Когда же началось образование правового церковного строя? Впрочем, вопрос этот совсем не важный. Много интереснее было бы знать, какую такую финансовую или экономическую теорию развило первохристианство и оставило ее последующим векам? Но о ней в книге Зома ничего не говорится. Очевидно, не имущественный или экономический интерес послужил толчком к развитию церковного права в первые века христианства, а что-то совсем иное. Что же именно? 1 . Базис церковного общения Ты уже не раб, но сын. Гал. 4:7 . «Что нам делать, мужи братие? – Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа. Итак, охотно принявшие слово сие, крестились и присоединилось в тот день около трех тысяч человек. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении, преломлении хлеба и молитвах» 23 . Так изображает книга Деяний результат апостольской проповеди в день первой христианской Пятидесятницы. Характерны здесь вопрос и ответ, и краткое изображение содержания дальнейшей жизни церковной – этого общества свыше 3000 лиц. Выражаясь церковным языком, эта жизнь представляется непрерывным духовным деланием в тесном внутреннем общении каждого отдельно с прочими. Его различные стадии: покаяние, пребывание в учении Апостолов, в общении и т. д. суть программа жизни как первохристианства, так и церкви следующих веков: разницы нет. Что значит покайтесь (μετανοσατε)? Значит, измените весь склад вашей духовной жизни (оυς) и, соответственно этому, весь образ вашей жизни, ваше поведение. Достойно замечания, что и первая проповедь Христа роду человеческому начиналась также призывом к покаянию 24 . Да и следовавшее за крещением пребывание «в учении апостолов», разве исключало покаяние – перемену жизни? Естественно предполагать, что в этом, главным образом, и состояло. В чем же именно состояла эта перемена? Без сомнения, она состояла в усвоении евангельского учения и содержащегося в нем, а также, раскрываемого в Писаниях ветхозаветных пророков закона Божественного и в устроении личной жизни, соответственно этому закону, совершенно независимо от того, будет ли такое поведение согласовываться с сложившимся социальным укладом и даже с политическими законами. Да, евангельский закон безусловен. Он не делает уступок или приспособлений к национальным, социальным и политическим условиям, но господствует над ними, их облагораживая, возвышая до себя. Он открыт всему человечеству, призываемому в новый завет или союз с Богом-Отцом, в союз сыновства и любви. «Ты уже не раб, но сын». «Тем, которые приняли Его, дал власть (ξoυσiα) быть чадами Божиими».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Кроме того, иногда некоторые не хотят знать, кто «их народ», потому что тогда появляется ужасающая потребность в их помощи. Люди становятся ответственными за свой страждущий и мятущийся народ, обязанными ответить на его крики и превозмочь ради него самих себя. Нужно возрастать в мудрости, в любви и кротости для того, чтобы можно было лучше служить и сполна востребовать свой дар, чтобы народ этот был полон жизни. Теперь люди знают, за кого отдавать собственную жизнь. В сердце бедного присутствует тайна. Иисус говорит, что всё то, что делается ради голодного, жаждущего, голого, больного, пленника, делается ради Него: Всё то, что делаете одному из братьев моих самых меньших, для Меня делаете (Мф. 25: 40). Бедный в своей полной беззащитности, в своей тревоге и оставленности уподобляется Иисусу. В его полной бедности, в его очевидной ране скрыто пребывает тайна присутствия Бога. Тот, кто лишён безопасности и спокойствия, конечно, нуждается в хлебе, а после этого хлеба он, прежде всего, нуждается в присутствии, в другом человеческом сердце, которое сказало бы ему:«Мужайся, ты очень много значишь в моих глазах, и я люблю тебя; ты очень ценен; надежда существует " . Ему нужно присутствие, которое открыло бы ему присутствие Божие, Бога — любящего и дарующего жизнь Отца. Между Иисусом и бедным заключён союз. Тайна эта велика. Сказано в книге Исход: И стенали сыны Израилевы от тяжести и вопили и вопль их о помощи восшёл к Богу от тяжести их притеснения. Бог услышал стенание их, и вспомнил Бог Завет Свой. Тогда открылся Яхве Моисею и сказал ему: Я увидел несчастье народа Моего, который в Египте и услышал вопль от надсмотрщиков его; Я знаю скорби его. Я сошёл освободить его от руки Египтян и привести в страну хорошую и пространную, в страну, где течёт молоко и мёд (Исход 2, 23–24; 3, 7–8). Христианские общины продолжают дело Христа. Они посланы, чтобы быть Его присутствием рядом с бедными, живущими во мраке духовном и отчаянии. Входящие в эти общины, тоже отвечают на призыв и вопли слабых и притесняемых. Они входят в союз между Иисусом и бедным. Они встречают в бедном Иисуса.

