1. Замечательны анафемы, провозглашенные гангрским собором против евстефиянской ереси, которая проявлялась в разных превратных взглядах на жизнь, именно: в порицании брака и гнушении женами, совокупляющимися с своими мужьями (пр. 1, 9, 10, 14), в осуждении употребления мяса (пр. 2), в научении раба презирать господина (пр. 3), в непринятии причащения от пресвитера, состоящего в браке (пр. 4), в пренебрежении к дому Божиему и к бывающим в нем собраниям (пр. 5), в составлении собраний вне церкви без воли епископа (пр. 6), в принятии кем либо и в принесении кому либо без воли епископа церковных плодоприношений (т. е. фимиама, хлеба и вина и других вещей на потребности церковного богослужения, на содержание клира, на бедных, призреваемых церковью, пр. 7 и 8, см. Иоанн, I, 378), в презрении к вечерям любви и к принимающим участие в них (пр. 11), в приписании суровой одежде силы, якобы сообщающей человеку особую праведность и в презрении к тем, кто с благоговением носит шелковые одеяния (пр. 12), в принятии на себя женщинами мужского одеяния ради мнимого подвижничества (пр. 13), или в острижении волос ради таковой же цели (пр. 17), в нерадении родителей о детях и детей о родителях ради мнимого подвижничества (пр. 15 и 16), в соблюдении поста в день воскресный (пр. 18), или напротив в нарушении поста, установленного церковью (пр. 19), наконец в осуждении собраний в честь мучеников и совершаемых в них служений (пр. 20). Ср. анафемы толедского собора в Испании 447 г. (у Гефеле, II, 307–308) против присциллианистов, которые, также как и евстафияне, принадлежали к манихейству. Кроме запрещения употреблять в пищу кровь (трул. 67, направл. против римск. церк.), воспрещается несоблюдение поста в известные времена и дни. Так воспрещается употребление яиц и сыра в субботы и воскресные дни четыредесятницы (трул. 56), прервание поста в четверток страстной седмицы (лаод. 50), прекращение поста раньше полуночи великой субботы (трул. 89), совершение браков и празднование дней рождения в четыредесятницу (лаодик.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

3 Правилами церковными постановлено было, чтобы, между прочим, для рассмотрения жалоб клириков на епископов были созываемы областные Соборы (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; II Всел. Соб. пр. 6; Авт. Соб. пр. 20 и др.). Такие Соборы сначала созывались по два раза в год (Ап. пр. 37; I Всел. Соб. пр. 5; IV Всел. Соб. пр. 19), а затем – однажды в год (VI Всел. Соб. пр. 8; VII Всел. Соб. пр. 6). С течением времени областные Соборы периодические перешли в постоянные сначала при митрополичьих кафедрах, а потом – при патриарших, наконец – в постоянные Соборы и без патриархов, каковы: Афинский Синод и наш РусскиЙ Св. Синод. 4 Соб. Карф. пр. 29 как будто делает исключение в этом отношении для клириков низших диаконов, когда говорит: «Дела же по винам прочих клириков един местный епископ да рассмотрит и окончит». Но это относится собственно до епархиального суда, на котором по делам пресвитеров и диаконов принимали участие, кроме своего, и соседние епископы, 6 или 3 (Карф. Соб. пр. 12:29). Тот же Карф. Соб. в 139 пр. и низшим клирикам дает право, наравне с высшими их, апеллировать к высшему верховному суду – соборному, если они недовольны решением своего епископа. 5 Порядок судопроизводства соборного по обвинениям, возводимым на епископа, указан в след. прав.: Ап. пр. 74, 75; Карф. Соб. пр. 12, 29, 90; IV Всел. Соб. пр. 9. 6 Запрещение духовным лицам обращаться к светским судам не только по делам церковным, или касающимся священнослужения, но и по делам частным и личным, – спорным, тяжебным, по взаимным неудовольствиям, обидам и т. п., не было и не могло быть безусловным. Церковь не хотела навсегда и во всем освободить своих служителей от суда гражданского, или признавать их совершенно не подчиненными этому суду, ибо есть дела, которые по самому свойству своему подлежат гражданскому суду, напр., дела по уголовным и тяжким государственным преступлениям, по которым Церковь никогда не присвояла себе прав судных; и даже в некоторых делах Церкви сама предавала виновных своих служителей гражданскому суду (Ант.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

