25 декабря в Триесте православные Сербской и Русской Православных Церквей молились вместе в храме святителя Спиридона Тримифунтского 27 декабря 2007 г. 13:22 12/25 декабря Православная Церковь празднует память святителя Спиридона Тримифунтского, почитавшегося издревле на Руси наравне со святителем Николаем, архиепископом Мир Ликийских, чудотворцем. Действительно, оба святителя были современниками, оба отличались и отличаются удивительной отзывчивостью на просьбы и на молитвы — как при жизни, так и после своего отшествия от земли на небо они быстро приходят на помощь притекающим к ним с верою. В день престольного праздника сербского православного храма в итальянском Триесте Божественную литургию возглавил митрополит Загребский, Люблянский и всей Италии Йован (Павлович), правящий архиерей Загребско-Люблянской епархии Сербской Православной Церкви . Владыке сослужили пять священников из городов Северной Италии. Во время Литургии и праздничного молебна («славы» церкви святителя Спиридона) и освящения традиционного сербского колива и круглого хлеба («славского колача») владыке Йовану сослужили два священника Русской Православной Церкви — настоятель прихода Рождества Пресвятой Богородицы в Падуе священник Василий Шестовский и настоятель прихода Святых жен мироносиц в Венеции священник Алексий Ястребов. Церковь святителя Спиридона, выполненная в неовизантийском стиле, является одним из самых красивых храмов не только Италии, но и вообще православного рассеяния. Оконченная в 1869 году, церковь святителя Спиридона была не первой на этом месте — уже в середине XVIII века с разрешения австрийской императрицы Марии Терезы был выстроен первый православный храм Триеста, объединивший в своих стенах православных греков и сербов. Однако в середине XIX века старый храм пришлось разобрать из-за опасности обрушения, после чего на его месте сербская община возвела нынешний прекрасный храм. Греческий же приход выстроил собственный храм во имя святого Николая Чудотворца, и поныне изобилующий утварью и редкими иконами.

http://patriarchia.ru/db/text/343749.htm...