http://predanie.ru/book/74578-obschina-m...

Между тем в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, боле плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом. Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение. Благодаря этому, Исаак мог и там начать оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота, и множество пахатных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие наконец Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне. Увидев правоту Исаака и раскаявшись в несправедливых притеснениях ему, царь филистимский Авимелех прибыл к нему с извинением, и между ними, на сделанном Исааком пиршестве, заключен был клятвенный союз, около того же самого колодца, около которого некогда заключали свой союз отцы их (Вирсавия). Тихая семейная жизнь Исаака скоро была возмущена непослушанием его любимца-сына Исава, который без благословенья родителей в сорокалетнем возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке». Но скоро предстояло ему еще более тяжкое семейное испытанье. С приближением преклонных лет, у него ослабело зрение, и он нашел благовременным совершить торжественное благословение для передачи связанных с ним обетований своему потомству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Неблагоразумный правитель в своих повелениях подданным естественно изрекает неблагоразумное; его сердце – сосредоточие его помыслов и желаний – естественно наклонно понимать тщетное, т.е. останавливать свое внимание на одной привлекательной внешности, не прозревая в основание и цель дела; а потому он и приходит постоянно к беззаконию. Так, обольщаясь военной силой врага-соседа, Иудейский царь заключал с ним оборонительный союз, через это преступал завет, с Богом, подвергался наказанию и страдал больше, нежели мог бы страдать без того. А иногда это неблагоразумие подобного правителя доходило до того, что он решался произносить хулу на Господа (глаголати на Господа прелесть), т.е. говорить народу обольстительную ложь во имя Господа, прикрывая эту ложь святым именем Его: и ложь, сказанная от имени Божия, как бы определение Его воли, находила поэтому большой успех в народе, а вместе с тем приносила и тем большее зло тому же легковерному народу. Такая гибельная ложь растлевает или губит души алчущих и души жаждущих оставляет без удовлетворения, и так губит тех и других самым лютым образом – голодной смертью. Так именно было, когда неблагоразумный царь Иудейский, страшась Ассирийцев, искал помощи в союзе с Египтом, тем самым нарушил союз с Богом и подверг крайне опасным бедствиям себя и свой народ (30:3–7,9–14,20–21 и сл.). 7–8. У коварного и действования гибельные: он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав. А честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно. (Совет бо злых беззаконная совещавает, растлити смиренные словесы неправедными, и рассыпати словеса смаренных на суде. Благочестивии же смысленне совещаша, и той совет пребудет). Совет злых, именно Иудейского царя и его сообщников, своевольных и богоотступных (30:1–5; 31:1–3), направлен к тому, чтобы растлить смиренных, коварно обманывать и губить подданных кротких, доверчивых и покорных. А если они увидят себя обманутыми и заявят об этом на общественном суде, то и здесь слова их будут рассыпаны – все показания и доказательства будут разобраны и опровергнуты вместе и порознь силой и хитростью непобедимого красноречия (29:20–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Подобных замечаний в параллельном, хотя и более подробном, повествовании книг Царств нет (срав. 4Цар.20 гл.). — Кажется, из приведенных примеров ясно, что тенденциозностью писателя Паралипоменон пропуск или пополнение повествований нельзя объяснить и чрез то заподазривать историчность его дополнительных повествований. Нет, он в своих повествованиях так же беспристрастен, как писатель книг Царств. Чтобы убедиться в этом, стоит только прочесть его заключение к истории иудейского царства во 2Пар.36:14—17: (Седекия) да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили… и осквернили дом Господень… и посылал к ним Господь пророков… но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения… Может ли тенденциозный панегирист так заключать и заканчивать историю «прославляемых» им царей и своего отечества? Нет и нет!    