А у пророка Иеремии сказано, что будет новый завет с Богом, не тот, который был в древности, а именно новый: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31–32 ). Пророк Исаия пишет, что Бог избрал евреев, чтобы они были светильниками для всех народов до пределов земли! Но так как они не справились с возложенным на них, то Господь призвал христиан, и мы осуществили эту миссию, мы распространили слово Божие по всему миру, так что свет Божественного откровения сияет каждому человеческому племени. Исх.6:8 . «И введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь». Здесь возникает вопрос, а как можно землю дать сразу троим: Аврааму, Исааку и Иакову? Понятно, что они умерли, но зачем тогда говорить, что земля дается им? Каждый из них получил по два метра… О чем же речь? Речь идет о том, что подлинные блага мы порой получаем благодаря заслугам наших предков. Если у нас есть предки, праведные как Авраам, Исаак, Иаков, верующие как Авраам, надеющиеся на Господа как Исаак, любящие Бога как Иаков, то Бог, конечно же, припомнит заслуги наших предков и позаботится о нас. Причем, здесь сказано, что Господь дает в наследие землю. А в Книге Второзаконие говорится, что наследие народа Божьего – это закон Божий, заповеди: «Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова» ( Втор.33:4 ). Давайте зададимся вопросом: а что более важно: получить в наследство кусок земли или же закон Божий? Без сомнения, когда дается в наследие познание о Боге, которые мы получаем, изучая Священного Писания – это несравненно больше, чем кусок земли! Может быть, мужчина – глава семейства – не оставил детям красивую машину, большие деньги в банке, но он оставил Библию , и он научил своих детей веровать в Бога, исполнять заповеди! Это прекрасное наследие!

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава восьмая. Завет Божий с Ноем Первый мир погиб в водах потопа. Бог не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых ( 2Пет. 2:5 ). Поколения адамитов исчезли с лица земли. На земле остался, сохранившийся в ковчеге, новый родоначальник человечества – Ной, со своим семейством. И вот, после Адама Бог заключает с людьми и, даже, со всем живущим на земле, второй завет (союз). Бог поклялся, что воды Ноя не придут более на землю ( Ис. 54:9 ), и жизнь на земле более не будет истреблена. Потомкам Ноя, вновь заселившим землю, даются общие заповеди, устанавливающие взаимоотношения между Богом и послепотопным человечеством. 8.1. Значение имени Ноя Ламех жил сто восемьдесят два (188) года, и родил сына, и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Ягве (Бог) ( Быт. 5:28–29 ). Имя «Ной» – (Ноах) происходит от глагола (нуах), что значит «покоиться», " успокаивать». В арабской (коранической) традиции оно звучит «Нух», в переводе LXX: Νωε. Среди бушующих волн потопа, в этом человеке мир обретает покой 314 . Завет с Ноем – завет покоя земле и всему, на ней живущему. Уже при имянаречении сказалось и особое отношение, которое должен был иметь Ной к земледелию. Адам был сотворен для земледелия, но проклята оказалась земля, ради греха Адамова, и произрастила терния и волчцы. Когда же и каким образом утешил Ной людей в работе... и в трудах... при возделывании земли, которую проклял Ягве (Бог)? Не иначе, как тогда, когда уже после потопа начал возделывать землю и насадил виноградник ( Быт. 9:20 ). По свидетельству Предания и отцов, до Ноя не насаждались виноградники. Терния и волчцы истребляются виноградом. Лик Увенчанного терновым венцом, обагрился кровью. Кровь евхаристического вина искупляет уязвленных терниями греха. Земля, опустошенная терновником и волчцами, расцвела виноградниками. Душа, обретшая покой во Христе, восклицает: …как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских ( Песн. 1:13 ). Когда в Вифлееме родился Христос, зимой, в безжизненной пустыне на берегу Мертвого моря, в Эн-Гедди расцвели виноградники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

