И теперь, когда произошло чудесное насыщение более чем 5-ти тысяч с их женами и детьми иудеи решили, что мессианское Царство наступило, и они спешат поставить Иисуса царем над собою. Но какой царь (евр. Мелех) был нужен иудеям того времени? Они мечтали, что пришедший Мессия свергнет ненавистное для них иго римлян-язычников, они надеялись, что именно Он, Христос и возглавит освободительную патриотическую войну, великий джихад против всех неверных. Они грезили, что именно их Бог поставит их священниками и царями над поверженными народами (евр. гоим). И здесь они серьезно обманулись! Ибо Мессия (Христос) пришел не только к ним, но и ко всему разрозненному роду человеческому. И Христос пришел не для того, чтобы свергнуть иго римского рабства, Он пришел, чтобы освободить весь род людской от более страшного ига и рабства, от рабства дьявола и ига греха, порочности, скверны и нечистоты. Некогда Бог сказал Аврааму: «и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быт.22:18 ); нечто подобное было сказано и Исааку ( Быт.26:4 ); и Иакову ( Быт.28:14 ). Истина этих слов более чем очевидна: через Одну, произошедшую по плоти от Авраама, от Исаака и Иакова, явится в мир Тот, Который станет благословением именно для всех народов земли. То есть Бог заключит именно Новый Завет со всем родом человеческим, не такой завет, который однажды был заключен только с еврейским народом. В Ветхом Завете мы находим на сей счет следующие пророчество. Сказано: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31–33 ). Здесь мы прочитали о начале Нового Израиля, то есть о христианах, вступивших в Новый Завет с Богом через излияние Духа Святого в их сердца. Говорится в Новом Завете и о перемене Закона и священства. Сказано: «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» ( Евр.7:12 ). То есть во Христе мы имеем дело с духовной сутью Моисеева Закона. Господь Иисус Христос вскрыл именно духовную мотивацию греха и праведного поступка. И если ранее грехом считалось убийство, то теперь и сам беспричинный гнев делает человека виновным в человекоубийстве ( Мф.5:21–22 ); следовательно, само вожделенное поведение уже является корнем греха прелюбодеяния ( Мф.5:28 ). И теперь Богу посвящается не один день в неделю, но и вся седмица ( Кол.3:17 ). Таким образом, Закон Божий никогда не был поднят на такую духовную высоту, на которой он оказывается благодаря новозаветному благовествованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Может также возникнуть недоумение относительно того, как нужно понимать сказанное в этом месте: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой». Со стороны младенца, душа которого обрекается на погибель, в этом нет никакой вины, не он в этом случае нарушил завет Божий, а родители, которые не позаботились обрезать его. Остается думать, что и младенцы не своим личным образом жизни, а по общему происхождению человеческого рода нарушили завет Божий в том одном человеке, в котором все согрешили ( Puм. V, 12 ). Действительно, кроме известных двух великих заветов, Ветхого и Нового, упоминается много других заветов Божиих. Каждый может убедиться в этом, прочитав Писания. Первый же завет, заключенный с первым человеком, без сомнения, следующий: «В день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быm. II, 17 ). Поэтому в книге, называемой Экклезиастиком, написано: «Всяка плоть, яко риза обетшает, завет бо от века: смертию умрете» ( Cup. XIV, 18 ). Если впоследствии был дан и более ясный закон, и апостол говорит: «Где нет закона, нет и преступления» ( Puм. IV, 15 ), то каким все же образом было бы верно то, что читается в псалме: «Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли» ( Пс. 118:119 ), если бы не все, совершившие какой-либо грех, не были бы виновны в нарушении какого-либо закона? Поэтому если даже младенцы, как утверждает истинная вера, рождаются с грехом не личным, а первородным, и мы признаем, что и им необходима благодать отпущения грехов, то поскольку они грешники, постольку признаются и нарушителями того закона, который дан был в раю; так что и то и другое из написанного и приведенного выше оказывается верным. Следовательно, если обрезание было знаком возрождения; и младенца, по причине первородного греха, не напрасно губит рождение, если не спасает возрождение, то вышеприведенные божественные слова следует понимать так, как бы ими говорилось «Кто не будет возрожден, погибнет та душа от народа своего; потому что нарушил завет Мой, когда вместе со всеми согрешил в Адаме».

