1) Свидетельство Самого Христа: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин. 3, 5 ). Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16, 16 ). 2) Свидетельство апостолов: Да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов и приимет дар Святаго Духа ( Деян. 10, 46–48 ); Он (Бог) спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (так называли апостолы и святые отцы Крещение) и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы оправдавшись Его благодатью мы по упованию сделались наследниками вечной жизни ( Тит. 3, 5–7 ). Профессор Осипов в этом отношении держится другого мнения, а именно, что Бог спас бы нас по делам праведности. 3) Свидетельства Святых Отцов. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою не войдет в царство небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» (Огласительное поучение, 3). Василий Великий пишет: «Почему мы христиане? Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся? Таким, что возрождаемся, именно благодатью, подаваемой в Крещении. Ибо чем спастись?» («О Святом Духе», гл.10). О том, что без благодати невозможно спастись и даже помыслить доброе, свидетельствует Карфагенский собор (V в.) в своих постановлениях против Пелагия. Свои постановления он утвердил анафематизмами против тех, кто думает спастись без благодати, одими человеческими силами. Как видно из дальнейших рассуждений г-на Зайцева в главе «Отношения к анафематизмам», он их не особенно боится. Надо сказать, что вопрос о невозможности спасения без благодати настолько волновал древнюю Церковь и Святые Отца придавали ему такую важность, что против Пелагия, учившего, что помощь благодати для спасения необязательна, было созвано около двадцати соборов, осуждавших его, как еретика. Если мои ссылки г-на Зайцева не удовлетворят и он останется при своем мнении, что все это придумал я сам, то советую ему хотя бы прочитать книгу «Уроки христианской веры» протоиерея Григория (Дьяченко), представляющей собой тематический сборник библейских и святооточеских текстов. Там он найдет подборку цитат на заданные мне вопросы в более широком спектре, и этим восполнит свои теологические познания.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Закрыть itemscope itemtype="" > Стоит ли деканонизировать апостола Павла? Отклик протоиерея Георгия Городенцева на статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» 12.10.2012 3911 Время на чтение 8 минут Прочитав статью священника Александра Зайцева «Оправдание Каина» , грешащую очередной десталинизацией, я еще более утвердился в своем мнении о значении (в том числе и нравственном) личности и деятельности И.В.Сталина, как для бывшего СССР , так и для нынешней России. Главный и единственный аргумент, который приводит о.Александр против этого состоит в том, что, якобы (цитирую): «Нельзя возвышать и ставить неким идеалом того, кто сознательно умножал жертвы, выкорчёвывал веру, стал прямым виновником мучений и гибели множества новомучеников и исповедников российских. Это безнравственно. Это чудовищно. Это есть оправдание Каина и презрение Авеля. Покойный святейший Патриарх Алексий на вопрос о новых тенденциях возвышения и освящения Иоанна Грозного однозначно ответил, что история Церкви ещё не знала такого, чтобы во святые возводили и мучеников, и их мучителей». Мне уже приходилось в одной из своих статей критиковать последний тезис, как ложный. Интересно, что его аналогичной критике на форуме статьи о.Александра обоснованно подвергает некто Яков (п.7), заметив: «Что-то Вы, батюшка, в словах Патриархов путаете. Во святые возвели и архидиакона Стефана, и мучителя его – ап. Павла». И действительно, в Деяниях апостольских мы читаем о том, как убийцы первомученика и архидиакона Стефана «положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана… Савл же одобрял убиение его» (Деян. 7,58-59. 8.1). Относительно скромное участие будущего апостола Павла в убиении св.Стефана объясняется лишь тем, что, как и сказано в Деяниях, он по иудейским меркам еще был юношей, т.е. ему еще не исполнилось 30 лет, поэтому по закону ему еще нельзя было принимать участие в общественных деяниях, коим почиталось избиение камнями. Но, тем не менее, Савл всей душой рвался принять участие в этом убийстве. Как говорят толкователи этого места Св.Писания, «если бы у него была и тысяча рук, он всеми ими бы метал камни в Стефана». Но скоро, когда Савл достиг 30-летия и смог участвовать в общественных иудейских делах, он удовлетворил свою злобу в отношении христиан: «В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме… А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавая в темницу» (Деян.8,1.3). Более того, он «еще дыша угрозами и убийствами на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему (христианскому) учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим» (Деян.9,1-2).