Мужской монастырь Привина Глава Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Привина Глава (серб. Манастир Привина Глава) — мужской монастырь Сремской епархии Сербской Православной Церкви в честь архангелов Михаила и Гавриила, расположен на склонах Фрушка горы в общине Шид Сремского округа Воеводины. Содержание История [ править править код ] По народному преданию, так как письменных источников того времени не сохранилось, и также по некоторым археологическим исследованиям, монастырь Привина Глава был построен раньше других фрушкогорских монастырей. Его строительство связано с местным землевладельцем по имени Прива (Приба). Монастырь обновлен в 1496 году Йованом Бранковичем и его братом епископом Максимом . Первые письменные упоминания о монастыре содержатся в турецких кадастровых документах 1566-67 гг., на основе которых предполагается, что в те времена монастырская церковь была деревянная. В 17 веке Привина Глава упоминается в связи с обновлением старой рукописной книги «Мюнхенский Псалтырь» 14-го века. Считается, что эта книга принадлежала деспоту, и что позднее кем-то из его семьи она была подарена монастырю. Патриарх Паисий взял псалтырь, исправил и вернулся в монастырь с личной записью. В рукописи упоминаются и страдания монастыря в Австро-турецкой войне в 1688 г. Строительство нынешней церкви с высокой колокольней в стиле барокко началось в 1741 году на фундаменте предыдущей маленькой церкви. На новом здании был возведен купол по образцу монастыря Старое Хопово . Церковь была завершена в 1760 году во времена игумена Стефана и патриарха Арсения Четвертого. Митрополит Павел Ненадович открыл этот храм и посвятил его архангелам Михаилу и Гавриилу. Святыня не только не была отремонтирована в течение многих десятилетий, но была разграблена, разрушена и осквернена. Во время Второй мировой войны было уничтожено много ценностей и документов, которыми обладал монастырь. Не стало чрезвычайно богатой библиотеки монастыря с более чем 1200 книг. Был украден и скипетр Печского патриарха Иоанникия II (1346-1354 гг.), изготовленный из слоновой кости, жемчужных раковин и черепах, а также покров деспота Иоанна Бранковича из зеленого бархата, расшитого серебром и золотой нитью и с золотым крестом. Исчезла и гравюра на меди 1758 г., дар митрополита Павла Ненадовича. Исчезло и много ценных актов монастыря во времена правления австро-венгерских императоров Иосифа Второго, Карла Четвертого и Карла и Марии Терезии. Часть ценностей была вывезена в Загребский музей. После войны они были возвращены Сербской православной церкви. Часть из них хранится в монастыре, а часть — в Музее Сербской православной церкви в Белграде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Город Каттаро пли Котор был завоеван сербами у греков еще в правление Стефана Немани (см. житие Немани, написанное Стефаном Первовенч. в Памятниках Шафарика § VIIfin., стр. 8) и с тех пор постоянно принадлежал им, впрочем не как город, вполне включенный в состав государства, а как община или республика, находившаяся в вассальной от них зависимости (cм. Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 149 fin. sqq u в журнале Загребской Akaдeмuu Rad kh. 1, стр. 129, 130, 142 и 146; о католичестве его жителей см. Гласн. XII, 160 и у Teйhepa ibid. р. 259). Епархия каттарская или которская (лam. Camharensis, Camarensis), по некоторым известиям существовавшая еще во второй noлobuhe VIII, а во всяком случае открытая не позднее haчaлa IX beka (о чем см. выше в примм. 16 и 19), вероятно, была и перечислена из митрополии салонской в митрополию рагузскую тотчас после открытия сей последней (о чем также выше). Под митрополией рагузской она оставалась, как мы сказали выше, до начала XIV века, а потом переведена была в митрополию автиварскую (у Teйhepa ibid. рр. 135 fin., 162, 166, 171, 190, CCL fin. и другие). В половине XIV столетия епископ каттарский, кроме города Каттаро с прилежащей к нему областью, заведывал еще не имевшими своих епископов – во-первых, в самой Сербии католиками города Призрена и его округи, – во-вторых, во владениях венгерских католиками принадлежавших тогда венгерцам областей северной Сербии мачевской и белградской (в этих двух областях католиками были, нет сомнения, венгерские чиновники и поселенцы), и втретьих, в Герцеговине и Боснии – католиками ropoдob de Chelmia (haxoдubшerocя недалеко на юг от нынешнего Mocmapa), deSave, de Lipinch (ocmaющuxcя неизвестными) и некоторых других в северо-восточном углу второй из областей (см. у Teйhepa ibid. р. 216, 281 и 282). Что касается до пространства собственной епархии каттарской, то в той же половине XIV столетия на запад по адриатическому побережью она простиралась по старую Рагузу (Ragusa Vecchia) или Цавтат включительно, а на восток приблизительно по нынешнюю границу австрийской Далмации от турецкой Албании (Teйh. ibid. р. 215). Епископия каттарская существует до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Bdpst., 1888-1890; Берки Ф. , прот. Православная Церковь в В.//ЖМП. 1968. 8-9; 1969. 4; Hermann E. A katolikus egyház története Magyarországon. Münch., 1974; Adriányi G. Ungarn und das I. Vaticanum. Köln; W., 1975; Csóka J. L. Die Geschichte des benediktinischen Mönchtums in Ungarn. St. Ottilien, 1980; Шушарин В. П. Христианизация венгров//Принятие христианства народами Центр. и Юго-Вост. Европы и крещение Руси. М., 1988; Bitskey I. Il Collegio Germanico-Ungarico di Roma: contributo alla storia della cultura ungherese in età barocca. R., 1996; Tóth E. , Szelényi K. Die Heilige Krone von Ungarn. Bdpst., 2000; A Thousand Years of Christianity in Hungary: Hungariae Christianae Millennium/Ed. I. Zombori, P. Cséfalvay, M. A. De Angelis. Bdpst., 2001; Контлер Л. История Венгрии; Тысячелетие в центре Европы. М., 2002. Церковная музыка Первые сведения о церковной музыке, развивавшейся в В. в контексте богослужения римского обряда , относятся к XI в.: Арнольд Регенсбургский, посетивший В. в 1030 г., упоминает хоровое пение и обучение ему; Чанадский еп. Геллерт основал в своей епархии школу, где церковное пение и чтение должен был вести преподаватель, приглашенный из Секешфехервара; преподавание муз. теории в XI в. велось в бенедиктинском мон-ре св. Мартина (ныне в Паннонхальме); вероятно также, что богослужебные певч. книги имелись в большинстве церквей, к-рые строились по повелению кор. Иштвана каждыми 10 венг. селениями. Нижний подклет собора Тиханьского аббатства с усыпальницей кор. Эндре I. 1060 г. Нижний подклет собора Тиханьского аббатства с усыпальницей кор. Эндре I. 1060 г. Древнейшие сохранившиеся певч. памятники содержат нем. (гл. обр. южнонем.) нотацию. Это рукописи, подаренные кор. Ласло I Загребской епископии (датируются ок. 1090-1095 гг., сохр. фрагментарно), и Антифонарий 1-й трети XII в. (Codex Albensis), выполненный, вероятно, для епископии Дьюлафехервар и содержащий антифоны в честь св. кор. Иштвана. В нач. XII в. использовалась и смешанная диастематическая нотация, включающая знаки, подобные использующимся в мессинской (лоренской, или лаонской (северо-восток Франции)) нотации.