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Радуга сопутствует дождю. И, появляясь, она, как бы, испытывает веру человека в то, что мир не погибнет, и возвышает Божию благодать и милость в сохранении мира. Св. Филарет Московский : «Царство благодати и веры Бог обновляет заветом, который Он обещал Ною еще прежде потопа, Быт. 6:18 , и теперь действительно постановляет... Знамением завета избрана дуга в облаке. Сопутствуя, обыкновенно, дождю, она долженствовала представлять человекам образ начинающегося потопа: но Бог хочет, чтобы она уверяла их о безопасности от потопа... Являя знамение безопасности в самом действии опасности, Бог а) сколько возвышает благодать, б) столько искушает веру» 356 . Радуга – символ семи заветов от Адама до Христа (второго Адама). Семь заветов относятся к истории, а Вечный Завет – это уже завет будущего века. Символом Вечного Завета тоже будет радуга, но она будет иная (об этом см. ниже). Словом, радуга переведено на русский язык с еврейского слово (кешет). «Кешет» означает лук, сходно с русским «дуга», отсюда «радуга». Эта форма и слово «дуга», «лук» наводили на сравнение радуги с луком Господним. Еще у Иосифа Флавия мы находим: «В знак же, что [гневу Моему] на вас положен конец, Я воздвигну [говорит Господь. – Г.Ф.] мой лук – радугу. Это явление считается ими луком Господним» 357 . Равви Берман к этому еще добавляет: «Лук радуги обращен от Земли, и в нем нет тетивы, которая выпускает стрелы, часто символизирующие в Библии гнев Божий. Радуга – символ мира между Богом и Землею» 358 . Отсюда, у греков и у римлян богиня радуги Ирида – провозвестница мира между небом и землей. Но радуга не только знак для человека, что гнев Божий не погубит земли. Она еще и знак для Самого Бога. Господь сказал: И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга (моя) в облаке: и Я вспомню завет Мой ( Быт. 9:14–15 ). Св. Иоанн Златоуст рассуждает об этом так: «И Я увижу, говорит, и Я вспомню завет Мой. Так ужели воззрение пробуждает в Нем память? Нет, не так должны мы думать, но так, что, когда мы увидим этот знак, то можем спокойно полагаться на обетование Божие» 359 . Равви Берман пишет: «Так что, радуга не только символ мира, она знак и для Бога, а не только для человека. Даже, если люди нарушат этот Завет или позабудут о нем, то и тогда Бог будет помнить о нем и соблюдать его». Таким образом, это антропоморфное утверждение истины о неложности обетования Божия. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Ягве ( Ис. 54:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Имеют ли смысл наши мечты о присвоении собственности ближнего?   Не имеют никакого смысла. Такими помыслами мы собираемся построить счастье на несчастье ближнего своего. Поэтому такие желания просто безумие. Как можно противиться дурным желаниям?   Контролем за своими желаниями, очищением сердца молитвой и страхом Божьим, исповеданием священнику всех своих грешных помыслов, памятью о смерти и Страшном суде Божием, на котором каждый получит награду по делам своим. Глава 5. Новый завет Что такое Новый Завет?   Это Закон Божий, который был открыт и передан людям через Иисуса Христа, Сына Божьего, Мессию. Как еще называют Новый Завет?   Последний Закон Божий. Почему так говорят?   Потому, что другого Завета Господь Бог не даст до конца света. Как еще называют Новый Завет?   Внутренний Закон, закон совести, ибо он опирается на внутренние мотивы нашей внешней деятельности. Тогда, что такое в целом Закон Христа?   Это новый, последний, внутренний закон Божий, самый совершенный и единственный закон спасения. Почему Господь Бог не дал такой Завет через Моисея?   По той же причине, по какой и мы учим детей, что делать можно, а чего нельзя, уча их азбуке правильного поведения, не стараясь объяснить детям скрытые мотивы верных поступков. Апостол Павел так объясняет это: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах (1Кор.3:1-2). В чем различие внешнего Закона, данного через Моисея, и внутреннего закона, данного через Иисуса Христа?   Закон Моисея дан как подготовительный Закон для одного малого пасомого народа, а Закон Иисуса Христа дан всем народам земли, которые связаны между собой в единую духовную семью Божию бесценной Кровью Самого Христа. 5.1. Две величайшие заповеди Нового Завета Какие две величайшие заповеди Христа есть в Новом Завете?   Первая заповедь Нового Завета:   Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк.12:30)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

