409 [Макарий, впоследствии архимандрит (1830–1900). В миру Михаил Евгеньевич Струков. Окончил Тульскую губернскую гимназию. Служил в чине коллежского секретаря. В Онтину Пустынь поступил в 1869 г. В 1873 г. пострижен в монашество. В 1876 г. рукоположен в диакона, в 1877 г. – во иеромонаха. Был письмоводителем настоятеля преп. Исаакия (Антимонова). В 1892 г. переведен настоятелем Загаецкого монастыря (Волынской губернии). По ходатайству преп. Исаакия в том же году переведен настоятелем Можайского Лужецкого монастыря (Московской епархии), позднее возведен в сан архимандрита]. 410 [Евфросиния, схиигументя, вторая настоятельница Шамордннской обители (1830 – 14 апреля 1903 г.). В миру Елена Александровна Розова, из дворян. В 1888 г. переведена из Белёвского Крестовоздвиженского монастыря и по благословению старца Амвросия назначена настоятельницей IIIaмopдuhckoй обители. Преданная ученица о. Амвросия, пользовалась его духовным руководством более 30 лет, с 1860 по 1891 гг. Отличалась смирением, высокой духовностью, преданностью воле Божией. Незадолго до кончины старца Амвросия лишилась зрения и просила разрешения подать на покой, но не получила на это благословения. В октябре 1902 г. награждена наперсным крестом и возведена в сан игуменьи. При ней возведён собор в честь Казанской иконы Божией Матери и все основные монастырские строения (богадельня, детский приют, трапезная и др)]. 411 [Виталий, епископ Калужский и Боровский (1832–1892). В миру Иосифов Василий Александрович. Из семьи священника. По окончании Воронежской духовной семинарии в 1854 г. определён учителем в Белгородское народное училище. 1 октября 1856 г. рукоположен в сан иерея. В 1859 г. овдовел. В 1859–1860 гг. являлся духовником Воронежской духовной семинарии. В 1861–1865 гг. учился в Киевской духовной академии. По окончании курса со степенью магистра 29 июня 1865 г. пострижен в монашество и 15 ноября определен в Киевскую духовную семинарию профессором Священного Писания , затем словесности и латинского языка. С 13 ноября 1869 г. – инспектор семинарии. 11 апрели 1871 г. возведен в сан архнмандрита. 31 дек. 1875 г. назначен ректором семинарии, которую превратил в образцовую, заслужив любовь и уважение воспитанников. 29 января 1883 г. был назначен, а 20 февраля хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии; определен управляющим Златоверхим киевским во имя архангела Михаила монастырем. 11 мая 1885 г. назначен на Тамбовскую и Шацкую кафедру. Энергично боролся с распространением в епархии старообрядчества. 3 июня 1890 г. перемещен на Калужскую кафедру. В июне 1892 г. испросил отпуск для лечения, поехал в Киев, где скончался].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Загаецкий св. Иоанна Милостивого , 3 кл., общ., в с. Малых Загайцах, в 20 в. от г. Кременца. Основан в 1625 г. вдовой полковника, Ириною Ярмолинскою. В 1709 г. силою обращен был в унию, причем в мон. был прислан отряд кавалерии, который причинил много бедствий ему; затем мон. подвергся нападению Сапеги, литовского гетмана, и взятый приступом был разграблен и разорен. В 1794 г. возвращен в православие. Здесь находится Загаецкая чудотворная икона Богоматери. В библиотеке хранится, как редкость, библия на славянском языке первого издания, напечатанная в г. Остроге в 1581 г., и много книг и документов на польском и латинском языках XVI, XVII и XVIII в. При мон. Свято-Феодоровская церковно-учительская школа. Загоровский Рождество-Богородицкий , 3 кл., в 30 в. от г. Владимира, при с. Загорове. Настоящий каменный мон. построен в 1548 г.; но еще раньше существовал деревянный мон., по преданию, построенный