Видна ли «ненависть» к израильскому царству? О существовании ее заключают из упоминания в Паралипоменон о союзе Иосафата с Охозией израильским царем и погибели их союзных кораблей в «наказание» за этот союз (2Пар.20:35—37). О погибели этих кораблей говорится и в книгах Царств (3Цар.22:49), только о союзе не говорится. Таким образом, причинная связь, заимствованная в Паралипоменон из речи пророка Елиезера, обличавшего этот союз (2Пар.20:35—37), ставится в вину писателю Паралипоменон. А выводы отсюда (собств. из причинного союза) очень не малые: писатель Паралипоменон, говорят, «по ненависти к израильскому царству, сочинил» сам речь Елиезера, а затем по той же «ненависти» он намеренно «опустил» всю историю израильского царства. Но все эти выводы очень поспешны. Если бы проявлял подобную «ненависть» писатель Паралипоменон, то не упомянул бы о «союзе» Иосафата с Ахавом (2Пар.18 гл.); о победе израильтян над Амасией (2Пар.25:18—24); о трогательном возврате израильтянами плененных ими иудеев при Ахазе (2Пар.28:6—15); о «союзе» и участии израильтян в праздновании иудеями пасхи при Езекии и Иосии (2Пар.30:5—27; 31:1; 35:17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

Предание говорит нам о том, что обет отдать Дочь на воспитание в Иерусалимский храм был дан супругами еще до Ее рождения, а может быть, и до зачатия. И здесь мы видим не только волю родителей, праведных Богоотец Иоакима и Анны, но и Промысел Божий: Дева должна была возрастать там, где наилучшим образом будет происходить Ее приуготовление к подвигу, к Материнству - в земном доме Небесного Владыки. Ведь Иерусалимский храм - это был единственный на свете храм Единого Бога. Нигде в мире больше такого храма не было. Он возвышался как скала в языческом море. И Мария, будущая Мать Спасителя, пребывала там, чтобы исполнить Промысел Божий о рождении в мир Спасителя. Она открыла Богу те врата в род человеческий, в которые никто, кроме Бога, не войдет: Ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены - эти слова из книги пророка Иезекииля (44, 2) читаются в храме в праздник Введения. Таким образом, здесь соединяется ветхое и новое; то, что израильский народ уже знал о своем Боге (материализация этого знания - Иерусалимский храм), и то, что этому народу предстояло - воплощение Бога, рождение Спасителя. Событие Введения - это звено, соединяющее Ветхий Завет с Новым. - И ведь это можно назвать Ее обручением, верно? «Предобручилася еси Духом таинственно, обрученна Богу и Отцу», - так поет Церковь в этот день. Митрополит Вениамин (Федченков) напоминает об обычае, существовавшем не только на Востоке, но и на Руси - избранная в невесты девочка оставляла дом своих родителей и переходила жить в дом жениха, где воспитывалась и приготовлялась к браку, сохраняемая при том до свадьбы в чистоте. - Да, параллель с этим обычаем неслучайна. Иконы Введения говорят нам о том, что это было очень торжественное шествие - с зажженными свечами, песнями; Марию сопровождали юные девушки; все это напоминает свадьбу, вхождение невесты в дом жениха. Заметьте, в Священном Писании союз Бога с Его избранным народом часто изображается как брачный союз: народ при этом уподобляется деве, невесте, ждущей своего Жениха, Господина: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима, се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий (Зах. 9, 9). Это очень понятный образ верности в союзе любви. И вот, на земле рождается Та, Которую мы в молитвах наших называем Богоневестой. И совершается Ее обручение: «...во храм бо славно входит обручена Христу всех Царю» - это тоже из песнопений праздника.