Как гнали пророков, говорит Спаситель, так и вас будут гнать, но «вы соль земли» (выделено мной. – Г.Ч.). Что это значит – «соль земли»? Вообще слово «соль» редко встречается в Писании. Но в Библии есть также выражение «завет соли». В книге Чисел Бог говорит: «Это завет соли вечный пред Господом, данный для тебя и потомства твоего…» (Числ 18:19). И ещё: «Не знаете ли вы, что Господь, Бог Израилев, дал царство Давиду над Израилем навек, ему и сыновьям его, по завету соли?» (2 Пар.13:5). Когда мы кладём соль в пищу, то пища, во-первых, приобретает новый вкус, а во-вторых, не портится. Практика солить мясо вообще близка ближневосточной культуре. На юге, где всё быстро высыхает и портится, соль служит великолепным консервантом. В Библии слово «соль» употребляется и в этом значении, и в то же время как обозначение вкусовой добавки. Соль предохраняет продукт от гниения, и она же придаёт ему вкус. «Едят ли безвкусное без соли?…» – есть такое восклицание в книге Иова (6:6). А в книге пророка Варуха, известной только по-гречески (в числе книг второго канона), говорится о том, что без соли пища протухает, а благодаря соли сохраняется. На этих двух принципах действия соли и держится выражение «завет соли». По завету соли отношения между Богом и людьми становятся вечными . Верующий должен сохранить мир в сердце своём в союзе с Богом. Через этот завет, союз, который заключён между Богом и верующим, в мире (во Вселенной) сохраняется мир – шалом , та полнота нашего взаимопонимания, вне которой Вселенная разрушается, разделяясь на враждующие между собой части, кланы и т. д. А по завету соли мир сохраняется. Подобно тому как соль предохраняет пищу от гниения, христианин предохраняет от разрушения мир. Но если соль потеряет силу, то её остаётся только выбросить, она ни на что больше не годна. Свет мира Вы не только «соль земли», но вы – «свет мира» (Мф.5:14). Как понять это выражение: «Вы свет мира», когда Христос в Евангелии от Иоанна прямо говорит: «Я свет миру» (Ин.8:12)? Все знают эти слова, потому что на иконах Господь изображается с открытым Евангелием, на котором написано: «Я свет миру».

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Новый Завет устанавливается на крови Агнца, который берет на себя грехи всего мира Произнося слова о Новом Завете, Христос оставался в рамках контекста темы ветхозаветной Пасхи, так как она входила в число праздников, в которые особым образом вспоминается Завет Божий с избранным народом. В это же время Спаситель-Мессия объявляет о заключении Нового Завета, собирании Нового Израиля. «Устанавливая Новый Завет, Он исполнял пророчества и отвечал всеобщим чаяниям и ожиданиям. Во времена Иисуса Христа, когда эсхатологические и апокалиптические ожидания до предела обострились, понятие Новый Завет было особенно в ходу. Об этом говорят, например, дошедшие до нас писания наиболее остро эсхатологически настроенных ессеев» , – отмечает протоирей Александр Сорокин. Тема установления Нового Завета более полным образом раскрывается в прощальной беседе Спасителя с учениками. Иуда уже покинул собрание, остались лишь те, кто будет участвовать в великой миссии созидания Церкви. Христос говорит своим ученикам: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, очищает, чтобы более принесла плода… Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, то приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, тот извергнется вон, как ветвь, и засохнет» (Ин. 15: 1–6). Чтобы понять это отрывок, нужно знать, что народ израильский в Ветхом Завете часто сравнивается и с виноградником, и с виноградной лозой. Пророк Иеремия сравнил Израиль с благородной лозой, которая позже стала отраслью чуждой лозы и перестала приносить плоды (Иез. 19: 10–14). Пророк Иезекииль создает яркий образ избранного народа, который был плодовитой лозой, но со временем эта лоза была «во гневе вырвана, брошена на землю и пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую» (Иез. 19: 10–14). Главная тема беседы Спасителя на Тайной Вечери – учреждение Церкви, ее единство со Христом, который есть ее Глава Образ виноградника был использован в некоторых притчах Христа: в притче о работниках одиннадцатого часа и притче о злых виноградарях. Символика последней притчи присутствует и в прощальной беседе с учениками. Наказание ожидает тех, кто не приносит плодов. Тем не менее это не главная тема беседы Спасителя на Тайной Вечери. Главной же темой является учреждение Церкви, ее единство со Христом, который есть ее Глава. Все члены Церкви таинственно соединены между собой во Христе и в Нем находят источник сил и благодати, особенно даруемые через таинство Евхаристии, в котором люди становятся «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4). Плоть и кровь Сына Божия становятся плотью и кровью тех, о ком сказано Христом: «Вы во мне, и Я в вас» (Ин. 14: 20). Пребывание Христа в верующих сравнивается с пребыванием ветвей на лозе. Этим же созидается мистический союз всех членов Церкви, которая есть Тело Христово (1 Кор. 12: 27).