православными иноками, бежавшими из Киева от татарского погрома, следовательно не раньше пол. XIII в.; был в унии и возвращен из неё в 1839 г. В нем находится Загорская чудотворная икона Божией Матери, в серебряной ризе, писанная на холсте; празднование ей совершается 8 сент. при огромном стечении богомольцев. При мон. Владимирская школа грамоты, в память 900-летия крещения Руси. Крестовоздвиженский Дубенский , 2 кл., близ г. Дубно. Основан в конце XIV в. Здесь 20 лет (с 1582–1604 г.) подвизался пр. Иов (см. 28 окт.), отстаивая права православных против козней иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель. Во второй пол. XVI в. мон. пользовался покровительством знаменитого защитника православия на Волыни, кн. Константина Острожского, и достиг цветущего состояния; затем два раза находился во власти униатов; в 1822 г. обращен был в приходскую церковь ; но в 1860 г. восстановлен и приписан к Почаевской лавре. В 1890 г. мон. были переданы все здания и угодья упраздненного Дубенского женского римско-католического монашеского ордена кармелитов. На месте бывшего костела устроен православный храм и освящен в 1890 г. во имя пр. Иова. В 1904 г. мон. возведен был на степень самостоятельного с тем, чтобы наместники Почаевской лавры были настоятелями его. Здесь находится Дубенская чудотворная икона Богоматери; драгоценная риза её усыпана жемчугом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1709 год. В монастырь был направлен военный отряд, который должен был, опираясь на имеющиеся силы, перевести православных монахов под власть Унии. Этот военный отряд принёс немало бед монастырю, разграбив его и уничтожив множество ценных документов. 1721 год. Монастырь, согласно решению игумена Варлама Снитковского, перешёл под власть Унии. 1749 год. Стефан Ярмолинский дарит старинную чудотворную иконку Божьей Матери (известна под названием монастырю. С этого момента икона стала главной святыней монастыря. 1784 год. В южной части монастырского комплекса строится 2-этажный братский корпус монастыря. 1794 год. Монастырь вернулся в лоно православной церкви, однако к тому времени он потерял статус значительной обители. 2-ая половина 19 века. Монастырь получил статус обители 3-го класса. 1865 – 1873 годы. К Загаецкому монастырю был приписан Кременецкий монастырь. С момента упадка Загаецкого монастыря, Кременецкая обитель была от него отделена. 4 июня 1899 года. Во время грозы церковь пострадала - была повреждена одна из её стен, сгорел купол. Начало 20 века. Обитель насчитывала около 100 иноков. 1939 год. С приходом советской власти начинается упадок монастыря. Середина 1950-х годов. Монастырь приходит в основательный упадок. Есть упоминания об уничтожении отдельных монастырских построек. 24 марта 1964 года. Монастырь закрывают, снимают его с регистрационных списков религиозных сооружений и передают местным властям для культурно-образовательных целей. Однако монастырская церковь продолжала действовать, но уже в качестве храма парафии, а не монастыря. Братский корпус используют для различных нужд – в его помещениях в разное время размещалась школа, библиотека, клуб, магазин, швейная мастерская и даже станция по сопровождению самолётов. На монастырской горе поместили радиостанцию. 1980-е годы. Более чем наполовину было разрушено здание монастырских келий. Октябрь 2001 года. В монастыре начались ремонтно-восстановительные работы. К этому моменту купол и крыша церкви находились в аварийном состоянии. Фасад практически не ремонтировался с момента возведения. Внутренние стены храма, по причине отсутствия отопления и системы водоотвода, покрылись грибком.

