Содержание Книги пророка Амоса:    обличение грехов Израиля и соседних народов (Ам. 1-2 гл.);    обличения сильных мира сего, богатых и призыв к справедливости (Ам. 3-5 гл.);    предсказание о Суде Божием (Ам. 5:18-26);    последние главы (Ам. 6-9 гл.) содержат пять видений Суда Божия;    в заключение книги пророк Амос предсказывает о духовном возрождении людей. Книга пророка Осии    Пророк Осия, сын Веерии из племени Иссахарова, жил и пророчествовал в Израильском царстве незадолго до его разрушения. Начало его пророческого служения относится к концу царствования Иеровоама II, приблизительно за 740 лет до Р.Х., и продолжалось оно до падения Самарии в 721 году. Это был период духовного упадка израильского народа, усиления идолопоклонства и моральной распущенности. Натиск воинственной Ассирии содействовал политической неустойчивости в Израиле и частым дворцовым переворотам. Пророк Осия энергично обличал пороки современников, в особенности скверные языческие обычаи, которые евреи переняли от соседних народов. Предсказывал Осия и о грядущих бедствиях. Из его личной жизни известно, что он женился на Гомер, которая стала ему изменять и открыто блудодействовать. Пророк был вынужден с ней формально развестись, но продолжал ее жалеть и любить. Эта личная драма показала пророку, как тяжела духовная измена израильского народа своему Богу, Который заключил с ним Завет на Синайской горе, а евреи этот союз с Богом нарушили, осквернили — впали в духовный блуд. Поэтому Господь предсказывает через пророка о том, что евреи будут отвергнуты, а язычники будут призваны в Царство Божие: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. И будет в тот день, Я услышу, говорит Господь, услышу небо, и оно услышит землю, и земля услышит хлеб и вино и елей; а сии услышат Изреель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

В Священном Писании Ветхого Завета мысль о сыновстве еврейского народа Богу встречается неоднократно. Она выражаетсякак со стороны Самого Бога, говорящего: Я буду ему отцом  и он будет Мне сыном (2 Цар. 7:14); Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут (Ис. 63:8 ); Я – отец Израилю, и Ефрем – первенец Мой (Иер. 31:9), так и от лица самого народа израильского: Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, [Который] усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?(Втор. 32:6);  Только Ты – Отец наш… Ты, Господи, Отец наш… (Ис. 63:16). Мысль о сыновстве Богу передаётся и через выражени е«сыны Господа»: Вы сыны Господа Бога вашего (Втор. 14:1). В текстах Писания, относящихся уже ко времени царя Давида, можно встретить нарицательное наименование судей «богами» и «сынами Всевышнего»: Бог стал в сонме богов среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?  Давайте суд бедному и сироте... Я сказал: вы– боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей(Пс. 81:1-3). Проявляя Себя как Отец, Бог любовью и заботой привлекает к Себе сердца ветхих людей, не способных ещё возвыситься над своими подчас меркантильными стереотипами. Тем самым Бог подвигает их на ответные сыновние чувства и показывает уникальную близость отношений и чистоту заключаемого союза. И зраильский народ усыновляется Самим Богом и Творцом Вселенной, Который Своей всесильной рукой отделяет этот народ от остальных и Сам заключает с ним завет, обещая при соблюдении его и особое наследство: быть у Господа уделом из всех народов… и царством священников и народом святым (Исх. 19:5-6). Этот союз – личный акт Бога по отношению к Израилю . И этот союз тоже можно было бы осмыслить как «акт усыновления», в котором присутствует договор между Богом и избранным им народом, зафиксированный на двух каменных скрижалях, на которых написано было перстом Божиим (Исх. 31:18). Этот «перст Божий» не только указывал в дальнейшем на правильный жизненный путь и возвышенный образ жизни Своему избранному народу, но и ограждал его от бед, вразумлял и наказывал, как наказывают только возлюбленного сына. При таких отношениях усыновлённый чувствовал себя именно сыном, который с почтительной любовью и уважением относился к своему отцу.