http://pravoslavie.ru/159983.html

По-своему уникален случай Крещения Руси. Широкой катехизации здесь не было, и народ был крещён Богу по примеру и вслед за князем Владимиром, принявшим Православие, который посвятил свой народ Богу подобно тому, как сделал это в своё время Авраам: «И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог ( Быт.17:23 )». Заметим, обрезание есть заключение завета с Богом, а завет есть соглашение двух сторон. Однако Авраам, что совершенно очевидно, не спрашивал у каждого из своих рабов (которых только способных к войне было «триста восемнадцать» – Быт.14:14 ), желают ли они вступить в завет с Богом, но зная, что завет с Богом есть благо и спасение для человека, как господин в своём доме заключил союз между Богом и своими людьми по своей воле. Вот так сделал и святой князь Владимир, и произошло это по мудрому провидению и милости Божьей. И сама практика жизни показала, что Крещение Руси было делом промысла Божьего, и народ добровольно 502 и от души принял Веру Христову, иначе Православие не могло бы получить такого широкого и быстрого распространения на Руси. Протестанты, как известно, очень много высказываются против Крещения Руси, говоря, что она была крещена насильно. Но почему же они вовсе не возмущаются, когда читают о том, как Авраам «насильно» обрезал и ввел в завет с Богом своих рабов? Всё дело в том, что Крещение Руси было великой победой Церкви и большим поражением дьявола. Потому он и его слуги до сих пор скрежещут зубами на случившееся. Если бы что-то подобное случилось с протестантами, и какой-нибудь царь принял, например, баптизм и весь свой народ обратил бы в эту веру, то баптисты бы никогда ни слова не сказали бы ни о каком «насилии», или против этого царя. Напротив, они бы считали его героем веры, и всё случившееся – великой милостью и чудным промыслом Божиим. Против же Крещения Руси протестанты выступают только потому, что приняла Русь не протестантизм, а ненавистное им Православие, ради борьбы с которым и существуют все секты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Ст. 15. …Если же неугодно вам служить Господу; то изберите себе ныне, кому служить, богам ли (Месопотамским), или богам Аморреев... Это предложение Иисуса не то значит, чтобы он разрешал беспрепятственно служить богам языческим, если бы кому из Евреев это вздумалось. Такая нечестивая измена Иегове ни в каком случае не могла быть дозволена вождем народа Божия. Своим предложением он хочет только расположить к свободной решимости вступить в союз с Иеговой и заключить с Ним завет верности, давая чувствовать, как был бы этот завет малоценен, если бы совершился лицемерным и принужденным свособом!... ... а я и дом мой будем служить Господу (ибо Он свят)… Своей собственной ревностью и чистотою веры, а также и дома своего, Иисус Навин хочет возжечь ревность к Иегове во всем народе Израильском. И слова его не остались без действия. Народ с жаром высказывает свою готовность служить Иегове, благодарно воспоминая великие знамения милости Его, явленные во время странствования по пустыне 178 . Ст. 19–20. …Иисус сказал народу: не возможете служить Господу Богу (и вместе – языческим богам), ибо Он Бог... ревнитель, не потерпит беззакония вашего., и истребит вас после того, как благотворил вам… Этими словами Иисус Навин усиливает свои предыдущие предостережения и старается внушить Евреям, чтобы они основательнее взвесили свое теперешнее религиозное одушевление, и дабы их решимость и обещание служить Иегове – были основаны не на минутном порыве, а на спокойных и здравых основаниях; ибо завет, в который они намерены вступить, сопряжен для них с весьма серьезными последствиями, или благодетельными, или злополучными. На все эти предостережения народ снова повторил свою решимость и готовность служить Иегове 179 . Ст. 25. Тогда то заключил Иисус с народом еврейским завет, и дал ему постановления и закон в Сихеме…, т. е. вслух прочитал те условия, которые народ Божий клятвенно обещал исполнять по отношению к Иегове. По всей вероятности, это было Второзаконие, или же избранные места из закона Моисеева. Так же полагать должно, что по заключении клятвы, принесены были обычные