В виду этих недостатков, вкравшихся в церковь , собор должен был «обсудить все средства к обращению народа на путь спасения», должен был «по подобию пастыря Христа разыскать заблудшую овцу по горам, возвратить в дом Его и убедить сохранять заповеди и божественные повеления (Д. VI, 576–577). И действительно, если правила Трулльского собора всегда направлялись в самом деле против существовавших, а не возможных только недостатков в церкви, то положение церкви этого времени было существенно печально. Из правил видно, что в духовном чине нравы были в упадке, дисциплина расшаталась. Так, в некоторых местах епископы позволяли себе жить с женами (прав. 12); священники вступали во второй брак или прежде посвящения женились на вдовах, блудницах и актрисах (пр. 3); диаконы и иподиаконы вступали в брак после посвящения в сан (пр. 6); во священники, диаконы и иподиаконы посвящались лица, недостигшие узаконенного для сего возраста (пр. 14 и 15); священники и монахи позволяли себе ходить на конские ристалища и в театр (пр. 24); в клир по обычаю иудейскому принимались только лица, происходившие от клириков (пр. 33); митрополиты и еписконы являлись корыстолюбцами (пр. 22, 35). В отправление богослужения вкрались непорядки: священники не радели о проповеди или составляли проповеди не в соответствии со строгим православием (пр. 19); св. Причастие раздавалось за деньги (пр. 23); людям богатым позволялось принимать причастие не прямо в уста, а в золотые и серебряные сосуды, из которых они собственноручно и приобщались (пр. 101); выдумали причащать даже умерших (пр. 83); к бескровной жертве примешивался виноград и то и другое преподавали народу (пр. 28); в некоторых церквах к Трисвятому при пении прибавляли слова, выражающие монофизитское учение: «распныйся за ны» (пр. 81); поучать в церкви позволяли себе миряне и даже женщины (пр. 64. 70); во время общественного пения в церкви, некоторые из народа позволяли себе козлогласование (пр. 75); великим постом некоторые по субботам и воскресеньям разрешали себе сыр и яйца (пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Подвижники Костромской области – Пр. Павел Комельский или Обнорский (1429), Пр. Сильвестр Обнорский (1379) и Пр. Иаков Железноборовский (1442). Спостником пр. Сергия был его преемник по игуменству, Пр. Никон Радонежский (1427–8), так много сделавший для дальнейшего развития и устроения Троицкой обители. Другом Пр. Сергия был Пр. Димитрий Прилуцкий (1392), приходивший к нему из Никольского монастыря, основанного им на берегу Переяславского озера. Лицом красивый, целомудренный, он ходил с закрытым лицом и избегал встреч с женщинами. Вел. кн. Димитрий пригласил его быть восприемником сына. В 1371 г. пр. Димитрий, удаляясь славы человеческой, ушел в вологодские леса, пребывал в болотистой местности. Позднее он основал Прилуцкий мон. около Вологды. Близок был пр. Сергий с Святителями Стефаном Пермским, Дионисием Суздальским и с пр. Стефаном Махрицким, постриженником Киево-Печерской обители, основавшим Святотроицкий мон. на р. Махрице, близ Александрова. В Симоновском монастыре, в пекарне, смиренно трудился послушник, потом постриженник св. Феодора, Кирилл. Взор на огонь пекарни переносил мысль его к вечному огню, и он часто плакал. Пр. Сергий каждый раз, приходя в обитель, шел прежде всего в пекарню к Кириллу и долго беседовал с ним о «пользе душевной», провидя великого подвижника. Кирилл заменил Св. Феодора в игуменстве. Но затем он, по велению Божией Матери, ушел в пустыню на берег Белого озера. Там он подвизался 30 лет, создав общежительную Белозерскую обитель, славившуюся подвигами своих насельников. Пр. Кирилл Белозерский обладал даром прозрения и чудес. Осуществив строжайшее общежитие, преставившись в 1427 г., в 90-летнем возрасте, он, как пишет архиеп. Макарий: «своими высокими подвигами приобрел себе всеобщее уважение и братии, и народа, и князей, и оказывал сильное духовное влияние на всю страну. Монастырю св. Кирилла Белоезерского суждено было сделаться знаменитейшим из всех монастырей северной России». В одно время с Пр. Кириллом оставил Симоновскую обитель ученик Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Анна Степановна, жена свяш. 12. Антоний, намест. Лавры. 