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/12/st...

И как мне рассказала учительница, у нее было тогда ощущение, что не они, педагоги, судят ученицу Капитолину Зайцеву, а она их всех судит. Капитолина стояла перед ними, как некий образ невинного Страдальца за грехи мира, Господа Иисуса Христа, «как агнец посреди волков». Нравственная ее правда жгла души педагогов, ее судивших. Зайцева заявила им открыто и решительно, что никакие советские школы веры в Бога от нее не отнимут. Конечно, Зайцеву засудили и изгнали из школы. Но суд этот остался глубокой незаживающей раной в душе учительницы, которая мне это рассказывала. Подвиг ученицы Зайцевой укрепил слабую веру и в ней самой. Она горько осознала свое собственное малодушие, свое боязливое молчание на этом суде. И, очутившись во время последней войны вне границ Советского Союза, она выплакала этот свой грех пред Крестом и Евангелием, пред Самим Христом Спасителем, пред Божией Правдой, которую она малодушно предала, участвуя в осуждении этой мужественной, благородной девушки, свято исповедавшей свою веру. Непреложны слова Христовы, открытые в Евангелии, обращенные к каждому человеку: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее; ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет в славе Своей и Отца и святых Ангелов» ( Лк. 9:24–26 ). Такие девушки, как Капитолина Зайцева, живы и сейчас на Руси. Ими держится земля. Тайна имени Одна вдумчивая русская женщина жаловалась, что русские люди забывают многие прекрасные свои имена. В школах пестрят обычно лишь несколько имен, ставших стандартными. В одном классе учительница сказала ей: «У нас почти все девочки в классе Наташи. А мальчики – все Вовки. И еще есть пять Юр. Круг имен поразительно сужен. Почти начисто вывелись такие хорошие мужские имена, как Василий, Петр, Федор, Григорий, Максим, Степан, Тихон, Роман, даже Павел». «Что же делать? – спрашивает автор заметки в журнале «Новый мир». – Как помочь молодым матерям и отцам выйти из узкого, обидно обедненного круга имен?» И автор справедливо вспоминает, каким путем раньше русский народ знакомился с человеческими именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее. Удел христианина Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис На церковнославянском языке 10 [Зач. 296.] же последовалъ мо­емý yчéhiю, 11 изгнáниемъ, страдáниемъ, яковá во Ahmioxíu, [и] во иконíи, [и] въ яковá uзrháhiя и от­ избáвилъ éсть Госпóдь. 12 И же благо­честно о Иисýсе, бýдутъ: 13 лykábiu же и на гóршее, прельщáюще и прельщáеми. 14 же пребывáй въ нихже научéнъ и сýть от­ когó 15 и измлáда свящéн­ная nucáhiя могýщая во cnacéhie о Иисýсе. На русском языке 10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. 13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. 15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. (2 Тим 3:10-15) Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Своими размышлениями делится редактор раздела Евангельских групп Татьяна Зайцева Составив вопросы, я подумала, что они, пожалуй, получились сложноватыми, и решила ответить на некоторые из них сама. Вспомните, в чем суть учения Апостола Павла? Что подразумевается под последованием учению? Апостол Павел учит о том, что Христос был предсказан пророками. Что через Его смерть на кресте мы получаем прощение грехов от Бога и что верующие во Христа спасаются верой. Что как Христос воскрес, так и мы воскреснем при Втором Пришествии и будем вместе с Господом на небесах. Во всем этом апостол видит великую милость Божию и любовь к нам и призывает нас также проявлять любовь друг ко другу и оставить грехи, с которыми никто не войдет в Царство Небесное. И последовать этому учению можно, во-первых, поверив в любовь Божию, а во-вторых, выстраивая жизнь в соответствии с этой любовью.

http://bible.predanie.ru/pervaya-podgoto...

