19. И убоятся имени Господа на западе и славы Его – на восходе солнца. Если враг придет как река, дуновение Господа прогонит его. (И убоятся иже от запад, имене Господня, и иже от восток солнца, имене Его славнаго: приидет бо яко река насильная гнев от Господа , приидет со яростию). Когда откроется гнев Божий на людей в отмщении им за глубокое нечестие и противление воли Божьей, что совершит Господь крепкой мышцей Своей (ст.16); то все народы на западе и на востоке убоятся славного имени Господня, т.е. придут в страх и благоговейно покорятся воле Господа, ибо в действиях Промысла Божьего над вселенной увидят проявление всех совершеннейших свойств Божества, и исповедают славу Божью, т.е. могущество царственной власти Господа над миром. Придет гнев Божий в полной мере, яко река насильная, т.е. бурно воздымающая волны, неудержимо выливающая их из берегов, затопляющая и опустошающая окрестности; гнев Божий будет и с яростию – в сильнейшей степени. 20. И придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, говорит Господь. (И приидет Сиона ради избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова). Грозные действия гнева Божьего во вселенной от востока и до запада (ст.19), однако, не имеют целью истребление людей, а должны только покорить их Богу, чтобы они исповедали славное Имя Его. И, по совершении сего, приидет Сиона ради Избавляяй, или, точнее – Искупитель Сиона, и отвратит нечестие от Иакова – прежде всего идолослужение, а потом и всякую неправду, с тем неразрывно сопряженную. Так, мщение от Господа сопровождается Его неисповедимой милостью. Гнев Божий потребит нечестие в мире; это подготовит путь к явлению Искупителя на Сионе, и Сион явится священнейшим средоточием всемирной Церкви Божией (ср.гл.60:1–4 и сл.). 21. И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века. (И сей им иже от Мене завет, рече Господь: Дух Мой, иже есть в тебе, и глаголы , яже Аз дах во уста твоя, не оскудеют от уст твоих и от уст семене твоего: рече бо Господь отныне и вовек).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Всемирный потоп I У Адама и Евы, кроме нечестивого Каина и благочестивого Сифа, были и еще сыновья и дочери. Умерли Адам и Ева , и от детей их стали размножаться люди и заселять землю. Телом, все люди были похожи друг на друга, но душою – одни были подобны Авелю и Сифу, другие – злому Каину. Одни угождали Богу и веровали в будущего Спасителя, и в знак этой веры, приносили Богу жертвы; грешили, но каялись, молились и делали добро. Другие забыли Бога и не думали о спасении; грешили и не каялись; не молились Богу, жили без Бога в душе и делали злые дела. Добро и зло боролись между собою, и зло побеждало: завладевал людьми диавол. И восскорбел Господь, видя зло в людях, и раскаялся, что сотворил на земле все живое. И сказал Господь: – Истреблю с лица земли все создания Свои, от человека до скота. И гадов истреблю, и птиц небесных. Раскаялся Я, что сотворил их. II Один только человек на всей земле был угоден Богу. Его звали Ной. Он был потомок Сифа. Был человек праведный, и непорочный. Был всегда пред Богом. У Ноя была жена и три сына: Сим, Хам и Иафет. И у сыновей были жены. Вся семья была научена угождать Богу. И воззрел Господь на землю и на людей, и ни в ком, кроме Ноя и семьи его, не было правды. Все развратились и не слушали Ноя, проповедника правды, и не раскаялись. И сказал Бог Ною: – Конец пришел для всего живого на земле. Земля наполнилась злодеяниями. Я истреблю всякое живое существо. Я наведу потоп на землю, и все, что теперь живет, лишится жизни. Только с тобою Я заключу завет Мой, только ты спасешься от гибели. И получил Ной откровение от Бога о спасении дома своего. И сказал ему Бог: – Построй себе ковчег (корабль) из дерева; осмоли его внутри и снаружи. Наделай в нем отделений. Сбоку сделай дверь, а вверху – сведи крышу сводом. Внутри сделай помещения в два и три яруса. И сделай в ковчеге запасы пищи для людей и животных. Ной с великой верой и благоговением исполнил повеление Божие. Он построил ковчег, огромный корабль; сделал все так, как повелел ему Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Авраам I После нечестивого столпотворения, из одного народа образовалось много народов. Вера в Бога и в будущего Спасителя, затемнилась в людях еще более. И появилось новое зло на