8–9. Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними; и будет известно между народами семя их, и потомство их – среди племен; все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом. (Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреди людей: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословеное от Бога, и радостью возрадуются о Господе). Свобода, радость, благоустройство быта, услуги инородцев, все это дано будет избранным Божиим в силу основного и вечного закона воли Божией: «Я, говорит Господь, люблю правду», а следовательно, и праведников, и «ненавижу грабительство со стороны неправды или насилия», а следовательно, и грабителей народа, их победителей, пленителей и поработителей. И вот, в силу этой любви к правде, труд или то, что приобретено трудом военных предприятий, с чрезвычайным усилием и страшным насилием, разного рода завоевателями и грабителями (ибо победа всегда сопровождалась грабежом), все это Господь отдаст праведникам, которые также, как Он, любили правду и ненавидели войну с её грабежами и, в исполнение всех древних обетований, вступит с ними в вечный завет. Так облагодетельствованные Господом, ближайшие и будущие поколения праведников, между всеми народами, будут признаны людьми, любящими только правду и справедливость и за то от Бога благословенными. Все народы увидят, что им даровано наследие благ земных и обетование небесных благ, в силу вечного завета, основанного на любви к правде. Только христиане, вступившие в вечный завета с Вогом, на основании Его любви к людям, могут быть признаны действительными наследниками богатых дарований и вечных обетований: им, как почитателям истинного Бога, ревностным исполнителям закона о самоотверженной любви, составляющим царство Божие, им ныне принадлежит мир и будет принадлежать во веки. 10–11. Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством. Ибо, как земля производит растения свои, и как сад произращает посеянное в нем, так Господь Бог проявит правду и славу пред всеми народами. (Да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одежд его веселия (одея мя): яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою. И Яко земля растящая цвет свой, и яко вертоград семена своя прозябает: тако возрастит Господь Господь правду и веселие пред всеми языки).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Наиболее очевидная предпосылка, лежащая в основе учения о Писании как единственном источнике христианского вероучения, состоит в том, что Библия содержит в себе все, необходимое для истинной веры, благочестивой жизни и правильного богопочитания. Для подтверждения этого положения чаще всего приводится следующее место из Нового Завета: " Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (2 Тим. 3, 15-17). Те, кто обычно использует эту цитату для защиты единственности Священного Писания как источника веры, утверждают, что здесь говорится о самодостаточности Писания, потому что " если Писание может сделать благочестивого человека... совершенным, то... для того чтобы достичь полноты совершенства, нет необходимости в Предании " Что же, в самом деле, следует из приведенного новозаветного текста? Прежде всего спросим себя, что подразумевает апостол Павел, когда говорит о писаниях, которые Тимофей знал с детства? Можно с уверенностью сказать, что Павел не имеет в виду Новый Завет, так как когда Тимофей был ребенком, Новый Завет еще не был написан - фактически он не был завершен даже тогда, когда Павел писал это послание к Тимофею: еще не существовал во всей полноте тот новозаветный канон, каким мы его знаем сейчас. Очевидно, что здесь и во многих других ссылках на " писание " , встречающихся в Новом Завете, апостол Павел имеет в виду Ветхий Завет. Таким образом, если данный отрывок хотят использовать для установления боговдохновенных авторитетов, то нужно исключить не только Предание, но также и сам этот отрывок и вообще весь Новый Завет. Во-вторых, если Павел хотел здесь исключить Предание как не имеющее пользы, то можно только удивиться, почему он в той же главе сам использует внебиблейское устное предание. Имена Ианний и Иамврий не встречаются в Ветхом Завете, однако в 2 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/368/...

