Верю, что в селениях вечных все исполнилось так, как желал святитель. «Святой апостол Павел учит нас: “Братолюбие между вами да пребывает” (Евр. 13: 1), – продолжал рассказывать владыка. – Наряду с дружескими отношениями с архиереями Православных Церквей в Аргентине, я тепло вспоминаю встречи с примасом Католической Церкви покойным архиепископом Антонио кардиналом Каджано. Кардинал Антонио Каджано в Благовещенском кафедральном соборе Буэнос-Айреса. Вскоре после приезда в Буэнос-Айрес я пригласил 75-летнего кардинала как почетного гостя, заслужившего искреннее признание аргентинского народа, на праздничное богослужение в нашем Благовещенском соборе. Община отошедших от Матери-Церкви раскольников опубликовала в газете утверждение, что почтенный кардинал ошибся, придя на службу не к ним, а туда, куда ходить не следует. Незамедлительно монсеньор Антонио собственноручно написал в центральное печатное издание свой ответ: “Я питаю огромное уважение к Русской Православной Церкви, и пришел именно туда, куда хотел прийти”». В ходе беседы митрополит Никодим употреблял русский и иногда украинский языки. Улучив момент, я попробовал перейти на испанский, зная, что архипастырь освоил его в Аргентине. Было заметно, что владыка доволен. Далее мы общались по-испански. Я сообщил, что занимаюсь изучением присутствия русского Православия в Латинской Америке, и попросил благословения на продолжение исследований. Настало время для подарков. Я преподнес святителю альбом о святых местах Колумбии и свою книгу «Колумбия – неизведанная сокровищница» (Москва, 2006) Затем передал презент, изготовленный своими руками, – фотографию водопадов Игуасу с памятной надписью на испанском языке. Это фото я снял в минувшем июле. Вглядываясь в несущиеся потоки воды, я вспоминал ощущения владыки от поездки к знаменитым водопадам на границе Аргентины и Бразилии в 60-е годы: «Неумолчный гул, стоящий в этом месте и заглушающий все остальные звуки, сразу же пробудил в моей памяти выражение из “Откровения” Иоанна Богослова: “…шум вод многих” (Откр. 19, 6)» («Жребий, предначертанный Богом», с. 138).

http://pravmir.ru/beseda-po-ukrainski-i-...

Если в Священном Писании нет очевидного ответа на наш вопрос, как в такой ситуации узнать волю Божию? Для этого есть святая Церковь Божия. Необходимо пойти в Церковь и спросить совета у священника. Необходимо, чтобы совет был дан с обоснованием из Священного Писания и святых отцов. Это нужно не потому, что мы не доверяем священнику, а для того, чтобы мы учились, и в другой раз нам легче было бы сделать выбор. Бывают ситуации, когда священник не может ответить на наш вопрос. Это может происходить от того, что у священников разный духовный уровень или вопрос очень сложный. В этом случае первый священник должен направить человека к более опытному священнику (старцу) или епископу. Есть постановление Русской Православной Церкви от 1998 года, подтвержденное Архиерейским Собором 2000 года, по которому никто, включая старцев, не имеет в принудительном порядке назначать женихов или невест или отправлять в монастырь. Принудительная женитьба или монашество Богу не угодны, и они раньше никогда не практиковались, это изобретение нашего времени. Но бывают случаи, когда нет возможности пойти за советом к священнику или к старцу, а решить ситуацию нужно безотлагательно. В такой ситуации есть несколько способов узнать волю Божию. Первый способ основан на Священном Писании. Это жребий. Как мы знаем из Писания, святые апостолы избрали на место Иуды апостола Матфея по жребию. Они сделали все в строгом соответствии с Книгой Притчей: «В полу бросается жребий, по все решение его – от Господа» ( Притчи 16, 33 ). Как правильно бросать жребий? Чтобы бросать жребий, нужно знать, из чего ты выбираешь. Если, например, девушка бросает жребий «делать аборт или не делать»; «платить за квартиру или не платить», то Господь заранее такой жребий не благословляет. В таких ситуациях жребий бросать незачем. Его бросают в том случае, если есть несколько вариантов, каждый из которых не противоречит воле Божией, Священному Писанию , заповедям. Сначала молятся Господу: читают «Царю Небесный», Молитву Господню, – и затем или вытягивают из разных вариантов один (так выбирали патриарха Тихона), или бросают камешки. Таким образом мы узнаем волю Божию. Здесь есть важный момент: если мы сомневаемся, то должны трижды вытянуть жребий. Этот прямо библейский способ определения воли Божией основан на учении святых и ни в коем случае не является гаданием.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