«Возлюбленные, прибавляет Петр, 627 ожидая дня этого потщитесь явиться пред ним, неоскверненными и непорочными в мире, и долготерпение Господа нашего почитайте спасением как и возлюбленный брат наш Павел, но данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие писания». В этом должно видеть указание на послание Ап. Павла к Евреям, которое было им обнародовано в то же самое время. Апостол Павел о Новом и Старом Заветах Апостол Павел противопоставляет в нем Ветхий Завет Новому, объясняя, что Новый Завет превосходнее потому, что основателем его Сам Сын Божий, тогда как Ветхий установлен был ангелами, или посланниками Божиими. 628 Если же Ветхий Завет, основанный на первосвященстве человеческом, был обязателен, то тем обязательнее Новый, который Божественным Первосвященником своим имеет Самого Сына Божия. 629 Иисус несравненно превыше Моисея; тот был служителем Божиим, а Иисус Единородный Сын Божий. «А потому Иудеи и не должны упорствовать и предпочитать Моисея Иисусу Христу. 630 Новый Завет действительно есть тот окончательный покой, в который должен войти народ Израильский, потому что Завет этот соединяет его с Богом, в лице Божественного Первосвященника своего, примирившего нас с Богом. 631 Первосвященник этот не таков, как были первосвященники иудейские, избираемые из людей; но действительно может быть ходатаем пред Богом и есть совершение всех древних прообразовательных первосвященников. 632 Павел, стараясь доказать превосходство Нового Завета и священства его над Ветхим Заветом и над его священством, 633 выводить то же самое учение из событий ветхозаветных, которые были только прообразованиями событий Нового Завета, и доказывает, что древние праведники спасались одной только верой в грядущего Мессию 634 Этого-то Мессию имеют Евреи перед глазами своими, в лице Иисуса Христа, и к Нему-то должны они прилепляться, чтобы остаться верными ожиданиям отцов своих. 635 Послание свое оканчивает Павел, давая Евреям несколько нравственно-христианских советов. 636 Он объявляет им, что общий собрат их, Тимофей, на пути в Рим, и что в лице его он увидится с ними со всеми; 637 упоминает же про ученика этого для того, чтобы напомнить им как он некогда обрезал его в доказательство тому, что хотя и не соглашается подвергать обрезанию язычников, но не находит ничего предосудительного, когда обряд сей наблюдают Иудеи. Марк становится евангелистом, закончив свой труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

И когда он ушел, остались одиннадцать человек: в темной комнате, среди светильников, хлеб, вино. Когда в древности народ Божий заключал Божественный священный Завет с Небом, то приносил в жертву ягненка и кровью его окроплялся весь народ в знак того, что теперь все кровные братья и сам Бог — участник этого торжества. Кровь, священная кровь жертвенного животного. Ветхий Завет, древний завет, и гора Синай, и громы, и молнии, и народ в ужасе, который слушает грозные слова Моисея: «Я, Господь Бог твой, да не будет у тебя других Богов, кроме меня. Не сотвори себе кумира. Чти день, Божий день субботний. Чти отца и мать, не убивай, не нарушай брака, не клевещи, не завидуй». Эти слова впивались в сознание людей две с половиной тысячи лет тому назад. Ветхий Завет. И вот Христос заключает Новый Завет. Уже с малым числом людей, но для огромного числа людей, даже не для одного народа, а для всего человечества. И Он говорит: «Здесь нет крови жертвенного животного». Разламывает хлеб и говорит: «Вот это Мое тело». Разливает вино, и Чаша обходит учеников: «Это Моя кровь». Кровь, соединяющая учеников, тело Его, которое будет пронзено через несколько часов. Его смерть связывает Его с ними и их между собой. Он остается с ними навсегда. «Это творите в Мое воспоминание», — говорит Он. «Творите в Мое воспоминание»… Не просто, как память о чем–то давно прошедшем, а «Я с вами во все дни до скончания века». Вот это присутствие Его является главным в таинстве благодарения. И с первых дней, когда совершилась Голгофа, когда Он умер и когда все они бежали, и потом удивительные пасхальные события развеяли их страх и положили начало христианской реке, которая потекла через материки, завоевывая страны, народы, всегда это поддерживалось прежде всего одним–единственным актом: ученики собирались, снова разламывали хлеб, и Чаша с вином снова обходила их. И Он снова был с ними. Вот, дорогие друзья, в чем основа таинства Евхаристии — в присутствии Христа вместе с нами. Поэтому в древнеримских катакомбах это было. В огромных византийских храмах это было. Это было в высоких готических соборах, в пышных соборах стиля барокко, суровых храмах XIX века, это происходит и сегодня в храмах нашего города, во всех городах страны нашей, где есть церкви, — по всей земле, всегда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

