Братия монастыря, 1930-е годы Тучи над монастырем стали сгущаться с приходом на Волынь атеистической советской власти в 1939 году. В 1950 году монастырь был закрыт, здание братского корпуса и хозяйственные постройки обители переданы местному колхозу им. Калинина. Храм свт. Иоанна Милостивого власти также пытались неоднократно закрыть, но жителям Загаец удалось его отстоять, и он действовал как приходская церковь до 2007 года, когда решением Священного Синода УПЦ в Загаецком монастыре возродилась монашеская жизнь. Мученики 1943 -го Но особого внимания в истории обители заслуживает военный 1943-й год. Тогда приняли мученическую смерть от рук фашистов братия скита обители: иеромонахи Нил (Грицюк), Миллисен, Иннокентий, Савватий, Геронтий, иеродиакон Софроний, монахи Досифей, Викентий, Вениамин, Корнилий и Николай (фамилии не восстановлены). Они были расстреляны карательным немецким отрядом СС в Лазареву Субботу 19 апреля 1943 года. Панихида с участием жителей Загаец на месте бывшего скита обители По свидетельству одного из выживших иеромонахов, впоследствии архимандрита Мефодия (Сибиковского; †1964) , это была заранее спланированная акция в отместку действовавшим в тех краях партизанам отряда Семена Ковпака, а также прятавшихся в «схронах» бойцов ОУН. Скит был сожжен, братия расстреляна. Лишь монах Пахомий был направлен в Шумск с обозом лошадей и запиской в немецкий штаб, в которой указывалось, что лошади передаются штабу, а приведший их монах подлежит расстрелу. Благо, отец Пахомий знал немецкий и, прочитав сопроводительное письмо, свернул с дороги и скрылся. Ныне останки мученически почившей братии перенесены с места захоронения на территории бывшего скита в склеп монастырского храма, расположенного в подвальной его части. С благочинным обители, иеромонахом Амвросием (Садовым) опускаемся через узкий лаз в храмовый склеп. Мощи расстрелянной скитской братии (†19.04.1943) — Мы расчищали склеп не один день, — поведал отец Амвросий, — вывезли отсюда не одну машину мусора, который тщательно перебирали. В нем обнаружили также останки неизвестных захоронений. Отремонтировав склеп, перенесли сюда и мощи убиенной братии.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/22/v_mnog...

Сумерки в обители Вечерело. Холодный ветер с мокрым редким снегом, который тут же таял, прикоснувшись к земле, трепал полы рясы вышедшего к нам навстречу благочинного обители иеромонаха Амвросия (Садового) со словами: — Милости просим! Как раз на вечернюю трапезу поспели! В трапезной на столах дымились паром щи с гороховой кашей, был положен вкусный черный хлеб, компот и фрукты. Благословив нас, настоятель обители любезно разрешил сделать несколько снимков и усадил за стол. После общей молитвы учиненный монах принялся за чтение жития святого дня, и лишь тихое постукивание ложек о тарелки вкушавшей братии и шум ветра за окном вторил житейскому рассказу о подвигах преподобного, поминавшегося в этот день. На братской трапезе Так было здесь и 400 лет назад, во времена основания обители, так продолжается и поныне в неизменном сохранении монашеских православных уставов и молитв. Меняются лишь виды испытаний по зависти врага рода человеческого к монашеской жизни, которая, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «состоит не только в достижении спасения, но, по преимуществу, в достижении христианского совершенства». Путешествие в историю Ирина Ярмолинская, копия с портрета, конец XX — нач. XXI в. (Загаецкий монастырь) — А почему обитель названа в честь святителя Иоанна Милостивого? — поинтересовались мы после трапезы у о. Амвросия. — Надо полагать, что основательница обители Ирина Ярмолинская, полковничья вдова, богатая помещица и хозяйка этой земли, очень почитала святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VII веке. Житие святителя усыпано необыкновенными делами милосердия, называвшего нищих и убогих «моими господами», поскольку они, по словам святого, «помогут в спасении души и введут в вечные обители», — пояснил о. Амвросий, приглашая нас на экскурсию. — И сама госпожа Ирина Ярмолинская была чрезвычайно милостивая: помогала бедным и убогим, а после смерти мужа и дочери, очевидно, паломничала в Киево-Печерскую лавру, где встретилась с ее наместником, архимандритом Петром (Могилой), будущим святым митрополитом Киевским, который всю свою жизнь посвятил возрождению Православия на Правобережной Украине, пребывавшей в тисках Речи Посполитой, — продолжал рассказ отец Амросий, показывая копию портрета основательницы обители. — Оригинал портрета XVII в. хранится в Кременецком краеведческом музее. Так вот, по благословению святителя Петра Могилы и молитвами преподобного Иова Почаевского, в Загайцах в 1625 году и была основана обитель.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/22/v_mnog...