http://bogoslov.ru/article/4000791

Ветхий Завет был, конечно, временем сени и гаданий: светлую пору избавления ветхозаветный человек представлял себе более под видом восстановления царства еврейского в обетованной земле. Однако, лучшие люди не забывали, что речь идет, прежде всего о царстве Божьем, что Господь восстановлял это царство ради Себя Самого ( Uc. XLVIII, 11 ), а не ради благодушия собственно Израильтян. Поэтому, описывая будущего Спасителя и будущее царство, пророки не забывали указать, где это нужно было, что Спаситель приведет свой народ ни к чему иному, как к святости, что радость будущего будет сосредоточиваться в возможности быть всегда с Богом, угождать пред лицом Его и приносить Ему жертвы благоприятные. Вот, напр., св. царь и пророк Давид. „Блаженство» человека он видит в том, чтобы „не ходить на совет нечестивых и на пути грешников не стоять» Nc. I, 1 ); закон уст (Божьих) -был (для него) лучше тысяч злата и серебра (CXVIII, 72); „соблюдать слова (Божьи он считал) уделом своим», признаванием, целью и смыслом жизни (ст. 57), поэтому, и страдания ради Бога и закона Божия были вожделенны для него: „благо мне – говорит он, – что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (ст. 71). Зло для него, следовательно, скорее в грехе, чем в страдании. Отсюда, и основная мысль спасения – в избавлении от греха для святости. „Вывел (Господь) народ свой в радости, избранных своих в веселии. И дал им земли народов, и они наследовали труд иноплеменных (но все это затем), чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его» ( Nc. CIV 43 – 45), чтобы утвердить среди них царство добра. Поэтому, прося Господа „ублажить благоволением Сиона и создать стены Иерусалимские», пророк немедленно же, как особенно заметную черту будущего благополучия, указывает в том, что „тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь твой тельцы» (L, 20 – 21), т. е. будущее царство должно быть царством благочестия, союза с Богом, который (союз) так часто нарушали грехолюбивые Израильтяне. Союз с Богом, как конец спасения, состоит не только в том, что человек здесь находит вечный покой своей душе, ничем ненарушаемое чувство безопасности, но и в том, что Господь „наставит его на •стезю правды», что соблюдает его не только от зла внешнего, но и нравственного ( Nc. XXII, 2. 5. 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Глава 30. Преступный и постыдный союз Иудеи с Египтом против Ассирии. Покаяние перед Богом – основа спасения народа и страны. Бог – победитель ассирийцев 1–2. Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта. (Горе, чада отступившая, сия глаголет Господь: сотвористе совет не мною и заветы не Духом моим, приложити грехи ко грехом: идущии снити во Египет, мене же не вопросиша, еже помощь имети от фараона и заступление от Египтян). Сыны Божии – жители Иерусалима оскорбили своего великого и мудрого Отца – Господа тем, что без Его воли решились искать зашиты у древних врагов своих, а теперь соседей – Египтян: святое правосудие требует наказания виновных, ради их же спасения. И вот пророк возвещает народное «горе», именно нападение и осаду от ассирийцев, от которых искали защиты евреи в Египте. Мысль вождей народа была проникнута убеждением, что Египтяне помогут им потому, что ассирийцы одинаково опасны как для евреев, так, по завоевании их, и для самих Египтян. И вот, по общему совету между собой, но не испрашивая воли Божией, через пророка или первосвященника, представители иудейского правительства решились заключить завет или договор с Египтом. Но, поступая так, они прилагали новый грех к прежним подобным грехам ослушания воли и власти своего Царя – Господа (гл.5:13–19,21,24–30). И это новое преступление весьма велико потому, что существенно нарушает весь закон и совершенно расходится с неоднократным особенным откровением воли Божией через пророка. Притом, Египтяне были всегдашними врагами, от которых евреи избавлялись только при помощи Божией; Египтяне были язычники, а потому, как несоединенные священными узами веры, всегда могли оказаться изменниками Израильтян, если то было выгодно. И как можно было ожидать помощи от фараона более, нежели от Бога, если некогда одного из его предшественников Господь так страшно поразил и потопил со всем войском в пучине Красного моря? Так, очевидно, новый грех евреев представлял несчастное соединение глубокого нечестия с великим неблагоразумием и влек