Поэтому, Раиса, замечательно, что Вы думаете о сути таинства, о том, как оно должно повлиять на Вашу жизнь. И надеюсь, эти размышления приведут Вас в храм. Но ещё я поняла, кто же на самом деле «виноват» в том, что некоторых людей в якутских храмах отговорили креститься. Ещё в 2002 году до Якутска дошли кассеты с записями огласительных бесед отца Михаила Зайцева, служившего тогда в Казанском храме г. Нерюнгри. Я спросила его: нельзя ли расшифровать эти плёнки и использовать их для печати? Ведь все, кого отец Михаил огорошивал своим странным для священника заявлением, к концу бесед понимали, что без Бога и Церкви им никак… Но батюшка не благословил. «Понимаешь, – объяснил он, – я никогда не повторяюсь на беседах. Всё зависит от того, кто передо мной сидит, какие люди, насколько они образованны, как настроены, и т.д., и в зависимости от того, как они реагируют на мои слова, я строю свою речь. Никогда нельзя перенимать схему. Без должного наполнения она всё равно не будет работать». Видимо, это и произошло. Схема не сработала. Но, может, Вам, Раиса, поможет интервью, которое мы записали с отцом Михаилом на эту тему почти десять лет назад. Не надо креститься? В таинствах Церкви Бог доводит до человека благодать (особую Божественную силу), которую сами люди не способны стяжать никак иначе – ни молитвой, ни чтением Библии, ни даже великим подвигом, – доводит её как дар, через вещество этого мира: воды Крещения, хлеб и вино Евхаристии, миро Миропомазания. Таинство Крещения как бы раскрывает в человеке эту способность – к принятию даров Святого Духа. Христос говорит: «…Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5-7). Но многие жалуются, что, принимая таинство Крещения, никакой благодати не чувствуют. А порой вообще ничего не чувствуют, кроме раздражения, как будто человеку что-то очень важное пообещали и не дали. Отчего так происходит? Почему не совершается рождение духовное? Или на самом деле оно происходит, но остаётся незамеченным, и крестившийся только думает, что продолжает жить в прежнем мире, а на самом деле перед ним открывается уже совсем иная реальность? Что требуется от человека, чтобы Крещение стало для него не только внешним, но глубочайшим внутренним событием? На эти вопросы мы попросили ответить священника Михаила ЗАЙЦЕВА. Толпы солгали Богу!

http://pravmir.ru/v-xrame-ugovorili-ne-k...

19 Не знаете ли, что телá ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?  20 Ибо вы куплены дорогою ценою. прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Ответьте на вопросы Ответить на вопросы, поделиться своими размышлениями можно в комментариях Своими размышлениями делится редактор раздела Евангельских групп Татьяна Зайцева Культурно-исторический комментарий и размышления редактора Больше всего в этом отрывке бросается в глаза удивительное отношение апостола Павла к телу. Тело названо храмом Духа Святого и членом Тела Христова, в прямом, а не в переносном смысле. Оно принадлежит Господу, как, собственно, и наша душа. Важность тела видна из того, что оно будет воскрешено, потому что нельзя говорить о победе над смертью, если тело остается мертвым. Это отношение эталонно для христианства. У греков было принято воспринимать тело как темницу души. Смерть воспринималась как избавление от тела, свобода для души. Впоследствии это отношение переняли гностики, считавшие, что все материальное, включая наши тела, создал «плохой» Бог, демиург, с которым они отождествляли Бога Ветхого Завета. Восприятие тела и материи как чего-то плохого вело к двум крайностям. Либо люди пытались отказаться от всего, что связано с телом, из гнушения этим — и в результате строго постились, отказывались от брачной жизни, от мяса и вина, либо, поскольку материя неистинна, пускались во все тяжкие. В противоположность этому иудеи и вслед за ними апостол Павел не делили личность человека на душу и тело, относясь к телу с отвращением, а воспринимали человека целостно. Важно помнить об этом и в контексте пищевого поста, и в контексте любых телесных самоограничений, а также вредных привычек. Наше тело хорошо, оно сотворено Богом и оно для Господа. Мы отказываемся от чего-то не потому, что это плохо — есть пищу, вступать в сексуальные отношения, пить вино или курить. Не потому, что тело — темница души, как думали древние греки, и чем больше мы будем отказываться от своих телесных проявлений, тем святее станем. А потому, что не все нам полезно. Не полезно обжираться. Не полезна близость с теми, с кем мы не готовы разделить свою жизнь, а не только постель. Не полезно для нашего тела, принадлежащего Богу, курение и еще менее полезна зависимость от него.