В.Богоявленский монастырь, 1 класса, в городе Кременце. Основан в 1636 году. Основателями его были волынские вельможи Даниил Малинский хорунжий и Лаврентий Древинский чашник. В 1638 году в этом монастыре была заведена славяно-русская типография. Вскоре монастырю пришлось пострадать от насилия католиков и униатов. В 1725 году он был обращен в базелианский, а с 1807 года в лицей графа Чапцкого, куда после его открытия (в 1833 году), была переведена в 1836 году из местечка Аннополь Волынская духовная семинария (которой впоследствии была передана монастырская библиотека). В 1839 году монастырь был обращен в православную приходскую церковь. В 1865 году был восстановлен и приписан к Загаецкому монастырю, а в 1873 году отчислен к Дерманскому монастырю. В 1906 году он был возведен в самостоятельный 1 класса; в 1911 году обращен в общежительный. В монастыре находится весьма чтимая икона Всех скорбящих Радость, писанная на медной доске. При монастыре учреждено (с 1880 года) Свято-Николаевское братство и имеется братская церковно-приходская школа. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . В 1953 году по ходатайству Высокопреосвященнейшего архиепископа Панкратия, по определению Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода в Кременецкий Богоявленский монастырь переселили из села Обыч Шумского района Тернопольской области насельниц Свято-Николаевского женского монастыря, а немногих монахов разместили в другие монастыри епархии. В это время насчитывалось здесь более 50 сестер. В 1959 году Богоявленский женский монастырь подвергся разорению. Монахинь изгнали, большая их часть переехала в Корецкий Свято-Троицкий женский монастырь. Монастырские ценности, имущество пропали. Чудотворная икона до 1990 года находилась в Почаевской Свято-Успенской Лавре, в храме Похвалы Пресвятой Богородицы. Богоявленский храм был превращен в спортзал, а в корпусах разместилась больница. Колокольню сожгли. 26 августа 1990 года по благословению Высокопреосвященнейшего Лазаря, архиепископа Тернопольского и Кременецкого (ныне Симферопольский и Крымский), трудами Свято-Успенской Почаевской Лавры монастырь начал свою новую жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=07699

50 Дионисий (Хитров; 22.10.18188.09.1896). В 1840 окончил Рязанскую ДС, отправлен в Иркутскую епархию, где прослужил 43 года. В 1841 рукоположен в иерея. Служил учителем, катехизатором, законоучителем. 1851 – миссионер. Совершил значительное количество миссионерских поездок по епархии. Составил грамматику якутского языка и осуществлял переводы духовной и богослужебной литературы. 1857 – протоиерей; командирован в Москву для печатания литературы на якутском языке. 1858 – и.о. ректора Ново-Архангельской ДС. 1859 – наст. Градо-Якутской Преображенской ц. 1862 – ректор Якутской ДС. 1863 – член Комитета по переводу духовных книг на якутский язык. 1868 – после смерти супруги пострижен и хиротонисан в еп. Якутского, вик. Камчатской епархии. После отъезда в Москву свт. Иннокентия Московского продолжал его миссионерскую деятельность. 1870 – еп. Якутский и Вилюйский. 1883 – еп. Уфимский и Мензелинский. 1891 – архиеп. (Мануил, III. 7887. 51 Евгений (Шершилов; 182622.03.1897). В 1853 окончил КДА, магистр богосл., пострижен в монашество, препод. Киевской ДС. С 1858 инсп. Ярославской ДС. 1861 – архимандрит, ректор Черниговской ДС. С 1868 ректор Литовской ДС, наст. Виленского Свято-Троицкого м-ря. 1870 – еп. Брестский, вик. Литовской епархии. 1875 – еп. Ковенский, вик. Литовской епархии; 1877 – еп. Минский и Туровский, 1880 – еп. Астраханский и Енотаевский, 1889 – еп. Ставропольский и Екатеринодарский, 1893 – еп. Могилевский и Мстиславский. В 1896 уволен на покой (Мануил, III. 107111). 