и) Жребий Об употреблении жребия приводятся следующие соображения: «Господь Бог не дал обещания, что всякому бросающему жребий изъявит Свою волю. Если бы признать, что всякий жребий показывает волю Божию, то по делам не было бы нужно: ни рассуждать, ни собирать сведения, а только бросать жребий. Но Богу угодно, чтобы мы искали справедливого рассуждением, трудом и доброй волей. Если бы всякий подчинённый, по получении предписания начальства, бросал жребий, исполнить или не исполнить, и по жребию отказывался бы от исполнения, не мог бы существовать порядок. Итак, жребий употреблять позволительно только: 1) в деле важном, 2) в крайней необходимости, 3) при совершенном недостатке средств разрешить вопрос трудом, рассуждением и законом, 4) со страхом Божиим и верой» (19–1:23–24). Если жребий незаконен – «незаконное действие не привлекает воли Божией. Над ним есть только попущение Божие» (19–1:24) (Ср.:1:2). к) Шарлатанство Шарлатанство Святитель, безусловно, осуждает как опасное явление для духовной жизни. «Очень жаль того любопытства, которое хочет играть Юмом (спирит, шарлатан. – К. С.), забавляться необычайным и домогаться сокровенного. Почему знать, не захочет ли неизвестная сила наоборот играть играющими ею? Неприметно можно дойти до значительного проигрыша. Если искусство Юма есть не более, как тонкая хитрость – для чего предавать себя произволу тонкой хитрости? Если же Юм говорит, что он пользуется содействием; и если сему верят, то надобно принять в рассуждение, что есть духовный мир света, в котором живёт истина, но также есть духовный мир сумрака и тьмы, в котором мечта и ложь также имеют место, как в мире видимом, чувственном, хотя там иное знают, чего не знают здесь. Посему истинно духовные люди остерегают от любопытства входить в сообщение с духовным миром, как опасного» (19–2:77–78). л) Другое И другие наставления, советы мудрого Иерарха – и полезны, и интересны, и разнообразны: • «Никогда не разрешал я совершать Златоустову Литургию для поминовений или праздника в Великий пост ... Разрешал же я в пост Златоустову Литургию только в домовых церквах, по двум крайним нуждам: для рукоположения в священники, чтобы приходская церковь не оставалась бы долго пуста в такое время, и для приобщения многочисленных кадетов, которых вдруг к Субботе исповедать и в Субботу приобщить невместимо... Со­

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вопрос: Как Православная Церковь относится к обычаю бросать жребий? Можно ли руководствоваться для принятия важных жизненных решений результатом выпавшего жребия? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : В библейские времена часто использовался жребий для определения воли Божией. В Священном Писании говорится: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16: 33). Раз в год в в день очищения (Йом Кипур) первосвященник бросал жребий о двух козлах: «один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения» (Лев. 16: 8). Господь повелел по жребию разделить между коленами Израильскими землю Обетованную (см.: Нав. 18: 6–10). В этом сказалась Премудрость Божия. Завоеванная Ханаанская земля в климатической, географическом, хозяйственном и других отношениях отличалась большими контрастами. Были целые области совершенно непригодные для обитания (Иудейская пустыня). Другие области, напротив, были плодородные, отличались мягким теплым климатом, были близки к морю, как, например, Галилея. Могли возникнуть распри. Из истории печально известно, что самые болезненные и кровавые споры бывали из-за территорий. Поскольку все представители избранного народа знали, что способ деления жребием определил Господь Бог, и верили, что «все решение его (то есть жребия) – от Господа», то на протяжении 15-вековой истории Израиля ни разу не было между коленами недовольства своими уделами. С помощью жребия при Давиде были распределены чреды служения священников и левитов (см.: 1 Пар. 24: 5; 25: 8). Необходимо ясно видеть принципиальную разницу между жребием, к которому прибегают верные Господу люди после усиленной молитвы для решения вопросов, очень важных для жизни Церкви (избрание апостола Матфия (см.: Деян. 1: 21–26); Патриарха Тихона в самом начале русской смуты XX века) или народа (раздел Палестины по уделам), от тех случаев, когда определяется, какой шахматист будет играть белыми фигурами, или когда два мальчика решают, кому достанется оказавшаяся у них конфета. Все это – лишь технический прием, чтобы избежать споров и ссор. В этих случаях результат жребия бывает вероятностно-статистическим. В повседневной жизни у человека есть определенное пространство свободы в делах, которые никак не влияют на его жизнь. Тем более было бы кощунственно думать о воле Божией, когда разбойники по жребию делят награбленное.

