XI-XIII вв. господствующим становится 1-е направление. Был создан ряд похвальных житий и панегириков, посвященных как деятелям прошлого, так и современникам. Значительным явлением в арм. Ж. л. стали Жития Нерсеса IV Шнорали, Геворга Скевраци. В народном направлении выделяются жития: повествовательные; памятные записи; краткие синаксарные. Простые повествовательные жития XII-XIII вв.: Ованнеса Саркавага, Степаноса Сюнеци в редакции Мхитара Айриванеци, занимательное и сказочное Житие Степаноса, сына Тер-Иусика; исключительное в своем роде Житие Григора Нарекаци, к-рое состоит из 28 чудес святого. Источниками Жития Григора послужили как канонические, так и апокрифические евангельские сказания о Христе. Широкое распространение в XI-XV вв. получили жития - памятные записи, а также синаксарные жития и мученичества. Разные редакции Синаксаря выражали определенные тенденции, имели новые художественно-идеологические подходы, как, напр., редакция латинофила Григора Анаварзеци или последняя редакция Синаксаря Григора Хлатеци, составленная в мрачные для Армении годы и расширенная за счет историй св. отцов и мучеников, современников Хлатеци. В Ж. л. народного направления XIII-XV вв. выделяется группа, посвященная деятелям научных и культурных центров: Гладзорского (1280-1338) и Татевского (1345-1410) ун-тов ( Нерсес Мушский , Есаи Ничеци , Ованнес Воротнеци , Григор Татеваци ), монастырских школ-вардапетаранов (Мхитар Саснеци, Григор Хлатеци, Товма Мецопеци). Их общая черта - антиуниатская направленность, противостояние влиянию Римско-католической Церкви в Армении. В условиях постоянных войн и завоеваний Армении после падения династии Багратидов (1045), особенно в XIV-XV вв., мученичества за веру приобретают массовый характер, интенсивно создаются истории армянских новомучеников. Развитие этого направления Ж. л. идет по пути упрощения жанра. В XVI-XVII вв. к жанру мученичеств обращаются крупные историографы Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Однако их произведения представляют собой уже литературно-исторические повествования с красочными описаниями быта и человеческих отношений. XVI-XVII века следует считать периодом упадка Ж. л.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Отсутствуют острые столкновения, диалоги между мучителями и мучеником. Конфликт теряет остроту. Как и у мусульман, у христиан нет прежней нетерпимости к чужой вере (см. «Мученичество Химар Ванеци»). В некоторых мученичествах наблюдается другое интересное нарушение традиции – смещение конфликта. Противоречие иногда возникает не между христианином и иноверцем, а между самими христианами, мусульмане же выступают в роли защитников сильной стороны. Так, например, жертвой своих единоверцев становятся Иерей Степанос и Ованес Чмшкадзагеци. Тяжелое политическое, социальное и правовое положение армян в XVI–XVII вв., гнет и религиозные гонения новых завоевателей – турок и персов – приводят к учащению случаев принятия мученической смерти. Эти века изобилуют мартириями, в которых уже находят отражение бесчинства, самодурство, гнет и изуверство новых поработителей. Целый ряд памятников посвящен жертвам периодически проводившихся турками-османами «сборов детей». К жанру мартиролога охотно обращаются крупные историографы XVI – XVII вв. Закария Канакерци и Аракел Даврижеци, в сочинениях которых очень много места уделено историям подвижников. В них, однако, мученичества претерпели дальнейшую эволюцию и полностью потеряли свои жанровые черты. Это уже целиком и полностью исторические повествования с красочными и живыми описаниями картин быта, реальных человеческих отношений и пр. Пожалуй, единственная черта, присущая мартирологам, которая все еще сохраняется, – это посмертные видения и знамения над могилой мученика. Выход мартирологии на широкое поприще, приобретение новых особенностей были признаком упадка, разрушения жанра. Житие В формировании житийного жанра, как и жанра мартиролога, велика роль литературного наследия античности 42 . Византийская литература, в частности, переняла античную биографию, вложив в нее новое содержание. Незатейливые справочные сведения о жизни и деяниях святого составляли содержание житий, носивших практический характер и получивших название βιοσ και πολιτεα.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ереван. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Бывшая Покровская церковь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Русский стиль Год постройки:Между 1913 и 1916. Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта) , В. Мирзоян (строительный надзор) Адрес: Армения, г. Ереван, ул. Закария Канакерци, 68 Координаты: 40.224033, 44.545296 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 1-й Полтавский полк Кубанского казачьего войска был размещен в пригороде Эривани, селении Кенакиры в 1828 г., после того как русские войска освободили Эривань от персидского ига. Походная церковь полка во имя св. Александра Невского была учреждена в 1882 г. 29 января 1906 г. церковь была освящена в одном из помещений казармы. Каменный храм был построен в 1913-1916 гг. по типовому проекту для военных церквей архитектора Федора Михайловича Вержбицкого, утвержденному Строительной комиссией в 1901 г. Он имел престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В советское время в здании церкви было обезглавлено, в нем устроили клуб для военных. В 1991 г. приказом министра обороны СССР здание бывшего дома культуры было передано приходу района Канакер. В 2000 г. здание было реставрировано, но колокольня и главка воссозданы без учета первоначального проекта. В настоящее время (2016 г.) является главным храмом РПЦ в Армении, но с 2010 г. в Ереване в районе Шенгавит строится русский кафедральный собор Воздвижения Честного и Животворящего Креста, при котором планируется открыть представительство Русской Православной Церкви в Армении. В начале 1990-х гг. вместе с храмом приходу было передано одно из зданий начала ХХ в., находящееся в ста метрах от западного фасада храма, на внутридомовой территории. Там сейчас действует подворье апшеронского женского монастыря «Нерушимая Стена». По материалам сайтов armenik.ru, dic.academic.ru, pravmir.ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39887

Ваан Гохтнаци, когда в темнице приковывают его ногу к пню, просит заковать и другую 26 . То, что по современным критериям художественности может показаться неприемлемым, в средние века являлось самой характерной особенностью мартиролога и вытекало из требований теории мученичества. Гиперболизированное описание мучений было необходимо для раскрытия совершенства мученика. Соответственно этому допрос подвижника, его мучения вместе с описанием казни занимают в мученичестве самое большое место. Однако если образ мученика, с одной стороны, раскрывается путем показа внешних столкновений, то с другой – этому раскрытию в большей мере способствует его внутренняя подготовка к подвижнической смерти, ибо без внутреннего очищения, освобождения от всего земного и преходящего он не может вступить на стезю мученичества. Созданию впечатления многотрудности мученического подвига служат молитвы, покаяния, ночные бдения, отказ от мирской жизни и пр. С «освобождением» от бренной жизни человека ждет блаженство, но момент расставания, отделения от плоти мучителен и тяжел. Эта мысль ясно выражена в вышеприведенном размышлении отступившего от зороастризма мага. Лишь духовно очистившись, герой преисполняется идеей мученичества и отныне ничто земное его не интересует. После долгого покаяния и замаливания грехов Ваан Гохтнаци, живя целый год в непрестанном бдении, нося одну власяницу, согласно автору «вознесся выше тела к своей нематериальной сущности, отстранив от себя злокозненного сатану», и принял решение отправиться в Арабский халифат, где его ждала мученическая смерть. С вопросом изображения героя связана также роль, отведенная в мученичестве различным персонажам. Здесь имеются «пособники дьявола» и мученик, положительный герой и отрицательные, антагонистичные носители зла и добра. Мученик никогда с глазу на глаз с палачами не подвергается мучениям, в эти минуты его всегда сопровождает толпа верующих и неверных, своим отношением и присутствием создавая атмосферу значительности, необычности происходящего. Отношение народа, сострадание, восприятие мучений и смерти героя, впечатление, полученное от мученика, – все это является средством косвенной характеристики героя. Такую же цель преследуют видения и чудотворения – наиболее устойчивые элементы мартирологов на протяжении почти всего бытования жанра. В начальный период они носили сказочно-фантастический характер. Впоследствии выработались переходящие из одного мученичества в другое связанные со смертью героя и его мощами стереотипные рассказы о видениях и чудотворениях, которым отдали дань даже историографы XVI–XVII вв. Закария Канакерци и Аракел Даврижеци. Обычно, когда мученик умирает, на него нисходит небесный свет. Ни одно животное или птица не могут подойти к мощам святого. Язычники, мусульмане, устрашенные этим чудом, разрешают христианам взять тело мученика и с почестями похоронить, а в дальнейшем построить над его могилой часовню или церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Ереванско-Армянская епархия Дата создания: 15 октября 2021 г. Описание: Образована решением Священного Синода от 15 октября 2021 г. ( журнал 92 ) в пределах Республики Армения. Епархиальному архиерею Синод постановил иметь титул «Ереванский и Армянский» с кафедрой в г. Ереване. Устав епархии утвержден решением Священного Синода от 13 октября 2022 г. ( журнал 113 ). Епархия сегодня (по состоянию на февраль 2024 года) Благочиния Кафедральные соборы Храмов — 8. Епархиальные СМИ Страна: Армения Город: Ереван Адрес: Республика Армения, 0091, г. Ереван, ул. Закария Канакерцу, 68 Телефон: +374 10 28-16-92, (495) 858-17-17 E-mail: arm.diocese@mpatriarchia.ru Временный управляющий: Аксий, архиепископ Подольский и Люберецкий (Лобов Дмитрий Борисович) Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5853158.ht...

