Несмотря на то что название, предложенное Рахмани, прочно закрепилось за изданным им памятником, нек-рое время в научной лит-ре имела место путаница, поскольку аналогичное заглавие было присвоено «Посланию апостолов» (Epistula apostolorum), апокрифу II в., эфиоп. версию которого под названием «Завет в Галилее Господа нашего Иисуса Христа» издал Л. Геррье ( Guerrier L., ed. Le Testament en Galilée de Notre Seigneur Jésus Christ. P., 1913. (PO; T. 9/Fasc. 3)). Текстология и издания Большинство исследователей полагают, что оригинальным языком памятника был греческий. В наст. время греч. оригинал считается утерянным, хотя отдельные молитвы из «З. И. Х.» известны на греч. языке и встречаются, в частности, в рукописях Евхология, происходящих с периферии визант. мира (см.: PG. 31. Col. 1681-1684; Gain. 1992; Пентковский. 2002). Памятник сохранился в переводах на сир., араб. и эфиоп. языки. Вероятно, существовала и копт. версия, но в рукописях, несмотря на утверждения нек-рых исследователей, она не представлена. Сирийский перевод был сделан Иаковом Эдесским в 686/7 г. (согласно приписке в конце 2-й кн. «З. И. Х.»). Однако неясно, переводил ли он «З. И. Х.» как отдельный памятник или как часть «Климентова Восьмикнижия». В составе сирийского «Климентова Восьмикнижия» «З. И. Х.» образует 2 его первые книги и предшествует материалу т. н. Александрийского синодоса, состоящего из «Апостольского церковного чина» и кн. VIII «Апостольских постановлений». Араб. перевод «З. И. Х.» сохранился во множестве рукописей, но до сих пор не издан полностью (чины Крещения и Евхаристии изд. А. Баумштарк - Baumstark A. Eine ägyptische Meß- und Taufliturgie//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 8-45). В араб. версии «Климентова Восьмикнижия» «З. И. Х.» составляет его 1-ю кн. (т. о., памятник не разделен на 2 части), за ним следуют «Апостольский церковный чин», «Апостольское предание» и кн. VIII «Апостольских постановлений». Считается, что текст «З. И. Х.» впервые был обнаружен в 1854 г. П. де Лагардом в рукописи Paris. syr. 62 (IX в.), фрагменты к-рой он опубликовал через 2 года ( Lagarde P. A., de. Reliquiae iuris ecclesiastici antiquissimae. Lpz., 1856. P. 80-89). Однако это произведение уже было известно Е. Ренодо (DTC. Vol. 15. Col. 200). Полный сир. текст памятника (с параллельным пер. на лат. яз.) впервые издал католич. патриарх Антиохийский Игнатий Ефрем II Рахмани в 1899 г. Он использовал 2 рукописи: Bibl. Metrop. Cath. Syr. Mossul. [без номера]. Fol. 339v-348v, 1651/52 г., и Vat. Borg. Syr. 148. Fol. 61-86, 1576 г. После издания Рахмани появились критические издания отдельных разделов памятника ( Nau. 1901; Arendzen. 1901). А. Выыбус издал сир. версию «З. И. Х.» по рукописи Damasc. Patr. 8/11. Fol. 1-20, 1204 г., к-рая, вероятно, сохранила более аутентичные чтения ( V öö bus. 1975). По мнению Р. Ж. Кокена, в сир. версии следует выделять 2 редакции ( Coquin. 1974).