52 Ефрем (Рязанов; 181715.01.1891). В 1841 окончил СПбДА, учитель Волынской ДС. 1845 – иерей, 1849 – протоиерей. В 1852 пострижен в монашество, ректор Волынской ДС, наст. Загаецкого Иоанна Милостивого м-ря Волынской епархии. 1853 – архимандрит. 1857 – ректор Рижской ДС. Редактировал ж-л «Училище благочестия», календари на эстонском и латышском языках, участвовал в составлении латышско-русского словаря. С 1866 – член С.-Петербургского духовно-цензурного комитета. 1871 – еп. Березовский, вик. Тобольской епархии. 1874 – еп. Тобольский и Сибирский. 1880 – еп. Белгородский и Курский. 1883 – еп. Пермский и Соликамский. В 1888, согласно прошению, уволен от управления епархией, упр. Белгородским Свято-Троицким м-рем (Русское православие).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

5 . Нечего и говорить, что при таком поведении и деятельности преподобного, громкая слава, которая так неотступно сопутствовала ему в Дубне и Уторниках, не могла оставить его и в монастыре Почаевском. В особенности многие знатные особы начали теперь избирать его своим духовным отцом, поручая ему таким образом свою совесть и жизнь, среди тогдашних козней, рассекаемых врагами православия. Так в 1646 году основательница православного Загаецкого Иоанна Милостивого монастыря Ирина Ярмолинская, пожелав сделать завещание, которым распределила свое имущество на богоугодные заведения, в том числе и 300 злотых на обитель Почаевскую, в числе других свидетелей господ и приятелей своих, просила также скрепить это завещание собственноручною подписью и духовника своего преподобного Иона игумена Почаевского. Блаженный исполнил желание благочестивой жены, и по обычаю того времени подписался «Иоанн Железо игумен Почаевский, устно прошеный, печатор рукою властною, manu propria или собственноручно. 382 6 . Этому обстоятельству между прочим Почаевская Лавра обязана тем, что в настоящее время имеет у себя хоть один автограф руки блаженного угодника, к сожалению, не сохранившийся кроме этого нигде в делах Почаевского архива. Этот памятник сохранялся долгое время в монастыре загафцком, Но в 1S4 6 году, но распоряжению епархиального начальства, завещание Ярмолинской, с подписью преподобного Иова было ясгребовано из монастыри Загаецком, и передано Лавре, в которой сохраняется и по настоящее время, как одна из замечательнейших редкостей. 383 7 . Подобно сему, и другие в то же время искали у преподобного Иова защиты в трудных обстоятельствах жизни. Так во времена войн Хмельницкого (1648–1651), когда по словам горы Почаевской «ради нападений неприятельских немного иноков обреталося в обители, и от людей мало кто приходил на гору Почаевскую», преподобный Иов открыл у себя убежище известному уже вам пану Ивану Жабокрицкому, который в своем завещании 1648 года положительно свидетельствует, что, при таком тогдашнем бедствии, которое понесла Речь Посполитая и здешний край, когда он (Жабокрицкий), не причине неурядицы, постигшей Речь Посполитую, не мог иметь при себе не только приятеля, но и собственных деток, разбежавшихся по разным местам, велебный к Богу, отец Иоанн Железо игумен Почаевский (с братией того же монастыря) его до монастыря своего в ласки своей (т.е. по своей милости) в том несчастливом бедствии принять изволил, и как его, так и сына его младшего, при нем на тот час находящегося, достаточками своими содержал и т.д. Вследствие этого между прочим Жабокрицкий и просил даже похоронить себя в обители Почаевской, и для сей цели, как мы видели, записал оной двести злотых на поминовение, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Когда, т.