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Тело предназначено быть неразлучным спутником и сотрудником души во всех ее отправлениях и действиях, быть ее служебным орудием. В зависимости от духа оно может сделаться как сосудом греховной нечистоты и скверны, так и храмом Духа Божия (см.: 1 Кор. 3; 16-17 ). Добро и зло человек делает с помощью тела, «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, – доброе или худое» ( 2 Кор. 5 ; 10). Союз души с телом, по свидетельству Откровения, есть союз вечный; смерть тела или разлучение от души есть только явление временное, ибо все тела некогда воскреснут для вечной жизни (см.: Ин. 5, 25 ). Телеса прославляются Богом и до всеобщего воскресения – в чудесах нетления святых мощей. Болезнь может возникнуть у человека с Божьего попущения через нечистую силу, как у Иова, когда «отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его» ( Иов. 2 ; 7). Причиною болезни может быть человеческая зависть. Так, у того же Иова мы встречаем: «глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность»  ( Иов. 5 ; 2); а с другой стороны, «кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» ( Притч. 14 ; 30). Ветхий Завет указывает в качестве причины болезни пресыщение. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, взывает к нам из глубины веков: «Сын мой! Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» ( Сир. 37; 30-34 ). Однако в любом случае считается, что болезнь как таковая – попущение Божие за грехи. Кроме телесных, бывают болезни душевные – связанные с изменением состояния психики человека, не укладывающиеся в общепринятые рамки человеческого поведения, мышления. Душа – «…совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям» .

http://azbyka.ru/zdorovie/ternovyj-venec...

Тирские купцы посещали не только прибрежья восточной части Средиземного моря, но даже проникали за Геркулесовы столбы (Гибралтар), в Аравию и Индию (Офир), развозя товары и заводя колонии. Не менее славна была их и сухопутная торговля. Высшей степени блеска достигнул Тир (древний) в правление Тирского царя Хирама (ок. 1050 л. до Р. X.). Этот царь заключил дружеский союз (у св. Амоса – братний завет Ам. 1:9 ), с Давидом и Соломоном. по которому жители Тира могли извлечь выгоды из всех сделанных Евреями завоеваний, распространяя всюду свою торговлю. Тирские мастера построили дом Давиду ( 2Цар. 5:11 ). Соломон для построения храма получал от Хирама ливанские кедры и кипарисовые деревья, за что платил ему пшеницею и оливковым чистым маслом – „и был мир между Хирамом и Соломоном, и они заключили между собою союз“, гов. свящ. писатель 3 книги царств ( 3Цар.5:1–12 ). Несмотря на этот дружеский союз, Финикиане, и особенно Тиряне впоследствии поступали с Евреями как враги. Св. пр. Амос обличает Тирян в том, что они, подобно Филистимлянам, пленных Израильтян продавали Идумеянам ( Ам.1:9 ). Но Тиряне прогневали Бога и тем, что вводили Израильтян в заблуждения, в идолопоклонство и развращали их своим примером. Жизнь Тирян, вся направленная только к стяжаниям и барышам, отличалась роскошью, плотоугодием, развратом; издревле они славились хитростью и лукавством, а Господь Бог чрез св. пр. Иезекииля обличает их в крайней гордости и других грехах: „возгордилось сердце твое, и ты говоришь: „я бог, живу в жилище Божием в сердце морей“; – ставишь сердце свое наравне с сердцем Божиим... Ты печать совершенства (т. е. считаешь себя совершеннейшим) полный мудростью, и совершенный красотою... Ты был широко-крылатый, осеняющий херувим... Ты совершен был в путях своих, доколе не нашлось в тебе беззаконие. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты грешил... От красоты твоей возгордилось-сердце твое, ты потерял мудрость свою и блеск свой... множеством беззаконий своих, неправедною торговлею своею ты опорочил святилища свои“ – ( Иез. 27:2,12–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Читая Новый Завет и узнавая из него о Христе, человек в конце концов задает себе вопрос, кем же является Христос на самом деле. Ведь Он так говорит о Себе: «Вы от нижних есте, Аз от вышних есмь... егда вознесете Сына Человеческого, тогда уразумеете, яко Аз есмь» 94 . Эта фраза в переводе на современный язык звучит так: «Когда Я буду распят, тогда и только тогда вы поймете, что это – Я». Но кто именно? Дело в том, что слова «Аз есмь» отсылают нас к первой заповеди Божией, которая гласит: «Аз есмь Господь Бог твой...» 95 . То есть Христос говорит