313. 336. Антонгй, патр. Конст. 6, пр. 1. Антоний (Шокотов), еписк. 443, пр. 2. Анфим (Голанов), иером. 454. Аркадий, архим. 21. архиеп. Ол. 272. – Перм. 361. 428. 439. Арсений (Мацеович), митр. 19, пр. 1. Арсений Элассонский, архиеп. Сузд. 24. Арсеньев К., авт. уч. геогр. 70. Архангельский Мат., ст. ак. 312. Архангельский С., прот. 92. Аскоченский В.Ип., писат. 122. 455. Астров Н., ст. ак. 419. Астудин, уч-к сем. 101. Аст Фр., филос. 113. Афанасий (Соколов), еп. (быв.рек. ак.). 461. Афанасий, эк.-м арх. дома. 147. Авдоницкий, учит. уч. 135. 136. Б. Багратион П.Ив., князь. 305. 308. Байбаков А., авт. кн. прав, пиитики. 103. 108. Байрон, поэт. 97. Бакрадзе Дим., ст. ак. 420. Балин С.И., куп. 18. 19. 61. Барановы, купцы. 109. Баратынский, поэт. 96. Барский Н.А., пр. сем. 472. Баумейстер, авт. уч. фил. 112. Беневоленский Як., ст. ак. 313. 318. 419. 457, пр. 2. 471. Беневоленский Петр, ст. ак. 420. Бернгард, зубн. вр. 237. Благовещенский И.А., прот. 186. пр. 1. 367. Боголеп, иером. 18. Боголюбов Андр. Ив., ст. ак. 420. 499. Богородский В.Ем., преп. сем. 129. 132. Богородский В.П., уч-к сем. 106. свящ. 342. 345. 428. 448. 458. 464. 484. 486. Богородский Иван, послушн. 486. Богородский-Платонов Ип.М., проф. акад. 313. 357. Богородский Вас., ст. ак. 420. Болотова А.Ив., мещ. 34. 66. 67. 73. 459. Болотова Аг.Аф., жена куп. 36. 75. Болотов Я.Е., куп. 36. Болтин, историк. 26. Борисов Вл., истор. 2 и пр. 1. 11, пр. 1. 24, пр. 2. 26, пр. 1. 59, пр. 1. 110. 144, пр. 1. Борисов Вл.А., куп. сын. 108. Борисов П., куп. сын. 109. Борисоглебская Ел.И. (Флоринская). 139. Борисоглебский Е.Д., свящ. 139. Борис и Глеб, св. муч. 91. Боровский, еп. катол. 399. Броневский, писат. 157. Бурсиков К., крест. 8. Бухарев (архим. Феодор), бак, ак. 307.314. 381. 383.439.440. 469, пр. 1. 472. Былинский В Г., уч-к уч. 95. свящ. 161. 171. 172. 486. Былинский Пол.Гав., бр. свящ. 172. Быстрицкий А.П., свящ. 313. Быстрицкий Гр.П., ст. ак. 312. 318. 331. 332. 338. 356. 362. 365. 369. 418. 437. 457. 458. пр. сем. 471. 476. 478. 485. 489. 497. 508.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Корнилия, он старался во всем подражать ему и строго исполнял его устав. Памятником его забот о благоустройстве обители служить доселе сохранившаяся грамота вел. кн. Василия Иоановича, данная при нем монастырю на лес и землю. По возвращении пр. Корнилия в обитель (см. 19 мая), пр. Кассиан встретил его с радостными слезами и тотчас же отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании св. старцу. Окончился он около 1537 г., упредив своего учителя и ранее его кончив свой подвиг. Пр. Лаврентий проводил свою жизнь в трудах, после и молитве, стараясь подражать в них своему наставнику пр. Кордилию и все более и более усовершаясь в иноческих подвигах. Когда пр. Корнилий удалился в Кириллов монастырь (см. 19 мая) и когда братия стала просить ого о возвращении в свою обитель, то старец потребовал избрания вместо себя нового игумена и при этом указал на пр. Лаврентия, как на достойного себе преемника. Услышав от посланных желание старца, вся братия единогласно стала просить пр. Лаврентия, чтобы он принял на себя управление обителью и был для них игуменом вместо пр. Корнилия, но он, почитая себя недостойным такой великой чести и неспособным заменить для них своего учителя, не хотел и слышать об этом. Долго пр. Лаврентий не соглашался на самые усердные просьбы и только угроза братии, что без того старец не возвратится в монастырь и он будет виновником лишения их отца и наставника, едва могла побудить его принять игуменство. Согласившись на просьбу братии, пр. Лаврентий сам поспешил в Кириллов мон. просить пр. Корнилия не оставлять своей братии, и старец, умилившись