http://pravenc.ru/text/150197.html

Весной 1941 г. итальянские войска оккупировали значительную часть Югославии: Южную Словению, почти все Адриатическое побережье (Далмацию и Истрию), Черногорию и Западную Македонию с общим населением 1990 тыс. человек. В отличие от придерживавшихся антихристианской идеологии вождей нацистской Германии, итальянское руководство антицерковной политикой не занималось. При этом поддержка Католической Церкви в ее прозелитистской деятельности хотя и проводилась, но в значительно более мягкой форме, чем в Хорватии. Положение Сербской Православной Церкви на оккупированных итальянскими войсками территориях Югославии имело свои региональные особенности, что объяснялось прежде всего разным этническим составом и различными формами административного управления этих территорий. В Словении до войны имелось только три православных прихода (в городах Любляна, Марибор и Целье), которые относились к Загребской епархии Сербской Православной Церкви. В национальном плане их прихожане делились следующим образом: 70 % – словенцы, 20 % – русские и 10 % – сербы. В 1941–1943 гг. Словения была разделена на три зоны оккупации: немецкую (около 60 % территории), венгерскую и итальянскую (так называемая провинция Любляна). В первой из этих зон церковная политика оказалась самой жесткой, немцы активно проводили германизацию Северной Словении, которую называли Нижней Штирией и Верхней Крайной. Часть словенцев насильственно выселили в Сербию (около 15 тыс.) и в Хорватию, в том числе 360 католических священников. Высланные в Сербию из Словении православные священники были распределены по местным приходам. Обосновавшаяся же в Белграде колония переселенцев в сентябре 1942 г. основала общество православных словенцев, которое выступило с инициативой создания особого прихода для своих членов. В декабре 1942 г. Сербский Священный Синод одобрил основание такого прихода и назначил первым его настоятелем бывшего профессора Сараевской Духовной семинарии священника Горазда Деклева. Для проведения богослужений общине была предоставлена церковь Ружицы на Калимегдане, где каждое второе воскресенье о. Горазд совершал службы и проповедовал на словенском языке. В конце 1942 г. в Белграде возникла и Дружина православных словенцев имени святых Кирилла и Мефодия.