http://sobory.ru/article/?object=28538

Со стороны Киевской митрополии вопрос о назначении еп. Дионисия управляющим приходами Зап. Волыни в 1918-1919 гг. не поднимался (несмотря на позднейшие утверждения еп. Дионисия о том, что укр. духовные и светские власти якобы планировали создание отдельной епархии во главе с ним на территории Зап. Волыни, Берестейщины, Пинщины и Мозырщины). Дважды, в сент. и окт. 1918 г., митр. Антоний обращался через МИД Украинского гетманского гос-ва в австро-венгерское представительство в Киеве с просьбой разрешить прибытие в любой из зап. уездов Волыни Владимир-Волынского еп. сщмч. Фаддея (Успенского) для окормления этой части Волыни, а также оказавшихся в изгнании клириков Владимир-Волынского и Ковельского уездов, о возвращении к-рых в родные края также ходатайствовал Киев. Однако согласия на это со стороны австро-венг. властей не последовало. В нач. 1919 г., после захвата большевиками Киева и Житомира, еп. Дионисий уехал в Кременец. В мае-июне 1919 г., когда город был занят большевиками, архиерей скрывался у верующих (по др. данным, находился в Иоанна Милостивого, свт., Загаецком мужском монастыре ). Патриарх Тихон утвердил еп. Дионисия в должности временно управляющего Холмской епархией, о чем было извещено 27 дек. 1919 г. Мин-во исповеданий и народного просвещения Польши (Холмщина, как и зап. часть Волынской губ., после провозглашения независимости Польского гос-ва оказалась в его составе). 20 окт. 1920 г. управляющим Холмской епархией указом патриарха Тихона был назначен архим. Сергий (Королёв) , хиротонисанный 17 апр. 1921 г. во епископа Бельского (Бельско-Подляшского). К весне 1919 г. Кременецкий епископ оказался единственным действующим архиереем в западной части бывш. Волынской и Житомирской епархии. В 1919-1920 гг. епископ налаживал разрушенную войной церковную жизнь в Кременецком, Дубенском, Ровенском и Луцком повятах (уездах), распространяя свою юрисдикцию на соседние Староконстантиновский и Острожский уезды, независимо от епархиального центра в Житомире. Неопределенность гос. границ в 1919-1921 гг. была причиной одновременных назначений на один и тот же приход клириков указами из Житомира и Кременца. 18 февр. 1920 г. еп. Дионисий без согласования с в. у. Волынско-Житомирской епархией еп. Фаддеем (Успенским) назначил настоятелем в Крестовоздвиженский собор в Староконстантинове свящ. Иоанна Августиновича. После протестов местного духовенства 30 апр. 1920 г. еп. Дионисий и Кременецкое ЕУ предложили должность настоятеля прот. Иоанну Барановичу, благочинному Староконстантиновского городского окр. (ГА Тернопольской обл. Ф. 148. Оп. 1. Д. 250. Л. 27-29). Между тем еп. Фаддей 23 апр. 1920 г. назначил настоятелем собора свящ. сщмч. Аркадия Остальского , с чем согласились местное духовенство и прихожане (ГА Житомирской обл. Ф. Р-1657. Оп. 1. Д. 258. Л. 242). Подобных случаев было немало.

http://pravenc.ru/text/2459003.html

Борисоглебский, в Торжке, основан св. Ефремом (как утверждают) в отдалённой древности. Ныне второклассный. [III, 417.] Игумены Тихон , 1534–36. Киприан , 1537–51. (См. Опис.). Феофил Стремоухов … Архимандриты Мисаил , 1572–88. Иоаким , 1589–94, перев. в Псково-Печерский (?). Константин , 1600–9, в янв. убит Литвой. Иона Волков , 1609–34. Евфимий , 1637–52. Феодосий , 1657–60. Кирилл , 1662–69, февр. Евстафий определён 20 авг. 1669–78. Сергий , 1680–82, 5 февр. хирот. в архиепископа Тверского. Тарасий , 1682–95, дек. Варлаам , 1696 и 97. Иона , 1697–1700. [В Опис. монастыря.] Евфимий , 1697–1700. Иоиль , 1700 и 1701, перев. в Антониев Новгородский. Игнатий , 1702. Боголеп , 1703 и 4. Герасим , 1705–12. Исаия , 1713–17. Никон , 1719. Макарий , 1720–25. Варсонофий , 1726–34. Иларион , 1734 и 35. Викентий , 1736–44. Адриан , с 1745; в 1756 перев. в Крестный. Наркисс , в февр. 1758, а 5 сент. 1763 перев. в Тихвин. Феофилакт , 1763 и 4. Кирилл Флоринский , из законоучителей кадетского корпуса, с 1765, а 13 янв. 1768 хирот. в викария Московской епархии. Варлаам Петров определён в 1768 и 5 окт. хирот. в епископа Тобольского. Феофилакт в 1768 перев. из Отроча, а в мае 1775 – в Московский Высокопетровский. Стефан в мае 1775 перев. из Отроча, а 14 сент. 1776 – в Колязин. Иларион Копьев перев. 