просьбами братии, особенно же слезами и молением пр. Лаврентия, возвратился в свою обитель. Около года пр. Лаврентий пользовался в управлении монастыря советами и наставлениями старца, затем, услышав о приближении к монастырю татар, он, по совету пр. Корнилия, вывел всю братию на время в безопасные места, а по возвращении в обитель, был ближайшим свидетелем предсмертной болезни и кончины своего св. наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Святитель Антоний, епископ Новгородский Блгв. кн. Феодор Новгородский Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский Мученик блгв. кн. Василий (Василько) Ростовский Преподобный Ефрем Смоленский Мученик Меркурий Смоленский Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах Ок. 1243 Преподобномученица Евпраксия Псковская Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского Блгв. кн. Василий Ярославский Андрей II Ярославич (1249 – 1252) Преподобная Евфросиния Суздальская Преподобномученик Елисей Лавришевский Ок. 1250 Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) Блгв. кн. Константин Ярославский Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах XII-XIII Преподобный Ксенофонт Робейский Блгв. вея. кн. Александр Невский Мученик блгв. кн. Роман Рязанский Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) Святитель Серапион, епископ Владимирский Василий I Ярославич (1272 – 1276) Преподобный Киприан Устюжский Преподобная Харитина Новгородская Димитрий I Александрович (1276 – 1294) и в Переяславле Блгв. кн. Роман Угличский Святитель Игнатий, епископ Ростовский Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской Блгв. Петр, царевич Ордынский Святитель Василий, епископ Рязанский Андрей III Александрович (1294 – 1304) Блгв. кн. Феодор Ярославский Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский Преподобномученик Василий, игумен Мирожский Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский Блгв. кн. Владимир Ржевский Блгв. кн. Агриппина Ржевская Блгв. кн. Олег Брянский Преподобный Лука (эконом), Печерскии Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии Преподобный Константин Косинский, Старорусский Преподобный Косма Косинский, Старорусский Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Лично сам царь Петр считал себя владельцем земли с 800 душ в Новгородской губернии. Екатерина I имела в своем владении 5.000 дворов и 21.400 душ. (Там же). Дворяне налогов в казну не платили до начала XIX века, когда такой налог был введен при М.М. Сперанском. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Н.В. Качалова. Т. IV. Кн. 1. с.519. Там же, с. 569. Там же. Там же. Там же, с. 570. Там же, с. 569. Там же, с. 570. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. См. Свод Законов Российской Империи, пункт 2833. Там же. T.IV. Кн. 2. 1158. С. 956. Там же. Т. IV. Кн. 2. 866. С. 677. Там же. T.IV. Кн. 1. 696. С. 568. Там же. T.V. Кн. 1. 626. С. 500. К.А. Коровин. Моя жизнь. Мемуарные записи. Электронная версия. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Н.В. Качалова. T.IV. Кн. 2. 1182. С. 974. Там же. Там же. 1480. С.1226–1227. Там же. 1480. С.1226–1227. Там же. T.V. Кн. 1. 124. С. 83. Там же. Т. VI. Кн. 1. СПб., 1901. 552. С. 493. Там же. T.V. Кн. 1. 730. С. 571. Там же. Там же. Там же. T.VI. Кн. 1. 443. С. 378. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Н.В. Качалова. Т. II. Кн. 2. Д. 1375. С. 1132–1133. Там же. T.V. Кн. 1. 437. С. 322. Там же. T.V. Кн. 1. 373. С. 281. Там же. T.V. Кн. 1. С. 163–164. Там же. T.V. Кн. 2. С. 1058–1059. Там же. Доклады и приговоры, состоявшиеся в Правительствующем Сенате в царствование Петра Великаго, изданные Императорскою Академиею наук под ред. Н.В. Качалова. T.V. Кн. 1. 170. С. 116–117. Там же. С. 117. Там же. Т. VI. Кн. 1. СПб., 1901. 552. С. 492–493. Там же. Там же. Там же. Там же. Л.В. Выскочков. Об этническом составе сельского населения Северо-запада России//Петербург и губерния. «Наука», 1989. Издание храма Казанской иконы Божией Матери г. Тосно, 2010

http://azbyka.ru/fiction/k-300-letiyu-to...