земле. Люди, оставшись без истинного Бога, стали придумывать себе ложных богов, и стали молиться и служить твари, вместо Бога. Одни считали Богом солнце, другие – луну; третьи – служили звездам; иные поклонялись огню; иные – разным животным. Многие стали делать себе богов из золота, серебра и дерева, и таким мертвым идолам покланялись. Явилось на земле идолопоклонство. Истинная вера хранилась только в потомстве Сима. Один из потомков Сима назывался Евер. От него пошли евреи. Жил в восточной стране благочестивый еврей, по имени Авраам. Его избрал Господь, для сохранения истинной веры на земле. У Авраама была жена Сарра, а детей не было. Он был богат и жил в довольстве в родной земле своей. II И сказал Бог Аврааму: – Выйди из земли твоей, из отечества твоего и переселись в землю, которую Я укажу тебе. И там Я благословлю тебя и возвеличу имя твое. Чрез тебя на все народы перейдет Мое благословение. И повиновался Авраам воле Божией. Он взял Сарру, жену свою, и Лота – племянника, взял слуг своих и все имение свое, и пошел с востока на запад, к морю Средиземному. Здесь, у моря, и была, обещанная ему Богом, Ханаанская земля. Авраам выбрал место между морем и рекой Иорданом, у высокого дуба Мамврийского, и тут поставил шатры свои. И явился ему Бог и сказал: – Всю эту землю Я дам семени твоему... Вот завет Мой с тобою: Ты будешь отцом множества народов... Умножу потомство твое... Посмотри на небо, пересчитай там все звезды: можешь ли пересчитать их? Вот, так же будут многочисленны потомки твои. Авраам был бездетный, у него не было потомства, но он веровал словам Божиим и во всем творил волю Господа. На новых местах, где поселился, он поставил жертвенник, и тут молился, и служил Богу. III Однажды, в полуденное время, сидел Авраам у входа в шатер свой. А Сарра, жена его была в шатре. Авраам поднял глаза свои и видит: три мужа стоят на пути, неподалеку от шатра. Гостеприимный старец, увидев странников, побежал к ним на встречу, поклонился им до земли и сказал троим мужам, как бы, одному:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Пользовались ли, действительно Церковь Христова с первых своих дней Ветхозаветными Писаниями? Апостолы постоянно хвалят первых христиан за то, что они исследовали Писания Ветхозаветные ( Деян. 17:11 ) и советуют христианам утешаться чтением Ветхозаветных Писаний. Ап. Павел пишет Римлянам так: «что писано было прежде (т.е. в Ветхом Завете), то все написано нам в наставление, чтобы мы терпением и учением из Писаний сохраняли надежду» ( Римл. 15:4 ). В послании к Ап. Тимофею о Ветхозаветных книгах он высказывается так: «ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим. 3:15–17 ). Нельзя ли думать вместе с некоторыми сектантами, например с штудо-баптистами, пашковцами и толстовцами, что Ап. Павел советует Тимофею читать не Ветхозаветные, а Новозаветные Писания? Нет, нельзя так думать, потому что, когда Ап. Тимофей был мальчиком и читал Писания, тогда Новозаветных Писаний и не было еще, так как тогда Спаситель только еще вышел на проповедь . Значит, «с детства» Тимофей мог читать только Ветхозаветные книги. Их-то и одобряет Апостол. Почему нам необходимо увериться в том, что и Спаситель одобрял Ветхий Завет , и все христиане, начиная с Апостолов, считали его необходимым? Потому что сектанты-толстовцы не хотят признавать Ветхий Завет . Если бы они были хоть немного похожи на христиан, тогда они старались бы подражать Спасителю и Апостолам и слушали бы их, а они не слушают их и отвергают Ветхий Завет. Откуда в Церкви Христовой появились Новозаветные Священные Писания, если Сам Господь ничего не писал? Новозаветные Священные Писания появились позже земной жизни Христа Спасителя и позже основания православной «Церкви Бога живого» ( 1Тим. 3:15 ). Эти Писания составились из случайных писем и сочинений св. Апостолов. Эти письма признала св. Православная Церковь и сохранила их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