1776 из Деревяницкого, а 1777. Палладий , 1777–83, по июль. Макарий , 1783–91, по июль. Мисаил перев. из Спасо-Евфимиева 14 июля 1791–95; по июль. Евгений Романов в 1795 перев. из Ростовского Борисоглебского, а 13 янв. 1799 – в Колязин. Никанор , в 1800–18. Сергий перев. из Желтикова 1819–31. Арсений , 1831–36. Платон , 1837–40, перев. в Отроч. Сергий , с авг. 1840; по 1849. Христофор Еммауский с 8 февр. 1849 бывший архим. Загаецкого монастыря, а 25 мар. 1850 хирот., в еписк. Ревельского. Анастасий перев. из Белевского Спасского с мая 1850; † в 1868. 4 Воскресенский, в Торжке, когда основан, неизвестно. Ныне второклассный. [III, 619.] Игуменьи Евфросиния , прежде 1584. Евдокия , 1589. Маремиана , 1614 и 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4 См. Житие Преп. Иова, написанное вскоре после смерти его учеником его и преемником по игуменству на горе Почаевской иеромонахом Досифеем. 5 Почаевская Лавра отстоит от г. Дубна не более, как на 50 верст. Упраздненный в начале текущего столетия униатами, Дубенский Крестовоздвиженский монастырь в 1860 году снова был восстановлен стараниями бывшего Архиепископа Волынского и Священно-Архимандрита Почаевской Лавры, Арсения, и в настоящее время состоит в ведении Почаевской Лавры под наименованием Дубенской пустыни. В память Преподобного Иова здесь устроена в 1875 г. теплая церковь в Его имя. 8 Это тот самый колодезь, который находится внутри Лавры между великою Соборною церковию и братским корпусом. 10 Подробное описание пещеры, в которой спасался Преп. Иов, см. в «Путеводителе по Горе Почаевской». Почаев 1875 г. стр. 57–61. 11 Завещание это из Загаецкого монастыря поступило в Лавру, по распоряжению епархиального начальства в 1840 году и в настоящее время хранится в Лаврской ризнице между двумя стеклами, где показывается всем желающим. Латинская приписка: m. р. manu proprio явственно показывает, что Преподобный Иов владел серьезным образованием, так как, несомненно, знал латинский язык. 12 Подробнее об этом событии смотр. «Историческое сказание о св. Чудотворной Иконе Б. М. Почаевской. Почаев 1877 года стр. 30–34 13 Таковы: исцеление Григория Волянского из Венгрии от страшного ревматизма в 1779 г. Графа Ромуальда Яворского от необычайного воспаления желудка, и др. Смотр. «Пр. Иов Игумен Почаевский, Его жизнь и прославление», стр. 62, 63. 14 Некоторые из зтих чудес указаны нами в «Историческом сказании о чудотворной иконе Б. М. Почаевской», и в другой книжке: «Святая Цельбоносная Стопа Б. М. в Почаевской Лавре». Почаев 1880 г. 15 Акафист этот нужно отличать от теперешнего акафиста, читаемого пред мощами пр. Иова. Этот последний составлен уже по возвращении Почаевской Лавры от базилиан православными. Сравн. ниже, глава 6 в приложении под 16 Обо всех этих событиех подробно напечатано нам в «Историческом Сказании о чудотворной иконе Б. М. Почаевской». (См. стр. 94–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сколько положено быть в оных монашествующих Могилёвском Могилёво-братский училищный Богоявленский Сколько должно быть монашествующих, ещё не положено, а показываются одни наличные Полоцкий Богоявленский Витебский Троицкий Оршанский Богоявленский Буйницкий Духовский Мстиславский Духовский Невельский Преображенский Охорский Преображенский Шкловский Воскресенский Чонский Старообрядческий Успенский Девичьи Оршанский Кутеинский Успенский Борколабовский Вознесенский Мазаловский Преображенский Минской Губернии Слуцкий Троицкий Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Грозовский Николаевский Старческий Петропавловский Мороцкий Успенский Грозовский Иоанно-Богословский Дятловицкий Преображенский Дисенский Воскресенский Друйский Благовещенский Литовско-Виленской Губернии Сурдецкий Святодухов Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Кронский Троицкий Виленский Успенский Литовско-Гродненской Губернии Брестовский Симеоновский 1 Строитель и 6 монашествующих Белостоцкой области Заблудовский Успенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Дрогичинский Троицкий Бельский Николаевский Подольской Бершадский Преображенский Во всех сих монастырях положено по одному Строителю и по 6 монашествующих Головчинский Преображенский Грановский Преображенский Сатановский Троицкий Коржовецкий Рождество-Богородичный Волынской-Житомирской Загаецкий Иоанна