за гобой неизбежно величайшее «горе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Если символическим образом истолковать завоевание земли обетованной, то хананеи прообразуют разные страсти и греховные помыслы, которые должны быть полностью искоренены. Следующий город, который израильтянам предстояло покорить, был Гай, причем, в отличие от Иерихона, израильтяне потерпели здесь поражение ( Нав. 7:4 ). Тогда они стали выяснять, в чем дело, и оказалось, что Ахан из колена Иудина нарушил Божий завет и взял из заклятого ( Нав. 7:16–21 ), в результате чего пострадал весь народ. Ахан был казнен, а город Гай предан заклятию. Обращу здесь ваше внимание на то, что, полагаясь на помощь Божию, Иисус Навин провел операцию по захвату Гая по всем правилам военного искусства, не прибегая к прямому штурму. 10.3. Битва за Гаваон Далее повествуется о встрече израильтян с жителями города Гаваона. Вся страна уже была напугана тем, что с востока вторгся малоизвестный народ, перед которым никто не может устоять; и жители Гаваона решили схитрить: они являются израильтянам в истертых одеждах, с заплесневелыми хлебами, делая вид, что пришли издалека и предлагают заключить союз на очень выгодных условиях ( Нав. 9:1–6 ). Израильтяне, не вопрошая воли Божией, но полагаясь на свое собственное разумение, заключают договор с гаваонитянами и в результате оказываются обманутыми, ибо выясняется, что Гаваон находится от них в нескольких километрах. Это очень важный момент, поскольку после первых побед у израильтян появляется некоторое самомнение, самонадеянность, которая тут же приводит их к такому посрамлению. Однако договор с гаваонитянами заключен, и союз аморрейских царей поднимается, чтобы отомстить гаваонитянам за такую измену. В знаменитом сражении у Гаваона Господь воюет за израильтян. И сказано, что Господь поразил каменным градом больше врагов, чем это могли сделать израильтяне мечом. Во время битвы за Гаваон происходит известное чудо, когда солнце уже начинает склоняться к закату и становится невозможным преследование врагов, и тогда Иисус Навин говорит: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: “стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день”? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» ( Нав. 10:12–14 ). Не будем вдаваться в разные соображения относительно того, как же это могло быть. Я в данном случае сторонник буквального понимания текста, хотя, конечно, как это может быть, я очень слабо себе представляю физически, но Господу виднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Желание иметь лучших коней – один из главных предметов тщеславия восточных монархов – заставило бы войти в сношения с фараонами, а потом и в политически союз с Египтом, между тем как такой союз, по географическому положению Палестины, мог быть гибельным для израильского народа, что впоследствии и оправдалось историей. Кроме того, умножение коней, совершенно ненужных в гористой стране, служило бы не к охранению народных интересов (напр. во время войны), а к удовлетворению тщеславной гордости царя. – «Чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его» (ст. 17). Гаремы до сих пор на востоке составляют одно из гнуснейших придворных учреждений, в которых монархи – деспоты теряют последние нравственные и физические силы, погружаясь в грубейший разврат. Поэтому постановление, запрещающее иметь гаремы, понятно само собою. «И чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно». Чрезмерное накопление богатств могло давать повод, как это видно из истории Соломона, к обширным торговым предприятиям, которые были бы несообразны с истинно народными интересами, содействовало бы развитию неравенства по состоянию и тем нарушило бы основной закон Моисея, установивший общественно-экономическое равенство, ввело бы несообразную с теократическим строем государства роскошь при дворе и тем отдалило бы царя от народа. «Но когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего в книге, находящейся у священников и левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научился бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии». Царь не был законодателем и должен был управлять государством не по своему личному произволу, а по данному свыше закону, с которого он должен был иметь правильный список, чтобы, постоянно имея его пред собою, не уклонялся ни направо, ни налево (ст. 20), следовательно, вообще должен был править по признанному народом закону. Таким постановлением положен был предел деспотизму, в который так легко впадают восточные правители.