е. по воле Божией настанет час моей кончины, отдаю сие в крепкие руки Святой нераздельной Троице Единого Бога, моля Его о том, да отпустит бесчисленные грехи мои и приимет дух мой к вечной славе своей. Любезных же детей моих прошу, чтобы тело мое грешное безотменно благоприлично погребено было в Затаенном монастырке, возле тела любезного моего супруга и дочери моей. Наиболее и более всего прошу о том, чтобы священников и убогих сколько можно было более, и чтобы как священники, так, и убогие были снабжены милостивым подаянием. С сим вместе сына моего прошу, тотчас, как только предам дух мой, отдать в руки монахинь моих дочерей тысячу злотых, с тем, чтобы они пятьсот злотых на сорокоуст разослали по монастырям, а другие пятьсот злотых роздали убогим; гроб же мой обить сукном муравским и черными гвоздями; о сем много и премного прошу, чтобы иначе не было сделано. Из имений моих также назначено в монастырь Загаецкий тысячу злотых на ризы церковные, где тело мое положено будет, для скита пятьсот злотых, на уборник сто злотых, для Горохова сто злотых, для Униова сто злотых, для братства Луцкого двести злотых, для Кременецкого сто злотых, для Межибора триста злотых, для Почаева триста злотых; а богодельни имею намерение построить в Шумбаре и в Загайцах, которых если бы не построила, прошу сына моего построить и по шесть нищих в них беспрерывно содержать пищей и одеждою. Как сына моего, так и потомство на вечные времена о сем усильно прошу, ибо он тем самым урона себе не сделает; а еще более он и потомки его за то получат великое благословение. О сем усильно прошу, чтобы все это сделал сын мой за все те старания, какие я о нем прилагала; ибо по причине многих забот о благовоспитании сына моего, я ничего доброго не сделала для души своей. А потому пусть уверен будет сын мой, что если это сделает, то Господь Бог много его наградит и будут прощены ему грехи, которые он против меня сделал. А если этого не сделает, то постигнет его гнев суда небесного. Что касается до вотчин моих, куплею приобретенных, то все они пусть принадлежат, как дедичу, сыну моему Ивану.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В тоже самое время преосвященный Амвросий получил отношение от генерал-губернатора Левашева, который, предлагая в копии отзыв к нему статс-секретаря Блудова, с изъяснением всего относящегося к сему делу, извещает, что для приведения в исполнение Высочайшей воли о передаче Почаевской обители в ведение православных, по местным обстоятельствам, должно действовать со всей быстротой, точностью и согласием во всех распоряжениях; при чем уведомляет, что, если перевоз типографии в Полоцк представляется неудобным, то отдать таковую православному епархиальному начальству. 3. Назначение приемщиков Для приема от базилиан Почаевской обители в ведение православных, со всем ее движимым и недвижимым имуществом, капиталами и документами, преосвященный Амвросий назначил: ректора Волынской семинарии архимандрита Флавиана, ключаря кафедрального собора протоиерея Наркисса Новицкого, Кременецкого протоиерея Григория Рафальского, наместника Дерманского монастыря иеромонаха Иоанникия, Загаецкого монастыря иеромонаха Маврикия и вдового диакона Белецкого. Первые два получив архипастырское наставление, 4–го октября поспешили в Почаев, – 6–го числа прибыли в м. Аннополь (где было местопребывание архиерея) чиновник обер-прокурора Святейшего Синода коллежский асессор Войцехович и командированный от генерал-губернатора жандармский поручик Киреев. Первый вручил преосвященному бумагу от обер-прокурора Святейшего Синода князя Мещерского, в которой между прочим сказано, что Почаевская обитель назначается местом пребывания архиерея, при других причинах и для того, чтобы совершение главнейших священнодействий самим архиереем, с принадлежащим к нему штатом и хором певчих, своим велелепием и свойственной обрядам восточной Церкви торжественностью могло заменить пышность, с какой базилиане старались отправлять богослужение в сей обители, поражая чувства простолюдинов музыкой не только органов, но и целого оркестра. Сверх того, князь Мещерский просил преосвященного, войти в соображение, по местным обстоятельствам, о гробнице иеромонаха известного под наименованием Жельво (подлинные слова обер-прокурора), и представить Святейшему Синоду о том свое суждение на рассмотрение и утверждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