http://bogoslov.ru/article/1147640

История русских приходов в Берлине и его окрестностях в 1930-х – 1945 гг. отражена в материалах небольшого Бранденбургского главного земельного архива в Потсдаме (Brandenburgdisches Landeshauptarchiv Potsdam – BLHA). Здесь хранятся: наблюда­тельные дела двух евлогианских общин (Polizeipr ä sidium Berlin Pr. Br. Rep. 30 Berlin C, 1325, 4383, 4439), объемное дело о строитель­стве православного собора в Берлине 1936 – 1938 гг. ( Stadtpr ä sident Pr. Br. Rep. 60, 479), документы о передаче Германской епархии русской церкви в Потсдаме (Regierung Potsdam Rep. 2AII, 294; Rep. 2AIII, 25911) и т. д. В Хорватском государственном архиве в Загребе (Drzavni arhiv hrvatske u Zagrebu) хранятся материалы архивно-следственного дела митрополита Загребского Гермогена Максимова) и большой группы других священнослужителей и мирян различных конфессий, осужденных по указанию коммунистического руководства Югославии Военным трибуналом при коменданте г. Загреба 29 июня 1945 г. (K. 167/1945). Некоторые документы по истории русской церковной эмиграции за 1920-е – 1940-е гг. имеются в Историческом архиве Священного Синода Элладской Церкви в Афинах ( Historical Archives of the Holy Synod of the Greek Church – HAHS). Особо следует отметить Центральный государственный архив Болгарии в Софии (Централен държавен архив – ЦДА). Здесь интерес представляют как фонды занимавшихся церковными делами учреждений и ведомств этой страны, так и документы самой Болгарской Православной Церкви 1930-х – 1945 гг., прежде всего фонд Священного Синода (ф. 791к), где имеются обширные сведения о довольно значительной русской церковной эмиграции в Болгарии (десять приходов и два монастыря во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым)). Интересные материалы хранятся и в двух содержащих русские церковные документы архивах американских университетов. Первый из них – Бахметьевский архив русской и восточно-европейской истории и культуры – находится в Колумбийском университете г. Нью-Йорка (The Bakhmeteff Archive of Russian and East European History and Culture, New York). В этом архиве использовались, главным образом, документы фонда известного деятеля Русской Православной Церкви за границей протоиерея Владимира Востокова, служившего в годы II Мировой войны в Югославии. Другой архив принадлежит Стенфордскому университету, расположенному в Силиконовой долине вблизи г. Сан-Франциско (Калифорния). Одна часть архива хранится в Гуверовском институте войны, революции и мира (Hoover Institution on war, revolution and peace Archives, Stanford University ): коллекции А. Даллина, Н. Иванова, Б. Николаевского, Г. Фишера, а вторая – в специальной коллекции университетской библиотеки (Stanford University, Special collections Librarian). Здесь особенный интерес представляет фонд епископа Григория (Граббе).