http://bible.predanie.ru/vtoraya-podgoto...

2) слова Спасителя: «…сие есть тело Мое… сия есть кровь Моя…» согласуются со словами из 6-й гл. Евангелия от Иоанна лишь при буквальном их понимании в обоих случаях. 3) при их небуквальном понимании ученики Господни в первом или втором случае оказываются обманутыми своим Учителем или целенаправленно введенными в заблуждение, а через них и вся Церковь Христова, что кощунственно даже в качестве предположения. Ниже будет еще показано, что с древнейших времен отцы Церкви понимали эти слова именно буквально. 4) в Евангелии ясно свидетельствуется, что на Тайной вечери Господь говорил с избранными учениками без аллегорий и притч, поэтому «ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16, 29). Поэтому и установительные слова Спасителя о вкушении Его Тела и Крови не являются каким-то иносказанием. 5) установление завета человека с Богом как в древности (с Ноем, Авраамом, Моисеем) было основано на пролитии реальной жертвенной крови так и ныне, при установлении Нового Завета должно было совершиться и совершилось на реальной Крови. Только в случае ее реальности и сам завет имеет действительную силу. На то, что Кровь Христова есть Кровь, пролитая для установления Нового Завета, прямо указывают Его слова: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). 3. В словах апостола Павла мы опять видим прямое буквальное понимание слов Спасителя о претворении хлеба и вина в Его истинную Плоть и Кровь: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1 Кор. 10, 16). И в другом месте: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 27, 29). Апостол Павел не дает никаких оснований понимать слова о Теле и Крови Спасителя в несобственном значении. 4. Святые отцы Церкви и древние церковные писатели очень часто рассуждали об этом таинстве и всегда понимали, что в нем слова о Теле и Крови Христа надо понимать буквально, а не образно.

http://pravoslavie.ru/1876.html

Вот как да научится всякий молиться, чтобы приготовить себя к тому же; из закона молитвы да уразумеет всякий, какова должна быть молитва! Между тем для праведника никогда не может быть недостатка в ежедневной пище, по Писанию: «Не допустит Господь терпеть голод душе праведного» (Причт. 10, 3). И опять: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс.36, 25). То же обещает и Господь, говоря: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6, 31-33). Он обещает, что ищущим Царства и Правды Божией вся приложатся: ведь все Божие; следовательно, имеющий Бога ни в чем не будет иметь недостатка, только бы сам не отстал от Бога. Так, Даниилу, когда он был ввержен в ров львиный по велению царскому, изготовляется обед Промыслом Божиим и человек Божий насыщается среди зверей алчущих, но щадящих его (Дан.14, 30-39). Так, Илия питается во время бегства: преследуемый, он получает пропитание в пустыне от вранов, которые служат ему, от птиц, которые приносят ему пищу. Ответьте на вопрос Есть ли что-то, что вам необходимо изменить в своем отношении к богатству, пище и другим материальным благам? Есть ли что-то, что вам необходимо изменить в своем отношении к Причастию? Домашнее задание: Каждый день вечером в течение 6 дней записывайте, что необходимое для жизни Бог дал  вам в этот день. Вопросы и толкования подготовила Татьяна Зайцева Post Views: 827 Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2019 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://bible.predanie.ru/nash-nasyshhnyj...