В последствии времени дело «о воспрещении Полонскими арендарями продавать во время храмовых праздников канунный мед» тянулось очень долго, и если не изменяет нам память, только в 50-х годах кончилось тем, что арендаторы должны были уплатить Крестовоздвиженской церкви понесенные ею от жидовского насилия и неправды убытки. – Помнится, что в злобе за проигранное дело арендаторы Полонские уплатили следуемые деньги медными пятаками, так что церковный староста сам не мог принести их, а должен был звать на помощь себе еще двух братчиков. Священник Симеон Хойнацкий скончался 24 Февраля 1834 года от паралича. Но это было уже после воссоединения приходов, которое совершилось при покойном в 1833 году. Что до причетников Кростовоздвиженской церкви, то по исповедным росписям и клировым ведомостям оной таковыми были: с 1811 года по 1814-й пономарь Тимофей Григорьев Антонович; дьячка нет. – За тем с 1814 по 1817 год ни дьячка, ни пономаря не значится. С по 1827 год пономарь, дьячковский сын Антоний Александров Макаревич. С 1827 по 1834 – пономарь, дьячковский сын Феодор Феодоров Жизневский. – С 1829 по 1831 год дьячек, священнический сын Иаков Иосифов Сольский. В последствии он был переведен на дьяческую вакансию в село Белецкое Новградволынского уезда, откуда поступил послушником в Почаевскую Лавру. Как опытный хозяин, Сольский первоначально сделан был в Лавре помощником Эконома по внешнему хозяйству и здесь так заявил себя, что вскоре по пострижении в монашество с именем Илариона сделан был иеродиаконом, а потом и иеромонахом и Экономом Лавры. – Он скончался в Загаецком монастыре в звании Казначея того монастыря в 1860 году. На место Сольского дьячком к Крестовоздвиженской церкви определен был в 1831 году стихарный дьячек Корнилий Андреев Гардасевич. Он же, вместе с пономарем Феодором Жизневским, вошел потом в составе причта соединенного Крестовоздвиженско-Георгиевско-Сретенского прихода. Как и при Георгиевской церкви, – при церкви Крестовоздвиженской с самого первого времени ее существования находилось «неприсяжное братство», которое по визите 1771 года впрочем находилось в крайне запущенном состоянии; «прихода и расхода в реестр заповеданный прошлою Генеральною Визитою (1765 г.) не записывало, распоряжалось само по себе без ведома духовного и без всякого порядка и послушания»; «денег впрочем тогда имело в руках Никиты Самойлюка 548 злотых, 22 гроша и 2 шеляга», на нашу сумму около сотни рублей серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После кончины прп. Амвросия И. обратился за духовным окормлением к собственному постриженику прп. Иосифу (Литовкину) , советовался с ним по монастырским делам, несмотря на то что тот был значительно моложе. В 1890 г. умер оптинский казначей иером. Флавиан (Маленков), близкий помощник И. по хозяйственной части. Настоятель хотел заменить его своим письмоводителем, иером. Макарием (Струковым). Но Калужская духовная консистория 1 сент. того же года предписала провести выборы казначея монахами Оптиной пуст. И. отказался подчиниться и 10 сент. подал Калужскому еп. Виталию докладную записку, в к-рой объяснил, что распоряжение консистории умаляет авторитет настоятеля и вносит смущение в братство. 