46 Мариям булай дей: – Жаным Раббибизге макътав эте, 47 Къутгъарывчум болгъан Аллагь учун юрегим сююне, 48 О Оьзюню инг гиччи бир къулу болгъан магъа тергев берди. Энниден сонг бары да наслулар магъа насипли деп айтажакълар. 49 Къудратны Еси мени учун зор уллу иш этди. Ону Аты Сыйлыдыр! 50 Аллагьны рагьмусу Оьзюнден къоркъагъан бары да наслулагъа болажакъ. 51 О Оьзюню къолу булан къудратын гёрсетди, оьктемлени юреклериндеги яман къастларын тозду. 52 Гючлюлени тахларындан тюшюрдю, гючсюзлени буса гётерди. 53 Ачланы ниъматлардан толтурду, байланы буса бош къайтарды. 54 Аллагь Оьзюню къуллукъчусу болгъан Исрайылгъа кёмекге табулду. 55 Бизин аталарыбызгъа сёз бергени йимик, О Ибрагьимге ва ону наслуларына даим рагьму этмеге унутмады. 56 Элизабет булан уьч айгъа ювукъ тургъандан сонг, Мариям уьюне къайта.   Ягьия пайхаммарны тувмакълыгъы 57 Элизабетни яш тапма чагъы етишип, о улан таба. 58 Хоншулары ва къардашлары, Раббибиз Элизабетге Оьзюню уллу рагьмусун гёрсетгенни эшитип, ону булан бирге сююне. 59 Сегизинчи гюн яшны сюннет этме гелелер ва огъар, атасына йимик, Закария деп ат къоймагъа сюелер. 60 Амма анасы: – Тарыкъ тюгюл! Ону аты Ягьия болажакъ, – дей. 61 – Сени тухумунгда шолай аты булан бирев де ёкъ, – дейлер олар. 62 Яшгъа не ат къойма сюегенин атасына ишаралар булан сорамагъа башлайлар. 63 Закария бир такъта гесек гелтирмекни тилей ва: «Ону аты Ягьиядыр», – деп яза. Барысы да тамаша болуп къалалар. 64 Шо мюгьлетде Закария сёйлеп болагъан бола. О Аллагьгъа макътав этмеге башлай. 65 Оланы бары да хоншуларына къоркъув тюше. Бары да бу агьвалатланы гьакъындагъы хабар Ягьудеяны бютюн тав ерлерине яйыла. 66 Шону эшитгенлени барысы да, бугъар тамаша болуп: «Ажайып бар, бу яш не болажакъ?» – дейлер. Гертилей де, Раббибизни къудраты ону булан бола.   Закария Аллагьны атындан сёйлей 67 Ягьияны атасы Закария Аллагьны Ругьундан тола ва шону таъсиринден адамлагъа булай сёйлей: 68 – Оьз халкъына кёмекге гелген ва огъар эркинлик гелтиреген Исрайылны Аллагьы Раббибизге макътав болсун!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

8 Бир керен ибадатханада къуллукъ этмеге ону бёлюгюне гезик гелген заманда, 9 дин къуллукъчуланы адатына гёре чёп салгъанда, арив ийисли затлар яндырмакъ учун, Раббибизни ибадатханасына гирмеге Закариягъа чёп чыгъа. 10 Арив ийисли затлар яндырылып битгинче, ибадатханадан тышда токътап кёп халкъ дуа этип тура болгъан. 11 Шо заман Закариягъа Раббибизни бир малайиги гелип гёрюне. О арив ийисли затлар яндырылагъан ерни онг янында токътай. 12 Малайикни гёргенде, Закария адай ва бек къоркъа. 13 Малайик буса огъар булай дей: – Къоркъма, Закария! Сени дуанг къабул этилди. Къатынынг Элизабет сагъа бир улан табажакъ, огъар да Ягьия деп ат къояжакъсан. 14 О сагъа уллу сююнч ва шатлыкъ гелтирежек ва ону тувмакълыгъына кёплер сююнежеклер. 15 Ягьия Раббибизни алдында уллу адам болажакъ, чагъыр ва оьзге ички ичмежек, анасындан тувгъандан тутуп онда Аллагьны Ругьуну гючю болажакъ. 16 Исрайылны халкъындан кёплерин оьзлени Аллагьы болгъан Раббибизге иман салдыражакъ. 17 О аталарын авлетлери булан ярашдыражакъ, енгилмейгенлени муъминликни ёлуна къайтаражакъ. Раббибизни геливюне халкъны гьазирлемек учун, о Илияс пайхаммарныки йимик ругь ва къудрат булан Ону алды булан гележек. 18 Закария малайикге: – Мен ону неден билермен? Мен чи бир къарт адамман, къатыныма да хыйлы йыллар бола, – деп сорай. 19 – Мен Аллагьны алдында турагъан Жабрайылман, сени булан сёйлемек ва бу сююнчню сагъа билдирмек учун йиберилип гелгенмен. 20 Заманы етишгенде, гьакълыгъы билинежек мени сёзлериме инанмагъанынг саялы, сени тилинг тутулуп, бу затлар болгъунча, сёйлеп болмай туражакъсан, – деп жавап бере огъар малайик. 