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня» ( Иер 32, 39–40 ). То же подтверждает и пророк Иезекииль: «и дам им сердце единое, и дух новый вложу в них..., а Я буду их Богом» ( Иез 11, 19–20 ). Глава 19. Начало благой воли и совершение ее зависит от Бога Все это очевиднейшим образом убеждает нас, что как начало благого расположения полагается в нас особенным внушением Божиим, когда Он или Сам непосредственно, или посредством увещания через какого-нибудь человека, или крайними обстоятельствами привлекает нас на путь спасения, так равно и совершенство добродетелей подается Им же. Наше же дело с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или достойное наказание, судя по тому, нерадиво ли или заботливо, с благоговейной покорностью, сообразуем дела наши с распоряжениями и промышлением Божьим, простертым на нас благоволением Его. Это ясно изображается во Второзаконии: «когда введет тебя Господь, Бог твой, в землю, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы,... семь народов, которые многочисленнее и сильнее тебя, и предаст их тебе Господь, Бог твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз» ( Втор 7, 1–2 ). То, что они вводятся в землю обетованную, что истребляются перед лицом их многие народы, что в руки их предаются племена многочисленнее и сильнее самого народа израильского, это Св. Писание приписывает благодати Божией. Но поразит ли их Израиль до истребления или пощадит и сохранит, вступит ли с ним в союз и соединится ли с ними супружеством или не соединится, это зависит от них самих. Этим свидетельством ясно определяется и то, что мы должны приписать свободной воле и что устроению или повседневному содействию Божию; именно благодать Божия подает случаи к спасению, устраивает благоприятные обстоятельства, доставляет победу; наше же дело – с жаром или равнодушием принимать благодеяния Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

«И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа, и сказал: кто я, Господи, и что такое дом мой, что Ты меня так возвеличил!» После того, как он понял, что Господь не допускает его до построения дома, «ибо ты пролил слишком много крови» и построит дом не Давид, а его потомок, Давид начинает заготовку всего того, что необходимо для постройки дома для Господа. Некоторые типологии в отношении Давида. Давид — это избранный Богом царь и верный Богу царь. Господь говорит: «И Я был с тобою везде, куда бы ты не ходил и истребил врагов твоих перед лицем твоим, и сделал имя твое великим на земле». Здесь Давид открывает по отношению к Богу как бы три непреложные истины: Я взял тебя, Я был с тобою везде и Я сделал имя твое великим. На чем основаны такие отношения между Богом и Давидом? На законе или на благодати? Конечно, на благодати, то есть на обещании в Ветхом Завете Аврааму, Исааку и Иакову, жившим еще до Синайского закона. Если сравним избрание Давида с новозаветным избранием, о котором говорится в Послании ап. Павла к Римлянам: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу сына Своего, дабы он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал, а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, то кто против нас?» (Рим. 8, 28-31) Давид поступает, как особый Божий избранник, на котором Божия благодать. Поговорим также об Ионафане. Он, по мнениям некоторых богословов, особый мессианский образ, прообраз Христа, хотя и несовершенный, Его любви, Его дружелюбия. Сын царя не стыдится сделать своим другом сына пастуха, так же, как и Христос не стыдится называть нас своими братьями. Душа Ионафана так привязалась к душе Давида, что он готов был отдать за него свою жизнь. Так и Господь так возлюбил своих, что любил их до конца. Ионафан (1 Цар. 18, 3) заключает с Давидом вечный союз, так же и Христос заключает с нами союз Нового Завета. При этом Ионафан снимает свой плащ, свои одежды и даже свой лук, меч и пояс отдает Давиду. Так же и Иисус Христос снимает с Себя все славу Свою, весь блеск одежды справедливости и вооружает и препоясывает нас на борьбу веры. Ионафан укрепляет Давида в его слабости, а Христос обращается к нам: «Сила Моя в немощи совершается». Ионафан с опасностью для себя служит посредником между отцом и Давидом, так же и Христос — посредник между Богом и людьми, сам будучи Богом.