в таких случаях жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Часть II. Обряды и постановления частные Благое влияние общественного Богослужения на евреев поддерживали среди их занятий в жизни домашней, церковной и общественной священные обряды и постановления частные. Они распространяли божественную власть на всю деятельность евреев, внушали совершенную во всем зависимость от Бога и заставляли чувствовать: сколь святую и чистую жизнь должны они вести, чтобы сохранить завет с Богом и быть достойными особенного Его благоволения. Частными священными постановлениями и обрядами ветхозаветной Церкви были 1) те, которые посвящали евреев и их собственность Богу и ограждали служение Ему, таковы постановления об обрезании, о первенцах и начатках, десятинах, обетах и против идолопоклонства; 2) те, которые освящали союз гражданский и семейный, например: постановления об избрании царя, о любви к ближним, о браке, о детях; и 3) те, которые узаконили в частной жизни евреев чистоту тела, пищу и одежду. Обрезание Обрезание служило знамением ветхого завета, в который вступали с Богом потомки Авраама, и важным отличием их от язычников. «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя (в роды их), чтобы у вас весь мужеский пол был обрезан. Обрежьте край плоти вашей: и сие будет знаком завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да обрежется у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от вашего племени. Непременно да обрежется и рожденный в доме твоем и купленный за серебро, и завет Мой на теле вашем будет заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет края плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» ( Быт.17:10–14 ). Итак, каждого новорожденного младенца мужеского пола, делая членом Церкви своей, евреи должны были обрезать в восьмой день по рождении. Этот день назначен, без сомнения, потому, что число семь служит периодом времени начального развития и укрепления ( Быт.2:2 . Исх.22:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

13. Обаче вждь твое, ко в Гда Бга твоего престпила ес, и расточила ес пти тво чуждимъ под вскимъ древомъ листвнымъ, гласа же моего не послушала ес, реч Гдь. 13. Признай только вину свою: ибо ты отступила от Господа, Бога своего, и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, говорит Господь. 13 . Чтобы быть достойным милости, которую обещает Господь, Израиль должен только сознать свою вину. А вина эта состоит в том, что Израиль поступал, как отступник от Господа, « престпилъ въ Гда Бга своего». Вина Израиля точнее определяется в словах: « и расточила ес пти тво чждимъ подъ вскимъ древомъ листвнымъ». «Расточила еси пути твоя чуждим» – буквальный перевод с еврейского, который яснее переведен по-русски: и распутствовала с чужими, под всяким ветвистым деревом: ср. Иер. 2:20, 3:6 . Такое распутство есть непослушание гласу Божию, потому что составляет нарушение второй заповеди десятословия. Иер. 3:14 14. Обратитес снове глаголетъ Гдь: ко азъ возобладаю вами, и пойму вы единаго града, и двхъ племене, и введу васъ в 14. Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. 14 . " Обратитес сынове глаголетъ Гдь, ко Азъ возобладаю вами«. Последние слова, по толкованию блаж. Феодорита, значат: «снова приложу о вас старание и сподоблю вас всякого попечения». Но русский перевод соответствующего евр. чтения: Я сочетался с вами заключает в себе мысль, сходную с мыслию стиха Иер. 3:1 . Не смотря на то, что Израиль служил идолам и след. нарушил завет свой с истинным Богом своим, Господь призывает его к себе, уверяя, что Он готов возстановить Свой союз с ним, тот союз, который описывается в свящ. книгах Ветхого Завета под образом союза супружеского. Ср. толк. на Иер. 2:2 . « И пойму вы единаго отъ града, и двхъ отъ племене, и введу васъ въ «Один» и «два» являются здесь, как примерные цифры, выражающие вообще незначительное количество тех из израильтян, которые имеют обратиться к Господу. Пророк от лица Божия говорит, что как бы ни было мало количество людей, имеющих раскаяться пред Господом, Он, Господь, снова приведет их на Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