иудеям: «Когда вы распнете Меня, только тогда вы поймете, что распяли своего Господа и своего Бога». Поэтому и песнопения Православной Церкви, исполняемые на Страстной седмице, называют иудеев «богоубийцами», ибо они распяли Христа. Таким образом, Христос есть Господь и Бог наш, Творец наш и Создатель всего мира. Однако, придя на землю в образе человека, Христос требует от человека чего-то исключительного: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» 96 . Он требует от нас, чтобы мы любили Его всем помышлением, всем сердцем и всею душою своею, то есть всем своим существом. Однако далее оказывается, что это не предел любви, и Он обращается к нам с такими словами: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» 97 . То есть Христос желает, чтобы наша любовь к Нему была более сильной и горячей, чем любовь к отцу, матери или детям. В самом деле, если бы кто-то из ваших близких требовал от вас, чтобы вы не просто любили его, но любили всею душою, всем помышлением, всем сердцем, любили больше, чем отца и мать или детей, – что могли бы значить его слова? Конечно, что этот человек безумно любит вас и говорит вам такие вещи потому, что желает, чтобы и вы ответили ему такой же безумной любовью. Такие слова мог бы говорить только влюбленный своей возлюбленной! Вот почему мы говорим, что союз Иисуса с человеком – это союз двух личностей! Вот почему мы говорим, что Иисус – это наш Возлюбленный! Вот почему мы говорим, что все те, кто не просто любит Его, но любит самозабвенно, пленены Им. Вот почему мы говорим, что православие – это вера любви, полнота которой обретается в Божественной литургии, в таинстве евхаристии, соединяющей Бога с человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/iisus-...

Я сораспялся Христу и уже не я живу», как жил по своим желаниям, «но живет во мне Христос» жизнью непорочной и блаженной через мое послушание заповедям. Поэтому «тогда я жил по плоти», то есть следуя плотскому образу жизни, ныне же «живу во плоти, то живу верою в Сына Божия».   ( 107 , 1) «На путь к язычникам не вступайте и в город Самаритянский не входите», — говорит Господь   , отвращая нас от неверного образа жизни, ибо «кончина мужей беззаконных зла, и таковы пути всех, творящих беззаконие».   (2) «Горе человеку тому, — говорит Господь, — и лучше было бы не родиться ему, чем хотя бы одного из избранных моих соблазнить; лучше было бы, если бы ему повесили на шею жернов и потопили его в море, чем совратить ему и одного из моих избранных»,   ибо «имя Божие хулится из–за них».   (3) Поэтому прекрасно говорит апостол: «Я писал вам в послании не сообщаться с развратниками»   , и далее до слов «тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела».   (4) Дабы показать, что брак не приравнивается к разврату, он добавляет: «Или вы не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится с нею одним телом?»   Кто же назовет девственницу блудницей до замужества? (5) «Не уклоняйтесь друг от друга, — говорит апостол, — разве по согласию, на время».   Выражение «не уклоняйтесь» указывает на рождение детей как обязанность вступивших в брак. Именно на это указывают и предшествующие им слова о том, что муж должен уделять должное внимание жене и наоборот.  ( 108 , 1) По достижении цели брачного союза, жена становится помощницей мужу в надзоре за домашним хозяйством и поддержании христианской веры, (2) как об этом явственно свидетельствует апостол: «Вступившим в брак не я, но Господь, повелевает: жене не разводиться с мужем. (Если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем). Точно так же и муж не должен оставлять жены. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат…» и далее читай до слов «а теперь святы».   (2) Что на это смогут возразить поносящие закон и брак, как если бы только закон предписывал брачный союз, а Новый Завет в этом противоречил ему? Что в ответ на этот закон скажут нечестивцы, избегающие секса и деторождения? Ведь и церковью должен править «епископ, хорошо управляющий домом» и союз «с одной женой»   образует дом, благословенный Господом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010