С Евр.: «Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня, и благоговел перед именем Моим». Этот завет о священстве и о жертвах, который Я заключил с Левием, – говорит Господь, – был заветом мира и жизни, т. е. за исполнение условий сего завета Я в награду обещал даровать исполнителям и дарую жизнь и мир, жизнь счастливую и мирную. Какие же это условия сего завета? Следующие: " Я дах ему боязнию боятися Мене и от лица имене Моего устрашитися». Вот кому обещал Я и дарую жизнь и мир; Я дарую их только тем, которые питают страх ко Мне, боязнию боятся имени Моего, т. е. всею душою и сердцем приняли страх Божий (св. Кирилл Алекс.), и по действию сего страха исполняют заповеди закона Моего. – Так Я заповедал, – говорит Господь, – жреческому колену Левиину, всем священникам, ведущим род свой от сего колена. Теперь посмотрите на себя вы, потомки Левия, таковы ли вы? Питаете ли вы страх ко Мне, боитесь ли вы Моего имени? Вы не имеете ни страха, ни благоговения. Эта последняя мысль здесь сама собою подразумевается (Сн. ст. 8). Мал.2:6 . Закон истины бе во устех его, и неправда не обретеся во устнах его: в мире исправляяй иде со Мною и многи обрати от неправды. С Евр.: «Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его; в мире и правде он ходил со Мною, и многих отвратил от греха». Господь подтверждает Свои слова примером Левия или Аарона. – Вот, – говорит Господь, – например, Аарон, если он пользовался Моими милостями, наслаждался мирною и счастливою жизнью, то это потому, что соблюдал условия Моего завета с ним; что Я требовал от него по силе завета, то он соблюдал свято, Я требовал от него истины, и «закон истины бе во устех его», он и учил народ истинно, согласно с Моими заповедями, и поступал истинно, как Я желал и заповедал, так что неправда, ложь и обман, искажение закона и заблуждения чужды были его учению, он шёл со Мною одним путем, не уклонясь в сторону, на распутии шёл путем мира и правды, а потому, будучи учителем и руководителем народа, многих отклонил от греха и неправды, и привел на путь добродетели и истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

4 . Память сотворил есть чудес Своих. С Евр.: «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь». «Т.е. не переставал, не оставлял в каждом поколении творить чудеса и пробуждать людей грубых чудесными действиями» (Св. Злат.). По бл. Феодориту, «пророк – наказание врагов назвал напоминанием чудес, т.е., что истинны славные чудеса Твои, которые у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением (т.е. избиением врагов при Иосафате – 2Пар. 20:23 ), и напомнив нам, что совершил Ты при наших предках». 5 . Пищу даде боящымся Его. Пророк говорит о пище (духовной), которую дает преимущественно боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, наставление, все любомудрие» (Злат.). «Пищу, т.е. мысленный хлеб, сшедший с небеси» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет добычу и пищу, взятые у неприятеля, после его поражения. Помянет в век завет Свой, т.е. завет с Авраамом ( Быт. 18:18 ), говорит св. Афанасий. «Хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага» (Бл. Феод. и св. Злат.). 6 . Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати им достояние язык. С Евр.: «Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников». «Т.е. Бог явил силу Свою, изгнав народы (Ханаанские) не просто, но таким образом, из которого Евреи особенно ясно могли видеть, хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, что поражение врагов нанесено было Богом, и что под Его предводительством решена была судьба их» (Св. Злат.). 7 . С Евр.: «Дела рук Его истина и суд: все заповеди Его верны». 8 . С Евр.: «Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте». 9 . С Евр.: «Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его»! 10 . Начало премудрости страх Господень. «Пророк говорит о премудрости, состоящей не в словах, а в делах, и языческие мудрецы определяют премудрость знанием вещей Божеских и человеческих. Этому познанию научает страх Божий, истребляя порок, насаждая добродетель, располагая презирать настоящее и стремиться к небу. Что мудрее такой души»? (Св. Злат. Под. Втор. 4:6 ; Притч. 6:10 ; Еккл. 1:20, 25 ; Иов. 28:28 ). Разум 598 же благ всем творящым и. Т.