http://bogoslov.ru/article/4819900

Против Д. активно выступала и Греко-католическая Церковь. В кон. окт. 1924 г. Д. уехал в Сербию и вскоре вынужден был отказаться от продолжения своей миссии в ЧСР. Д. помогал рус. эмигрантам в Сербии. Благодаря его заботам насельницы Леснинского мон-ря , перебравшиеся из России в Румынию, прибыли в Белград и были определены в мон-рь Хопово . В 1934-1935 гг. он пытался содействовать примирению «карловачан» и митр. Евлогия (Георгиевского), разрешал служить в своих церквах «карловачанам» и «евлогианцам» ( Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 339-340, 579). В 1932 г. Д. был избран митрополитом Загребской епархии , вступил на кафедру 9 апр. 1933 г. Во время болезни и после смерти Сербского Патриарха Варнавы (Росича) до избрания Патриархом Гавриила V (Дожича) Д. управлял СПЦ как старший член Свящ. Синода. В 1935 г. Д. еще раз посетил ЧСР, 28 сент. он как представитель Сербского Патриарха возглавил в Праге торжественное освящение кафедрального собора святых Кирилла и Мефодия. После нападения Германии на Югославию 10 апр. 1941 г., в день провозглашения Независимого хорватского гос-ва, Д. был арестован хорват. усташами и заключен в тюрьму в Загребе, где подвергался мучениям и издевательствам. Позже его поместили в больницу католич. сестер милосердия, но там издевательства продолжились. В бессознательном состоянии он был доставлен в Белград, на лечение в санаторий, а затем в белградский Введенский мон-рь. Не приходя в сознание, Д. скончался и похоронен на кладбище мон-ря. 22 мая 1998 г. решением Архиерейского Собора СПЦ Д. причислен к лику святых (Hobonpocujabшu у Београд, 1998. Год. 32. Бр. 751. С. 1-3). Д. владел рус., нем., чеш. и франц. языками, часто представлял СПЦ на межцерковных и межконфессиональных встречах и конференциях. В янв. 1922 г. принял участие в международной конференции по вопросу о помощи голодающим в Советской России. Награжден орденами св. Саввы 1-й степени с лентой, Карагеоргиевской звезды 4-й степени, Белого орла, Русского и Югославского Красного Креста, золотой медалью Обилича «За храбрость» и др.

http://pravenc.ru/text/180315.html

Вскоре после того, в 1680 году, Савва скончался. При нем кальвинисты в последний раз пытались стеснять православную церковь 62 ). После этого настает для православных христиан австро-венгерских земель более трудная и более продолжительная, не прекратившаяся и доныне, борьба с католицизмом, избравшим путь унии, как пригодное для себя средство обезличивать народности православные и постепенно не только вводить их в недра „единоспасающей“ римской церкви, но и способствовать австрийскому правительству к слиянию их в составе „общего немецкого“ отечества. Мы уже говорили о заточении хорватского православного епископа Гавриила Миакича 63 ) и о замене его униатским епископом; это был Павел Зорич, именовавшийся епископом Швейдницким и викарием Загребского архиепископа. В 1678 году, пред католическим епископом Нейштадтским, графом Колоничем, дал он подписку в том, что всеми мерами будет распространять и утверждать унию и ежегодно воспитывать на свой счет шесть юношей в Загребской католической семинарии для приготовления их в приходские священники; для содержания же кафедры ему было пожаловано конфискованное у графа Зрини имение Прибичь. Конечно, пасомые ничего о том не знали; Зорич говорил, что во епископа посвятили его в Москве. Но тайна скоро огласилась, и народ вооруженною рукою воспрепятствовал ему исполнять епископские обязанности при первом же объезде и визитации епархии. Тогда Зорич увидел дело свое проигранным, бежал в Загреб и там умер. Преемник его (около 1685 г.), Исаия Попович, неизвестно где был посвящен; только он должен был пред вступлением в обязанности своего звания поклясться народу, что он не униат, а для яснейшего удостоверения в этом, чрез несколько времени подвергнуться испытанию в вере от патриарха Сербского Арсения III Черноевича, который в 1690 году прибыл в австрийские пределы. Патриарх нашел его православным и подтвердил на престоле. Пропагандистам католицизма приходилось на время не добиваться явного отступничества от Поповича и его преемника, Гавриила Турчиновича; нельзя было раздражать сербов, в которых нуждались и для заселения пустынь, и для борьбы с турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Состоялась хиротония архимандрита Никодима (Косовича) во епископа Далматинского 01.10.2017 Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на очередной сессии в этом году избрал архимандрита Никодима (Косовича) , настоятеля Свято-Архангельского монастыря на острове Крк, епископом Далматинским , главой одной из двух епархий Сербской Православной Церкви на территории Хорватии . Как сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви, чин наречения архимандрита Никодима во епископа Далматинского был совершен в соборе Свято-Архангельского монастыря на острове Крк 30 сентября 2017 года. Его возглавил Святейший Патриарх Сербский Ириней в сослужении митрополитов: Черногорского и Приморского Амфилохия, Загребского и Люблянского Порфирия, епископов Бачского Иринея, Враньского Пахомия, Шумадийского Иоанна, Браничевского Игнатия, Зворникско-Тузланского Фотия, Горно-Карловацкого Герасима, Крушевацкого Давида, Славонского Иоанна, Бихачско-Петровачского Сергия, Брегальничского Марка и Стобийского Давида. Хиротонию архимандрита Никодима во епископа Далматинского возглавил Патриарх Сербский Ириней в сослужении иерархов, участвовавших накануне в чине наречения, за Литургией, которая состоялась 1 октября в Кафедральном храме Далматинской епархии - соборе Успения Пресвятой Богородицы в городе Шибенике. Там же по завершении Литургии была совершена церемония интронизации новопоставленого епископа Далматинского. Епископ далматинский Никодим (Косович) родился в 1981 году в Задаре. Среднее образование получил в Задаре, с 1991 года продолжил учебу в Бенковце и закончил свое образование в 1995 году в Драгоцвете под Ягодиной. С 1991 года он жил в деревне Шульковце недалеко от Ягодина, где укрывался во время хорватско-сербской войны. В 1994 году переехал с отцом и сестрой в Ягодин. Сербскую православную семинарию Святого Арсения Сремца в Сремских Карловцах, куда он поступил по благословению Сербского Патриарха Павла в 1995 году, закончил в 2000 году. Вскоре после окончания семинарии поступил в распоряжение своего духовного отца - епископа Далматинского Фотия (Сладоевича) и прибыл в Шибеник. В 2001 году принял монашеский постриг в Свято-Архангельском монастыре Крка от руки своего духовного отца - епископа Фотия. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в конце 2002 г. - во иеромонаха. Окончил Аристотелевский университет в Салониках в 2009 году. После завершения учебы в Греции, учился в Папском Восточном институте в Риме, где в 2012 году защитил кандидатскую диссертацию в области канонического права. С 2012 года является доктором философии на факультете канонического права в Папском Грегорианском университете в Риме. В 2012 году назначен настоятелем Свято-Архангельского монастыря на острове Крка. В ноябре 2013 года возведен в сан архимандрита.