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

И уж тем более важны такие перечисления, когда речь идет об избранном народе, стоящем перед своим Богом. Вот бросают жребий священники, чтобы узнать, когда кому совершать служение… И вышел первый жребий Асафу, для Иосифа; второй Гедалии с братьями его и сыновьями его; их было двенадцать; третий Заккуру с сыновьями его и братьями его; их — двенадцать; четвертый Ицрию с сыновьями его и братьями его; их — двенадцать; пятый Нефании… (1 Пар 25:9-12) Всего 24 смены, и каждая введена одной и той же формулой — нет, чтобы дать простой список из 24 имен и общую характеристику для каждого из них! Но, хотя тогда у автора не было, как у меня сейчас, компьютера, на котором можно копировать один и тот же текст до бесконечности, он аккуратно переписывал важные слова. Ни одна из священнических семей не должна пропасть, их перечень нельзя сокращать, превращая живых людей в статистические единицы. Так звучат за православным богослужением списки имен — утомительных, неведомых нам, но для кого-то дорогих и любимых, не сводимых к статистике. Может быть, не случайно в концлагерях XX века человека лишали имени прежде, чем жизни, делали его статистической единицей, чтобы убить? И не такими уж и бессмысленными покажутся нам тогда эти списки… «…доколе не придет Примиритель» Некоторые из перечисленных имен мы сегодня с трудом можем вспомнить — например, «Салафииль родил Зоровавеля». Но другие имена говорят читателю о многом. По сути, здесь перед нами проходит вкратце вся история спасения до Христа, история избранного народа. Не случайно родословие у Матфея начинается не с Адама и не с Ноя (Лука позднее возведет список предков именно к ним), а с Авраама — первого человека, которого Господь избрал, чтобы заключить с ним завет, то есть союз. Этот союз возобновлялся с его сыном Исааком и внуком Иаковом — Господь отбирал кого-то одного в каждом поколении, чтобы передать ему особые благословения. Начиная с сыновей Иакова, отбор сменился приумножением: избран был каждый из них, каждого отец благословил по-своему. И об одном из своих сыновей, Иуде, он сказал загадочные слова, которые многие толкователи относят именно ко Христу, происходившему из племени Иуды: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт 49:10). Это пророчество всегда понималось евреями как указание на то, что Мессия придет из колена Иудина — и Евангелия подтверждают исполнение пророчества: в списке предков Христа Иуда находится на своем законном месте.

http://foma.ru/salafil-rodil-zorovavelya...

Империя при Соломоне уменьшилась в размерах. От нее отпало Дамасское царство. Но царь не желал вести войн. Чтобы обеспечить мир с наиболее сильным соседом, он заключил союз с фараоном (вероятно, Псусеннесом II) и женился на его дочери. Библия говорит о мудрости Соломона как даре Божием, который он испросил в молитве. Царь сознавал, что молодой возраст и неопытность препятствуют мудрому правлению. «Господи, Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа… Даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло» (3 Цар 3,7,9). Мудростью (евр. в то время называлось умение вести дом, хозяйство, а главное — управлять страной. Тонкости этой светской мудрости были неведомы Израилю, который только начинал свое государственное существование. Считалось, что доселе хокма была монополией иноземных царей и народов. Желая ее получить, Соломон обращается к Богу. Здесь — истоки богословия Учительных книг Писания, которые видят в Творце источник мудрости. Господь одобряет желание Соломона. Дар будет ему дан, но при условии соблюдения Завета. «За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтобы уметь судить, вот, Я сделаю по слову твоему. Вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное так, что подобного тебе не было прежде тебя и после тебя не восстанет подобный тебе. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство, и славу… И если будешь ходить путем Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои» (3 Цар 3,11-14). В первый период правления Соломона, который считается золотым веком Израиля, молодой царь многообразно проявляет дарованную ему мудрость. В качестве примера Библия приводит решение, принятое Соломоном по делу двух женщин, споривших о ребенке (3 Цар 3,16-28). Писцы Соломона записывают его афоризмы и советы житейской мудрости. Этим полагается начало Учительной библейской письменности (см. ниже, 5). Но главным делом царя была административная реформа — создание обширного правительственного аппарата, который состоял из множества чиновников и специалистов, ведавших различными сферами двора, хозяйства, армии, продовольственных поставок. Соломон завел необходимую для обороны конницу (остатки его конюшен найдены в развалинах Мегиддона). Он заключал договора с соседними царями, отправлял торговые корабли в дальние страны, разрабатывал медные рудники на берегу Красного моря. При дворе его появились иностранные послы. Аравийская царица Савы прибыла в Иерусалим «испытать его загадками», на самом же деле — заключить торговый союз. Однако более всего слава Соломона связана с Храмом, построенным в Иерусалиме.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010