http://pravenc.ru/text/182427.html

Лит.: Kent W. H. The Syriac Testament of Our Lord//Dublin Rev. 1900. April. P. 245-274; Morin G. Le Testament du Seigneur//RBen. 1900. Vol. 17. P. 10-28; Петровский А. [Рец. на кн.:] Rahmani. Завет Господа нашего Иисуса Христа//ХЧ. 1900. Ч. 2. С. 159-165; Arendzen J. P. A New Syriac Text of the Apocalyptic Part of the Testament of the Lord//JThSt. 1901. Vol. 2. P. 401-416; Funk F. X. Das Testament unseres Herrn und die verwandten Schriften. Mainz, 1901; Schwartz E. Über die pseudo-apostolischen Kirchenordnungen. Strasbourg, 1910; Harden J. M. The Anaphora of the Ethiopic Testament of Our Lord//JThSt. 1922. Vol. 23. P. 44-49; Amman É . Le Testament de Notre Seigneur Jésus Christ//DTC. Vol. 15. Col. 194-200; Воронов Л., прот. Литургия по «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (1. 23)//БТ. 1971. Сб. 6. С. 207-219; Coquin R.-G. Le Testamentum Domini: Problèmes de tradition textuelle//PdO. 1974. Vol. 5. P. 165-188; Arranz M. Les rôles dans l " assemblée chrétienne d " après le «Testamentum Domini»//L " assemblée liturgique et les différents rôles dans l " assemblée: Conf. Saint-Serge. Paris, 28 juin - 1 juillet, 1976. R., 1977. P. 43-77. (BEL.S; 9); Ligier L. L " anaphore de la Tradition apostolique dans le Testamentum Domini//The Sacrifice of Praise/Ed. B. D. Spinks. R., 1981. P. 91-106. (BELS; 19); Gain B. Fragments grecs inédits du «Testamentum Domini» attribués à St. Basile//Augustinianum. 1992. Vol. 32. P. 261-277; Steimer B. Vertex Traditionis: Die Gattung der altchristlichen Kirchenordnungen. B.; N. Y., 1992; Kohlbacher M. Wessen Kirche ordnete das Testamentum Domini Nostri Jesu Christi?//Zu Geschichte, Theologie, Liturgie und Gegenwartslage der syrischen Kirchen/Hrsg. M. Tamcke, A. Heinz. Hamburg, 2000. S. 55-137; White G. S. The Imagery of Angelic Praise and Heavenly Topography in the Testament of Our Lord//Ecclesia Orans. R., 2002. Vol. 19. P. 315-332; Пентковский А. М. Антиохийская литургическая традиция в IV-V ст.//ЖМП. 2002. 7. С. 73-87. А. А. Ткаченко Рубрики:

http://pravenc.ru/text/182427.html

Неизмеримо радостно и несравнимо таинство его; ибо древо, «идеже стоясте нозе» (Пс. 131:7) Господа нашего Иисуса Христа, на котором Он был распят и пролил животворящую кровь Свою, мы не только сподобились видеть, но и лобызать. Сколько иной трудится для приобретения погибающего золота? А мы в один час получили дарование, ибо вместе и лобызали крест, и стяжали просвещение, освещение и отпущение наших грехов. Так близка благодать! И кто с верою приходит, без труда получает дарование. Однако должно молиться, дабы сохранить нам эту благодать неотъемлемо; ибо мы скоро опять теряем то, что подается нам без заслуг. Но мы, братия, будем блюсти дар с великою тщательностию; не будем осквернять освященных уст наших словами лживыми, скверными и праздными; не будем омрачать просвещенные наши очи блудными взорами, не будем осквернять просветившееся сердце наше греховными помыслами, и «да не царствует, — как говорит Апостол, — грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху: но представляйте себе Богови яко... мертвых телу, живых же Богу, и уды ваша оружия правды Богови. Грех бо вами да не обладает: несте бо под законом, но под благодатию» (Рим. 6:12, 13, 14). Видишь ли, что в подзаконное время обладал грех, но благодать Евангелия, царствующая в правде, избавляет нас от всякого греха, как и Божественное Писание об этом говорит. Ибо мы «крестились, и освятились, и оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11).    Умоляю вас, братия, будем благоговеть к дару очищения и хранить святыню. Зачем мы, получивши честь и славу от Христа Спасителя, низвергаем себя в бесчестие? Зачем мы успокаиваем тело и много о нем заботимся, особенно если оно здорово, когда должны оставить его во гробе? Зачем мы считаем сладостным сладострастие, которое поистине есть скорбь и болезнь смертная? Ибо сладострастие есть диавольская удица; сладострастие есть жжение неугасимого огня, и однако мы все, как пленные рабы стремимся к сему пламени, дабы гореть в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