е. «для исполняющих правила премудрости, для показывающих ее на деле он есть разум благ» (Св. Злат.). Или: добрый истинный разум у тех, Которые его благость, доброту показывают на деле, оправдывают жизнию. С Евр.: «Разум верный у всех исполняющих заповеди Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Вода есть нечто особенное и наилучшее из четырех видимых стихий мира. Небо есть жилище Ангелов, но небеса – из воды. Земля есть обиталище людей, но земля – из воды. И прежде всего шестидневного устроения тварей Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. Освобождение Израиля от фараона совершилось посредством моря, и освобождение мира от грехов совершается через омовение водою при действии Слова Божия. Где Бог вступает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заключен был завет после потопа; заключен завет с Израилем при горе Синайской, но и он заключен при посредстве воды, и червленой волны, и иссопа. Илия возносится, но и здесь не без воды. Ибо сначала проходит через Иордан, потом восхищается на небо. Первосвященник сначала омывается, потом возжигает курения. Аарон прежде омылся, потом поставлен был первосвященником. Ибо как бы он приступил к молитве за других, не быв еще сам очищен водой? И знамением крещения была умывальница, находившаяся в скинии. 3 . Крещение есть конец Ветхого Завета и начало Нового. Ибо начал его Иоанн, которого никто более не восставал из рожденных женами (ср. Мф.11:11 ). Он есть конец пророков: все пророки и закон прорекли до Иоанна ( Мф.11:13 ), он же начало действий евангельских. Ибо зачало Евангелия Иисуса Христа и проч. таково: Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов ( Мк.1:1, 4 ) крещением. Ты скажешь, Илия Фесвитянин взят на небо, однако он не более Иоанна. Перенесен на небо Енох, но он не более Иоанна. Моисей был величайший законодатель, и все пророки были удивительны, но они не больше Иоанна. Я не дерзаю сравнивать пророков с пророками, но Сам Владыка их и наш, Господь Иисус, произнес суд: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ); в рожденных не девами, но женами. Великий служитель сравнивается с сослужителями, превосходство же и благодать Сына несравненны в отношении к рабам. Видишь ли ты, какого человека избрал Бог в предшественника этой благодати? Бедного, пустыннолюбивого, однако, не человеконенавистника; он ел акриды и окрыленную имел душу; питался медом, и слова его были сладостнее и полезнее меда; носил одежду из верблюжьего волоса и представлял собой образец подвижнической жизни; еще будучи в утробе матери, освящен он был Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Еще же, как брать ваш, любящий всех более души своей, я прошу вас быть внимательными к себе и не уподобляться тем, которые умножают грехи свои и говорят: завет иудеев есть и [не] наш. Он только наш потому что они потеряли навсегда то, что получил Моисей. Ибо Писание говорит: «Моисей был на горе и постился сорок дней и сорок ночей и принял завет от Господа, скрижали каменные, написанные рукою Божиею (Исх. 31:18). Но они, обратившись к идолам, лишились его. Ибо Господь говорить Моисею; «Моисей, сойди поскорее, потому что преступил закон народ твой, который вывел ты из земли египетской» (Исх. 32:7). И бросил Моисей скрижали каменные из рук своих: так завет их сокрушен для того, чтобы любовь к Иисусу напечаталась в сердцах ваших и надежду свою вы полагали в вере в него. Посему будем внимательны к последним дням. Ибо все время нашей жизни и веры не доставить нам никакой пользы, если не будем ненавидеть неправды и будущих искушений, как говорить Сын Божий: «будем противиться всякой неправде и возненавидим ее». Итак, смотрите внимательно на дела пути злого. Вы не должны отделяться от других, как будто вы были оправданы; но собираясь в одно место, исследывайте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще. Ибо Писание говорить: «горе тем, которые мудры в себе самих и пред самими собою разумны» (Ис. 5:21). Соделаемся духовными, будем храмом совершенным Богу; сколько может зависеть от нас, будем размышлять о страхе Божием и подвизаться в соблюдении заповедей Господа, [так чтобы могли находить для себя радость в Его оправданиях]. Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он быль добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним (Рим. 2:5–8). Смотрите, чтобы нам уже призванным не предаться покою и не уснуть в грехах своих, чтобы противник, восстав на нас, не покорил своей власти и не лишил нас царства Господня. Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его. Итак, будем внимательны, чтобы не оказаться, как написано, многими званными, но немногими избранными (Мф. 22:14). Глава 5

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