«Произведу суд» ( κριν) «над тем народом» – суд в смысле кары и наказания за притеснение и порабощение потомства Авраама. По Божественному определению, потомки Авраама стали переселенцами в чужой земле – у египтян. Но это не оправдало египтян, которые подлежали наказанию за притеснение переселенцев – дело их свободы и жестокости. Суд Божий за это и выразился в так называемых казнях Египетских, после которых народ еврейский вышел из Египта. «Будут служить Мне на сем месте» – слова, заимствованные Стефаном из откровения Божия Моисею на горе Хориве ( Исх.3:12 ) и вложенные в уста Богу при откровении Его Аврааму. В кратком и беглом обзоре истории народа Стефан мог, без сомнения, позволить себе не упомянуть, что эти слова сказаны Моисею, и, по ассоциации идей, привести эти слова при упоминании о суде над египтянами, бывшем при Моисее, и об исходе народа под водительством сего последнего, по Божию откровению. Взводить здесь на Стефана упрек в неточности может только буквалист, дорожащий более буквою, чем смыслом Божественных откровений. Деян.7:8 .  И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. «Завет обрезания» – завет, внешним признаком (знамением) которого было установленное вместе с сим обрезание, как существенная часть и самого завета ( Быm. XVII, 10, 11 ). Выражение, что этот завет дан Богом, имеет в виду дать понять, что он есть свободный и милостивый дар Бога Аврааму и его потомству, и что в этом даре-завете Господь гораздо более дает человеку, нежели сколько получает от него. «По сем...», κα οτως, слав. " и тако», т.е. и так, стоя в таких отношениях к Богу, в отношениях заключенного с Ним Завета, «Авраам родил Исаака..». «Двенадцать патриархов...». Так называются дети Иакова, как родоначальники происшедших от них 12 колен Израилевых. Деян.7:9 .  Патриархи, по зависти, про­дали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, «По зависти продали» ( Быт.37 ). Не без особенного намерения Стефан указывает на эту зависть, но с целью указать, очевидно, на подобное же чувство судей против Господа Иисуса, историческим прообразом которого были и Иосиф, и упоминаемый далее Моисей – избавители народа от бед и напастей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новый Завет устанавливается на крови Агнца, который берет на себя грехи всего мира Произнося слова о Новом Завете, Христос оставался в рамках контекста темы ветхозаветной Пасхи, так как она входила в число праздников, в которые особым образом вспоминается Завет Божий с избранным народом. В это же время Спаситель-Мессия объявляет о заключении Нового Завета, собирании Нового Израиля. «Устанавливая Новый Завет, Он исполнял пророчества и отвечал всеобщим чаяниям и ожиданиям. Во времена Иисуса Христа, когда эсхатологические и апокалиптические ожидания до предела обострились, понятие Новый Завет было особенно в ходу. Об этом говорят, например, дошедшие до нас писания наиболее остро эсхатологически настроенных ессеев» , – отмечает протоирей Александр Сорокин. Тема установления Нового Завета более полным образом раскрывается в прощальной беседе Спасителя с учениками. Иуда уже покинул собрание, остались лишь те, кто будет участвовать в великой миссии созидания Церкви. Христос говорит своим ученикам: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, то приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15: 1–6). Чтобы понять это отрывок, нужно знать, что народ израильский в Ветхом Завете часто сравнивается и с виноградником, и с виноградной лозой. Пророк Иеремия сравнил Израиль с благородной лозой, которая позже стала отраслью чуждой лозы и перестала приносить плоды (Иез. 19: 10–14). Пророк Иезекииль создает яркий образ избранного народа, который был плодовитой лозой, но со временем эта лоза была «во гневе вырвана, брошена на землю и пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую» (Иез. 19: 10–14). Главная тема беседы Спасителя на Тайной Вечери – учреждение Церкви, ее единство со Христом, который есть ее Глава Образ виноградника был использован в некоторых притчах Христа: в притче о работниках одиннадцатого часа и притче о злых виноградарях. Символика последней притчи присутствует и в прощальной беседе с учениками. Наказание ожидает тех, кто не приносит плодов. Тем не менее это не главная тема беседы Спасителя на Тайной Вечери. Главной же темой является учреждение Церкви, ее единство со Христом, который есть ее Глава. Все члены Церкви таинственно соединены между собой во Христе и в Нем находят источник сил и благодати, особенно даруемые через таинство Евхаристии, в котором люди становятся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Плоть и кровь Сына Божия становятся плотью и кровью тех, о ком сказано Христом: «Вы во мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). Пребывание Христа в верующих сравнивается с пребыванием ветвей на лозе. Этим же созидается мистический союз всех членов Церкви, которая есть Тело Христово (1 Кор. 12: 27).