2 окт. консистория выпустила новый указ, в к-ром настаивала на проведении выборов. В результате 4 окт. казначеем был избран иеродиак. Ксенофонт (Клюкин). В дек. 1891 г. еп. Виталий инициировал учреждение собора старшей братии Оптиной пуст., к-рый должен был участвовать в монастырском управлении. В это время последовали тайные доносы о неспособности И. управлять обителью из-за преклонных лет и болезней. 11 марта 1892 г. Святейший Синод упразднил собор старшей братии как орган, не соответствующий установленному для общежительных мон-рей порядку управления, и поручил архиерею выяснить, способен ли И. исполнять обязанности настоятеля. Еп. Виталий доверил расследование дела благочинному монастырей архим. Моисею (Красильникову). Братия Оптиной пуст. единодушно встала на защиту своего настоятеля. В результате 2 июня того же года консистория определила оставить его в должности, еп. Виталий выдал И. доносы на него и обещал наказать их авторов, но И. просил не делать этого. В 1892 г., после перемещения иером. Макария (Струкова) настоятелем в Иоанна Милостивого свт. Загаецкий мон-рь , И. приложил все усилия, чтобы вернуть его или перевести в более близкую обитель. Писал письма обер-прокурору Синода К. П. Победоносцеву , объясняя, что иером. Макарию тяжело будет жить на окраине страны среди неправосл. населения. В результате в том же году иером. Макарий возглавил Ферапонтов Лужецкий можайский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/674766.html

В 1744-м году рукоположен в иеромонаха иеродиакон Герман (Логвиновский) 3044 . В 1745-м году посвящен во иеромонаха иеродиакон Ипполит, в мире Иван Лукич Гулинский, сын посадского человека города Тернополя, родившийся в 1711-м году, постриженный в рясофор в Загаецком Монастыре в 1732-м году, в следуюшем году перешедший в Киево-Печерскую Лавру и там в 1738-м году посвященный в иеродиакона 3045 . В 1746-м году иеродиакон Варфоломей 3046 . В 1758-м году, за недостатком иеромонахов, рукоположены во иеромонахи иеродиаконы: Епифаний (Элиашев), Мартин (Козарский) и Вассиан (Волошин) 3047 . В 1743-м году, по прошению, уволен из Монастыря в Киево-Софийский Монастырь иеромонах Леонтий (Ливчинский) 3048 и в Киево-Печерский, за болезнью, обессилевший после двух морских кампаний, бывший в Невском с 1741-го года иеромонах Иакинф (Даровский), «не в образец другим» 3049 . В 1743-м году отпушен на обещание в Знаменский Монастырь иеродиакон Даниил, в мире Дмитрий Якимович Руляев, сын иноземца, органного мастера, родившийся в Москве в 1695-м году, постриженый в Успенском Монастыре на Белбоши в 1711-м году, рукоположеный во иеродиакона митрополитом Тихоном в Казани в 1721-м году 3050 . В 1745-м году, по представлению архиепископа Феодосия, были уволены, за старостью и болезнями, иеромонахи Ианнуарий (Заблоцкий) в Киево-Выдубицкий Михаииловский Монастырь 3051 и Лаврентий (Богдановский) в Черниговский кафедральный Монастырь, причем Святейший Синод от себя предписал ответ им, за долговременное пребывание в Александро-Невском Монастыре, «наилучшие кельи и пищей и прочим довольствовать их во всем от лругих с отменою, против двух братов» 3052 . В Киево-Печерсий Монастырь отпущен иеромонах Герман, бывший в Невском с 1735-го года 3053 . В Каташинский Николаевский Монастырь, Черниговской епархии, отпущен бывший также с 1735-го года, иеромонах Герасим (Лозовицкий), с оговоркой, сверх довольствия «против двух братов», об увольнении от всех послушаний, кроме очередного священнослужения 3054 . В 1746-м году уволен в Москву, для определения в какой-либо Монастырь, за старостью и дряхлостью неспособный к священнослужению иеромонах Дамиан Новинский, бывший в Александро-Невском с 1727-го года. В Новинский Монастырь он не мог быть возвращен потому, что в этом Монастыре «Грузинские духовные персоны быть определены» 3055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010