http://pravoslavie.ru/30781.html

В ветхозаветной книге Притч сказано, что при решении важного вопроса бросали жребий и его решения считали от Господа: «В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа» (Притч. 16, 33). В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб В Новом Завете при выборе апостола на место отпадшего Иуды также руководствовались жребием. Жребий служения – то, что дается от Господа, и человек решает, принимать его или нет: «Мужи братья, надлежало исполниться Писанию, в котором Дух Святой предсказал устами Давида об Иуде, ставшем проводником для взявших Иисуса, потому что он был сопричислен к нам и получил жребий этого служения» (Деян. 1, 12–26). Слово «жребий» имеет следующие значения «доля, судьба, удел, кусок» . Так, святитель Тихон принял жребий служения, которое предполагало лишения и даже смерть, что святитель прекрасно осознавал, – и все равно принял Божию волю и покорился ей. В конце тропаря мы обращаемся к святителю с целым рядом молитвенных просьб. Мы просим сохранить в тишине Русскую Церковь, отпавших от православной веры снова вернуть к ее Животворящему Источнику, сохранить мир в стране и попросить у Бога благодать для приобретения мира. Святитель Тихон стал Патриархом в сложное для России время, когда стало ясно, кто является истинным чадом Церкви, а кто – ее предателем. Спустя 2000 лет Церковь сияет своими святыми мучениками, которые готовы умирать за Христа и не предавать его. Святитель Тихон является истинным пастырем своих чад, поскольку он не отказался от них и не отказался от жребия, который выпал на его долю, а именно – исповедания Христа в годы гонений, смерти от рук гонителей. В награду он прославлен Господом в лике святых. Рейтинг: 10 Голосов: 189 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина 8 октября 2021, 16:40 Интересно было бы узнать, кто составил службу Святителю Тихону. Очень мощный и красивый текст. Сегодня служили Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/142208.html

Потому день умилостивления длится до заката солнца (ср. Лев.11:25 ), то есть до того, как наступит конец мира. Таким образом, мы стоим «у дверей» (ср. Иак.5:9 ), ожидая нашего Первосвященника, задержавшегося «во Святое Святых», то есть «пред Отцем» (ср. 1Ин.2:1 ), умилостивляющего за грехи «ожидающих Его во спасение» (ср. Евр.9:28 ), а не за грехи всех ожидающих. Ибо не умилостивляет Он за тех, на которых выходит жребий козла, которого отпускают «в пустыню» (ср. Лев.16:9–10 ). Умилостивляет Он только за тех, которые суть жребий Господень, ожидающие «у дверей», которые не отходят «от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (ср. Лк.2:37 ). Или ты думаешь, что если ты приходишь в Церковь лишь по праздникам, без должного внимания слушаешь слово Божье, не совершаешь дел, предписанных заповедями, то тебе может выпасть жребий Господа? Но мы надеемся, что, услышав это, вы постараетесь не только слушать слова Божьи в церкви, но и применять их дома в делах своих «и о законе Его» размышлять «день и ночь» (ср. Пс.1:2 ); ибо и там Христос, и везде Он есть для тех, кто ищет Его. Потому и повелевается в законе, чтобы мы размышляли о нем, когда идем по дороге и когда сидим дома и когда лежим на ложе и когда встаем с него; это и значит ожидать у дверей Первосвященника, Который задерживается «во Святое Святых», и соделаться жребием Господа. 6 . Но пусть слышащий не принимает сказанное о жребии так, будто жребием названо то, что совершается между людьми случайно, а не обдуманно. Жребий Господа следует понимать как избрание Господа или часть Господа, и, напротив, жребий отсылаемого в пустыню надлежит принимать как ту часть, которую Господь отвергает и отбрасывает за ее ненадобностью. Ибо в самом словосочетании «козел отпущения» содержится более глубокий смысл отвержения и оставления. Из него мы также можем понять, что, например, если дурные помыслы закрадываются в твое сердце, желание чужой жены или имущества ближнего твоего, то понимай такие побуждения сразу как жребий козла отпущения и без промедления отбрасывай их и вырывай из своего сердца. А как их вырвать? Если есть у тебя рука подготовленного человека (ср. Лев.16:21 ), то есть если у тебя в руках Божественное чтение, а перед глазами твоими – Божии повеления, тогда окажешься ты поистине «подготовленным», чтобы отстранить и отбросить от себя все, что от другого жребия. Если в твоем сердце поднялся гнев; если ревностью, если завистью, если злобой «запинал» ты «брата своего» (ср. Ос.12:3 ), будь «подготовлен», чтобы отвергнуть, отбросить и отослать их «в пустыню». Но если возникают в твоем сердце думы о том, «как угодить Богу» (ср. 1Кор.7:34 ), о милосердии, о справедливости, о благочестии, о мире, то они от жребия Господа, они приносятся к жертвеннику Бога; Первосвященник принимает их и в них примиряет тебя с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» vera.vesti.ru. Вопрос: Моя жена прочитала в книге «Защити свой дом» совет старца Саввы: «При разрешении недоуменных вопросов тянуть жребий после молитв». Таким образом, моя жена выкинула много одежды и вещей из дома. И даже при покупке новых вещей она читает молитвы и тянет жребий, покупать эту вещь или нет. Правильно это или нет? Митрополит Иларион: Конечно, это неправильно, ведь нельзя доводить хороший совет до абсурда. Если старец Савва говорил подобные вещи, то, может быть, речь шла о каких-то очень сложных жизненных ситуациях, в которых человек не знает, как поступить, и тогда он может помолиться и бросить жребий. Но в бытовых вопросах жребий тянуть не следует, потому что любое решение человек должен принимать самостоятельно. Да, нужно помолиться перед принятием решения, но жребий во многом подобен гаданию, ведь человек снимает с себя ответственность за то или иное решение и на кого он эту ответственность возлагает — непонятно. Ни в коем случае нельзя сказать, что если жребий брошен, значит, свершилась воля Божия. Бог не действует магически или автоматически. И Он не желает, чтобы человек снимал с себя ответственность за решения как важных вопросов, так и малозначительных бытовых. Рейтинг: 9.4 Голосов: 155 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Александр Матвеев 28 апреля 2017, 13:33 Очень интересная беседа и ... " забавная " !!! Автор статьи " плохо " осознаёт (или вообще не понимает) с Кем говорит. Только " отчасти " воцерковленные люди (подобно мне самому) иногда осознают, что наши церковные пастыри вообще-то совсем другие люди. Они живут в Благодати Господа!!! Недаром, даже " незначительной " беседы со священником достаточно, чтобы отойдя от него почувствовать какое-то в себе преображение. На самом деле, великий духовный и гражданский (!) подвиг совершают эти люди, когда выслушивают наши дикие вопросы и пытаются дать советы в наших диких проблемах. Наркомания среди школьников, суицид в подростковой среде, сексуальная развращенность и т.п.