http://pravoslavie.ru/159983.html

Если бы Господь сказал: «Нарушил этот завет Мой», тогда было бы необходимо разуметь, что говорится об обрезании Но так как Он не сказал, какой именно завет нарушил младенец, то этим дается понять, что это сказано о том завете, нарушение которого может относиться и к младенцу. Если же кто-либо будет настаивать, что это сказано именно об обрезании – что младенец нарушил только относительно его завет Божий, потому что не обрезан, – то пусть он отыщет какой-нибудь такой оборот речи, в котором бы без особой несообразности выражалась мысль, что младенец потому нарушил завет, что он нарушен хотя и не им, но в нем. Но и в этом случае следует принять в соображение, что душа необрезанного дитяти, неповинная в личной небрежности, не подвергалась бы несправедливой гибели, если бы не была повинна в первородном грехе. Глава XXVIII. О перемене имен Авраама и Сарры, которые, будучи неспособны одна по неплодию, а другой по старости, к рождению, получили дар плодородия Итак, когда было дано такое великое и такое вразумительное обетование Аврааму, которому яснейшим образом было сказано: «Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я благословлю ее (Сарру), и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее», – обетование ныне на наших глазах исполнившееся во Христе, то вслед за тем эти супруги в Писании уже не называются, как назывались прежде: Аврам и Сара, но так, как называли мы их с самого начала, руководствуясь их общепринятыми именами: Авраам и Сарра. Причина перемены имени Авраама прямо оговаривается: «Я сделаю тебя отцом множества народов». Имя Авраам, следовательно, имеет именно это значение. Аврам же, как он назывался прежде, в переводе значит: высокий отец. Причины перемены имени Сарры не указано, но, как говорят занимавшиеся толкованием еврейских имен, содержащихся в этих священных Писаниях, имя Сара в переводе значит: госпожа моя, а имя Сарра – сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

И когда после захода солнца наступила тьма, дым и пламя огня прошли между рассеченными животными – в знак того, что Бог так же един с Аврамом, как были одним целым тела животных при их жизни. И Господь заключил завет с Аврамом, обещав отдать ему всю землю Ханаан. Явление Бога на заходе солнца символизировало воплощение Единородного Сына при наступлении конца времен, ведь с пришествием Христа наступил вечер мира. Но, несмотря на обещание Бога, жена Аврама Сара оставалась бесплодной, и тогда она сама дала ему в жены египтянку Агарь. Та забеременела и стала презирать Сару, а Сара в ответ стала притеснять ее. Обиженная Агарь убежала в пустыню, где ее встретил Ангел Господень, вечный Вестник Бога Отца, повелевший ей вернуться обратно. Он обещал умножить потомство ее и обещал, что сын, рожденный ею, будет жить как дикий осел перед людьми, сражаясь со всеми, и все будут сражаться с ним. Тогда Агарь воскликнула: «Ты Бог видящий меня... точно я видела здесь в след видящего меня» ( Быт. 16, 13 ). Она возвратилась к Саре, и, как предсказывал Бог, у нее родился сын Измаил, предок многих арабских племен. Его потомком был Мухаммед, основатель ислама , на котором исполнилось пророчество Бога о всеобщей войне, которую будет вести измаильтяне против духовных детей Аврама – христиан. Когда Авраму было 99 лет, Господь вновь явился ему и сказал: «Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» ( Быт. 17, 1 ). Аврам, падши, поклонился Богу. Тогда Бог возобновил с ним завет и поменял ему имя в знак перемены его судьбы: «Ты будешь отныне не Аврамом («отцом высоты»), а Авраамом («отцом множества»), ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И цари произойдут от тебя, и заключу завет Мой с семенем твоим, завет вечный, так что Я буду Богом твоим и твоих потомков». И как знак завета, Бог повелел Аврааму и всем его домочадцам совершить обрезание крайней плоти, что он тотчас и сделал. Каждый его потомок должен быть обрезан в восьмой день, обрезание было символом веры в приход обещанного семени Авраама, Христа. Он введет верных в вечный восьмой день Царства своего через духовное обрезание – Крещение. В нем отрезается не часть тела, а грех, наросший