16 Время шло, а Сара, жена Аврама, всё никак не могла родить ему наследника . Подумала она как–то о рабыне, что была у нее, о египтянке по имени Агарь. 2 И сказала тогда Сара Авраму: «Ты видишь, не дал мне Господь благословения такого – рожать детей. Возьми же рабыню мою. Может быть, через нее у меня будут дети». Внял Аврам словам Сары. 3Взяла Сара, жена Аврама, рабыню свою, египтянку Агарь, и привела ее к Авраму, мужу своему, как жену. (К тому времени прошло уже десять лет, как Аврам поселился в Ханаане.) 4Он стал жить с Агарью, и та зачала от него. И как только Агарь поняла, что у нее будет ребенок, стала она презирать госпожу свою. 5«Ты в ответе за обиду, которую я терплю ! – заявила Сара Авраму. – Не я ли сама отдала в наложницы тебе рабыню мою? А она с тех пор, как зачала, ни во что уже не ставит меня. Господь пусть нас рассудит!» 6«Она твоя рабыня; ты и делай с ней, что хочешь!» – ответил Аврам. Стала Сара притеснять Агарь, и та убежала от нее. 7Ангел Господень нашел Агарь у источника в пустыне, у источника при дороге, что вела в Шур. 8«Агарь, рабыня Сарина, – спросил он ее, – откуда идешь ты и куда?» «Я бегу от Сары, госпожи моей», – ответила та. 9«Возвратись к госпоже своей и покорись ей», – повелел ангел Господень. 10И добавил от имени Господа: «Я сделаю потомство твое столь многочисленным, что невозможно будет его сосчитать». 11 И еще сказал ангел Господень: «Знай, ты зачала и родишь сына ибо в страдании твоем услышал тебя Господь. 12Но диким человеком пустыни будет твой сын – как осел неукрощенный; он против всех – все против него; 15И родила Агарь Авраму сына, которого Аврам назвал Измаилом. 16(Восемьдесят шесть лет было Авраму, когда она родила Измаила.) Обрезание как знак Завета 17 Когда Авраму было девяносто девять лет, Господь явился ему и сказал: «Я – Бог Всесильный а. Помни, что твоя жизнь перед лицом Моим проходит б, и будь непорочен, 2а Я силу придам Завету, Союзу, что заключен между Мною и тобой, и дарую тебе потомство многочисленное». 3Аврам пал ниц, а Бог, продолжая говорить с ним, сказал: 4«Что до Меня, то по Моему Завету с тобой ты непременно будешь отцом многих народов. 5И имя твое отныне будет не Аврам, но Авраам, ведь Я сделаю тебя отцом не одного, но множества народов . 6Тьмы тем потомков Я дам тебе: произойдут от тебя народы и царями будут потомки твои. 7Я упрочу Завет Мой – Союз между Мною и тобою. Распространится он и на потомков твоих после тебя из поколения в поколение как Союз навеки, дабы быть Мне Богом твоим и потомков твоих. 8В вечное владение тебе и всем потомкам твоим после тебя отдам эту землю, по которой странствуешь ты ныне, – всю землю ханаанскую отдам потомкам твоим и буду их Богом».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета. Эта глава входит в серию родословных, которые включены в священническую традицию Пятикнижия (Р) 19 . Цель ее – показать единство человеческого рода как одной семьи (см. Деян 17.26–27 ). Имена, приведенные здесь, – собирательные; они обозначают поколения, племена, народы. Имя Адам (ст. 1) – собирательное имя всего человечества и первой пары как его представителей (см. выше, стр. 68–69). Долголетие первых людей должно обозначать, что, утратив возможность бессмертия, они как бы взамен его получили долгие годы жизни. Впоследствии, с увеличением зла на земле, срок жизни укорачивается ( Быт 6.3 ). 1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. Сынами Божиими в Библии обычно именуются духовные существа (см. Иов 2.1 ; Пс 28.1 ). В свете этого толковали Быт 6 авторы апокрифов, Филон и многие Отцы Церкви (Юстин, Ириней, Климент, Амвросий и другие). Брачный союз в символике Св. Писания нередко означает союз религиозный (см. Ос 2.16 ; Еф 5.25–33 ). Поэтому «брак» с духами может быть истолкован как символ измены людей Богу и установления ими преступного союза с духами (т. е. возникновения язычества). В Книге Еноха, апокрифическом писании II – I вв. до Р. Х., которое пользовалось большим уважением в ранней Церкви (ср. Иуд 1.6–14 ), сыны Бо-жии – это падшие духи, научившие людей магии и волхвованиям. (Этот мотив использован в трагедии Байрона «Небо и земля».) Исполины – по-видимому, герои древних сказаний, которые производили свой род от богов и прославились как первые языческие цари. 5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