Милостивого Числа, сколько быть монашествующих, не означено Девичий Ясногородский XVIII. Xomя в штатах 1764 года положено было только для двух первых классов монастырей производить настоятелей в Архимандриты, а в третьем классе быть Игуменам: однако же, после в разные времена определяемы были настоятелями Архимандриты и в третьеклассные монастыри; а при издании новых Духовных штатов 1797 года, Декабря 18, Высочайше позволено было «по Губернским и другим знатнейшим городам, где имеются монастыри третьего класса, Синоду по усмотрению его для благолепия церковного служения вместо Игуменов посвящать Архимандритов с тем только, чтобы оные на положенных по штатам Игуменских окладах оставались. Вследствие того, по представлению Епархиальных Архиереев, Святейшим Синодом с 1798 года до ныне учреждены Архимандрии во многих третьеклассных монастырях, с положением, однако же, тем Архимандритам носить простые камилотовые мантии без скрижалей. А в каких именно и на каком основании учреждены таковые Архимандрии после состояния штатов 1764 и 1797 годов, тому представляется при сем ведомость по степеням Епархий: Ведомость, в каких третьеклассных Монастырях после состояния Духовных штатов, первых 1764 года, и новых 1797 года, и по каким обстоятельствам учреждены Архимандрии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сам вызванный из Угорницкого монастыря на Дубенский остров ради чести православия, поддерживаемого, как мы уже сказали, по преимуществу благочестивою жизнью иноков, преподобный Иов готов был воспользоваться всяким удобным случаем для распространения православных обителей на Западе России. И история свидетельствует, что благодаря его влиянию, как духовного отца, известная пани Ирина Ярмолинская, как мы знаем, в 1646 году особым завещанием основала богатый монастырь во имя святителя Иоанна Милостивого, в имении своем Загайцах на Волыни, при чем преподобный сам собственноручно подписался на завещании Ярмолинской, яко духовник ее, и тем на веки скрепил свое непосредственное участие в устроении этого монастыря во славу св. церкви православной. Есть предание, что даже первые иноки для устроения Загаецкого монастыря были присланы, по просьбе Ярмолинской, преподобным Иовом из обители Почаевской. 832 Нельзя, конечно, отвергнуть и того, что Иосафате с своей стороны тоже увлекал некоторых из вельможных даже панов русских в свою унию, как напр. Феодора Скумина Тышкевича, сына его Януша, Яна Мелешко, Солтана и др., вследствие чего православные справедливо прозывали его «душехватом». 833 Но при этом Иосафат лишал своих оппонентов самого дорогого, что есть для человека, их родной, православной веры, и мы слишком сомневаемся, чтобы таким образом он вносил святой мир в души отступников. Иначе какой же смысл имеют следующие места из письма Сапеги к Иосафату: «Укажите, Ваше преосвященство, кого Вы приобрели, кого уловили суровостью Вашею, печатанием и запиранием церквей?.. Из овец Вы превратили их (своих последователей) в козлищ, повергли в опасность государство, а может быть в погибель и всех нас католиков. Вместо радости пресловутая Ваша уния наделала нам только хлопот, безпокойств, раздоров, и так нам опротивела, что мы желали бы лучше остаться без нее: так много, по ее милости, мы терпим безпокойств, огорчений и забот. Вот плод Вашей пресловутой унии. Сказать правду, она приобрела известность только смутами и раздорами, которые произвела она в народе и целом крае»... и т. д. 834

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Свято-Успенская Почаевская лавра В Варшавском университете произошли судьбоносные для Сергея встречи. Среди студентов факультета он повстречал людей, посвятивших себя с ранней юности служению Богу – наместника Свято-Успенской Почаевской лавры архимандрита Дамаскина (Малюту) и своего ровесника – почаевского иеромонаха и миссионера в среде униатов Галиции отца Пантелеймона (Рудыка). В период с 1925 по 1928 год они, как и Сергий Новицкий получали высшее богословское образование в Варшаве. Отец Дамаскин с юности проходил монашескую школу на Афоне, затем много лет – в Почаевской лавре, знал несколько иностранных языков. С 1920 по 1931 год он являлся наместником этого крупнейшего монастыря и просветительского центра. Поддерживал связь с монархическими кругами, противостоял