на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Часть III (Иов. – Сир.) призывает каждого человека к поиску истинной, спасительной мудрости в молитвенном/медитативном изучении Торы, которая открывается в Творении и в указаниях, данных Израилю, всем, кто открывается ей. Часть IV (Ис. – Мал.) рисует картину завершения мира и истории; это произойдет тогда, когда все народы соберутся у Сиона, чтобы Яхве научил их Торе/закону мира ( Ис.2:1–5 : канонический программный текст в начале части IV) и чтобы принять участие в великом обновлении, предсказанном всей Земле в пророческих книгах; это случится не помимо Израиля, но через Израиль и с помощью Израиля. В свете книг пророчеств, которые во многих религиозных течениях во время жизни Христа воспринимались как эсхатологические обетования, то есть как видение драмы последних времен на Земле, Тора (часть I) получает, с одной стороны, специфическую пророческо-эсхатологическую динамику; с другой стороны, эсхатологическое действие Яхве, о котором свидетельствует Новый Завет, осуществленное в Иисусе и через Него (особенно в событии Пасхи), может быть понято как решающий акт в драме последних времен, возвещенной через пророков. Так в христианской Библии пророчества открываются в направлении Нового Завета, который следует непосредственно за ними. 3. Первая часть единой двухчастной христианской Библии (1) Обе части единой христианской Библии имеют параллельную композицию: Основа Евангелия Прошлое Исторические книги Деяния апостолов Настоящее Книги премудрости Письма апостолов Будущее Книги пророков Апокалипсис Иоанна (2) Первая и последняя книги христианской Библии – Бытие и откровение Иоанна Богослова – образуют универсально-историческую рамку; эту рамку подчеркивает повторение ключевых слов. Быт.1–3 : «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился под водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

(3) 2Пар.36:22–23 (так называемый эдикт Кира) – программный финал третьей части канона – «Писаний», а также финал всего Танаха: «А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Яхве, [сказанного] устами Иеремии, возбудил Яхве дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Яхве, Бог неба; и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас – из всего народа Его, [да будет] Господь, Бог его, с ним, и пусть он туда идет». Тот факт, что Танах заканчивается книгами Ездр. – Неем. – 1–2 Пар. (о Книгах Хроник [Паралипоменон] как своеобразном резюме, итоге истории отношений Бога и Израиля, начиная «от Адама», см. ниже, D.VIII), причем именно в такой неожиданной последовательности, а не 1–2 Пар. – Ездр. – Неем., соответствующей хронологической последовательности событий, указывает на сознательное намерение авторов создать некий программный финал. В конце I в. н.э., то есть после разрушения Храма римлянами в 70г. н.э., в условиях постоянно усиливающегося давления со стороны римлян на иудеев в Израиле, такой финал Танаха нес в себе важное, исполненное надежды «послание» к иудейскому читателю: 1 . Израиль должен всегда помнить о событиях прошлого: о том, что страшная катастрофа, поразившая когда-то народ Божий, чудесным образом завершилась, вопреки всем сомнениям и отчаянию. Такое чудо произошло, и объяснение ему – во-первых, верность Яхве своему слову (аллюзия на пророчество Иеремии) и, во-вторых, то, что Яхве в силах подвигнуть на исполнение своего плана даже тех правителей великих империй, которые в сущности не признают Его своим Богом. 2. Фундамент для надежды Израиля – «вечный» завет Бога со своим народом: «Кто есть из вас – из всего народа Его, да будет Яхве, Бог его, с ним» – в этой фразе присутствует аллюзия на т.н. формулу завета (ср. в особенности Лев.26:44 слл.). 3. Последние слова «и пусть он туда идет» включают древний глагол с lh – «восходить, подниматься». Традиционно этим глаголом обозначался исход Израиля из фараоновского Египта. На примере Израиля Бог показывает, что Он есть Бог освобождения. Одновременно с этим в тексте утверждается значение Иерусалима и «Земли» как спасительного Дара Яхве своему народу. 2.2 Объединенность трех частей Танаха тематическими соответствиями и повторами ключевых слов

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010