Цари Казанские: Симеон, Петр и Александр 223 . Дальше идут роды: иже во святых Гурия, Архиепископа Казанского, Господина Святейшаго Кир Гермогена Архиепископа Москвы и всея России и всех северных стран Патриарха, Патр. Адриана, Митр.: Ефрема, Матфея, Корнилия, Лаврентия, Маркелла, Тихона-с приписками, что указывает на время после составления. При чем можно думать, что некоторые имена и не относятся к роду Митр. Тихона, как напр. княгиня Марфа и княжна Анна девица. После родов Архиепископов Тихона и Козмы, идет род боярина Князя Юрия Сицкого, далее род Архим. Спасского м. Кирилла, потом род бояр. Петра Урусова; род царя Бориса, кн. Феодора Трубецкого, окольничьего Василия Стрешнева, р. кн. Михаила Скопина-Шуйского, Кн. Володимера Долгорукова, кн. Петра Шуйского, (причем над именем кн. Петра надписано: Пожарский, а над именем Михаила-Чарьев), кн. Димитрия Полоцкого, кн. Меркурия-Щербатова, Бориса да Михаила Салтыковых, кн. Ивана Хворостина, кн. Григория Булгакова, кн. Симеона, Ушатова, Ивана В. Шереметева Большова, Романа Вердеревского, Богдана Сабурова, кн. Симеона Жарова, кн. Ряполовского, строителя Троицкого Сергиева монастыря Порфирия, кн. Ивана Воротынского, кн. Никиты Борятинского, дьяка Феодора Лихачева, Никиты Шушерина, Петра Головина, окольничего кн. Петра Львова, окольничего кн. Димитрия Долгорукого, Боярина Бориса Морозова. Ниже сего рода другим писанием означен князь Александр, а вверху надпись скорописью: „Генерал-майор Волконский, Казанский Губернатор», а с боку-1725 г. После родов кн. Ивана Шаховского Меньшова и Симеона Львова вписан род Иером. Седмиоз. п. Флавиана а далее опять идут роды более видных людей: думного дьяка Гавриила Деревнина, Ивана Перепелицына, Ивана Волынского, Веревкиных, Андрея Онучина, Норманских, Григория Вениаминова, Ивана Мамонина, Саввы Аристова, Ирины Ладожинской, приказного Бориса Остолопова. После значительного пропуска идут роды: дьяка Козмы Феодорова, Никанора Шульгина, государева дьяка Василия Чистова, митропол. дьяка Василия Борисова, дьяков: Андрея Галкина, Каллистр. Акинфиева, Артемия Волкова, Герасима Головина, Ивана Осипова. Все это ясно говорит, что тогда и чиновные люди были богобоязливые. И на всех их и во всем были значительные ранги, так что напр. роды подъячих пишутся и в Синодике через пропуск нескольких белых листов, а именно роды: Богдана Косолапова, Козмы Автономова, Игнатия Жданова, Прокофия Симеонова, Ивана Родионова, Петра Одинцова, Максима Чистого, Ивана Туманова и молодого подъячего Юрия Ламехова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

с толкованием; 16 нояб. – Евангелие Матфея с толкованием; 1 декабря – кн. прор. Наума, 2 дек. кн. прор. Аввакума, 3 дек. кн. прор. Софонии. 16 дек. кн. прор. Даниила, повести о Виле и Сусанне; 5 янв. кн. прор. Михея; 9 янв. кн. прор. Захарии, 21 янв. кн. прор. Ионы, 25 янв. Евавгелие Марка с толк.; 1 мая кн. прор. Иеремии, 6 мая – кн. Иова, 9 мая – кн. прор. Исайи с толков.: 15 июня – кн. прор. Амоса, 30 июня – Апостол с толков.; 21 июля – кн. прор. Иезекииля; 31 июля – Екклисиаст с толков.; 1 авг. – 1 и 2 кн. Маккавейские; 14 авг. – кн. пр. Михея, 20 авг, – 1 и 2 кн. Царств, Псалтирь с толк. Афанасия, Брунона и Феодорита. 184 Есть следы сербского происхождения этого перевода: мимоиде уже зима, пролетие же вниде, и зрим тварь всю ботеющу. Л. 57 об. 185 Послание ап. Павла к Евр.13:11 приводится так: повинуитеся игуменом вашим и покоряитеся. Особенный вид евангельского текста Учительного Евангелия обратил на себя внимание московских издателей этого Евангелия 1652 г., и они сделали попытку привести его к виду общепринятого текста. В послесловии к этому изданию (лл. 536 об. – 537) сказано, что в прежних трех выходах этой книги (1629, 1633, 1639 гг.), одни евангельские тексты были напечатаны согласно с чтением напрестольного евангелия, а другие несогласно с ним; и по благословению и свидетельству п. Иосифа и всего с ним собора ныне текст на 15 неделю издан согласно с евангелием напрестольным, а толкование на эту неделю взято из повседневного толкового печатного евангелия, а другое место взято из евангельских бесед св. Иоанна Златоустог о, предисловие же и нравоучение в конце оставлено прежнее. «К сему же да не усумнишися. православный читателю, егда обрящеши в книзе сей исправления речений, в клонениих изменения и другая таковая, и возмниттися нова быти самосмышлена, но несть сице: понеже за их святительским благословением со многих переводов свидетельствование исаравлена суть». 187 Перечень богослужебных книг московской печати этого времени собирается дать в описании Типографской Библиотеки А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010