http://pravoslavie.ru/103057.html

Церковь , Тело Христово, как и всякий принимающий святое Крещение, облекается в Его не разделенный, не разрезанный бессмысленно, а сохранивший свое предназначение как нижней одежды Христов хитон. Об этой одежде «метали жребий». Что такое жребий? Для воинов-язычников это было случайное указание на одного из них. Мы знаем, что жребий бросали и апостолы – когда Иуда после своего дела удавился, они избрали двоих и, помолившись, бросили о них жребий (см.: Деян. 1: 26 ). В Ветхом Завете часто говорится об указании на Божью волю, когда люди, бросая жребий, уповали на высшую и благую власть над собой. Кому достался Христов хитон, тоже показал жребий, поэтому и здесь в каком-то смысле была высшая воля. Мы не знаем судьбы этой одежды. Туринскую плащаницу, о подлинности которой постоянно идут дискуссии, западная христианская традиция считает полотном, в которое было завернуто мертвое Тело Христа. Но это не та одежда, которая прилегала к Его Телу при жизни. Что касается Христова хитона, то он был цельнотканый, состоял не из сшитых кусочков и таковым остался, как бы символизируя цельность Тела Христа – Церкви Божьей, облеченной в Его земной хитон. Хитон – земная одежда Христа, и  Церковь имеет свое земное бытие. Мы составляем собой земную Церковь и в ней воссоединяемся с Церковью небесной как бы в таинстве «соприкосновения». Подобно тому, как земной хитон облекал Пречистое Христово Тело, мы – земная Церковь – соприкасаемся с Ним и становимся Его частью. Только вместе разные члены могут составлять единое тело; нельзя одну часть отделить от другой, – по отдельности они не будут функционировать. Так и разрезанная одежда уже не одежда, а просто тряпка, которая не годится для облачения в нее человеческого тела. Неразделенный Христов хитон навсегда остался человеческой одеждой Христа. Церковь особо празднует событие принесения и «положения ризы» – хитона Христа, сохраненного, согласно преданию, легионером из Грузии. Молитвенно вспоминая событие положения ризы Христа, Его нижней одежды, мы как бы соприкасаемся с чем-то глубоко интимным – через ту одежду, что облекала Его Пречистое Тело, мы таинственно обретаем в Нем очертания подлинного человеческого образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