Если совесть – «искра Божия и свет», то нравственные пороки и религиозные заблуждения образовали мутную пелену между совестью и разумом. Язычник смешивал воедино свои представления и заблуждения с естественным голосом совести уже потому, что это «естественное» уже не было естественным, а эмпирическим; естественное повредилось после грехопадения. Он не только исполнял религиозный долг, принося в жертву своих детей или участвуя в оргистических мистериях, но он получал в этом «радость» и успокоение. И мусульманин не только исполняет долг перед религией, участвуя в газавате, но идет туда с радостью, в надежде получить вечное блаженство. Поэтому я говорю о поврежденном состоянии совести, которая нуждается в возрождении и в объективных ориентирах. Она не умерла в человеке, но затемнена. Она может указывать на добро и зло, но может замолкнуть и скрыться, и свет ее смешаться с тьмой страстей, которые человек воспринимает как голос совести. Император Троян говорил: «Мы носим своих богов в своем сердце». Он считал это делом не долга, а совести, и таким образом отвечая святому Игнатию Богоносцу , называл сам себя языческим «богоносцем». Апостол Павел в приведенных нами словах прямо говорит, что одними делами без веры Авраам имел бы похвалу перед людьми, но не перед Богом. Именно вера в Бога и в Его обетование (он «не изнемог в вере» (см. Рим. 4, 19 )) сделали его другом Божиим. Вера и надежда вменилась ему в праведность, а впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего ( Рим. 4, 22–28 ). Что касается г-на Зайцева, то он хочет представить древних праведников какими-то религиозными нигилистами, но вместе с тем добрыми людьми, отключенными от веры, не имеющими твердого вероисповедания, не заботившимися о ритуалах и т. д. Кроме того, как мы уже указали, г-н Зайцев или псевдо-Зайцев (это дело их «естественной совести», по их мнению, «неповрежденной грехом») беспрерывно манипулирует омонимом «язычник», который означает два различных понятия: человек из чужого народа (по отношению к иудеям) и идолопоклонник, которое вошло в наше обычное словоупотребление. Поэтому святые из других народов в интерпретациях г-на Осипова могут звучать, как святые из идолопоклонников, что и нужно г-дам Осипову и Зайцеву, но совершенно не приемлемо для нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий , и кто говорит тебе: “ дай Мне пить ”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую . …А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную » (Ин. 4; 10, 14). Далее, на протяжении сравнительно небольшого повествовательного пространства, совершается ещё несколько обращений к Евангелию, которые всё более укрепляют человека в его новых мыслях, хотя и сомнения удаётся одолеть не сразу. Вот лишь один из примеров: «Я снова читал Евангелие; и вместе с росшим чувством ко Христу я стал раздумывать о том, как направить свою жизнь туда, куда хотелось бы. Несомненно— живи я лет пятьсот назад, я бы ушёл в монастырь. Но сейчас в монастырь не хотелось, и вообще я не знал, как быть. Знаю одно: эту зиму я жил твёрже, достойнее, хотя часто меня посещали сомнения. Они состояли в том, что всё-таки я не настоящий христианин, и вообще у меня нет незыблемых верований, служению которым я посвятил бы жизнь» (1,259). Так, от сомнения к сомнению, но и ко всё большему укреплению в вере совершается жизненное движение человека. И опора всегда— слово Божие. В небольшой повести «Грех» (1913) для центрального персонажа, совершившего не одно преступление и оказавшегося в итоге на каторге, а затем на поселении, истинным жизненным утешением становится обращение к Писанию: «Ибо для сердца, прошедшего сквозь печаль и мрак, всегда близки будут слова псалмопевца. Вместе с ним и я скажу в заключение о себе и всей своей жизни: “Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих”» (1,303). Отчасти выбивающееся из общего русла «серебряного века» направление ума. У дореволюционного Зайцева подобное нечасто, но можно отыскать. Так, крупицы религиозных настроений и исканий обнаруживаются в первом романе писателя «Дальний край» (1913). Роман посвящён более проблемам общественным, осмыслению революционной идеи. Но показательно, что один из центральных персонажей, Степан, с самого начала последовательный революционер, в итоге приходит к противоположному убеждению. Вот как описан момент перерождения человека:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010