Благоволите же, благоволите, Господа ради, сотворить милость со мною, бедным: дайте мне увидеть Святую Гору-молитвенницу о всей вселен­ной, отдайте меня вашим богомольцам, преподобным отцам и братьи моей, сжальтесь по христиански ихними к вам о мне просьбами и слезами. Не окажитесь преслушниками богомольца вашего, вселенского патриарха, который просит вас о мне. Он архиерей праведный и богоугодный и смело может всякий назвать его исповедником Иисуса Христа, так как он ежедневно тер­пишь мужественно от безбожных агарян бесчисленные напасти и поношенья, ради доброго упованья и ради славы Иисуса Христа, Бога нашего. Прилично и вполне справед­ливо и вам, украшенным чистотою веры, послушаться такого святителя Божия, умоляющего вас о своей овце, заблудившейся из его священного стада, как и многие другие православные властители слушаются его, дабы и вы оказались во всем покорными тому учителю, кото­рый говорит: «братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших» и прочее; потом прибавляет: «да с радостью сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17). Слово 30. Послание о примирении к бывшему митрополиту Даниил...    Все мы, повинующиеся без сомнения и без лицемерия спасительным заповедям Бога и Спасителя на­шего Иисуса Христа, имеем от Него заповедь и твер­дое завещанье-иметь между собою мир, без которого не дозволено нам приносить Ему никакого дара, то есть, никакой жертвы и словесного приношенья. Этому Он учит нас ясно, говоря: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем», то есть, он ли тебя, или ты его чем-либо оскорбил, и вы имеете между собою друг против друга какое-нибудь правед­ное или неправедное неудовольствие, — «остави ту дар твой пред олтарем, и шед первее примирися с братом твоим» и прочее, известное всякому (Мф.5:23,24). Это заповедует воплотившийся Бог Слово, как Владыка, всем, вообще, верующим в Него. Не то же ли самое заве­щаешь нам и праотец Его, называемый в божественном писании богоотцем, ясно говоря так: «с ненавидя­щими мира бых мирен» (Пс.119:6)? Также и бывший много лет спустя после него юноша Вениамин (зесь разумеется апостол Павел, к которому Св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Благоволите же, благоволите, Господа ради, сотворить милость со мною, бедным: дайте мне увидеть Святую Гору-молитвенницу о всей вселен­ной, отдайте меня вашим богомольцам, преподобным отцам и братьи моей, сжальтесь по христиански ихними к вам о мне просьбами и слезами. Не окажитесь преслушниками богомольца вашего, вселенского патриарха, который просит вас о мне. Он архиерей праведный и богоугодный и смело может всякий назвать его исповедником Иисуса Христа, так как он ежедневно тер­пишь мужественно от безбожных агарян бесчисленные напасти и поношенья, ради доброго упованья и ради славы Иисуса Христа, Бога нашего. Прилично и вполне справед­ливо и вам, украшенным чистотою веры, послушаться такого святителя Божия, умоляющего вас о своей овце, заблудившейся из его священного стада, как и многие другие православные властители слушаются его, дабы и вы оказались во всем покорными тому учителю, кото­рый говорит: «братие, повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся, тии бо бдят о душах ваших» и прочее; потом прибавляет: «да с радостью сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие» (Евр.13:17). Слово 30. Послание о примирении к бывшему митрополиту Даниилу, уже извер­женному Все мы, повинующиеся без сомнения и без лицемерия спасительным заповедям Бога и Спасителя на­шего Иисуса Христа, имеем от Него заповедь и твер­дое завещанье-иметь между собою мир, без которого не дозволено нам приносить Ему никакого дара, то есть, никакой жертвы и словесного приношенья. Этому Он учит нас ясно, говоря: «аще принесеши дар твой ко олтарю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя, остави ту дар твой пред олтарем», то есть, он ли тебя, или ты его чем-либо оскорбил, и вы имеете между собою друг против друга какое-нибудь правед­ное или неправедное неудовольствие, — «остави ту дар твой пред олтарем, и шед первее примирися с братом твоим» и прочее, известное всякому (Мф.5:23,24). Это заповедует воплотившийся Бог Слово, как Владыка, всем, вообще, верующим в Него. Не то же ли самое заве­щаешь нам и праотец Его, называемый в божественном писании богоотцем, ясно говоря так: «с ненавидя­щими мира бых мирен» (Пс.119:6)? Также и бывший много лет спустя после него юноша Вениамин (зесь разумеется апостол Павел, к которому Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3607...