(ха берит ха хадаша) – новый завет. После нарушения Ветхого Синайского завета, тот завет Мой они нарушили, во времена царей и неудачной попытки царя Иосии его восстановить встал вопрос – что же дальше? И тогда промысел Божий открылся в высочайшем пророчестве Иеремии о заключении Ягве Богом нового завета с остатком Израиля, который переживет катастрофу. Может ли пророчество о новом завете относиться ко временам Зоровавеля, когда иудеи вернулись из плена? Едва ли. Происшедшее при Зоровавеле явно недостаточно, чтобы быть исполнением Иеремиина пророчества. Пророческий взор Иеремии от времен Зоровавеля явно прозревает грядущий новый завет мессианских времен. Каковы характерные черты берит хадаша, нового завета Бога со своим народом? Внешняя буква предписаний закона переходит во внутреннее человека, в сердце его. Буква довлеющего закона и заповеди переходит во внутреннее движение сердца, в принцип жизни и духа. Речь идет не о том, что у иудеев был один закон, а теперь другой. Менять законы толку мало. Меняется сама суть завета Божия. Не такой завет будет заключен, как тогда с отцами их в тот день. Люди будут жить не по букве, а по духу, руководствоваться не заповедями закона, а движением сердца. Вложу закон Мой во внутренность их, на сердцах их напишу его, – говорит Бог. Новый Завет – это не перечень запрещенных и разрешенных дел, как оно было в Ветхом Завете, а устроение сердца и жизнь в духе. Народ перейдет от каменных скрижалей к сердцу. В новом завете восстановится утраченное Богообщение. Ягве говорит: Буду им Богом, а они будут Моим народом. Пастырь добрый будет со Своей паствой. Как с Адамом в раю, так будет Бог общаться с обновленными людьми. Для них Господь будет Богом, никто им не нужен будет более, а они будут Его народом, которому Он всего отдаст Себя. В то время будет уже не внешнее научение от человеков, но сама благодать Божия будет учить их. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого. Поразительно! И еще поразительнее то, что это сбылось. Об этом мы узнаем из послания ученика Христова св. Иоанна Богослова. Св. Иоанн наставляет своих читателей, а потом, будто спохватившись, добавляет: Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете всё... помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас... самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно ( 1Ин. 2, 20. 27 ). Зачем учить тех, кого учит сам Дух Святой! Сердце христиан научается Духом Святым, дарованным им в священном помазании.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Не принявшие и не принимающие Нового (обновленного и раскрытого в полноте вечного Завета) не состоят с Богом и в Ветхом (который был приготовительным этапом того же Завета вечного) – ни в каком. Однако «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11; 29); Завет вечный с их стороны нарушен, но Бог от Своих обетований не отрекается, а потому «в отношении к избранию», они остаются «возлюбленными Божиими ради отцов» (Рим. 11; 28), «отломившимся природными ветвями хорошей маслины», призываемыми Отцом Небесным привиться обратно. Церковь Христова – Новый Израиль, соединяющий всех людей, состоящих в Завете с Богом. И если в первые десятилетия церковной истории большую часть истинного Израиля составляли израильтяне не только по духу, но и по плоти, то в дальнейшем евреи-христиане растворяются в среде иноплеменников, вступивших с Богом в Завет Новый, о наступлении которого пророчествовал Иеремия (Иерем. 31; 31–34). Язычники не создавали нового Израиля взамен старого. Просто количественно большая часть Древнего Израиля отпала от единства с Богом, меньшая же пребыла Израилем, который пополнился за счет обратившихся язычников . «Новым Израилем» называется он потому, что Завет, который с ним заключил Бог – это Новый Завет, установленный в условиях глубокого религиозного кризиса. Завет, в котором человек становится по слову того же Апостола «новой тварью» (Гал. 6;15). При Синае в основу Завета, как условие его соблюдения, кладется Закон, основные десять заповедей которого произносятся Богом вслух всему народу. Моисей вступает «во мрак, где Бог» (Исх. 20; 21), получает законы Завета, возвращается к народу и сообщает ему «все слова Господни и все законы» (Исх. 24; 3). Народ в один голос отвечает: «Все, что сказал Господь, сделаем (и будем послушны)» (3). После чего Моисей записывает все слова Господни и воздвигает жертвенник из двенадцати камней (по числу колен Израилевых), а затем кровью закланных тельцов кропит жертвенник. Читает вслух народу только что написанную книгу Завета, народ подтверждает свое согласие находиться всецело в послушании у Бога, и тогда только Моисей кропит народ той же кровью, говоря: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24; 8). Так был установлен Завет; так был основан Израиль – народ-Церковь.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