 И далее мы читаем: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля. А вы будете у меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам израилевым» (Исх. 19,5-6).  Бэда Достопочтенный пишет: «Сей завет славы был некогда в древности дарован народу Божьему через Моисея, а теперь его открыто дает язычникам апостол Петр, поскольку они явно уверовали во Христа, который, как краеугольный камень в том, в чем Израиль некогда полагал свое спасение, объединил народы, назвав их народом, избранным по вере, чтобы отделить от других, ставших из- за отвержения камня жизни отвергнутыми». Он провозгласил первых царственным священством, ибо они соединены телом Того, кто будучи верховным Царем и истинным Священником, по праву раздает собственное царство как Царь и как верховный Жрец, очищающий жертвы в собственной крови их грехи. Называют их царственным священством, чтобы не оставляли надежду на вечное царство и не забывали постоянно приносить Богу жертвы безгрешного покаяния»  Здесь мы видим, как Бэда Достопочтенный, рассуждая о том, что и язычники могут войти в наследие Сима, как пророчески было предсказано во снах Иафета (Быт.9,27) об уверовавших из числа язычников: «Некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда не помилованный, а ныне помилованный»(1 Пет. 20,10) и еще: «Вспомнят и обратятся к Господу все концы Земли и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он владыка над народами»(Пс.21,28-29), и еще: «Я Господь, то есть Бог- Отец, призвал Тебя, то- есть Бога -Сына, в правду и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя и поставлю Тебя, то- есть Христа, в завет для народов, то- есть для евреев, во свет для язычников, то- есть и для всех остальных народов»(Ис. 42,46). И далее мы читаем: «И пришел Моисей, и созвал старейшин народа, и предложил им все те слова, которые заповедовал ему Господь, и весь народ отвечал единогласно, говоря: Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны. – И донес Моисей слова народа Господу» (Исх. 19,7-8).

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-prot...

Если уже Ветхий Завет так несомненно излагает это учение, то несравненно более ясное объяснение об этом предмете даёт нам Новый Завет. Не содержит ли этот Завет учение Того Божественного Посланника, Который для того и приходил с Неба, чтобы нам принести известие о загробном мире? И именно ад и его вечную продолжительность чаще всего и делал вочеловечившийся Сын Божий предметом Своей проповеди. Так, в Евангелии святого Марка три раза повторяет Он это учение, когда говорит так: «лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геену, в огонь неугасимый» ( Мк.9:42–47 ). Иисус говорит здесь о соблазнах и хочет сказать, если у тебя есть нечто такое, что влечёт тебя ко греху, то ты должен подавить, искоренить эту страсть, хотя бы предмет её был так мил тебе, как твой глаз, или так необходим, как твоя рука или нога. Ты должен отказаться от этого, если ты хочешь войти в жизнь, то есть не хочешь вечной погибели. Так же определённо это учение об аде выражено в том приговоре, который Христос некогда произнесёт о грешниках при всеобщем Суде и который гласит так: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). И потом Иисус прибавляет ещё к этому: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст.46). Как и Сам Божественный Учитель, так недвусмысленно излагают нам это учение и Его апостолы; так, святой апостол Павел пишет, что Бог пламенем огня наказывает тех, которые не знают Бога и не покоряются благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые (за это) подвергают вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). А святой Иоанн говорит об огненном и серном озере, где нечестивые «будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:10 ). Этих изречений Священного Писания достаточно, чтобы убедить нас в той истине нашей веры, что ад есть и что он продолжается вечно. Этой истиной святые мученики так глубоко были проникнуты, что они предпочитали перенести лучше самые ужасные муки, чем подвергнуть себя опасности вечных мучений. Страх перед адскими муками преодолевал в них боязнь перед земными страданиями. – Следовательно, ад есть, так как об этом свидетельствует история всех народов и изречения Священного Писания. Но:

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010