   Кто сподобится достигнуть в таковые дела добродетелей, тот празднует пасху Господу и совершает светлый и многовожделенный праздник, не однажды в год, как мы сказали, но во всю свою жизнь. Напротив, кто не имеет того, о чем мы сказали, а есть раб страстей и плотских похотей, тот не может праздновать, как должно. Ибо как, в самом деле, может праздновать тот, кто имеет богом чрево? Как будет веселиться духовно тот, кого жжет и опаляет похоть плоти? Как будет торжествовать божественно тот, чье сердце снедается и растлевается завистливою ревностию и злопамятностию? Как ощутит духовную радость праздника тот, кто погружен в сребролюбии, или порабощен тщеславием, или опутан прочими страстями? Не могут таковые праздновать. Разве вздумает кто сказать о лежащем на одре в жесточайшей болезни, что он почивает, или о том, у кого разбился корабль и он находится в опасности утонуть, что совершает счастливое плавание. Но это невозможно; ибо как невозможно находящемуся во тьме видеть свет, так и творящему грехи невозможно праздновать и совершать пасху.    О вашей любви, братия, я уповаю на Бога, что вы находитесь в лучшем, похвальном и спасительном состоянии. Наше жительство есть ничто иное, как только приготовление к празднику. Видите ли, что у нас делается! Пение следует за пением, чтение за чтением, поучение духовное за поучением, молитва за молитвою; все это как какой-либо круг носит и соединяет нас с Господом. Есть ли другая какая либо жизнь блаженнее и преблаженнее таковой нашей жизни? Нет не единой.    И так как мы узнали, в чем состоит вожделенная для нас, постоянная и ежедневная пасха, то постараемся, братия мои честнейшие, достигнуть ее, дабы нам праздновать ее по силам нашим, т. е., умерщвлением страстей и воскресением добродетелей. Будем содержать в памяти Господа нашего Иисуса Христа; ибо и Он пострадал ради нас, оставив нам пример и образ, дабы и мы следовали по пути Его. Сказал я это не для того, чтобы нам истязывать согрешения других и осуждать их — ибо это есть тягчайший грех, и подвергает мучению. Напротив, каждый должен осуждать и порицать себя, а не другого; ибо Апостол говорит: «кийждо... свое бремя, — т. е., тяжесть грехов, — понесет» (Гал. 6:5). Но только да познаем благодать Божию, которую Он даровал нам, и будем всегда благодарить Его и прославлять как благодетеля; ибо Он не только настоящие блага дарует нам, но работающим Ему до конца, даст еще небесные блага, и они наследуют вечную, оную небесную пасху. О, дабы всем нам достигнуть ее по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и держава с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

На эти вопросы отца Никодима духовник сказал ему следующее: «Надобно заблаговременно заботиться и часто размышлять об этом. Многие из святых отцов во всю жизнь свою более проводили время в размышлении о смерти, и само Слово Божье поучает нас помнить последняя наша. Надобно обращать особенное внимание на стих молитвы церковной и этим стихом почаще молиться Господу: „Христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшном Судищи Христове просим у тебе, Отче, именем Господа нашего Иисуса Христа“. Всякий же грех свой должны мы исповедовать духовному отцу и о нем скорбеть, плакать и советоваться почаще с духовником, как лучше приготовлять себя к смерти, и заблаговременно обучаться, как в страшный тот час смертный бороться с бесами, как им противоречить и не верить советам их, не бояться угроз их и совершенно не принимать отчаяния, которое они обыкновенно внушают умирающему. И прежде смерти бесы стараются внушать болящему сомнение о спасении и неверие в получение милости Божией, принося такия мысли: „Вот, ты не спасешься, тебя Бог не примет, ты многогрешный, плодов достойных покаяния не сотворил, ты нечисто исповедовал грехи свои, а многие вовсе забыл, а потому ты в ад пойдешь. Тебя Бог не простит, ты лицемерно жизнь свою прожил, и часть твоя – в аду. А может