Ростовскому един жребий вынуть. И Варлаам из тех трех жребиев, пред всем собором, вынял един, и держал в руце; а два, которые осталися в панагии, отложиша, и велеша те оставшия два жребия блюсти до времене. А потом положиша в ту ж панагию другия три жребия, и поставиша и начаша пети пред тою иконою пречистые Богородицы на пелен молебен. Вторую статъю Успения пресвятыя Богородицы, да святым Апостолом; а Евангелие чел и молитву Богородице: О всемилостивая ecu Богородице Владычица! по совету всего освященного собора, говорил Серапион Митр. Сарский, я вынял такожде из вторых трех жребиев един жребий, и держал в руке, а два жребия оставшии отложиша и даша блюсти их до времени. А потом митрополит Афоний, со всем освященным собором повелеша положити в туже святую панагию Митр. Варлааму и Митр. Серапиону оба жребии, которыя они выняли, коемуждо свой жребий, который кто вынял. И они те два жребия в панагию положиша и поставиша пред тою же чудотворною иконою Богородицы на пелене, и пели всем собором молебен. Третью статью пречистей Богородице акафист и святым чудотворцам московским Петру, Алексею и Ионе; а Евангелие чел и молитву, яже по акафисте говорится: Приими, о всемилостивая Владычице Богородице, говорил Серапион Архиеписк. Суздальский, и вынял, по совету всего освященного собора, из панагии из тех же из двух жребиев един жребий и поднес его Митроп. Афонию. И он со всем освященным собором, пред всеми же ту стоящими, той жребий, который изволил Бог и пресвятая Богородица быти патриархом, отдаша, не распечатывая,  за тою же царскою печатию, Боярину князю Львову. Он же поднесе, его ко благочестивому Государю Михаилу Феодоровичу. Великий же Государь с радостию принял от Боярина той жребий, пред всем царский синклитом распечатал и узрел, яко благослови Бог и пречистая Богородица быти патриархом Иосифу Архимандриту Симонова монастыря. (Там же, стр. 230–236). Неизвестно, что говорил при этом Патриарх Адриан; другие же патриархи цроизносили речи Государю, после объявления им об избрании их на патриарший престол; такую речь говорили например патр.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Церковь , Тело Христово, как и всякий принимающий святое Крещение, облекается в Его не разделенный, не разрезанный бессмысленно, а сохранивший свое предназначение как нижней одежды Христов хитон. Об этой одежде «метали жребий». Что такое жребий? Для воинов-язычников это было случайное указание на одного из них. Мы знаем, что жребий бросали и апостолы – когда Иуда после своего дела удавился, они избрали двоих и, помолившись, бросили о них жребий (см.: Деян. 1:26 ). В Ветхом Завете часто говорится об указании на Божью волю, когда люди, бросая жребий, уповали на высшую и благую власть над собой. Кому достался Христов хитон, тоже показал жребий, поэтому и здесь в каком-то смысле была высшая воля. Мы не знаем судьбы этой одежды. Туринскую плащаницу, о подлинности которой постоянно идут дискуссии, западная христианская традиция считает полотном, в которое было завернуто мертвое Тело Христа. Но это не та одежда, которая прилегала к Его Телу при жизни. Что касается Христова хитона, то он был цельнотканый, состоял не из сшитых кусочков и таковым остался, как бы символизируя цельность Тела Христа – Церкви Божьей, облеченной в Его земной хитон. Хитон – земная одежда Христа, и Церковь имеет свое земное бытие. Мы составляем собой земную Церковь и в ней воссоединяемся с Церковью небесной как бы в таинстве «соприкосновения». Подобно тому как земной хитон облекал Пречистое Христово Тело, мы – земная Церковь – соприкасаемся с Ним и становимся Его частью. Только вместе разные члены могут составлять единое тело; нельзя одну часть отделить от другой, – по отдельности они не будут функционировать. Так и разрезанная одежда уже не одежда, а просто тряпка, которая не годится для облачения в нее человеческого тела. Неразделенный Христов хитон навсегда остался человеческой одеждой Христа. Церковь особо празднует событие принесения и «положения ризы» – хитона Христа, сохраненного, согласно преданию, легионером из Грузии. Молитвенно вспоминая событие положения ризы Христа, Его нижней одежды, мы как бы соприкасаемся с чем-то глубоко интимным – через ту одежду, что облекала Его Пречистое Тело, мы таинственно обретаем в Нем очертания подлинного человеческого образа. Покров смирения

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/bog-i-s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010