как националистическим украинским церковным тенденциям, так и полонизации православия. Отец Пантелеймон с 1925 года как почаевский иеромонах служил настоятелем православного прихода во Львове (Свято-Георгиевский храм) , а с 1926 года возглавил православную миссию среди униатов Галиции. Родился он в Австро-Венгрии в Прикарпатской Руси, в русинской семье. В 1912 году в 14-летнем возрасте тайно перешел границу и поступил в Свято-Успенскую Почаевскую лавру на территории Российской империи по благословению архиепископа Волынского Антония (Храповицкого). Всю свою жизнь он посвятил Православию, борьбе с унией, сохранению русской национальной идентичности у славян во враждебном католическом и униатском окружении. Почаевский образ Пресвятой Богородицы После завершения богословского образования в Варшавском университете отец Пантелеймон получил послушание от польского священноначалия возрождать и укреплять монашескую жизнь в Загаецком монастыре святого Иоанна Милостивого – он стал наместником и архимандритом этого монастыря в 1929–1933 годах. С 1933 года архимандрит Пантелеймон стал наместником Свято-Успенской Почаевской лавры, вместо смещенного по требованию польских властей архимандрита Дамаскина (Малюты). В биографии владыки Пантелеймона, написанной уже в наше время, говорится, что для более широкого развития миссионерской деятельности среди униатов отец Пантелеймон пригласил к пастырскому служению в Галиции до десяти студентов богословского факультета в Варшаве. В их числе был и талантливый студент, блестяще окончивший университет Сергий Новицкий из Белоруссии. Здесь нужно пояснить, что в 1929 году, когда Сергий окончил университет, отец Пантелеймон уже стал наместником Загаецкого монастыря. А сам Сергий до лета 1928 года числился псаломщиком Дарьевского прихода в Белоруссии. Но не исключено, что в ходе учебы в 1925–1929 годах он, действительно, мог помогать почаевской братии в миссионерских и просветительских делах в Галиции.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Липки с 3 монахами, Пляшевский Георгиевский скит на Казацких Могилах с 12 монахами, Здолбуновское Успенское подворье с 1 монахом). В Ровенской обл. к 1948 г. насчитывалось 735 зарегистрированных клириков: 5 архимандритов, 2 игумена, 386 священников, 97 диаконов и 245 псаломщиков. С того времени число зарегистрированных общин и священнослужителей в епархии постоянно уменьшалось не в последнюю очередь из-за начала в 1948 г. т. н. позднесталинской антирелиг. кампании. В зап. областях эта кампания имела свои особенности, связанные с подпольной деятельностью на Волыни в оккупационный период и позднее Организации украинских националистов (ОУН). Служба безопасности ОУН осуществляла репрессии в отношении клириков, обвиненных в «предательстве», уклонении от «национально-патриотической деятельности». От рук националистов погибли неск. бывш. клириков УАПЦ. В отчетах НКВД за 1945-1946 гг. среди жертв ОУН в оккупационный период упоминаются игумен Загаецкого монастыря Магистриан, протоиереи Ипатий Червинский, Филипп Борецкий, Мелетий Рыжковский, Георгий Иваницкий, Владимир Гаскевич, Иоанн Черетянко (ЦГАООУ. Ф. 1. Оп. 23. Ч. 1. Д. 887. Л. 48). В 1946 г. в храм с. Белев Клеванского р-на приходил один из участников бандеровского подполья с требованиями совершать богослужения на укр. языке и предоставлять денежные средства ОУН (ГА Ровенской обл. Ф. Р-30. Оп. 2. Д. 114. Л. 26). В справках, составленных в службе безопасности ОУН, указывалось, что наказанию подлежат свящ. Николай Янкевич из с. Мнишин и свящ. Серафим Жолткевич из с. Рясники, подозреваемые в сотрудничестве с офиц. властями (Там же. Д. 117. Л. 44, 169). В одном из отчетов НКВД за 1946 г. говорится о создании в оккупационный период по благословению Поликарпа (Сикорского) института подпольного полевого духовенства УАПЦ. В 1943 г. данную структуру возглавил в пределах Ровенской обл. в качестве областного благочинного свящ. Алексий Гуменюк (Там же. Л. 42-45). Последний после освобождения Волыни в 1944 г. от фашистов перешел в клир РПЦ, был настоятелем сельского прихода и при этом продолжал служить в качестве полевого духовника УПА, уезжая по ночам для проведения «полевых богослужений» среди бандеровцев.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010