быть, ты и предопределен к погибели“. Таковые и подобные им мысли враги наши внушают нам и пред смертью , и в час нашей смерти, и потому надобно заблаговременно обучить себя утверждаться в вере в заслуги Господа нашего Иисуса Христа и всей душой полагаться на них. Он за нас воплотился, пострадал, кровь Свою пролил на Кресте, умер и верующим в Него и кающимся в грехах своих дарует прощение и вводит в жизнь вечную блаженную. Вот основа нашего спасения. На том твердом основании и нужно нам утверждаться всегда, и особенно во время часа смертного, на этом стоять, этим защищаться от нападений врагов, этим отгонять их от себя, этим успокаивать и утешать, с этим только одним жить, потому что если бы кто и имел многие добрые дела, то надеяться на них не должен, ибо Сам Господь сказал: „Тако и вы, егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом ( Лк. 17:10 ). Как бы грехи наши ни были велики и сколько бы их ни было, мы не должны отчаиваться в получении милости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды пожертвовал 6000, а в другой 7000 р. на сооружение Флота против врагов. Святитель всегда говорил правду императору, не боясь гнева его за это. Император поставил в Воронеже, близ адмиралтейства, где строились корабли, деревянный дворец для себя и украсил его статуями языческих богов, из которых некоторые имели соблазнительный вид. Однажды, когда император пригласил к себе святителя, он, увидя соблазнительные изображетя на дворце, не вошел в дворец, а воротился домой. Узнав причину неявки святителя, император разгневался, два раза посылал за ним и грозил казнью, если не явится. Св. Митрофан отвечал, что он не явится до тех пор, пока император не прикажет уничтожить соблазнительные для народа статуи, и что он не боится казни. «Мне лучше умереть, чем боязливым молчанием, ради чедовекоугодия, изъявить как-бы свое согласие на поставление гнусных кумиров в честном мместе, к соблазну еще младенчествующаго в вере православного народа». Петр Первый укротил свой гнев и приказал снять статуи. Тогда святитель явился к нему и благодарил за снятие статуй. Государь с этого времени еще больше полюбил святителя. Почувствовав прибдижение смерти, св. Митрофан составил духовное завещание, где преподал наставление всякому из своей паствы. Скончался святитель в 1703 году, приняв схиму пред смертию. Когда узнал о смерти его император, то сказал: «Не осталось у меня теперь подобного святого старца!» и сам нес тело его при погребении. Над гробом святителя совершалось много чудес, мощи его оказались нетленными, и в 1832 г. они были открыты. Тропарь, глас 4-й. Правило веры и образ кротости, словом и житием пастве твоей, отче смирениомудре Митрофане, был еси: темже 522 и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления славы украшаем, моли Христа Бога, Благочестивейшему Императору нашему Николаю Александровичу, всей державе 523 Его, и граду твоему в мире, спастися. Молитва. О, всехвальный святителю Христов и чудотворче Митрофане! приими сие малое моление от нас грешных, к тебе прибегающих, и теплым твоим предетательством умоли Господа и Бога нашего Иисуса Христа, яко да призризрев на ны милостивно, дарует нам согрешении наших вольных и невольных прощение, и по Велицей Своей милости избавит нас от бед, печалей, скорби и болезней душевных и телесных, обдержащих нас: да подаст земли плодоносие, и вся, яже на пользу настоящего жития нашего потребная: да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии, и да сподобит нас грешных и недостоиных небеснаго царствия Своего, со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со безначальным Его Отцем, и Святым и животворящим Его Духом, во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Некоторые понимают это с такою перестановкою слов: «буду стараться и после моего отшествия иметь вас всегда», т. е. каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводят мысль, что святые и по смерти помнят остающихся здесь и молятся за живущих. Справедливость сего каждодневно усматривают те, которые призывают божественную благодать святых. Так понимают одни; но другие понимают иначе. Последние читают и понимают сей стих просто: буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда помнили это, т. е. мы непрерывно повторяем вам одно и то же для того, чтобы обратить вам это в привычку, чтобы вы чрез постоянное и неизменное усвоение сего избавились от обвинения в непослушании и незнании, но и после смерти моей завещание о сем хранили твердо и неизменно. 