21 Къырда Закарияны чыкъмакълыгъын къаравуллап токътагъан халкъ ону ибадатханадан чыкъмай олай узакъ къалып турагъанына тамашалыкъ эте. 22 Чыкъгъан заманда, Закария олагъа сёйлеп болмай. Олар да ибадатханада Закариягъа бир гёрюнюш гёрюнгенни англай. Закария олагъа ишаралар булан англата, тили тутулгъан кююнде къала. 23 Ибадат гюнлери битгенден сонг, о уьюне къайта. 24 Бир нечакъы замандан сонг, къатыны Элизабет яшгъа токътай ва беш ай уьюнден чыкъмай туруп, сонг:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Закрыть Новые ориентиры России на Дальнем Востоке 06.02.2007 513 Время на чтение 4 минуты Рич Карлгард (Rich Karlgaard), издатель журнала " Форбс " , однажды довольно точно заметил: " Главный вызов Америке заключается не в глобализации, а в новой парадигме мирового развития " . Под " новой парадигмой " он имел в виду, что очень многие важные тенденции мирового развития складываются независимо от США и проблема состоит в том, чтобы встраиваться в эти процессы, а не пытаться подчинять их априорной схеме. Организаторы первого Корейско-российского форума сообщества, проходившего в Сеуле в конце 2006 года, убеждены, что доверительным отношениям между Россией и Республикой Кореей ничто не угрожает, однако новая мировая и региональная " геометрия " проверяет на прочность способность двух стран найти оптимальные решения проблем безопасности на Дальнем Востоке и качественно обновить двусторонние отношения на стратегическую перспективу. Опыт Республики Корея (РК) объективно востребован сегодня Россией. Форсированное экономическое развитие на юге Корейского полуострова дало эффект диверсификации национального хозяйства и дифференциации социально-профессиональной структуры общества. Возникший в результате нескольких десятилетий экономического роста средний класс стал " локомотивом " преобразований, которые позволили институционализировать систему политического представительства в стиле " нелиберальной демократии " (как именует подобные политические системы Фарид Закария.) Форсированный экономический рост на промышленной основе привел также к укреплению национальной идеи, сутью которой является объединение двух Корей на " южных " условиях. В настоящее время Республика Корея входит в десятку крупнейших экспортеров мира: к концу 2006 г. объем вывоза южнокорейских товаров, технологий и услуг составил 326 млрд. долл. В то же время внешнеэкономические связи России с РК имеют отчетливо " асимметричный " характер: 90% стоимости нашего экспорта - это энергоносители (нефть и газ), тогда как 80% импорта из Кореи - это машинотехническая продукция.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В Багдаде, столице династии Аббасидов, во второй половине VIII века жил и трудился основоположник арабской алхимии Абу Муса ибн Гайян, бывший придворным лекарем халифов. В Европе он стал известен под именем Гебер. Именно труды Гебера положили начало «золотому веку» арабо-христианского герметизма (в частности алхимии), подарившие миру новые термины: alcohol - алкоголь, alkali - щелочь, alembic - перегонный куб (аппарат для дистилляции), aliksir - эликсир ( elixir - в европейской транскрипции). Вообще сама концепция вещества способного ускорить «созревание» несовершенной материи в золото, названного элексиром, пришла в арабский мир из Индии и Китая. Однако именно арабские герметисты переработав ее дали ей новое оформление - поиски « элексира жизни ». На этом поприще особо прославился Абу Бакр Мухаммед ибн Закария ар-Рази из городка Райи (род. 825 г.), который в своем трактате «Книга