LXX: Поэтому слушайте слово Господне, люди стесненные и князья народа сего, который в Иерусалиме. Ибо вы сказали: мы заключили завет с адом и с смертию договор: если нападет буря проходящая, она не придет на нас, потому что мы положили ложь надеждою нашею и будем прикрываться ложью. То, о чем мы говорили выше, – что князья иудейские обыкновенно с насмешкою говорили пророкам: заповедывай, снова заповедывай; подожди, снова подожди и прочее тому подобное, что показывается, что они не верили речам пророков и презирали пророчества их, – это же показывает и настоящий отдел, почему они и называются мужами посмевающимися . Это – книжники и фарисеи, которые властвуют над народом Божиим в Иерусалиме, которых LXX называют: мужами стесненными и князьями народи Иерусалимского . Ибо не словами, а делом они говорили: мы, как и прочие народы, мы заключили союз и договор с адом и с смертию, однажды на всегда отчаялись в спасении. Без сомнения плен придет спустя долгое время, так как вы говорите: «еще немного, еще немного, подожди, еще подожди». Следовательно, когда мы умрем, то мы не будем чувствовать бича плена. Ибо однажды на всегда мы поверили лжи, т. е. напрасно надеялись на Бога и закон Его. И прикрылись ложью, потому что чрез смерть избежали грозящего плена. Еврейское слово sot Акила и Симмах перевели бич , LXX – буря , также и chasab все перевели ложь, – на которую надеялись иудеи и отец которой, по евангелисту Иоанну, есть диавол. Ст. 16–20. Посему так говорит Господь Бог: вот Я положу в основаниях Сиона камень испытанный, краеугольный, драгоценный, укрепленный основанием: кто уверует в него, тот не будет спешить. И поставлю суд весами, и правду мерилом, и град истребит надежду лжи, и воды потопят убежище. И рушится союз ваш с смертию, и договор ваш с преисподнею не устоит; когда пройдет всепоражающий бич, вы будете ему в попрание. Как скоро он будет проходить, он схватит вас, ибо рано с рассветом будет проходить он днем и ночью, и только одно угнетение даст понятие о молве об нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   (108, 1) По достижении цели брачного союза, жена становится помощницей мужу в надзоре за домашним хозяйством и поддержании христианской веры, (2) как об этом явственно свидетельствует апостол: «Вступившим в брак не я, но Господь, повелевает: жене не разводиться с мужем. (Если же раз­ведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем). Точно так же и муж не должен оставлять жены. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат…» и далее читай до слов «а теперь святы». (1Кор. 7:10—14) (2) Что на это смогут возразить поносящие закон и брак, как если бы только закон предписывал брачный союз, а Но­вый Завет в этом противоречил ему? Что в ответ на этот закон скажут нечестивцы, избегающие секса и деторождения? Ведь и церковью должен править «епископ, хорошо управляющий домом» и союз «с одной женой» образует дом, благословенный Господом. (109, 1) В этом смысле сказано, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но оск­вернены и ум их, и совесть». (2) По поводу же бесчинного угождения плоти высказывается он так: «Не обманывайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбо­деи, ни педерасты, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пья­ницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют». И мы были такими, но «омылись». (1Кор. 6:9—11) Оставшись таковыми, они утопают в разврате, вместо благоразумия погружаясь в блуд, рассуждая об удовольствиях и угождении страстям, учат распущенности вместо самоконтроля, надеясь лишь на свои срамные части. Им подобные сами отлучают себя от царства Божия. Им не суждено стать верными учениками. Через то, что они лживо называют гносисом, они обеспечили себе дорогу во тьму внешнюю.    (3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что спра­ведливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами». (Phil. 4:8—9) (110, 1) Петр в своем послании говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши», «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010