http://drevo-info.ru/news/22820.html

Новости 4 апреля, 2014 4 апреля, 2014 Вятская епархия вручила МЧС икону «Неопалимая Купина» «Неопалимая Купина» - одна из самых известных в России в XVI-XIX веках чудотворных икон Богоматери, почитавшаяся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара 4 апреля, 2014 Отошел ко Господу митрополит Загребско-Люблянский Иоанн (Павлович) Согласно официальному сообщению после инсульта произошедшего 29 марта, несмотря на старания врачей, митрополит скончался. 4 апреля, 2014 4 апреля, 2014 В праздник Благовещения в Тюмени заступятся за нерожденных детей Целью акции станет популяризация среди общества семейных ценностей, а также работа по профилактике абортов. 4 апреля, 2014 Служба «Милосердие» просит рукодельниц принять участие в благотворительной ярмарке Все пожертвованные на «Белом цветке» средства в этом году будут направлены на помощь семьям с детьми-инвалидами 4 апреля, 2014 В Сумы прибывает ковчег со Страстными Святынями В ковчеге с реликвиями находятся один из 64 шипов с Тернового Венца Спасителя, часть от Гвоздя, им же был распят Христос и часть от Животворящего Креста Господня 4 апреля, 2014 Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел просит ООН защитить священника от преследований Митрополит передал им обращение духовенства и верующих епархии к генсеку ООН Пан Ги Муну с призывом выступить в защиту Олега Мокряка. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/400...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010