Да. Священное Предание содержится в книгах, принятых Церковью для богослужебного употребления . И еще Преданию принадлежать те книги творений Святых Отцов Церкви, которыя хоть не включены в книги Правил, но одобрены Вселенскими Соборами. 2-й отдел. Молитва православных Христиан § 59. О происхождении молитвы 18. Что находим в священном Писании о действии Промысла Божия! Божий Промысел, сохраняя все сотворенное, содействуя всем и всем управляя, являет великое попечение о человеке. «Жизнь и милость даровал мне и попечение Твое хранило дух мой» ( Иов. Х, 12 ); «Очи всех уповают на Тебя и Ты даешь им пищу в свое время» ( Пс. 144, 15 ). Бог почтил человека Своим образом, дал ему свободную волю и разумную душу, »и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем – либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание и все« ( Дeяh. XVII, 25 ); »Bce заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» ( 1Nem. V, 7 ). 19. К чему ведут пути Божия Промысла, направляющого жизнь каждого человека? Всеблагий Промысел устраивает жизнь человека так, чтобы он своим хотением встал на путь своего спасения и послушания Закону Божию. Свободно избранное послушание приводить уверовавшого к усыновлению его Отцом Царства Небеснаго: «предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» ( Eф. I, 5 ). «И свободная воля наша есть ключ к Твоему сокровищу» (Св. Ефрем Сир., ч. 5-я, Бес. 146-я). 20. Оказывал ли Господь Бог особое благоволение к тем, которые ходили в Его Святой воле? Бог устанавливал с праведниками завет, в котором были: Его повеления и одновременно – обещания особых милостей: «...и все, что есть на земле лишится жизни, но с Тобою Я поставлю завет Мой» ( Быm. VI, 17, 18 ), внушал Господь праведному Ною. «Призрю .... на трепещущого пред Словом Моим» ( Uc. LXVI, 2 ). Христос Спаситель также, утвердив навсегда Свое единение с возлюбленным Им, уверовавшим человечеством, выразил Свой завет словами: »сия чаша есть новый завет в Моей Крови которая за вас изливается« ( Лyk. XXII, 20 ). Установление этого Таинства утвердило Новый Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– И наконец, о Завете радуги… Означает ли он, что мы можем успокоиться: что бы с нами ни происходило, глобальной катастрофы больше не будет? – Прежде всего нужно сказать, что здесь впервые употребляется слово «завет» (берит) в значении «договор Бога с людьми»: вот, я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас ( Быт. 9, 9 ). А успокаиваться нельзя уже хотя бы потому, что невозможность в дальнейшем потопа на опустошение земли ( Быт. 9, 11 ) не означает, что не может быть вообще Божией кары: в Священном Писании рассказывается о ней многократно, вспомним гибель Содома и Гоморры, казни египетские, вавилонское пленение Израиля, о котором предупреждали пророки… Вспомним также и вероятную, но не состоявшуюся гибель Ниневии – ее жители покаялись и отвели от себя гнев Божий. Однако эти казни не поражали всего человечества, всего живого на земле, как Всемирный потоп. Завет радуги означает, что человечество доживет до Второго Пришествия Иисуса Христа, «грядущего со славою судить живых и мертвых» (Никео-Цареградский Символ веры ), – хотя людям, пережившим потоп, на тот момент и о первом Его Пришествии не было известно ничего. Завет радуги означает, что у человека, у человечества всегда будет оставаться шанс: ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф. 18, 11 ; Лк. 19, 10 ). Пока человек жив, нет у него такого греха, которого он не мог бы смыть покаянием. И даже на посмертную участь человека остающиеся в живых могут повлиять своими молитвами. – Мы с Вами говорим о Ветхом Завете, о его древнейших документах и сколько находим живых связей – с Евангелием, с нашей сегодняшней духовной жизнью, с Церковью . Вас огорчает то, что многие прихожане наших храмов Ветхого Завета не читают, не считают это необходимым? У некоторых православных само слово «Библия» ассоциируется исключительно с протестантизмом. – Конечно, это огорчает! Господь наш Иисус Христос призывал: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин. 5, 39 ). Апостол Павел во Втором послании к Тимофею пишет: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим. 3, 16 ). Спаситель в Своих проповедях постоянно цитирует Ветхий Завет , использует его образы и сравнения. Например, на каждое предложение искушающего Его сатаны Он отвечает цитатой из Второзакония. Всем, казалось бы, известное не хлебом одним будет жить человек ( Мф. 4, 4 ) – это Бог говорит Моисею (см.: Втор. 8, 3 ). Открыв Книгу Деяний святых апостолов, мы видим, что первая же проповедь апостола Петра в Иерусалиме, сразу по Сошествии Святого Духа (см.: Деян. 2 ), обращает слушающих к Ветхому Завету и вся построена на нем. Апостолы вслед за Самим Спасителем относились к ветхозаветным писаниям благоговейно и трепетно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010