16 Не ухищренным бо баснем последовавше сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго. Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам, и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики — вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам (1 Кор. 2, 4. 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то по сему самому и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, т. е. предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   «Благословенныя же хлебы дарования (χαρσματα) имут различная, рекше (т. е.) уставляют (παει) огневицу (πυρετν, горячку) пиющим с водою, трясавицу (φρκας, лихорадку) и всяк недуг (μαλακαν, немощь) и всяку болезнь исцелевают; к сим же и мыши (στας означает и «моль») от жит (γεννηματων) отгонят и ина пакостящая прогоняют».    В Служебнике это замечание сокращено:    «благословенный хлеб есть помогательный от всех зол, аще с верою приемлется»,    и прибавлено предупреждение священнику, чтобы он благословенных веществ не благословлял вторично на другом бдении, но хлеб раздавал народу и съедал сам за столом ранее другой пищи, вино потреблял бы с благоговением, елеем помазывал в конце утрени или клал в пищу, а пшеницу сеял или молол бы. Древние уставы о благословении хлебов    Прототипом настоящей «трапезы», как давно уже многими замечено, была агапа. На последней часто пища была столь же проста, как и предлагаемая нынешним Типиконом для снедания на бдении (Вступ. гл., 51—52, 75—77). Вероятно, и елей с пшеницей прибавлены к благословляемым веществам (а прибавлены они, как мы видели, не без колебания и не сразу) не без мысли о древней агапе, а также, должно быть, под влиянием очень древней практики благословения елея. В литургических памятниках IV и ближайших веков есть молитвы на благословение воды и елея, которые приносились в храм, по-видимому, наряду с хлебом и вином для евхаристии, почему молитвы для освящения их помещались вслед за чином литургии. Такое место занимают они в сирском «Завещании (Testamentum) Господа нашего Иисуса Христа», где они приводятся с замечанием: «если священник освящает елей для уврачевания страждущих, то, ставя пред алтарем сосуд его, говорит умиленно»; молитва просит у Бога, даровавшего нам Духа Святого, Христа, освятившего нас, соделавшего мудрыми, давшего нам сознание грехов, силу Духа Своего, Целителя, давшего достойным благодать исцеления, послать на елей полноту Его благодеющей милости, чтобы он облегчал труждающихся, врачевал больных, освящал приходящих к вере; «эта молитва говорится и над водой». Апостольские Постановления просят Господа Саваофа, давшего воду к питью и очищению и елей веселить лице, освятить Христом эти вещества, дать им «силу здравия содетельну, болезней отгнательну, бесов прогонительну, всякаго навета гонительну». Молитва в Евхологии, приписываемом Серапиону, еп. Тмуитскому (IV в.), «о приносящих елей и воду», «благословляя» эти вещества «именем Христовым», также испрашивает им «целительную силу», чтобы чрез питие их и помазание ими «отражались всякая огневица (πυρετς), все демонское и всякая болезнь». О благословенных хлебах упоминается в «Луге духовном»: авва Сергий Синайский, дав такой хлеб льву, лежавшему на дороге и мешавшему пройти его мулам, велел ему сойти с дороги, что тот и исполнил.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010