сокровенных тайн» подробно описывает устройство алхимической лаборатории, многочисленные методы, используемые в алхимии (прокаливание, возгонка, дистилляция, коагуляция). Важнейшим вкладом ар-Рази стало обоснование алхимической триады - ртуть, сера и соль, которая затем переживет века, поскольку в своем трактате он цитирует непререкаемые в те времена авторитеты: Платона, Аристотеля, Гермеса Трисмегиста, Гиппократа, Галлена и Гебера. Еще одним великим герметистом, оказавшим огромное влияние на Средневековую Европу являлся «арабский Аристотель» - Абу Али аль-Хусейн ибн Аллах ибн Сина, известный в Европе, как Авиценна (981-1037). Таким образом, арабская культура VIII-XIV веков стала важнейшим звеном в сохранении и распространении герметических знаний и традиций от эллинистической и христианской Александрии и Антиохии в Средневековую Европу. Справедливости ради стоит заметить, что, несмотря на широкое распространение алхимии и в Европе и в Византийской империи и почти повсеместный интерес, проявляемый к этой таинственной науке, увлечение ею было не безопасно. Так, например, Константинопольскому Патриарху Михаилу Керуларию (1043-1058) было наряду с другими обвинениями предъявлено и обвинение в приверженности к алхимии и волшебству.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

Наиболее глубокой причинойнынешнего кризиса стало противоречие между углубляющимся упадком Запада (деиндустриализацией, гипертрофией роли финансового капитала, перемещением мировых центров экономической активности из североатлантического пространства в Азиатско-Тихоокеанский регион, возникновением феномена «восточного неоколониализма» и т.п.) и стремлением западных элит продолжать «жить по-старому» в условиях прогрессирующей утраты жизнеспособности некогда «эталонными» экономическими и политическими системами. По сути дела, неожиданно возникло новое миросистемное качество - «пост-американский» мир, как его образно и емко описал Фарид Закария. Нынешнее хаотическое состояние мира , с особой силой проявляющееся в «ливийском кризисе» , свидетельствует не просто о «кризисе парадигмы» мирового развития, как многие из нас полагали 6-7 лет назад, а о полной интеллектуальной несостоятельности и тех, кто правит, и тех, чьей обязанностью является разработка стратегических перспектив развития. США, говорит академик РАН Н.А.Симония, утратили «свою прежнюю функциональную необходимость, значимость и востребованность». «Сверхдержавность» Соединённых Штатов Америки принадлежит уже историческому прошлому, является наследием или пережитком этого прошлого. Перспектива для США - трансформироваться в первую среди равных держав. «Все попытки доказать обратное усилением военных аспектов своего могущества на международном поприще не приносят никакого успеха, оказываются неэффективными, но высоко затратными, и поэтому могут лишь ускорить и без того незавидное положение США как крупнейшего должника мира», - подчёркивает А.А.Симония (1). Еще резче в отношении «сверхдержавности» высказался классик современного обществознания Уолт Ростоу (1916 - 2003), в одной из своих последних работ провидчески писавший: «В мире, где власть продолжает рассредоточиваться, ... представление о США как о сверхдержаве - это иллюзия, по крайней мере с 1948 года (очевидно, У.Ростоу имел в виду овладение Советским Союзом атомным оружием - А.В.). ... Если Соединенные Штаты пытаются сделать нечто, расходящееся с мыслями и чувствами большинства мира, их сила и влияние фактически нейтрализуются» (2).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

  001     002    003    004    005    006    007    008